Краснофлотец. 1945, июнь.
ВДСИОфЛОТСКИЕ чтения от в самом общем виде схема совре менного реактивного двигателя. Представь те себе, что внутри какого-либо замкнутого со всех сторон сосуда-камеры, произошел взрыв тбердого горючего, например, %поро ха, или . воспламенение жид кого горючего — бензина или керосина. Образовавшиеся при этом газы будут оказывать одинаковое давление на все отенки камеры — вверх, вниз и в стороны. Но что произой дет, воли в одной из стенок камеры, скажем, нижней, про делать отверстие? Сильно сжатый в камере газ тотчас же устремится через проделанное отверотне наружу. Следова тельно, напор газа на нижнюю стенку резко уменьшится и не сможет более уравновешивать давление газа на противопо ложную, верхнюю стенку. По этому давление на верхнюю стенку превзойдет давление на нйЗкнюю стенку, и этот из быток H a jiop a увлечет всю ка меру вверх: она взлетит. (См. рис. 1). Если сгорание заложенного в камеру горючего будет проис ходить постепенно, с расчетом на определенное время, то ка мера будет находиться в поле те, пока не иссякнет горючее и не прекратит действие инер ция полета. Камера со всеми необходи мыми приспособлениями, в ко торой происходит сгорание топлива, носит название раке ты, а самое движение ее — ре активным или ракетным дви жением. Отверстие, которое проде лывают в одной из стенок ка меры, имеет особую, кониче скую форму и называется соплом. Стенки сопла расхо дятся наружу в виде рупора. Газы, выходя через такое сопло, растекаются по его стенкам, давят на них, и это давление увеличивает силу, движущую ракету. Ракета обладает одной заме чательной особенностью: заря- — ?*енная горючим, она способна двигаться независимо от воз душной среды, и наилучшие результаты дает именно в без воздушном пространстве, где отсутствует внешнее сопротив ление ее движению. Возникает вопрос: как же бу дет гореть топливо, заложенное в ракету, при отсутствии кис лорода? Но порох для воспла менения не нуждается в кисло роде воздуха: кислород нахо дится в нем самом в связанном состоянии. Что же касается жидкого ^топлива, то современ ная техника может отлично справиться с этой, трудностью, закладывая в ракету баллоны с жидким кислородом, предвари тельно охлажденным, примерно, на 200 градусов ниже нуля. Именно на этом свойстве ра кеты двигаться в безвоздушном пространстве строились много численные проекты применения ее для межпланетных сообще ний. Эти проекты пока принад лежат к области научной фан тастики. Зато возможность при менения ракетного двигателя в высоких слоях земной атмо сферы — в стратосфере, где обычные винто-моторные само леты почти неприменимы, впол не реальна. История ракетного оружия Волее двух тысяч лет назад китайцы изобрели и применяли для военных целей простейший вид ракеты. Повидимому, ки тайская ракета была сходна с теми ракетами, которые приме няются и сейчас для фейервер ка и сигнализации. Китайцы использовали свою ракету, как РАКЕТА— ДВИГАТЕЛЬ И ОРУЖИЕ . зажигательнее средство при 1осаде вражеских городов. Ра кетная трубка с небольшим за пасом пороха привязывалась к стреле. Выбрасывая такую стрелу из лука, китайские вои ны сообщали ракете большую начальную скорость и увеличи вали дальность ее полета. Неоднократно использовались ракеты для военных целей и в более позднее время, в самых различных частях земного ша ра. Так, в X V веке знаменитый чешский полководец и государ ственный деятель Ян Г у с при менял при осаде городов за жигательные ракеты, которым придавал внешний вид птиц. Г *-1 ± 1 V Рис. 1. В X V I I I веке англичане встре тились в Индии с индийскими войсками, имевшими особые подразделения ракетометчиков, применявших ракеты органи зованно и в значительном ко личестве. Английский полков ник Конгрев, находившийся в оккупационной армии, заинте ресовался этим не применяв шимся в ту пору в Европе ви дом оружия и по возвращении на родину разработал новый тип боевой ракеты, соответ ствующий уровню тогдашней европейской техники. Первые испытания, сделанные в 1804 году, были не очень удачными. В дальнейшем Конгрев настоль ко усовершенствовал свою ра кету, что она получила серьез ное боевое значение. В частно сти, при осаде англичанами Копенгагена в 1807 году с ко раблей британского флота бы ло выпущено по городу не сколько тысяч «конгревовых* ракет. Этот эпизод известен в истории под названием «сож жение Копенгагена ракетами». В середине X IX века ракетное оружие было принято на воору жение также и в русской армии. Творцом русской ракеты был крупнейший ученый — артил лерист генерал-лейтенант К. И. Константинов. В 1850 году в Пе тербурге под его руководством работал специальный «ракет ный завод». Второй, еще более крупный завод боевых ракет был основан в г. Николаеве, по проекту того же генерала Константинова. Максимальная дальность полета русских ра кет доходила до 4 километров, при общем весе до 80 кг. По условиям того времени эти данные можно считать рекорд ными. Практическое применение ра кет в русской армии также ока залось вполне удачным. Так, генерал Скобелев успешно при менял ракетные боевые сред ства для рассеивания иррегу лярной конницы противника. В своих «Воспоминаниях» гене рал Брусилов указывает, что во время войны с Турцией в 1877 году он, будучи молодым офи цером, был свидетелем успеш ного применения русской ар мией боевых ракет. Несмотря на такие успехи, ракетное оружие ни в Европе, ни в России далььейшего раз вития не получило. Его быстро обогнала орудийная артилле рия, более соответствовавшая новым тактическим условиям боя. Только накануне второй ми ровой войны ракетное оружие, возродившееся на новой техни ческой основе, стало снова за воевывать себе место в воен ной технике, отнюдь не вытес- Проф. Г. ПОКРОВСКИЙ, генерал-майор инженерно- технической службы няя орудийную артиллерию, но помогая ей решать многие за дачи. История „авиационной1 ранеты На протяжении всего X IX ве ка множество изобретателей пытались использовать ракет ный двигатель для летатель ных аппаратов тяжелее возду ха и для аэростатов. Разраба тывались проекты реактивных дирижаблей, самолетов, гели коптеров. В 1841 году Шарль Голайтли получил патент на самолет с ракетным двигате лем, работающим на жидком топливе. В 1886 году получили патент на ракетный самолет изобретатели Бюиссон и Чиур-' ку. Наконец, уже в XX веке,-в 1907 году, в той же Франции изобретатель . Лорэн выдвинул проект ракетного самолета, представляющего собой воз душную торпеду, управляемую на расстоянии при помощи электрических механизмов. Первый по времени наиболее реальный проект ракетного самолета принадлежит русско му революционеру Николаю Кибальчичу, казненному в 1881 году. Этот проект был им сде лан в тюрьме, накануне казни. 23 марта он передал тюремным властям следующее заявление: «Находясь в заключении, за несколько дней до своей смер ти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении. Если же моя идея, после тщательно го обсузвдения учеными спе циалистами, будет признана исполнимой, то я буду счаст лив тем, что окажу громадную у с лу гу родине, и человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мною, а бу дет существовать среди чело вечества, для которого я готов был пожертвовать своей жизнью». ' г Рис. 2. Проект реактивной повозки, предложенный Нью тоном. Кибальчич был казнен. Его проект пролежал в архивах по лиции до революции 1917 года и остался в свое время неиз вестным ученому миру. Первым в мире детально раз работал проект космического воздушного ракетного корабля также русский ученый, К. Э. Циолковский, справедливо по читающийся у нас и за грани цей основоположником «раке- топлавания». Но Циолковский был не только замечательным конструктором: он создал тео рию реактивного движения, установил законы, которым под чиняется полет ракеты. Конеч но, практическое осуществле ние полета космического ракет ного корабля лежит еще дале ко за пределами практической возможности. Но теоретические труды Циолковского являются серьезным вкладом в дело изу чения ракетного движения. Отнюдь не случайно, ’ что вплоть до последнего времени все проекты реактивных само летов не получили практиче ского воплощения. В большин стве случаев изо#ретатели шли в своих поисках чисто опытным путем или опирались ,ра недо статочно равработанные науч ные данные. Чтобы построить ракетоплан, способный к сколь ко-нибудь длительному полету, надо знать детально законы его поведения в воздухе. Законы движения реактив ного летательного аппарата в воздушной и безвоздуцшой сре де былй впервые открыты и изучены русскими учеными. Наука о ракетном движении Генерал-лейтенант К. И. Кон стантинов, положивший начало производству боевых ракет для русской армии, был и первым ученым, поставившим на науч ную почву вопросы ракетного движения. К. И. Константинов ставил себе целью определить движу щую силу ракеты и пришел к выводу о неэкономичности ре активного двигателя при малых скоростях. Этот вывод пол ностью разделяется современ ной наукой. Ракетный двига тель при сколько-нибудь даль нем полете нуждается в столь значительном количестве горю чего, что построить длительно работающую ракету, по крайней мере, при современном состоя нии знания невозможно. Сле довательно, наиболее успешным является применение ракет, движущихся с большими ско ростями сравнительно короткое время. Именно эта плодотворная мысль, впервые высказанная в общем виде К. И. Константино вым и развитая современной наукой, легла в основу нового ракетного оружия, нашедшего массовое применение на фрон тах Отечественной войны. Ракетное оружие в условиях Отечественной войны «Катюша» — это общеприня тое в Красной Армии ласковое наименование для славного ви да нашего оружия — ракетных снарядов или РС. Вторая мировая война приве ла к невиданной ранее кон центрации боевых средств и к необходимости быстрого манев рирования этой концентриро ванной боевой техникой. В ча стности, возникла задача — создавать мощный огневой вал артиллерийского и минометно го о гн я ,. сопровождающий на ступление пехоты и танков, а иногда и конницы. Оказалось, что, помимо орудийной артил лерии, боевые ракеты также являются для этой цели весьма действенным оружием. Совет ская военно-техническая мысль, вооруженная передовой тео рией, в короткий срок справи лась с задачей конструирова ния наиболее эффективного ви да ракетного оружия. А мощная промышленность Советского Союза смогла обеспечить фронт таким количеством РС, что ми нометные части Красной А р мии получили возможность до стичь невиданных никогда ра нее мощностей огневого налета. В принципе современный ра кетный снаряд ничем не отли чается от прежней боевой ра кеты Конгрева или Константи нова. Его перемещает в про странстве та же самая движу щая сила: вырывающийся через отверстие камеры поток сжатого гава. Но ведь и совре менная сверхмощная советская пушка по основному принципу действия ничем не отличается даже от своего самого дальнего Предка. Т ут все дело в новых технических мощностях, в пе реходе «количества» в «каче ство». В чем же состоит особенность реактивного снаряда, обеспе чившая успех его применения на полях сражений современной войны? Как читатель уже знает иэ предыдущего, реактивный сна- Dfli «č&k себя движет» — двн- отб ряд жетоя эа счет реакции ра- сываемых им назад газов. Сле довательно, установка для его отарта не должна сообщать ему энергии. В отличие от артил лерийского снаряда, ракетный снаряд является одновременно как бы и пушкой и снарядом, и к цели они летят вместе. Уста новка для старта РС не воспри нимает отдачи. Вот почему такая установка может быть легкой, портативной, подвиж ной. Наконец, эта установке сравнительно проста и дешевяС и мвжет быть изготовлена в весьма большом количестве эк земпляров. Громадное значе ние имеет также ее подвиж ность: во время боевых опера ций такие установки можно бы стро перебрасывать на автома шинах, танках, санях, самоле тах с одних позиций на другие. При этом сами по себе снаряды могут быть достаточно тяжелы ми и нести в себе мощный фу гасный заряд. При массовом применении реактивные снаряды способны в несколько минут превратить в бесформенные обломки вра жескую технику, сооружения и людей на значительных пло щадях. Надо сказать, что вообще ре активные снаряды обладают малой прицельноотью. Это об условлено тем, что выходящие из ракеты гавы движутся ш всегда вполне точно.- Кроме то го, малейшие неточности при старте ракеты могут значитель но исказить траекторию ее по лета. Наконец, даже ветер и неоднородность атмосферы в нижних слоях могут также ис казить траекторию ракеты в большей мере, чем у артилле рийского снаряда. Однако, при массовом приме нении таких снарядов на срав нительно малых расстояниях, когда производится поражение целых площадей, незначитель ная меткость практически ни как не влияет на результаты стрельбы. Установка для старта РС со стоит из легкой стальной тру бы, снабженной прицельным приспособлением и механизма ми для производства выстрела. Часто вместо трубы, которая заменяет ствол, устраиваются простыв направляющие приспо собления в виде стальных прутьев, скрепленных кольца ми. Несколько таких приспособ лений скрепляются вместе, что позволяет давать старт одно временно б—б и более РС. Заря жание производится очень про сто: вкладывается ракета н включается электрический за пал. Немцы также применяли на полях сражений свои РС. Ука жем, в частности, на дальнобой ные артиллерийские снаряды, снабженные дополнительно ра кетой, существенно увеличи вающей дальность стрельбы. Но немцы не сумели извлечь из реактивных средств всего, что могли в принципе дать эти средства. (Окончание следует) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz