Краснофлотец. 1945, октябрь.
Бывалые моряки остаются на сверхсрочную ПЕРВЫЕ ШАГИ Воспитанники старшины, Насырова успешно овладевают специальностью Котельное отделение. Обору- ' недавно пришедших на корабль дование его поражает иесведу- краснофлотцев воспитать полно- щего человека своей сложностью. Много разнообразных механиз мов, систем и приборов, имею щих для корабля жизненно важ ное значение. Новичку здесь легко растеряться. Однако ста рослужащие несут вахту у кот лов с завидной легкостью. Это пришло в ним с годами,, после упорного изучения специально- сти. К такой вахте приучают быва лые моряки и молодых красно флотцев, передавая им богатый опыт, накопленный в годы вой ны. ...По трапу в котельное отде- яение ощупью спускается крас- яофлотец с завязанными глаза- ян. Вытянув руки вперед, он также наощупь обходит все ме ханизмы и рассказывает устрой ство и назначение каждого из них. Командир отделения стоит ка решетках и, следя за действи ями своего подчиненного, по правляет его в случае надобно сти. Так старшина Наеыров прове ряет знания своего ученика- краснофлотца Батманова. Учеба, дающая много пользы! За корот- 1 кий еров молодой краснофлотец, благодаря таким занятиям, ус пешно осваивает свою специаль ность. Если новичов хорошо изучил свое заведывание, Наеыров счи тает, что этого еще недоста точно. Надо достигнутые успехи закрепить в условиях, прибли женных в боевой обстановке, когда работать придется в воде и без освещения. И старшина тренирует моло дых при аварийных условиях с повязками на глазах. Насырову пришлось немало «трудиться, чтобы из молодых, ценных специалистов. Богатый опыт, накопленный в годы вой ны. и образцовое знание своей специальности котельного маши ниста помогают ему в этом важ ном деле. В жестоких боях с врагом Наеыров заслужил репутацию храброго воина и отличного спе циалиста. А когда на смену воен ной страде пришла победа и товарищ Сталии в своем истори ческом приказе № 371 поставил перед Военно-Морских Флотом советской державы новые зада чи, вытекающие из условий мир ного развития, старшина Наеы ров, вдохновленный призывом вождя, в числе первых изъявил желание остаться на сверхсроч ную службу, чтобы посвятить еще несколько лет своей жизни дальнейшему укреплению могу щества Военно-Морского Флота. С первых же дней своей сверх срочной службы старшина Наеы ров горячо взялся за обучение молодых. В этом он видит свою основную задачу, как сверхсроч- ника-специалиста. „ Вначале у Насырова были не малые трудности. К каждому мо лодому краснофлотцу требовался индивидуальный подход, а у На сырова было еще немного педа гогического опыта. Тем отраднее сознавать ему теперь, что его упорная. кропотливая работа приносит свои плоды. Во время недавних боевых учений, когда корабль развивал максимальные хода и к котельным машинистам пред’являлись большие требова ния, его ученики Батманов, Ер шиков, Закиров, Миронов и дру гие с успехом несли самостоя тельно вахту у котлов и слож ных механизмов. Г. ЛУЗИН. На ходовой вахте. Старший кра'снофлотец Н. Абрамов я молодой краснофлотец М. Дер евянных. Фото Л. Огурцова. МОРСКАЯ ЗАКАЛКА Молодые краснофлотцы в первом походе Получив приказание о вы ходе в море, старшины и крас нофлотцы тщательно изготови ли катер в первому после дли тельного ремонта походу. Вме сте со старослужащими уча ствовали в подготовке меха низмов и молодые краснофлот- ны. Они впервые собирались в поход и с нетерпением ожида ли выхода в море. Каждому хотелось проверить свои мор ские качества и способности на деле. И вот катер полным ходом вышел из базы. Море встрети ло корабль мертвой зыбью. Некоторые молодые красно флотцы побледнели, чувствуя первые признаки морской бо лезни. Но вскоре работа на палубе, свежий морской ветер и ходовая вахта отвлекли их от недомогания. Во время ре монта они прошли хорошую теоретическую и практическую подготовку и теперь уверенно несли ходовую вахту. Легко и быстро шел катер. . — Мина с правого борта!— внезапно доложил сигнальщик краснофлотец Смирнов. Катер приблизился к мине. Командир застопорил ход. Рас стрелять мину было поручено молодому комендору красно флотцу Некрасову, который быстро, тщательно подготовил орудие к стрельбе. Старатель но прицелившись, Некрасов открыл огонь и с первых же выстрелов пробил оболочку мины. — Мина расстреляна! —- доложил командир боевого по ста гвардии старший красно флотец Малаков. ...Катер продолжал свой путь, выполняя задание коман дования. Молодые краснофлот цы, осваивая управление ме ханизмами во время ходовой вахты, аккуратно выполняли указания старослужащих. Из таких дельных краснофлотцев, как Зайцев, Ермаков и дру гие. выработаются в недалеком будущем хорошие специали сты, мастера своего дела. Через несколько чаеов катер вернулся в базу, успешно вы полнив задание. Гвардии старший краснофлотец К. БИЛЬКОВ. Нет внимания рационализаторам Война пред'явила к чвявистай телеграфного центра повышен ные требования. При налетах вражеской авиа ции задача связистов состояла в том, чтобы как мозяно быстрее оповестить части флота о появ лении самолетов врага. Но су-' шествовавшая тох’да аппарату-' ра заставляла оповещать каж дого адресата поочередно. Перед техниками телеграф ного центра встал вопрос об усовершенствовании аппарат^ ры, чтобы сократить время про хождения телеграмм, или о со здания нового аппарата, позво ляющего передавать один и то* же текст нескольким адресата* одновременно. В конце 1041 года такой аппа рат был сконструирован и из готовлен группой техников -те леграфИстов: техником-лейтв- наптом Азеевьгм, главным стар шиной Костиным и старшиной 1 статьи Баженовым В ходе войны аппарат был про верен на деле и показал хоро шие результаты. Общее время Прохождения оповещения по всем адресам сократилось ве много раз. Аппарат и по сей день беспере бойно работает на телеграфно* центре, обеспечивая одновре менную многостороннюю связь с малой затратой времени. Не изобретение н е получает даль нейшего развития. Никто не работает над усовершенство ванием его конструкции, и сами изобретатели остались незаме ченными, не получив за свою важную работу никакого поощ рения. Изобретателям неизвест но, принят ли их аппарат на других флотах и будет ля он где-нибудь использован? Главный старшина Т. ЕМЕЛЬЯНОВ. По следам наших выступленай „Ученик Чичиков" В корреспонденции Н. Гого левского, помещенной в «Крас нофлотце» 3 октября, приводи лись факты бесхозяйственного хранения продуктов. Командир части капитан По пов сообщил, что старший сер жант Монастырев с работы снят и привлечен к ответствен ности. М ногим пз рулевых наше го соединения пришлось знакомиться в свое вре мя с новой техникой, яескохь* во отличающейся от общепри нятой на наших вораблях. В « и х условиях было очень важно тщательно изучить ее, присмотреться в ней, постарать ся привыкнуть в ее капризам. Приходилось тщательно проду мывать назначение и устройство каждой детали, каждого винтика, проверять действие материаль ной части при различных усло виях эксплоатации. Только та- вим путем рулевые могли за страховать себя, от неприятных неожиданностей в море. Мне памятны некоторые слу чаи из моей практики. Как-то мы готовились к большому океан скому переходу. Перед выходом в морс я внимательно проверил рулевое устройство и доложил командиру о готовности к походу. Переход начался ночью в сильный пггорм. Океан давал се бя знать, но рулевая вахта шла своим чередом. На третьи сутки юрабль вдруг перестал слушать ся руля. Прежде всего я прове рил положение руля. Он оказал ся рассогласованным на 15 гра дусов. В чем же дело? Почему основ ная система управления кораб- Из боевого опыта В А Х Т А У ШТ У Р В А Л А яем оказалась так грубо нару шенной? Удивляться этому не приходится. В каждом рулевом устройстве есть свои особенно сти п капризы и к ним нужно быть заранее подготовленным. Я и мои подчиненные хорошо освоили гидравлическую систему руля, и нам не пришлось долго ломать головы над причиной не исправности. А получилось вот что: сильный ветер сбивал ко рабль с курса все время в одну сторону, поэтому перекладка ру ля. вернее работа рулем, тоже проходила в одну, противополож на н» потру сторону. Глицерино вая смесь долгое время находи ла*!. под высоким давлением только в одной из полостей ци линдра рулевой машины, что вызвало постепенное самопроиз вольное выравнивание давления г. обоих полостях. Для устранения этой неис правности нужно было открыть байпасные клапаны и перекатить смесь, поставив штурвал в ну- i левое положенне. Таким образом неисправность была устранена на ходу так бы стро, что корабль не потерял даже своего места в строю эс кадры. Этот случай, может быть не значительный но размерам не исправности, мог иметь большие последствия в боевой обстанов ке или при проходе в узкости, если его во-время не устранили бы. Я указал только один пример неисправности. А сколько их мо жет быть! И все они различны по своему характеру, но каждая мо жет привести к серьезным по следствиям, особенно тогда, ког да во время не сообразишь, как ее устранить. Только безупреч ное знание материальной части в сочетании с сообразительностью и смекалкой позволит благопо лучно выйти из любого затруд нительного положения. Для того, кто хорошо знает свое заведывание и умеет при менить знания на деле, не страш ны никакие «капризы» матери альной части. Но знания материальной части только по своей специальности недостаточно для успешной ра боты. Памятен мне такой случай: во время одного из боевых походов, сдавая вахту другому рулевому, я предупредил его, что с ленты репитера гирокомпаса в месте ее спайки на самом румбе «Норд» соскочил лак и лента «задирает ся». Так как вся лента репитера закрыта, за* исключением двух десятков градусов, видных руле вому сквозь смотровую амбразу ру, нам не удалось на ходу точно оценить размеров этой неисправ ности, но я и мой сменщик при няли это во внимание и относи лись к гирокомпасу с «подозре нием». Не прошло и двух часов, как репитер «закапризничал».. Гиро компас продолжал показывать заданный курс, а корабль между тем уклонился в сторону. Такое поведение корабля может быть от целого ряда причин, но так как мы были уже предупреждены, то смогли быстро ориентироваться в причине неисправности. Руле вой доложил о неисправности ре- пптера, мы вскрыли его коробку и оказалось, что лента лопнула как раз в том месте, где сошел лак. Она застряла между крыш кой репитера и картушкой и со вершенно бездействовала. Как раз в это время акустик доложил о появлении подводной лодки противника. Только отлич ное знание > быстрая работ» штурманского электрика и руле вых, своевременно устранивших неисправность, позволил»! коман диру без промедления выйти в атаку на врага. Рулевой не должен замыкать ся в узких рамках одной своей' специальности, ему нужно иметь представление п о работе смеж ных заведываиий, тогда он без особого труда найдет выход из положений, подобных толькв что рассказанному. Несколько слов о вниматель ности. Стоя рулевую вахту, крас нофлотец должен быть как мож но более собранным, внутренне подтянутым, даже напряженным, каким бы спокойным не каза лось плавание. Это. конечн», сильно утомляет, но без этог* рулевой неминуемо растеряется при первой же неожиданности. G командного мостика поступают разнообразные приказания на руль и машинный телеграф; их надо внимательно выслушать, дословно отрепетовать и четкв выполнить. Рулевой обязан из учить голос командира до такой степени, чтобы по интонации знать, с какой быстрвтой нужн» выполнить команду. Старшина 1 статьи Е. ЧЕЛЫШЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz