Краснофлотец. 1945, сентябрь.

На боевом тралении. Краснофлотец Тонаев спускает буй за борт. ’ Фото Л. Огурцова. На боевом тралении НОВЫЙ УСПЕХ ТРАЛЬЩИКОВ II Группа кораблей Героя Со- \ ветского Союза капитан-лейте­ нанта Иванникова за несколь­ ко дней боевого траления вы­ тралила 175 боевых мин. За­ дание командования выполне­ но с честыо. Корабль «П» за эти дни вы­ тралил 40 мин. На этом ко­ рабле отлично работает траль­ ный расчет старшины группы Жуковского. Старательно тру­ дятся краснофлотцы его рас­ чета Солохеев и Бубнов. Не­ сколько раз им приходилось ремонтировать трал послетого, как мины, снабженные цроти- вотральными устройствами, взрывались в тралах. И всякий раз они обеспечивали ремонт трала, и корабль быстро воз­ вращался в строй траления. На счету другого траль­ щика — 51 мина. Тральный расчет этого корабля под ру­ ководством главного старшины Бобик успешно справился со стоявшими перед ним задача­ ми. МинерыФедотов и Нежин­ ский проделали большую ра­ боту, обеспечивая бесперебой­ ное траление. Еще один тральщик вытра­ лил за это время G3 мины. Прекрасно работал на трале­ нии расчет главного старшины Аристархова, минеры-старши- ныПолторак и Сигачев, а так­ же молодой минер Сергеев. Успешно справлялись со свои­ ми обязанностями красно- ( флотцы Голиков, Павлов и Кукушкин, обслуживающие тральную лебедку. Отлично стояли рулевую вахту старший краснофлотец Чуприна и крас­ нофлотец Пьянков. Во время траления моряки часто сталкивались с минны­ ми защитниками, назначение которых — выводить тралы из строя. Но тральные рас­ четы кораблей, хорошо обу­ ченные флагманским минером старшим лейтенантом Симоно­ вым, быстро исправляли все повреждения. Тральщики ни на час не прекращали боевого траления. В темное время суток, когда корабли заходили в базу для отдыха,минерыготовили тра­ лы к следующему рабочему дню. Хорошо потрудился на тра­ лении и личныйсостав машин­ ных команд. За весь период траления двигатели кораблей не имели ни аварий, ни скиса­ ний. Все приборы и агрегаты работали безотказно. Три дня подряд, возвра­ щаясь по вечерам в базу, ко­ рабли груп ы Героя Совет­ ского Союза Иванникова ору­ дийными залпами оповещали своих боевых друзей о побе- 'дах, одержанных на тралении. Но тяжелыйи опасныйтруд моряков еще не закончен. Впе­ редиих ждет новая работа по ликвидации минных полей. Я. ДОРОНЧЕНКОВ. УЧЕНИЯ ПО ДЕГАЗАЦИИ Батарея, которой командует старший лейтенант Внйчеихо, проводила учения по дегазации материальной части и заражен­ ного участка местности от стой­ ких отравляющих веществ. Хо­ рошо обученные артиллеристы, имеющие большой опыт, ма­ стерски справились с постав­ ленной перед ними задачей. Сержант Гордиенко давно командует своим орудийным расчетам. На всех учениях и в повседневной жизни его под­ чиненные отличаются спаян­ ностью и высоким мастерством. За своя заслуги сержант Гор- дпешсо награжден двумя прави­ тельственными наградами. Готовясь к дегазации, Горди- енко поставил перед орудий­ ным расчетом задачу — совер­ шенствуя свое воинское уме­ ние, провести противохимиче­ ское учение только на «хорошо» и «отлично». Он проверил в сво­ ем подразделении знание крас­ нофлотцами свойств стойких от­ равляющих вешеств и правил их дегазации. Нескольяво раз устраивал на своем орудии ча­ стные учения с условной ча­ стичной и полной дегазацией материальной части. После такой всесторонней подготовки орудийный расчет бывалого воина сержанта Гор­ диенко отлично справился с за­ дачей в день учения на батарее. Старший краснофлотец И. ИЗМАЙЛОВ. лучшая школа для моряка Почему прекратились занятия ? На корабле, где командиром БЧ-5 инженер-капитан-лейте­ нант Локтев, была создана груп­ па легких водолазов. В эту группу вошли несколько котель­ ных и трюмных машинистов, электрики. Занятиями руково­ дил старший краснофлотец Ку­ мин. Затем„был приглашен спе­ циалист из ЭПРОН’а. Так продолжалось недолго. Кумина отправили в команди­ ровку. Водолаз из ЭПРОН’а при­ шел один-два раза и больше не появлялся. Нужно было прак­ тически закрепить полученные на занятиях знания, начать ра­ ботать под водой, но этого не было сделано. Группа распа­ лась. Командование корабля дол- ясно принять все меры, чтобы хорошее начинание было дове­ дено до конца. А. ДИДАЧЕНКО. I. БЕРЕЧЬ ВРЕМЯ Плавание — лучшая школа для моряка, — часто говорил выдающийся рускийфлотоводец адмирал Макаров. Сам он посвя­ тил морю всю свою жизнь. Он учил, что каждый выходв море необходимо максимально заполнять учебой, совершен­ ствуя боевую организацию ко­ рабля и повышая выучку лич­ ного состава. В море, особенно на коротких переходах, на корабле, как пра­ вило, не должно быть спящих. Весь личныйсостав обязан зани­ маться в соответствии с распи­ санием. Не кратковременный аврал, а регулярная кипучая и насыщенная интересной учебой жизнь должна служить основой боевой подготовки каждого ко­ рабля в море. Осуждения заслуживает тот, кто не желаетучиться и считает, что с концом вахты кончаются его обязанности моряка. В море на любом переходе.необходимо точно учитывать время. Каждое действие, каждая операция, при­ готовление оружия, постановка и выборка тралов, обслуживание двигателей должны точно учи­ тываться по времени, иметь строго определенные нормативы. Установление нормативов на все без исключения действия по­ зволит уплотнить время на ко­ рабле и повысить боевую готов­ ность. II. МОРСКАЯ ЗАКАЛКА Во время морских походов бытовые условия на корабле, естественно, ухудшаются. Крас­ нофлотец должен помнить, что он не пассажир на корабле; он обязан закалить себя, приучить­ ся к некоторым бытовым неудоб­ ствам, неизбежным в морской службе, выходя в море, чувство­ вать себя, как в боевом походе. Некоторых краснофлотцев пу­ гает морская болезнь. Укачива­ ются в разной степени почти все. Даже великие флотоводцы Нахи­ мов и особенно Нельсон страда­ ли от морской болезни. Но моряк обязан найти в себе силу воли, чтобы преодолеть физическое недомогание. о.шдой краснофло- \1ж *ец’ Т0ЛЬК0 чт0 окончивший машин­ ную школу, встре­ чается на корабле тТ.7' первых порах с рядом труд­ ностей и по неопытности может допустить серьезные ошибки в работе. Некоторые молодые маши­ нисты, простояв несколько вахт или сделав два-три похода в море, нахватавшись, как говорят, «верхушек», делают вывод, что ничего особенно сложного в их работе нет, а хорошая вахта «сама стоится». Такой, с позво­ ления сказать, специалист начи­ нает пренебрегать инструкцией, иногда изобретает свои «пра­ вила», которые идут вразрез с инструкцией. Это— опасное яв­ ление. Такой машинист считает, что ему изучать больше нечего, U 0 именно у него, как правило, if случается большевсего ава­ рийных происшествий. Корабельная техника ненре- СОВЕТЫ МОЛОДОМУ МАШИНИСТУ рывно обновляется. Поэтому изу­ чать ее — необходимое условие успеха. А новичку, только что пришедшему со • школьной скамьи, нужно многое изучить детально, научиться в темноте управлять многочисленными кла­ панами. уметь во-время обнару­ жить неисправность и устранить ее. Все это вещи не такие уж простые и для опытного ма­ шиниста, а тем более для но­ вичка. Свое заведывание нужно знать так же хорошо, как знаешь сам себя. Вступая на вахту, нельзя делать никаких скидок на «друж­ бу». Вахту -нужно принимать строго по инструкции. Прежде всего следует обратить внима­ ние на состояние рабочего места. Чистота — необходимое условие в работе. Нужно также проверить показания контрольных прибо­ ров, манометров, ваккуметров. Вступая на вахту, нужно от­ бросить все посторонние мысли — невнимательность чаще дру­ гих причин приводит к аварии. Работающиймеханизм требует к себе большого внимания. Хороший специалистчувствует работу приборов, умеет различать на слух перебои в работе меха­ низмов. Это позволяетбыстро обнаружить неисправность, а иногда и предотвратить аварию. При ощупывании подшипни­ ков нужно помнить температуру, при которой они работали на предыдущей вахте. Температура подшипников бывает неодина­ кова. Это зависит от величины масляного зазора, от состояния рабочейповерхности, откачества и количества смазки. Поэтому вуашо внимательно осмотреть масло, остающееся на руке после прощупывания подшипник». В одном случае черный цвет масла говорит о том, что или смазка недостаточна или она загрязнена (непрофильтрована). Такой подшипник через 5— 10 минут начнетгреться. Необхо­ димо сразу же увеличить подачу масла или промыть рабочую по: верхность подшипника кероси­ ном, а затем быстро снова подать смазку. Керосин сушит-шейку движения, и если послепромывки замедлить подачу масла, то под­ шипникбудет расплавлен. В другомслучае черный цвет масла говорит о том, что под­ шипник был загрет ранее, под- плавлен. Рабочая поверхность у него нарушена. За таким под­ шипником нужно вести усилен­ ное наблюдение. При первой же возможности его надо разобрать и рабочие поверхности пришаб- Работа — лучшее лекарстве от морской болезни. Во время одного из длительпых океанских переходов группа катеров по­ пала в 9—10-бальный шторм. У машин требовалась особенна внимательная вахта: на большой крене оголялись гребные валы в приемный кингстон охлаждения. В результате этого дизели вса­ сывали воздух, что приводило к резкому повышению температу­ ры. Для того, чтобы предотвра­ тить аварию, нужно было всякий раз, не медля ни секунды, страв­ ливать воздух или останавливать машины. Вспоминаю: идет на вахту в машину краснофлотец Сидор- кин бледный, с болезненным ви­ дом, с большим усилием превоз­ могая недомогание. Напряженная и ответственная работа у двига­ телей так увлекла его, что ему некогда стало думать о морской болезни. К концу вахты Сидор- кин чувствовал себя вполне здо­ ровым. I И. СЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ Море приучает людейк вынос­ ливости, закаляет их волю. Нови- ков-Прибойв своем очерке «Рус­ скийматрос» писал: «Мужество матросов всегда пленяло мое воображение. Откуда берутся такие бесстрашные и ли­ хие люди? Сама водная стихия, суровая военно-морская служба делает их такимиЗ На протяжении столетий у русских моряков складывались традици бесстрашия, мужества, отваги. Эти традиции передают­ ся из поколения в поколение■ не померкнут никогда. Смени­ лась материальная часть флота: на смену гребным и парусным судам пришли турбина и дизель, но нравственная природа чело­ века не изменилась. Северомор­ ские катера в длительных океан­ ских переходах умножают слав­ ные традиции русского флота. Для настоящего моряка море — родная стихия, школа муже­ ства. Море воспитывает наги­ баемыхбойцов, отважных сыно* Родины, беззаветно любящих свою отчизну. Капитан-лейтенант А. ДУБРО. рнть по шейке вала. Обжимать же подплавленный подшипник без шабровки, если дажеон и имеет Ъебодыпой стук, нельзя. Это приведет к вторичному, еще большемузагреву. Машина требует культурного, грамотного ухода за собой. Это избавит машиниста от разного рода неприятных неожиданно­ стейи обеспечит кораблю беспе­ ребойное выполнение заданий. А для этогонеобходимо повсе­ дневно учиться, осваивать опыт, накопленный в Великой Отече­ ственной войне, еще выше под­ нять морскую культуру, дисцип­ лину и организованность, как это требует Верховный Главно­ командующий Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин. Старший краснофлотец М. ПЕЛЯВИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz