Краснофлотец. 1945, январь.

74 января 1945 г., N* 11 (2083j) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц МОГУЧЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ Комсомольцы — организаторы работы с книгой СТРАСТНЫЙ ПАТРИОТ И ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ Наша молодежь любит асавое. Зркие олово художественного арои.:ведения. Книга является верным другом советского моря- %&, его постоянный спутником в боевой жизни. Отправляясь в що- ход. краснофлотец всегда найдет время забежать в библиотеку, чтобы в::ять с собой книгу и там, в море, вьсбрав свободную мину­ ту. почитать. Особенно большой интерес проявляет молодежь фло-та к про­ изведениям. в которых рассказы­ вается о героический борьбе со­ ветского парода против гитлеров­ ских захватчиков. Мало найдется людей, не читавших такие кни­ га. как «Зоя» М. Алигер. «Раду­ га» В. Василевской, «Сын» Ан­ токольского. «Непокоренные» и -'•Алексей Куликов — боец» Б. Горбатова. Проивведения о под^ вигах советских людей, о Великой Отечественной войне нашего на­ рода стали настольными книга­ ми молодых моряков. В них они видят пример для себя, дела и борьба’ героев этих произведений воодушевляют на подвиги. Вот почему повседневная рабо­ та с книгой является одной из важнейших задач каждой комсо­ мольской организации. Жизнь подсказала нам много самых раз­ нообразных форм и методов этой работы. Проводятся открытые комсомольские собрания, посвя­ щенные книге, устраиваются встречи с писателями, литера­ турные вечера, обсуждения от­ дельных произведений, читатель­ ские конференции. Широкие раз­ меры приняло шефство комсо­ мольских организаций над биб­ лиотеками. Сколько инициативы, выдум­ ки, сколько интересного и увле­ кательного в этой благодарной работе! Перед каждой комсомоль­ ской организацией поистине аеограничениьге возможности, широкое ноле деятельности. Стоит только взяться за дело с огоньком. Хорошим примером в этом от­ ношении может служить комсо­ мольская организация, где ком­ соргом старшина 1-й статьи т. Купцов. Продвижение в массы модп]ежи художественной лите­ ратуры стало здесь важнейшим воспитательной рабо­ ты. К о мсом о льская орга иизация ■решила устроить обсуждение книги R. Горбатова «Алексей Куликов — боец». Задолго до намеченного дня начали гото­ виться 'К вечеру. Выл составлен план подготовки. Вместе с членами бюро и ак­ тивом комсорг наметил пять ос­ новных тем: 1. Алексей Куликов побеждает п своей душе смерть. 2. Алексей Куликов приходит в ярость. 5. Алексей Куликов стоят на­ смерть. По этим темам выделили до­ кладчиков. составили рекоменда­ тельный список дополнительной литературы. На совещании ком­ сомольского актива комсорг дал конкретное задание каждому ак­ тивисту. Активисты организова­ ли читку книги. За несколько дней до обсуждения на' бюро об­ судили тезисыдокладов. Ленинская комната, в которой цроходилр обсуждение, была ху­ дожественно оформлена: вывеше­ ны витрины о зверствах немцев, о героизме советских бойцов, написаны лозунги и выдержки из произведений о советском патриотизме. Хорошая подготовка сказалась на деле. Пять часов длилось «об­ суждение книги. Это 5ыл горя­ чий. оживленный обмен мнения­ ми молодых краснофлотцев. Особенно содержательным был доклад члена комсомольского бк> 1 и> т. Шевельковой на тсогу: «Алексей Куликов убивает пре­ дателя». Шевелькована основе ряда исторических примеров на­ казала, «ак русский народ всей своей душой ненавидит и прези­ рает предателей Родины. Она напомнила эпизод m повести Го­ голя «Тарас Бульба», когда Та­ рас. обращаясь к своему сыну Андрею, перешедшему па сторону поляков, говорит: «Стой ине ше­ велись! Я тебяпородил, я тебяи убью!» Умело использовала Шевель­ кова в своем докладе тажие про­ изведения. как «Беглец» Лер­ монтова, «Убей зверя» А. Тол­ стого и др. Она показала, как высоко чтит наш народ верных борцов за рвою Родину. Героиче­ ские подвиги матроса Удалого, -североморца. Сивкова, Зои Космо­ демьянской наш народ навсегда сохранит в своей памяти. Хорошо сделал доклад а ком­ сорг т. Купцов. Он глубоко и со­ держательно пожазал, как в по­ вести Горбатова раскрывается идея советского патриотизма. После докладов выступили чи­ татели,многиеиз них участники боев. Вот что сказал 'краснофло­ тец Левашов: ^ — То, что говорится в книге Горбатовао Куликове, пережили все наши воины. В боях я видел, как меняется облик человека, как закаляется его воля. JB огне сражений люди приобретают драгоценные качества— бесстра­ шие и презрение к смерти, ка­ чества, которые обеспечивают нам победу. Вечер оставил большое впе­ чатление у его участников. Значительно возрос литорее к книге. Достаточно сказать,что К (50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА 151-1945 г «Грибоедов принадлежит к са-| лей и светских «комедий, которые 3. Алмссок предателя. 4. Алексей в партию. после проведенного обсуждения Куликов убивает !число читателей библиотеки уве­ личилось па 67 человек. Капитан-лейтенант С. ЕРМАКОВ. Ъ - --- ----------------------------- Куликов вступает Инициатива комсомольцев На корабле, где к-™сортов т. а г» 1 [ ов , к ocvrc ом ал ь и м я \\ л я ю т с я trir и ц [гаторами культу ри о-т гео- пых мопопртгятггГг. Кр \\ •5Флотел т. Голобородысо организовал гоахматшый туря ио , « которо-м принимает участно половина ж и;I а :ка. К ом-с (им о ль п > •> 10;?и и и Чочит решили обучить игре* на струнных инструментах весь личный состав. С этойдолью они организовали кружок. Комсомольегс дя орга и изация устраивает культпоходы и театр, в к кнъ, проводит экскурсии № другие шрабли, организует ш>- ссишшиа лопций. Т. ГРИГОРЬЕВ. мым могучим проявлениям русско­ го духа», — сказал Белинский. И действительно, по силе своего ума, по яркости дарований, по разнообразию познаний и высоте своего творчества Грибоедов зани­ мает в русской литературе одно из первых мест. Он создал непрев­ зойденный образец русской стихо­ творной комедии, сумев сочетать социальную сатиру с подлинным психологическим драматизмом и глубоким лирическим чувством. Его герой стоит до сих пор в ря­ ду самых сильных и благо­ родных образов русской ли­ тературы, отмеченных при этом чертами неотразимого ума и блестящего дара сло­ ва. Он, несомненно, несет на себе отпечаток личности своего автора. Грибоедов был одним из образованнейших людей сво­ его времени. Он учился на трех . факультетах Москов­ ского университета, был кандидатом словесных наук и прав, готовился к испы­ танию на степень доктора математических иестествен­ ных наук, углубленно зани­ мался русской историей, географией, археологией, восточной филологией, сла­ вяноведением. Он был вы­ дающимся лингвистом, изу­ чал санскрит, превосходно владел французским, немец­ ким. английским, итальян­ ским. арабским, турецким и персидским языками. А между тем, жизнь не дала ему возможности со­ средоточиться исключитель­ но на литературной или научной деятельности, о чем он мечтал в свои юные годы. Гри­ боедов поступил на службу в коллегию иностранных дел. Вско­ ре он выдвинулся на государ­ ственном поприще и стал выдаю­ щимся политическим деятелем, с широкой программой и смелыми замыслами. Его дипломатическая борьба на зостоке или экономиче­ ские планы, вроде проекта уч­ реждения Российской закавказ­ ской компании, поражают своей инициативой и размахом. В Пе­ тербурге считали, что Грибоедов один заменял на своем диплома­ тическом посту целую армию. Это был страстный патриот, вы­ ше всего ставивший достоинства и величие своей родины. Неудиви­ тельно, что уже в 1828 году, трид­ цати трех лет отроду, Грибоедов назначается полномочным послан­ ником в Персию. Блестящая государственная дея­ тельность нисколько не снижала передовых политических воззретш Грибоедова. Он был близок к де­ кабристам, дружил с Рылеевым, Бестужевым, Кюхельбекером, Одо­ евским, считался в их среде сво­ бодомыслящим. Он разделял их убеждения о необходимости па­ дения рабства в России, гласном суде, свободном книгопечатании. В 1826 г. он даже был привлечен к следствию по делу декабристов. Но едва ли не ярче всего ока­ залась в Грибоедове его артисти­ ческая натура. Он страстно лю­ бил музыку, был превосходным пианистом-импровизатором, дру­ жил с крупнейшими композитора­ ми своей эпохи — Глинкой, Вер- стоаским. Алябьевым. Он инте­ ресовался теорией музыки и сам (занимался композицией: сохрани­ лись два вальса, им нагтисатгные. Он был превосходным знатоком классической музыки. Моцарт, Бетховен. Гайдн и Вебер были его любимцами. Такой же страстью Грибоедова был театр. Он был отличным чте­ цом и актером-лиобителем. «Без фарсов, без подделок он умел дать разнообразие каждому лицу и от­ тенить каждое счастливое выра­ жение», — пиеэл его друг Бесту­ жев. Он восхищался Шекспиром и послужили ему школой для его гениальной драматургической поэмы. Шедевр русской комедии был написан настоящим поэтом. «По­ эзия! Люблю ее без памяти, страстно», — писал в одном из своих писем Грибоедов. Ему были хорошо знакомы крупнейшие яв­ ления мировой поэзии, а из отече­ ственных авторов он особенно лю­ бил Жуковского. Батюшкова, Пушкина. Он оставил ряд стихо- ностыо своего поэтического сте­ ля. Перед нами московское обще­ ство начала 19 века — «Грибое­ дове ка я Москва» — высший дво­ рянский круг с его сплетня**, карьеризмом, лицемерием, ханже­ ством, ненавистью к просвещению. Грибоедов навеки заклеймил * S )«x сверкающих диалогах « п а ­ дшего житья подлейшие черты*. Мяога* типыбвссцертной комедии как известно^ евдеаны с натур». Сам Гриб^едаШ [узорил, что ввел в сао(р хомедя^ «портреты* ш пьеса, поражающая глубине^ Расиным. Сам он рано начал про- личной драмы, широтой csvoero бо-зать свои силы в жанре водеви- социального охвата, закончен-1 творных фрагментов, подготовив- Придал /grддатвенну1о тшиге- нос г!" подлинным лицам. Са- идоведоикн узнавали а Чац­ ком, например, самого авто­ ра пьесы, а еще более из­ вестного философа, друга Пушкина, Чаадаева; в Фа­ мусове — дядю автора, из­ вестного московского туза Алексея Федоровича Гр*, боедова; в Скалозубе — Паскевича или Аракчеева; & княгине Марье Алексеенвге — знаменитую Голицин?., мать московского генерал- губернатора... Это была га­ лерея современников, во­ площенная в бессмертных сценических образах. <гИ* физиономии, изображающее различные оттенки москов­ ского быта, так верно схва­ чены, так резко обрисованы, так счастливо поставлены,— писал уже в 1830 г. москов­ ский профессор Надеж­ дин. — что невольно засма­ триваешься, признаешь под­ линники и хохочешь». Замечательный художник- реалист полностью сказал­ ся в создании этого груп­ пового портрета целого об­ щества. Широкая социальная тина, нарисованная Грибоеда* вым. носила острый сатириче­ ский отпечаток и предстлвл** ла собою в целом, как уже отме- чали современники, настоящую политическую комедию. В пьесе явственно звучали отголоски идей­ ной жизни эпохи декабрнсто». Впоследствии «Горе от ума» при­ знали первой социальной пьесой русского репертуара именно по­ тому, что она была неразрывна связана с устремлениями и завет­ нейшими чаяниями тайных об­ ществ александрозоко(Ю времен*. Главный герой комедии Чацажй принадлежит к передовому крыл* тогдашней русской молодежи. Т й ~ писали о нем Герцен, Достоев­ ский. «критик Аполлон Григорьев, историк Ключевский и многие другие. «Фигура Чацкого, меланхоличе­ ская, ушедшая * в свою иронии^ трепещущая от негодования и пол­ ная мечтательных идеалов, появ­ ляется в последний момент цар­ ствования Александра накануне возмущения на Исааюиевоко® площади. Это — декабрист», — писал А. И. Герцен. И мы энаем, что знаменитые монологи Чац­ кого с его обвинениями крепост­ нического барства, придворные нравов, бюрократии и скалозубов- щины так же отвечают (програмве декабристов, как и его защита национального достоинства, само­ бытной русской культуры и род­ ного языка- Недаром один кз вождей 60-х годов ДобролнхЬ** признавался, что в молодости ом хотел походить на Чацкого. Герой Грибоедова — подлин­ ный представитель передового по­ коления, защищающий его прав* на независимую . и глубоку® мысль, — он приветствует совре­ менных юношей, которые стрем*гг- сн «в науки вперять ум, алчущая познаний», отдаваться сискусствам творческим, высоким и прекрас­ ным». Чацкий, как н его созда­ тель Грибоедов — поэт, мысли­ тель. писатель, оратор. лучший к даровитойншй представитель ших гибкий и блестящий стих «Горе от ума». Исключительная одаренность Грибоедова об#ясняет его личную драму. Егч> независимый ум и бле­ стящие таланты не находили в тогдашних условиях русской жиз- *ни простора для своего свободно­ го развития. По словам Пушкина, «способности человека государ­ ственного оставались без употреб­ ления. талант поэта был не приз­ нан». Грибдедов пережил до кон­ ца драму блестящего интеллекта, скованного тяжкими условиями своего «жестокого века». Он лич­ но испытал страдание выдающего, ся художника, не понятого совре­ менниками. — он до конца пере­ жил трагедию гения, развернув­ шего свою творческую мощь вду­ ховной пустыне самодержавного государства и крепостнического общества. «Мучение быть пламенным меч­ тателем в краю вечных снегов»,— писал Грибоедов. Из таких лич­ ных ощущений автора вырастала знаменитая комедия. Уже в студенческие годы Гри­ боедов читал товарищам отрывки из задуманной им большой пьесы, но только в !820 г.. находясь в Тавризе, Грибоедов приступает вплотную к разработке своего раннего ззмысла. На чужбине он вспоминает «прошлое, свою родную Москву, ее пустое светское об­ щество, свою затерянность и оди­ ночество в нем и находит в этих личных воспоминаниях превос­ ходный материал для драмы. В 182!— 1823 гг., служа в Тиф­ лисе дипломатическим секрета­ рем при Ермолове, Грибоедов пи­ шет первые акты «Горе от ума». Весною 1823 г. он получает от­ пуск в Москву, где снова вра­ щается в светском кругу, наново изучает его нравы, а летом в име­ нии своего друга Бегичева шипег последние акты комедии. Но только летом 1824 г. и Петербур­ ге он закапчивает свое произве­ дение. , Около четырех лег длился этот упорный труд взыскательного ху­ дожника над своим великим тво­ рением. Из-под пера его вышла (Окончание см. на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz