Краснофлотец. 1945, октябрь.

Бывалые моряки остаются на сверхсрочную ПЕРВЫЕ ШАГИ Воспитанники старшины, Насырова успешно овладевают специальностью Котельное отделение. Обору- ' недавно пришедших на корабль дование его поражает иесведу- краснофлотцев воспитать полно- щего человека своей сложностью. Много разнообразных механиз­ мов, систем и приборов, имею­ щих для корабля жизненно важ­ ное значение. Новичку здесь легко растеряться. Однако ста­ рослужащие несут вахту у кот­ лов с завидной легкостью. Это пришло в ним с годами,, после упорного изучения специально- сти. К такой вахте приучают быва­ лые моряки и молодых красно­ флотцев, передавая им богатый опыт, накопленный в годы вой­ ны. ...По трапу в котельное отде- яение ощупью спускается крас- яофлотец с завязанными глаза- ян. Вытянув руки вперед, он также наощупь обходит все ме­ ханизмы и рассказывает устрой­ ство и назначение каждого из них. Командир отделения стоит ка решетках и, следя за действи­ ями своего подчиненного, по­ правляет его в случае надобно­ сти. Так старшина Наеыров прове­ ряет знания своего ученика- краснофлотца Батманова. Учеба, дающая много пользы! За корот- 1 кий еров молодой краснофлотец, благодаря таким занятиям, ус­ пешно осваивает свою специаль­ ность. Если новичов хорошо изучил свое заведывание, Наеыров счи­ тает, что этого еще недоста­ точно. Надо достигнутые успехи закрепить в условиях, прибли­ женных в боевой обстановке, когда работать придется в воде и без освещения. И старшина тренирует моло­ дых при аварийных условиях с повязками на глазах. Насырову пришлось немало «трудиться, чтобы из молодых, ценных специалистов. Богатый опыт, накопленный в годы вой­ ны. и образцовое знание своей специальности котельного маши­ ниста помогают ему в этом важ­ ном деле. В жестоких боях с врагом Наеыров заслужил репутацию храброго воина и отличного спе­ циалиста. А когда на смену воен­ ной страде пришла победа и товарищ Сталии в своем истори­ ческом приказе № 371 поставил перед Военно-Морских Флотом советской державы новые зада­ чи, вытекающие из условий мир­ ного развития, старшина Наеы­ ров, вдохновленный призывом вождя, в числе первых изъявил желание остаться на сверхсроч­ ную службу, чтобы посвятить еще несколько лет своей жизни дальнейшему укреплению могу­ щества Военно-Морского Флота. С первых же дней своей сверх­ срочной службы старшина Наеы­ ров горячо взялся за обучение молодых. В этом он видит свою основную задачу, как сверхсроч- ника-специалиста. „ Вначале у Насырова были не­ малые трудности. К каждому мо­ лодому краснофлотцу требовался индивидуальный подход, а у На­ сырова было еще немного педа­ гогического опыта. Тем отраднее сознавать ему теперь, что его упорная. кропотливая работа приносит свои плоды. Во время недавних боевых учений, когда корабль развивал максимальные хода и к котельным машинистам пред’являлись большие требова­ ния, его ученики Батманов, Ер­ шиков, Закиров, Миронов и дру­ гие с успехом несли самостоя­ тельно вахту у котлов и слож­ ных механизмов. Г. ЛУЗИН. На ходовой вахте. Старший кра'снофлотец Н. Абрамов я молодой краснофлотец М. Дер евянных. Фото Л. Огурцова. МОРСКАЯ ЗАКАЛКА Молодые краснофлотцы в первом походе Получив приказание о вы­ ходе в море, старшины и крас­ нофлотцы тщательно изготови­ ли катер в первому после дли­ тельного ремонта походу. Вме­ сте со старослужащими уча­ ствовали в подготовке меха­ низмов и молодые краснофлот- ны. Они впервые собирались в поход и с нетерпением ожида­ ли выхода в море. Каждому хотелось проверить свои мор­ ские качества и способности на деле. И вот катер полным ходом вышел из базы. Море встрети­ ло корабль мертвой зыбью. Некоторые молодые красно­ флотцы побледнели, чувствуя первые признаки морской бо­ лезни. Но вскоре работа на палубе, свежий морской ветер и ходовая вахта отвлекли их от недомогания. Во время ре­ монта они прошли хорошую теоретическую и практическую подготовку и теперь уверенно несли ходовую вахту. Легко и быстро шел катер. . — Мина с правого борта!— внезапно доложил сигнальщик краснофлотец Смирнов. Катер приблизился к мине. Командир застопорил ход. Рас­ стрелять мину было поручено молодому комендору красно­ флотцу Некрасову, который быстро, тщательно подготовил орудие к стрельбе. Старатель­ но прицелившись, Некрасов открыл огонь и с первых же выстрелов пробил оболочку мины. — Мина расстреляна! —- доложил командир боевого по­ ста гвардии старший красно­ флотец Малаков. ...Катер продолжал свой путь, выполняя задание коман­ дования. Молодые краснофлот­ цы, осваивая управление ме­ ханизмами во время ходовой вахты, аккуратно выполняли указания старослужащих. Из таких дельных краснофлотцев, как Зайцев, Ермаков и дру­ гие. выработаются в недалеком будущем хорошие специали­ сты, мастера своего дела. Через несколько чаеов катер вернулся в базу, успешно вы­ полнив задание. Гвардии старший краснофлотец К. БИЛЬКОВ. Нет внимания рационализаторам Война пред'явила к чвявистай телеграфного центра повышен­ ные требования. При налетах вражеской авиа­ ции задача связистов состояла в том, чтобы как мозяно быстрее оповестить части флота о появ­ лении самолетов врага. Но су-' шествовавшая тох’да аппарату-' ра заставляла оповещать каж­ дого адресата поочередно. Перед техниками телеграф­ ного центра встал вопрос об усовершенствовании аппарат^ ры, чтобы сократить время про­ хождения телеграмм, или о со­ здания нового аппарата, позво­ ляющего передавать один и то* же текст нескольким адресата* одновременно. В конце 1041 года такой аппа­ рат был сконструирован и из­ готовлен группой техников -те­ леграфИстов: техником-лейтв- наптом Азеевьгм, главным стар­ шиной Костиным и старшиной 1 статьи Баженовым В ходе войны аппарат был про­ верен на деле и показал хоро­ шие результаты. Общее время Прохождения оповещения по всем адресам сократилось ве много раз. Аппарат и по сей день беспере­ бойно работает на телеграфно* центре, обеспечивая одновре­ менную многостороннюю связь с малой затратой времени. Не изобретение н е получает даль­ нейшего развития. Никто не работает над усовершенство­ ванием его конструкции, и сами изобретатели остались незаме­ ченными, не получив за свою важную работу никакого поощ­ рения. Изобретателям неизвест­ но, принят ли их аппарат на других флотах и будет ля он где-нибудь использован? Главный старшина Т. ЕМЕЛЬЯНОВ. По следам наших выступленай „Ученик Чичиков" В корреспонденции Н. Гого­ левского, помещенной в «Крас­ нофлотце» 3 октября, приводи­ лись факты бесхозяйственного хранения продуктов. Командир части капитан По­ пов сообщил, что старший сер­ жант Монастырев с работы снят и привлечен к ответствен­ ности. М ногим пз рулевых наше­ го соединения пришлось знакомиться в свое вре­ мя с новой техникой, яескохь* во отличающейся от общепри­ нятой на наших вораблях. В « и х условиях было очень важно тщательно изучить ее, присмотреться в ней, постарать­ ся привыкнуть в ее капризам. Приходилось тщательно проду­ мывать назначение и устройство каждой детали, каждого винтика, проверять действие материаль­ ной части при различных усло­ виях эксплоатации. Только та- вим путем рулевые могли за­ страховать себя, от неприятных неожиданностей в море. Мне памятны некоторые слу­ чаи из моей практики. Как-то мы готовились к большому океан­ скому переходу. Перед выходом в морс я внимательно проверил рулевое устройство и доложил командиру о готовности к походу. Переход начался ночью в сильный пггорм. Океан давал се­ бя знать, но рулевая вахта шла своим чередом. На третьи сутки юрабль вдруг перестал слушать­ ся руля. Прежде всего я прове­ рил положение руля. Он оказал­ ся рассогласованным на 15 гра­ дусов. В чем же дело? Почему основ­ ная система управления кораб- Из боевого опыта В А Х Т А У ШТ У Р В А Л А яем оказалась так грубо нару­ шенной? Удивляться этому не приходится. В каждом рулевом устройстве есть свои особенно­ сти п капризы и к ним нужно быть заранее подготовленным. Я и мои подчиненные хорошо освоили гидравлическую систему руля, и нам не пришлось долго ломать головы над причиной не­ исправности. А получилось вот что: сильный ветер сбивал ко­ рабль с курса все время в одну сторону, поэтому перекладка ру­ ля. вернее работа рулем, тоже проходила в одну, противополож­ на н» потру сторону. Глицерино­ вая смесь долгое время находи­ ла*!. под высоким давлением только в одной из полостей ци­ линдра рулевой машины, что вызвало постепенное самопроиз­ вольное выравнивание давления г. обоих полостях. Для устранения этой неис­ правности нужно было открыть байпасные клапаны и перекатить смесь, поставив штурвал в ну- i левое положенне. Таким образом неисправность была устранена на ходу так бы­ стро, что корабль не потерял даже своего места в строю эс­ кадры. Этот случай, может быть не­ значительный но размерам не­ исправности, мог иметь большие последствия в боевой обстанов­ ке или при проходе в узкости, если его во-время не устранили бы. Я указал только один пример неисправности. А сколько их мо­ жет быть! И все они различны по своему характеру, но каждая мо­ жет привести к серьезным по­ следствиям, особенно тогда, ког­ да во время не сообразишь, как ее устранить. Только безупреч­ ное знание материальной части в сочетании с сообразительностью и смекалкой позволит благопо­ лучно выйти из любого затруд­ нительного положения. Для того, кто хорошо знает свое заведывание и умеет при­ менить знания на деле, не страш­ ны никакие «капризы» матери­ альной части. Но знания материальной части только по своей специальности недостаточно для успешной ра­ боты. Памятен мне такой случай: во время одного из боевых походов, сдавая вахту другому рулевому, я предупредил его, что с ленты репитера гирокомпаса в месте ее спайки на самом румбе «Норд» соскочил лак и лента «задирает­ ся». Так как вся лента репитера закрыта, за* исключением двух десятков градусов, видных руле­ вому сквозь смотровую амбразу­ ру, нам не удалось на ходу точно оценить размеров этой неисправ­ ности, но я и мой сменщик при­ няли это во внимание и относи­ лись к гирокомпасу с «подозре­ нием». Не прошло и двух часов, как репитер «закапризничал».. Гиро­ компас продолжал показывать заданный курс, а корабль между тем уклонился в сторону. Такое поведение корабля может быть от целого ряда причин, но так как мы были уже предупреждены, то смогли быстро ориентироваться в причине неисправности. Руле­ вой доложил о неисправности ре- пптера, мы вскрыли его коробку и оказалось, что лента лопнула как раз в том месте, где сошел лак. Она застряла между крыш­ кой репитера и картушкой и со­ вершенно бездействовала. Как раз в это время акустик доложил о появлении подводной лодки противника. Только отлич­ ное знание > быстрая работ» штурманского электрика и руле­ вых, своевременно устранивших неисправность, позволил»! коман­ диру без промедления выйти в атаку на врага. Рулевой не должен замыкать­ ся в узких рамках одной своей' специальности, ему нужно иметь представление п о работе смеж­ ных заведываиий, тогда он без особого труда найдет выход из положений, подобных толькв что рассказанному. Несколько слов о вниматель­ ности. Стоя рулевую вахту, крас­ нофлотец должен быть как мож­ но более собранным, внутренне подтянутым, даже напряженным, каким бы спокойным не каза­ лось плавание. Это. конечн», сильно утомляет, но без этог* рулевой неминуемо растеряется при первой же неожиданности. G командного мостика поступают разнообразные приказания на руль и машинный телеграф; их надо внимательно выслушать, дословно отрепетовать и четкв выполнить. Рулевой обязан из­ учить голос командира до такой степени, чтобы по интонации знать, с какой быстрвтой нужн» выполнить команду. Старшина 1 статьи Е. ЧЕЛЫШЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz