Краснофлотец. 1945, май.
г ■ш ШСНОШЮФС1СИЕЧТЕНИЙ ачием ю дыхания. С момента рождения человек непрерывно дышет, поглощая из воздуха необходимый ему для поддержания жизни кислород. Этот процесс длится в течение »всей жизни: с последним вздохом наступает смерть. В нормальных условиях здоро вый человек дышет «автоматиче ски», без усилий. В «среднем он делает в минуту 18 вдохов. Каж дый раз при ©там он вбирает в легкие около 600 куб, см. воздуха, (т. е„ грубо говоря, около полу- литра). Количество небольшое. Но уже за одни сутки, таким образом, проходит через легкие человека 13 кубических метров воздуха. Сле довательно человек, достигший пятидесятилетаего возраста, вдох нул и выдохнул за свою жизнь около двухсот тридцати шести с половиной тысяч (236520) куб. метров воздуха или по весу око ло 305 т. Чтобы перевезти такой груз, надо полностью нагрузить 19 железнодорожных товарных ва гонов. ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН Дыхание необходимо для жизни всех живых существ и на земле и в воде. Дышат и растения, погло- щаиощие из воздуха углекислоту и выделяющие в него кислород, необходимый для дыхания людей и животных. Дыхание поддержи вает (жизнь и обеспечивает но рмальное течение тех процессов в организме, которые служат нако плению массы (стела») живогс существа и растения, употребляе мого человеком в пищу. Без ды хания и без воздуха не было бы жизни в ее теперешних, привыч ных на>м формах. то под прямыми лучами Солнца днем было бы нестерпимо жарко; температура превосходила бы 100°. Ночью же наступал бы сильней ший мороз, ниже — 100°. Таким образом^ в течение однйх суток температура менялась бы яа две сти с лишним градусов. Смягчение резких колебаний температуры производится земной атмосферой. Она легко пропускает тепло с -прямыми солнечными лу чами, нагревающим'» земную по верхность, и почти полностью за.- держивает тепло, идущее от Зем ли в мировое пространство. 'Воз дух играет роль как бы «одеяла», окутывающего Зешгю и сохраняю щего ее тешго. Дождь, снег, град, ветер Почему небо голубого цвета? Мы любуемся нежным голубым цветом неба, яркими золотистыми или багряными вечерними зорями, богатством нежных красок ъ пред рассветные часы. Все эти явления обязаны своим существованием земной атмосфере. Без нее мы ви дели бы на черном небе лишь сле пящий огневой диск Солнца. Ночь наступала бы и кончалась мгно венно, с последними и первыми лучами Солнца. Сейчас днем свет ло не только под прямыми лучами Солнца, но и в тени или в комна тах, куда не проникают солнеч ные лучи, например, с окнами, об ращенными на север. При отсут ствии же атмосферы было бы ос лепительно светло только под прямыми лучами Солнца. В тех же местах, куда они не проникают, царили бы мрак и темная ночь. Голубой цвет неба, вечерние и утренние зори, освещенность не под .прямыми лучами Солнца — все это вызывается действием земной атмосферы, рассеивающей солнечный луч и как бы разбива ющей один мощный поток света на миллионы мелких лучей, иду щих по всем направлениям^ Воздушное „одеяло" Если бы не было атмосферы, то наш климат не был бы столь по стоянным, как сейчас. Даже в Си бири, где колебания температуры от лета к зиме больше, чем в дру гих местах земного шара, величи на их не превышает 90° (-+-30° ле том, — 60° зимой). В Европейской части Союза колебания умень шаются до 50°, а в Западной Ев ропе — до 20°. Но здесь речь идет о разности между самой высокой температурой воздуха летом и са мой низкой зимой, т. е. о колеба ниях температуры в течение всего года. Если бы не было атмосферы, Статья профессора Б. Л. Дэердреевского печатается с небольшими сокращениями. Пол ностью статья будет напечатана в г№ 4 журнала Академии Наук СССР «Наука и жизнь». Наконец, атмосфере мы обязаны всеми явлениями, обвиняемыми общиле названием—погода. Закры вающие Солнце легкие прозрачные облака, преграждающие путь сол нечным лучам сплошные серые об лака, набухшие, темные «свинцо вые», низко нависшие над землей, облачные массы, выпадающий из них дождь или снег, град, грозы, ветер умеренный, продувающий и «вентилирующий» города* или сильный, вырывающий огромные деревья ураган — все это рож дается в атмосфере, обязано своим происхождением ее существова нию. Мы, постоянные свидетели этих явлений, привыкаем к ним с дет ства и вряд ли отдаем себе ясный отчет об их масштабе. Вот не сколько характеризующих цифр. Относительно небольшой дождь в наших широтах дает на один, гектар до 4—5 тыс. ведер воды. При ливнях в тропических странах в течение одной только минуты иногда выливается до 20 тыс. ве дер воды на гектар. В среднем на всем земном шаре ежедневно наблюдается свыше 4 тыс. гроз. Нередко они сопровождаются гра дом. Град выбивает посевы, ло мает ветви деревьев, убивает скот, пробивает крыши и пр. Подсчет силы всех ветров, дующих на тер ритории СССР, показал, что их энергия превышает 75 проц. всех остальных источников энергии — водной, каменного угля, торфа и пр. Накопление опыта и знания, раз витие техники позволил^ челове честву в огромной степени осво бодиться от зависимости от пого ды. Конечно, и сейчас для посевов нужны дожди, тепло, солнечный свет и сейчас мореплавателю вре дит туман, опасен шторм, слякоть и ливни мешают нормальной рабо те транспорта. Но сейчас человек не беспомощен перед слепыми силами природы, не чувствует не отразимости происходящего, а вступает с ндаги в борьбу. Спе циальная обработка почвы, снего задержание или. наоборот, усиле ние стока, высев засухоустойчи вых или морозостойких семян, вы бор сроков посевов и многие дру гие мероприятия обеспечивают хо роший урожай несмотря на небла гоприятные условия погоды. Точ но гак же и во всех остальных областях мы имеем способы и воз можности, позволяющие бороться исблсгсприята ыъги условиями погоды - & полнее использовать благоприятные. Эти возможности получены путем изучения атмос феры, ее свойств и происходящих в ней явлений. Занимается таким изучением специальная наука, ко торая называется метеорологией. Как изучают воздушный океан Изучение атмосферы произво дится давно, повсеместно и регу лярно. Десятки тысяч метеороло гических станций на всем земном шаре непрерывно следят за пого- Доктор фнзяко-математических наук профессор Б. Л. ДЗЕРДЗЕЕВСКИИ. дой и измеряют величины, харак теризующие состояние атмосфе ры: ее теш!ературу, влажность, силу и направление ветра, количе ство и вид облаков, количество Бывавшего дождя и снега и пр. Эти сведения тотчас же анализи руются к на их основании делают ся выводы и заключения о харак тере погоды я ее предстоящем из менении. Метеорологические наблюдения издавна проводились вблизи от поверхности земли. Здесь изме ряется температура -воздуха, ве тер, влажность, «хжгчество выпав ших на поверхность земли осад ков. Легко понять, что эти наблю дения неполностью характеризу ют состояние всего воздушного океана. Поэтому метеорологи давно стремились получить также сведе ния из более высоких слоев ат мосферы. Некоторые возможности в этом направления дают облака. Они прекрасно характеризуют со стояние атмосферы не только на том уровне, где находится обла ко в данный момент, но и от по верхности земля до облака. Для получения непосредствен ных данных о высоких слоях ат мосферы строят горные и высоко горные станции. Некоторые из ность использовать все самые сложные инструменты. К числу недостатков принадлежат те ис кажения атмосферных явлений, которые всегда неизбежно связа ны с влиянием самих гор. Таким образом, в этом случае не дости гается основная цель — получе ние представлений о состоянии воздушного океана. Поэтому ме теорологи построили рад прибо ров, позволяющих получить необ ходимые сведения ш верхних слоев атмосферы непосредственно. Для того, чтобы узнать, какой ве тер дует на разных высотах над землей, в воздух выпускается небольшой резиновый шар, напол ненный водородом. Наблюдая с земли специальными приборами за положением такого воздушного шара (его называют шар-пилот), определяют направление и ско рость ветра на разной высоте. Но этот способ дает возможность по лучить сведения только о ветре. Этого, конечно, недостаточно. По этому к таким шарам, несколько большим, чем шары-пилоты, под вешивают специальный приборчик, записывающий температуры и влажность воздуха и давление ат мосферы на разных высотах. Под нимаясь до большой высоты, воз душный шар разрывается, и при бор на парашюте невредимым спу скается на землю. Неудобство этого метода за ключается в том, что ветер может далеко отиести прибор и он может затеряться —■ упадет в болото, в озеро или в так*их местах, где его туры, влажность и давление, по мещают миниатюрный радиопере датчик, который непрерывно по сылает свои сигналы на землю Легко понять, что, используя такой «радио-зонд», мы имеем возмож ность сразу же получать все не обходимые сведения о состоянии атмосферы в момент полета при бора. Использование таких радио зондов регулярно и в больших масштабах было впервые начато в Советском Союзе и именно у наг получило большое распростране ние. Недостатком, общим для всех перечисленных методов, является отсутствие участия человека в на блюдениях. Как бы хорош ни был прибор, он «может механически за писать только те элементы и те явления, для которых он построен Это, конечно, мало. Поэтому уже давно ученые стремились проник нуть в атмосферу до возможно- большей высоты. Развитие авиации, изобретение новых типов самолетов позволило их широко использовать для ис следования атмосферы. В настоя щее время самолеты применяются вэ всех центральных метеорологи ческих учреждениях и позволяют очень быстро получать подробное и «полное наблюдение. Но и на самолете регулярные под’емы про изводятся до высоты 7—в км. к, только в отдельных случаях до 12—14 км. Чтобы проникнуть ещ* выше, были применены стратоста ты. Это — тот же воздушный шар, только во много раз больше обыч ного аэростата и снабженный гер метически закрытой гондолой. Ряд технических приспособлений по зволяет находящимся в гондоле наблюдателям не испытывать больших неудобств при под’еме в высокие слои и производить на этих высотах наблюдения. Максим малыная высота, достигнутая стра-* тостатом, —*22.066 км. Однако, и эта высота срав нительно невысока. Глубина воздушного океана На какую же высоту нам нужно рассчитывать свои приборы? Как высоко простирается атмосфера, какие явления на больших высо тах заслуживают нашего внима ния? Это мы сейчас и постараемся рассказать. Но так как непосред ственных наблюдений, как следует из предыдущего, на этих высотах нет и все способы, какими мц получаем наши данные, являются косвенными, то и выводы в зк чительной части являются только предположениями. Какова же в самом деле высота воздушного океана? Нас интересует «физическая» или «метеорологическая» высота, т. е. та высота, где воздух еще имеет заметную плотность и в нем происходят заметные для нас яв ления. Если бы воздух на всех высотах имел одинаковую плот- ность, то высота земной атмосфе ры достигла бы всего 8 км. Но так как плотность воздуха резко падает с высотой, то высота а мосферы значительно больше. О определена в 1—2 тыс. км. Дальше мы укажем, к ' зом эта величина бьт Но для этого и,м ся " этих станц й находятся яа очень большой высоте — около 5 тысяч метров, например, на Эльбрусе, на леднике Федченко и т. д. Наблюдение яа горах, обладая лоложтпельнши достоинствами, имеет также недостатки. К пер вым относятся постоянство и ре гулярность наблюдений, воезмож- смогут найги не скоро; он мол пролежать под снегом всю &fu или попасть под сильный дождь и записи будут испорчены. Поэтому ученые для этого де воспользовались достижения* радиотехники. На таком воздуи ном шаре вместе с прибором, с считывающим величины темперо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz