Краснофлотец. 1945, март.
ašcrJUope-lMfofaMyjJeeOrm* Ш т о р м I I Тторм усиливался. Огромные *-*-»вальг со всего размаху пада ли на корабль, катились по палу бе, ударялись о рубку и, перехло пывая черев мост®;, тяжадо па дали где-то на ®о,рме. Все вьгло, грохотало, звенело, стонало. Ко рабль а моряки вели едшнобор- щтво о разбушевавшейся стихией'. Шторы уже язрлДно потрепал небольшой корабль: черев Полу клюзы и маленькую пробоину вы ше ватерлиния вода залила фор пик. Она распространилась в погреб я затопила его. Корабль ямел значительный диферент на Нос и зарывался в волны. Молодой рулевой краснофлотец Михаил Черпаков сменился с вахты я, спустившись в кубрик, ве раздеваясь, прилет на зачех- яе'нную брезентом койку. Несмот ря на усталость, он не мог ус нуть. В борт, KaiK кувалдой, били волны. Корабль сильно кренился, я Чернакову то и дело приходи лось удерживаться, чтобы не вы бросило из койки. Скоро каша увеличилась. Со шкафа сорвался чайник и, гремя, покатился к другому борту. За ним полетели две миски. Кто-то из моряков бросился их подни мать, но следующая волна на креняла корабль на другой борт, я Краснофлотец полетел в угод; ударился обо что-то твердое го ловой, крепко выругался, по, поднявшись, снова стал подни мать посуду. «Изменили курс»— подумал рулевой. Кто-то крикнул в кап: — Черпаков, в румнельное на руль! Мигом родилась догадка: «Зна чит, что-то неладное там». Руле вой быстро поднялся с койки, н-атянул потуже пташку я, тороп ливо запахивая шубу, решитель но поднялся на верхнюю палубу. (Было тем!но. Холодный поры вистый ветер ударил в лило. Мо ре огромным черным медведем рычало я бросало корабль. Ру левой, Наолцупь перебегая от пушки к Стеллажам глубинных бомб, хватаясь за обледенелое железо, добрался до капа в рум- нельное. Оп открыл его и одной йогой ступил на трап, но в этот момент большая волна накрыла его и столкнула вниз. Черпаков шлепнулся в воду, осмотрелся. В полуосвещенная отсеке рушельиого было по ко лона воды. Она .плескалась, гуде ла, как в большой жестяной ко робке. Около штурвала склонился командир отделения электриков старшина 2 статьи Павел Иевлев. — Надо временно перейти на ручное! — крикнул он в теле фон. — Рулевой там? — послышал ся в трубке голос командира. — Здесь. — Перейти на ручное! — Есть! — ответил Иевлев в переключил кулачковую муфту. Черпаков, хлюпая по воде са погами, приблизился к штурва лу, взобрался одной ногой па мо-, тор, другой — на переборку и ухватился за. большое колесо штурвала, ожидая приказаний с мостика. В румпельном отделении С коро в румпельное спусти лись командир отделения ру левых старшина 2 статья Алек сандр Попов и строевой, исполня ющий обязанности рулевою, Ти мофеев. Оба они были мокрые. По пов находился в рубке, когда элек трическое управление вышло из огроя. Он схватил шлюпочный компас и побежал в румпельное. В районе трубы его накрыло вол- Устремилась вода. Она попала на горячие паровые грелки. Кубрик наполнился плотными клубами пара. Трудно было дышать, но Мартюхия, взобравшись по тол пу, закрыл люк и для прочности забил задрайки резинкой. Течь прекратилась. Но по паелам с шумом продолжала носиться вода. От грелок поднимался пар. В кубрике становилось, как в парной. Мартюхия взял ключ, снял среднюю паелу, и вода с шумом устремилась в трюм. Сргзу пе рестали парить грелки. Пар на логе повисли ка Вой, обило с шг и потащило за борт, Однако он ycnq^ уплатить- чал конденсироваться. На тен ей свободной рукой за стойку, ............... ©вделавшись легким ушибом, да при падении погнул коробку ком паса, который все же не выпус тил из рук. Попов выжал мокрые портян ки, переобулся и стал искать ме сто, где бы 1 южно было укрепить компас. Не найдя такого места, он взобрался на груду мешков и ящиков, установил компас на свои колти и начал командовать рулевым Чернакову и Тимофееву, которые расположились у штур вала. Волна била в корму, припод нимала ее и забрасывала то впра во, то влево. Сейчас рулевые особенно ощущали всю сложность и трудность управления. Когда волна ударяла в перо руля, тре бовалось немало усилий, чтобы удержать штурвал. •Скоро Попов поставил компас в с.тороЬу, его показания были неточны. Командир приказал уп равлять по путевому компасу. Так в полузатопленном рум пельном трое рулевых простояли больше пяйги часов. Когда Иевле ву удалось устранить неиаправ- ноють, один из рулевых перешел на электрическое управление, 'а другие пошли отд£гхать. Но пе редышка была недолгой. Восемь часов в отсеке \Л олодой I V ! rnTTWtfW краснофлотец Мар- тгохйг сменился с вахты я сошел в 'носовой кубрик пере одеться. Спустившись в отсек, он уже не мог (выбраться nai верх нюю палубу. «Пережду-, — по думал он. Над головой грохотали волны. Сильным ударам волны сбило задрайки. 'B раскрытый люк кахТ 'на п5Я1Г) пельки воды.] Так Мар-Аохин прождаг не сколько часов. На верхней палу бе попрежшему грохотали волны, за бортом билось море. Тоска одиночества начинала грызть мо лодого краснофлотца. Он попы тался вызвать акустика Шесто- оалова, взобрался на верхнюю койку, приложился к вентиля ционной трубе и позвал прияте ля. Но ответа не получил. Иных способов связи с другими отсе ками у него не было. Он решил ждать, снял мокрую обувь л ос новательно закрепился на ниж нейкойке. В кубрике началось похолода ние. Остыли-грелки, и на пере борках образовался лед и иней. В воздухе стояла холодная, про низывающая до костей сырость. Сколько прошло времени, Мар- тюхин не имел представления. Оторванный от корабля и от лю дей. он не з'нал, что происходит в других отсеках и наверху. Вдруг Мартюхйну показалось, что броски корабля становятся меньше, да и водны все реже и реже грохочут по палубе. Ко рабль изменил курс. Мартюхиш, не теряя ни минуты, даже не успел одеть сапоги, бросился к капу и, выждав момент, открыл (его и выпрыгнул наверх. Босы ми ногами оя ступал на обледе нелую палубу. На море еще про должался шторм, л корабль, как большая белая льдйна, одиноко /раскачивался на волнах. Жомен- дор стремглав бросился в кают- компанию, где он застал акусти ка Шестапалова. Здесь он со грелся, новеселел я ожил. С удивлением Мартюхин узнал, что в своем затчхзеНии он находился восемь часов. Борьба за жизнь 11 Тторм продолжался уже много *■ * * часов. Кроме воды, которая проникала во все отсеки, была и другая опасность Ударнл сильный мороз. Ко рабль, как панцирем, покрылся сплошной, ледяной корой. Каж дый понимал, что этот панцырь губителен для корабля, что он уменьшает его остойчивость и в конце концов может привести к гибели. Тонны льда лежали на палубе, на мостике л орудиях, па прибо рах. Мачта, как огромный бере зовый столб, высилась над мо стиком. Антенна толстым белым У \ тросом повисла над палубой. Между тем на радистов возла галась большая надежда. Корабль почти целые сутки двигался, не имея точного определения. На баке под ударами волн и от тяжести льда согнулись леерные стойки, волной сбило дверцу с башни орудия, сшибло колпаки, прикрывавшие прицелы. От на мерзшего льда корабль получил крен на левый борт до шести градусов. Наконец антенна не выдержат ла. Она лопнула под тяжестью льда. Радист старшина 2 статьи Кульков со своим подчиненным Тарасовым закрепил ее на фале, и снова связь стала работать. Командир капитан-лейтенант Андреев приказал облегчить ко рабль. И моряки, стоявшие вах ту, снова поднялись на палубу, вооруженные ломами и лопата ми. Работали все. начиная от командира и кончая юнгой Афа насьевым. Рискуя жизнью, мат росы взбирались на вьюшки С тросом, чтобы дотянуться до руйюи, и работали от наката1до наката волны. Комендор-автоматчик, кра сно- флотец Шкатин стоял на вьюшке с тросом, обивая стенку рубки, когда кто-то из работающих крикнул: — Полундра! Краснофлотец лать движения, хватила его, сбросила с вьюшки и увлекла за собой. Комендор успел ухватиться за стойку и, когда волна укатилась дальше, поднялся с палубы и снова взо брался на вьюшку и принялся за не успел сде- как волна под- свое дело, как будто ничего о ним я не случилось. Под ударааав ломов я лона* корабль быстро освобождался «то льда. Но не успевали коряк* покончигь работу, как на баи уже снова горбился ледянойпан цырь, Люди сменялись. Череа каждые два-три часа выходил* снова на палубу. Родная земля К ругом «была ночь х серое оК пены море. Не одна пава зорких матросских глав всматри валась в темноту в надежде уви деть вемлю. Сигнальщики старшина | стать® Смолин л краснофлотец Тугашца посменно весь поход стояли па мостике. И каждый .раз, когда командир спрашивал их: «Сигнальщики, чего види те?». — был один ответ: — Ничего не видно, товарищ командир! На следующее утро шторм на чал утихать. Крупная зыбь ка шлась по морю. И на ней оди нокий, белый ото льда, с дифе- рентом на нос, двигался неболь шой корабль. Па мостике и око-1 ло орудий застыли черные фигу ры моряков. Это вахтенная сме на. Это люди, которые, ночь» одержали большую победу: спас ли корабль. Сигнальную вахт*у нес стгр* шина 2 статьи Омолян. Оя вни мательно вглядывался в дале кую черту горизонта, туда, гда должен показаться берег. Хоте лось поскорее добраться до ба зы, обогреться, обсохнуть, выс паться, залечить раны, нанесен ные штормом, а там снова вмора. На мостик вое чаще поднимал ся командир корабля капитан- лейтенант Андреев. *— Ну как берег? — спра шивал он. — Не видны. — отвечал* утомленные сигнальщики. Во вот яигяалыцик Смолин, всматриваясь вдаль, просиял ■ радостно крикнул: —• Земля! — Земля, земля! — проката лась по кораблю радостная весть. Моряки кыходили>з лириков * глазами, покрасневшими от соле ной воды и бессонницы, вгляды вались в узкую темную полоску на горизонте. То, что претерпели морякж в эту ночь, иным не при ходилось претерпевать иногда к за долгие годы плавания на море. Поэтому и понятно, как дороги были для каждого моряка эти да лекие серьге сопки. Скоро до слуха долетели вву- ки сирены. Рулевой направил корабль на звук. Через несколь ко часов приблизились к берегу. Корабль подходил к родной базе. Так североморцы правят служ бу в суровом Баренцевом море. Оно закаляет и воспитывает му жественных советских моряков. В. ПОПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz