Краснофлотец. 1945, октябрь.

ТТ ОФИЦЕР ДЕМЕНТЬЕВ ПРОВОДИТ ЗАНЯТИЯ Т олько что закончился ин­ структаж групповодов. Молодые офицеры с оза­ боченными лицами расходи­ лись из кают-компании. Време­ ни на подготовку осталось ма­ ло, а надо прочесть литературу в теме, сделать выписки, соста­ вить конспект, план, сформу­ лировать вопросы. — Да... Все-таки мы не сце- цкалисты - политработники! — сказал один, словно продолжая давно начатый разговор. — И готовиться нам больше надо и проводить занятия труднее. А времени липшего яхот- Согласившись с этим замеча­ нием товарища, офицеры разо- гплись по каютам... Перенесемся в краснофлот­ ский кубрик. И там происходит разговор о прошедших и пред­ стоящих политзанятиях. Одни зыражают свою неудовлетво­ ренность тем, что два часа про­ падают иногда зря: руководи­ тель не сообщил ничего нового, сухо «пережевывал» прописные истины, известные каждому из газет. — Ну, наш руководитель не таков, — говорит об инженер- лейтенанте Дементьеве стар­ ший краснофлотец Родионов. — С душой он проводит занятие С интересом и большой пользой для себя его слушаешь. — На любой вопрос ответит, если не на занятиях, так в куб­ рике, — высказывает свое мне­ ние о групповоде краснофлотец Андреев. —Нечего греха таить, кое-кто из нашего брата любит задать сзаковыристый» вопро­ сик. Но наш руководитель не теряется: «раз’яснит все под­ робно и доходчиво. ТО, что о я п с я СЛУНВДЫМ долгом — 1 ■"яшяашшшашшяшшашшвт Тот, о «котором зашла речь, — инженер-лейтенант, командир машинной группы Валерий Де­ ментьев, после инструктажа не засиделся в какпчкомпании. В эти дай время особенно дорого: в разгаре ремонт механизмов, он занят с раннего утра л до позднего вечера. Командиру труднее, чем другим, выделить время II для подготовки к по- лнтзалтятиям, но Дементьев не лк>бит говорить об этих трудно­ стях. — Это все равно, как если бы я стал жаловаться ла трудно­ сти в ремонте своих механиз­ мов. И то и другое — служеб­ ный долг. Это для меня исти­ на, добытая собственным, хотя и очень небольшим опытом, — говорит Дементьев. — Допу­ стим, что политзанятий но было бы совсем, или их прово­ дил кто-нибудь другой. Как много потерял бы я, как строе­ вой офицер! Служил бы год, другой, а краснофлотцы продол­ жали бы казаться мне одноли­ кой массой, которую знаешь только по несению вахты, по выполнению моих приказаний. Каков уровень политического сознания, каковы их настрое­ ния, интересы, запросы? Теперь я не только знаю это, — а сам формирую их мировоззрение. И от качества моих трудо® по по­ литическому воспитанию зави­ сит в конечном счете и то, как они работают на ремонте, как несут службу, выполняют при­ сягу... Вот почему я стараюсь луч­ ше, по моим силам и способно­ стям, проводить и политические занятия. Но это «нельзя назвать опытом пли каким-нибудь другим громким словом! Опыта у меня нет: ведь и года не про­ шло, как я назначен руководи­ телем группы... ПЕРВЫЕ НЕУДАЧИ УРЛ0Р0Г0 РУЩДИТЕГЯ Инженер-лейтенант Деменчь- ез назначен руководителем группы политзанятий вскоре после своего прихода на ко- •^бль после окончания Высше­ го военно-морского инженерно­ го ордена Ленина имени Дзер­ жинского училища — осенью 1944 года. Много хлопот доставила ему подготовка к первому занятию. Побывал на инструктаже, пере­ читал всю рекомендованную ли­ тературу, сделал массу выпи­ сок. Надо было составить кон­ спект. Но, не доверяя себе, мо­ лодой руководитель -написал полный текст своего первого выступления. Здесь было много горячих, прочувствованных слов, масса цитат и... мало фак­ тов, конкретных примеров. Выступив с рассказом по те­ ме, Дементьев почти сразу же отбросил в сторону свои запи­ си: они связывали по рукам и по ногам. Все читать — не уви­ дишь, как слушают тебя, за ­ глядывать в тетрадь время от времени — делать паузы, те­ рять нить рассуждений. К тому же он более или менее свобод­ но владел материалом темы. Говорил — и видел серьезные, неподвижные лица слушателей: еНо поймешь — слушают или нет. Или большинство спит?» Говорил — и забыл о времени. Когда рассказ был закончен, бе­ седовать было некогда. Очень недоволен остался руко­ водитель своим первым выступ­ лением н, уйдя к себе, поста­ рался проанализировать: чего же нехватало в его рассказе? Тут вспомнились ему беседы по душам с краснофлотцами во время курсантской учебной практики. Говаривали иногда и о том, как проходят политзаня­ тия. И хорошо запомнилось та ­ кое: «Ты нам, товарищ курсант, не общие фразы разводи! — го­ ворили краснофлотцы.—Мы ведь тоже кое-что слышим и читаем. Ты новенькое дай, фактом нас ушиби! Вот тогда будет инте­ ресно, тогда выйдет толк!» Разобрав по косточкам свое выступление, руководитель за ­ ключил: сШаблоино. Много про­ писных истин. Мало интересных примеров и фактов. Надо выде­ лить время для беседы: людей спросить, им ответить». Но недостатки легче было за­ метить, чем их исправить. Не на одном еще политзанятии у ру­ ководителя почти не оставалось времени для собеседования. Но люди уже с большим интересом слушали его, так как рассказ меньше страдал общими рас­ суждениями. Не сразу перестал он писать и полный текст вы­ ступлений, Это отчасти прино­ сило свою пользу: материал крепче запоминался. Но в об­ щем тексте руководитель стал выделять главные мысли, под­ черкивал осяовныэ вопросы, на которых хотел затем развер­ нуть беседу. А потом стал со­ ставлять уже подлинные кон­ спекты. Первые беседы принесли не­ которое разочарование. Кажет­ ся, (рассказ интересен и люди слушают внимательно, а станут отвечать и обнаруживается не­ понимание. На одной из бесед затронули вопрос о победах со­ циализма, о социалистическом строе. — Что такое социализм? — спросил одного из группы ру­ ководитель. Спрошенный за ­ мялся. — Социализм — это... социа­ листические принципы. Поднимается для ответа вто­ рой слушатель: — Там капиталисты, а у нас — народ... Руководитель видел, что бо­ лее ' развитых краснофлотцев это задело, им захотелось под­ сказать товарищам правильное понимание вопроса. Так была разобрана сущность социализ­ ма, социалистического строя, форм социалистической соб­ ственности и т. д. Многое при­ шлось раз’яснять уже после окончания занятий, все это за ­ ставило руководителя больше заняться подготовкой к обсуж­ дению темы самих слушателей. ГРУПОВОДИДЕТ ВКУБРИК По мере накопления опыта, инженер-лейтенант Дементьев находил все новые и новые средства сделать политзанятия интересными. А вызвать инте­ рес у слушателя — значит ус ­ пешно решить все остальное: заставить его внимательно вду­ мываться и запоминать про­ слушанное, закреплять в памя­ ти события и факты, делать из них правильные выводы, боль­ ше читать самим. Недаром он говорит теперь: — Нет тем интересных и не­ интересных, на что любят ссы­ латься групповоды. Можно и интересную тему разобрать так, что слушатели будут зевать, а та, что кажется неинтересной, при умелом подходе увлечет слушателей. -Они и после заня­ тий будут долго говорить об этом у себя в кубрике. Такие беседы в кубрике про­ ходят нередко при участии са­ мого руководителя. В беседу о решениях Берлинской конфе­ ренции был втянут весь куб­ рик. Там происходят настоящие дискуссии. Говорили об отно­ шении к Румынии, к немецкому населению на оккупированной нами территории. Некоторые товарищи заявляли: «Но стоит немцу давать хлеба пссле того, как он столько времени грабил и истязал советских людей!» На такие рассуждения кубрик реагировал очень верно. Нахо­ дился товарищ, который тут же подавал реплику: «Если немцы грабили и зверствовали, тая мы не собирались в этом подражать им». И тут же обычно начинал раз’яснять политику советско­ го правительства. Боседуя в кубрике с красно­ флотцами, т. Дементьев не укло­ няется от острых вопросов. Он считает своим долгом убе­ дить людей, неправильно по­ нимающих тот или иной во­ прос, внести в него полную яс­ ность. За это уважают своего офицера подчиненные. Так в кубрике завершается обычно об­ суждение тех вопросов, кото­ рые были подняты на полити­ ческом занятии. КОГДА БЕСЕДА БЫВАЕТ ИНТЕРЕСНОЙ На обсуждении темы, посвя­ щенной истории нашего флота, морским традициям русских моряков, руководитель привел слушателям цитату из труда одного английского морского историка о русском флоте: «Русский флот имеет больше прав на древность, чем британ­ ский. За столетие до того, как были построены первые бри­ танские суда, русские кооабли ‘ сражались в ожесточенных мор­ ских боях. И 1.000 лет назад первейшими моряками были они, русские». Руководитель рассказал вслг*д за этим о боях русских моря ков на Черном и Средиземном морях в глубокой древности. От начала и до конца занятий краснофлотцы с глубоким вни­ манием слушали рассказ руко­ водителя, а потом задавали много вопросов. Особенный ин­ терес вызвала тома «Борьба русских моряков за Прибалти­ ку в XV*III веке». И тут многие впервые узнали о том, что, «про­ рубая окно» в Европу, Петр Первый отвоевывал обратно то, что было столетия назад рус­ скими владениями. Рассказывая о самоотвер­ женной работе советского тыла во время войны, о преимущест­ вах плановой социалистической системы, которые позволили нам в суровой обстановке непрерывно расширять военное хозяйство, т. Дементьев привел цифры выработки только одно­ го металлургического комбина­ та, который за время войны кы- плавил стали на миллионы сна­ рядов и десятки тысяч танков Цифры сами по себе были очрнь внушительны, но для пемшой ясности нехватало сравнения. Групповод покопался в литера­ туре и нашел цифры выплавки чугуна и стали в старой цар­ ской России. Сравнение так на глядно показало грандиозный рост советской тяжелой инду­ стрии, что один нз краснофлот­ цев невольно воскликнул: «Вот это да!» Сравнительные примеры, исторические параллели руко­ водитель старается широко ис­ пользовать на каждом занятии. Матрос эскадры Ушакова, сор­ вавший в бою флаг с неприя­ тельского корабля, и рулевой с «Тумана», водрузивший военно- морской флаг СССР на поги­ бавшем в неравном бою герои­ ческом советском корабле, — такие сравнения волнуют душу моряка. Ослабление военной мощи гитлеровской Германии и од­ новременное неуклонное усиле­ ние сил Красной Армии были проиллюстрированы положения­ ми из выступлений товарища Сталина, цифровыми данными о широте наступления по фрон­ ту и темпах наступательных операций: немцев — в первый период войны; Красной Ар­ мии — от дней Сталинграда до разгрома врага в его собствен­ ном логове, до занятия Берли­ на. Раз’яснение вопросов стра­ тегии и тактики, основан­ ное на выступлениях товарища Сталина в дни Отечественной войны, руководитель удачно дополнил изложением основ стратегии и тактики по гени­ альной сталинской книге — (Вопросы ленинизма». ВРОГУСЖГЭДЬЮКОРАБЛЯ Некоторые руководители не заботятся увязать в беседе об­ щее с частным, отрывают со­ держание политзанятий от по­ вседневной жизни своего ко­ рабля. Этого нет у Дементьева. Страна, поройдя на мирное положение, мобилизует все средства и силы на восстанов­ ление я дальнейшее развитие нашего хозяйства и культуры. Нам дорог каждый час челове­ ческого труда, каждый гвоздь, каждый кусок строительного материала. — А мы сейчас ремонтируем корабль, чтобы он снова и быстро встал на защиту инте­ ресов нашей Родины. Разве мы не обязаны соблюдать во всем строжайшую экономию, чтобы с наименьшими затратами до­ стигнуть наибольших резуль­ татов? А это иногда не соблю­ дается — по неумению, по небрежности. Вот вам пример,— говорит руководитель. — Всем известно, как дорог и дефи­ цитен прокладочный материал. Старослужащие обычно исполь­ зуют ого по пословице: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Поручили вырезать прокладку Седову. Он взял лист и, недол­ го думая, принялся резать. Так нарезал, что часть листа была безнадежно испорчена. Выхо­ дит: и он и тот, кто ему должен был показать, как резать, — забыли об экономии народного добра. Характерная особенность по­ литзанятий, проводимых Де­ ментьевым: на них часто мож­ но слышать названия худо­ жественных произведений, от­ рывки из них, названия кино­ картин, пересказ их содержа­ ния. Все это — конкретные ил­ люстрации е обсуждаемой теме. ,ХЕНРЕГ‘ УГ.ЗЕХД Что же позволяет тов. Де­ ментьеву делать политзанятия действительно интересными — на высоком идейном уровне, действенным оружием полити­ ческого воспитания людей? Любой ответ был бы непол­ ным, если бы мы не отметили главного. Дементьев, как совет­ ский офицер, глубоко сознает свою ответственность за боевое и политическое воспитание иод- чте^ниых. Политзанятия яв­ ляются для пего не како^-то «дополнительной нагрузкой», я одной из важнейших служебных обязанностей. На политзаняти­ ях, а затем в кубрике он укреп­ ляет связи с личным составом, с массой, на которую он опи­ рается в решении всех задач. Все это — первое и важнейшее требование, которое пред'яв­ ляете я к офицеру нашего совет­ ского флота социалистического государства. Второе: основательная под­ готовка к каждой очередной теме. Тов. Дементьев готовится к политзанятиям еще до посе­ щения инструктажа. Но он ак­ куратно посещает и инструк­ тажи, делает записи, прочиты­ вает рекомендованную литера­ туру, составляет конспекты. Но и это еще не все. Вели проанализировать содержание проведенных им политзанятий, можно заметить, что многие аз использованных там примеров (особенно исторических) были известны руководителю ранее, независимо от подготовки к по­ литзанятиям. Материалы на исторические и другие темы он нередко черпает из лекций, прослушанных еще в училище, из многочисленных литератур­ ных источников, прочтенных им для себя, в порядке самообра­ зования, с расчетом на то, что эти материалы когда-нибудь придется использовать в своей многообразной работе советско­ го офицера. Вот один пример: на заня­ тии, посвященном нашей побе­ де на Дальнем Востоке, руково­ дитель очень удачно использо­ вал такую замечательную вещь, как «Порт-Артур» А. Степанова. Удалось ли бы ему это, если бы он вздумал прочесть книгу в порядке подготовки к очеред­ ной теме? Понятно, ни в коем случае: даже беглое чтei/po ее потребовало бы 4 — 5, а то и больше вечеров. Удалось ли бы ему так ярко и наглядно нари­ совать картины морских сраже­ ний русских со шведами, если бы он не ьнал морской истори­ ческой литературы, не слушал лекций и не* прочел капиталь­ ного труда по истории парусно­ го флота? И третье: руководителю трудно, даже при добросовест­ ной подготовке к политзанятию, проводить его на высоком идей­ ном уровне, если он не изуча­ ет — серьезно и основательно— «Краткого курса истории ВКП(б)», «Вопросов ленинизма», книги товарища Сталина «ОВе­ ликой Отечественной войне». ПОСТОЯЛНО РАСТИ, ДВИГАТЬ*Я ВПЕРЕД! Вывод ясен: успех политза­ нятий решается по только тщательной подготовкой к ним — это элементарное усло­ вие, — но в значительной сте­ пени общекультурным и поли­ тическим кругозором офицера- руководителя. Ему нельзя жить старым багажам, надо попол нять его повседневно, система­ тически. Тов. Дементьев — посто­ янный завсегдатай красно­ флотского кубрика. Он знает •настроения 3i запросы под­ чиненных и старается по воз­ можности удовлетворять их. Он чуток, отзывчив, но в то же время строг, требователен. Все это создает между командиром и подчиненным взаимопонима­ ние и доверие. И вовсе не слу ­ чайно машинная группа, под­ чиненная инженер-лейтенанту, одна из передовых по состоя­ нию дисциплины, по отноше­ нию ко всей службе. Таков облик культурного, пе­ редового офицора-<воспитателя. То, что инженер-лейтенант Де­ ментьев иикак не решается на­ звать опытом, вовсе не плохо усвоить каждому офиперу — руководителю политических за ­ нятий. И главное: усвоить, что работа офицера над своим об­ щеобразовательным, професси­ ональным v политическим ро­ стом являет ся важнейшим ус­ ловием успеха в воспитании личного состава. Капитан И. ИЛЫ4Н.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz