Краснофлотец. 1945, ноябрь.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 21 ноября 1945 г., № 275 (235!0 Кругозор старшины Как-то на корабле зашел спор яа литературные темы. Кто-то посоветовал обратиться за разре> шением спорного вопроса ^ стар шине 2 статьи Алексею Груди- КИНУ. 9f — Бесполезная затея, наш старшина не ответит. — сказал кто-то из подчиненных Груди нина. — Почему так? — Не любит он кнпгу. Пода рила ему как-то жена томик со чинении Пушкина. Положил он его в рундук, и ни разу не за глянул... Старшина Грудинин слывет на корабле человзком замкнуты*, сухим. Загорится ли спор о ли- TeF?Type или на политические темы, он стоит где-нибудь в сто ронке да помалкивает. Не было <*ще такого случая, чтобы он иступил в горячий спор, по ду мам поговорил с краснофлотцами своего отделения, разрешил их сомнения. А ведь это очень много влачит в воспитании подчинен ных. Холодно, равнодушно относит ся Грудинин к делу. Недосмот рел краснофлотец чего-то по за- ведываиню, допустил оплош ность, Грудинпн не потребует от еего, как это сказано в уставе. ' V > ее накажет. Придет, поругает яодчиненного и берется сам «справлять допущенную ошибку. Эта робость, боязнь властно потребовать порождает другое — постепенно ослабевает влияние •старшины на подчиненных, авто ритет его резко надает. А отсюда и низкая дисциплина в отделе нии, всякого рода упущения по специальности, ошибки в работе. Спрашивается, откуда у Гру динина. все это? Прежде всего— из-за недостатка культуры. Мало человек знает, вот и трудно ему. Спросят краснофлотцы о чем- яибо сложном—ответить не смо жет, ну, потому и старается он больше молчать. Такие старшины, как Груди нин, есть и на других кораблях нашего флота. Онп не хотят по нять. что интересы их подчинен ных не ограничиваются одной только специальностью. Молодой моряк хочет знать историю сво его флота, своего корабля, хочет знать о событиях в международ ной жизни. Он интересуется жизнью страны, увлекательной книгой, появившейся в библио- образованже ■ о(Темс пятя клас сов, Сейчас Пелевин — один и* лучших специалистов корабля. Старшина группы чашияистов- турбинистов он сумел поставить воспитательную работу с подчи ненными так, что на протяжении нескольких лет его группа -— пе редовая на корабле. Главный старшина Пелевин вырос и тех нически и культурно. Онстоит на голову выше своих подчиненных. Такие книги, как «Паровые турбины» — Лосева, «Школа судового механика» — Лобач- Жученко, «Поршневые маши ны» — Паршина, являются его настольными учебниками. Стар шина ознакомился с самой равно сторонней литературой по спе циальности. Он пристально сле дит за новинками, читает статьи в «Морском сборнике», делится опытом использования турбин со специалистами других кораблей. Воспитанию краснофлотцев он уделяет исключительно большое внимание. Черчение схем с на туры, разбор ошибок, допущен ных краснофлотцами в работе, систематически практикуются в группе Пелевина. Краснофлотцы Егоров, Овсян ников и Шахов, обслуживающие испаритель, слабо знали его уст ройство. Был случай, когда они по незнанию дела оерепитали ис паритель. Вода попала в холо дильник, в хеплыб ящик, затем в расходную систерну и вызвала засоление. Это грозило аварией. На другой день главный стар шина собрал этих людей на заня тие, потом снова и снова собирал и в течение нескольких дней по мог им изучить механизм. Теперь вахту у испарителя краснофлот цы несут исправно. Каждый случай неправильной эксплоатации техники старшина подвергал всестороннему разбору на занятиях по специальности, учил краснофлотцев, как можно избежать ошибок. Непрерывное повышение свое го технического и общеобразова тельного уровня — вот что было твердой почвой, яа которую Пе левин всегда опирался в своей воспитательной работе с подчи ненными. И если Грудинин в си лу своего чрезвычайно ограни ченного кругозора не в состоянии строго взыскать с подчиненного за т у или иную ошибку, то Пеле- Шг % • У теке. Обо вс ;м этом старшина ! вин> основываясь на своих все- должен знать и рассказать своим ! сторонних знаниях, требовате- подчинепным. помня, что это иг рает огромную роль в воспитании сознательного воина. На том же корабле, где и Гру дилин, служит главный старшина Василии Пелевин. Девять лет назад он пришел на флот, имея лен. Его замечания авторитетны, потому что он знает больше крас нофлотцев и ему есть чему нау чить их. Пелевин хорошо уяснил, что старшине нужно много работать над собой, чтобы не отстать от современных требований. Без повседневного расширения свое го кругозора можно превратиться в узкого делягу, которого подчи ненные быстро перерастут в своих гнаниях. Пелевин не боятся, что подчи ненные могут его «подкузь мить». Он всецело полагает ся на свей знания, доста точные, чтобы дать красно флотцам ответ на многие интере сующие их вопросы. На протяже нии всей службы старшина не престанно учитср по специаль ности, изучает историю партии, пристально следит за между народными событиями. Пелевин не прочь побеседовать с краснофлотцами по литературе. Только га последнее время он успел прочитать «Севастополь скую страду» — Сергеева-Цен- ского, «Затемнение в Грэтли» — Пристли, «Гроздья гнева» — Стейнбека и много других книг. Главный старшина стал куль турным, развитым младшим командиром, одним из лучших специалистов на корабле. Нослу чайно поэтому командование на значило его временно исполняю щим должность командира БЧ-V. Он успешно справляется с рабо той, да еще, к тому же, является и политгрупповодом. Разносторонние знания помо гают Пелевину воспитывать уме лых, сознательных моряков. Ко гда краснофлотец Ондрин стал лениться, жаловаться, что он не может освоить специальность, Пелевин вызвал его к себе, долго с инм беседовал, рассказал, как морякам корабля приходилось учиться во время войны. Моло дой краснофлотец понял, что он ошибся, и энергично взялся изу чать технику. А когда Ондрин нарушил однажды дисциплину, старшина строго наказал его. — Дружба дружбой, а служба службой, — предупредил ои краснофлотца. Вывод из этого рассказа о двух старшинах с одного корабля совершенно ясен: старшине надо непрерывно учиться, расти, что бы справиться с большими зада чами, которые решает сейчас наш флот. У всесторонне разви того старшины дела в отделении будут всегда итти лучше, чем у того, который не работает над собой. Такие старшины, как Гру- ДИНИН, должны понять, что одни ми былыми заслугами долго не проживешь : не совершенствуя своих 8наний, не заботясь о рас ширении своего кругозора, их можно легко растерять. Старший лейтенант Г. БУТИКОВ. 20 часов на ходу, 100—в ремонте В Н-ской базе немало катеров я все хе здесь постоянно слы шатся жалобы на трудности пе редвижения. П жалобы эти спра ведливы. Дело в том, что катера больше стоят в ремонте, чем хо дят. Вот история одного из них. Катер прибыл в базу 17 месяцев назад. За этот период он имел только 500 ходовых часов. Все остальное время он стоял на швартовых у причала и «ремон- гировался». Сначала катер находил 150 часов, затем стали ремонтиро вать его машину. Это продолжа лось до января. После этого ка тер начал как будто регулярное движение но маршруту. Но через 200 ходовых часов дизель спова вышел из строя. Решили заме нить машину. Заменяли более трех месяцев. Поставили совер шенно новый дизель. Не успел катер сделать и нескольких рей сов, как вдруг выяснилось, что необходима замена коробки ско ростей реверсивной муфтой. И опять катер в ремонте.... Точпо так же обстоит дело почти со всеми катерами, входя щими в состав плавсредств Н-ской базы. На ходу они бы вают 15—20 дней, в ремонте — 80—100. Остается добавить, что ремон тирует катера судоремонтная ма стерская базы, а начальником этой мастерской лейтенант 1. Иванов. Д , СОЦИОВ. В. КАЛИНИЧЕНКО, И. ДР 0К08 , Бывалый моряк старшина 1 статьи С. Чередник умело пе редает "свой <бо(*вой опыт молод ым краснофлотцам, недавно пришедшим на корабль. НА СНИМКЕ: занятия у вспомога тельного двигателя. Фото Г. Крссмчл. Советы молодым краснофлотцам УХОД ЗА АВТОМАТОМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ Зима с ее частыми снежными зарядами и сильными штормами CVZ9AV немало трудностей для артиллеристов-зенигчиков любо го корабля. В зимнее время зе нитные автоматы требуют за со бой особенно тщательного ухода. Надо помнить, что зимой ре гулярное проворачивание меха низмов автомата — одно из наж ивших условий постоянной го товности пушки к действию. Наиболее капризен в работе лоток досылателя и рычаги от сечки очередного патрона в до- сылатель. Если пх периодически не проворачивать, в коробке звездочек замерзнет смазка. При стрельбе задержится подача оче редного патрона и произойдет заедание. Понятно, что, пока ору дийный расчет будет устранять повреждение, пройдет немало времени, и орудие будет бездей ствовать. В бою же каждая се кунда дорога и даже временный выход из строя автомата сильно скажется на обороне корабля. Мой орудийный расчет всегда помнит об атом и краснофлотцы ежедневно самым тщательным образом осматривают пушку. Бывает, что по незнанию моло дые краснофлотцы смазывают клин орудия ружейным маслом или незамерзающей смазкой. Это категорически запрещается. Клин — одна из важнейших де талей орудия и его рекомендует ся смазывать только веретенным маслом. Случается так. что смажет краснофлотец клин ружейным маслом и со спокойной совестью уходит в кубрик. Только во время стрельбы спохватится, что допустил ошибку. Но тогда уже бывает поздно ее исправлять. Смазка замерзнет и клин не за кроется. Может быть и другое— первый выстрел произойдет, но дальше этого дело не двинется, потому что закупорятся отвер стия в ударнике и не будут пропускать пороховых газов. Молодому краснофлотцу надо об этом помнить, внимательно осматривать клин, не лепиться заглянуть лишний раз в свое за- ведывание, привести его в нуж ный порядок. Само собой разу меется, что знание, материальной части играет тут первостепен ную роль. А то ведь и бывает так, что придет краснофлотец на пост и не знает, за что ему при няться. В зимнем, да еще. в штормо вом походе, когда кораблю не угрожает опасность нападения противника, мой орудийный рас чет, как правило, прицелы ■ приемник автомата зачехлял, чтобы на них не попала вода. Но случается так, что в походе при ходится иногда применять пуш ку, расстреливая обнаруженные вражеские мины. После тако! стрельбы святая обязанность ар- тиллериста-зенитчика, не откла дывая в долгий ящик, привесп свое ваведывание в образцовый порядок. Перед каждым походом, не по лагаясь на то, что материальная часть была осмотрена, мы еще раз проверяем клин, лоток досы лателя, приборы наводка я др. Всесторонняя подготовка авто матической пушки в базе — вер ный залог того, что в море он* будет действовать безотказно. Недавно наш корабль был * море. Вскоре сигнальщики обна ружили мину. С мостика прика зали приготовить к стрельбе зе нитные автоматы. Старшина 2 статьи Суворов привел орудий ные расчеты в готовность. Когда раздалась команда «огонь», я пажал педаль. Грохнул вы стрел — и пушка умолкла. — В чем дело? — забеспокои лись краснофлотцы. Стали искать причину заеда ния. Автомат развернули и по ставили на ноль, вытащили про тивовес. Старшина Суворов про сунул руку в отверстие и устано вил, что очередной патрои уткнулся в стреляную гпльзу. Это произошло потому, что лоток досылателя и патронная часть были слишком густо смазаны. Смазка и задержала гпльзу. Вин* целиком была наша. Мину расстрелял другой ору дийный расчет. Нам было совест но за допущенную оплошность. В бою такой случай обошелся би кораблю еще дороже. Опыт войны показал, что роль зенитной артиллерии на кораблях сильно возросла. Зенитчики все гда находились на первой лини* обороны. Об этом нельзя забы вать и сейчас, в мирное время* Молодым краснофлотцам-зе- иитчикам, не участвовавшим в боях, надо твердо усвоить, что готовность автомата к немедлен ному действию целиком зависит от добросовестного ухода за ним, от того, насколько хорошо но мерные изучили технику. В зим нее же время автоматическая пушка доставляет хлопот вдвое больше. Это необходимо учиты вать при каждом выходе в море. Старший краснофлотец А. КРАСИЛЬНИКОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz