Краснофлотец. 1945, октябрь.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБКТЫ ПАМЯТНИКА -МАЯКА „СЛАВА" — Необходимо — продлить конкурс Я считаю, что и срок и ко личество участников конкурса недостаточны. Представлены только четыре проекта. Это сказалось на результатах кон курса. Из четырех проектов только два в какой-то мере соответствуют военно-морской н то общей, а не северомор ской тематике, — это проекты авторов Боголюбова и Мани- зера. Два последних проекта можно с успехом применить в любом, пе имеющем никакого отношения к морю, месте. Предпочтение надо все же отдать скульптуре народного художника РСФСР Манизера. Мысль, выраженная в проекте, ясна и доходчива: краснофло тец как бы говорит: северные воды освобождены. Автомат за спиной краснофлотца напо минает, что свобода добыта в бою. Безусловно, необходимо продлить конкурс, привлечь более широкий круг авторов, чтобы создать действительно полноценный, достойный ге роев Северного флота памят ник. Старшина 1 статьи В. ФОМИЧЕВ. Достойноувековзш великую победу Мне не понравился ни один из представленных проектов, потому что они не отражают боевую славу Северного фло та. Ведь боевая деятельность североморцев резко отлича лась по своим условиям от боевой деятельности других флотов. Значит, нашим героям нужен и памятник особенный. Я не художник, но мне в этом памятнике хочется видеть и наш Север и Отечественную войну, хочется, чтобы сам па мятник рассказывал, когда и где это было. Слава погибших северомор цев дорога каждому из нас. Поэтому я предлагаю внести проекты памятника на более широкое обсуждение. На каж дом корабле, в каждой части есть свои погибшие герои. Личный состав кораблей и ча стей должен высказать свое мнение о памятнике своим славным боевым товарищам. ! ■ В суровой борьбе с врагом в тяжелых условиях С евеца моряки флота победили. Бес смертная слава - Сафонова, Баштыркова, Гаджиева, Сив- кова, мужественных сынов Родины, погибших на «Тума не», веет над ледяными вол нами. Эту славу должны ви деть и будущие поколения моряков, идущие мимо остро ва Славы. Краснофлотец 8. ЗУБКОВ. Что хотелось бы добавить к памятнику Мне понравился проект скульптора Манизера и архи тектора Лангбарда. Сильная, настоящая морская фигура моряка. Только я считаю, что к ней надо прибавить такие детали: соорудить торпедный j.-атер, рассекающий волны. Нос катера приподнять на 15 градусов и чтобы был ви ден берег. На берегу — таив с д. сантной группой. Старший краснофлотец ПРИТУЛА. Из книги На ‘выставке макетов памятника-маяка «Слава» Передать в века славу героев На выставке представлено четыре проекта. Но композиции и изобразительному оформлению все они различны. Скульптор Манизер совместно с архитекто ром Лангбард предлагают гигантскую фигуру краснофлотца в тельняшке и бескозырке, под нявшего правой рукой над собой освещаемый буй, а опущенной левой указывающего на залив. Вся фигура покоится на мощном по стаменте, на который поднялся гребень воды. У скульптора Исаевой и архитекторов Миндлина и Пукшанского — трехгранный обе лиск. поддерживающий фигуру краснофлотца. У подножии обелиска справа и слева от главного входа расположено по одной скульптурно* группе. Трети! проект скульптора Томского и ар хитекторов Лебедева и Штеллера во многом на поминает предыдущий. Разница между ними лишь в том, что обелиск четырехгранный, каждое ребро которого оформлено в скульптур ные жгуты, оканчивающиеся прожекторами для освещения фигуры краснофлотца морской пехо ты с автоматом. Наконец, последний проект, принадлежа щий скульпторам Боголюбову и Ингол и архи тектору Голубовскому, содержит три волноре за, увенчанные фигурами бойца морской пехо ты, краснофлотца и летчика. Второй из них, будучи в центре, держит знамя. Ясно, что истортеское значение будущего памятника-маяка в том, что он должен передать в века славу о моряках-североморцах, участ никах Великой Отечественной войны 1941 — 45 гг., об пх отваге и мужестве, стойкости и беззаветной храбрости, о геройстве и величии победителей. При этом в замысле и оформле нии должны быть отражены, по крайней мере, моряки кораблей, моряки-пехотинцы и летчи ки, причем первых желательно бы представить подводниками и катерниками. Не должен остаться в стороне и сам флот. Но и этого мало. Поскольку памятник должен быть еще в какой- то степени и маяком, то в проекте надо обеспе чить место и для последнего. Совершенно ясно, что все это превращает памятник в чисто морское сооружение, местом которого должен быть только берег моря, а скульптурно-архитектурная композиция его ясно и определенно, без догадок и надписей должна как бы дышать Северным флотом и его людьми. Когда внимательно вглядываешься в каж дый проект, изучаешь его и вникаешь во все детали, то ощущаешь разочарование. Во-пер вых, бросается в глаза почти полнее отсут ствие «морской души». В настоящем виде каждый из проектов скорее пригоден для «сухо путного» города, но не для морекогл острова Баренцова моря. Во-вторых, ни один проект не может быть использован в качестве настоящего морского навигационного маяка. Если авторы полагали, что маяком могут быть даже памятники со скульптурными фигурами, освещенные рас сеянным лучом прожектора, то для условий Кольского залива с туманами в темное время года это не будет практическим решением. Для светового маяка присущи большая дальность видимости (20— 25 миль) и мощное маячно-техническое оборудование. В данном примере для острова Сальный маяк должен иметь не только сильный огонь на верх ней оконечности памятника, но и более важные круговые огни у его подножия, чтобы оградить со всех сторон остров, как навигационную опасность для проходящих мимо кораблей. Для флота море без маяков немыслимо даже при современных высок осовершенных штурманских приборах. Но из этого следует, что памятник-маяк должен быть не на словах, а й в действительности маяком. В этом отношении предложенные проекты не соответствуют практическим требованиям. В проектах есть целый ряд и других серьез ных недостатков. Например, немыслимо, чтобы краснофлотец (в проекте скульптора Манизе ра) мог поднять рукой буй, вес которого по меныцей мере составляет около тонны. Неправ доподобно, чтобы тот же краснофлотец в усло виях Заполярья воевал в тельняшке с завер нутыми рукавами. В проектах Исаевой и Томского верхние скульптурные фигуры краснофлотцев имеют ка кие-то странного вида накидки, не соответству ющие ни одному нредмету положенной формы одежды. Наконец, наличие трех устоев для трех фи гур в проекте Боголюбова и Ииго* только утя желило памятник. Необходимо продлить конкурс на ближай шие 2 — 3 месяца. Это позволит увеличить ко личество вариантов памятника-маяка и даст шансы на отбор более удачного проекта. Инженер-майор А. СВЕТЛОВ, НАШИ П О Ж Е Л А Н И Я Величие победы над извечны ми врагами нашей Родины — немецкими империалистами и славу защитников Советского Заполярья наиболее ярко от ражает монумент памятника по проекту скульптора Боголю бова. Думаю, что этот памятникбу дет наиболее удачным. Лейтенант ТЮРИН. * * * На наш взгляд лучший проект памятника, предложенный скульптором Боголюбовым. Мы желали бы видеть яа острове этот памятник. Он на глядно отражает представите лей всех родов войск — защит ников Советского Заполярья. И. Я. ЛОБАНОВ, А. М. СНЕГОВ. предложений Надо отразить заслуги всех родов оружия В тяжелых боях на Северо принимали участие и моряки кораблей, и морские пехотин цы, и летчики, и береговые артдилерИсты. Всей стране зта^омы фамилии Шабалина, Гаджиева, Сафонова, Кисляко- ва, Сивкова, Леонова. Все эти овеянные славой североморцы представляют разный род оружия. Морская пехота била немцев на Рыбачьем, который войдет в историю как второй Ханко, подводники и катерни ки топили вражеокие корабли в море, летчики громили авиа цию врага и топили немец кие транспорты. Победа завоевана героиче скими Усилиями я летчиков, и пехотинцев, и моряков. И за слуги их должны быть отра жены в памятнике. С этой точки зрения больше всего подходит для памятни ка проект скульптора Боголю бова, который, по-моему мне нию, нужно упростить. Сред ней фигуре памятника нужно бы придать более яркие черты морской пехоты. Главный старшина РОМАНОВ. Чего нехватает в проекте Мы пришли к убеждению, что самым лучшим, наиболее подходящим памятником ге роям Советского Заполярья будет памятник по проекту народного художника РСФСР лауреата Сталинской промни Манизера. Мощная фигура моряка, с поднятой вверх правой рукой, в которой он держит источник света, открывает путь для входа кораблей с моря в неза мерзающий порт Мурманск. Левая рука указывает этот безопасный путь. Фигура моряка говорит о мужестве, силе, о непреклон ной воле к победе. Но недостаток этого памят ника в том, что он не отобра жает характера Великой Оте чественной войны. Ведь если убрать у моряка автомат и по весить за спину винтовку или «на грудь пулеметные ленты, и его смело 'можно ста вить в память о погибших в годы гражданской войны. На до придать памятнику чув ство времени, и тогда он оправдает свою задачу. МОСКАЛЕВ, ВИНОГРАДОВ. Неясно выражено основное Скульпторы каждый по-сво ему выразили идею памят ника: один поставил в центре своего внимания морскую пе хоту, другой только красно флотца, третий решил пока зать и летчика, я катерника, и моряка. В четвертом проекте морского вообще ничего нет. Общий, на мой взгляд, недо статок всех четырех проек тов — это то, что они неясно выразили требуемый замысел. Не только на подходе к ост рову Слава, но и непосред ственно у памятника не пой мешь, что он говорит именно о Севере, о героях Отечествен ной войны. Памятники не го ворят ни о времени, ни о со бытиях. Капитан ЗАРНИЦМИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz