Краснофлотец. 1945, сентябрь.

НА У Ч Е Н И Я Х , К А К В БОЮ УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ В ОТДЕЛЕНИИ СТАРШИНЫ I СТАТЬИ РЫБЧЕНКО I. В походе Эсминец вышел в норе на поиск подводных лодок «против­ ника». Стояла мертвая зыбь. Корабль, слегка покачиваясь, стремительно шел в заданный район. Учения, которые предпо­ лагалось провести, обещали быть интересными. После нескольких часов поис­ ка сигнальщик Свистунов, на траверзе '"корабля заметил пе­ рископ подводнойлодки «против­ ника». Она ухе успела выпус­ тить по миноносцу торнеду ■на глазах у краснофлотцев уходила на глубину, чтобы ссрЬться от преследования. На корабле прозвучал сигнал боевойтревоги. Во втором машинном отделе­ нии старшины 1 статьи Рыбчен- ico, как и на всех постах, крас­ нофлотцы быстро заняли места по боевому расписанию. У ма­ невровых клапанов стал быва­ лыйморяк Семенов, у вспомога­ тельных механизмов — старший краснофлотец Карпов. На вахту у подшипников и редуктора глав­ ной турбины заступил красно- флотец Пуресин. На боевых по­ стах крагноАлотпы действовали расторопно, с большим знанием своего дела. Не терялись и мо­ лодые краснофлотцы Хлебников, Панкрашкин и Проневский. На корабль они пришлинедавно, но и за этот короткий срок успели хорошо изучитьсвои заведыва- ння и на учениях во всем следо­ вали примеру бывалых моряков. Сложными маневрами эсминец пытался увернуться от насти­ гавшей его «торпеды». Но было уже ноздно. В районе кормового отсека пояышался «взрыв». Ко­ рабль содрогнулся ■а» секунду как бы замер. • Взрывом торпеды оторвало корму. Линия вала, винты выш­ ли из строя. Турбины, освобо­ дившись от нагрузки, стали бы­ стро увеличивать число оборо­ тов и вскоре пошли в «разнос». Такая вводная задача была дана второму отделению маши- нистов-туроинистов старшины 1 статьи Рыбченко. Рыбченко приступилк выпол­ нению сложной задачи. От уме­ ния и расторопности краснофлот­ цев его отделения зависела жизнь корабля, жизнь экипажа. / / . Главное — сохоанить /> /л J1V иву честь механизмов Стоявший на вахте у манев­ ровых клапанов старший крас­ нофлотец Семенов не растерял­ ся. Сообразив в чем дело, немед­ ля ни одной секунды, он доло­ жил о случившемся старшине и, не дожидая дополнительных приказаний, застопорил машину. В это время командир отде­ ления Рыбченко докладывал на командный пункт: — В кормовом отсеке произо­ шел взрыв, лопнул отливной патрубок, с главного холодиль­ ника вода поступает в трюм. Ма­ шины застопорены. — Действуйте по своему ус­ мотрению, — приказал командир БЧ-5. Старшина оценил обстановку и решил, что главное в таких условиях — сохранить живу­ честь турбин, вспомогательпых к ним механизмов, без которых корабль просто пловучая коробка, мишеньдля врага. Машинный отсек быстрона­ полнялся забортной водой. Это могло привести к засолению мас­ ла в расходных систернах и ко­ тельной воды. Вместес тем от воздействия соленой воды по­ чернели бы шейки вала главной турбины и зубчатой передачи, а также произошло бы резкое по­ вышение температуры в котлах. Создалось угрожающее положе­ ние, из которого надо было най­ ти выход. — Остановить вспомогатель­ ные механизмы, нагрузку пере­ вести на холодильник номер один, — приказал Рыбченко. Краснофлотец Карпов четко выполнил приказание командира отделения, проявив при этом морскую сметку. Он мгновенно остановил мокровоздупгный и масляный насосы. Остановлен был также и циркуляционный насос для откачки воды из трю­ ма через аварийный клапан,так как по условиям задачи отливной клинкет (патрубок) силой взры­ ву был вырван, и через него в отсек хлынула вода. О принятых мерах по сохра­ нению технических средств командир отделения доложил на командный пункт, откудаполу­ чил указания о дальнейших дей­ ствиях. Через открытую горловину главного холодильника и клапан отлип* воды за борт от масло­ охлаждающего насоса в отсек непрерывно поступалипотокихо­ лодной забортнойводы. Уровень ее повышался и вскоре достиг полутора метров от киля. Мут­ ные фонтаны незаметноподби­ рались к масляным систернам. Краснофлотцы работали уже по пояс в ледянойводе. Старшина Рыбченко, промок­ шийс ног до головы, бросился к корме корабля. Обнаружив вы­ пучивание кормовойпереборки, он отдал краснофлотцам прика­ зание : — Поставить на кормовую переборку подпоры! В темноте, при одном тусклом свете аварийных фонарей, с тру­ дом передвигаясь по воде, Кар­ пов и Бармашов начали ставить подпоры. Большую помощь ока­ зали им молодые краснофлотцы Проневский и Хлебников, обес­ печившие своевременную подачу подпорок, клиньев и перекла­ дин. Проведенные занятия по устройству корабля не пропали даром. Теперь молодые хорошо действовали и в темном отсеке. Аварийные учения в обстановке, сильно приближенной к боевой, явились для них настоящей бое­ вой школой. Командир отделения Рыбченко, тщательно просмотрев перебор­ ку, сделал вывод, что при таком количестве подпор давление воды может вырвать кормовую пере­ борку. Он отдал приказание при­ нести аварийныйлес с ростр. На рострах аварийныйлес оказался слишком длинным. Его необходимо было подпиливать. Кое-кто из краснофлотцев сове­ товалне возиться с распиловкой досок и брусьев — выдержат, мол, и эти подпоры, но коман­ дир отделения Рыбченко не тер­ пит условностей в учебе. Он по­ требовал, чтобы лес был распи­ лен в нужных размерах и коли­ чество подпорок на переборку было увеличено.С этой работой хорошо и быстро справились краснофлотцы Семенов и Пуре­ син. Поставив на переборку допол­ нительные подпорки, отделение машинистов во главе со своим старшиной закончило работу по спасению жизни корабля. Флагманский механик дал вы­ сокую оценку действиям маши­ нистов второго отделения при выполнении "одной из самых сложных аварийных задач. Эта оценка приобретает еще боль­ шую значимость, если учесть, что подобные учения проводи­ лись на корабле впервые при участии молодых краснофлотцев. / / / . Электрики подкачала Когда вода бурными потоками,, сталапоступать в кормовой от­ сек, носовая аварийнаяпартия электриков во главе с главным старшиной Лошкаревым по ус­ ловиям вводной должна была обеспечить откачку воды из трюмов. Здесь-то электрики и подкачали. Еще утром электрик старший краснофлотец Журавлев, поверх­ ностно проверив состояние элек­ тропомпы, доложил вахтен ому механику, что все в порядке. Командир отделения электриков Балакин не проверил правиль­ ности доклада подчиненного, по­ верил ему на слово. Еогда слу­ чилась авария и Журавлев вклю­ чил электропомпу под нагрузку, кабель, соединяющий помпу с реостатом внутрисоединительной вилки, сгорел. Электропомпа вы­ шла из строя. Правда, бывалый моряк Жу­ равлев быстро нашел причину повреждения. Но, чтобы испра­ вить его, нужно было кабель сое­ динить через реостат. Для этого понадобилось бы многовремени. Журавлев смекнул, что медлить нельзя. Он соединил кабель с мо­ тором напрямую, минуя реостат, чем вдвое сократил время на устранение повреждения. Элек­ тропомпа заработала. Вода стала подаваться из трюма наверх. Будь эта авария в действи­ тельности, оплошность электрика Журавлева могла бы обойтись очень дорого кораблю. Вскоре к эсминцу, «терпяще­ му бедствие», подоспела помощь. Пз затопленых отсеков вода была удалена и пловучестько­ рабля восстановлена. IV. Замечания командира отделения Вечером старшина Рыбченко, собрав краснофлотцев своего от­ деления, подвел итоги учений, разобрал действия каждого бой­ ца в отдельности. Отметив безукоризненную ра­ боту на учениях краснофлотцев Семенова, Карпова, молодых мо­ ряков Панкрашкина и Пронев- ского, Рыбченко указал и на ряд недостатков. — В целом отделение хорошо справилось с задачей, — сказал Рыбченко. — Однако есть ине­ достатки, которые нам нужно из­ жить в самое ближайшее время. Некоторые краснофлотцы, как, например, Бармашов, проявили водобоязнь. Им не хотелось за­ лезать в холодную воду и рабо­ тать в такой обстановке. Это никуда не годится. Опыт войны показал, что чем труднее на учениях, тем легче в бою. Ус­ ловности, которые мы подчас допускаем, кроме вреда, ничего не дают. Во время учебных тре­ нировок надоделать все, как в бою. В боевом походе. Фото Г. Петрович. — При постановке подпор на переборку, — продолжал стар­ шина, — краснофлотец Пуресин косо подпиливал запасные брусья. Приходилось ставить второго человека, чтобыскалы­ вать углы. Это задерживало ава­ рийно-спасательные работы. Мо­ ряк, выполняя любую работу, должен относиться к нейс лю­ бовью, делать добросовестно, от души, а не так, как поступил Пуресин. — На учениях мы допустили еще одну серьезную ошибку: во время аварии увлеклись устра­ нением повреждения и только один раз замерилимасло в рас­ ходных систернах. А масло надо было бы замерить 5— 6 раз. Это позволило бы нам постоянно знать, что в систерны не посту­ пает забортная вода. В после­ дующих учениях все эти недо­ статкинадо обязательно устра­ нить. ★ * ★ Так изо дня вдень течет жизнь во всех отделениях корабля. Без суеты, вдумчиво и це­ леустремленно проходит боевая подготовка на эсминце. Все чаще и чаще существовав­ шие ранее условности смело от­ метаются и заменяются вводны­ ми, максимально приближающи­ ми учения к боевой обстановке. Это отрадное явление в боевой учебе. Правильно на корабле оцени­ ваютроль командира отделения. Главное вниманиездесь уделяют безукоризненной отработке ввод­ ныхна боевыхпостах, в отделе­ ниях. Это ускоряет обучение экипажа, приучает краснофлот­ цев к точным и слаженным дей­ ствиям, к организованности и дисциплине. Опыт ученийв отделении стар­ шины 1 статьи Рыбченко на­ глядно показывает, каких успе­ хов в боевой подготовке может добиться инициативный, грамот­ ныйкомандир отделения. Г. ДУЬРОВСНИИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz