Краснофлотец. 1945, ноябрь.
Заведывание мичмана Груздева в надежных руках Старшин» группы мотористов ' мичман Дмитрий Груздев был j опытным подводником. На флоте он прослужил много лет, плавал *яа различных подводных лодках f и до тонкостей знал свою спе циальность. Выше всего он ста ивал воинский порядок. Заве.ты- - вание его всегда было в образ цовом состоянии, а подчинен ные—аккуратны, исполнительны. Мичман ревнпво следил за ра ботой мотористов. Если он ви дел, что его подчиненный любит, специальность, изучает ее, бе режно относится к материальной части, то не жалел нп сил, ни ‘времени, чтобы помочь такому краснофлотцу совершенствовать ся, растп по службе. Особенно нравился мичману Груздеву молодой, командир от деления старшина 2 статьи Ни колай Бубнов. За что бы он ни взялся, во всем показывал уме- ние и сноровку. Приглядевшись к нему ближе, мичман невольно подумал: — Славная будет замена. Нужно только хорошо его под готовить. И он стал готовить Николая Бубнова. Учил его, как правильно -чгеплоатировать материальную часть, безошибочно отыскивать и быстро устранять неисправности, воспитывать подчиненных. Но учеба этим не ограничилась. ^Старшина группы любовно пере давал командиру отделения свой богатый опыт, накопленный за долгие годы флотской службы. Беседуя с ним, он говорил: -—- Главное—воспитать своих подчиненных храбрыми, дисцип линированными. инициативными подводниками. Их сплоченность должна быть такой, чтобы в люг бую минуту каждый мог пожерт вовать своей жизнью для спасе ния корабля и экипажа. Во всем этом ты обязан показывать при мер, иначе не будешь поль зоваться авторитетом. Однажды Дмитрий Груздев с радостью отметил, что его ученик вполне обладает такими качест вами. Это произошло в один из боевых походов. Подводная лод ка выполняла специальное зада ние и находилась вблизи враже ских берегов. Неожиданно из *троя вышел клапан газоотвода. На погружение лодка итти не могла: в дизельный отсек стала бы поступать забортная вода. Создалось опасное положение. Командир обратился к личному составу: — Необходимо немедленно ис править повреждение. Кто пойдет добровольно ? — Я, — сразу же отозвался Николай Бубнов. — Вы знаете об опасности?— спросил командир. — Могут поя виться вражеские самолеты или корабли... — Я это знаю. — Хорошо. Приступайте к работе. — приказал командир. Николай Бубнов захватил не обходимые инструменты и под нялся на палубу. Команда напря женно ждала его возвращения. Через несколько минут Бубнов возвратился. Лицо его было на столько спокойным, что, каза лось, он совсем не подвергался смертельной опасности, а выпол нял самую простую и спокойную работу. Мичман быстро подошел к Бубнову и крепко обнял его. После этого похода они еще более сблизились и всюду быва ли вместе: на лодке, в кубрикд, на берегу. .Кончилась война. Для экипа жа настали дни боевой учебы. Началась демобилизация стар ших возрастов. Ушел с корабля и Дмитрий Груздев. Перед своим отъездом он говорил Николаю Бубнову: — Наша лодка совершила много походов. Мы потопили 7 и повредили б немецких кораблей. В этом большая заслуга группы мотористов. Ведь машины, кото рые мы обслуживали, были серд цем корабля и работали без рыв ков и перебоев. Сейчас я уез жаю, а ты остаешься за меня. Смотри, чтобы вся группа была попрежнему лучшей на лодке, а машины в образцовом порядке. — Сделаю. — уверенно отве тил Бубнов. — Это будет нелегко, — про должал мичман. — Вслед за мной демобилизуются некоторые ста рые краснофлотцы, а кое-кто пойдет на другие лодки команди рами отделений. Вместо них при дут молодые. Возможно, что они впервые увидят сложные меха низмы подводной лодки. Ты дол жен быстро и хорошо обучить их. Используй для этого старых краснофлотцев, которые останут ся в твоей группе. Но, обучая молодых, не забывай и о их вос питании. Будь требовательным и приучай их сразу же к дисцип лине, аккуратности и любовному отношению к технике. Друзья расстались. Как и предполагал мичман, за ним уш ло и большинство старых крас нофлотцев. Вместо них пришли молодые. Почти все они не были знакомы с боевой техникой, а машин подводной лодки не знал из них никто. Но молодой стар шина группы не растерялся. Вместе с опытными краснофлот цами Солдатенко и Зотовым он ] приступил к обучению прибыв шего пополнения. Использовали для этого каждую свободную минуту. Учили но конспектам, чертежам, схемам, а после все пройденное закрепляли на прак тических занятиях. Вначале учеба продвигалась медленно. Тогда старшина 2 статьи Бубнов решил сделать так, чтобы молодые больше находи лись возле машин и агрегатов, присматривались к работе опыт ных подводников. Под руковод ством старых краснофлотцев но вички стали проводить чистку и смазку механизмов и с каждым днем накапливали знания, при обретали практические навыки. Особенно хорошие успехи пока зали Коетюнев и Кошкин. Еще несколько месяцев назад они и понятия не имели о боевой тех нике, а сейчас уже сдали зачеты по устройству подводной лодки и успешно овладевают своей слож ной специальностью. Молодому краснофлотцу Лео нову трудно давалось изучение масляного и водяного трубопро водов. Опытный подводник крас нофлотец Солдатенко решил по мочь ему. По чертежам и схемам он раз’яснил их устройство, а затем привел новичка на лодку и наглядно показал все процессы. В результате масляный и водя ной трубопроводы Леонов изучил быстро и твердо. Но вот перед ним возникло новое затруднение: он никак не мог осмыслить системы погру жения и .всплытия. Тогда на по мощь пришел командир отделе ния трюмных старший красно флотец Хазов. Он до тех пор обучал новичка, пока не убедил ся, что тот хорошо изучил си стемы погружения и всплытия. Такая помощь оказывалась всем молодым краснофлотцам. Она была своевременной, эффек тивной и значительно облегчила изучение специальности. Сейчас отдельные, более успевающие из них готовятся к несению само стоятельной вахты. «■ Группа мотористов, несмотря на то, что в большинстве состоит из молодых краснофлотцев, все же твердо держит первенство на корабле. В этом заслуга старши ны 2 статьи Николая Бубнова, который сумел правильно поста вить обучение и воспитание мо лодого пополнения. Старший лейтенант Прокоп- чук с гордостью говорит о молодом старшине группы Нико лас Бубнове: — Заведывание мичмана Груз дева в надежных руках! Лейтенант И. ВЛАСОВ. Успехи молодых артиллеристов В подразделение старшего лей тенанта Беркусенко прибыли мо лодые краснофлотцы. Прежде чем приступить к обучепию, коман дир подразделения решил ознако мить их с работой боевых постов. Молодые краснофлотцы в со провождении лейтенанта Демчен ко побывали на всех боевых по стах, ознакомились с их распо ложением. осмотрели материаль ную часть. Лейтенанту Демч^шео было задано много вопросов. Мо лодые краснофлотцы получили первоначальные сведении о тех мощных орудиях, которые им предстоит обслуживать. Новички с большим интересом стали изучать свою специаль ность. Была создана группа но изучению материальной части орудий и приборов. Для оказа ния постоянной практической помощи командование выделило одного из лучших артиллери стов — старшего краснофлотца Виноградова. Он систематически проводил с молодыми занятия, передавал им свой богатый опыт. Много помогли новичкам и старослужащие Князев, Скрябин, Варганов. В свободное время они проводили беседы, прививали молодым любовь к своему ору жию, разъясняли работу и уст ройство отдельных механизмов. Эта помощь старослужащих сказывается на учебе молодых краснофлотцев. Программу бое вой подготовки они усваивают быстро, накапливают практиче ские навыки. Особенно среди мо лодых артиллеристов выделяются тт. Смирнов и Панкевпч. Они скоро будут самостоятельно дей ствовать в боевом расчете. А. СОСНОВСКИЙ. Боевая учеба на корабле «Н». Молодью краснофлотцы В. Игу шев и В. Буссв на практических занятиях по борьбе ;м жи вучесть корабля. Фото Г. Кресман. БЫВАЛЫЙ СИГНАЛЬЩИК Аркадий Сорокин — опытный сигнальщик. На кораблях он плавает с 1939 года и в совер шенстве изучил свою специаль ность. Особенно большой опыт Сорокин накопил за время вий- кы. Корабль, на котором он пла вал, прошел десятки тысяч миль, успешно выполнил много боевых заданий командования. В любом походе — и в темную полярную ночь, и в шторм, и в пургу— стоял Сорокин на мостике, нес свою ответственную вахту. Зоркий сигнальщик своевременно заме чал появление вражеских под водных лодок или плавающих мин. быстро докладывая коман диру. В одном из походов Соро кин обнаружил подводную лодку противника. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Корабль вышел в атаку. За борт полетели глубин ные бомбы. Снова заход—и оче редная серия глубинок взорва лась за кормой, высоко подняв огромный водяной фонтан. Сигнальщик Сорокин доложил командиру: — На поверхности воды поя вилось пятно соляра. Корабль вновь вышел в атаку. Отчетливо виднелось место, где находилась поврежденная немец кая подводная лодка. Снова за борт посыпались глубинные бом бы. Пятно соляра стало увеличи ваться, и на поверхность всплы ли обломки фашистского пирата. В другом походе Сорокин в трудных метеорологических ус ловиях обнаружил много плава ющих мин. Несмотря на резкий ветер и частые снежные заряды, которые сильно затрудняли на блюдение, он все мины заметил на значительном расстоянии от корабля. Так из похода в поход росла слава сигнальщика Сорокина. За все время он обнаружил десяти плавающих мин. Когда на вахте стоит Сорокин, командир кораб ля уверен, что ничто не укроете* от зоркого сигнальщика. За мужество и отвагу, прояв ленные в боях с немецкими за хватчиками, Сорокин награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «Адмирал Нахимов», медалями «За оборо ну Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Сейчас опытный сигнальщик обучает молодых краснофлотцев. Он систематически проводит с ними занятия и беседы, пере дает свои знания и опыт. С его помощью молодые сигнальщики Бекетов и Авдеев успешно овла девают специальностью и скоро станут на самостоятельную вах~ А. МАЛЫШЕНКО. Добиваться глубоких знаний В ходе боевой подготовки в нашем подразделении вскрывает ся ряд пробелов в теоретических знаниях, а порой и в практиче ских навыках у некоторых крас нофлотцев. Это результат того, что отдельные командиры ору дийных расчетов учат своих под чиненных поверхностно, полагая, что раз комендор заучил назва ния частей и может открыть огонь, то этого я достаточно. Недавно мне довелось прове рять знания -в орудийном расче те старшего краснофлотца Добро- дуб. Оказалось, что комендор Су- тучин не знает даже, сколько секторов на поршне затвора. Тру бочный Соколов не мог назвать всех деталей стреляющего при способления. А ведь и тот и дру гой не раз участвовали в боевых стрельбах. У Сутучина и Соколова отсут ствуют твердые знания своего дела прежде всего потому, что командир орудия, проводя заня тие, спешил рассказать обо всем сразу, не заботясь о том, как его подчинеиные усваивают ма териал. И не случайно, что на не давних учебных стрельбах этот расчет не справился с выполне нием ряда вводных. Так. когда была дана вводная «разворот валов привода замка», старший краснофлотец Юрьппев забыл впопыхах выключить коммутатор замка, и получилась при стрельбе задержка. Характерно, что ору дийный расчет так и не сумел своими силами устранить задер жку. Эти недостатки заставил* командира орудия старшего крас- пофлотца Добродуб изменить свои методы обучения и трени ровок подчиненных. Он не спе шит теперь на занятиях расска зывать обо всем понемногу, а стремится, чтобы краснофлотцы твердо усваивали назначение каждого механизма орудия * умели им управлять. Он донуе- кает краснофлотца обслуживать орудие, только убедившись, что тот твердо знает свое дело. Сержант А, ЛУГОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz