Краснофлотец. 1945, март.

СЛОВО СТАРШИНЫ- ЗАКОН ДЛЯ ПОДЧИНЕННОГО СТАРШИНА— НАЧАЛЬНИК И ВОСПИТАТЕЛЬ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ В организация вооруженных 1снл нашей страны ответственную) и почетную роль играют младшие командиры. Советское правитель­ ство, большевистская партия и лично товарищ Сталин уделяли и уделяют большое внимание вьцра- щйванпю и закалке крепких кад- рав младшего начальствующего соота1ва. Ц^м памятен теплый, отеческий Прием, который был оказан нашим великим вождем и учителем товарищем Сталиным в 1935 году младшим командирам флота, приехавшим в Москву с Тихоокеанского флота. Наши старшины и мичмана в битвах Отечественной войны по­ казали себя надежными помощ­ никами и онскрой офицеров. Стар­ шины показали и продолжают по­ дзывать образцы доблести и ге­ ройства. проявляют в схватках с •немецко-фашистскими захватчи­ ками .горячую любовь к Родине, неугасимую ненависть к врагам нашего народа — немецким вы­ родкам. Но старшина — начальник и воспитатель бойцов, и его роль в боях оценивается не только по его поведению, но и по тому, как оН воспитывает своих бойцов. Воспитание часто смешивают с обучением. Однако воспитывать гораздо трудней, чем учить лю­ дей управлению техникой, вы­ полнению инструкций, СВОИХ обязанностей на боевых постах. Конечно, резкой грани между вос­ питанием и обучением нет. Но если обучение проходит в определенных уставом формах — ■занятия, одиночные учения, ча­ стные н общие учения, боевые упражнения корабля, техниче­ ские конференции, изучение бое- Ього опыта, практическая работа по обслуживанию механизмов, •— то воспитание кра'енофлотцев — дел,о сложное и тонкое. Воспита­ тельная работа старшины с крас­ нофлотцами должна" иттн еже­ дневно и незаметно. «Воспитывать гораздо труднее, чем учить, давать образование, ■ведь воспитатель влияет на вос­ питываемых не только тем,.что даег им определенные знания, но и. главным образом, своим отно­ шением к общественным Явле- нияшг» (Калинин). Если обучением мы добиваемся от «раснофлотцбв знания тех­ ники, умения воевать, умения побеждать врага, то воспитанно призвано прививать бойцам без­ граничную преданность своей Родине, любовь ж своему делу, кораблю, морю, верность военной присяге, боевой дух. Во'спитьгвать у них выдержку, твердость волн, настойчивость- в выполнении по­ ставленных задач, расторопность, привычку переносить тяготы боевой жизни, честность, способ­ ность к самопожертвованию. Обу­ чение и воспитание — д'ве сто­ роны одной медали, умело соче­ тая которые, мы добиваемся же­ лаемого результата. Боли система обучения регла­ ментирована уставами, то в вос­ питании нельзя дать готовых .ре­ цептов на всякие случаи жизни, однако есть богатый накопленным опыт, который надо знать. Вот некоторые мысли и обобщения, показывающие методы и приемы Из доклада капитана 2 ранга ЛЮБОВИЧА В Н-скои соединении кораблей Северного флота проведен одно­ дневный сбор старшинского состава’. На сборе были прочитаны доклады: «Положение на фронтах Отечественной войны», «Задачи старшины в организации службы и боевой подготовки» и «Старшина — полновластный начальник и воспитатель своих подчиненных». После докладов старшины обменялись опытом своей работы. Сбор шился хорошей школой для старшин и мичманов. Ннже мы печатаем в сокращенном виде доклад капитана 2-го ранга т. Любовича, выступления старшин и заключительное вы­ ступление контр-адмирала тов. Фокина. воспитательной работы старший, мне и хотелось изложить. Вмпиый вЮпрос для старшин— подоюд (к подчиненным. Если старшина сумеет установить правильные взаимоотношения, ему обеспечены уважение и пре­ данность бойцов, безоговорочное их послушание и старательное исполнение службы. Старшина — ярый поборник дисциплины, культуры и вежли­ вости. Он не имеет права прохо­ дить мимо даже самых, казалось бы, незначительных нарушений уста!ва, дисциплины и норм пове­ дения бойца. Однако перегиб дис­ циплинарной практики в ту пли другую сторону может нарушить правильные взаимоотношения старшины с подчиненными. Стар­ шину, в котором подчиненные ви­ дят лишь начальника-формали­ ста. способного только карать, боятся, но не уважают. Его при­ казания выполняют, но «без души». 'Старшина должен быть строгим, по справедливым. Провинившегося надо наказы­ вать по заслугам, а проявивших усердие к службе и, что особенно важно, инициативу — отмечать н поощрять. Как наказание, так и поощрение — важнейшие фак­ торы упрочения дисциплины и вообще воийсКото воспитания. Проявляя твердость и настой­ чивость в своих требованиях, не оставляя без внимания упуще­ ний кра'сЬофлотца, старшина, вместе с тем, не должен придир­ ками дертать его. Подобными ме­ тодами нельзя перевоспитать че­ ловека, и такому старшине, в койце концов, будет трудно со­ хранить свой авторитет. У нас есть замечательные тре­ бовательные старшины — мич­ ман Морев, старшина 2-й статьи Кимель, старшина 1-й статьи ■Платасин, старшина 1-й статьи Колесников, старшина 2-й статья Розанцев, мичман Лавренков, главстарпгина Егоров и многие другие. Старшина, который любит свое дело, болеет душой за честь свое­ го корабля, тот, как правило, строгий начальник^ у того нет равнодушия, тот на малейшее упущение или отступление от службы реагирует. Младший командир, пассивный в борьбе за дисциплину, спокойно взирающий на непорядки, как равнодушный наблюдатель, едва ли оправдывает звание старшины или мичмана. В борьбе за дисциплину главное не наказание, а умение во-время подметить недостаток у красно­ флотца, указать на него, помочь товарищу исправиться и тем предупредить проступок, а для этого надо знать бойцов. Изучая бойца, раз’яшяи ему сущность воинской дисциплины с целью предупреждения про­ ступков, следует иметь в виду, что индивидуальный метод рабо­ ты с каждым ничего общего не имеет с беспринципным увеще­ ванием недисциплинированных людей. Беля проступок совер­ шен, то нельзя оставлять кон- крепното виновника без взыска­ ния. Стремясь расположить к себе подчиненных, не следует допус­ кать всякого рода поблажки, за­ игрывать с бойцами, Называть их на «ты», допуская то же самое по отношению к себе. Глубоко заблуждаются старшины, прово­ дящие такую линию. Это вредно для службы, т. к. ведет к пани­ братству, роняет авторитет стар­ шины. В нужный момент он не сможет взять людей в руки, без­ оговорочно подчинить их себе, заставить выполнить свои распо­ ряжения и приказы. Печальный факт на этой осно­ ве произошел на одном из мино­ носцев, находившемся в море. В напряженную минуту мичман Терехов не сумел по-командирски повлиять на подчиненного стар­ шину 2-й статьи Дубова, и тот допустил грубую ошибку. Каждый старшина постоянно находится на виду у своих под­ чиненных. Они подмечают в своем начальнике все хорошее и пло­ хое, все достоинства и недостат­ ки. Подчиненные берут пример со /старшины. Если старшина всегда подтянут, аккуратен, одет по форме, и подчиненный будет та­ ким. Если старшина беспрекос­ ловно исполняет приказания сво­ их начальников, проявляет рве­ ние к службе, старается все сде­ лать быстрее и хорошо, можно с уверенностью сказать, {что дис­ циплина среди подчиненных бу­ дет на должном уровне. Если старшина решителен и омел, если он умеет презирать смерть, то и бойцы будут такими. Следовательно, выполнение ■своего дела требует высокой от­ ветственности от старшины. Ста­ до быть, старшина должен стать живым примером для своих под­ чиненных. В обращении с бойцами надо быть ровным всегда: и па глазах офицера, и за его спиной. Жела­ ние показать себя строгим, требо­ вательным при начальнике, буду­ чи на самом деле иным, тоже ве­ дет к потере авторитета. Кроме то­ го, подобное поведение старшины оставляет неприятный осадок в сознании подчиненных, приучает их к фальши, неискренности. Много значит для старшины тон, которым он говорит с подчи­ ненными и которым отдает при- мзания. Ни при каких обстоя­ тельствах не рекомендуется по­ вышать голос. Сколько бы ни кричал старшина, если он не пользуется авторитетом у подчи­ ненных. не сумеет пощержать дисциплину. Голос следует повышать лишь на столько, чтобы слова были яс­ но слышны подчиненным. Зато тон много значит, ибо. что сделать —■содержится в при­ казании, а как сделать—до из­ вестной степени — в тоне. Бран­ ные слова оскорбляют человек*. Некоторые старшины полагают, что пара «крепких» словечек при отдаче приказания сообщают подчиненным быстроту и стара­ тельность. Между тем, это недо­ стойно культурного человека, а тем более старшины, и являете^ доказательством несовершенства характер® старшины и его невос­ питанности. Старшина, не щадящий само­ любия своих подчиненных, по­ давляет в них благородное стрем­ ление к обраэцо!вому выполнению своето воинского долга, ослабляет их нравственную силу. Надо иметь в виду, что чувство собст­ венного достоинства свойственно каждому советскому человеку, и если это чувство правилЕ>но ис­ пользуется, то оно сможет стать моральным стимулом большого значения. Следовательно, надо не подавлять в бойце это чувство, а всемерно развивать его, направ­ ляя в нужную сторону. Старшина должен быть точен и пунктуален. Его слово неруши­ мо. Если он что-либо обещал, то должен выполнить обещан­ ное в срок. Не следует также выдавать за неопровержимую истину то, что сам не знаешь или в чем хоть немного сомнева­ ешься. Подчиненные все прини­ мают от своего старшины за чи­ стую монету, и стоит им только раз убедиться в противном, как уважение к нему будет потеряно навсегда. Народ наш любит прав­ дивых и искренних людей. Оя всегда простит незнание началь­ ником того или иного вопроса (ибо никто знать всего не мо­ жет), но ложь или неточность, выданные за истину,—никогда. Уставы, наставления — это сгусток опыта войны. Они опре­ деляют обязанности каждого в бою. Их нужно знать твердо. Из­ учать уставы следует всегда к везде, в каких бы условиях стар­ шина ни находился. Но уставы не догма, а лишь основа, опираясь на которую, можно я нужно действовать, как подсказывает опыт и требует об­ становка. В старину говорили, что за­ воевать сердце солдата может лишь командир, который по-оте­ чески относится к нему. Повсе­ дневная отеческая забота о бой­ це — святой долг старшины. Некоторые товарищи неправиль­ но поступают, когда заботу о людях сводят только к бытовым вопросам. Главное в отеческой заботе о краснофлотцах — это научить его умело воевать и тем сохранил, жизнь бойца. Старшина должен постоянно заботиться о повышении своего политического уровня, изучать выступления и приказы Вер­ ховного Главнокомандующего товарища Сталина, раз’яснять приказы подчиненным и ревност­ но добиваться вьшмлненйя их. УМЕТЬ ТРЕБОВАТЬ Из выступления старшины 1-й с т а т ь и ШИЯНОВА Мы с вами не раз наблюд* ли, с каким уважением относятся рядовые бойцы Красной Армии ж своим млащгйм командирам^евр- жантам. Идет сержант по ули­ це — его приветствует каждый рядовой. Обратился сержант к красноармейцу — тот сразу при­ нимает положение «смирно». Сразу видно — здесь на^стчшцая воинская дисцишги'на. А у на* на всех ли кораблях старшины могут похвастать тем, что их подчиненные строго соблюдают все правил* воинских уставок как в строго, так и вне строя? Я думаю, что в этом вопросе у нас немало слабин. На нашем миноносце за по­ следнее время со старшин стали крепко требовать соблюдения на­ стоящего флотского пюрадка- Дел* сразу пошло на лад. Краснофлот­ цы на корабле заметно подтяну­ лись, потому что старшины те­ перь не оставляют без замечаний даже незначительное нарушение уставных положений своими под­ чиненными. У нас старшины я» считают для себя зазорным сде­ лать, если это нужно, 8амечанм* бойцу не своего подразделении. Старшина— первый воспитатель’ краснофлотцев, ему многое для», значит надо много и спрашивать* Постоянно общаясь с бойцами, беседуя с ними, Осесторонне ш- учвя их. старшина должен найти путь к сердцу каждого краеэп- флотца. Выть воспитателем —■ значит непрерывно учиться, со­ вершенствовать своя знания. В знаниях — сила старшины. РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР Из выступления мичмана АНДРЕЕВА На корабль к нам пришли ж г лоды» краснофлотцы из числа строевых. Конечно, не только • боеЫй техникой, но даже с в** раблам они знакомы недостаток* но. Молодых краснофлотцев на­ до учить и учить. А как мы иь учим? Один единственный раа провели по кораблю в порядке экскурсии и на этом огра*дапг лнсь. Молодых отдали в распоря­ жение боцмана. 5 известно, чт» у боцмана работа для них яоевд найдется. Когда же будут «ю*с дые мюряки учиться? Учеба нужна не только жи®* дым, но и самим старшинам. Эт* бесспорно. Как же учатся ста** пггопы? На политзанятиях, наягри­ мер, ота1ршины обычно занима­ ются вместе— и тот, кто црослу- жил на флоте 10— 12 легг, и тег, у коте стаж корабельной службы 3 — 4 года. Очевидно, что такой подход к политической учебе старшин неправилен. Мне кажет­ ся, что не мешало бы как-то дм- феронпдровать старшин в грум- пах политзанятий. Это принеся» бы больше пользы для них. И в самом деле, для того, что­ бы политический кругозор стар­ шины расширялся непрерывно, нужно, чтобы он год от года под­ нимайся па новые ступени зна­ ний, а у нас бывает, что стар­ шины по 2— 3 года изучают од­ но и то жо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz