Краснофлотец. 1945, январь.

Почешу остался Случ корабль без связи ! i iaи в одном Корабль шел средним ход'нс в кильватерной козоауе. когда «омандира отделения еигнальщк- ков Михаила . Кубарева вызвали на мостик. Привычным движением гиг- яальщвк потявулся к фонарю Ратьера. чтобы ответитьна за­ прос флагмана. Стаявший*на вахте до Кубаре­ ва молодой сигнал(.ник ПГвецов в продолжение- девяти минут не м>г связаться с далекой мига­ ющей точкой. <}н исправно по­ вторял свои позывные, однако на флагмане ;,не могли их при­ нять. — Не видит, — сказал кто-то на мостике. Куб»рвв попробовал сигн1лить, но сразуже сообразил, что это бесполезно: бледнокрасный луч света не мог дойтн до флагмана. Аккумуляторы. которые питали Фонарь Ратьера, селя п не да- зади лампочке нужного накала. Кубарева охватила тревога: перед походом он забыл проверять средства сигнализации. — Отвечать прожектором, — приказал командир. Но оказалось, что на прожек­ торе перегорела лампа. Это был первый походКубаре­ ва в должности командира отде­ ления. Однако он с холодком от­ несся к подготовке средств сигна­ лизации. В запасеоставался один кло­ тик. Командир сначала не решал­ ся его использовать, но сейчас, когда других средств связи не было, он примзал: — Отвечать клотиком! Кубарев нервно положил руку на ключ и выстукал свои позыв­ ные. но в ту же минуту заметил, что клотик- также не работает. Послали за электриком Папи- аовым. Когда Данилов поднялся боевом походе на мостик, командир корабля опросил: — Почему у вас не работает сигнализация? — Вода куда-то попала,това­ рищ лейтенант. — беспомощно об’ясиил электрик. Флагман продолжал закраши­ вать позывные корабля. И впер­ вые за много лет службы на фло­ те сигнальщик Михаил Кубаре® не мог ответить. И все это про­ изошло только потому, что перед выходом в море он не проверял материальную часть. Беспечность и самоуспокоен­ ность. которые проявилсишаль- щик Кубарев при подготовке боевого посте к походу, привели к тому, что корабль оторвался от флагманаи не мог выполнять об­ щую боевую задачу, поставлен­ ную перед соединением по кон­ воироЬатш транспортов. Беспомощность и неопытность проявил также электрикПаяи- лов. Даже простое средство сигнализация— переносную лам­ пу — 0 R но смог быстро подго­ товить. повреждение же, которое было на клотике, он обнаружил только на другой день. Панилов не позаботился о том. чтобы иметьзапасные аккумуля­ торы для фонаря Ратьера. Из-за его беспечности основное сред­ ство сигнализации выбыло из строя на все времяпохода. Случай, происшедший на ко­ рабле лейтенанта Бойцова, на­ глядно показывает, к чему могут привести благодушие и беспеч­ ность, безответственное отноше­ ние к порученному делу. Каждый краснофлотец, как бы отлично оя ни знал свою специальность, пе­ ред походом обязан до мелочей проверить готовность своего поста. £то прямой его долг. В. БУРОВ. Отличному сигнальщику и пурга не помеха Наш миноносец вьпиел в море. Начинало темнеть. Командир осмотрел горизопт и прпказал сигнальщикам: * — Погода ухудшается. Уси­ лить наблюдение! Сильный ветер гнал колючие крупипки снега, которые били в глава, забивали бинокли. Брызги •гг волны доставали иа мостйк. Но сигнальщики, зорко следили за поверхностью моря и за воз­ ь м и , стараясь не пропустить Ничего. Скоро послышался голос Сигнальщика краснофлотца Гу- кирова: — Справа 45 силуэт корабля! На обязанности сигнальщиков йожит не только наблюдение за Горизонтом и поверхностью моря, ' но п визуальная связь. В любую ногоду мы обязаны обеспечить корабль визуальной связью. И в этом деле невольно сталкиваемся ’е >?обен остям'н северного театра. При постоянной темноте Флагами Шадьзоваться иочти не приходит­ ся. Основная связь— прожектор, фонарь Ратьфа. А для работы фонарем н£до хорошо знать азбуку Морзе. Это гораздо слож­ ней. чем флажная сигнализация. Несмотря на сложные метеоро­ логические условия северного театра, сигнальщики нашего ми­ ноносца успешно выполняют свои обязанности. Для таких, как старшина 2-й статьи Земляков, краснофлотец Царев и другие, и пурга не помеха, (ten нередко получают от командира корабля благодарность за отличное несе­ ние сигнальной вахты. Стара­ тельно овладевают сишальяьгм делом и другие бойцы. Так крас­ нофлотецЛимаров. ранее служив­ ший камендором. с мая 1944 пода стоит сигнальную вахту. Он. правда, еще не всегда четко принимает светограммы, но уже сделал серьезные успехи в овла­ дении новой специальностью. Старший краснофлотец А. КАРГИН. Результаты хорошей тренировки ------ Па-вл0в, старшие краснофлотцы К о з л о в и Нестеренко, сержант Пресняков и краснофлотцы Хазоз и Нуриев. Все они за отличную стрельбу получили благодарность от командира части. Старший краснофлотец САЙТОВ . В артиллерийском подразделе­ ния старшего лейтенанта Воло­ шина недавно проводились учеб­ ные стрельбы. Личный состав подразделения показал а стрелко­ вых упражнениях свою хорошую выучку и .‘«тренированность. Особенно отличились по коля- j m *; t b y зыбиты к о ч * и* серн;ант ЗА Ш Т УРВАЛ ОМ Отличный рулевой миноносца «Н» краснофлотец М. Кузьмин на ходовой вахте. Фото Л. Огурцова. ГВАРДЕИСКИИ КАТЕР ВЫШЕЛ В МОРЕ На боевомсчету гвардейского катера старшего лейтенанта Кут- впнова не однапобеда над зра- гом. Это достигнуто Четкой сла­ женней работой всего экипажа. Как-то катер вышел на выпол­ нение ответствен ого задания. Море штормило. Крупные волны бились о борта корабля.Качало так сильно, что на палубе трудно было удержаться на йогах, но сигнальщик старшина 2-й статьи т. Баскаков, напрягая зрение, зорко наблюдал :ia' морем и возду­ хом. Вскоре над водной поверх­ ностью он заметил какой-топред­ мет п тут же долоз&л командиру катера. Предмет» оказали ие- рпокопом вражеской подводной лодки. Командир катера отдал распоряжение пробомбить место, где показался перископ. В море посыпались глубинные бомбы. В другой раз. когда" катер пон- поировал транспорт, т. Баскаков заметил вражескую мину. После нескольких выстрелов корабель­ ной пунгки мина взлетела на воз­ дух. Катеру было поручено протра- лпгь один водный район. На море штормило. Еще до выхода из базы командир отделения минеров старшина 2-п статьи Пван Жар­ ков тщательно приготовилтрал. Когда корабль вышел в море. разгулялась большая волна.Ка­ тер сносило с курса. Потребова­ лось немало усилий и сноровки, чтобы удержать его на-заданном курсе. Волны захлестывали катер. Потоки воды часто перекатыва­ лись через палубу. Для того, что­ бы увереннее чувствовать себя, минерам приходилось держаться за леера. Ветер обжигал лица, вода забираласьпод одежду, но минеры настойчиво продолжали свое дело. В результатесамо­ отверженноетй минеров стар­ шины 2«i статьи Жаркову и краснофлотца Федорова трал был поставлен хорошо и заданиевы­ полнено. Успех этого трудпого похода, равно как п предыдущих походов, решили натренированность и вы­ носливость команды катера, уме­ ние стойко преодолевать труд­ ности. Сейчас катер стоит у стенки. Краснофлотцы приводят свой ко­ рабль в порядок, тщательно про­ веряют материальную часть своих заведываний. В любой час они могут получить новое боевое задание. Катерники готовы к тому, чтобы в шторм и непогоду итти в море, на борьбу с гитле­ ровскими пиратами. И. СВИСТУНОВ. САМОЛЕТ ВСЕГДА В ИСПРАВНОСТИ Из-за сопок показалась пдад истребителей. Она сгремятмьн» прошла над аэродромом и на ак­ ращне, где находился командны# пункт эскадрильи, сделала пр- ку Ведущий гвардии капища Диденко дал традиционную оче­ редь. — Мой командир пришел č очередной победой!— радостна воскликнул механик самолета гвардии старшина Бдохинов. — Хороший у тебя логтик. — сказал кто-то из техников. — Ка'к только астрегиг немца, обя­ зательно возвращается с победой. — А разве это не зависит от механика? — спросил гвзддя* лейтенант Беляев и сам отве­ тил: — На неисправном рамодете боя не выиграешь. Моло/й* Бяо- хняов. он лучше всех готовит материальную часть. Эту высокую похвалу мехапяк заслужил своим любовным отно­ шением к (^ережшию боевой техники. Длительная практиче­ ская работа на машине в боевых условиях помогла мгу приобрести необходимые навыки. Овой само­ лет он всегда держит в исправно­ сти. Как правило,после каждог» вылета он спрашивает своем командира о работе матерналью»! части и, если обнаружены какие недостатки, немедленно их устра­ няет. За свой самоотверженны# труд по обеспечению самолета к боевым вылетам гвардиистар­ шина Блох инов награжден още- ном Красной Звезды н медаль» «За боевые заслуги». И. ФЕДОРОВ. На учебных стрельбах Недавно з подразделении стар^ шего лейтенанта Губатенко' про­ ходила учебная стрельба .из ав­ томатов и пулеметов. В стрельбе отличились краснофлотцы Сидо­ ров и Лепешкин — участаих* беев с немцамина полуострове Среднем. С хорошими оценками в боевой подготовке встретили Новый год артиллеристы орудийных расчетов старшего сержанта Пояомареяко а сержанта Решетникова, которые также не раз давали немцам согонька» на сопках Заполярья. Краснофлотец П. БЛИНОВ . . Как на Севере службу править УХОД ЗЯ МОТОРОМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ Полярная зима осложняет ра­ боту моторов_yia торпедпых кате­ рах, пред'являет серьезные тре­ бования к мотористам. Не догля­ дишь какой-нибудь мелочи, мо­ торы надолго выйдут из строя. Чтобы моторы всегда были в порядке, необходимо поддержи­ вать постоянную температуру воды и масла. Если допустить охлаждение масла ниже 15 гра­ дусов по Цельсию, это вызовет потом много хлопот с прогрева­ нием моторов,замедлит выходна позицию в случае боевой трево­ ги. повлечет за собой большой перерасход горючего. Лучше всего поддерживать неизменную температуру масла в расходных бачках с помощью па­ ра пли электронагревательных приборов. В случае падении тем­ пературы масла ниже, чем ука­ зано в инструкции. мотористы должны выбрать масло, находя­ щееся в моторе и расходных бач­ ках. нагреть его до 80 градусов^ по Цельсию, а потом уже зали­ вать в мотор, ^ А вот что может произойти, если запускать мотор и давать ему нагрузку, не подогрев масло. При запуске мотора рамовьге подшипники через коленчатый вал воспринимают большое дав­ лениеот!взрыва горючей смеси в цилиндрах. Если в моторе холод­ ное масло,^то оно очень слабо проходит в подшипники. Колен­ чатый вал начинает касаться нижней заливки подшипника, разрушает ее. и катернадолго выходит из строя. Когдакатер становится на ре­ монт в зимнее время, надо умело подготовить моторы, чтобы они безболезненнопереносили низкую температуру. Прежде всего сле­ дует тщательно спустить из мо­ торовводу п затем продуть воз­ духом все магистрали. При выходе катера из ремонта, чтобы разогреть мотор, следует заливать его водой, нагретой до температуры 90 — 95 градусов. Горячая вода должна пропускать­ ся до тех пор. пока мотор не на­ греется. Только после этог* мижпо заливать горячее масло. Перед запуском мотора опыт­ ный моторист всегда прокачива­ ет подшипники горячим маслом для того, чтобы между ними к шейками коленчатого вала обра­ зовалась масляная пленка. Те* самым, подшипники предохраня­ ются от разрушения. В зимнее время, когда в ма­ шинном отсеке резко меняется температура', все внешние детали мотора сильно потеют, покры­ ваются мелкими капельками во­ ды. Если во-время не удалять ка­ пельки, на’ металле появляет­ ся ржавчина. Зимние условия требуют от мотористов большого напряже­ ния. Помимо тщательного ухода за моторами, они обязаны перио­ дически проверять состояние температуры в машинном отсеке, систематически прогревать мо­ торы. следить за исправностью подогревательных средств. Главный старшина Л. ПАНЧЕНКО,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz