Краснофлотец. 1945, октябрь.

Бывалые моряки о стаются на сверхсрочную Воспитывать смелыхиотважных воинов , Девятый год служит на Север­ ном флоте мичман Сергей Нико­ лаевич Федулеев. Десятки тысяч миль остались за кормой корабля, на котором плавал мичман. Комендор Федулеев 12 раз об­ стреливал берега противника, де­ сятки раз отбивал атаки враже­ ских самолетов. ...Это было летом 1941 года. Восемь «Юнкерсов», зайдя со стороны солнца, напали на сторо­ жевик. Мичман увидел, как чер­ ное крыло стервятника на миг заслонило яркое солнце. «Юнкерсы» с приглушенными моторами пикировали на сторо­ жевик. Комендоры еще не знали приемов врага, но не растеря­ лись. В одно мгновение корабль ощетинился огнем. Почти одно­ временно за бортом выросли огромные фонтаны от разорвав­ шихся бомб. Но. корабль умело уклонялся от попаданий. Орудия комендора Федулеева непрерывно били по пикировщи­ кам. Это был первый урок суро­ вой школы войны. И чем больше было таких боев, тем опытнее, закаленнее становился комендор Фе*тлеев. Чтобы воспитывать новое по­ коление таких же смелых и m v - •I жественных моряков, как он сам, которые были бы достойны могу­ чего флота нашей Родины, мич­ ман Сергей Николаевич Федулеев «стался на сверхсрочную службу. В. РУССОВ. На вахте — отличные сигнальщики старослужащий старший лодой краснофлотец А. Розиньиош. краснофлотец В. Кнчзрз и мо- . Фото JI. Огуюцова. Т а н р а с с т а ю т с я д р у з ь я ПЕРЕДАДИМ СВОИ ЗНАНИЯ МОЛОДОМУ ПОПОЛНЕНИЮ Лучшие краснофлотцы и сер­ жанты части капитана Трофимо­ ва подали рапорта о зачислении на сверхсрочную службу. Среди них бывалые воины сержанты Крикун, Запорожец, Казека, Оно­ приенко. краснофлотец Бекасов. — Военная служба много да­ ла нам, — говорят они. — Мы выросли в культурном и поли­ тическом отношении, обогатп- .лись опытом войны. Наш долг—• передать свои знания молодому пополнению. М. ныжник. По инициативе партийной я комсомольской организаций под­ разделения старшего лейтенанта Боловина состоялась встреча мо­ лодых краснофлотцев с демо­ билизуемыми. Первым выступил младший сержант Дийков. Он рассказал о том, что ему дала служба в ря­ дах Военно-Морского Флота. Пришел он на флот рядовым по мобилизации в 1941 году, стал обучаться владеть пулеметом. Благодаря старанию и настойчи­ вости, Дийков быстро овладел оружием. Его назначили коман­ диром пулеметного расчета, а за­ тем старшиной группы станко­ вых пулеметов. За время службы Дийков значительно вырос и по­ литически. Вначале он был аги­ татором, потом членом партбюро. Молодые краснофлотцы с инте­ ресом слушали рассказ бывалого моряка. С большим вниманием выслу­ шали молодые моряки рассказ краснофлотца Александрова: — Я расскажу, как выполнял приказания. Я мобилизован в 1941 году, участвовал в боях за Советское Заполярье. Был такой случай. Разгорелся бой. Я был пулеметчиком. Патроны у нашего пулемета вышли все. Нужен бое­ запас. Командир отдал мне при­ казание — доставить боезапас. На боевом тралении ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОДОЛИТНЫХ ПОСТОВ Тральщики под командованием капитана 3 ранга Дударева в летние месяцы много раз выхо­ дили в море на траление. При тралении прибрежной полосы шириной до 25— 30 миль мы создавали на берегу теодолитные посты, которые с помощью радиосвязи давали возможность точпо определять место корабля в морс. Высадка постов проходила в сложных условиях: мешала тя- келая океанская волна. Но все же у берега мы находили неболь­ шие лагуны, куда заходили шлюпки с людьми и имуществом теодолитных постов. В задачу теодолитного поста входило засекать ведущий ко­ рабль. передавать ему по радио отсчеты взятого от него направ­ ления. Три поста — три отсчета. Точка пересечения трех направ­ лений показывала место корабля на планшете. Отсчеты передавались через определенные промежутки по радии, и создавалось впечат­ ление, что какая-то невиди­ мая рука направляет ко­ рабль, помогает ему итти все время но заданному курсу и, та­ ким образом, тралить наверня­ ка. Штурман нашего корабли старший лейтенант Коковкин ис­ пещрил планшет крестиками и кружочками. Он вносил поправки к курсу и передавал рулевому краснофлотцу Токареву: — Два градуса влево! Токарев отрепетовывал коман- ВСТРЕЧА МОЛОДЫХ КРАСНОФЛОТЦЕВ С ДЕМОБИЛИЗУЕМЫМИ ВОИНАМИ • Я дополз до своего тыла, взял две коробки патронов, на себя одел ленту с патронами и с винтовкой и противогазом пошел к своему расчету. Дорога простреливалась противником. Я был ранен, но не бросил боезапас, дополз до своих, доложил командиру о выполне­ нии приказания и о ранении. Мне было разрешено уйти с ноля боя. Я не ушел. Еще двое суток участ­ вовал в боях, потом лег в госпи­ таль. В этих боях много мы уло­ жили фрицев. Вот так, товарищи, нужно выполнять приказания. « Парторг старшина Черкасов прослужил на флоте 10 лет. Он рассказал о своем пути от рядо­ вого до старшины. Выступили краснофлотец Се­ ребряков, лейтенант Иванов. Они призывали укреплять воинскую дисциплину, умножать боевые традиции части. От имени моло­ дых выступил краснофлотец Ку- рынцев. — Я служу первый год. — сказал он, — но за этот год уже освоил сложную технику дально­ мера. Сейчас могу заменить лю­ бой номер. Однако мне еще нуж­ но много приложить труда для ду и быстро перекладывал руль. Корабль снова был на курсе. Теодолитные посты, впервые использованные нами на трале­ нии, полностью себя оправдали. Траление не прекращалось даже в сумерки. Для того, чтобы теодолитные посты смогли брать в темное время точное направление на ко­ рабль, на мостике обычно sожи­ галась прожекторная лампа с рефлектором, направленным рез­ ко вниз. Свет, падая вниз, осве­ щал палубу мостика, где люди работали с планшетом и вели журнал отсчетов. Через каждче три минуты ра- | двст корабля краснофлотец Пер­ мяков брал трубку и вызывал :теодолитные посты. Получив от | них данные, репетовал их. Стар­ шие краснофлотцы Торонов и Буровский записывали эти дан­ ные в специальный журнал. Штурман откладывал получен­ ные данные на планшете. И лишь более глубокого изучения мате­ риальной части и опыта войны. Краснофлотец Клейменов го­ ворит: — Я заверяю, что мы будем служить так же честно, как слу­ жили демобилизующиеся товари­ щи. Мы будем множить традиции своей части, неуклонно выпол­ нять указания товарища Сталина. -— Я год, как на флоте, — сказал молодой краснофлотец Бречалов. — До призыва на службу работал на заводе. В дни войны рабочие не уходили из це­ ха но 2— 3 дня, работали без смены по 10 — 12 часов, лишь бы дать больше продукции, не­ обходимой для победы. Я лпчно нормы всегда выполнял, не допу­ скал ни одного опоздания на ра­ боту. Демобилизующимся това­ рищам советую так же работать для дела укрепления мощи наше­ го государства. А мы здесь вас заменим, основательно освоим свои специальности. Демобилизующиеся обязались использовать оставшееся время для передачи молодым своего опыта, накопленного за службу. Готовятся товарищеские про­ воды демобилизуемых. В. ЕДОВИН. ! тогда, когда мрак окутывал море j и небо и уяге не видны были j сзади идущие корабли, траление заканчивалось. Корабли сворачи­ вали на протраленную полосу и вставали на якорь с тем, чтобы ранним утром, когда забрезжит рассвет, снова приступить к ра­ боте. Так с помощью теодолитных постов нами был протрален за­ минированный противником Iбольшой участок моря. Личный ; состав теодолитных постов под руководством тт. Мальцева, Огрызкова и Миронова, не взирая на все трудности и невзгоды, с которыми они сталкивались, ра­ ботая на глухом берегу, самоот-' герженно выполняли порученное им дело. Им мы в значительной мере о^заиы теми успехами в тралении, которые были достиг­ нуты памп в минувшее лето. Старшина t статьи Ю. ГАПОНЕНКО. — ПОЧЕТНАЯ - И ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗАДАЧА Почетна ■ •тветотвенна роль старшиивког* и сержантского состава в воспитании молодого пополнения Северного флота. Младшие командиры нашей части заботятся о каждом мо­ лодом воине, чтобы он был хо­ рошо обут, одет, чист, вдоров, накормлен ■ получал культур­ ный отдых. Младшие коман- I диры >знают нужды и запроси вс«Х подчиненных. Среди молодых бойцов, при­ шедших служить во флот, си­ лами старшинского и сер­ жантского состава ведете* большая воспитательная ра­ бота. Она направлена в тому, чтобы молодой боец скорее усвоил уставы, наставления., научился править морскув службу. Особый интерес у молодого пополнение вызывают беседы и рассказы о боевом пути 12 -й Печенгской Краснознаменной бригады морской пехоты, о боевом пути отдельных гвар­ дейских и краснознаменных кораблей н соединений Север­ ного флота. С исключительным вниманием слушали новички беседы бывалых воинов — старшины 1 статьи Трофимова, сержантов Исупова, Муссифул- лина и других. Всякий раз они задавали десятки вопросов. Беседы у нас были на такие темы: «Военно-Морской Флот СССР в укреплении обороно­ способности нашей Родины», «Когда создан Северный флот», «Товарищ Сталин — создатель Северного флота», «О воинской дисциплине п сохранении военной тайны», .«О сбережении обмундирова­ ния п государственного иму­ щества». Старшинский и сержантский состав горит желанием передать свой боевой опыт, накоплен­ ный за годы Великой Отечест­ венной войны, молодому по­ полнению и воспитать его л духе беззаветного служения Родине, великому делу пар­ тии Ленина — Сталина. Младший сержант Дм. МАКАРОВ. Когда же мы будем работать по специальности? Зимой прошлого года в пашой части была организована ве­ черняя пгкола шоферов. Красно­ флотцы активно участвовали в оборудовании помещения, до­ стали плакаты, чертежи, учоб-' ники. Для проведения занятия был выделен опытный руково­ дитель старший лейтенант т. Плеснухнн — бывший меха' ник. Занятия проходили регуляр ' но. Днем мы работали на аэре* дромах у самолетов, а вечером учились в автошколе. После теоретической учебы мы прошли стажировку, сдала практические зачеты по вожде­ нию автомашин и получили права шофера 3 категории. Многие мои товарищи, с koj торыми я вместе учился, рабо­ тают сейчас шоферами. Но не всем выпало такое счастье. Око­ ло десяти человек из нашего выпуска имеют права, но по специальности ко используют­ ся. Ан. МОТОРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz