Краснофлотец. 1945, март.
ПРИВИВАТЬ ВКУС . К ПОЛИТИЧЕСКОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ Вместе с каддзд.атшги парпт группу занятий по изучению н»с- торшг ВКП(б) посещают и мно гие молодые коммунисты. К уче бе все относятся с интересом. Большинство наших молодых комматнист-ов вступали в партию •в боевой обстановке, и серьезно подготовить себя в тм'итиче- окш отношении они тогда не име ли 'возможности:. Йот почему сей час товарищи с большим рве нием взялись за учебу. Многим, конечно, нелегко. Называется слабая подготовка. Взять, наиример, тг. Нефедова и Злобвша. Оли имеют обра.чява’ние в^го четыре класса, историю партии раньше не изучали. Что бы помочь таким товдршдем, наша партийная организация прикрепила1 к ним грамотных к.;*ч'*унистОв. Среди слушателей выделяются актппнюсть® кандидаты партии тт. Дьякушин, Рыбалко, Кастры- 5ин. Они на каждом занятии выступают, не только задают во просы руководителю, но и помо гают разрешать их. Эти товари щи как бьг составляют актив руководителя, его опару. Занимаемся мы два раза в ме сяц, как это и предусмотрело по плану. По, помимо этих плановых занятий, мы собираемся еще для более глубокого научения отдель ных вопросов темы. Проведи, на пример, специальное занятие, на котором изучили статью Е. Яро- сла'ваюою о группе «Оевобожде- ятя труда». Такое же дополни тельное занятие провели для из учения статьи товарища Сталина «Класс пролетариев и партия! пролетариев». Эти дополнитель ные занятия способствуют более глубокому уювоигию программы. Они возникли но инициативе са мих слушателей, и товарищи по сещают их с большой охотой. В перерывах между занятиями кандидат* партии и молодью коммунисты много работает са мостоятельно. Коммунист Оинсигь- щиков, изучая пернув* гдаюу «Краткого курса истории ВКП(б)», црочел книгу академи ка Тарле «Крымская война». Художественную и историческую литературу читают почти все слушатели. В этом большую по мощь ававьиваег библн<лчжарь нашей части т. Иванов. Он ста рается о*бвйпеч!Игь слушателей группы теми книгами, которые необходимы по ходу занятий. Посещаемость ганятяй у вас стопроцентная. Цедьояиайвать nta одного слушателя, который недо бросовестно относился бы к уче бе. А почему? Я думаю, потому что, во-первых, товарищи заин- торесойаяы в повышении йвюих знаний, приобрели, как мы го ворим, виус к шлкгичеокюму самообразованию. А, во-вторых, контроль со стороны парторгани зации. Парторг т. Канет постоян но следит, как кавдидаты посе щают занятия. В этом отношении большую помощь оказывает так же командир подразделения лей тенант т. Макаров. Откликаясь на статью г. Суч- кина, многие руководители заня тий на страницах газеты «Крас- нофлогец» ставят вопрос о необ ходимости усилить помощь, глаЬ- ным образом методическую, ру- иоводителйм занятий. Г+ю пра вильно. Помощь нам нужна. Я вот, напримор. пока что дела*» все так, как могу. А. может быть, есть лучшие формы учебы? Об этом хотелось бы узнать. Мне кажется, что ад мешало бы выпустить на флоте методи ческие разработки занятий с кандидатами партии. Это хорошо помогло бы руководителю. Руководитель группы занятии с кандидатами ВКП(б) А. ПАПУШИН. Гений русской науки Почему плохо работает комсомольская организация Комсомольская организация нашей батареи охватывает почти половину личного состава. Мож но назвать многих комсомольцев, которые своим личным примером воспитывают молодых красно флотцев. Вот. например, тт. Цветков, Ураэов, Мезенков, Зуев, Перменов. Они ■— отличники боевой и политической подготов ки, показывают пример дисцип лины. организованности и по рядка. Но, к сожалению, есть у нас и такие, кто не только .не служит образцом, а, наоборот, плетется в хвоето несоншой молодежи. Ком сомолец Озарнин недавно всту пил к пререкания со старшиной батареи, позволил себе нагрубить командиру, за что получил дис циплинарное взыскание. Прошло несколько дней, Озарнин допу стил еще более грубое наруше- иие дисциплины. Парушиюлями дисц.ипдиньг являются такжо комсомольцы Сысоев к Кабылин. Эти факты говорят прежде всего о недостаточной воатта- тельиой работе комсомольской ор ганизации. Причины легв» уви деть, если поинтересоваться дея тельностью комсомольского бюро. Всю работу взвалил на свои пле чи комсорг тов. Сотников. Рабо тает он иного. Но разве один че ловек в состоянии сделать все? А члены бюро стоят в стороне. Особенно это надо сказать о т«в. Найденкюве. Комсомольские соб рания и даже заседания бюро оп посещает нерегулярно, никакого поручения не имеет и но сущест ву членом бюро числится лини, формально. Не в этом ли причины тех серьезных недостатков, которые есть в комсомольской организа ции? Младший сержант И. ДУБИНА. По-деловому взялись за учебу Недавно в парторганизации, где парторгом т. Лазарев, было про ведено собеседование коммуни стов. Тема собеседования — до клад товарища Сталина от 6-го ноября 1944 года. Здесь можно было наглядно увидеть, насколько улучшилась работа по идейно-политическому воспитанию. В собеседовании ак тивное участие приняла молодой коммунист тов. Горшков и гое. Бояршинов. Раньше они все высту пали, а теперь содержательно рас сказали о больших и важных во просах. Объясняется это тем, что, выполняя решения партактива Се верного флота, коммунисты по.-де ловому взялись за политическое самообразование. Сержант Т. АГЕЕВ. Замечательный творец радио Алексаадр Степанович Попов при надлежа к числу тех выдающих ся людей, которые составляют славу и гордость русского народа. Его жизнь — научный подвиг, пример бескорыстного служения и глубокой преданности Родине. А. С. -Попов родился 16 марта 1859 года на Северном Урале в рабочем поселке Туринские руд ники, Верхотурского уезда. Уже с ранних лет любознательный мальчик стал увлекаться техни кой, поражая овоей сообразитель ностью инженеров (местного меде плавильного завода. Первоначальное образова ние Попов получил в Дол матовском духовном учили ще и в Пермской семинарии. Однако духовный сан Попов решительно отвергает и осенью 1877 года поступает на первый курс физико-ма- тематичеокопо факультета Петербургского университе та. В те годы в России за рождалась электротехника, проводились первые опыты электрического освещения. Вопросы [фактического при менения электричества - очень интересовали Алек сандра Степановича. Зани маясь в университете, он стал одновременно работать на одной из первых элек тростанций Петербурга в ка честве монтера, принимал участие в оборудовании элекгрического освеще iсия на Невском проспекте, на одной из выставок в Михай ловском манеже к т. д. В 1882 году Попов окончил университет и был оставлен при кафедре физики. Он должен был готовиться к самостоятельной на учной деятельности. Но жизнь сложилась иначе. Через год после скончания уни верситета Морское ведомство предложило Попову перейти на преподавательскую работу в мин ный офицерский класс в Крон штадте. Здесь он «провел 18 лет своей жизни. В стенах минного клаоса работал Попов над изуче нием электромагнитных волн и в его стенах изобрел первый в мире радиоприеампгк. ★★★ Начальник минных классов ка питан I ранга Верховский встре тил нового преподавателя ласково. О Попове он слышал хорошие от зывы видных специалистов. Со всем недавно капитан познакомил ся даже с его первым научным исследованием «Условия наивы годнейшего действия динамо - электрической машины». Немалое значение для Верховского имели и представленные Поповым отзыв Ученого Совета 'Петербургского университета и прекрасная реко мендация признанного главы рус ской физики профессора Ф. Ф. Пе трушевского. В начале своей ра боты в минном классе Александр Степанович был ассистентом у штатного преподавателя электро техники Степанова. Попов вел практические занятия по гальва низму и заведывал физическим ка бинетом. А в 1888 году стал чи тать курс практической физики. Одновременно его пригласили пре подавать физику и электротехнику в Морском техническом училище, которое находилось также в Крон штадте. Среди моряков-специалистов А. С. Попов пользовался большим авторитетом: ни один серьезный вопрос по физике или электро технике не решался без предвари тельной консультации с ним. Кон сультировался, например, такой вопрос, как «боковое сообще ние^ — так моряки назвали не понятное тогда для них короткое замыкание. Первые электроустановки на военных судах были однопровод ные. Вторы** проводом служил сам металлический корпус кораб ля. Понятно, что дефекты в изоля ции проводки вызывали короткое 'замыкание. Однако тщетно пыта лись моряки выяснить причины «бокового сообщения». Даже наи более опытные среди них не могли сказать об этом явлении чего-либо j определепигого. Изучением эгого актуального для флота вопроса занялся Попов. Работая над исследованием при чин, вызывающих появление элек трических искр, Александр Степа нович столкнулся с мало тогда изученными' явлениями колебаний |токов высокой частоты. Молодой j ученый настолько увлекся этой : новой областью явлений, что слу- i чай с «боковым сообщением» стал , лишь началом той замечательной ! серии работ, которые впоследствии |н привели его к изобретению бес- ! проволочного телеграфа. К изобретению радио \ (опова привела вся его предыдущая науч ная деятельность. В 1889 году он выступает с докладам «Новейшие исследования о соотношениях ме жду световыми и электрическими явлениями». Свои исследования с электромагнитными волл&ми Попов проводил на протяжении ряда лет, завершив в 1895 году опыты изо бретением «грозоотметчика» — первого в мире радиоприемника. А. С. Попов не был только ка бинетным ученым. Это был и чело век практики. Вот почему он все увереннее склонялся к мысли, что электромагнитные волны могут стать средствам связи. И Попов сконструировал именно такой прибор, о котором мечтал. Первую в мире радиопередачу А. С. Попов провел через год после иубли41сой демонстрации своего «грозоо тметчика». 12 (24) марта 1896 года в аудитории фи зического кабинета собрался цвет столичных фириков. Председатель Русского физико-химического об щества Ф. Ф. Петрушевский пре доставил слово Александру Сте пановичу. т — Перед вами приемник элек тромагнитных волн. Для большего удобства приема сигналов в него включен телеграфный аппарат Морзе. К приемному аппарату, как вы ©идите, присоединен голый медный цровод диаметром прибли зительно в 2 миллиметра. Пере датчик установлен на расстоянии 250 метров. Около него ждет сиг-' нала мой помощник Петр Николае вич Рыбкин, — Попов протянул председателю Общества листочек с азбукой Морзе. — Принимаемые* сигналы запишет аппарат Морзе. Вы будьте любезны расшифровать по этой вот табличке значки Морзе. В наступившей тишине все яоно ус лышали характерное потрес-ки- ванне якоря морэевского теле графа, белая .зкая ленточка бу маги пришла в движение. Рыбкин начал телеграфировать. Петрушевокий с куском мела в руке подошел к черной классной доске. С каждой новой буквой, записанной на доске, росло возбуж дение присутствующих. Когда, на конец, на ней появились первые два слова, первые в мире слова, переданные по радио, Попову устроили овацию. Сра 1 зу же после изобретения ра дио Александр Степанович доби вается практического использова ния беспроволочного телеграфа на судах русского флота. В 1897 году он проводит опыты радиосвязи на Трлшуадском рейде, а в летнюю кампанию 1898 года устанавливает радиосвязь между крейсером «Аф рика» и транспортным судном «Европа». Попов предлагал еще в 1893 году установить на судах флот* радиотелеграф для постоянной экоплоатации. Но лишь поел?? блестящей гогландской радиосвязи 1900 года, когда радио оказало ре шающую помощь при спасатель ных работах п<? снятию с камней броненосца «Генерал-адмирал Ап раксин», морское министерстве официально признало новое сред ство связиv Заинтересованные работа- ' ми Попова и его успехами -некоторые иностранные де ловые ют>уг« предлагали рус скому изобретателю деагг* и пгчглашали к себе на ра боту. Но, как истый патриот, Александр Степанович от верг все предложения и о с тался на родине. ★★* Лето 1901 года А. С. Попов проводил в Севасто поле. На кораблях черно морской эскадры он испы тывал свои новые радио станции. Пока изобретатель заканчивал опыты и соби рался возвращаться домой, в Петербурге развернулись совсем неожиданные для него события. В электротехническом ин ституте открылась вакансия профессора физики. Дцрек - тор института Качалов ре шил пригласить на эту дол жность Александра Степа новича. В электротехническом институте Попов быстро завоевал авторитет и считался одним из лучших про фессоров. Не менее простым и скромным человеком Поло© был и в личной жизни. Он не йфрил, не пил айне, одевался обычно просто, в свобод ное время любил предпринимать пешком далекие прогулки, увле кался рыбной ловлей, любил му зыку. ★★★ 26 сентября 1905 года совет про фессоров единодушно выдвинул на пост директора института Алек сандра Степановича Попова. Тяжелые дни наступали для Попова. Не поддерживая открыто революционно настроенного сту денчества, он, тем не менее, ста рался дать отпор и попыткам на жима на высшие учебные заведе ния со стороны царского прави тельства. От директора потребовали, что бы он допустил в институт тайных полицейских агентов для наблюпе ний за студентами. Александр Степанович категорически отка зался. В первый раз в жизни По пов изменил овоей обычной урав- новешенсюсти и отвечал резко. Один из таких вызовов в мини стерство внутренних дел оказался роковым для изобретателя. По приезде домой он почувствовал сильное недомогание и слег з по стель. А 12 января 1906 года, в 5 часов вечера, Попов умер от кровоизлияния’ в мозг. Ему было (‘всего 46 лет. Память об изобретателе ради® бережно хранит советский народ. Имя А. С. Попова носит Крон штадтская школа связи Балт- флота. Оно присвоено радиоузлу и Турянсюих рудниках, одной ю аудиторий электро гехнического института в Ленинграде. На инсти тутском доме, в котором жил, ра ботал и умер Понов, установлена мемориальная доска. В Централь ном музее евши собраны приборы и аппараты, сделанные собственно ручно Александром Степановичем- После Великой Октябрьской со циалистической революции в на шей стране создана собственная радиопромышленность, построены сотни передающих радиостанций. На фронтах Отечественной в-йны радио — одно из основных и на дежных средств связи. Работа По пова получила подлинное призна ние Г. ГОЛОВИН. директор Центрального музея связи,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz