Краснофлотец. 1945, октябрь.
В МОРЕ, НА ТРАЛЕНИИ Над бухтой непроницаемой пеленой нависла ночная тьма, скрыла обрьгвистые прибрежные ■скалы и корабли у причалов. Только неширокая лента воды, глубоко врезавшаяся в берег, Отливает серебряным свечением л блестит, словно отникелиро ванная. Тихо. Лишь монотонные всплески прибоя нарушают па рящий покой. Но вот вдалеке послышался приглушенный рокот. С каждой минутой ой усиливается, стано вится отчетливей. Вскоре из-за повэрота показываются белые, красные, зеленые огоньки. Они быстро приближаются к берегу. Это возвращаются в базу с бое вых тральных работ кораб- яи. Позади у них остался *ще один день напряженного и опасного труда. Еще несколько сот квадратных миль водной fco- ’верхности Баренцова моря тща тельно прощупаны и исследова ны. Группа кораблей капитана v ранга Егорова лишь на ночь еашла в базу. Здесь моряки немного отдохнут, пополнят за-1 пасы горючего, дадут короткий ! отдых механизмам, которые в те- j зение всего дня работали без пе- J $ерыва. ! Война уже давно кончилась, не у моряков больших «охотни ков» еще надолго хватит боевой работы. Они помоготт тральщи кам очищать от вражеских мпн нашу большую дорогу в мир. Дин заполнены кипучей дея тельностью, неустанным трудом. Катера уходят затемно и возвра щаются поздно вечером. 1 Вот и сегодня, быстро оптчар- «гевавшись у плавбазы, моряки бесшумно наводят на катерах порядок и ухо тт сгг на отдых. На Мстоке чуть-чу^ь поблекло не- |б«, ночная тьм^ начинает мед ленно раздвигай**» На катерах раздаются аврал-иые свистки, мощный рев моторов. Корабли Отдают швартовы и. включив ходовые огни, уходят в море. Не первый день выходит се годня на боевое траление и ка- sep, которым командует старший лейтенант Бельчиков. Моряки катера прощупали тралами уже яе одну сотню миль. Но впереди еще много походов, испытании, упорного труда. Уже около двух часов идет большой «охотник». Скоро и район тральных работ. С мости ка слышится команда: — Трал к постановке приго товить! Не прошло и несколько минут, а минеры трального поста стар шего краснофлотца Кузьмина уже заняли места, приготовили к спуску трал. Четкая организа ция, слаженная работа красно флотцев выгодно отличают втот расчет от других. Каждый моряк безупречно знает здесь свои обя занности, и командиру расчета нет нужды кого-либо предупреж дать, давать раз’яснения, делать замечания. Краснофлотцы без лишних слов готовят тральные механизмы по-боевому. Молодой минер краснофлотец Коноров за короткий срок хоро шо изучил свою специальность и стал первым помощником командира трального поета. Его действия расчетливы и быстры. Уверенно, со знанием дела вы полняют приказания Кузьмина краснофлотцы Бердяев и Лебе дев, обслуживающие тральную лебедку. В открытом море на маленький корабль набрасываются свире- ные волны. Катер то медленно всползает на крутую волну, то стремительно падает вниз. Ледя ные брызги воды обдают красно флотцев, но никто н$ укрывает ся от них, все стоят на своих постах. Сильная качка затруд няет работу трального расчета, но к ней уже приспособились, выработали свои движения. Мо лодой минер Коноров без особо го труда передвигается по палу бе, закрепляет по-походному тральное приспособление. Уже рассвело. Низко бегущие над морем серые облака скрыли оставшуюся далеко позади чер ную полоску берега. С мостика последовала команда: — Ставить трал! Кузьмин все внимание сосре дотачивает на действиях кра снофлотцев. Нужно умело сбро сить буи, отводители, быстро стравить тралящие части. Кузь мин пристально наблюдает за ра ботой подчиненных. Все пока идет нормально. Но вот на ка кой-то миг прекращается враще ние лебедки и разматывание троса, который захв&тился реза ком. Кузьмин и Коноров с по мощью краснофлотцев Бердяева и Лебедева умело устраняют заедание, и тралящая часть плавно сбегает за корму. — Трал поставлен и закреп лен, —* докладывает на мостик Кузьмин. Он еще долго стоит на корме, наблюдая за поведением буев я направлением хода буксира, хотя это не его обязанность. Корабль идет заданным ходом. Кузьмин внимательно смотрит м медлен но плывущими буями я, убедив шись, что все идут нормально, докладывает командиру: — Трал, идет хорошо. Но минеры не успокаиваются на этом. Они поочередно несут на корме вахту, наблюдая за поведением трала к водной по верхностью сзади него. Там должны всплывать подрезанные, тралом мины. Но их пока нет. Галс за галсом бороздит ко рабль морские просторы. Весь день проходит в неустанном труде, тщательном поиске мин противника. Корабль за много часов траления не обнаружил ни одной мины, обеспечив надеж ное плавание тральщикам, спо койную работу морякам. Но тем не менее мины в этом районе есть. И если их не обнаружили сегодня, так разыщут завтра. Разыщут и уничтожат. £%е в сумерках большой «охотник» старшего лейтенанта Бельчикова заканчивает рабогу. Минеры торопливо выбирают трал на палубу и заботливо ук ладывают его. Корабль направ ляется в базу. В боевом содружестве с моря ками тральщиков катерники ка- питана 3 ранга Егоров&самоот верженно выполняют почешу» и ответственную боевую зада чу — очищают воды Баренцова моря от мин. Их работа прохо дит вполпе успешно. Скоро, сов сем скоро морские пути Севера будут безопасными для плава ния кораблей всех классов. Капитан 3 ранга Б. ИВАЩЕНКО. щ т ш т т т т щ ш т Краснофлотцы Бронзов и Смирнов задали два техниче ских вопроса. Ниже мы печа таем на них ответы. Вопрос первый. Складываются ли токи раз личных высоких частот, прохо дящие по одному и тому же проводнику, в одну равнодей ствующую всех сил токов? Как это происходит? Ответ. При наличии двух или не скольких токов различных ча стот в одном проводе происхо дит сложение этих токов. Но это сложение не простое ариф метическое двух или больше величин, а алгебраическое, с учетом величины токов, их на правления и фазы. В проводе, по которому одно временно проходит несколько токов различных частот и ам плитуд, возникает какой-то об- щиЗ периодический ток очонь сложной формы, сильно отлича ющийся от всех составных, т. е. проходящих по нему токов. Од нако этот общий ток может быть разложен «а составные токи основной частоты и выс ших частот (гармоник). Для подтверждения правиль ности таких рассуждений возь мем, (например, два тока одина ковой амплитуды, но различной частоты: пе<рвый — ток одной частоты, а второй — частотой® два раза больше. Сложим их. Результат этого сложения точ но изображен на графике (см. рис.). На графике отчетливо пока зана результирующая кривая, полученная при сложении двух токов одинаковой амплитуды, но различной частоты. Из приведенного примера * * Второй вопрос. Каким образом мембрана вы ражает в одно и то ие время не сколько различных звуков? Ответ. Мембрана преобразовывает электрический ток звуковой ча стоты, протекающий в цепи звуковых катушек телефона, в звуковые колебания. Эти коле бания мембраны точно соответ ствуют форме электрического тока, протекающего по обмотке) звуковой катупгки. Iмток ЧАСТОТОЙ CJ 2иток ч а с т о т о й 20J ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ОРУЖИЮ В подразделение торпеднн* катеров, где служит старшина Д статьи Иванников, на должно' «ти пулеметчиков пришли моло дое краснофлотцы. Ни один из них не только не знал, как обра щаться с оружием, но и не имел Представления о нем. Участник многочисленных jGoeu, опытный старшина,, пуле метчик Иванников прилежно взялся за обучение новичков. На первом занятии Иванников рассказал молодым о роли пуле мета на торпедном катере, часто решавшем победу над противни ком, ознакомил их с отдельны ми эпизодами боев. Новички за интересовались своей новой про фессией, которую им предстояло ОСВОИТ!.. Пытливо рассматривая уст ройство пулемета, они засыпали етаршпну вопросами. Занятия Иванников проводит непосред ственно на катере у пулеметов. Разбирая оружие, он показы вает каждую его деталь, подроб- Старгйина Иванников умело обучает молодых краснофлотцев по об’ясняет ее назначение. Краснофлотцы наглядно видят устро&ство I взаимодействие ча стей пулемета и лучше запоми нают все, что об’ясняет им стар шина. Тут же Иванников проверяет внания бойцов, дает каждому из них разобрать пулемет. В ре зультате таких занятий красно флотцы не только хорошо изу чили пулемет, но и научились быстро ивготовлять его к стрель бе, приобрели навыки в наводке. На стрельбах, которые проходи ли недавно, краснофлотец Савин показал неплохие результаты. Его очереди прошили мишень. Краснофлотец Рябинин также не умел обращаться е пулеметом. Но при помощи Иванникова он за три месяца хорошо освоил специальность и теперь служит пулеметчиком на одном из ка теров. Свое заведывание Ряби нин содержит в отличном состоя нии, много тренируется в навод ке. Все молодые краснофлотцы, с которыми занимался старшина Иванников, в основном уже под готовлены к выполнению боевых вадач. Значительная часть из них доказала это на боевых стрельбах в море. Сейчас Иванников неослабно тренирует каждого пулеметчика, стараясь довести их мастерство до совершенства. В период тре нировок его можно всегда ви деть на катерах подразделения. Он подходит то к одному, то к другому пулеметчику и практи чески показывает, как надо вести стрельбу по цели. Молодые пуленетчнки благо дарны своему воспитателю га его внимание, справедливую требо вательность и повседневную по мощь в учебе. С. КУЗНЕЦОВ. Р езульти рующая кривая тока можно представить, какой слоя:- ной кривой может получиться результирующая кривая от сло жения большого числа токов различной частоты и различ ных амплитуд. ★ Так сак звуковой ток не яв ляется током только одной ка кой-то частоты, а состоит из одной частоты и высших гар моник общего звука диапазона, то мембрана, колеблясь, произ водит звук, состоящий одно временно из основпой частоты и ылсшпх гармоник (звукового диапазона), которые «восприни мает каш слух. Иншенер-майор С. ОРШАНСКИЙ. Из боевого опыта Причина одной задержки Зенитчики гвардейского эс минца «Гремящий» за годы вой ны накопили большой боевой опыт ухода га своим оружием. Тщательный уход, хорошее зна ние материальной части помогало им не раз одерживать победы над врагом. Мне хочется рассказать здесь об одном поучительном случае. Помню, при стрельбе из 37-миллиметровой автоматиче ской пушки нас все время му чила одна задержка. Обычно по сле нескольких напряженных стрельб патроны из обоймы пе реставали итти в замок орудия. Сперва мы думали, чтф от сотря сения разрегулировался подаю щий механизм. Пробовали устра нить эту задержку, но ничего у нас не получилось. Все части подающего механизма работают нормально, а патрон все же не захватывается. Несколько раз в базе мы всем орудийным расче том разбирали механизмы, ста раясь докопаться до причины задержки и, наконец, нашли. Оказалось, что шплинт подавате ля не захватывает патрона. Во время стрельбы ось ролика по давателя испытывает большое напряжение и подвергается уси ленному трению и после опре деленного количества выстрелов срабатывается. Подаватель хо дит по лотку досылателя, не патрона не захватывает. Установив причину задержки, мы нашли и способ предотвра щения ее — заблаговременно, после определенного количества выстрелов разворачивать ось ро лика, следя за тем, чтобы она равномерно срабатывалась. Мы стали внимательно следить за механизмом подавателя, перио дически заменять отдельные его детали. Это сказалось на работе автомата. Подаватель больше не доставляя нам неприятностей во время стрельбы. Каждый артиллерист должен уметь быстро устранить неис правность в .рвоем заведывании. По, мне думается, что еще важ- пее заблаговременно предотвра тить ее. Для этого нужно перед стрельбой проверять свое ору жие и приводить в порядок все сомнительные узлы механизмов. Тогда пушка ие будет энать ваг держек и заеданий. Старшина 2 статьи В. ПАВЛЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz