Краснофлотец. 1945, март.

ПРИВИВАТЬ ВКУС . К ПОЛИТИЧЕСКОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ Вместе с каддзд.атшги парпт группу занятий по изучению н»с- торшг ВКП(б) посещают и мно­ гие молодые коммунисты. К уче­ бе все относятся с интересом. Большинство наших молодых комматнист-ов вступали в партию •в боевой обстановке, и серьезно подготовить себя в тм'итиче- окш отношении они тогда не име­ ли 'возможности:. Йот почему сей­ час товарищи с большим рве­ нием взялись за учебу. Многим, конечно, нелегко. Называется слабая подготовка. Взять, наиример, тг. Нефедова и Злобвша. Оли имеют обра.чява’ние в^го четыре класса, историю партии раньше не изучали. Что­ бы помочь таким товдршдем, наша партийная организация прикрепила1 к ним грамотных к.;*ч'*унистОв. Среди слушателей выделяются актппнюсть® кандидаты партии тт. Дьякушин, Рыбалко, Кастры- 5ин. Они на каждом занятии выступают, не только задают во­ просы руководителю, но и помо­ гают разрешать их. Эти товари­ щи как бьг составляют актив руководителя, его опару. Занимаемся мы два раза в ме­ сяц, как это и предусмотрело по плану. По, помимо этих плановых занятий, мы собираемся еще для более глубокого научения отдель­ ных вопросов темы. Проведи, на­ пример, специальное занятие, на котором изучили статью Е. Яро- сла'ваюою о группе «Оевобожде- ятя труда». Такое же дополни­ тельное занятие провели для из­ учения статьи товарища Сталина «Класс пролетариев и партия! пролетариев». Эти дополнитель­ ные занятия способствуют более глубокому уювоигию программы. Они возникли но инициативе са­ мих слушателей, и товарищи по­ сещают их с большой охотой. В перерывах между занятиями кандидат* партии и молодью коммунисты много работает са­ мостоятельно. Коммунист Оинсигь- щиков, изучая пернув* гдаюу «Краткого курса истории ВКП(б)», црочел книгу академи­ ка Тарле «Крымская война». Художественную и историческую литературу читают почти все слушатели. В этом большую по­ мощь ававьиваег библн<лчжарь нашей части т. Иванов. Он ста­ рается о*бвйпеч!Игь слушателей группы теми книгами, которые необходимы по ходу занятий. Посещаемость ганятяй у вас стопроцентная. Цедьояиайвать nta одного слушателя, который недо­ бросовестно относился бы к уче­ бе. А почему? Я думаю, потому что, во-первых, товарищи заин- торесойаяы в повышении йвюих знаний, приобрели, как мы го­ ворим, виус к шлкгичеокюму самообразованию. А, во-вторых, контроль со стороны парторгани­ зации. Парторг т. Канет постоян­ но следит, как кавдидаты посе­ щают занятия. В этом отношении большую помощь оказывает так­ же командир подразделения лей­ тенант т. Макаров. Откликаясь на статью г. Суч- кина, многие руководители заня­ тий на страницах газеты «Крас- нофлогец» ставят вопрос о необ­ ходимости усилить помощь, глаЬ- ным образом методическую, ру- иоводителйм занятий. Г+ю пра­ вильно. Помощь нам нужна. Я вот, напримор. пока что дела*» все так, как могу. А. может быть, есть лучшие формы учебы? Об этом хотелось бы узнать. Мне кажется, что ад мешало бы выпустить на флоте методи­ ческие разработки занятий с кандидатами партии. Это хорошо помогло бы руководителю. Руководитель группы занятии с кандидатами ВКП(б) А. ПАПУШИН. Гений русской науки Почему плохо работает комсомольская организация Комсомольская организация нашей батареи охватывает почти половину личного состава. Мож­ но назвать многих комсомольцев, которые своим личным примером воспитывают молодых красно­ флотцев. Вот. например, тт. Цветков, Ураэов, Мезенков, Зуев, Перменов. Они ■— отличники боевой и политической подготов­ ки, показывают пример дисцип­ лины. организованности и по­ рядка. Но, к сожалению, есть у нас и такие, кто не только .не служит образцом, а, наоборот, плетется в хвоето несоншой молодежи. Ком­ сомолец Озарнин недавно всту­ пил к пререкания со старшиной батареи, позволил себе нагрубить командиру, за что получил дис­ циплинарное взыскание. Прошло несколько дней, Озарнин допу­ стил еще более грубое наруше- иие дисциплины. Парушиюлями дисц.ипдиньг являются такжо комсомольцы Сысоев к Кабылин. Эти факты говорят прежде всего о недостаточной воатта- тельиой работе комсомольской ор­ ганизации. Причины легв» уви­ деть, если поинтересоваться дея­ тельностью комсомольского бюро. Всю работу взвалил на свои пле­ чи комсорг тов. Сотников. Рабо­ тает он иного. Но разве один че­ ловек в состоянии сделать все? А члены бюро стоят в стороне. Особенно это надо сказать о т«в. Найденкюве. Комсомольские соб­ рания и даже заседания бюро оп посещает нерегулярно, никакого поручения не имеет и но сущест­ ву членом бюро числится лини, формально. Не в этом ли причины тех серьезных недостатков, которые есть в комсомольской организа­ ции? Младший сержант И. ДУБИНА. По-деловому взялись за учебу Недавно в парторганизации, где парторгом т. Лазарев, было про­ ведено собеседование коммуни­ стов. Тема собеседования — до­ клад товарища Сталина от 6-го ноября 1944 года. Здесь можно было наглядно увидеть, насколько улучшилась работа по идейно-политическому воспитанию. В собеседовании ак­ тивное участие приняла молодой коммунист тов. Горшков и гое. Бояршинов. Раньше они все высту­ пали, а теперь содержательно рас­ сказали о больших и важных во­ просах. Объясняется это тем, что, выполняя решения партактива Се­ верного флота, коммунисты по.-де­ ловому взялись за политическое самообразование. Сержант Т. АГЕЕВ. Замечательный творец радио Алексаадр Степанович Попов при­ надлежа к числу тех выдающих­ ся людей, которые составляют славу и гордость русского народа. Его жизнь — научный подвиг, пример бескорыстного служения и глубокой преданности Родине. А. С. -Попов родился 16 марта 1859 года на Северном Урале в рабочем поселке Туринские руд­ ники, Верхотурского уезда. Уже с ранних лет любознательный мальчик стал увлекаться техни­ кой, поражая овоей сообразитель­ ностью инженеров (местного меде­ плавильного завода. Первоначальное образова­ ние Попов получил в Дол­ матовском духовном учили­ ще и в Пермской семинарии. Однако духовный сан Попов решительно отвергает и осенью 1877 года поступает на первый курс физико-ма- тематичеокопо факультета Петербургского университе­ та. В те годы в России за­ рождалась электротехника, проводились первые опыты электрического освещения. Вопросы [фактического при­ менения электричества - очень интересовали Алек­ сандра Степановича. Зани­ маясь в университете, он стал одновременно работать на одной из первых элек­ тростанций Петербурга в ка­ честве монтера, принимал участие в оборудовании элекгрического освеще iсия на Невском проспекте, на одной из выставок в Михай­ ловском манеже к т. д. В 1882 году Попов окончил университет и был оставлен при кафедре физики. Он должен был готовиться к самостоятельной на­ учной деятельности. Но жизнь сложилась иначе. Через год после скончания уни­ верситета Морское ведомство предложило Попову перейти на преподавательскую работу в мин­ ный офицерский класс в Крон­ штадте. Здесь он «провел 18 лет своей жизни. В стенах минного клаоса работал Попов над изуче­ нием электромагнитных волн и в его стенах изобрел первый в мире радиоприеампгк. ★★★ Начальник минных классов ка­ питан I ранга Верховский встре­ тил нового преподавателя ласково. О Попове он слышал хорошие от­ зывы видных специалистов. Со­ всем недавно капитан познакомил­ ся даже с его первым научным исследованием «Условия наивы­ годнейшего действия динамо - электрической машины». Немалое значение для Верховского имели и представленные Поповым отзыв Ученого Совета 'Петербургского университета и прекрасная реко­ мендация признанного главы рус­ ской физики профессора Ф. Ф. Пе­ трушевского. В начале своей ра­ боты в минном классе Александр Степанович был ассистентом у штатного преподавателя электро­ техники Степанова. Попов вел практические занятия по гальва­ низму и заведывал физическим ка­ бинетом. А в 1888 году стал чи­ тать курс практической физики. Одновременно его пригласили пре­ подавать физику и электротехнику в Морском техническом училище, которое находилось также в Крон­ штадте. Среди моряков-специалистов А. С. Попов пользовался большим авторитетом: ни один серьезный вопрос по физике или электро­ технике не решался без предвари­ тельной консультации с ним. Кон­ сультировался, например, такой вопрос, как «боковое сообще­ ние^ — так моряки назвали не­ понятное тогда для них короткое замыкание. Первые электроустановки на военных судах были однопровод­ ные. Вторы** проводом служил сам металлический корпус кораб­ ля. Понятно, что дефекты в изоля­ ции проводки вызывали короткое 'замыкание. Однако тщетно пыта­ лись моряки выяснить причины «бокового сообщения». Даже наи­ более опытные среди них не могли сказать об этом явлении чего-либо j определепигого. Изучением эгого актуального для флота вопроса занялся Попов. Работая над исследованием при­ чин, вызывающих появление элек­ трических искр, Александр Степа­ нович столкнулся с мало тогда изученными' явлениями колебаний |токов высокой частоты. Молодой j ученый настолько увлекся этой : новой областью явлений, что слу- i чай с «боковым сообщением» стал , лишь началом той замечательной ! серии работ, которые впоследствии |н привели его к изобретению бес- ! проволочного телеграфа. К изобретению радио \ (опова привела вся его предыдущая науч­ ная деятельность. В 1889 году он выступает с докладам «Новейшие исследования о соотношениях ме­ жду световыми и электрическими явлениями». Свои исследования с электромагнитными волл&ми Попов проводил на протяжении ряда лет, завершив в 1895 году опыты изо­ бретением «грозоотметчика» — первого в мире радиоприемника. А. С. Попов не был только ка­ бинетным ученым. Это был и чело­ век практики. Вот почему он все увереннее склонялся к мысли, что электромагнитные волны могут стать средствам связи. И Попов сконструировал именно такой прибор, о котором мечтал. Первую в мире радиопередачу А. С. Попов провел через год после иубли41сой демонстрации своего «грозоо тметчика». 12 (24) марта 1896 года в аудитории фи­ зического кабинета собрался цвет столичных фириков. Председатель Русского физико-химического об­ щества Ф. Ф. Петрушевский пре­ доставил слово Александру Сте­ пановичу. т — Перед вами приемник элек­ тромагнитных волн. Для большего удобства приема сигналов в него включен телеграфный аппарат Морзе. К приемному аппарату, как вы ©идите, присоединен голый медный цровод диаметром прибли­ зительно в 2 миллиметра. Пере­ датчик установлен на расстоянии 250 метров. Около него ждет сиг-' нала мой помощник Петр Николае­ вич Рыбкин, — Попов протянул председателю Общества листочек с азбукой Морзе. — Принимаемые* сигналы запишет аппарат Морзе. Вы будьте любезны расшифровать по этой вот табличке значки Морзе. В наступившей тишине все яоно ус лышали характерное потрес-ки- ванне якоря морэевского теле­ графа, белая .зкая ленточка бу­ маги пришла в движение. Рыбкин начал телеграфировать. Петрушевокий с куском мела в руке подошел к черной классной доске. С каждой новой буквой, записанной на доске, росло возбуж­ дение присутствующих. Когда, на­ конец, на ней появились первые два слова, первые в мире слова, переданные по радио, Попову устроили овацию. Сра 1 зу же после изобретения ра­ дио Александр Степанович доби­ вается практического использова­ ния беспроволочного телеграфа на судах русского флота. В 1897 году он проводит опыты радиосвязи на Трлшуадском рейде, а в летнюю кампанию 1898 года устанавливает радиосвязь между крейсером «Аф­ рика» и транспортным судном «Европа». Попов предлагал еще в 1893 году установить на судах флот* радиотелеграф для постоянной экоплоатации. Но лишь поел?? блестящей гогландской радиосвязи 1900 года, когда радио оказало ре­ шающую помощь при спасатель­ ных работах п<? снятию с камней броненосца «Генерал-адмирал Ап­ раксин», морское министерстве официально признало новое сред­ ство связиv Заинтересованные работа- ' ми Попова и его успехами -некоторые иностранные де­ ловые ют>уг« предлагали рус­ скому изобретателю деагг* и пгчглашали к себе на ра­ боту. Но, как истый патриот, Александр Степанович от­ верг все предложения и о с ­ тался на родине. ★★* Лето 1901 года А. С. Попов проводил в Севасто­ поле. На кораблях черно­ морской эскадры он испы­ тывал свои новые радио­ станции. Пока изобретатель заканчивал опыты и соби­ рался возвращаться домой, в Петербурге развернулись совсем неожиданные для него события. В электротехническом ин­ ституте открылась вакансия профессора физики. Дцрек - тор института Качалов ре­ шил пригласить на эту дол­ жность Александра Степа­ новича. В электротехническом институте Попов быстро завоевал авторитет и считался одним из лучших про­ фессоров. Не менее простым и скромным человеком Поло© был и в личной жизни. Он не йфрил, не пил айне, одевался обычно просто, в свобод­ ное время любил предпринимать пешком далекие прогулки, увле­ кался рыбной ловлей, любил му­ зыку. ★★★ 26 сентября 1905 года совет про­ фессоров единодушно выдвинул на пост директора института Алек­ сандра Степановича Попова. Тяжелые дни наступали для Попова. Не поддерживая открыто революционно настроенного сту­ денчества, он, тем не менее, ста­ рался дать отпор и попыткам на­ жима на высшие учебные заведе­ ния со стороны царского прави­ тельства. От директора потребовали, что­ бы он допустил в институт тайных полицейских агентов для наблюпе­ ний за студентами. Александр Степанович категорически отка­ зался. В первый раз в жизни По­ пов изменил овоей обычной урав- новешенсюсти и отвечал резко. Один из таких вызовов в мини­ стерство внутренних дел оказался роковым для изобретателя. По приезде домой он почувствовал сильное недомогание и слег з по­ стель. А 12 января 1906 года, в 5 часов вечера, Попов умер от кровоизлияния’ в мозг. Ему было (‘всего 46 лет. Память об изобретателе ради® бережно хранит советский народ. Имя А. С. Попова носит Крон­ штадтская школа связи Балт- флота. Оно присвоено радиоузлу и Турянсюих рудниках, одной ю аудиторий электро гехнического института в Ленинграде. На инсти­ тутском доме, в котором жил, ра­ ботал и умер Понов, установлена мемориальная доска. В Централь­ ном музее евши собраны приборы и аппараты, сделанные собственно­ ручно Александром Степановичем- После Великой Октябрьской со­ циалистической революции в на­ шей стране создана собственная радиопромышленность, построены сотни передающих радиостанций. На фронтах Отечественной в-йны радио — одно из основных и на­ дежных средств связи. Работа По­ пова получила подлинное призна­ ние Г. ГОЛОВИН. директор Центрального музея связи,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz