Краснофлотец. 1945, ноябрь.

Огромный интерес к докладу товарища В. М. Молотова Получив газеты с докладом юварища В. М. Молотова на торжественном васедании Москов­ ского Совета 6-го ноября 1945 года «28-ая годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции», член ВКП(б) Куз­ нецов и лейтенант Шевченко организовали коллективную чит­ ку этого исторического докумен- »а для личного состава. Краснофлотцы и старпишй с огромным вниманием слушали мудрые и проникновенные слова доклада товарища Молотова. После чпткп краснофлотцы и старшины задали много вопро­ сов. — Как выполняются решения берлинской конференции наши­ ми союзниками? — спрашивает краснофлотец Леонов. — Как будут возмещены убытки Советскому Союзу, при­ чиненные в ходе войны? — Расскажите о жизни и ра­ боте в присоединенных террито­ риях к Советскому Союзу. — Как будет организована защита малых народов от угрозы нападения? Эти и многие другие вопросы показывают, с каким огромным интересом относятся к докладу слушатели. Личный состав начал глубокое изучение доклада товарища Молотова. Парторг М. ТЕРЕЩЕНКО. Сделаем все, чтобы закрепить нашу победу Доклад товарища Молотова произвел на меня сильное впечатление глубиной своего со- « держания. Это—ясная програм­ ма действий i;cero советского на­ рода. Товарищ Молотов еще раз по­ казал все величие победы над не­ мецко-фашистскими захватчика­ ми и японскими империалиста­ ми. Наш народ спас цивилизацию Европы и помог народам всего мира избавиться от страшной ко­ ричневой чумы. Ради этой победы рабочий класс, колхозное крестьянство и интеллигенция Советского Сою­ за, не покладая рук, трудились в тылу. Ради этой победы отдали свою жизнь лучшие люди нашей страны — бойцы и офицеры ар­ мии и флота. Теперь победу надо закрепить, говорит товарищ Молотов. Роди­ на и товарищ Сталин требуют от нас еще больше совершенство­ вать свое боевое мастерство, на­ стойчиво изучать опыт Отече­ ственной войны. Я приложу все свои силы к тому, чтобы с честью выполнять эти задачи. Краснофлотец Ф. XАЙРУЛЛИН. Комсомольцы передают свои знания Комсомольцы Н-ской зенитной части усиленно помогают в бое­ вой подготовке молодым красно­ флотцам, чтобы они поскорее и с успехом заменили демобили- вующихся специалистов. Комсорг батареи т. Колосов провел три технических конфе­ ренции по материальной части. Они принесли молодым много пользы, повысили их интерес к оружию. Бюро ВЛКСМ прикрепило к краснофлотцам Шелепневу, Сов- кову и другим опытных специа­ листов для практической помощи в боевой учебе. Комсомолец Столяренко по по­ ручению бюро провел десять тренировочных занятий с моло­ дежью по химзащите. Благодаря этому краснофлотцы умело дей­ ствовали на учениях. По инициативе бюро в части была устроена встреча наводчи­ ков. Опытные наводчики Войте- шов, Маслов, Евдокимов подели­ лись с молодыми своим боевым опытом. П. КОЗЛОВ. о Лекци и собеседований поистори ВКП(б) В подразделении, где комсор­ гом т. Скрябков, проводятся лек­ ции и собеседования по истории Г*КП(б). Собеседование по IV главе «Краткого курса» показа­ ло. что комсомольцы по-разному относятся к самостоятельной подготовке. В то время, как тт. Яковлев, Федорова и другие ак­ тивно участвовали в сооееедо- вании. тт. Семенов, Ропотов, Га­ нин, Богданков, Коротышев все время молчали. Комсорг прикрепил к отстаю­ щим в учебе более сильного то­ варища. Е. АГАФОНОВ БРОШЮРА 0 БОЕВЫХ ДЕЛАХ КАТЕРНИКОВ Политотдел Печенгскою Крч- брошюру: «Знаменательные да- £яознаменного ордена Ушакова соединения торпедных катеров с 28 годовщине Великой Ок­ тябрьской социалистической ре­ волюции издал специальную ------------- О ты». Брошюра знакомит молодых моряков 'Cисторией соединение, рассказывает о знаменатель­ ных боях, проведенных катер­ никами в годы -войны. На бытовые темы Караульное помещение не оборудовано Устав гарнизонной, службы *рэбуег, чтобы помещение, где рачшолатается караул, было со­ ответствующим образом при­ способлено к служебным целям. А караульное помещение в под­ разделении гтаршого лейтенан­ та Косарева самое непригляд­ ное. Несмотря па то, что уже наступила зима, окна, двери и пол не законопачены. В щелл дует холодный ветер, попахиет снег Почт» развалилась, и в ка­ раульном помещении всегда полно дыму. Часовые по обеспечены посто­ вой одеждой. Старшина подразделения сер­ жант Морозов, на обязанности которого лежит забота о ка­ рауле, меньше всего об этом думает. У него б баталерке хра­ нятся и валонки н шубы. Одна­ ко неизвестно, почему он не вы­ дает их на посты. И. АЛЕКСЕЕВ. Беседы с молодыми краснофлотцами С м а М ш й й а я V. ПРАВА ЗАВОЕВАННЫЕ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ В статьях 119. 120 и 121 Сталинской Конституции про­ возглашены права советского гражданина на отдых, на мате­ риальное обеспечение в старости, а также, в случае болезни и уте­ ри трудоспособности, право на образование. Какой огромный смысл заложен в коротких стро­ ках этих статей! Эти права не только провозглашены — они на деле осуществлены советской властью и в Конституции нашли свое ваконодательное закрепле­ ние. В втих статьях ярко выра­ жена величайшая забота о чело­ веке, какая может быть проявле­ на только в советском социали­ стическом государстве. — Имеет ли человек право отдохнуть?— такой вопрос пока­ жется нелепым советскому мо­ лодому человеку. Он с детства вырос в твердом убеждении, что после работы человек должен от­ дохнуть. и само государство за­ ботится о том. чтобы предоста­ вить для этого все условия и возможности. Молодежи нашей иногда и в голову не приходит, что эти права, эти возможности достигнуты ценой величайшей борьбы'— рабочий класс в сою­ зе с крестьянством, под руковод­ ством большевистской партии, разгромил и ликвидировал гос­ подство эксплоататоров — царя, помещиков н капиталистов. Не было такого права в старой Рос­ сии, его нет в государствах с капиталистическими порядками. Предприниматель-капиталист, хозяйчик заинтересован только в том. как бы больше нажиться от труда рабочего. Понятно, что ему нет дела до того, как этот рабо­ чий отдыхает. Устанет человек, выбьется из сил. — его веегда можно заменять более свежим, молодым, энергичным работни­ ком. Поэтому собственники предприятий любой страны вся­ чески стараются удлинить рабо­ чий день, сократить число дней, vacoB ■ минут отдыха. С победой советской власти в нашей стране был сразу же ус­ тановлен 8-часовой рабочий день. В 1927 году рабочий день в ос­ новных отраслях промышленно­ сти был сокращен до 7 часов, а па подземных, ночных и особо вредных для здоровья работах продолжительность рабочего вре­ мени была ограничена шестью часами. Затем была введена ше­ стидневная рабочая неделя с от­ дыхом в каждый шестой день. Провозгласив право на отдых, Сталинская Конституция 3каза ла. чем у нас обеспечено это пра­ во на деле. Оно обеспечено са­ мым коротким в мире рабочим днем. Оно обеспечено тем, что для рабочего и служащего уста­ новлены, ПОМИМО выходных дней, ежегодные отпуска с со­ хранением заработной платы; тем, что любому труженику пре­ доставлена возможность отдох­ нуть в культурных условиях. По всей стране созданы дома отды- I ха. санатории, клубы, кино, ста- : дионы. парки, дворцы культуры.' 1» дни. когда началась в За­ падной Кврояе война, ми вынуж:1 дены были несколько ограничить возможности отдыха, удлинить рабочий день, ввести семиднев­ ную неделю, отменить отпуска (сейчас, с окончанием войны, они уже восстановлены). Это нужно было сделать в интересах защиты нашей Родины. Для всех понятно, что эти ограничения носили и носят временный ха­ рактер, они были вызваны необ­ ходимостью напрячь все силы на­ рода для разгрома врага, а сей­ час — на ликвидацию разруше­ ний. нанесенных войной. С но­ вым под’емом нашего хозяйства и культуры советский гражда­ нин будет все полнее и лучше осуществлять свое право на от­ дых. * * * М. И. Калинин рассказывал об одном случае, происшедшем с ним еще в те времена, когда он работал у капиталиста на за­ роде: «Я был квалифицированным рабочим. Мой заработок превы­ шал среднюю заработную плату рабочих. Однажды я заболел. Проболел два месяца... Прибавь­ те к этому оплату доктора, стои­ мость лекарства, и вам будет яс но, в каком положении оказался я, квалифицированный рабочий. Два месяца болезни вытряхнули меня, как раньше говорили, вчи ­ стую ». • Такая, если не горшая, участь ожидала в старое время каждого рабочего. Когда рабочий терял трудоспособность, он получал расчет. До инвалида не было ни­ кому никакого дела. Когда на­ ступала старость, рабочий вы­ брасывался за ворота, его ждало нищенство. Сталинская Конституция за­ крепила за советскими гражда­ нами право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или потери трудоспособ­ ности. Советское государство оказы­ вает гражданам бесплатную ме­ дицинскую помощь на дому , в больницах и амбулаториях, в са­ наториях — с оплатой путевок в значительной части за счет го­ сударственного страхования и профсоюзов. 8а вышедшим из строя по болезни сохраняется средний заработок. Государство выдает пенсии и пособия рабочим и служащим. Пенсия по старости выдается пожизненно, независима от со­ стояния трудоспособности, в раз­ мере 50—60 процентов прежней ваработной платы пенсионера. Получение пенсии не лишает пенсионера права на труд. Он, по своему желанию, может про­ должать работать в любом ме- «те—там, где ему позволяют си­ лы и здоровье. Во время Отече­ ственной войны масса старикон- пенсионеров, охваченная жела­ нием отдать свои силы на ващи- ту Родины, вернулась на пред­ приятия. Крестьяне-колхозники полу­ чают, в случае болезни или по старости, материальное обеспе­ чение от своего колхоза. Приведем две цифры: в 1939 году в санаториях прошли курс лечения 1.300.ООО человек. В 1940 году но государственному бюджету было выделено на вы­ дачу пенсий и пособий 8 мил­ лиардов 779 миллионов рублей. * * * Когда начинается учебны* год, в советские школы, учили­ ща, техникумы и вузы идут но­ вые сотни тысяч юношей и де­ вушек — нолучить образование, освоить любимую профессию. Я каждый год другие сотни ты­ сяч молодежи кончают учебу « уезжают на места своей буду­ щей работы. 0 Безграничны возможности со­ ветской молодежи получить об­ разование, применить знание на любом поприще. В царской России образова­ ние было привилегией богатых классов. Царские министры за­ прещали принимать в средня»» школу детей тружеников. Да и откуда было взять ич средства на оплату учения, на содержание детей в школе в течение многнх лет? Человеку надо было с ма­ лых лет зарабатывать себе кусок хлеба. Крестьянка Ананьева, аресто­ ванная царской полицией по ре­ волюционному делу, написала в своих показаниях, что она меч­ тала отдать своего сына в гим­ назию. Царь Александр III про­ чел эти показания и написал на них: «Это-то и ужасно. Мужик, а лезет в гимназию!» Более трех четвертей населе­ ния старой России не знало про­ стой грамоты. Среди нерусски народов грамотные насчитыва­ лись единицами. Свыше 40 на­ родностей не имело своей пись­ менности, своей азбуки. Совет­ ская власть с первых дней своего существования поставила зада­ чей ликвидировать это позорное наследие царизма — неграмот­ ность. Наша Конституция закре­ пила за всеми гражданами праве на образование, вплоть до выс­ шего. Это достигнуто. Когда-то население Коми (те­ перь Коми АССР) было почти сплошь неграмотиым. Сейчас 97 процентов населения грамотно. В республике с трехсоттысячны* населением имеется 476 сред­ них школ, два вуза. 14 технику­ мов. 3 научно-исследовательски* института, 3 национальных теат­ ра, 64 кино. Успешно разви­ вается национальная литерату­ ра. Царское правительство расхо­ довало по бюджету па цепе про­ свещения народов Средней Азин по 25 копеек на душу. Советский бюджет предусматривает там же на эти цели 45—-50 рублей ы год. К 20-летию Советской Кир­ гизии там обучалось людей в различных учебных заведениях в 172 рава больше, чем во времена царивма. Общее число учащихся в на­ шей стране составляло в 1939— 1940 году 48 миллионов чело­ век. В высших учебных заведе­ ниях в том же году у нас учи­ лось 620 тысяч студентов — на 134 тысячи больше, чем в 22 странах Западной Европы, вме­ сте взятых.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz