Краснофлотец. 1945, ноябрь.

Заведывание мичмана Груздева в надежных руках Старшин» группы мотористов ' мичман Дмитрий Груздев был j опытным подводником. На флоте он прослужил много лет, плавал *яа различных подводных лодках f и до тонкостей знал свою спе­ циальность. Выше всего он ста­ ивал воинский порядок. Заве.ты- - вание его всегда было в образ­ цовом состоянии, а подчинен­ ные—аккуратны, исполнительны. Мичман ревнпво следил за ра­ ботой мотористов. Если он ви­ дел, что его подчиненный любит, специальность, изучает ее, бе­ режно относится к материальной части, то не жалел нп сил, ни ‘времени, чтобы помочь такому краснофлотцу совершенствовать­ ся, растп по службе. Особенно нравился мичману Груздеву молодой, командир от­ деления старшина 2 статьи Ни­ колай Бубнов. За что бы он ни взялся, во всем показывал уме- ние и сноровку. Приглядевшись к нему ближе, мичман невольно подумал: — Славная будет замена. Нужно только хорошо его под­ готовить. И он стал готовить Николая Бубнова. Учил его, как правильно -чгеплоатировать материальную часть, безошибочно отыскивать и быстро устранять неисправности, воспитывать подчиненных. Но учеба этим не ограничилась. ^Старшина группы любовно пере­ давал командиру отделения свой богатый опыт, накопленный за долгие годы флотской службы. Беседуя с ним, он говорил: -—- Главное—воспитать своих подчиненных храбрыми, дисцип­ линированными. инициативными подводниками. Их сплоченность должна быть такой, чтобы в люг бую минуту каждый мог пожерт­ вовать своей жизнью для спасе­ ния корабля и экипажа. Во всем этом ты обязан показывать при­ мер, иначе не будешь поль­ зоваться авторитетом. Однажды Дмитрий Груздев с радостью отметил, что его ученик вполне обладает такими качест­ вами. Это произошло в один из боевых походов. Подводная лод­ ка выполняла специальное зада­ ние и находилась вблизи враже­ ских берегов. Неожиданно из *троя вышел клапан газоотвода. На погружение лодка итти не могла: в дизельный отсек стала бы поступать забортная вода. Создалось опасное положение. Командир обратился к личному составу: — Необходимо немедленно ис­ править повреждение. Кто пойдет добровольно ? — Я, — сразу же отозвался Николай Бубнов. — Вы знаете об опасности?— спросил командир. — Могут поя­ виться вражеские самолеты или корабли... — Я это знаю. — Хорошо. Приступайте к работе. — приказал командир. Николай Бубнов захватил не­ обходимые инструменты и под­ нялся на палубу. Команда напря­ женно ждала его возвращения. Через несколько минут Бубнов возвратился. Лицо его было на­ столько спокойным, что, каза­ лось, он совсем не подвергался смертельной опасности, а выпол­ нял самую простую и спокойную работу. Мичман быстро подошел к Бубнову и крепко обнял его. После этого похода они еще более сблизились и всюду быва­ ли вместе: на лодке, в кубрикд, на берегу. .Кончилась война. Для экипа­ жа настали дни боевой учебы. Началась демобилизация стар­ ших возрастов. Ушел с корабля и Дмитрий Груздев. Перед своим отъездом он говорил Николаю Бубнову: — Наша лодка совершила много походов. Мы потопили 7 и повредили б немецких кораблей. В этом большая заслуга группы мотористов. Ведь машины, кото­ рые мы обслуживали, были серд­ цем корабля и работали без рыв­ ков и перебоев. Сейчас я уез­ жаю, а ты остаешься за меня. Смотри, чтобы вся группа была попрежнему лучшей на лодке, а машины в образцовом порядке. — Сделаю. — уверенно отве­ тил Бубнов. — Это будет нелегко, — про­ должал мичман. — Вслед за мной демобилизуются некоторые ста­ рые краснофлотцы, а кое-кто пойдет на другие лодки команди­ рами отделений. Вместо них при­ дут молодые. Возможно, что они впервые увидят сложные меха­ низмы подводной лодки. Ты дол­ жен быстро и хорошо обучить их. Используй для этого старых краснофлотцев, которые останут­ ся в твоей группе. Но, обучая молодых, не забывай и о их вос­ питании. Будь требовательным и приучай их сразу же к дисцип­ лине, аккуратности и любовному отношению к технике. Друзья расстались. Как и предполагал мичман, за ним уш­ ло и большинство старых крас­ нофлотцев. Вместо них пришли молодые. Почти все они не были знакомы с боевой техникой, а машин подводной лодки не знал из них никто. Но молодой стар­ шина группы не растерялся. Вместе с опытными краснофлот­ цами Солдатенко и Зотовым он ] приступил к обучению прибыв­ шего пополнения. Использовали для этого каждую свободную минуту. Учили но конспектам, чертежам, схемам, а после все пройденное закрепляли на прак­ тических занятиях. Вначале учеба продвигалась медленно. Тогда старшина 2 статьи Бубнов решил сделать так, чтобы молодые больше находи­ лись возле машин и агрегатов, присматривались к работе опыт­ ных подводников. Под руковод­ ством старых краснофлотцев но­ вички стали проводить чистку и смазку механизмов и с каждым днем накапливали знания, при­ обретали практические навыки. Особенно хорошие успехи пока­ зали Коетюнев и Кошкин. Еще несколько месяцев назад они и понятия не имели о боевой тех­ нике, а сейчас уже сдали зачеты по устройству подводной лодки и успешно овладевают своей слож­ ной специальностью. Молодому краснофлотцу Лео­ нову трудно давалось изучение масляного и водяного трубопро­ водов. Опытный подводник крас­ нофлотец Солдатенко решил по­ мочь ему. По чертежам и схемам он раз’яснил их устройство, а затем привел новичка на лодку и наглядно показал все процессы. В результате масляный и водя­ ной трубопроводы Леонов изучил быстро и твердо. Но вот перед ним возникло новое затруднение: он никак не мог осмыслить системы погру­ жения и .всплытия. Тогда на по­ мощь пришел командир отделе­ ния трюмных старший красно­ флотец Хазов. Он до тех пор обучал новичка, пока не убедил­ ся, что тот хорошо изучил си­ стемы погружения и всплытия. Такая помощь оказывалась всем молодым краснофлотцам. Она была своевременной, эффек­ тивной и значительно облегчила изучение специальности. Сейчас отдельные, более успевающие из них готовятся к несению само­ стоятельной вахты. «■ Группа мотористов, несмотря на то, что в большинстве состоит из молодых краснофлотцев, все же твердо держит первенство на корабле. В этом заслуга старши­ ны 2 статьи Николая Бубнова, который сумел правильно поста­ вить обучение и воспитание мо­ лодого пополнения. Старший лейтенант Прокоп- чук с гордостью говорит о молодом старшине группы Нико­ лас Бубнове: — Заведывание мичмана Груз­ дева в надежных руках! Лейтенант И. ВЛАСОВ. Успехи молодых артиллеристов В подразделение старшего лей­ тенанта Беркусенко прибыли мо­ лодые краснофлотцы. Прежде чем приступить к обучепию, коман­ дир подразделения решил ознако­ мить их с работой боевых постов. Молодые краснофлотцы в со­ провождении лейтенанта Демчен­ ко побывали на всех боевых по­ стах, ознакомились с их распо­ ложением. осмотрели материаль­ ную часть. Лейтенанту Демч^шео было задано много вопросов. Мо­ лодые краснофлотцы получили первоначальные сведении о тех мощных орудиях, которые им предстоит обслуживать. Новички с большим интересом стали изучать свою специаль­ ность. Была создана группа но изучению материальной части орудий и приборов. Для оказа­ ния постоянной практической помощи командование выделило одного из лучших артиллери­ стов — старшего краснофлотца Виноградова. Он систематически проводил с молодыми занятия, передавал им свой богатый опыт. Много помогли новичкам и старослужащие Князев, Скрябин, Варганов. В свободное время они проводили беседы, прививали молодым любовь к своему ору­ жию, разъясняли работу и уст­ ройство отдельных механизмов. Эта помощь старослужащих сказывается на учебе молодых краснофлотцев. Программу бое­ вой подготовки они усваивают быстро, накапливают практиче­ ские навыки. Особенно среди мо­ лодых артиллеристов выделяются тт. Смирнов и Панкевпч. Они скоро будут самостоятельно дей­ ствовать в боевом расчете. А. СОСНОВСКИЙ. Боевая учеба на корабле «Н». Молодью краснофлотцы В. Игу шев и В. Буссв на практических занятиях по борьбе ;м жи­ вучесть корабля. Фото Г. Кресман. БЫВАЛЫЙ СИГНАЛЬЩИК Аркадий Сорокин — опытный сигнальщик. На кораблях он плавает с 1939 года и в совер­ шенстве изучил свою специаль­ ность. Особенно большой опыт Сорокин накопил за время вий- кы. Корабль, на котором он пла­ вал, прошел десятки тысяч миль, успешно выполнил много боевых заданий командования. В любом походе — и в темную полярную ночь, и в шторм, и в пургу— стоял Сорокин на мостике, нес свою ответственную вахту. Зоркий сигнальщик своевременно заме­ чал появление вражеских под­ водных лодок или плавающих мин. быстро докладывая коман­ диру. В одном из походов Соро­ кин обнаружил подводную лодку противника. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Корабль вышел в атаку. За борт полетели глубин­ ные бомбы. Снова заход—и оче­ редная серия глубинок взорва­ лась за кормой, высоко подняв огромный водяной фонтан. Сигнальщик Сорокин доложил командиру: — На поверхности воды поя­ вилось пятно соляра. Корабль вновь вышел в атаку. Отчетливо виднелось место, где находилась поврежденная немец­ кая подводная лодка. Снова за борт посыпались глубинные бом­ бы. Пятно соляра стало увеличи­ ваться, и на поверхность всплы­ ли обломки фашистского пирата. В другом походе Сорокин в трудных метеорологических ус­ ловиях обнаружил много плава­ ющих мин. Несмотря на резкий ветер и частые снежные заряды, которые сильно затрудняли на­ блюдение, он все мины заметил на значительном расстоянии от корабля. Так из похода в поход росла слава сигнальщика Сорокина. За все время он обнаружил десяти плавающих мин. Когда на вахте стоит Сорокин, командир кораб­ ля уверен, что ничто не укроете* от зоркого сигнальщика. За мужество и отвагу, прояв­ ленные в боях с немецкими за­ хватчиками, Сорокин награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «Адмирал Нахимов», медалями «За оборо­ ну Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Сейчас опытный сигнальщик обучает молодых краснофлотцев. Он систематически проводит с ними занятия и беседы, пере­ дает свои знания и опыт. С его помощью молодые сигнальщики Бекетов и Авдеев успешно овла­ девают специальностью и скоро станут на самостоятельную вах~ А. МАЛЫШЕНКО. Добиваться глубоких знаний В ходе боевой подготовки в нашем подразделении вскрывает­ ся ряд пробелов в теоретических знаниях, а порой и в практиче­ ских навыках у некоторых крас­ нофлотцев. Это результат того, что отдельные командиры ору­ дийных расчетов учат своих под­ чиненных поверхностно, полагая, что раз комендор заучил назва­ ния частей и может открыть огонь, то этого я достаточно. Недавно мне довелось прове­ рять знания -в орудийном расче­ те старшего краснофлотца Добро- дуб. Оказалось, что комендор Су- тучин не знает даже, сколько секторов на поршне затвора. Тру­ бочный Соколов не мог назвать всех деталей стреляющего при­ способления. А ведь и тот и дру­ гой не раз участвовали в боевых стрельбах. У Сутучина и Соколова отсут­ ствуют твердые знания своего дела прежде всего потому, что командир орудия, проводя заня­ тие, спешил рассказать обо всем сразу, не заботясь о том, как его подчинеиные усваивают ма­ териал. И не случайно, что на не­ давних учебных стрельбах этот расчет не справился с выполне­ нием ряда вводных. Так. когда была дана вводная «разворот валов привода замка», старший краснофлотец Юрьппев забыл впопыхах выключить коммутатор замка, и получилась при стрельбе задержка. Характерно, что ору­ дийный расчет так и не сумел своими силами устранить задер­ жку. Эти недостатки заставил* командира орудия старшего крас- пофлотца Добродуб изменить свои методы обучения и трени­ ровок подчиненных. Он не спе­ шит теперь на занятиях расска­ зывать обо всем понемногу, а стремится, чтобы краснофлотцы твердо усваивали назначение каждого механизма орудия * умели им управлять. Он донуе- кает краснофлотца обслуживать орудие, только убедившись, что тот твердо знает свое дело. Сержант А, ЛУГОВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz