Краснофлотец. 1945, сентябрь.
На боевом тралении Пришли с победой Серое осеннее утро застало моряков у выхода из залива. Тральщики под командованием Героя Советского Союза капи тан-лейтенанта Иванникова шли на очередное траление. Впереди двигались «большие охотники». При выходе из залива флагман поднял сигнал: — Поставить тралы! Минеры старшины 2 статьи Жуковского спускают за борт тральные приспособления. Сно ровисто и быстро работают мо лодые краснофлотцы Тонаев и Трифонов. — Тралпоставлен! — докла дывает старшина минеров свое му командиру старшему лейте нанту Ставицкому. В ту же ки нуту на фалах взлетает сигнал. Несколько позже сигнал об окончании постановки трало* поднимают и остальные траль щики. Флагманский корабль раз ворачивается и берет курс на минное поле. За ним движутся остальные корабли. Первым обнаружил подрезан ную мину старший краснофлотец Смирнов. — Мина за кормой! — докла дывает он на командирский мо стик. В воздух взвивается красная ракета. — Радисту передать на «охот ники» о вытраленной флагманом мине. Пусть идут я расстрели вают ее! — приказывает коман дир. Через минуту радисткрасно флотец Шиханов докладывает, что приказание выполнено. «Большой охотник» устрем ляется к плавающей мине. Не сколько выстреловорудий— и миня с пробитой рубашкойна всегда опускается на дно Барен цева моря. Боевой счетначался. Через некоторое время с со седних тральщиков одна за дру гой поднимаются вверх красные ракеты. Молодцы, не хотят от ставать от флагманского, — одо брительно говорит кто-то. «Большие охотники» следуют сзади кораблейи поочередно рас стреливают всплывшие мины. За кормой идущего вслед за Флагманом тральщика раздается глухой подводный взрыв. Это глубоко под водой взорвалась мина, повредив трал. Тральный расчет без суеты заменяет по врежденный трал запасным, и корабль снова продолжает тра ление. Неожиданно слева пе борту третьего тральщика вздымается огромный столб воды. Две мины, натолкнувшись одна на другую, взорвались почти рядом с бор- с Старший краснофлотец Н. Смирнов сообщает яа командирский мостик о заме ченной им мине. Фото Л. Огурцова. том корабля. Взрыв потрясает все переборки тральщика.Вода мириадами брызг оседает.на па лубу. Но это не останавливает отважных кордов. Они продол жают траление, поминутно сооб щая ракетами о новых вытра ленных минах. Так продолжает ся весьдень. Милюза милейвод нойповерхности очищают траль щики. Е вечеруна боевом счету кораблей насчитывалось 55 вы траленных мии. Сумерки быстро опускались над прибрежными сопками. Небо из серого стало черным. Пора и возвращаться. Минеры торопли во убирают тралы. Славно поработали! Командир за уме лые действия яа траления об’являст благодарность траль ному расчету старшины2 статьи Жуковскому. Приветливыми огнями встре чает база победителей. Гремят пад бухтой орудийные выстрелы. :)то моряки извещают своих дру зей. что они снова пришли с победой. 0. ЛЕОНИДОВ. Торпедисты— мастера своего дела Торпедисты краснознаменного корабля, где командиром БЧ-1П старший лейтенант Кузнецов, за время учебного плавания должны были сдать пять упражнений по курсу торпедных стрельб. Каждая торпедная стрельба требовала большой подготови тельной работы. Поэтому весь личный состаи БЧ-Ш работал с большим напряжением. Умело воспитывал молотых краснофлот цев старшина 2 статьи Конова- ленко. Наглядно, у торпедного аппарата и на учебнойторпеде, «н об’яснял своимподчиненным ютройство материальной части, учил обращению со сложнойтех никой. Результаты не заставили себя ждать — личныйсостав его подразделения готовит учебную торпеду к стрельб»1 вдвое скорее наложенного времени Придирчиво проверял старший лейтенант Кузнецовкачество ра боты торпедного расчета, но дей ствиямиКоноваленко и его под чиненных нельзя было остаться недовольным. Когда пришло время торпед ных стрельб, торпедисты оказа лись хорошо подготовленными. Несмотря на труднуюобстановку и сложность вводных, все пять задач сданы с оценкой «отлич но». Кроме плановых торпедных стрельб, корабль также сдал еще два упражнения с отличной оценкой. В закончившихся учениях личный состав БЧ-П1 краснозна менногокорабля показал высокое воинское мастерство и боевую готовность. Командование соеди нения об’явило благодарность отличным торпедистам. П. ПШЕНИЧНЫЙ. 12 октября прошлого года дважды Герой Советского Сою за Шабалин, прорываясь на ка тере под ураганным огнем про тивника в порт Лиинахамари, чтобы высадить десант, шел головным в строю. Мастерски и смело маневрируя, он сумел форсировать на своем пути все препятствия и преграды, без суеты высадил первый бросок десанта и также бесстрашно вывел овой торпедный катер из бухты, не понеся потерь в лич ном составе. В этот же день Герои Совет ского Союза Алексеев и Быков при атаке конвоя противника решительно прорезали три ли нии охранения конвоя, потопи ли три вражеских корабля и благополучно возвратились в базу. В чем причина столь крупно го успеха катерников? Было бы неправильным думать, что победа была достигнута только благодаря качеству оружия и умением правильно его исполь зовать. Эти два фактора имеют веское значение в достижении победы. Отдавая предпочтение качеству оружия и умению владеть им, я все же скажу, что решающим условием успеха явились смелость и отвага, дер зость и бесстрашие, сочетаемые с разумными действиями лю дей, которые управляли техни кой. В любом бою главную роль играет не техника, а живой че ловек, имеющий нервы, способ ный почявоему воспринимать происходящее вокруг. Успех на войне сопутствует тому, «кто умеет обдумывать хладнокров но и действовать решительно» (генерал Драгомиров). Люди слабовольные, даже с хорошим оружием и неплохойвыучкой, не способны одерясать победу. По беждает только тот, кто имеет силу воли, настойчивость и твердость характера, кто спосо бен итти на самые рискованные предприятия и в решительный момент хладнокровно оцени вать обстановку. К смелым и решительным действиям способны не только общепризнанные герои, у кото рых эти качества выработались в упорных и жестоких бонх. Опыт боевых действий соедине ния торпедных ватеров изоби лует многими примерами, k o i д а скромные, подчас вовсе неза метные, люди проявляли под линную храбрость, мужество и отвагу. Немало таких примеров у подводников, у моряков над водных кораблей, у наших лет чике». Смелость и отвага стали неот’емлемой чертой каждого советского воина. Припоминается такой случай. М Е Л О С Т 1 ь Капитан 3 ранга В. ФЕДОРОВ. Ш 7 мая прошлого года торпедный катер капитан-лейтенанта Чер нявского «вступил в абордаж ный бой с дрифтерботоч про тивника. В этом бою небольшая группа краснофлотцев, возглав ляемая старшиной 1 статьи Здоровцевым, перебила немцев и взяла в плен 15 человек команды. Сколько дерзости и отваги было у краснофлотцев в этой операции! Или, к примеру, взять бой, происшедший 19 августа 1944 года. В жаркой схватке с вра жескими кораблями старшина 2 статьи Лялико был ранен в руку и ногу. Но он не ушел с боевого поста, а продолжал ве сти огонь по противнику. Ког- ца же от разрыва вражеского снаряда загорелся боезапас в кранце, он, преодолевая боль, бросился к кранцу и голыми руками выбросил за борт горя щие магазины, сохранив тем самым жизнь всему экипажу катера. Смелость, с которой действо вал старшина Лялько, была про явлением сильной, настойчивой и упорной воли. У него была великая жажда победить. Но никогда не надо забывать, что «к жажде победить не должно примешиваться никажого коле бания, ни тени сомнения или нерешительности» (Драгоми ров). На преграды, которые стояли на его пути, старшина Лялько смотрел, как на пред мет, который нужно было взять, а не перед которым можно оста новиться. И он преодолел и нестерпимую боль, и опасность, которая ему угрожала каждую секунду. Благородные и возвышенные цели Великой Отечественной войны породили массовый ге роизм среди моряков. Красно флотцы на суше и на море сра жались с беззаветной храб ростью, умножая лучшие тра диции прошлого. Они не допу скали мысли о какой-то сере дине, существующей менаду ги белью и победой, действовали без колебаний: решительно и быстро. Великий русский полководец Суворов считал, что военное искусство для одиночного сол дата или офицера заключается в быстроте исполнения и неус трашимости, не останавливае мой никакими препятствиями. Смелый боец способен, не под даваясь панике, даже в крити ческий момент спокойно оце нить обстановку и найти пра вильный выход из создавшего ся положения. Своими хладно кровными действиями такой боец воодушевляет своих това рищей на решительные дей ствия. «Храбрость... заразитель на. Она электризует массы и вселяет в них страсть к успе ху», — говорит генерал Драго миров. Это подтверждают мно гочисленные примеры. Вот один ИЗ ITITX!» 22 апреля два торпедных ка тера атаковали конвой против ника, состоящий из 11 кораблей, 10 из которых были боевы ми. Преимущество было яв но на стороне противника. Три раза наши катера попада ли в окружение вражеских мор ских охотников. Казалось бы, что положение совершенно без выходное. Однако офицеры Шленский и Лнхоманов нашли выход: сбли жаясь с противником на пре дельно короткие дистанции, они вводили в бой все огнэвые сред ства. Артиллеристы и пулемет чики катеров стреляли дружно и прицельно. Смелость кома.н- дипов вдохнула в экипажя жи вительную струю неудержи мой храбрости. Враг не выдер жал натиска катерников и при- шел в замешательство, которым воспользовались наши моряки, чтобы выйти из боя. Петр I, который по праву счи тается основоположником рус ского флота, отдавая должное смелости, говопил: «Храброе сердце и исправное оружче — лучшая защита государств». Великие русские флотово ттты Ушаков. Лазарев, Корнилов. Нахимов, Макаров были не толкко одаренными от природы людьми, но и хоабрыми, неус трашимыми в бою воинами. Это помогало им одерживать над неприятелем блестящие победы. г>щ>я-т'скийчеловек всем своим бытием воспитан в дуге бес предельной любви к Родине, непреоборимой ненависти к врагам. Советский патриотизм яыглся одной из тех решающих сил, которые толкают нашего воина на самоотверженные по ступки Об этом неоднократно нов. говорил вождь нашего народа великий Сталин. У краснофлотца, ступившего на корабль, уже есть необходи мые для воина качества, воспи танные Родиной. Мы призваны только развить их дальше, научить людей подавлять не произвольно возникающее в бою чувство страха. Для моряка способность бы стро подавить в себе страх осо бенно важна. Моряку приходит ся встречаться с опасностью лицом к лицу. Зачастую от то го, насколько быстро способен он подавить в себе страх, будет зависеть успех боя. . Анализируя ©тот вопрос, ад мирал Макаров пишет: «...если под огнем у кого-нибудь по явится чувство страха, то надо не удивляться этому, а следует только побороть в себе это чув ство и самообладание сейчас же явится». Никому не хочется умирать. Но каждый воин твердо знает, что, вступая в единоборство с противником, он всегда рискует своей жизнью. Иного выхода нет, ибо только тот и побеж дает, кто не боится погибнуть. «В минуты увлечения, — пи шет адмирал Макаров, — чело век не только охотно жертвует своей жизнью, но и мысль о смертном бое ему может ка заться заманчивой. Морякам, бсльше ч&м кому-нибудь, необ ходимо усвоить мысль — по гибнуть с честью». В этом духе, по-моему, дол жен воспитываться и молодой моряк послевоенного периода, не испытавший егао крещения в бою. Новичку, пришедшему на корабль, надо всегда напоми нать, что он носит овеянный боевой славой мундир военного моряка нашей Родины. И что, помимо патриотического долга, ради которого он должен быть смелым и неустрашимым, к это му еще обязывает и сама воен ная форма. Однако воспитание смелости требует осторожного подхода. «Никто не может считать свою собственнукг храбрость вне вся ких упреков» — пишет адмирал Макаров. Поэтому излишне «предусмотрительному» началь нику никогда не следует ос корблять военное самолюбие бойца излишними предупреж дениями и напоминаниями об опасности. Это способно поро дить только нерешительность в действиях подчиненного. Смелость, отвага и мужество у краснофлотцев должны вос питываться с первых же дней прихода их на корабль. Луч шим методом воспитания этих качеств является морская прак тика: дальние походы на шлюп ках на веслах и под парусами в свежую погоду, выполнение опасных работ на палубе ко рабля во время штормовых по ходов и т. д. Огромное значение в воспитании смелости играют учения, проводимые на боевых постах и на корабле в целом. Надо только их максимально приближать « боевым условиям. Это заранее приучит молодого моряка не бояться грохота боя и гула многочисленных машин, не терять самообладания и спо собности ориентироваться, ког да вокруг слышатся десятки команд. В ходе боевой подготовки на до поощрять разумные, инициа тивные и смелые действия крас нофлотцев, не идущие в разрез с порядками, установленными на флоте. Тогда к качествам, воспитанным у краснофлотца всем укладом нашей советской жияни, прибавятся новые, про фессиональные качества вой-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz