Краснофлотец. 1945, май.
Бесстрашный рыцарь воздуха 3 года назад дружная семья оталинских сокоддв-беверомор- цев потеряла обоего лучшего зрмандира я воспитателя дваж- цы . Ге£оя Советского Союза подполковника Бориса Ф еокти стовича О&фонова. Он погиб в Оою о превосходящим по силе врагом, охраняя с воздуха большой караван союзников, который следопал в Мурманск. В этой неравной схватке Сафо нов сбил три немецких само лёта. Верный сын русского народа, бесстрашный рыцарь воздуха Ворио Сафонов был непревзой денным мастером воздушного боя. Это качество наиболее пол но раскрылось в нем в дни т я желых испытаний, выпавших на долю нашей Родины летом 1641 года. В те дни мы услышали голос великого Сталина, призвавшего советский йарод грудью встать На защ иту Родины. — Когда приказывает Сталин, надо умереть, но выполнить приказ вождя! — говорил Сафо нов. Благородным стремлением до конца выполнить приказ вож дя была пронизана вся боевая жизнь этого замечательного воина-коммуниста. Д л я цего имя Сталина о зн а чало — победа. Он сраж ался за победу и видел ее даже в те суровые дни осени 1941 года, когда враг все дальше и д ал ь ше проникал в глубь нашей страны. Вот почему уже в пер вый день войны мы увидели на фюзеляже сафоновской машины простые и волнующие слова: «8а Сталина! Смерть фашиз му!» С этими боевыми при зы вами Борис Феоктистович Са фонов отправлялся в каждый боевой полет и возвращался победителем. Грозный счет героя На третий день войны Сафо нов в дерзкой атаке настиг не мецкого разведчика и точной очередью уничтожил его. Это был первый фашистский само лет, сбитый на Севере. Так Са фонов открыл свой счет мести гитлеровцам. Тогда-то и родил ся среди летчиков-северомор- цев лозунг: «Бить врага по- сафоновски», что значило — "бить наверняка, насмерть. Шел второй месяц войны, ко гда Сафонов совершал свой восьмидесятый боевой вылет. В этом полете группа северо морских истребителей встрети лась с фашистскими бомбарди ровщиками, шедшими на бом бежку наших военных об’ектов. З ав я з а л с я горячий бой. Сафо нов выбрал цель и до тех пор не прекращал атаки, пока вр а ж еская машина не врезалась в скалы. Это был .уж е шестой немецкий самолет, сбитый Са фоновым. «Большой день», — так н а звали североморские летчики 16 сентября 1941 года. Семерка советских истребителей, кото рую во згл авлял Сафонов, выле тела на патрулирование над линией фронта. Наши летчики скоро зам етили большую груп пу «Юнкерсов» под охраной «Мессершмиттов». Внезапно ударив по врагу , семерка Сафо нова з а в я з а л а бой с 52 немец кими самолетами . В первой жо атаке Сафонов сбил один «Ме-110». Вслед за ним другие L _ Б. Ф. Сафонов. североморские летчики сбили еще 5 немецких машин. Немцы растерялись и дали открытую радиограмму: «Окружены со ветскими самолетами. Истреб ляют». Возвратившись без по терь, Сафонов в тот же день снова вылетел на фронт. На этот раз атака североморцев была настолько стремительной, что «Юнкерсы» в панике побро сали бомбы в расположение своих войск и поспешили уйти. Сафонов уничтожил в этом бою еще два вражеских самолета, три сбили его товарищи. Д ень за днем рос грозный счет героя. З а 11 месяцев он сбил 25 немецких самолетов! Слава его вознеслась стреми тельно и ярко. Народ у зн ал его и высоко оценил. Он был в числе первых Героев Советско го Союза, получивших это з в а ние во время Великой Отече ственной войны. Оно было при своено ему 16 сентября 1941 года. А в январе 1942 года полк, в котором он воевал, был пре образован в гвардейский. Са фонова стали по праву н а зы вать первым гвардейцем Се вера. 14 июня 1942 года Сафо нову посмертно было присвоено звание дважды Героя Совет ского Союза. „Немца бить всем кулаком!" Постоянная забота Сафонова о совершенствовании боевого м астерства летчиков была ха рактерной его чертой, как ко- мандира-воспйтателя. Мне при ходилось не раз слышать от него такое высказывание: — Первейшая задача коман дира, если он действительно заботится о своих подчинен ных, — научить их в совер шенстве владеть боевой техни кой. Как известно, сам Сафонов великолепно знал боевую тех нику и по стоящ о требовал этого же от своих летчиков В напряженные дни боевой р а боты 1942 года Сафонов нахо дил время для того, чтобы вы звать отдельных товарищей на беседу и указать , им, что в их боевой подготовке не все бла гополучно. Так случилось, на пример, с летчиками тт. Семе- ненко и Кузичкииым, которые в первых воздушных боях, увлекаясь преследованием вр а га, отрывались от своих веду щих и действовали в одиночку. Сафонов об’яснил им просто: — Немца надо бить всем ку лаком! Значит, надо держ аться в группе и строго соблюдать дисциплину боя. Молодой летчик Иванов одно время небрежно относился к техническому состоянию само лета , не следил з а его вооруже нием, полагаясь во всем на ме хаников и оружейников. Об этом узнал Сафонов. Собрав всех молодых летчиков, он с к а зал : — Вот я, к примеру, тоже уважаю и ценю и своего меха ника самолета, и оружей ника. И все-таки, хоть я им и полностью доверяю, тем не ме нее, всегда сам провожу при стрелку и проверку вооружения на самолете. И каждый летчик должен это делать , если он хо чет, чтобы оружие работало безотказно и точно. Цель одна победить! Сафонов самым вниматель ным образом следил за своими питомцами и учил их искус ству бить врага наверняка. Припоминается такой случай. После одного жаркого воздуш ного боя летчик Животовский явился к Сафонову с докладом: — Вел воздушный бой с «Ме-109». Выпустил несколько очередей с дистанции 300—350 метров. Самолет гтротивника пошел к земле с резким сниже нием, но падения наблюдать не удалось. Немец сбит предполо жительно. Па своей машине имею 8 пробоин. Посадку произ вел благополучно. Животовский, повидимому, рассчитывал, что командир по хвалит его за успех в бою. Он считал, что пробоины на само лете — лучшее доказательство его мужества и отваги. Но Са фонов посмотрел на дело иначе. — Идемте к самолету! — ска зал он Животовскому. Осмотрев только что вышед шую из боя машину, Сафонов заметил: — В воздухе надо быть осмо трительным, а вы еще не на учились распределять свое внимание по всем секторам. Посмотрите — все пробоины на ходятся со стороны задней сферы, — значит «стодевятый» заходил в хвост и стрелял без наказанно и только случайно немец не сбил вас. А то, что вы вернулись, несмотря на та кие пробоины, надо целиком отнести за счет отличного ка чества советских самолетов. Ошибка ваша в том, что вы дб- пустили немца к хвосту и, по видимому, не заметили, когда он вел огонь. Так воевать нельзя! — сделал Сафонов краткое заключение. Какое значение придавал Са фонов осмотрительности летчи ка в воздухе, показывает при мер и с истребителем Орловым, ставшим впоследствии Героем Советского Союза. Как-то еще в самом начале войны Борис Феоктистович спросил его: — Ну как, Павел Иванович, научился смотреть? — Вижу неплохо! — А заднюю пятку костыля видишь? — улыбаясь, спросил Сафонов. Орлов задумался. — Значит, еще не умеешь распределять внимание в воз духе, — заявил Сафонов. Так умной шуткой Сафонов нацеливал летчика на отра ботку одного из важнейших ка честв истребителя — осмотри тельности в воздухе. Сафонов настойчиво добивал ся, чтобы летчики научились бить немца наверняка, превос ходством своего мастерства и маневра. Он говорил: — Помни, что враг бежит, если ты смело идешь впе ред, если ты полон презре ния к смерти, если ты не зна ешь никакой другой це ли, кроме одной — победить. Прямота, справедливость Кристальная честность и справедливость в каждом деле, даже в мелочах, была неот'ем- лемой чертой Сафонова, как командира и воспитателя. Он органически не мог переносить даже мельчайшего проявления лживости и особенно был не примирим, когда дело шло о выполнении приказа коман дира. Однажды летчик-истребитель Савин, возвращаясь из боевого полета, произвел посадку рань ше своего ведущего, летчика Покровского. Сафонов заметил это грубое нарушение летной дисциплины и сразу, же потре бовал об’яснения от Савина. — Забарахлил мотор, — пы тался оправдаться летчик. — Неправда! — резко оборвал его Сафонов. Действительно,. Савин перед самой посадкой дважды лихо пронесся на бреющем полете над самым аэродромом, желая блеснуть перед товарищами своим летным мастерством. В присутствии всех летчиков части Сафонов разобрал случай с Савиным и наложил на него строгое взыскание не Только за нарушение летной дисциплины, ни и за попытку скрыть правду от командира. Вот другой случай, показы вающий глубокую принци пиальность и справедливость Сафонова. Группа наших лет чиков провела воздушный бой» Один из летчиков, докладывая об этом Сафонову, вакончил так: — Сбитый самолет следует записать мне. Сафонов возмутился. — Больше скромности! — сказал он летчику, — нельзя быть таким «единоличником». Самолет, сбитый в групповом бою, был записан командиром на всю группу летчиков. В первые дни войны один летчик допустил несколько на рушений летной дисциплины. В полете он отставал от груп пы, совершал посадкУ раньше ведущего. Однажды ему при шлось вернуться ив полета только потому, что у машины не убиралось шасси. Сафонов был крайне недоволен поведе нием летчика. Он вызвал его к себе и сказал: — Если вы будете отставать от ведущего, раньше времени и без приказания командира производить посадку или по вашей невнимательности снова не уберется шасси, то пощады от меня не ждите. Прошло только 4—5 дней после этого разговора, и летчик вернулся из полета, одержав свою первую победу. Как рае в этот день трудящиеся Мурман ска поднесли Сафонову боль-_ шой букет цветов. Й Сафонов передал этот букет отличивше муся летчику, горячо поздравив его с первым успехом. „Сделано по-сафоновски! *1 Сафонов был требователен, но надо было видеть, как з а ботился он о каждом летчике! Когда кто-либо совершал вы нужденную посадку, Сафонов нередко сам вылетал к нему на помощь или же немедленно посылал самолет с питанием, одеждой и техническими при надлежностями. Он не уходил отдыхать до той поры, пока не были приняты все меры по мощи. Сафонов вел трогательную перетгиску с семьями своих пи томцев. Обрав Сафонова живет в па мяти североморцев, как обрав благородного рыцаря воздуха, бесстрашного воина и патриота своей любимой Родины. Имя Сафонова, его славные дела служ ат летчикам примером преданности партии Ленина Сталина. Всякий pa3j когда сталки ваешься в раооте с трудностя ми, невольно задаешь себе во прос: «А как бы сейчас посту пил Сафонов?» И бывало, когда, летчик воз вращ ался на аэродром с побе дой, товарищи встречали его приветственными возгласами: — З а это похвалил бы Сафо нов! Слова эти звучат для северо морских летчиков, как высокая награда. И сейчас, желая по хвалить хорошую работу л ет чика, механика, оружейника, у нас говорят: — Это сделано по-сафонов ски! Гвардии подполковник Ф. ПРОНЯКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz