Краснофлотец. 1945, ноябрь.

Бывалые моряки остаю тся на с в ер х ср о чн ую РЕШЕНИЕСЕРЖАНТА ФРОЛОВА В годы войны, находясь в ря­ дах зенитчиков краснознаменно­ го дивизиона, умело п отважно сражался сержант Александр Фролов. С колхозных нолей пришел Фролов на зенитную батарею. Напористо и энергично взялся он за изучение боевой техники, а вскоре батарейцы уже отзыва­ лись о нем, как о хорошем ар- гиллеристе-зенитчпке. До сих пор свежи в памяти многих зенитчиков горячие бое­ вые дни 1942 года, когда фа­ шистские самолеты рвались к нашим военным об’ектам. Зе­ нитчики-краснознаменцы отра­ жали атаки. В этих боях Алек­ сандр Фролов показал свою бое­ вую зрелость, умение и отвагу. Батарея вела огонь по группе самолетов противника, пытав­ шихся бомбить наши об’екты. Ни разрывы бомб, ни сильный об­ стрел с немецких самолетов не лишили орудийные расчеты зе­ нитчиков хладнокровия и стой­ кости. Самолеты врага были ото­ гнаны. Но один из фашистских бомбардировщиков взял курс на батарею. — По штурмовику! — прика- еал командир огневого взвода сержанту Фролову. Прогремело несколько залпов. Самолет со свастикой задымил и рухнул на скалы.. С первых и до последних дней войны Александр Фролов коман­ довал орудием. На его зенитной пушке 4 звезды — свидетельст­ во того, что четыре немецких са­ молета сбиты огнем этого ору­ дийного расчета. Свыше 200 воздушных вражеских налетов отражено при участии Фролова. Бойцы орудийного расчета Фролова достойны своего воспи­ тателя: они умелые, дисциплини­ рованные артиллеристы. Воспи­ танники Фролова — старшие 'краснофлотцы Перов и Долга- нов — стали командирами ору­ дий и сейчас сами воспитывают молодых артиллеристов. За стойкость и мужество, про­ явленные в боях с немецко-фа­ шистскими захватчиками, сер­ жант Фролов награжден медаля­ ми «За отвагу» и «За. оборону Советского Заполярья». Бывалый воин сержант Фро­ лов, сроднившись е флотом, остался в зенитных частях сверхсрочно служить еще 3 года. — Я буду своп знания п опыт передавать молодым артиллери- стам-зенитчпкам, — решил «и и уже выполняет эту почетную за- V к) щ. дячу. Ф. ЗОРИН. ветераны Отечественной войны и молодо© пополнение Н-ской Краснознаменной подвод­ ной лодки. НА СНИМКЕ сл ев а с т ар о сл уж ащ и е старшина 1 статьи Н. Антонов, старшие краснофлотцы Н. Гребенников я Я. Лунин, старшина 2 статьи А. Царев; (с-права): молодые краснофлотцы А. Майоре*, В. Чеку леев, А. Кузнецов, П. Павлов и А. Данилов. Фото Г. Кресман. I Незаметная профессия Скромная и незаметная спе­ циальность минера стала военной профессией Анатолия Бобик с тех нор, как он из родного Еиева прибыл на Северный флот. Чего греха таить: не по душе она была ему первое время. «Хорошо бы быть комендором. Это на­ стоящее боевое, нужное дело, — думал он. — А тут яа тебе: за­ нимайся минами, тралами, ле­ бедками. Скучно!» В службе молодой краснофло­ тец не вырывался вперед, но и не отставал от других. Учился же Бобик упорно, совершенствовать свое мастерство не переставал. Приятели нередко видели его склонившимся над учебником. В походах он неизменно стоял на юте, иногда помогал боцману, ар­ тиллеристам. Суровое Баренцево море не баловало новичка. Анатолию при­ ходилось трудно первое время. Штормовые походы требовали большой выносливости. И с каждым годом кожа на руках Анатолия грубела, лицо принимало суровое выражение. Грянула война. А уже через две недели молодому красно­ флотцу пришлось участвовать в нервом жестоком бою с «Юнкер- сами». Из окутанных туманом сопок вынырнул вражеский разведчик и в ту же минуту расстаял в об­ лаках. Анатолий в это время стоял у кормового зенитного орудия, на котором значился установщиком прицела и целика. Далеко на берегу, в районе Западной Лицы, вспыхивали оранжевые огоньки: там шел бой. Но что это ? Анатолий прислу­ шался. Слух резанул какой-то приглушенный звук. Самолеты! Резкий сухой удар расколол воздух. Начался бой. Это было первое испытание нервов, вы­ держки, воли. Свиетящий звук повис где-то в вышине и словно замер. Се­ кунды тянулись медленно. Вдруг корабль вздрогнул и закачался. Над морем вырос седой фонтан, и почти в тот же миг по палубе застучали нули и осколки. «Юн- керсы» обстреливали корабль из п\шек и.пулеметов. * Ш На смену шести «Юнкер сам» прилетели еще три, а потом до­ пить. Анатолий Бобик с тру­ дом стоял на ногах. Рядом стонал тяжело раненый поднос­ чик боезапаса. Были и убитые. I А бомбы все сыпались и сыпа­ лись. Один из немецких самолетов был подбит и рухнул где-то за сопками. Но и корабль уже с трудом держался на воде. Отсеки его быстро наполнялись водой, а артиллеристы продолжали вести огонь. 380 снарядов выпустили в этом бою зенитчики. Свыше 80 бомб сбросил враг на корабль. В неравной схватке с врагом у минера Бобика родилось чув­ ство бесстрашия. Но все-таки в этом бою он участвовал как ар­ тиллерист. Придется ли ему вое­ вать как минеру? Лишь спустя много месяцев, когда тральщик конвоировал ка­ раван транспортов и минерам в течение всего похода пришлось бомбить морские глубины, обе­ регая транспорты от подводного врага, он понял, что скромная его профессия — не последняя в морском ратном деле... Тральщик без устали бороздил морские просторы, тралил фар­ ватеры, проводил конвои, вы­ полнял специальные задания. Анатолий Бобик креп и мужал, становился зрелым воином. Он дважды побывал в Арктике, по­ лучил звание старшины, £тал коммунистом и был назначен ру­ ководителем группы минеров. 5 сентября 1943 года в Бар­ ском море сигнальщик заметил на горизонте небольшое облако дыма. Еорабль полным ходом устремился вперед. Минеры, на всякий случай, приготовили глу­ бинные бомбы. Но, когда корабль прошел несколько миль, дым ис­ чез. словно видение. Сомнений быть не могло: вражеская под­ водная лодка, заметив опасность, ушла на глубину. Вдруг с мо­ стика раздался голос: — Перископ! Анатолий, не дожидаясь коман­ ды, сбросил несколько бомб. Его плотная фигура мелькала то у бомбосбрасывателей, то у мино­ мета. Еороткие распоряжения слышались поминутно. Еорабль развернулся, и новая серия бомб посыпалась за кор­ му. Прогремело шесть подводных взрывов. На поверхность всплы­ ли деревянные обломки, инстру­ ментальный ящик, огромное со­ ляровое пятно расплылось по морю. Подводная лодка была уничтожена. Впервые старшина группы минеров Анатолий Бобик испы­ тывал глубокое внутреннее удов­ летворение своей профессией, стал смотреть яд иге с уваже­ нием. Через месяц ему довелось снова испытать радость победы. На дно была отправлена вторая вражеская, субмарина. Это было как раз в разгар боев за Печен- гу- Много раз еще выходил тральщик в море. Не одну сотню бомб сбросил старшина Бобик. 230 транспортов провел корабль в базы. Минеры надежно охра­ няли их от нападения вражеских подводных хищников. Еогда война окончилась, для минеров началось самое горячее время. Они вышли в море очи­ щать от мин наши морские пути. 12 сентября минеры старшины Бобик вытралили 22 мины, 13-го — 16 мин, 14-го — б. Так рос боевой счет тральщика. Сейчас он дошел до 62 вытрален­ ных мин и 5 минных защитни­ ков. Старшина, отлично знающий свою специальность, ищет новые пути для сокращения сроков по­ становок трала. Однажды коман­ дир БЧ-Н старший лейтенант Симонов вызвал его с себе ■ сказал: — Знаете что, старшина? Да­ вайте тралить по-новому. — А как по-новому? — А вот как: сначала будете ставить буи, потом тралящие ре­ шетки, подбирая одновременно тралящую часть, я ватем депрес­ сор, стравливая одновременно тралящую часть. Сумеете? — Думаю, сумеем, — ответил Бобик и возбужденный тек, что наконец-то представился случай внести новшество в постановку трала, бегом направился к мине­ рам. В этот день тральный расчет корабля почти в три раза сокра­ тил время постановки трала. Еомандир дивизиона об’явил всем минерам благодарность. Так родился новый способ по­ становки трала, который освоила группа минеров под руковод­ ством своего командира. Этот метод сейчас стал достоянием минеров всего соединения. Скромная профессия принесла Анатолию Бобик большую славу. Он награжден орденом Ерасного Знамени, двумя орденами Отече­ ственной войны 2-й степени и двумя медалями. — Хорошии, храбрый моря£, умелый воин, — говорят па ко­ рабле о- старшине. 1 статьи Бо­ бик. Свою профессию он полю­ бил теперь всем сердцем. Старший лейтенант БУТИКОВ. З а вы сокое качес тво бо евой под готовки КАК НЕ НАДО ПРОВОДИТЬУЧЕНИЯ Несколько дией подряд лич­ ный состав батареи старшего лейтенанта Гайцук готовился к показательным химическим уче­ ниям. Цель этих учений состояла в том, чтобы показать орудий­ ным расчетам последователь­ ность дегазации материальной части, научить обращаться с химодеждой, обезвреживать от­ равляющие вещества, попавша*. на орудия и приборы. В назначенный день и час командиры орудий собрались на батарее старшего лейтенанта Гайцук. Е учениям, которые ш условиях мирного времени про­ водились впервые, пред*явля­ лись большие требования. Все ждали их с интересом. Вскоре в воздухе появились самолеты «противника». Их ата ка была успешно отражена. Но чере* несколько мкнут последо­ вало химическое «нападение». «Противнику» удалось вывеся из строя отравляющими веде* ствами некоторые орудия. Ерае- нофлотцы мгновенно привели а боевое положение защитну» одежду и приступили к частич­ ной дегазации орудий и огневом позиции. Артиллеристы работал! акку­ ратно и быстро. Их действ: м были последовательными, проду- маннымн. Можно было предпола­ гать, что учения пройдут успеш­ но, и сержанты других батаре! получат правильное представле­ ние о порядке дегазации. Одна» дальнейший ход учений был со­ вершенно неудовлетворителен. После сухой обработки по за­ ранее разработанному плану дол­ жна производиться полная дега- вация орудия младшего сержанта Малинина. Вместо того, чтобы начать дегазацию со ствола ору­ дия, младший сержант Малинин сделал наоборот. Он распорядия- ся дегазировать орудия с осно­ вания, где были замечены масхя* нистые капли, тем самым гру«е нарушив инструкцию. Протирку орудия после дега­ зации орудийный расчет Мали­ нина также начал неправильно. Ераснофлотцы протирали тольк» наиболее удобные места. Мали­ нин не сделал своим подчинен­ ным замечания, хотя внаи, чтв они поступают вопреки инструк­ ции. Еакие же это показательны* учения? Сержанты других бата­ рей ушли разочарованными. Оая папрасно затратили время, во получив никакой пользы и узнав лишь, как не надо проводить уче­ ния. И. ИВАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz