Краснофлотец. 1945, октябрь.

В МОРЕ, НА ТРАЛЕНИИ Над бухтой непроницаемой пеленой нависла ночная тьма, скрыла обрьгвистые прибрежные ■скалы и корабли у причалов. Только неширокая лента воды, глубоко врезавшаяся в берег, Отливает серебряным свечением л блестит, словно отникелиро­ ванная. Тихо. Лишь монотонные всплески прибоя нарушают па­ рящий покой. Но вот вдалеке послышался приглушенный рокот. С каждой минутой ой усиливается, стано­ вится отчетливей. Вскоре из-за повэрота показываются белые, красные, зеленые огоньки. Они быстро приближаются к берегу. Это возвращаются в базу с бое­ вых тральных работ кораб- яи. Позади у них остался *ще один день напряженного и опасного труда. Еще несколько сот квадратных миль водной fco- ’верхности Баренцова моря тща­ тельно прощупаны и исследова­ ны. Группа кораблей капитана v ранга Егорова лишь на ночь еашла в базу. Здесь моряки немного отдохнут, пополнят за-1 пасы горючего, дадут короткий ! отдых механизмам, которые в те- j зение всего дня работали без пе- J $ерыва. ! Война уже давно кончилась, не у моряков больших «охотни­ ков» еще надолго хватит боевой работы. Они помоготт тральщи­ кам очищать от вражеских мпн нашу большую дорогу в мир. Дин заполнены кипучей дея­ тельностью, неустанным трудом. Катера уходят затемно и возвра­ щаются поздно вечером. 1 Вот и сегодня, быстро оптчар- «гевавшись у плавбазы, моряки бесшумно наводят на катерах порядок и ухо тт сгг на отдых. На Мстоке чуть-чу^ь поблекло не- |б«, ночная тьм^ начинает мед­ ленно раздвигай**» На катерах раздаются аврал-иые свистки, мощный рев моторов. Корабли Отдают швартовы и. включив ходовые огни, уходят в море. Не первый день выходит се­ годня на боевое траление и ка- sep, которым командует старший лейтенант Бельчиков. Моряки катера прощупали тралами уже яе одну сотню миль. Но впереди еще много походов, испытании, упорного труда. Уже около двух часов идет большой «охотник». Скоро и район тральных работ. С мости­ ка слышится команда: — Трал к постановке приго­ товить! Не прошло и несколько минут, а минеры трального поста стар­ шего краснофлотца Кузьмина уже заняли места, приготовили к спуску трал. Четкая организа­ ция, слаженная работа красно­ флотцев выгодно отличают втот расчет от других. Каждый моряк безупречно знает здесь свои обя­ занности, и командиру расчета нет нужды кого-либо предупреж­ дать, давать раз’яснения, делать замечания. Краснофлотцы без лишних слов готовят тральные механизмы по-боевому. Молодой минер краснофлотец Коноров за короткий срок хоро­ шо изучил свою специальность и стал первым помощником командира трального поета. Его действия расчетливы и быстры. Уверенно, со знанием дела вы­ полняют приказания Кузьмина краснофлотцы Бердяев и Лебе­ дев, обслуживающие тральную лебедку. В открытом море на маленький корабль набрасываются свире- ные волны. Катер то медленно всползает на крутую волну, то стремительно падает вниз. Ледя­ ные брызги воды обдают красно­ флотцев, но никто н$ укрывает­ ся от них, все стоят на своих постах. Сильная качка затруд­ няет работу трального расчета, но к ней уже приспособились, выработали свои движения. Мо­ лодой минер Коноров без особо­ го труда передвигается по палу­ бе, закрепляет по-походному тральное приспособление. Уже рассвело. Низко бегущие над морем серые облака скрыли оставшуюся далеко позади чер­ ную полоску берега. С мостика последовала команда: — Ставить трал! Кузьмин все внимание сосре­ дотачивает на действиях кра­ снофлотцев. Нужно умело сбро сить буи, отводители, быстро стравить тралящие части. Кузь­ мин пристально наблюдает за ра­ ботой подчиненных. Все пока идет нормально. Но вот на ка­ кой-то миг прекращается враще­ ние лебедки и разматывание троса, который захв&тился реза­ ком. Кузьмин и Коноров с по­ мощью краснофлотцев Бердяева и Лебедева умело устраняют заедание, и тралящая часть плавно сбегает за корму. — Трал поставлен и закреп­ лен, —* докладывает на мостик Кузьмин. Он еще долго стоит на корме, наблюдая за поведением буев я направлением хода буксира, хотя это не его обязанность. Корабль идет заданным ходом. Кузьмин внимательно смотрит м медлен­ но плывущими буями я, убедив­ шись, что все идут нормально, докладывает командиру: — Трал, идет хорошо. Но минеры не успокаиваются на этом. Они поочередно несут на корме вахту, наблюдая за поведением трала к водной по­ верхностью сзади него. Там должны всплывать подрезанные, тралом мины. Но их пока нет. Галс за галсом бороздит ко­ рабль морские просторы. Весь день проходит в неустанном труде, тщательном поиске мин противника. Корабль за много часов траления не обнаружил ни одной мины, обеспечив надеж­ ное плавание тральщикам, спо­ койную работу морякам. Но тем не менее мины в этом районе есть. И если их не обнаружили сегодня, так разыщут завтра. Разыщут и уничтожат. £%е в сумерках большой «охотник» старшего лейтенанта Бельчикова заканчивает рабогу. Минеры торопливо выбирают трал на палубу и заботливо ук­ ладывают его. Корабль направ­ ляется в базу. В боевом содружестве с моря­ ками тральщиков катерники ка- питана 3 ранга Егоров&самоот­ верженно выполняют почешу» и ответственную боевую зада­ чу — очищают воды Баренцова моря от мин. Их работа прохо­ дит вполпе успешно. Скоро, сов­ сем скоро морские пути Севера будут безопасными для плава­ ния кораблей всех классов. Капитан 3 ранга Б. ИВАЩЕНКО. щ т ш т т т т щ ш т Краснофлотцы Бронзов и Смирнов задали два техниче­ ских вопроса. Ниже мы печа­ таем на них ответы. Вопрос первый. Складываются ли токи раз­ личных высоких частот, прохо­ дящие по одному и тому же проводнику, в одну равнодей­ ствующую всех сил токов? Как это происходит? Ответ. При наличии двух или не­ скольких токов различных ча­ стот в одном проводе происхо­ дит сложение этих токов. Но это сложение не простое ариф­ метическое двух или больше величин, а алгебраическое, с учетом величины токов, их на­ правления и фазы. В проводе, по которому одно­ временно проходит несколько токов различных частот и ам­ плитуд, возникает какой-то об- щиЗ периодический ток очонь сложной формы, сильно отлича­ ющийся от всех составных, т. е. проходящих по нему токов. Од­ нако этот общий ток может быть разложен «а составные токи основной частоты и выс­ ших частот (гармоник). Для подтверждения правиль­ ности таких рассуждений возь­ мем, (например, два тока одина­ ковой амплитуды, но различной частоты: пе<рвый — ток одной частоты, а второй — частотой® два раза больше. Сложим их. Результат этого сложения точ­ но изображен на графике (см. рис.). На графике отчетливо пока­ зана результирующая кривая, полученная при сложении двух токов одинаковой амплитуды, но различной частоты. Из приведенного примера * * Второй вопрос. Каким образом мембрана вы­ ражает в одно и то ие время не­ сколько различных звуков? Ответ. Мембрана преобразовывает электрический ток звуковой ча­ стоты, протекающий в цепи звуковых катушек телефона, в звуковые колебания. Эти коле­ бания мембраны точно соответ­ ствуют форме электрического тока, протекающего по обмотке) звуковой катупгки. Iмток ЧАСТОТОЙ CJ 2иток ч а с т о т о й 20J ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ОРУЖИЮ В подразделение торпеднн* катеров, где служит старшина Д статьи Иванников, на должно' «ти пулеметчиков пришли моло­ дое краснофлотцы. Ни один из них не только не знал, как обра­ щаться с оружием, но и не имел Представления о нем. Участник многочисленных jGoeu, опытный старшина,, пуле­ метчик Иванников прилежно взялся за обучение новичков. На первом занятии Иванников рассказал молодым о роли пуле­ мета на торпедном катере, часто решавшем победу над противни­ ком, ознакомил их с отдельны­ ми эпизодами боев. Новички за­ интересовались своей новой про­ фессией, которую им предстояло ОСВОИТ!.. Пытливо рассматривая уст­ ройство пулемета, они засыпали етаршпну вопросами. Занятия Иванников проводит непосред­ ственно на катере у пулеметов. Разбирая оружие, он показы­ вает каждую его деталь, подроб- Старгйина Иванников умело обучает молодых краснофлотцев по об’ясняет ее назначение. Краснофлотцы наглядно видят устро&ство I взаимодействие ча­ стей пулемета и лучше запоми­ нают все, что об’ясняет им стар­ шина. Тут же Иванников проверяет внания бойцов, дает каждому из них разобрать пулемет. В ре­ зультате таких занятий красно­ флотцы не только хорошо изу­ чили пулемет, но и научились быстро ивготовлять его к стрель­ бе, приобрели навыки в наводке. На стрельбах, которые проходи­ ли недавно, краснофлотец Савин показал неплохие результаты. Его очереди прошили мишень. Краснофлотец Рябинин также не умел обращаться е пулеметом. Но при помощи Иванникова он за три месяца хорошо освоил специальность и теперь служит пулеметчиком на одном из ка­ теров. Свое заведывание Ряби­ нин содержит в отличном состоя­ нии, много тренируется в навод­ ке. Все молодые краснофлотцы, с которыми занимался старшина Иванников, в основном уже под­ готовлены к выполнению боевых вадач. Значительная часть из них доказала это на боевых стрельбах в море. Сейчас Иванников неослабно тренирует каждого пулеметчика, стараясь довести их мастерство до совершенства. В период тре­ нировок его можно всегда ви­ деть на катерах подразделения. Он подходит то к одному, то к другому пулеметчику и практи­ чески показывает, как надо вести стрельбу по цели. Молодые пуленетчнки благо­ дарны своему воспитателю га его внимание, справедливую требо­ вательность и повседневную по­ мощь в учебе. С. КУЗНЕЦОВ. Р езульти ­ рующая кривая тока можно представить, какой слоя:- ной кривой может получиться результирующая кривая от сло­ жения большого числа токов различной частоты и различ­ ных амплитуд. ★ Так сак звуковой ток не яв­ ляется током только одной ка­ кой-то частоты, а состоит из одной частоты и высших гар­ моник общего звука диапазона, то мембрана, колеблясь, произ­ водит звук, состоящий одно­ временно из основпой частоты и ылсшпх гармоник (звукового диапазона), которые «восприни­ мает каш слух. Иншенер-майор С. ОРШАНСКИЙ. Из боевого опыта Причина одной задержки Зенитчики гвардейского эс­ минца «Гремящий» за годы вой­ ны накопили большой боевой опыт ухода га своим оружием. Тщательный уход, хорошее зна­ ние материальной части помогало им не раз одерживать победы над врагом. Мне хочется рассказать здесь об одном поучительном случае. Помню, при стрельбе из 37-миллиметровой автоматиче­ ской пушки нас все время му­ чила одна задержка. Обычно по­ сле нескольких напряженных стрельб патроны из обоймы пе­ реставали итти в замок орудия. Сперва мы думали, чтф от сотря­ сения разрегулировался подаю­ щий механизм. Пробовали устра­ нить эту задержку, но ничего у нас не получилось. Все части подающего механизма работают нормально, а патрон все же не захватывается. Несколько раз в базе мы всем орудийным расче­ том разбирали механизмы, ста­ раясь докопаться до причины задержки и, наконец, нашли. Оказалось, что шплинт подавате­ ля не захватывает патрона. Во время стрельбы ось ролика по­ давателя испытывает большое напряжение и подвергается уси­ ленному трению и после опре­ деленного количества выстрелов срабатывается. Подаватель хо­ дит по лотку досылателя, не патрона не захватывает. Установив причину задержки, мы нашли и способ предотвра­ щения ее — заблаговременно, после определенного количества выстрелов разворачивать ось ро­ лика, следя за тем, чтобы она равномерно срабатывалась. Мы стали внимательно следить за механизмом подавателя, перио­ дически заменять отдельные его детали. Это сказалось на работе автомата. Подаватель больше не доставляя нам неприятностей во время стрельбы. Каждый артиллерист должен уметь быстро устранить неис­ правность в .рвоем заведывании. По, мне думается, что еще важ- пее заблаговременно предотвра­ тить ее. Для этого нужно перед стрельбой проверять свое ору­ жие и приводить в порядок все сомнительные узлы механизмов. Тогда пушка ие будет энать ваг держек и заеданий. Старшина 2 статьи В. ПАВЛЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz