Краснофлотец. 1945, ноябрь.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 21 ноября 1945 г., № 275 (235!0 Кругозор старшины Как-то на корабле зашел спор яа литературные темы. Кто-то посоветовал обратиться за разре> шением спорного вопроса ^ стар­ шине 2 статьи Алексею Груди- КИНУ. 9f — Бесполезная затея, наш старшина не ответит. — сказал кто-то из подчиненных Груди­ нина. — Почему так? — Не любит он кнпгу. Пода­ рила ему как-то жена томик со­ чинении Пушкина. Положил он его в рундук, и ни разу не за­ глянул... Старшина Грудинин слывет на корабле человзком замкнуты*, сухим. Загорится ли спор о ли- TeF?Type или на политические темы, он стоит где-нибудь в сто­ ронке да помалкивает. Не было <*ще такого случая, чтобы он иступил в горячий спор, по ду­ мам поговорил с краснофлотцами своего отделения, разрешил их сомнения. А ведь это очень много влачит в воспитании подчинен­ ных. Холодно, равнодушно относит­ ся Грудинин к делу. Недосмот­ рел краснофлотец чего-то по за- ведываиню, допустил оплош­ ность, Грудинпн не потребует от еего, как это сказано в уставе. ' V > ее накажет. Придет, поругает яодчиненного и берется сам «справлять допущенную ошибку. Эта робость, боязнь властно потребовать порождает другое — постепенно ослабевает влияние •старшины на подчиненных, авто­ ритет его резко надает. А отсюда и низкая дисциплина в отделе­ нии, всякого рода упущения по специальности, ошибки в работе. Спрашивается, откуда у Гру­ динина. все это? Прежде всего— из-за недостатка культуры. Мало человек знает, вот и трудно ему. Спросят краснофлотцы о чем- яибо сложном—ответить не смо­ жет, ну, потому и старается он больше молчать. Такие старшины, как Груди­ нин, есть и на других кораблях нашего флота. Онп не хотят по­ нять. что интересы их подчинен­ ных не ограничиваются одной только специальностью. Молодой моряк хочет знать историю сво­ его флота, своего корабля, хочет знать о событиях в международ­ ной жизни. Он интересуется жизнью страны, увлекательной книгой, появившейся в библио- образованже ■ о(Темс пятя клас­ сов, Сейчас Пелевин — один и* лучших специалистов корабля. Старшина группы чашияистов- турбинистов он сумел поставить воспитательную работу с подчи­ ненными так, что на протяжении нескольких лет его группа -— пе­ редовая на корабле. Главный старшина Пелевин вырос и тех­ нически и культурно. Онстоит на голову выше своих подчиненных. Такие книги, как «Паровые турбины» — Лосева, «Школа судового механика» — Лобач- Жученко, «Поршневые маши­ ны» — Паршина, являются его настольными учебниками. Стар­ шина ознакомился с самой равно­ сторонней литературой по спе­ циальности. Он пристально сле­ дит за новинками, читает статьи в «Морском сборнике», делится опытом использования турбин со специалистами других кораблей. Воспитанию краснофлотцев он уделяет исключительно большое внимание. Черчение схем с на­ туры, разбор ошибок, допущен­ ных краснофлотцами в работе, систематически практикуются в группе Пелевина. Краснофлотцы Егоров, Овсян­ ников и Шахов, обслуживающие испаритель, слабо знали его уст­ ройство. Был случай, когда они по незнанию дела оерепитали ис­ паритель. Вода попала в холо­ дильник, в хеплыб ящик, затем в расходную систерну и вызвала засоление. Это грозило аварией. На другой день главный стар­ шина собрал этих людей на заня­ тие, потом снова и снова собирал и в течение нескольких дней по­ мог им изучить механизм. Теперь вахту у испарителя краснофлот­ цы несут исправно. Каждый случай неправильной эксплоатации техники старшина подвергал всестороннему разбору на занятиях по специальности, учил краснофлотцев, как можно избежать ошибок. Непрерывное повышение свое­ го технического и общеобразова­ тельного уровня — вот что было твердой почвой, яа которую Пе­ левин всегда опирался в своей воспитательной работе с подчи­ ненными. И если Грудинин в си­ лу своего чрезвычайно ограни­ ченного кругозора не в состоянии строго взыскать с подчиненного за т у или иную ошибку, то Пеле- Шг % • У теке. Обо вс ;м этом старшина ! вин> основываясь на своих все- должен знать и рассказать своим ! сторонних знаниях, требовате- подчинепным. помня, что это иг­ рает огромную роль в воспитании сознательного воина. На том же корабле, где и Гру­ дилин, служит главный старшина Василии Пелевин. Девять лет назад он пришел на флот, имея лен. Его замечания авторитетны, потому что он знает больше крас­ нофлотцев и ему есть чему нау­ чить их. Пелевин хорошо уяснил, что старшине нужно много работать над собой, чтобы не отстать от современных требований. Без повседневного расширения свое­ го кругозора можно превратиться в узкого делягу, которого подчи­ ненные быстро перерастут в своих гнаниях. Пелевин не боятся, что подчи­ ненные могут его «подкузь­ мить». Он всецело полагает­ ся на свей знания, доста­ точные, чтобы дать красно­ флотцам ответ на многие интере­ сующие их вопросы. На протяже­ нии всей службы старшина не­ престанно учитср по специаль­ ности, изучает историю партии, пристально следит за между­ народными событиями. Пелевин не прочь побеседовать с краснофлотцами по литературе. Только га последнее время он успел прочитать «Севастополь­ скую страду» — Сергеева-Цен- ского, «Затемнение в Грэтли» — Пристли, «Гроздья гнева» — Стейнбека и много других книг. Главный старшина стал куль­ турным, развитым младшим командиром, одним из лучших специалистов на корабле. Нослу­ чайно поэтому командование на­ значило его временно исполняю­ щим должность командира БЧ-V. Он успешно справляется с рабо­ той, да еще, к тому же, является и политгрупповодом. Разносторонние знания помо­ гают Пелевину воспитывать уме­ лых, сознательных моряков. Ко­ гда краснофлотец Ондрин стал лениться, жаловаться, что он не может освоить специальность, Пелевин вызвал его к себе, долго с инм беседовал, рассказал, как морякам корабля приходилось учиться во время войны. Моло­ дой краснофлотец понял, что он ошибся, и энергично взялся изу­ чать технику. А когда Ондрин нарушил однажды дисциплину, старшина строго наказал его. — Дружба дружбой, а служба службой, — предупредил ои краснофлотца. Вывод из этого рассказа о двух старшинах с одного корабля совершенно ясен: старшине надо непрерывно учиться, расти, что­ бы справиться с большими зада­ чами, которые решает сейчас наш флот. У всесторонне разви­ того старшины дела в отделении будут всегда итти лучше, чем у того, который не работает над собой. Такие старшины, как Гру- ДИНИН, должны понять, что одни­ ми былыми заслугами долго не проживешь : не совершенствуя своих 8наний, не заботясь о рас­ ширении своего кругозора, их можно легко растерять. Старший лейтенант Г. БУТИКОВ. 20 часов на ходу, 100—в ремонте В Н-ской базе немало катеров я все хе здесь постоянно слы­ шатся жалобы на трудности пе­ редвижения. П жалобы эти спра­ ведливы. Дело в том, что катера больше стоят в ремонте, чем хо­ дят. Вот история одного из них. Катер прибыл в базу 17 месяцев назад. За этот период он имел только 500 ходовых часов. Все остальное время он стоял на швартовых у причала и «ремон- гировался». Сначала катер находил 150 часов, затем стали ремонтиро­ вать его машину. Это продолжа­ лось до января. После этого ка­ тер начал как будто регулярное движение но маршруту. Но через 200 ходовых часов дизель спова вышел из строя. Решили заме­ нить машину. Заменяли более трех месяцев. Поставили совер­ шенно новый дизель. Не успел катер сделать и нескольких рей­ сов, как вдруг выяснилось, что необходима замена коробки ско­ ростей реверсивной муфтой. И опять катер в ремонте.... Точпо так же обстоит дело почти со всеми катерами, входя­ щими в состав плавсредств Н-ской базы. На ходу они бы­ вают 15—20 дней, в ремонте — 80—100. Остается добавить, что ремон­ тирует катера судоремонтная ма­ стерская базы, а начальником этой мастерской лейтенант 1. Иванов. Д , СОЦИОВ. В. КАЛИНИЧЕНКО, И. ДР 0К08 , Бывалый моряк старшина 1 статьи С. Чередник умело пе­ редает "свой <бо(*вой опыт молод ым краснофлотцам, недавно пришедшим на корабль. НА СНИМКЕ: занятия у вспомога­ тельного двигателя. Фото Г. Крссмчл. Советы молодым краснофлотцам УХОД ЗА АВТОМАТОМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ Зима с ее частыми снежными зарядами и сильными штормами CVZ9AV немало трудностей для артиллеристов-зенигчиков любо­ го корабля. В зимнее время зе­ нитные автоматы требуют за со­ бой особенно тщательного ухода. Надо помнить, что зимой ре­ гулярное проворачивание меха­ низмов автомата — одно из наж­ ивших условий постоянной го­ товности пушки к действию. Наиболее капризен в работе лоток досылателя и рычаги от­ сечки очередного патрона в до- сылатель. Если пх периодически не проворачивать, в коробке звездочек замерзнет смазка. При стрельбе задержится подача оче­ редного патрона и произойдет заедание. Понятно, что, пока ору­ дийный расчет будет устранять повреждение, пройдет немало времени, и орудие будет бездей­ ствовать. В бою же каждая се­ кунда дорога и даже временный выход из строя автомата сильно скажется на обороне корабля. Мой орудийный расчет всегда помнит об атом и краснофлотцы ежедневно самым тщательным образом осматривают пушку. Бывает, что по незнанию моло­ дые краснофлотцы смазывают клин орудия ружейным маслом или незамерзающей смазкой. Это категорически запрещается. Клин — одна из важнейших де­ талей орудия и его рекомендует­ ся смазывать только веретенным маслом. Случается так. что смажет краснофлотец клин ружейным маслом и со спокойной совестью уходит в кубрик. Только во время стрельбы спохватится, что допустил ошибку. Но тогда уже бывает поздно ее исправлять. Смазка замерзнет и клин не за­ кроется. Может быть и другое— первый выстрел произойдет, но дальше этого дело не двинется, потому что закупорятся отвер­ стия в ударнике и не будут пропускать пороховых газов. Молодому краснофлотцу надо об этом помнить, внимательно осматривать клин, не лепиться заглянуть лишний раз в свое за- ведывание, привести его в нуж­ ный порядок. Само собой разу­ меется, что знание, материальной части играет тут первостепен­ ную роль. А то ведь и бывает так, что придет краснофлотец на пост и не знает, за что ему при­ няться. В зимнем, да еще. в штормо­ вом походе, когда кораблю не угрожает опасность нападения противника, мой орудийный рас­ чет, как правило, прицелы ■ приемник автомата зачехлял, чтобы на них не попала вода. Но случается так, что в походе при­ ходится иногда применять пуш­ ку, расстреливая обнаруженные вражеские мины. После тако! стрельбы святая обязанность ар- тиллериста-зенитчика, не откла­ дывая в долгий ящик, привесп свое ваведывание в образцовый порядок. Перед каждым походом, не по­ лагаясь на то, что материальная часть была осмотрена, мы еще раз проверяем клин, лоток досы­ лателя, приборы наводка я др. Всесторонняя подготовка авто­ матической пушки в базе — вер­ ный залог того, что в море он* будет действовать безотказно. Недавно наш корабль был * море. Вскоре сигнальщики обна­ ружили мину. С мостика прика­ зали приготовить к стрельбе зе­ нитные автоматы. Старшина 2 статьи Суворов привел орудий­ ные расчеты в готовность. Когда раздалась команда «огонь», я пажал педаль. Грохнул вы­ стрел — и пушка умолкла. — В чем дело? — забеспокои­ лись краснофлотцы. Стали искать причину заеда­ ния. Автомат развернули и по­ ставили на ноль, вытащили про­ тивовес. Старшина Суворов про­ сунул руку в отверстие и устано­ вил, что очередной патрои уткнулся в стреляную гпльзу. Это произошло потому, что лоток досылателя и патронная часть были слишком густо смазаны. Смазка и задержала гпльзу. Вин* целиком была наша. Мину расстрелял другой ору­ дийный расчет. Нам было совест­ но за допущенную оплошность. В бою такой случай обошелся би кораблю еще дороже. Опыт войны показал, что роль зенитной артиллерии на кораблях сильно возросла. Зенитчики все­ гда находились на первой лини* обороны. Об этом нельзя забы­ вать и сейчас, в мирное время* Молодым краснофлотцам-зе- иитчикам, не участвовавшим в боях, надо твердо усвоить, что готовность автомата к немедлен­ ному действию целиком зависит от добросовестного ухода за ним, от того, насколько хорошо но­ мерные изучили технику. В зим­ нее же время автоматическая пушка доставляет хлопот вдвое больше. Это необходимо учиты­ вать при каждом выходе в море. Старший краснофлотец А. КРАСИЛЬНИКОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz