Краснофлотец. 1945, октябрь.
ТТ ОФИЦЕР ДЕМЕНТЬЕВ ПРОВОДИТ ЗАНЯТИЯ Т олько что закончился ин структаж групповодов. Молодые офицеры с оза боченными лицами расходи лись из кают-компании. Време ни на подготовку осталось ма ло, а надо прочесть литературу в теме, сделать выписки, соста вить конспект, план, сформу лировать вопросы. — Да... Все-таки мы не сце- цкалисты - политработники! — сказал один, словно продолжая давно начатый разговор. — И готовиться нам больше надо и проводить занятия труднее. А времени липшего яхот- Согласившись с этим замеча нием товарища, офицеры разо- гплись по каютам... Перенесемся в краснофлот ский кубрик. И там происходит разговор о прошедших и пред стоящих политзанятиях. Одни зыражают свою неудовлетво ренность тем, что два часа про падают иногда зря: руководи тель не сообщил ничего нового, сухо «пережевывал» прописные истины, известные каждому из газет. — Ну, наш руководитель не таков, — говорит об инженер- лейтенанте Дементьеве стар ший краснофлотец Родионов. — С душой он проводит занятие С интересом и большой пользой для себя его слушаешь. — На любой вопрос ответит, если не на занятиях, так в куб рике, — высказывает свое мне ние о групповоде краснофлотец Андреев. —Нечего греха таить, кое-кто из нашего брата любит задать сзаковыристый» вопро сик. Но наш руководитель не теряется: «раз’яснит все под робно и доходчиво. ТО, что о я п с я СЛУНВДЫМ долгом — 1 ■"яшяашшшашшяшшашшвт Тот, о «котором зашла речь, — инженер-лейтенант, командир машинной группы Валерий Де ментьев, после инструктажа не засиделся в какпчкомпании. В эти дай время особенно дорого: в разгаре ремонт механизмов, он занят с раннего утра л до позднего вечера. Командиру труднее, чем другим, выделить время II для подготовки к по- лнтзалтятиям, но Дементьев не лк>бит говорить об этих трудно стях. — Это все равно, как если бы я стал жаловаться ла трудно сти в ремонте своих механиз мов. И то и другое — служеб ный долг. Это для меня исти на, добытая собственным, хотя и очень небольшим опытом, — говорит Дементьев. — Допу стим, что политзанятий но было бы совсем, или их прово дил кто-нибудь другой. Как много потерял бы я, как строе вой офицер! Служил бы год, другой, а краснофлотцы продол жали бы казаться мне одноли кой массой, которую знаешь только по несению вахты, по выполнению моих приказаний. Каков уровень политического сознания, каковы их настрое ния, интересы, запросы? Теперь я не только знаю это, — а сам формирую их мировоззрение. И от качества моих трудо® по по литическому воспитанию зави сит в конечном счете и то, как они работают на ремонте, как несут службу, выполняют при сягу... Вот почему я стараюсь луч ше, по моим силам и способно стям, проводить и политические занятия. Но это «нельзя назвать опытом пли каким-нибудь другим громким словом! Опыта у меня нет: ведь и года не про шло, как я назначен руководи телем группы... ПЕРВЫЕ НЕУДАЧИ УРЛ0Р0Г0 РУЩДИТЕГЯ Инженер-лейтенант Деменчь- ез назначен руководителем группы политзанятий вскоре после своего прихода на ко- •^бль после окончания Высше го военно-морского инженерно го ордена Ленина имени Дзер жинского училища — осенью 1944 года. Много хлопот доставила ему подготовка к первому занятию. Побывал на инструктаже, пере читал всю рекомендованную ли тературу, сделал массу выпи сок. Надо было составить кон спект. Но, не доверяя себе, мо лодой руководитель -написал полный текст своего первого выступления. Здесь было много горячих, прочувствованных слов, масса цитат и... мало фак тов, конкретных примеров. Выступив с рассказом по те ме, Дементьев почти сразу же отбросил в сторону свои запи си: они связывали по рукам и по ногам. Все читать — не уви дишь, как слушают тебя, за глядывать в тетрадь время от времени — делать паузы, те рять нить рассуждений. К тому же он более или менее свобод но владел материалом темы. Говорил — и видел серьезные, неподвижные лица слушателей: еНо поймешь — слушают или нет. Или большинство спит?» Говорил — и забыл о времени. Когда рассказ был закончен, бе седовать было некогда. Очень недоволен остался руко водитель своим первым выступ лением н, уйдя к себе, поста рался проанализировать: чего же нехватало в его рассказе? Тут вспомнились ему беседы по душам с краснофлотцами во время курсантской учебной практики. Говаривали иногда и о том, как проходят политзаня тия. И хорошо запомнилось та кое: «Ты нам, товарищ курсант, не общие фразы разводи! — го ворили краснофлотцы.—Мы ведь тоже кое-что слышим и читаем. Ты новенькое дай, фактом нас ушиби! Вот тогда будет инте ресно, тогда выйдет толк!» Разобрав по косточкам свое выступление, руководитель за ключил: сШаблоино. Много про писных истин. Мало интересных примеров и фактов. Надо выде лить время для беседы: людей спросить, им ответить». Но недостатки легче было за метить, чем их исправить. Не на одном еще политзанятии у ру ководителя почти не оставалось времени для собеседования. Но люди уже с большим интересом слушали его, так как рассказ меньше страдал общими рас суждениями. Не сразу перестал он писать и полный текст вы ступлений, Это отчасти прино сило свою пользу: материал крепче запоминался. Но в об щем тексте руководитель стал выделять главные мысли, под черкивал осяовныэ вопросы, на которых хотел затем развер нуть беседу. А потом стал со ставлять уже подлинные кон спекты. Первые беседы принесли не которое разочарование. Кажет ся, (рассказ интересен и люди слушают внимательно, а станут отвечать и обнаруживается не понимание. На одной из бесед затронули вопрос о победах со циализма, о социалистическом строе. — Что такое социализм? — спросил одного из группы ру ководитель. Спрошенный за мялся. — Социализм — это... социа листические принципы. Поднимается для ответа вто рой слушатель: — Там капиталисты, а у нас — народ... Руководитель видел, что бо лее ' развитых краснофлотцев это задело, им захотелось под сказать товарищам правильное понимание вопроса. Так была разобрана сущность социализ ма, социалистического строя, форм социалистической соб ственности и т. д. Многое при шлось раз’яснять уже после окончания занятий, все это за ставило руководителя больше заняться подготовкой к обсуж дению темы самих слушателей. ГРУПОВОДИДЕТ ВКУБРИК По мере накопления опыта, инженер-лейтенант Дементьев находил все новые и новые средства сделать политзанятия интересными. А вызвать инте рес у слушателя — значит ус пешно решить все остальное: заставить его внимательно вду мываться и запоминать про слушанное, закреплять в памя ти события и факты, делать из них правильные выводы, боль ше читать самим. Недаром он говорит теперь: — Нет тем интересных и не интересных, на что любят ссы латься групповоды. Можно и интересную тему разобрать так, что слушатели будут зевать, а та, что кажется неинтересной, при умелом подходе увлечет слушателей. -Они и после заня тий будут долго говорить об этом у себя в кубрике. Такие беседы в кубрике про ходят нередко при участии са мого руководителя. В беседу о решениях Берлинской конфе ренции был втянут весь куб рик. Там происходят настоящие дискуссии. Говорили об отно шении к Румынии, к немецкому населению на оккупированной нами территории. Некоторые товарищи заявляли: «Но стоит немцу давать хлеба пссле того, как он столько времени грабил и истязал советских людей!» На такие рассуждения кубрик реагировал очень верно. Нахо дился товарищ, который тут же подавал реплику: «Если немцы грабили и зверствовали, тая мы не собирались в этом подражать им». И тут же обычно начинал раз’яснять политику советско го правительства. Боседуя в кубрике с красно флотцами, т. Дементьев не укло няется от острых вопросов. Он считает своим долгом убе дить людей, неправильно по нимающих тот или иной во прос, внести в него полную яс ность. За это уважают своего офицера подчиненные. Так в кубрике завершается обычно об суждение тех вопросов, кото рые были подняты на полити ческом занятии. КОГДА БЕСЕДА БЫВАЕТ ИНТЕРЕСНОЙ На обсуждении темы, посвя щенной истории нашего флота, морским традициям русских моряков, руководитель привел слушателям цитату из труда одного английского морского историка о русском флоте: «Русский флот имеет больше прав на древность, чем британ ский. За столетие до того, как были построены первые бри танские суда, русские кооабли ‘ сражались в ожесточенных мор ских боях. И 1.000 лет назад первейшими моряками были они, русские». Руководитель рассказал вслг*д за этим о боях русских моря ков на Черном и Средиземном морях в глубокой древности. От начала и до конца занятий краснофлотцы с глубоким вни манием слушали рассказ руко водителя, а потом задавали много вопросов. Особенный ин терес вызвала тома «Борьба русских моряков за Прибалти ку в XV*III веке». И тут многие впервые узнали о том, что, «про рубая окно» в Европу, Петр Первый отвоевывал обратно то, что было столетия назад рус скими владениями. Рассказывая о самоотвер женной работе советского тыла во время войны, о преимущест вах плановой социалистической системы, которые позволили нам в суровой обстановке непрерывно расширять военное хозяйство, т. Дементьев привел цифры выработки только одно го металлургического комбина та, который за время войны кы- плавил стали на миллионы сна рядов и десятки тысяч танков Цифры сами по себе были очрнь внушительны, но для пемшой ясности нехватало сравнения. Групповод покопался в литера туре и нашел цифры выплавки чугуна и стали в старой цар ской России. Сравнение так на глядно показало грандиозный рост советской тяжелой инду стрии, что один нз краснофлот цев невольно воскликнул: «Вот это да!» Сравнительные примеры, исторические параллели руко водитель старается широко ис пользовать на каждом занятии. Матрос эскадры Ушакова, сор вавший в бою флаг с неприя тельского корабля, и рулевой с «Тумана», водрузивший военно- морской флаг СССР на поги бавшем в неравном бою герои ческом советском корабле, — такие сравнения волнуют душу моряка. Ослабление военной мощи гитлеровской Германии и од новременное неуклонное усиле ние сил Красной Армии были проиллюстрированы положения ми из выступлений товарища Сталина, цифровыми данными о широте наступления по фрон ту и темпах наступательных операций: немцев — в первый период войны; Красной Ар мии — от дней Сталинграда до разгрома врага в его собствен ном логове, до занятия Берли на. Раз’яснение вопросов стра тегии и тактики, основан ное на выступлениях товарища Сталина в дни Отечественной войны, руководитель удачно дополнил изложением основ стратегии и тактики по гени альной сталинской книге — (Вопросы ленинизма». ВРОГУСЖГЭДЬЮКОРАБЛЯ Некоторые руководители не заботятся увязать в беседе об щее с частным, отрывают со держание политзанятий от по вседневной жизни своего ко рабля. Этого нет у Дементьева. Страна, поройдя на мирное положение, мобилизует все средства и силы на восстанов ление я дальнейшее развитие нашего хозяйства и культуры. Нам дорог каждый час челове ческого труда, каждый гвоздь, каждый кусок строительного материала. — А мы сейчас ремонтируем корабль, чтобы он снова и быстро встал на защиту инте ресов нашей Родины. Разве мы не обязаны соблюдать во всем строжайшую экономию, чтобы с наименьшими затратами до стигнуть наибольших резуль татов? А это иногда не соблю дается — по неумению, по небрежности. Вот вам пример,— говорит руководитель. — Всем известно, как дорог и дефи цитен прокладочный материал. Старослужащие обычно исполь зуют ого по пословице: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Поручили вырезать прокладку Седову. Он взял лист и, недол го думая, принялся резать. Так нарезал, что часть листа была безнадежно испорчена. Выхо дит: и он и тот, кто ему должен был показать, как резать, — забыли об экономии народного добра. Характерная особенность по литзанятий, проводимых Де ментьевым: на них часто мож но слышать названия худо жественных произведений, от рывки из них, названия кино картин, пересказ их содержа ния. Все это — конкретные ил люстрации е обсуждаемой теме. ,ХЕНРЕГ‘ УГ.ЗЕХД Что же позволяет тов. Де ментьеву делать политзанятия действительно интересными — на высоком идейном уровне, действенным оружием полити ческого воспитания людей? Любой ответ был бы непол ным, если бы мы не отметили главного. Дементьев, как совет ский офицер, глубоко сознает свою ответственность за боевое и политическое воспитание иод- чте^ниых. Политзанятия яв ляются для пего не како^-то «дополнительной нагрузкой», я одной из важнейших служебных обязанностей. На политзаняти ях, а затем в кубрике он укреп ляет связи с личным составом, с массой, на которую он опи рается в решении всех задач. Все это — первое и важнейшее требование, которое пред'яв ляете я к офицеру нашего совет ского флота социалистического государства. Второе: основательная под готовка к каждой очередной теме. Тов. Дементьев готовится к политзанятиям еще до посе щения инструктажа. Но он ак куратно посещает и инструк тажи, делает записи, прочиты вает рекомендованную литера туру, составляет конспекты. Но и это еще не все. Вели проанализировать содержание проведенных им политзанятий, можно заметить, что многие аз использованных там примеров (особенно исторических) были известны руководителю ранее, независимо от подготовки к по литзанятиям. Материалы на исторические и другие темы он нередко черпает из лекций, прослушанных еще в училище, из многочисленных литератур ных источников, прочтенных им для себя, в порядке самообра зования, с расчетом на то, что эти материалы когда-нибудь придется использовать в своей многообразной работе советско го офицера. Вот один пример: на заня тии, посвященном нашей побе де на Дальнем Востоке, руково дитель очень удачно использо вал такую замечательную вещь, как «Порт-Артур» А. Степанова. Удалось ли бы ему это, если бы он вздумал прочесть книгу в порядке подготовки к очеред ной теме? Понятно, ни в коем случае: даже беглое чтei/po ее потребовало бы 4 — 5, а то и больше вечеров. Удалось ли бы ему так ярко и наглядно нари совать картины морских сраже ний русских со шведами, если бы он не ьнал морской истори ческой литературы, не слушал лекций и не* прочел капиталь ного труда по истории парусно го флота? И третье: руководителю трудно, даже при добросовест ной подготовке к политзанятию, проводить его на высоком идей ном уровне, если он не изуча ет — серьезно и основательно— «Краткого курса истории ВКП(б)», «Вопросов ленинизма», книги товарища Сталина «ОВе ликой Отечественной войне». ПОСТОЯЛНО РАСТИ, ДВИГАТЬ*Я ВПЕРЕД! Вывод ясен: успех политза нятий решается по только тщательной подготовкой к ним — это элементарное усло вие, — но в значительной сте пени общекультурным и поли тическим кругозором офицера- руководителя. Ему нельзя жить старым багажам, надо попол нять его повседневно, система тически. Тов. Дементьев — посто янный завсегдатай красно флотского кубрика. Он знает •настроения 3i запросы под чиненных и старается по воз можности удовлетворять их. Он чуток, отзывчив, но в то же время строг, требователен. Все это создает между командиром и подчиненным взаимопонима ние и доверие. И вовсе не слу чайно машинная группа, под чиненная инженер-лейтенанту, одна из передовых по состоя нию дисциплины, по отноше нию ко всей службе. Таков облик культурного, пе редового офицора-<воспитателя. То, что инженер-лейтенант Де ментьев иикак не решается на звать опытом, вовсе не плохо усвоить каждому офиперу — руководителю политических за нятий. И главное: усвоить, что работа офицера над своим об щеобразовательным, професси ональным v политическим ро стом являет ся важнейшим ус ловием успеха в воспитании личного состава. Капитан И. ИЛЫ4Н.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz