Краснофлотец. 1945, март.
СЛОВО СТАРШИНЫ- ЗАКОН ДЛЯ ПОДЧИНЕННОГО СТАРШИНА— НАЧАЛЬНИК И ВОСПИТАТЕЛЬ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ В организация вооруженных 1снл нашей страны ответственную) и почетную роль играют младшие командиры. Советское правитель ство, большевистская партия и лично товарищ Сталин уделяли и уделяют большое внимание вьцра- щйванпю и закалке крепких кад- рав младшего начальствующего соота1ва. Ц^м памятен теплый, отеческий Прием, который был оказан нашим великим вождем и учителем товарищем Сталиным в 1935 году младшим командирам флота, приехавшим в Москву с Тихоокеанского флота. Наши старшины и мичмана в битвах Отечественной войны по казали себя надежными помощ никами и онскрой офицеров. Стар шины показали и продолжают по дзывать образцы доблести и ге ройства. проявляют в схватках с •немецко-фашистскими захватчи ками .горячую любовь к Родине, неугасимую ненависть к врагам нашего народа — немецким вы родкам. Но старшина — начальник и воспитатель бойцов, и его роль в боях оценивается не только по его поведению, но и по тому, как оН воспитывает своих бойцов. Воспитание часто смешивают с обучением. Однако воспитывать гораздо трудней, чем учить лю дей управлению техникой, вы полнению инструкций, СВОИХ обязанностей на боевых постах. Конечно, резкой грани между вос питанием и обучением нет. Но если обучение проходит в определенных уставом формах — ■занятия, одиночные учения, ча стные н общие учения, боевые упражнения корабля, техниче ские конференции, изучение бое- Ього опыта, практическая работа по обслуживанию механизмов, •— то воспитание кра'енофлотцев — дел,о сложное и тонкое. Воспита тельная работа старшины с крас нофлотцами должна" иттн еже дневно и незаметно. «Воспитывать гораздо труднее, чем учить, давать образование, ■ведь воспитатель влияет на вос питываемых не только тем,.что даег им определенные знания, но и. главным образом, своим отно шением к общественным Явле- нияшг» (Калинин). Если обучением мы добиваемся от «раснофлотцбв знания тех ники, умения воевать, умения побеждать врага, то воспитанно призвано прививать бойцам без граничную преданность своей Родине, любовь ж своему делу, кораблю, морю, верность военной присяге, боевой дух. Во'спитьгвать у них выдержку, твердость волн, настойчивость- в выполнении по ставленных задач, расторопность, привычку переносить тяготы боевой жизни, честность, способ ность к самопожертвованию. Обу чение и воспитание — д'ве сто роны одной медали, умело соче тая которые, мы добиваемся же лаемого результата. Боли система обучения регла ментирована уставами, то в вос питании нельзя дать готовых .ре цептов на всякие случаи жизни, однако есть богатый накопленным опыт, который надо знать. Вот некоторые мысли и обобщения, показывающие методы и приемы Из доклада капитана 2 ранга ЛЮБОВИЧА В Н-скои соединении кораблей Северного флота проведен одно дневный сбор старшинского состава’. На сборе были прочитаны доклады: «Положение на фронтах Отечественной войны», «Задачи старшины в организации службы и боевой подготовки» и «Старшина — полновластный начальник и воспитатель своих подчиненных». После докладов старшины обменялись опытом своей работы. Сбор шился хорошей школой для старшин и мичманов. Ннже мы печатаем в сокращенном виде доклад капитана 2-го ранга т. Любовича, выступления старшин и заключительное вы ступление контр-адмирала тов. Фокина. воспитательной работы старший, мне и хотелось изложить. Вмпиый вЮпрос для старшин— подоюд (к подчиненным. Если старшина сумеет установить правильные взаимоотношения, ему обеспечены уважение и пре данность бойцов, безоговорочное их послушание и старательное исполнение службы. Старшина — ярый поборник дисциплины, культуры и вежли вости. Он не имеет права прохо дить мимо даже самых, казалось бы, незначительных нарушений уста!ва, дисциплины и норм пове дения бойца. Однако перегиб дис циплинарной практики в ту пли другую сторону может нарушить правильные взаимоотношения старшины с подчиненными. Стар шину, в котором подчиненные ви дят лишь начальника-формали ста. способного только карать, боятся, но не уважают. Его при казания выполняют, но «без души». 'Старшина должен быть строгим, по справедливым. Провинившегося надо наказы вать по заслугам, а проявивших усердие к службе и, что особенно важно, инициативу — отмечать н поощрять. Как наказание, так и поощрение — важнейшие фак торы упрочения дисциплины и вообще воийсКото воспитания. Проявляя твердость и настой чивость в своих требованиях, не оставляя без внимания упуще ний кра'сЬофлотца, старшина, вместе с тем, не должен придир ками дертать его. Подобными ме тодами нельзя перевоспитать че ловека, и такому старшине, в койце концов, будет трудно со хранить свой авторитет. У нас есть замечательные тре бовательные старшины — мич ман Морев, старшина 2-й статьи Кимель, старшина 1-й статьи ■Платасин, старшина 1-й статьи Колесников, старшина 2-й статья Розанцев, мичман Лавренков, главстарпгина Егоров и многие другие. Старшина, который любит свое дело, болеет душой за честь свое го корабля, тот, как правило, строгий начальник^ у того нет равнодушия, тот на малейшее упущение или отступление от службы реагирует. Младший командир, пассивный в борьбе за дисциплину, спокойно взирающий на непорядки, как равнодушный наблюдатель, едва ли оправдывает звание старшины или мичмана. В борьбе за дисциплину главное не наказание, а умение во-время подметить недостаток у красно флотца, указать на него, помочь товарищу исправиться и тем предупредить проступок, а для этого надо знать бойцов. Изучая бойца, раз’яшяи ему сущность воинской дисциплины с целью предупреждения про ступков, следует иметь в виду, что индивидуальный метод рабо ты с каждым ничего общего не имеет с беспринципным увеще ванием недисциплинированных людей. Беля проступок совер шен, то нельзя оставлять кон- крепното виновника без взыска ния. Стремясь расположить к себе подчиненных, не следует допус кать всякого рода поблажки, за игрывать с бойцами, Называть их на «ты», допуская то же самое по отношению к себе. Глубоко заблуждаются старшины, прово дящие такую линию. Это вредно для службы, т. к. ведет к пани братству, роняет авторитет стар шины. В нужный момент он не сможет взять людей в руки, без оговорочно подчинить их себе, заставить выполнить свои распо ряжения и приказы. Печальный факт на этой осно ве произошел на одном из мино носцев, находившемся в море. В напряженную минуту мичман Терехов не сумел по-командирски повлиять на подчиненного стар шину 2-й статьи Дубова, и тот допустил грубую ошибку. Каждый старшина постоянно находится на виду у своих под чиненных. Они подмечают в своем начальнике все хорошее и пло хое, все достоинства и недостат ки. Подчиненные берут пример со /старшины. Если старшина всегда подтянут, аккуратен, одет по форме, и подчиненный будет та ким. Если старшина беспрекос ловно исполняет приказания сво их начальников, проявляет рве ние к службе, старается все сде лать быстрее и хорошо, можно с уверенностью сказать, {что дис циплина среди подчиненных бу дет на должном уровне. Если старшина решителен и омел, если он умеет презирать смерть, то и бойцы будут такими. Следовательно, выполнение ■своего дела требует высокой от ветственности от старшины. Ста до быть, старшина должен стать живым примером для своих под чиненных. В обращении с бойцами надо быть ровным всегда: и па глазах офицера, и за его спиной. Жела ние показать себя строгим, требо вательным при начальнике, буду чи на самом деле иным, тоже ве дет к потере авторитета. Кроме то го, подобное поведение старшины оставляет неприятный осадок в сознании подчиненных, приучает их к фальши, неискренности. Много значит для старшины тон, которым он говорит с подчи ненными и которым отдает при- мзания. Ни при каких обстоя тельствах не рекомендуется по вышать голос. Сколько бы ни кричал старшина, если он не пользуется авторитетом у подчи ненных. не сумеет пощержать дисциплину. Голос следует повышать лишь на столько, чтобы слова были яс но слышны подчиненным. Зато тон много значит, ибо. что сделать —■содержится в при казании, а как сделать—до из вестной степени — в тоне. Бран ные слова оскорбляют человек*. Некоторые старшины полагают, что пара «крепких» словечек при отдаче приказания сообщают подчиненным быстроту и стара тельность. Между тем, это недо стойно культурного человека, а тем более старшины, и являете^ доказательством несовершенства характер® старшины и его невос питанности. Старшина, не щадящий само любия своих подчиненных, по давляет в них благородное стрем ление к обраэцо!вому выполнению своето воинского долга, ослабляет их нравственную силу. Надо иметь в виду, что чувство собст венного достоинства свойственно каждому советскому человеку, и если это чувство правилЕ>но ис пользуется, то оно сможет стать моральным стимулом большого значения. Следовательно, надо не подавлять в бойце это чувство, а всемерно развивать его, направ ляя в нужную сторону. Старшина должен быть точен и пунктуален. Его слово неруши мо. Если он что-либо обещал, то должен выполнить обещан ное в срок. Не следует также выдавать за неопровержимую истину то, что сам не знаешь или в чем хоть немного сомнева ешься. Подчиненные все прини мают от своего старшины за чи стую монету, и стоит им только раз убедиться в противном, как уважение к нему будет потеряно навсегда. Народ наш любит прав дивых и искренних людей. Оя всегда простит незнание началь ником того или иного вопроса (ибо никто знать всего не мо жет), но ложь или неточность, выданные за истину,—никогда. Уставы, наставления — это сгусток опыта войны. Они опре деляют обязанности каждого в бою. Их нужно знать твердо. Из учать уставы следует всегда к везде, в каких бы условиях стар шина ни находился. Но уставы не догма, а лишь основа, опираясь на которую, можно я нужно действовать, как подсказывает опыт и требует об становка. В старину говорили, что за воевать сердце солдата может лишь командир, который по-оте чески относится к нему. Повсе дневная отеческая забота о бой це — святой долг старшины. Некоторые товарищи неправиль но поступают, когда заботу о людях сводят только к бытовым вопросам. Главное в отеческой заботе о краснофлотцах — это научить его умело воевать и тем сохранил, жизнь бойца. Старшина должен постоянно заботиться о повышении своего политического уровня, изучать выступления и приказы Вер ховного Главнокомандующего товарища Сталина, раз’яснять приказы подчиненным и ревност но добиваться вьшмлненйя их. УМЕТЬ ТРЕБОВАТЬ Из выступления старшины 1-й с т а т ь и ШИЯНОВА Мы с вами не раз наблюд* ли, с каким уважением относятся рядовые бойцы Красной Армии ж своим млащгйм командирам^евр- жантам. Идет сержант по ули це — его приветствует каждый рядовой. Обратился сержант к красноармейцу — тот сразу при нимает положение «смирно». Сразу видно — здесь на^стчшцая воинская дисцишги'на. А у на* на всех ли кораблях старшины могут похвастать тем, что их подчиненные строго соблюдают все правил* воинских уставок как в строго, так и вне строя? Я думаю, что в этом вопросе у нас немало слабин. На нашем миноносце за по следнее время со старшин стали крепко требовать соблюдения на стоящего флотского пюрадка- Дел* сразу пошло на лад. Краснофлот цы на корабле заметно подтяну лись, потому что старшины те перь не оставляют без замечаний даже незначительное нарушение уставных положений своими под чиненными. У нас старшины я» считают для себя зазорным сде лать, если это нужно, 8амечанм* бойцу не своего подразделении. Старшина— первый воспитатель’ краснофлотцев, ему многое для», значит надо много и спрашивать* Постоянно общаясь с бойцами, беседуя с ними, Осесторонне ш- учвя их. старшина должен найти путь к сердцу каждого краеэп- флотца. Выть воспитателем —■ значит непрерывно учиться, со вершенствовать своя знания. В знаниях — сила старшины. РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР Из выступления мичмана АНДРЕЕВА На корабль к нам пришли ж г лоды» краснофлотцы из числа строевых. Конечно, не только • боеЫй техникой, но даже с в** раблам они знакомы недостаток* но. Молодых краснофлотцев на до учить и учить. А как мы иь учим? Один единственный раа провели по кораблю в порядке экскурсии и на этом огра*дапг лнсь. Молодых отдали в распоря жение боцмана. 5 известно, чт» у боцмана работа для них яоевд найдется. Когда же будут «ю*с дые мюряки учиться? Учеба нужна не только жи®* дым, но и самим старшинам. Эт* бесспорно. Как же учатся ста** пггопы? На политзанятиях, наягри мер, ота1ршины обычно занима ются вместе— и тот, кто црослу- жил на флоте 10— 12 легг, и тег, у коте стаж корабельной службы 3 — 4 года. Очевидно, что такой подход к политической учебе старшин неправилен. Мне кажет ся, что не мешало бы как-то дм- феронпдровать старшин в грум- пах политзанятий. Это принеся» бы больше пользы для них. И в самом деле, для того, что бы политический кругозор стар шины расширялся непрерывно, нужно, чтобы он год от года под нимайся па новые ступени зна ний, а у нас бывает, что стар шины по 2— 3 года изучают од но и то жо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz