Краснофлотец. 1945, январь.
74 января 1945 г., N* 11 (2083j) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц МОГУЧЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ Комсомольцы — организаторы работы с книгой СТРАСТНЫЙ ПАТРИОТ И ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ Наша молодежь любит асавое. Зркие олово художественного арои.:ведения. Книга является верным другом советского моря- %&, его постоянный спутником в боевой жизни. Отправляясь в що- ход. краснофлотец всегда найдет время забежать в библиотеку, чтобы в::ять с собой книгу и там, в море, вьсбрав свободную мину ту. почитать. Особенно большой интерес проявляет молодежь фло-та к про изведениям. в которых рассказы вается о героический борьбе со ветского парода против гитлеров ских захватчиков. Мало найдется людей, не читавших такие кни га. как «Зоя» М. Алигер. «Раду га» В. Василевской, «Сын» Ан токольского. «Непокоренные» и -'•Алексей Куликов — боец» Б. Горбатова. Проивведения о под^ вигах советских людей, о Великой Отечественной войне нашего на рода стали настольными книга ми молодых моряков. В них они видят пример для себя, дела и борьба’ героев этих произведений воодушевляют на подвиги. Вот почему повседневная рабо та с книгой является одной из важнейших задач каждой комсо мольской организации. Жизнь подсказала нам много самых раз нообразных форм и методов этой работы. Проводятся открытые комсомольские собрания, посвя щенные книге, устраиваются встречи с писателями, литера турные вечера, обсуждения от дельных произведений, читатель ские конференции. Широкие раз меры приняло шефство комсо мольских организаций над биб лиотеками. Сколько инициативы, выдум ки, сколько интересного и увле кательного в этой благодарной работе! Перед каждой комсомоль ской организацией поистине аеограничениьге возможности, широкое ноле деятельности. Стоит только взяться за дело с огоньком. Хорошим примером в этом от ношении может служить комсо мольская организация, где ком соргом старшина 1-й статьи т. Купцов. Продвижение в массы модп]ежи художественной лите ратуры стало здесь важнейшим воспитательной рабо ты. К о мсом о льская орга иизация ■решила устроить обсуждение книги R. Горбатова «Алексей Куликов — боец». Задолго до намеченного дня начали гото виться 'К вечеру. Выл составлен план подготовки. Вместе с членами бюро и ак тивом комсорг наметил пять ос новных тем: 1. Алексей Куликов побеждает п своей душе смерть. 2. Алексей Куликов приходит в ярость. 5. Алексей Куликов стоят на смерть. По этим темам выделили до кладчиков. составили рекоменда тельный список дополнительной литературы. На совещании ком сомольского актива комсорг дал конкретное задание каждому ак тивисту. Активисты организова ли читку книги. За несколько дней до обсуждения на' бюро об судили тезисыдокладов. Ленинская комната, в которой цроходилр обсуждение, была ху дожественно оформлена: вывеше ны витрины о зверствах немцев, о героизме советских бойцов, написаны лозунги и выдержки из произведений о советском патриотизме. Хорошая подготовка сказалась на деле. Пять часов длилось «об суждение книги. Это 5ыл горя чий. оживленный обмен мнения ми молодых краснофлотцев. Особенно содержательным был доклад члена комсомольского бк> 1 и> т. Шевельковой на тсогу: «Алексей Куликов убивает пре дателя». Шевелькована основе ряда исторических примеров на казала, «ак русский народ всей своей душой ненавидит и прези рает предателей Родины. Она напомнила эпизод m повести Го голя «Тарас Бульба», когда Та рас. обращаясь к своему сыну Андрею, перешедшему па сторону поляков, говорит: «Стой ине ше велись! Я тебяпородил, я тебяи убью!» Умело использовала Шевель кова в своем докладе тажие про изведения. как «Беглец» Лер монтова, «Убей зверя» А. Тол стого и др. Она показала, как высоко чтит наш народ верных борцов за рвою Родину. Героиче ские подвиги матроса Удалого, -североморца. Сивкова, Зои Космо демьянской наш народ навсегда сохранит в своей памяти. Хорошо сделал доклад а ком сорг т. Купцов. Он глубоко и со держательно пожазал, как в по вести Горбатова раскрывается идея советского патриотизма. После докладов выступили чи татели,многиеиз них участники боев. Вот что сказал 'краснофло тец Левашов: ^ — То, что говорится в книге Горбатовао Куликове, пережили все наши воины. В боях я видел, как меняется облик человека, как закаляется его воля. JB огне сражений люди приобретают драгоценные качества— бесстра шие и презрение к смерти, ка чества, которые обеспечивают нам победу. Вечер оставил большое впе чатление у его участников. Значительно возрос литорее к книге. Достаточно сказать,что К (50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА 151-1945 г «Грибоедов принадлежит к са-| лей и светских «комедий, которые 3. Алмссок предателя. 4. Алексей в партию. после проведенного обсуждения Куликов убивает !число читателей библиотеки уве личилось па 67 человек. Капитан-лейтенант С. ЕРМАКОВ. Ъ - --- ----------------------------- Куликов вступает Инициатива комсомольцев На корабле, где к-™сортов т. а г» 1 [ ов , к ocvrc ом ал ь и м я \\ л я ю т с я trir и ц [гаторами культу ри о-т гео- пых мопопртгятггГг. Кр \\ •5Флотел т. Голобородысо организовал гоахматшый туря ио , « которо-м принимает участно половина ж и;I а :ка. К ом-с (им о ль п > •> 10;?и и и Чочит решили обучить игре* на струнных инструментах весь личный состав. С этойдолью они организовали кружок. Комсомольегс дя орга и изация устраивает культпоходы и театр, в к кнъ, проводит экскурсии № другие шрабли, организует ш>- ссишшиа лопций. Т. ГРИГОРЬЕВ. мым могучим проявлениям русско го духа», — сказал Белинский. И действительно, по силе своего ума, по яркости дарований, по разнообразию познаний и высоте своего творчества Грибоедов зани мает в русской литературе одно из первых мест. Он создал непрев зойденный образец русской стихо творной комедии, сумев сочетать социальную сатиру с подлинным психологическим драматизмом и глубоким лирическим чувством. Его герой стоит до сих пор в ря ду самых сильных и благо родных образов русской ли тературы, отмеченных при этом чертами неотразимого ума и блестящего дара сло ва. Он, несомненно, несет на себе отпечаток личности своего автора. Грибоедов был одним из образованнейших людей сво его времени. Он учился на трех . факультетах Москов ского университета, был кандидатом словесных наук и прав, готовился к испы танию на степень доктора математических иестествен ных наук, углубленно зани мался русской историей, географией, археологией, восточной филологией, сла вяноведением. Он был вы дающимся лингвистом, изу чал санскрит, превосходно владел французским, немец ким. английским, итальян ским. арабским, турецким и персидским языками. А между тем, жизнь не дала ему возможности со средоточиться исключитель но на литературной или научной деятельности, о чем он мечтал в свои юные годы. Гри боедов поступил на службу в коллегию иностранных дел. Вско ре он выдвинулся на государ ственном поприще и стал выдаю щимся политическим деятелем, с широкой программой и смелыми замыслами. Его дипломатическая борьба на зостоке или экономиче ские планы, вроде проекта уч реждения Российской закавказ ской компании, поражают своей инициативой и размахом. В Пе тербурге считали, что Грибоедов один заменял на своем диплома тическом посту целую армию. Это был страстный патриот, вы ше всего ставивший достоинства и величие своей родины. Неудиви тельно, что уже в 1828 году, трид цати трех лет отроду, Грибоедов назначается полномочным послан ником в Персию. Блестящая государственная дея тельность нисколько не снижала передовых политических воззретш Грибоедова. Он был близок к де кабристам, дружил с Рылеевым, Бестужевым, Кюхельбекером, Одо евским, считался в их среде сво бодомыслящим. Он разделял их убеждения о необходимости па дения рабства в России, гласном суде, свободном книгопечатании. В 1826 г. он даже был привлечен к следствию по делу декабристов. Но едва ли не ярче всего ока залась в Грибоедове его артисти ческая натура. Он страстно лю бил музыку, был превосходным пианистом-импровизатором, дру жил с крупнейшими композитора ми своей эпохи — Глинкой, Вер- стоаским. Алябьевым. Он инте ресовался теорией музыки и сам (занимался композицией: сохрани лись два вальса, им нагтисатгные. Он был превосходным знатоком классической музыки. Моцарт, Бетховен. Гайдн и Вебер были его любимцами. Такой же страстью Грибоедова был театр. Он был отличным чте цом и актером-лиобителем. «Без фарсов, без подделок он умел дать разнообразие каждому лицу и от тенить каждое счастливое выра жение», — пиеэл его друг Бесту жев. Он восхищался Шекспиром и послужили ему школой для его гениальной драматургической поэмы. Шедевр русской комедии был написан настоящим поэтом. «По эзия! Люблю ее без памяти, страстно», — писал в одном из своих писем Грибоедов. Ему были хорошо знакомы крупнейшие яв ления мировой поэзии, а из отече ственных авторов он особенно лю бил Жуковского. Батюшкова, Пушкина. Он оставил ряд стихо- ностыо своего поэтического сте ля. Перед нами московское обще ство начала 19 века — «Грибое дове ка я Москва» — высший дво рянский круг с его сплетня**, карьеризмом, лицемерием, ханже ством, ненавистью к просвещению. Грибоедов навеки заклеймил * S )«x сверкающих диалогах « п а дшего житья подлейшие черты*. Мяога* типыбвссцертной комедии как известно^ евдеаны с натур». Сам Гриб^едаШ [узорил, что ввел в сао(р хомедя^ «портреты* ш пьеса, поражающая глубине^ Расиным. Сам он рано начал про- личной драмы, широтой csvoero бо-зать свои силы в жанре водеви- социального охвата, закончен-1 творных фрагментов, подготовив- Придал /grддатвенну1о тшиге- нос г!" подлинным лицам. Са- идоведоикн узнавали а Чац ком, например, самого авто ра пьесы, а еще более из вестного философа, друга Пушкина, Чаадаева; в Фа мусове — дядю автора, из вестного московского туза Алексея Федоровича Гр*, боедова; в Скалозубе — Паскевича или Аракчеева; & княгине Марье Алексеенвге — знаменитую Голицин?., мать московского генерал- губернатора... Это была га лерея современников, во площенная в бессмертных сценических образах. <гИ* физиономии, изображающее различные оттенки москов ского быта, так верно схва чены, так резко обрисованы, так счастливо поставлены,— писал уже в 1830 г. москов ский профессор Надеж дин. — что невольно засма триваешься, признаешь под линники и хохочешь». Замечательный художник- реалист полностью сказал ся в создании этого груп пового портрета целого об щества. Широкая социальная тина, нарисованная Грибоеда* вым. носила острый сатириче ский отпечаток и предстлвл** ла собою в целом, как уже отме- чали современники, настоящую политическую комедию. В пьесе явственно звучали отголоски идей ной жизни эпохи декабрнсто». Впоследствии «Горе от ума» при знали первой социальной пьесой русского репертуара именно по тому, что она была неразрывна связана с устремлениями и завет нейшими чаяниями тайных об ществ александрозоко(Ю времен*. Главный герой комедии Чацажй принадлежит к передовому крыл* тогдашней русской молодежи. Т й ~ писали о нем Герцен, Достоев ский. «критик Аполлон Григорьев, историк Ключевский и многие другие. «Фигура Чацкого, меланхоличе ская, ушедшая * в свою иронии^ трепещущая от негодования и пол ная мечтательных идеалов, появ ляется в последний момент цар ствования Александра накануне возмущения на Исааюиевоко® площади. Это — декабрист», — писал А. И. Герцен. И мы энаем, что знаменитые монологи Чац кого с его обвинениями крепост нического барства, придворные нравов, бюрократии и скалозубов- щины так же отвечают (програмве декабристов, как и его защита национального достоинства, само бытной русской культуры и род ного языка- Недаром один кз вождей 60-х годов ДобролнхЬ** признавался, что в молодости ом хотел походить на Чацкого. Герой Грибоедова — подлин ный представитель передового по коления, защищающий его прав* на независимую . и глубоку® мысль, — он приветствует совре менных юношей, которые стрем*гг- сн «в науки вперять ум, алчущая познаний», отдаваться сискусствам творческим, высоким и прекрас ным». Чацкий, как н его созда тель Грибоедов — поэт, мысли тель. писатель, оратор. лучший к даровитойншй представитель ших гибкий и блестящий стих «Горе от ума». Исключительная одаренность Грибоедова об#ясняет его личную драму. Егч> независимый ум и бле стящие таланты не находили в тогдашних условиях русской жиз- *ни простора для своего свободно го развития. По словам Пушкина, «способности человека государ ственного оставались без употреб ления. талант поэта был не приз нан». Грибдедов пережил до кон ца драму блестящего интеллекта, скованного тяжкими условиями своего «жестокого века». Он лич но испытал страдание выдающего, ся художника, не понятого совре менниками. — он до конца пере жил трагедию гения, развернув шего свою творческую мощь вду ховной пустыне самодержавного государства и крепостнического общества. «Мучение быть пламенным меч тателем в краю вечных снегов»,— писал Грибоедов. Из таких лич ных ощущений автора вырастала знаменитая комедия. Уже в студенческие годы Гри боедов читал товарищам отрывки из задуманной им большой пьесы, но только в !820 г.. находясь в Тавризе, Грибоедов приступает вплотную к разработке своего раннего ззмысла. На чужбине он вспоминает «прошлое, свою родную Москву, ее пустое светское об щество, свою затерянность и оди ночество в нем и находит в этих личных воспоминаниях превос ходный материал для драмы. В 182!— 1823 гг., служа в Тиф лисе дипломатическим секрета рем при Ермолове, Грибоедов пи шет первые акты «Горе от ума». Весною 1823 г. он получает от пуск в Москву, где снова вра щается в светском кругу, наново изучает его нравы, а летом в име нии своего друга Бегичева шипег последние акты комедии. Но только летом 1824 г. и Петербур ге он закапчивает свое произве дение. , Около четырех лег длился этот упорный труд взыскательного ху дожника над своим великим тво рением. Из-под пера его вышла (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz