Краснофлотец. 1945, сентябрь.
НА У Ч Е Н И Я Х , К А К В БОЮ УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ В ОТДЕЛЕНИИ СТАРШИНЫ I СТАТЬИ РЫБЧЕНКО I. В походе Эсминец вышел в норе на поиск подводных лодок «против ника». Стояла мертвая зыбь. Корабль, слегка покачиваясь, стремительно шел в заданный район. Учения, которые предпо лагалось провести, обещали быть интересными. После нескольких часов поис ка сигнальщик Свистунов, на траверзе '"корабля заметил пе рископ подводнойлодки «против ника». Она ухе успела выпус тить по миноносцу торнеду ■на глазах у краснофлотцев уходила на глубину, чтобы ссрЬться от преследования. На корабле прозвучал сигнал боевойтревоги. Во втором машинном отделе нии старшины 1 статьи Рыбчен- ico, как и на всех постах, крас нофлотцы быстро заняли места по боевому расписанию. У ма невровых клапанов стал быва лыйморяк Семенов, у вспомога тельных механизмов — старший краснофлотец Карпов. На вахту у подшипников и редуктора глав ной турбины заступил красно- флотец Пуресин. На боевых по стах крагноАлотпы действовали расторопно, с большим знанием своего дела. Не терялись и мо лодые краснофлотцы Хлебников, Панкрашкин и Проневский. На корабль они пришлинедавно, но и за этот короткий срок успели хорошо изучитьсвои заведыва- ння и на учениях во всем следо вали примеру бывалых моряков. Сложными маневрами эсминец пытался увернуться от насти гавшей его «торпеды». Но было уже ноздно. В районе кормового отсека пояышался «взрыв». Ко рабль содрогнулся ■а» секунду как бы замер. • Взрывом торпеды оторвало корму. Линия вала, винты выш ли из строя. Турбины, освобо дившись от нагрузки, стали бы стро увеличивать число оборо тов и вскоре пошли в «разнос». Такая вводная задача была дана второму отделению маши- нистов-туроинистов старшины 1 статьи Рыбченко. Рыбченко приступилк выпол нению сложной задачи. От уме ния и расторопности краснофлот цев его отделения зависела жизнь корабля, жизнь экипажа. / / . Главное — сохоанить /> /л J1V иву честь механизмов Стоявший на вахте у манев ровых клапанов старший крас нофлотец Семенов не растерял ся. Сообразив в чем дело, немед ля ни одной секунды, он доло жил о случившемся старшине и, не дожидая дополнительных приказаний, застопорил машину. В это время командир отде ления Рыбченко докладывал на командный пункт: — В кормовом отсеке произо шел взрыв, лопнул отливной патрубок, с главного холодиль ника вода поступает в трюм. Ма шины застопорены. — Действуйте по своему ус мотрению, — приказал командир БЧ-5. Старшина оценил обстановку и решил, что главное в таких условиях — сохранить живу честь турбин, вспомогательпых к ним механизмов, без которых корабль просто пловучая коробка, мишеньдля врага. Машинный отсек быстрона полнялся забортной водой. Это могло привести к засолению мас ла в расходных систернах и ко тельной воды. Вместес тем от воздействия соленой воды по чернели бы шейки вала главной турбины и зубчатой передачи, а также произошло бы резкое по вышение температуры в котлах. Создалось угрожающее положе ние, из которого надо было най ти выход. — Остановить вспомогатель ные механизмы, нагрузку пере вести на холодильник номер один, — приказал Рыбченко. Краснофлотец Карпов четко выполнил приказание командира отделения, проявив при этом морскую сметку. Он мгновенно остановил мокровоздупгный и масляный насосы. Остановлен был также и циркуляционный насос для откачки воды из трю ма через аварийный клапан,так как по условиям задачи отливной клинкет (патрубок) силой взры ву был вырван, и через него в отсек хлынула вода. О принятых мерах по сохра нению технических средств командир отделения доложил на командный пункт, откудаполу чил указания о дальнейших дей ствиях. Через открытую горловину главного холодильника и клапан отлип* воды за борт от масло охлаждающего насоса в отсек непрерывно поступалипотокихо лодной забортнойводы. Уровень ее повышался и вскоре достиг полутора метров от киля. Мут ные фонтаны незаметноподби рались к масляным систернам. Краснофлотцы работали уже по пояс в ледянойводе. Старшина Рыбченко, промок шийс ног до головы, бросился к корме корабля. Обнаружив вы пучивание кормовойпереборки, он отдал краснофлотцам прика зание : — Поставить на кормовую переборку подпоры! В темноте, при одном тусклом свете аварийных фонарей, с тру дом передвигаясь по воде, Кар пов и Бармашов начали ставить подпоры. Большую помощь ока зали им молодые краснофлотцы Проневский и Хлебников, обес печившие своевременную подачу подпорок, клиньев и перекла дин. Проведенные занятия по устройству корабля не пропали даром. Теперь молодые хорошо действовали и в темном отсеке. Аварийные учения в обстановке, сильно приближенной к боевой, явились для них настоящей бое вой школой. Командир отделения Рыбченко, тщательно просмотрев перебор ку, сделал вывод, что при таком количестве подпор давление воды может вырвать кормовую пере борку. Он отдал приказание при нести аварийныйлес с ростр. На рострах аварийныйлес оказался слишком длинным. Его необходимо было подпиливать. Кое-кто из краснофлотцев сове товалне возиться с распиловкой досок и брусьев — выдержат, мол, и эти подпоры, но коман дир отделения Рыбченко не тер пит условностей в учебе. Он по требовал, чтобы лес был распи лен в нужных размерах и коли чество подпорок на переборку было увеличено.С этой работой хорошо и быстро справились краснофлотцы Семенов и Пуре син. Поставив на переборку допол нительные подпорки, отделение машинистов во главе со своим старшиной закончило работу по спасению жизни корабля. Флагманский механик дал вы сокую оценку действиям маши нистов второго отделения при выполнении "одной из самых сложных аварийных задач. Эта оценка приобретает еще боль шую значимость, если учесть, что подобные учения проводи лись на корабле впервые при участии молодых краснофлотцев. / / / . Электрики подкачала Когда вода бурными потоками,, сталапоступать в кормовой от сек, носовая аварийнаяпартия электриков во главе с главным старшиной Лошкаревым по ус ловиям вводной должна была обеспечить откачку воды из трюмов. Здесь-то электрики и подкачали. Еще утром электрик старший краснофлотец Журавлев, поверх ностно проверив состояние элек тропомпы, доложил вахтен ому механику, что все в порядке. Командир отделения электриков Балакин не проверил правиль ности доклада подчиненного, по верил ему на слово. Еогда слу чилась авария и Журавлев вклю чил электропомпу под нагрузку, кабель, соединяющий помпу с реостатом внутрисоединительной вилки, сгорел. Электропомпа вы шла из строя. Правда, бывалый моряк Жу равлев быстро нашел причину повреждения. Но, чтобы испра вить его, нужно было кабель сое динить через реостат. Для этого понадобилось бы многовремени. Журавлев смекнул, что медлить нельзя. Он соединил кабель с мо тором напрямую, минуя реостат, чем вдвое сократил время на устранение повреждения. Элек тропомпа заработала. Вода стала подаваться из трюма наверх. Будь эта авария в действи тельности, оплошность электрика Журавлева могла бы обойтись очень дорого кораблю. Вскоре к эсминцу, «терпяще му бедствие», подоспела помощь. Пз затопленых отсеков вода была удалена и пловучестько рабля восстановлена. IV. Замечания командира отделения Вечером старшина Рыбченко, собрав краснофлотцев своего от деления, подвел итоги учений, разобрал действия каждого бой ца в отдельности. Отметив безукоризненную ра боту на учениях краснофлотцев Семенова, Карпова, молодых мо ряков Панкрашкина и Пронев- ского, Рыбченко указал и на ряд недостатков. — В целом отделение хорошо справилось с задачей, — сказал Рыбченко. — Однако есть ине достатки, которые нам нужно из жить в самое ближайшее время. Некоторые краснофлотцы, как, например, Бармашов, проявили водобоязнь. Им не хотелось за лезать в холодную воду и рабо тать в такой обстановке. Это никуда не годится. Опыт войны показал, что чем труднее на учениях, тем легче в бою. Ус ловности, которые мы подчас допускаем, кроме вреда, ничего не дают. Во время учебных тре нировок надоделать все, как в бою. В боевом походе. Фото Г. Петрович. — При постановке подпор на переборку, — продолжал стар шина, — краснофлотец Пуресин косо подпиливал запасные брусья. Приходилось ставить второго человека, чтобыскалы вать углы. Это задерживало ава рийно-спасательные работы. Мо ряк, выполняя любую работу, должен относиться к нейс лю бовью, делать добросовестно, от души, а не так, как поступил Пуресин. — На учениях мы допустили еще одну серьезную ошибку: во время аварии увлеклись устра нением повреждения и только один раз замерилимасло в рас ходных систернах. А масло надо было бы замерить 5— 6 раз. Это позволило бы нам постоянно знать, что в систерны не посту пает забортная вода. В после дующих учениях все эти недо статкинадо обязательно устра нить. ★ * ★ Так изо дня вдень течет жизнь во всех отделениях корабля. Без суеты, вдумчиво и це леустремленно проходит боевая подготовка на эсминце. Все чаще и чаще существовав шие ранее условности смело от метаются и заменяются вводны ми, максимально приближающи ми учения к боевой обстановке. Это отрадное явление в боевой учебе. Правильно на корабле оцени ваютроль командира отделения. Главное вниманиездесь уделяют безукоризненной отработке ввод ныхна боевыхпостах, в отделе ниях. Это ускоряет обучение экипажа, приучает краснофлот цев к точным и слаженным дей ствиям, к организованности и дисциплине. Опыт ученийв отделении стар шины 1 статьи Рыбченко на глядно показывает, каких успе хов в боевой подготовке может добиться инициативный, грамот ныйкомандир отделения. Г. ДУЬРОВСНИИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz