Краснофлотец. 1945, октябрь.
ПРИВИВАТЬ МОЛОДЫМ КРАСНОФЛОТЦАМ МОРСКУЮ КУЛЬТУРУ И ФЛОТСКУЮ ДИСЦИПЛИНУ ЧТО МЕШАЕТ ОБУЧЕНИЮ НОВИЧКА С первого лее дня прихода в часть, на корабль молодого по полнения етаршины и старослу жащие краснофлотцы должны ок ружить их заботой, требователь но воспитывать их, сразу же ввести в курс корабельной жиз ни, организации и дисциплины. Но не везде поняли всю важ ность этой задачи, не везде, к сожалению, применяют действен ные воспитательные методы. В подразделении лейтенанта Ермакова, например, не умеют требовать с молодых красно флотцев. Об этом говорят многие факты. Молодой крас нофлотец Хорунжеев нерадиво относится к исполнению служеб ных обязанностей, плохо овладе вает техникой, нарушает воин скую дисциплину, а командир от деления старший краснофлотец Дружков, которому подчинен Хо рунжеев, смотрит на это совер шенно безразлично. Дружков по семейному относится к подчинен ным, не умеет, да и не желает взыскивать с них за нарушения. Не лучше обстоит дело и в от делении старшего красаофлотца Мурзыкова. Молодой краснофло тец Нелин, подчиненный Мурзы кова, систематически нарушает дисциплину, неряшлив в быту, на занятиях по специальности, пользуясь попустительством младшего командира, частенько спит. Результат такого отноше ния к службе не замедлил ска заться. Пелин несколько месяцев изучал специальность радиста, но так и не освоил ее. Кого же обвинить в столь без ответственном воспитании моло дого пополнения? Основная тяжесть вины ло жится прежде всего на младших командиров, которые не уделили Б ыл шторм. Краснофлотец Лебедев проглотил слюну, с трудом приподнялся с койки н потянулся к трапу. Ноги сту пали нетвердо. Подмывало жела ние свернулся комком и лечь, только не испытывать бы всего этого, хотя на минутку забыться. Но ему было стыдно, что он, здо ровый человек, отлеживается, в то время, как другие борются с разоренной стихией. На палубе Лебедева окатило брызгами, от соленого вкуса во рту стало еще противнее. Чув ствуя. что его вот-вот_ вывернет, как рукавицу, Лебедев оторвал руку от пилерса и решительно шагнул вперед, намереваясь добраться до леера. В это время впереди показался ко- мепдор Бельцев, черный, ску ластый, крепко скроенный мо ряк. Он уверенно шагал по па лубе. Не желая выдавать своей слабости, Лебедев прижался к стенке и, побледнев, закрыл гла за. Комендор понял состояние мо лодого краснофлотца, понял и улыбнулся. — Товарищ краснофлотец! Лебедев испуганно открыл гла за и еще больше побледнел. Он серьезного внимания воспитанию молодых, не потрудились окру жить новичков заботой и,,вместе с тем, по-командирски потребо вать, чтобы они неукоснительно выполняли уставы и наставле ния. Командиры отделений вино ваты также и в том, что не при влекли для обучения молодых бывалых моряков, имеющих гро мадный практический опыт. В плохом воспитании молодых виноваты не только младшпе командиры и старослужащие. Немалая вина ложится и на офи церский состав подразделения. Офицеры еще очень слабо кон тролируют работу младших командиров, не помогают им, не учат, как организовывать с мо лодыми занятия по специаль ности, как требовать. Нередко некоторые офицеры стараются оправдаться, что в нодразделении-де нельзя органи зовать отдельные занятия с мо лодыми, потому что они заняты в нарядах. Это неверно. Ведь мож но же сделать так, чтобы моло дые стояли в наряде одновре менно в один день. Тогда органи зация отдельных занятий с но вичками вполне осуществима. На некоторых зенитных бата реях практикуют и такой метод обучения молодых, как создание специальных орудийных расчетов из новичков, руководимых опыт ными и требовательными млад шими командирами. Такая форма обучения молодых полностью себя оправдала. Не мешало бы подумать об этом кому положено и в нашем подразделении. Тогда обучение молодых специальности пойдет куда быстрее, чем это было до сих пор. П. ИВАНОВ. НОВИЧК У Поговорим немного, землячок. Тебя ко мне помощником прислали. Когда-то был я тоже новичком И старшие мне много помогали. Свои пять лёт я честно отслужил--- Я защищал любимую отчизну. Вновь остаюсь — так флот я полюбил, Что и не мыслю жить другою жизнью. Мне все узнать, товарищ, довелось: Отвагу, страх и неудач обиды. Успеха слезы, проводы без слез В последний путь товарищей убитых... Я научу тебя, как нужно быть Лихим матросом— тружеником моря, И станешь ты, как я, любить Ритмичное дыхание моторов. Я научу, как надо понимать Работу их по стрелкам циферблатов, Гвардейца званье высоко ' держать, Гордиться бескозыркой и бушлатом. Я научу, как надо уважать Морской простор под синим небосводом, Как по полету чайки узнавать Недобрую и добрую погоду. Я научу тебя, чтоб ты умел И в шторм, как в штиль. работать четко, И песни петь, какие ты не пел, И «отбивать» матросскую чечетку. Ты все потом полюбишь и поймешь. Как понимают сразу — «майна», «вира». И наш корабль ты домом назовешь, А кубрик свой — удобною квартирой. Евгений ЛЕДНЕВ. о \ - к, 7^!и'1 • — 1 , 1 ш < v -Ш Ш Л Ш Ш И г у -* . ■ г л ! ш в ъ . * J tS k н и . т л т * . д а * 1 № Щ Г 4 1 1 ЯККЧКВ У~7SI • ' " 1 ' : Г я 8р • Г . Щ ' . * <• у . - ' 'i * 1 : г , ;» % # . ■ - л / _ f ; J a f c 1 W - % ' ; •>-! ^ • :' ЧЖ .•'!$' я На миноносец «Н» пришли молодые краснофлотцы. Стар шина 2 статьи В. Поздняков принимает пополнение. Фото JI. Огурцова. О дружной семье моряков Воспитание молодого пополне ния может быть успешным в том случае, если новичок с первых же дней службы почувствует, что он попал в дружную краснофлот скую семью, где ему охотно будут помогать в учебе, что экипаж корабля спаян крепко и тут не будут попустительствовать про махам и ошибкам. Нарушил устав молодой моряк — замечание ему должен сделать каждый старо служащий, а не только его непо средственный в командир. С первых же дней службы но вичкам нужно прививать мор скую культуру, любовь к своему кораблю. Для этого с молодыми необходимо проводить групповые и одиночные беседы об истории и боевом пути корабля, о дей - ствиях флота в Великой Отече ственной войне, о славном про шлом русского флота и о герои ческих традициях русских моря ков. Эти беседы должны быть интересными и доходчивыми, на сыщены конкретными и яркими примерами. В Е Р Н Ы Й п о д х о д хотел сказать, что с ним ничего особенного... но на корабль на хлынула свирепая волна, подня ла тральщик на гребень и стре мительно опустила. У Лебедева заискрило в глазах. Жадно, от кровенно он схватился за руку Бельцева, тянувшую его к борту. — Не стесняйтесь. На первых порах и со мной бывало, — уча стливо проговорил комендор. В его голосе не слышалось но ток подначки. Слова были ска заны откровенно и располагающе подействовали на молодого крас нофлотца. А комендор пошел дальше, за говаривая с другими первогод ками Максимовым и Малыгиным. Ребята смотрели на комендора, завидовали его выносливости и старались подавить сосущее чув ство тошноты. ...Ветер стих. Тральщик бы стро шел, направляясь к базе. Комендор Бельцев деловито во зился около своего орудия. Стоявший недалеко от него крас нофлотец Максимов вдруг спро сил: — Почему берега кажутся близко, а идешь, идешь до них?.. И т у т же с м у т и л с я : с таким • % детским вопросом обращаться к бывалому моряку! Комендор вы тер руки тряпочкой и деловито сказал: — Это серьезный вопрос. Максимов чуть покраснел, но теперь уже не от смущения, а от удовольствия. — Для артиллериста этот во прос первостепенной важности,— продолжал комендор. — На море расстояние кажется совсем дру гим, чем на суше. Вот, предпо ложим. плавает мина. Ее надо расстрелять. Как определить рас стояние? К Максимову «пристроился» другой первогодок, за ним тре тий. Комендор сумел зацепиться за вопрос Максимова, об’яснил, почему расстояния на земле и на уоре кажутся разными, а по пути показал основное, что надо де лать с орудием при стрельбе по плавающей мине. Тогда Максимов уже смелее спросил: — Почему в море вода в раз ных местах не одинаковая по цвету? Вопросы посыпались: — Какой силы бывают штор ма? — Какая самая большая глу бина меря? Комендор вспомнил свои пер вые дни на корабле. Его также интересовали тогда вопросы, ка залось бы, даже не имеющие от ношения к кораблю, на котором он тогда плавал. Комендор посмотрел в серые, черные, голубые любопытные глаза. Нет, нельзя не отвечать на их вопросы, нельзя отмахи ваться. II он отвечал. Каждый вопрос, каждую тему он связывал с прак тической задачей краснофлотцев. Да, штормы могут потопить наш корабль. Но надо бороться за ко рабль, за его живучесть. Как это делается? Бельцев увлекательно стал рассказывать. Перед крас нофлотцами четко вырисовалась работа аварийных групп, их задачи, резервы. Новички по-но- вому взглянули на корабль, он как бы ожил в их глазах: Да, один самолет может пото пить такое судно, если оно не бу дет защищаться. Вот как раз в На корабле «Н» заботу по обучению и воспитанию моло- % дого пополнения взяла на себя комсомольская организация. Комсорг корабля т. Рудаков по ручил комсомольцам — отлични кам боевой и политической под готовки—тт. Голубеву, Гуменюку и другим проводить индиви дуальные и коллективные беседы с молодыми краснофлотцами. Во время перекурки у обреза или в свободное от работ время беседчики рассказывают моло дым эпизоды из боевой деятель ности корабля, о краснофлотцах, старшинах и офицерах, отличив шихся в боевых походах. Бесед- чпки также знакомят молодых, как надо обслуживать и беречь материальную часть, соблюдать традиции корабля и вести себя в повседневной жизни. С краснофлотской молодежью нужно работать с первого же дня, учить ее специальности, прививать ей дисциплину, мор скую культуру. Только тогда флот получит полноценных, грамотных моряков. С. СЕЛИЦЫН. этом районе был бой с шестью «Фокке-Вульфами» 9 мая про шлого года. — Немцы ?ышли с того на правления, — показал Бельцев в сторону сопок. Комендор перевел краснофлот цев от общего вопроса, о поединке между тральщиком и самолетом, к конкретному бою этого кораб ля, этого орудия; показал, на ка ком месте и как работал расчет орудия, как вели огонь, какие исходные для этого брали. Пусть это было пока прими тивно, без необходимых деталей, но такой урок крепко врезался в память молодым краснофлотцам. На основе этого урока об основ ном легче будет потом говорить о деталях. Комендор Бельцев взял пра вильный тон, нашел хорошие формы воспитания молодых крас нофлотцев. Без панибратства, вежливо, заботливо, оживленно проводит он каждую беседу с но вичками, расспрашивает их о семье, школе, о замыслах, о здо ровье. И это привлекает к нему молодых краснофлотцев, застав ляет их равняться по нему, комендору Бельцеву. И. КУВШИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz