Краснофлотец. 1945, октябрь.
Бывалые моряки о стаются на сверхсрочную Воспитывать смелыхиотважных воинов , Девятый год служит на Север ном флоте мичман Сергей Нико лаевич Федулеев. Десятки тысяч миль остались за кормой корабля, на котором плавал мичман. Комендор Федулеев 12 раз об стреливал берега противника, де сятки раз отбивал атаки враже ских самолетов. ...Это было летом 1941 года. Восемь «Юнкерсов», зайдя со стороны солнца, напали на сторо жевик. Мичман увидел, как чер ное крыло стервятника на миг заслонило яркое солнце. «Юнкерсы» с приглушенными моторами пикировали на сторо жевик. Комендоры еще не знали приемов врага, но не растеря лись. В одно мгновение корабль ощетинился огнем. Почти одно временно за бортом выросли огромные фонтаны от разорвав шихся бомб. Но. корабль умело уклонялся от попаданий. Орудия комендора Федулеева непрерывно били по пикировщи кам. Это был первый урок суро вой школы войны. И чем больше было таких боев, тем опытнее, закаленнее становился комендор Фе*тлеев. Чтобы воспитывать новое по коление таких же смелых и m v - •I жественных моряков, как он сам, которые были бы достойны могу чего флота нашей Родины, мич ман Сергей Николаевич Федулеев «стался на сверхсрочную службу. В. РУССОВ. На вахте — отличные сигнальщики старослужащий старший лодой краснофлотец А. Розиньиош. краснофлотец В. Кнчзрз и мо- . Фото JI. Огуюцова. Т а н р а с с т а ю т с я д р у з ь я ПЕРЕДАДИМ СВОИ ЗНАНИЯ МОЛОДОМУ ПОПОЛНЕНИЮ Лучшие краснофлотцы и сер жанты части капитана Трофимо ва подали рапорта о зачислении на сверхсрочную службу. Среди них бывалые воины сержанты Крикун, Запорожец, Казека, Оно приенко. краснофлотец Бекасов. — Военная служба много да ла нам, — говорят они. — Мы выросли в культурном и поли тическом отношении, обогатп- .лись опытом войны. Наш долг—• передать свои знания молодому пополнению. М. ныжник. По инициативе партийной я комсомольской организаций под разделения старшего лейтенанта Боловина состоялась встреча мо лодых краснофлотцев с демо билизуемыми. Первым выступил младший сержант Дийков. Он рассказал о том, что ему дала служба в ря дах Военно-Морского Флота. Пришел он на флот рядовым по мобилизации в 1941 году, стал обучаться владеть пулеметом. Благодаря старанию и настойчи вости, Дийков быстро овладел оружием. Его назначили коман диром пулеметного расчета, а за тем старшиной группы станко вых пулеметов. За время службы Дийков значительно вырос и по литически. Вначале он был аги татором, потом членом партбюро. Молодые краснофлотцы с инте ресом слушали рассказ бывалого моряка. С большим вниманием выслу шали молодые моряки рассказ краснофлотца Александрова: — Я расскажу, как выполнял приказания. Я мобилизован в 1941 году, участвовал в боях за Советское Заполярье. Был такой случай. Разгорелся бой. Я был пулеметчиком. Патроны у нашего пулемета вышли все. Нужен бое запас. Командир отдал мне при казание — доставить боезапас. На боевом тралении ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОДОЛИТНЫХ ПОСТОВ Тральщики под командованием капитана 3 ранга Дударева в летние месяцы много раз выхо дили в море на траление. При тралении прибрежной полосы шириной до 25— 30 миль мы создавали на берегу теодолитные посты, которые с помощью радиосвязи давали возможность точпо определять место корабля в морс. Высадка постов проходила в сложных условиях: мешала тя- келая океанская волна. Но все же у берега мы находили неболь шие лагуны, куда заходили шлюпки с людьми и имуществом теодолитных постов. В задачу теодолитного поста входило засекать ведущий ко рабль. передавать ему по радио отсчеты взятого от него направ ления. Три поста — три отсчета. Точка пересечения трех направ лений показывала место корабля на планшете. Отсчеты передавались через определенные промежутки по радии, и создавалось впечат ление, что какая-то невиди мая рука направляет ко рабль, помогает ему итти все время но заданному курсу и, та ким образом, тралить наверня ка. Штурман нашего корабли старший лейтенант Коковкин ис пещрил планшет крестиками и кружочками. Он вносил поправки к курсу и передавал рулевому краснофлотцу Токареву: — Два градуса влево! Токарев отрепетовывал коман- ВСТРЕЧА МОЛОДЫХ КРАСНОФЛОТЦЕВ С ДЕМОБИЛИЗУЕМЫМИ ВОИНАМИ • Я дополз до своего тыла, взял две коробки патронов, на себя одел ленту с патронами и с винтовкой и противогазом пошел к своему расчету. Дорога простреливалась противником. Я был ранен, но не бросил боезапас, дополз до своих, доложил командиру о выполне нии приказания и о ранении. Мне было разрешено уйти с ноля боя. Я не ушел. Еще двое суток участ вовал в боях, потом лег в госпи таль. В этих боях много мы уло жили фрицев. Вот так, товарищи, нужно выполнять приказания. « Парторг старшина Черкасов прослужил на флоте 10 лет. Он рассказал о своем пути от рядо вого до старшины. Выступили краснофлотец Се ребряков, лейтенант Иванов. Они призывали укреплять воинскую дисциплину, умножать боевые традиции части. От имени моло дых выступил краснофлотец Ку- рынцев. — Я служу первый год. — сказал он, — но за этот год уже освоил сложную технику дально мера. Сейчас могу заменить лю бой номер. Однако мне еще нуж но много приложить труда для ду и быстро перекладывал руль. Корабль снова был на курсе. Теодолитные посты, впервые использованные нами на трале нии, полностью себя оправдали. Траление не прекращалось даже в сумерки. Для того, чтобы теодолитные посты смогли брать в темное время точное направление на ко рабль, на мостике обычно sожи галась прожекторная лампа с рефлектором, направленным рез ко вниз. Свет, падая вниз, осве щал палубу мостика, где люди работали с планшетом и вели журнал отсчетов. Через каждче три минуты ра- | двст корабля краснофлотец Пер мяков брал трубку и вызывал :теодолитные посты. Получив от | них данные, репетовал их. Стар шие краснофлотцы Торонов и Буровский записывали эти дан ные в специальный журнал. Штурман откладывал получен ные данные на планшете. И лишь более глубокого изучения мате риальной части и опыта войны. Краснофлотец Клейменов го ворит: — Я заверяю, что мы будем служить так же честно, как слу жили демобилизующиеся товари щи. Мы будем множить традиции своей части, неуклонно выпол нять указания товарища Сталина. -— Я год, как на флоте, — сказал молодой краснофлотец Бречалов. — До призыва на службу работал на заводе. В дни войны рабочие не уходили из це ха но 2— 3 дня, работали без смены по 10 — 12 часов, лишь бы дать больше продукции, не обходимой для победы. Я лпчно нормы всегда выполнял, не допу скал ни одного опоздания на ра боту. Демобилизующимся това рищам советую так же работать для дела укрепления мощи наше го государства. А мы здесь вас заменим, основательно освоим свои специальности. Демобилизующиеся обязались использовать оставшееся время для передачи молодым своего опыта, накопленного за службу. Готовятся товарищеские про воды демобилизуемых. В. ЕДОВИН. ! тогда, когда мрак окутывал море j и небо и уяге не видны были j сзади идущие корабли, траление заканчивалось. Корабли сворачи вали на протраленную полосу и вставали на якорь с тем, чтобы ранним утром, когда забрезжит рассвет, снова приступить к ра боте. Так с помощью теодолитных постов нами был протрален за минированный противником Iбольшой участок моря. Личный ; состав теодолитных постов под руководством тт. Мальцева, Огрызкова и Миронова, не взирая на все трудности и невзгоды, с которыми они сталкивались, ра ботая на глухом берегу, самоот-' герженно выполняли порученное им дело. Им мы в значительной мере о^заиы теми успехами в тралении, которые были достиг нуты памп в минувшее лето. Старшина t статьи Ю. ГАПОНЕНКО. — ПОЧЕТНАЯ - И ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗАДАЧА Почетна ■ •тветотвенна роль старшиивког* и сержантского состава в воспитании молодого пополнения Северного флота. Младшие командиры нашей части заботятся о каждом мо лодом воине, чтобы он был хо рошо обут, одет, чист, вдоров, накормлен ■ получал культур ный отдых. Младшие коман- I диры >знают нужды и запроси вс«Х подчиненных. Среди молодых бойцов, при шедших служить во флот, си лами старшинского и сер жантского состава ведете* большая воспитательная ра бота. Она направлена в тому, чтобы молодой боец скорее усвоил уставы, наставления., научился править морскув службу. Особый интерес у молодого пополнение вызывают беседы и рассказы о боевом пути 12 -й Печенгской Краснознаменной бригады морской пехоты, о боевом пути отдельных гвар дейских и краснознаменных кораблей н соединений Север ного флота. С исключительным вниманием слушали новички беседы бывалых воинов — старшины 1 статьи Трофимова, сержантов Исупова, Муссифул- лина и других. Всякий раз они задавали десятки вопросов. Беседы у нас были на такие темы: «Военно-Морской Флот СССР в укреплении обороно способности нашей Родины», «Когда создан Северный флот», «Товарищ Сталин — создатель Северного флота», «О воинской дисциплине п сохранении военной тайны», .«О сбережении обмундирова ния п государственного иму щества». Старшинский и сержантский состав горит желанием передать свой боевой опыт, накоплен ный за годы Великой Отечест венной войны, молодому по полнению и воспитать его л духе беззаветного служения Родине, великому делу пар тии Ленина — Сталина. Младший сержант Дм. МАКАРОВ. Когда же мы будем работать по специальности? Зимой прошлого года в пашой части была организована ве черняя пгкола шоферов. Красно флотцы активно участвовали в оборудовании помещения, до стали плакаты, чертежи, учоб-' ники. Для проведения занятия был выделен опытный руково дитель старший лейтенант т. Плеснухнн — бывший меха' ник. Занятия проходили регуляр ' но. Днем мы работали на аэре* дромах у самолетов, а вечером учились в автошколе. После теоретической учебы мы прошли стажировку, сдала практические зачеты по вожде нию автомашин и получили права шофера 3 категории. Многие мои товарищи, с koj торыми я вместе учился, рабо тают сейчас шоферами. Но не всем выпало такое счастье. Око ло десяти человек из нашего выпуска имеют права, но по специальности ко используют ся. Ан. МОТОРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz