Краснофлотец. 1945, октябрь.

ПРИВИВАТЬ МОЛОДЫМ КРАСНОФЛОТЦАМ МОРСКУЮ КУЛЬТУРУ И ФЛОТСКУЮ ДИСЦИПЛИНУ ЧТО МЕШАЕТ ОБУЧЕНИЮ НОВИЧКА С первого лее дня прихода в часть, на корабль молодого по­ полнения етаршины и старослу­ жащие краснофлотцы должны ок­ ружить их заботой, требователь­ но воспитывать их, сразу же ввести в курс корабельной жиз­ ни, организации и дисциплины. Но не везде поняли всю важ­ ность этой задачи, не везде, к сожалению, применяют действен­ ные воспитательные методы. В подразделении лейтенанта Ермакова, например, не умеют требовать с молодых красно­ флотцев. Об этом говорят многие факты. Молодой крас­ нофлотец Хорунжеев нерадиво относится к исполнению служеб­ ных обязанностей, плохо овладе­ вает техникой, нарушает воин­ скую дисциплину, а командир от­ деления старший краснофлотец Дружков, которому подчинен Хо­ рунжеев, смотрит на это совер­ шенно безразлично. Дружков по­ семейному относится к подчинен­ ным, не умеет, да и не желает взыскивать с них за нарушения. Не лучше обстоит дело и в от­ делении старшего красаофлотца Мурзыкова. Молодой краснофло­ тец Нелин, подчиненный Мурзы­ кова, систематически нарушает дисциплину, неряшлив в быту, на занятиях по специальности, пользуясь попустительством младшего командира, частенько спит. Результат такого отноше­ ния к службе не замедлил ска­ заться. Пелин несколько месяцев изучал специальность радиста, но так и не освоил ее. Кого же обвинить в столь без­ ответственном воспитании моло­ дого пополнения? Основная тяжесть вины ло­ жится прежде всего на младших командиров, которые не уделили Б ыл шторм. Краснофлотец Лебедев проглотил слюну, с трудом приподнялся с койки н потянулся к трапу. Ноги сту­ пали нетвердо. Подмывало жела­ ние свернулся комком и лечь, только не испытывать бы всего этого, хотя на минутку забыться. Но ему было стыдно, что он, здо­ ровый человек, отлеживается, в то время, как другие борются с разоренной стихией. На палубе Лебедева окатило брызгами, от соленого вкуса во рту стало еще противнее. Чув­ ствуя. что его вот-вот_ вывернет, как рукавицу, Лебедев оторвал руку от пилерса и решительно шагнул вперед, намереваясь добраться до леера. В это время впереди показался ко- мепдор Бельцев, черный, ску­ ластый, крепко скроенный мо­ ряк. Он уверенно шагал по па­ лубе. Не желая выдавать своей слабости, Лебедев прижался к стенке и, побледнев, закрыл гла­ за. Комендор понял состояние мо­ лодого краснофлотца, понял и улыбнулся. — Товарищ краснофлотец! Лебедев испуганно открыл гла­ за и еще больше побледнел. Он серьезного внимания воспитанию молодых, не потрудились окру­ жить новичков заботой и,,вместе с тем, по-командирски потребо­ вать, чтобы они неукоснительно выполняли уставы и наставле­ ния. Командиры отделений вино­ ваты также и в том, что не при­ влекли для обучения молодых бывалых моряков, имеющих гро­ мадный практический опыт. В плохом воспитании молодых виноваты не только младшпе командиры и старослужащие. Немалая вина ложится и на офи­ церский состав подразделения. Офицеры еще очень слабо кон­ тролируют работу младших командиров, не помогают им, не учат, как организовывать с мо­ лодыми занятия по специаль­ ности, как требовать. Нередко некоторые офицеры стараются оправдаться, что в нодразделении-де нельзя органи­ зовать отдельные занятия с мо­ лодыми, потому что они заняты в нарядах. Это неверно. Ведь мож­ но же сделать так, чтобы моло­ дые стояли в наряде одновре­ менно в один день. Тогда органи­ зация отдельных занятий с но­ вичками вполне осуществима. На некоторых зенитных бата­ реях практикуют и такой метод обучения молодых, как создание специальных орудийных расчетов из новичков, руководимых опыт­ ными и требовательными млад­ шими командирами. Такая форма обучения молодых полностью себя оправдала. Не мешало бы подумать об этом кому положено и в нашем подразделении. Тогда обучение молодых специальности пойдет куда быстрее, чем это было до сих пор. П. ИВАНОВ. НОВИЧК У Поговорим немного, землячок. Тебя ко мне помощником прислали. Когда-то был я тоже новичком И старшие мне много помогали. Свои пять лёт я честно отслужил--- Я защищал любимую отчизну. Вновь остаюсь — так флот я полюбил, Что и не мыслю жить другою жизнью. Мне все узнать, товарищ, довелось: Отвагу, страх и неудач обиды. Успеха слезы, проводы без слез В последний путь товарищей убитых... Я научу тебя, как нужно быть Лихим матросом— тружеником моря, И станешь ты, как я, любить Ритмичное дыхание моторов. Я научу, как надо понимать Работу их по стрелкам циферблатов, Гвардейца званье высоко ' держать, Гордиться бескозыркой и бушлатом. Я научу, как надо уважать Морской простор под синим небосводом, Как по полету чайки узнавать Недобрую и добрую погоду. Я научу тебя, чтоб ты умел И в шторм, как в штиль. работать четко, И песни петь, какие ты не пел, И «отбивать» матросскую чечетку. Ты все потом полюбишь и поймешь. Как понимают сразу — «майна», «вира». И наш корабль ты домом назовешь, А кубрик свой — удобною квартирой. Евгений ЛЕДНЕВ. о \ - к, 7^!и'1 • — 1 , 1 ш < v -Ш Ш Л Ш Ш И г у -* . ■ г л ! ш в ъ . * J tS k н и . т л т * . д а * 1 № Щ Г 4 1 1 ЯККЧКВ У~7SI • ' " 1 ' : Г я 8р • Г . Щ ' . * <• у . - ' 'i * 1 : г , ;» % # . ■ - л / _ f ; J a f c 1 W - % ' ; •>-! ^ • :' ЧЖ .•'!$' я На миноносец «Н» пришли молодые краснофлотцы. Стар­ шина 2 статьи В. Поздняков принимает пополнение. Фото JI. Огурцова. О дружной семье моряков Воспитание молодого пополне­ ния может быть успешным в том случае, если новичок с первых же дней службы почувствует, что он попал в дружную краснофлот­ скую семью, где ему охотно будут помогать в учебе, что экипаж корабля спаян крепко и тут не будут попустительствовать про­ махам и ошибкам. Нарушил устав молодой моряк — замечание ему должен сделать каждый старо­ служащий, а не только его непо­ средственный в командир. С первых же дней службы но­ вичкам нужно прививать мор­ скую культуру, любовь к своему кораблю. Для этого с молодыми необходимо проводить групповые и одиночные беседы об истории и боевом пути корабля, о дей - ствиях флота в Великой Отече­ ственной войне, о славном про­ шлом русского флота и о герои­ ческих традициях русских моря­ ков. Эти беседы должны быть интересными и доходчивыми, на­ сыщены конкретными и яркими примерами. В Е Р Н Ы Й п о д х о д хотел сказать, что с ним ничего особенного... но на корабль на­ хлынула свирепая волна, подня­ ла тральщик на гребень и стре­ мительно опустила. У Лебедева заискрило в глазах. Жадно, от­ кровенно он схватился за руку Бельцева, тянувшую его к борту. — Не стесняйтесь. На первых порах и со мной бывало, — уча­ стливо проговорил комендор. В его голосе не слышалось но­ ток подначки. Слова были ска­ заны откровенно и располагающе подействовали на молодого крас­ нофлотца. А комендор пошел дальше, за­ говаривая с другими первогод­ ками Максимовым и Малыгиным. Ребята смотрели на комендора, завидовали его выносливости и старались подавить сосущее чув­ ство тошноты. ...Ветер стих. Тральщик бы­ стро шел, направляясь к базе. Комендор Бельцев деловито во­ зился около своего орудия. Стоявший недалеко от него крас­ нофлотец Максимов вдруг спро­ сил: — Почему берега кажутся близко, а идешь, идешь до них?.. И т у т же с м у т и л с я : с таким • % детским вопросом обращаться к бывалому моряку! Комендор вы­ тер руки тряпочкой и деловито сказал: — Это серьезный вопрос. Максимов чуть покраснел, но теперь уже не от смущения, а от удовольствия. — Для артиллериста этот во­ прос первостепенной важности,— продолжал комендор. — На море расстояние кажется совсем дру­ гим, чем на суше. Вот, предпо­ ложим. плавает мина. Ее надо расстрелять. Как определить рас­ стояние? К Максимову «пристроился» другой первогодок, за ним тре­ тий. Комендор сумел зацепиться за вопрос Максимова, об’яснил, почему расстояния на земле и на уоре кажутся разными, а по пути показал основное, что надо де­ лать с орудием при стрельбе по плавающей мине. Тогда Максимов уже смелее спросил: — Почему в море вода в раз­ ных местах не одинаковая по цвету? Вопросы посыпались: — Какой силы бывают штор­ ма? — Какая самая большая глу­ бина меря? Комендор вспомнил свои пер­ вые дни на корабле. Его также интересовали тогда вопросы, ка­ залось бы, даже не имеющие от­ ношения к кораблю, на котором он тогда плавал. Комендор посмотрел в серые, черные, голубые любопытные глаза. Нет, нельзя не отвечать на их вопросы, нельзя отмахи­ ваться. II он отвечал. Каждый вопрос, каждую тему он связывал с прак­ тической задачей краснофлотцев. Да, штормы могут потопить наш корабль. Но надо бороться за ко­ рабль, за его живучесть. Как это делается? Бельцев увлекательно стал рассказывать. Перед крас­ нофлотцами четко вырисовалась работа аварийных групп, их задачи, резервы. Новички по-но- вому взглянули на корабль, он как бы ожил в их глазах: Да, один самолет может пото­ пить такое судно, если оно не бу­ дет защищаться. Вот как раз в На корабле «Н» заботу по обучению и воспитанию моло- % дого пополнения взяла на себя комсомольская организация. Комсорг корабля т. Рудаков по­ ручил комсомольцам — отлични­ кам боевой и политической под­ готовки—тт. Голубеву, Гуменюку и другим проводить индиви­ дуальные и коллективные беседы с молодыми краснофлотцами. Во время перекурки у обреза или в свободное от работ время беседчики рассказывают моло­ дым эпизоды из боевой деятель­ ности корабля, о краснофлотцах, старшинах и офицерах, отличив­ шихся в боевых походах. Бесед- чпки также знакомят молодых, как надо обслуживать и беречь материальную часть, соблюдать традиции корабля и вести себя в повседневной жизни. С краснофлотской молодежью нужно работать с первого же дня, учить ее специальности, прививать ей дисциплину, мор­ скую культуру. Только тогда флот получит полноценных, грамотных моряков. С. СЕЛИЦЫН. этом районе был бой с шестью «Фокке-Вульфами» 9 мая про­ шлого года. — Немцы ?ышли с того на­ правления, — показал Бельцев в сторону сопок. Комендор перевел краснофлот­ цев от общего вопроса, о поединке между тральщиком и самолетом, к конкретному бою этого кораб­ ля, этого орудия; показал, на ка­ ком месте и как работал расчет орудия, как вели огонь, какие исходные для этого брали. Пусть это было пока прими­ тивно, без необходимых деталей, но такой урок крепко врезался в память молодым краснофлотцам. На основе этого урока об основ­ ном легче будет потом говорить о деталях. Комендор Бельцев взял пра­ вильный тон, нашел хорошие формы воспитания молодых крас­ нофлотцев. Без панибратства, вежливо, заботливо, оживленно проводит он каждую беседу с но­ вичками, расспрашивает их о семье, школе, о замыслах, о здо­ ровье. И это привлекает к нему молодых краснофлотцев, застав­ ляет их равняться по нему, комендору Бельцеву. И. КУВШИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz