Краснофлотец. 1945, март.

СТАРШИНА ПОЛНОВЛАСТНЫЙ КОМАНДИР НЕ УСПОКАИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ Из выступления мичмана НЕЗАМОВА После того, как мы нагнали из Печенгокой области немцев, у не­ которых кра'сиофлотцев и стар­ шин сложилось мнение, что вой­ на на Севере кончилась, поэтому можно успокоиться и отдохнуть. Это мнение не только ошибочно, ко и вредно. Замечательные ус­ пехи Красной Армии обязывают нас еще более настойчиво овла­ девать техникой, укреплять же­ лезную воинскую дисциплину, норядок и организованность, что­ бы помочь Красной Армии в бы­ стрейшем разгроме врага. На нашем корабле отдельные с-гаршины не понимают этого и ослабили воспитательную работу с краснофлотцами. За последнее время все чаще л чаще можно наблюдать случаи нарушения во­ инской дисциплины и порядка, возвращения с берега в нетрезвом г.Иде. Старшины смотрят на та­ ких бойцов довольно равнодушно и подчас не принимают никаких мер, чтобы наказать нарушителей дисциплины. «Не надо вьшос-пть сор из избы», — рассуждают они. Мы обязаны решительно бо­ роться с подобными настроения­ ми, не допуская в наших рядах самоуспокоенности и благодушия. Если старшина не будет каж­ додневно повышать свой уровень, знать задачи, стоящие перед ко­ раблем на ближайшее время, то он не сможет руководить своими подчиненными. Вот почему мне хочется сказать о работе, кото­ рую, на мой взгляд, надо прово­ дить со старшинами. Учеба старшин на нашем ко­ рабле поставлена плохо. Она' не отвечает нашим запросам и уровню. С нами почему-то не хо­ тят устраивать специальных со­ беседований па разные темы, а о технических конференциях вовсе никто не заикается, хотя среди старшин не все в одинаковой степени владеют техникой. Мало у на!с обращают внима­ ния и на укрепление авторитета старшин. Если предоставляют •краснофлотцу отпуск,'то это де­ лают, не., -считаясь с мнением командира отделения. Увольне­ ния также производят без ведома старшин, которым подчинен тот или иной краснофлотец. А ведь это имеет большое значение для повышения авторитета старшины. Надо поставить вопрос так, что­ бы краснофлотцы чувогвояали силу своего младшего командира в таких вопросах, тогда его поло- жение в корне изменится. ЛИЧНЫЙПРИМЕРПРЕЖДЕВСЕГО Из выступления мичмана ОДОЕВ А В боях люди растут, становят­ ся более зрелыми и сознательны­ ми. Вот,.например, один из на­ ших .старшин командир отделения Сальников. Своим отличным знанием дела, матросской за­ калкой и выносливостью, прояв­ ленными в боевых походах, он заслужил право быть старши­ ной. Сейчас Сальников — один из лучших командиров отделения ка нашем .корабле. Как Сальников этого добился? Прежде -всего — личным примером. Во Шссм, что касается корабельной службы, у молодому ц него можно поучиться краснофлотцу. А кому, как не нам, старикам, учить ^олодых. Учить в часы боевой подготовки, на занятиях, на походе, на берету. Молодые прежде всего стремятся подра­ жать бывалым морякам во всем: л в том, как надо нести вахту, и в разговоре, и в форме одежды. Наша задача — скорее сде­ лать молодых краснофлотцев пол­ ноценными моряками, а это зна­ чит — надо их учить и восни- тывать на каждом шагу. ОБУЧАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ Из выступления мичмана ВАЛЯНСКОГО Наш флот непрерывно растет, пополняется новыми кораблями, оснащенными замечательной тех­ никой. Понятно, что управлять этой техникой смогут только хо­ рошо подготовленные моряки. На корабли сейчас приходят молодые краснофлотцы. Прежде чем поставить их на самостоя­ тельную вахту, потребуется за­ тратить немало труда на обуче­ ние. Но там, ще старшины по- настоящему воспитывают моло­ дых краснофлотцев, сроки подго­ товки опытных специалистив* на­ много сокращаются. На нашем корабле таких при­ меров много. Краснофлотец До­ рофеев, тапример, служит по первому году. За Короткое время он получил 17 благодарностей от начальников, прекрасно освоил с/вого специальность и сейчас с успехом замещает командира от­ деления. Вполне готовы заменить командире отделений и другие бойцы, пришедшие на корабль вместе с Дорофеевым. Успех быстрой подготовки мо­ лодых краснофлотцев об’ясняется тем, что старшины корабля про­ являют подлинно командирскую заботу о подчиненных. Эта забо­ та выражается прежде всего в том, что младшие командиры кропотливо учат бойца стойко переносить неизбежные на' вой­ не тяготы л лишения. Всю воспитательную работу младшие командиры нашего ко­ рабля сочетают с высокой по­ вседневной требовательностью, пристальным изучением личных качеств каждого краснофлотца в отдельности. Они умело пропа­ гандируют примеры беззаветной стойкости, мужества, героизма и боевого мастерства, проявленные в боях моряками-сенероморцами. Воспитание краснофлотцев — главная задача старшин. По­ стоянное общение с краснофлот­ цами позволяет младшим коман­ дирам глубоко и всесторонне из­ учить каждого бойца. ГЛАВНОЕ — УКРЕПЛЯТЬ ДИСЦИПЛИНУ Из заключительной речи контр-адмирала ФОКИНА ДЕЙСТВОВАТЬ СТРОГОПО УСТАВУ Из выступления мичмана МЕДНИКОВА Одним из недостатков в работе старшин является низкая требо­ вательность их к подчиненным. Уставы мы знаем, также знаем свои права, но беда в том, что еще не все старшины спрашива­ ют с подчиненных так, как это требует устав. Мы иногда остав­ ляем лазейки для недисципдини-. рованных краснофлотцев, чем подчас портим и хороших бойцов. Требовать во всем, начиная с соблюдения распорядка дня и кончая формой одежды. Это будет дисциплинировать краснофлот­ цев, приучать их к соблюдению уставних положений везде и во всем. - Как же старшины выполняют устав на нашем корабле? Нужно прямо сказать, плохо. Частенько можно наблюдать примерно такую картину: сигнал побудки, боль­ шинство краонофлотцез быстро кстают и одеваются, по некото­ рые продолжают лежать, как будто бы сигнал их вовсе не касается. Командиры отделений вместо, того, чт Пи ттр'-г^хть от этих краснофлотцев неукос­ нительного выполнения распо­ рядка дня, начинают уговаривать нарушителей. Построение на физзарядку — н снова та же картина. Боль­ шинство краснофлотцев выходит во-время, по некоторые спокойно нанимаются другими делами. Старшины и здесь проявляют ■мягкотелость. А некоторые из них так и рассуждают: «Зачем по пустякам ругать краснофлотца, не вышел на физзарядку, так зато у него заведование в но- рядко». Такое отношение старшин к соблюдению распорядка дня кра­ снофлотцами никуда негоже. Дисциплина начинается е мело­ чей. Если старшина не потребо­ вал сегодня от краснофлотца, чтобы он во-время вышел на за­ рядку, то завтра может случить*'я так. что краснофлотец опоздает па свой пост по сигналу босмй тревоги. С/таршиша, который но вютит «мел.гчей». сживается с обру­ шениями, — перестает быть командиром. Это и случилось со старшиной Трифоновым. Он не изучал устав, в результате чего разучился командовать, потерял всякое чувство ответственности за своих подчиненных и не поль­ зуется у них авторитетом. Мало у нас уделяют внимания воспитанию молодых краснофлот­ цев, особенно юнг. Их не учат, с них мало спрашивают. Это боль­ шая ошибка. К юигам на­ до пред’являть более строгие требования, на каждом шагу ука­ зывать им на недостатки и вме­ сте с-том учить. Морская культура у старшин нашего корабля чрезвычайно низка. Они не умеют управлять шлюпкой, слабо знакомы с мор­ ской практикой. Низкая морская подготовка старшин сказывается л на воспитании подчиненных, ?:оторые слабо знают мор- В дни Великой Отечественной войны наши старшины показали высокие боевые качества, они .выросли, стали более зрелыми, научились воевать. Уменье бить врага нужно нам сегодня, нужно будет и завтра. Но нам не следу­ ет закрывать глаз® я на свои недостатки. Главный нага недо­ статок это то. что мы ослабили внимание к вопросам дисциплины п организации. Война не кончилась. Враг еще не изгнан до пределов Баренцева моря, не добит окончательно. Нашим кораблям предстоит еще много схваток с врагом. Для того, чтобы окончательно разгромить .врага, победить — нам нужна высокая дисциплина и крепкая организация. Значит, первая н главная задача и офицеров, л старшин — укрепить дищин- лину и организацию службы на нсех кораблях, полностью вы­ полнить требования нашего Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Основным недостатком в оорь- бе за высокую дисциплину и ор­ ганизацию является то, что мно­ гие старшины слабо знают Кора­ бельный и Дисциплинарный уставы. А раз сами младшие командарм плохо знают уставы, то и опросить с подчиаеяных точное выполнение уставов но мо­ гут, не замечают иногда упуще­ ний по службе. Какие нарушения устава старшинами я краснофлотцами можно отметить на некоторых кораблях? Прежде всего, недо­ статочно строго соблюдается распорядок дня. Правда, внешне как будто все в порядесе, сигналы подаются во-время, но исполня­ ются они не всеми так аккуратно и быстро, как требует устав. На некоторых кораблях старшины не присутствуют на фгозарядве и на приборке. Некоторые старшины потеряли чувство ответственности за своих подчиненных, забывают, что они обязаны повседневно воспиты­ вать у них высокую дисциплину и организованность, образцовое поведение на службе и в ку)брике, стремление к овладению техни­ кой, любовь к морю и морокой ■службе. А когда старшина теряет чувство ответственности 8а своих бойцов, это порождает разбол­ танность и расхлябанность кра­ снофлотцев. На отдельных кораблях на­ рушается форма одежды. На занятиях группы краснофлотцев на одном из кораблей я насчитал восемь форм одежды. Как же это­ го не замечают старшины? Ведь они являются первыми помощни­ ками офицеров в наведении по­ рядка на корабле. Слабая дисциплина и наруше­ ние порядка на кораблях ведет к аварийности, неполадкам в рабо­ те материальной части. На ко* окое дело. На морскую практику надо обратить серьезное внима- ■ рабле «К» работа отдельных м?- ние и поставить се на уровень ! х.чпизмов в пятой боевой части современных требований. [была нарушена из-за плохого ухо­ да за ними. Это факт вопиющем! безобразия. На' другом корабле! из-за недосмотра т. Аяябункя»а на некоторое время вышел и» строя котел. Старшины — хозяова техники. Устав" требует от них твердо, во всех деталях знать свои заведы- ваиия, содержать их в под­ вой иощрашнооти и чистоте, точно соблюдать все правила ухода за ними и требовать э т о же от своих подчиненных.. На некоторых кораблях стар­ шины не замечают или не хотят замечать нростуто» красно­ флотцев и взысканий не на1ла- дывагот. Ясно, что эти элементы панибратства к хорошему не приводят, дисциплина падает, нарушений становится больше. Все это ведет к ослаблении службы « порадка да корабле. Что нужно сделать палiим старшинам, чтобы стать полно­ властными комавдирами в своих подразделениях, чтобы выполнить ответственную роль, которую (возлагает на них командова­ ние? Прежде всего — отлично знать евои обязанности, определенные Корабельным уставом, точно м Неукоснительно их соблюдать. Хорошо изучить Дисциплинарный устав, знать свои права и пол­ ностью их испольаойвать для ук­ репления дисциплины и порядка на корабле. Не упрашивать бой­ цов, а приказывать, руководить, быть полновластным и требова­ тельным командиром. Строго следить за том, чтобы краснофлотцы выполняли кора * бельный распорядок. Старшины должны полностью отвечать за образцовое состояние материаль­ ной части, техники и вооружения корабля. Проявлять требуемую от стар­ шины на войне энергию, поддер­ живать в любой обстановке же­ лезной рукой порядок и дисцип­ лину может толыко человек с твердой волой.' Старшине надо развивать в себе волю, без кото­ рой он немыслим, как руководи­ тель. Полноценный старшина по­ мыслим без твердого внания мор­ ской практики, без морокой культуры. Старшина — лучший моряк, поэтому от должен хорошо управлять шлюпкой на веслах и под парусами, я|иать основу боц­ манского дела, до тонкости знать свой корабль. А главное, конечно, — это знать своих людей, знать каждо­ го своего подчиненного, его ха­ рактер и способности, знать, как подчиненный овладел специаль­ ностью, каковы его морские ка­ чества, поведение и пастроение. Повседневно и настойчиво обу- чать и воошетыватг. своих под­ чиненных в духе беспредельной любвя и преданности нашей Ро­ дине. в духе выполнения п-"" v зоз Верховного Главнокоманду­ ющего товарища Сталина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz