Краснофлотец. 1945, сентябрь.

На боевом тралении Пришли с победой Серое осеннее утро застало моряков у выхода из залива. Тральщики под командованием Героя Советского Союза капи­ тан-лейтенанта Иванникова шли на очередное траление. Впереди двигались «большие охотники». При выходе из залива флагман поднял сигнал: — Поставить тралы! Минеры старшины 2 статьи Жуковского спускают за борт тральные приспособления. Сно­ ровисто и быстро работают мо­ лодые краснофлотцы Тонаев и Трифонов. — Тралпоставлен! — докла­ дывает старшина минеров свое­ му командиру старшему лейте­ нанту Ставицкому. В ту же ки­ нуту на фалах взлетает сигнал. Несколько позже сигнал об окончании постановки трало* поднимают и остальные траль­ щики. Флагманский корабль раз­ ворачивается и берет курс на минное поле. За ним движутся остальные корабли. Первым обнаружил подрезан­ ную мину старший краснофлотец Смирнов. — Мина за кормой! — докла­ дывает он на командирский мо­ стик. В воздух взвивается красная ракета. — Радисту передать на «охот­ ники» о вытраленной флагманом мине. Пусть идут я расстрели­ вают ее! — приказывает коман­ дир. Через минуту радисткрасно­ флотец Шиханов докладывает, что приказание выполнено. «Большой охотник» устрем­ ляется к плавающей мине. Не­ сколько выстреловорудий— и миня с пробитой рубашкойна­ всегда опускается на дно Барен­ цева моря. Боевой счетначался. Через некоторое время с со­ седних тральщиков одна за дру­ гой поднимаются вверх красные ракеты. Молодцы, не хотят от­ ставать от флагманского, — одо­ брительно говорит кто-то. «Большие охотники» следуют сзади кораблейи поочередно рас­ стреливают всплывшие мины. За кормой идущего вслед за Флагманом тральщика раздается глухой подводный взрыв. Это глубоко под водой взорвалась мина, повредив трал. Тральный расчет без суеты заменяет по­ врежденный трал запасным, и корабль снова продолжает тра­ ление. Неожиданно слева пе борту третьего тральщика вздымается огромный столб воды. Две мины, натолкнувшись одна на другую, взорвались почти рядом с бор- с Старший краснофлотец Н. Смирнов сообщает яа командирский мостик о заме­ ченной им мине. Фото Л. Огурцова. том корабля. Взрыв потрясает все переборки тральщика.Вода мириадами брызг оседает.на па­ лубу. Но это не останавливает отважных кордов. Они продол­ жают траление, поминутно сооб­ щая ракетами о новых вытра­ ленных минах. Так продолжает­ ся весьдень. Милюза милейвод­ нойповерхности очищают траль­ щики. Е вечеруна боевом счету кораблей насчитывалось 55 вы­ траленных мии. Сумерки быстро опускались над прибрежными сопками. Небо из серого стало черным. Пора и возвращаться. Минеры торопли­ во убирают тралы. Славно поработали! Командир за уме­ лые действия яа траления об’являст благодарность траль­ ному расчету старшины2 статьи Жуковскому. Приветливыми огнями встре­ чает база победителей. Гремят пад бухтой орудийные выстрелы. :)то моряки извещают своих дру­ зей. что они снова пришли с победой. 0. ЛЕОНИДОВ. Торпедисты— мастера своего дела Торпедисты краснознаменного корабля, где командиром БЧ-1П старший лейтенант Кузнецов, за время учебного плавания должны были сдать пять упражнений по курсу торпедных стрельб. Каждая торпедная стрельба требовала большой подготови­ тельной работы. Поэтому весь личный состаи БЧ-Ш работал с большим напряжением. Умело воспитывал молотых краснофлот­ цев старшина 2 статьи Конова- ленко. Наглядно, у торпедного аппарата и на учебнойторпеде, «н об’яснял своимподчиненным ютройство материальной части, учил обращению со сложнойтех­ никой. Результаты не заставили себя ждать — личныйсостав его подразделения готовит учебную торпеду к стрельб»1 вдвое скорее наложенного времени Придирчиво проверял старший лейтенант Кузнецовкачество ра­ боты торпедного расчета, но дей­ ствиямиКоноваленко и его под­ чиненных нельзя было остаться недовольным. Когда пришло время торпед­ ных стрельб, торпедисты оказа­ лись хорошо подготовленными. Несмотря на труднуюобстановку и сложность вводных, все пять задач сданы с оценкой «отлич­ но». Кроме плановых торпедных стрельб, корабль также сдал еще два упражнения с отличной оценкой. В закончившихся учениях личный состав БЧ-П1 краснозна­ менногокорабля показал высокое воинское мастерство и боевую готовность. Командование соеди­ нения об’явило благодарность отличным торпедистам. П. ПШЕНИЧНЫЙ. 12 октября прошлого года дважды Герой Советского Сою­ за Шабалин, прорываясь на ка­ тере под ураганным огнем про­ тивника в порт Лиинахамари, чтобы высадить десант, шел головным в строю. Мастерски и смело маневрируя, он сумел форсировать на своем пути все препятствия и преграды, без суеты высадил первый бросок десанта и также бесстрашно вывел овой торпедный катер из бухты, не понеся потерь в лич­ ном составе. В этот же день Герои Совет­ ского Союза Алексеев и Быков при атаке конвоя противника решительно прорезали три ли­ нии охранения конвоя, потопи­ ли три вражеских корабля и благополучно возвратились в базу. В чем причина столь крупно­ го успеха катерников? Было бы неправильным думать, что победа была достигнута только благодаря качеству оружия и умением правильно его исполь­ зовать. Эти два фактора имеют веское значение в достижении победы. Отдавая предпочтение качеству оружия и умению владеть им, я все же скажу, что решающим условием успеха явились смелость и отвага, дер­ зость и бесстрашие, сочетаемые с разумными действиями лю­ дей, которые управляли техни­ кой. В любом бою главную роль играет не техника, а живой че­ ловек, имеющий нервы, способ­ ный почявоему воспринимать происходящее вокруг. Успех на войне сопутствует тому, «кто умеет обдумывать хладнокров­ но и действовать решительно» (генерал Драгомиров). Люди слабовольные, даже с хорошим оружием и неплохойвыучкой, не способны одерясать победу. По­ беждает только тот, кто имеет силу воли, настойчивость и твердость характера, кто спосо­ бен итти на самые рискованные предприятия и в решительный момент хладнокровно оцени­ вать обстановку. К смелым и решительным действиям способны не только общепризнанные герои, у кото­ рых эти качества выработались в упорных и жестоких бонх. Опыт боевых действий соедине­ ния торпедных ватеров изоби­ лует многими примерами, k o i д а скромные, подчас вовсе неза­ метные, люди проявляли под­ линную храбрость, мужество и отвагу. Немало таких примеров у подводников, у моряков над­ водных кораблей, у наших лет­ чике». Смелость и отвага стали неот’емлемой чертой каждого советского воина. Припоминается такой случай. М Е Л О С Т 1 ь Капитан 3 ранга В. ФЕДОРОВ. Ш 7 мая прошлого года торпедный катер капитан-лейтенанта Чер­ нявского «вступил в абордаж­ ный бой с дрифтерботоч про­ тивника. В этом бою небольшая группа краснофлотцев, возглав­ ляемая старшиной 1 статьи Здоровцевым, перебила немцев и взяла в плен 15 человек команды. Сколько дерзости и отваги было у краснофлотцев в этой операции! Или, к примеру, взять бой, происшедший 19 августа 1944 года. В жаркой схватке с вра­ жескими кораблями старшина 2 статьи Лялико был ранен в руку и ногу. Но он не ушел с боевого поста, а продолжал ве­ сти огонь по противнику. Ког- ца же от разрыва вражеского снаряда загорелся боезапас в кранце, он, преодолевая боль, бросился к кранцу и голыми руками выбросил за борт горя­ щие магазины, сохранив тем самым жизнь всему экипажу катера. Смелость, с которой действо­ вал старшина Лялько, была про­ явлением сильной, настойчивой и упорной воли. У него была великая жажда победить. Но никогда не надо забывать, что «к жажде победить не должно примешиваться никажого коле­ бания, ни тени сомнения или нерешительности» (Драгоми­ ров). На преграды, которые стояли на его пути, старшина Лялько смотрел, как на пред­ мет, который нужно было взять, а не перед которым можно оста­ новиться. И он преодолел и нестерпимую боль, и опасность, которая ему угрожала каждую секунду. Благородные и возвышенные цели Великой Отечественной войны породили массовый ге­ роизм среди моряков. Красно­ флотцы на суше и на море сра­ жались с беззаветной храб­ ростью, умножая лучшие тра­ диции прошлого. Они не допу­ скали мысли о какой-то сере­ дине, существующей менаду ги­ белью и победой, действовали без колебаний: решительно и быстро. Великий русский полководец Суворов считал, что военное искусство для одиночного сол­ дата или офицера заключается в быстроте исполнения и неус­ трашимости, не останавливае­ мой никакими препятствиями. Смелый боец способен, не под­ даваясь панике, даже в крити­ ческий момент спокойно оце­ нить обстановку и найти пра­ вильный выход из создавшего­ ся положения. Своими хладно­ кровными действиями такой боец воодушевляет своих това­ рищей на решительные дей­ ствия. «Храбрость... заразитель­ на. Она электризует массы и вселяет в них страсть к успе­ ху», — говорит генерал Драго­ миров. Это подтверждают мно­ гочисленные примеры. Вот один ИЗ ITITX!» 22 апреля два торпедных ка­ тера атаковали конвой против­ ника, состоящий из 11 кораблей, 10 из которых были боевы­ ми. Преимущество было яв­ но на стороне противника. Три раза наши катера попада­ ли в окружение вражеских мор­ ских охотников. Казалось бы, что положение совершенно без­ выходное. Однако офицеры Шленский и Лнхоманов нашли выход: сбли­ жаясь с противником на пре­ дельно короткие дистанции, они вводили в бой все огнэвые сред­ ства. Артиллеристы и пулемет­ чики катеров стреляли дружно и прицельно. Смелость кома.н- дипов вдохнула в экипажя жи вительную струю неудержи­ мой храбрости. Враг не выдер­ жал натиска катерников и при- шел в замешательство, которым воспользовались наши моряки, чтобы выйти из боя. Петр I, который по праву счи­ тается основоположником рус­ ского флота, отдавая должное смелости, говопил: «Храброе сердце и исправное оружче — лучшая защита государств». Великие русские флотово ттты Ушаков. Лазарев, Корнилов. Нахимов, Макаров были не толкко одаренными от природы людьми, но и хоабрыми, неус­ трашимыми в бою воинами. Это помогало им одерживать над неприятелем блестящие победы. г>щ>я-т'скийчеловек всем своим бытием воспитан в дуге бес­ предельной любви к Родине, непреоборимой ненависти к врагам. Советский патриотизм яыглся одной из тех решающих сил, которые толкают нашего воина на самоотверженные по­ ступки Об этом неоднократно нов. говорил вождь нашего народа великий Сталин. У краснофлотца, ступившего на корабль, уже есть необходи­ мые для воина качества, воспи­ танные Родиной. Мы призваны только развить их дальше, научить людей подавлять не­ произвольно возникающее в бою чувство страха. Для моряка способность бы­ стро подавить в себе страх осо­ бенно важна. Моряку приходит­ ся встречаться с опасностью лицом к лицу. Зачастую от то­ го, насколько быстро способен он подавить в себе страх, будет зависеть успех боя. . Анализируя ©тот вопрос, ад­ мирал Макаров пишет: «...если под огнем у кого-нибудь по­ явится чувство страха, то надо не удивляться этому, а следует только побороть в себе это чув­ ство и самообладание сейчас же явится». Никому не хочется умирать. Но каждый воин твердо знает, что, вступая в единоборство с противником, он всегда рискует своей жизнью. Иного выхода нет, ибо только тот и побеж­ дает, кто не боится погибнуть. «В минуты увлечения, — пи­ шет адмирал Макаров, — чело­ век не только охотно жертвует своей жизнью, но и мысль о смертном бое ему может ка­ заться заманчивой. Морякам, бсльше ч&м кому-нибудь, необ­ ходимо усвоить мысль — по­ гибнуть с честью». В этом духе, по-моему, дол­ жен воспитываться и молодой моряк послевоенного периода, не испытавший егао крещения в бою. Новичку, пришедшему на корабль, надо всегда напоми­ нать, что он носит овеянный боевой славой мундир военного моряка нашей Родины. И что, помимо патриотического долга, ради которого он должен быть смелым и неустрашимым, к это­ му еще обязывает и сама воен­ ная форма. Однако воспитание смелости требует осторожного подхода. «Никто не может считать свою собственнукг храбрость вне вся­ ких упреков» — пишет адмирал Макаров. Поэтому излишне «предусмотрительному» началь­ нику никогда не следует ос­ корблять военное самолюбие бойца излишними предупреж­ дениями и напоминаниями об опасности. Это способно поро­ дить только нерешительность в действиях подчиненного. Смелость, отвага и мужество у краснофлотцев должны вос­ питываться с первых же дней прихода их на корабль. Луч­ шим методом воспитания этих качеств является морская прак­ тика: дальние походы на шлюп­ ках на веслах и под парусами в свежую погоду, выполнение опасных работ на палубе ко­ рабля во время штормовых по­ ходов и т. д. Огромное значение в воспитании смелости играют учения, проводимые на боевых постах и на корабле в целом. Надо только их максимально приближать « боевым условиям. Это заранее приучит молодого моряка не бояться грохота боя и гула многочисленных машин, не терять самообладания и спо­ собности ориентироваться, ког­ да вокруг слышатся десятки команд. В ходе боевой подготовки на­ до поощрять разумные, инициа­ тивные и смелые действия крас­ нофлотцев, не идущие в разрез с порядками, установленными на флоте. Тогда к качествам, воспитанным у краснофлотца всем укладом нашей советской жияни, прибавятся новые, про­ фессиональные качества вой-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz