Краснофлотец. 1945, июнь.
СТАРШИНА ПРОСКУРА И ЕГО ОТДЕЛЕНИЕ машинистов старшина Фото Г, Кресман. Мастера своего дела Котельная установка и вспо могательные " механизмы, кото рые обслуживает мое отделение, проработали безотказно много тысяч часов, перекрыв установ ленные нормативы в несколько раз. Как мыдобились такой большой живучести механиз мов? Секрет успеха, прежде всего, в любовном отношении к тех нике. Вот, к примеру, старший краснофлотец коммунист Агеев. Когда корабль возвращается из боевого похода, Агеев не ожи дает общего оигнала «присту пить к осмотру механизмов». Не считаясь со временем, он сразу же, как только корабль ошвартовался у стенки, начи нает тщательно осматривать свое заведывание. Заглянет во все уголки, приведет в порядок вседетали. А если обнаружит какую-либо неисправность, то тут же ее устраняет. У меня в отделении за всю войну не было ни одного слу чая, чтобы краснофлотец доло жил о готовности к походу, прежде чем он не проверил ра боту механизмов под паром. Старший краснофлотец Фу- фаев— хозяин турбовентилято ров — сложных и капризных механизмов. Внимательное на блюдение за работой турбовен тиляторов в походах, своевре менное устранение мелких не исправностей, тщательный уход дали Фуфаеву возможность не только обеспечить четкую и бесперебойную работу механиз мов,но и на много сотен часов продлить их деятельность. Не смотря на то, что турбовенти- ляторьг перекрыли в работе все установленные сроки, они сей час не нуждаются в ремонте и находятся в хорошем состоя нии. В безукоризненном состоя нии содержат свои заведывания и краснофлотцы Саунин, Ильин и Промтов. Я стараюсь, чтобы мои под чиненные не поверхностно, а глубоко знали устройство об служиваемых ими агрегатов. Этого удалось достигнуть путем всестороннего изучения техни ки. Каждый краснофлотец моего отделения без особого труда мо жет сделать чертеж нефтенасоса, турбовентилятора или системы магистралей. Понятно, что это дает возможность не просто об служивать технику, а глубоко вникать в ее работу, заранее предусматривать возможные скисания и своевременно при нимать меры к предотвращению поломок. Вот в чем, на мой взгляд, секрет нашей успешной работы. Старшина 1 статьи С. ПРОСКУРА. ОТЛИЧНАЯ ШКОЛА На корабле я совсем недав но. Командир миноносца оп ределил меня в БЧ-V, в отде ление нательных машинистов старшины 1 статьи Проскуры. Старшина встретил меня теп ло, как старого друга, и сразу же повел к себе в кубрик. — Вот здесь ваше место, — указал он на один из рунду ков, — а вот это ваши буду щие товарищи, — и познако мил меня с краснофлотцами своего отделения/ Затем Проскура рассказал мне о порядках на корабле, о славной боевой деятельности его экипажа в годы Отечест- военной войны. — Ну, а теперь пойдемте на боевой пост. Когда я спустился в котель ное отделение, меня поразили чистота и порядок, которые ца рили всюду. — Ваше заведывание—нефте- насосы и нефтеподогреватель.— сказал мне Проскура. — Вот они. И старшина подробно рас сказал об устройстве этих ме ханизмов и взаимодействии деталей. Казалось, что этот че ловек всю свою жизнь провел только у котлов и нефтенасо- сов, — так глубоки были его знания. Глядя на него, неволь но и самому хотелось стать вот таким же знатоком дела. Вскоре корабль вышел в боевой поход, который был для меня первым. Вот здесь-то я и увидел, как мастерски владеют техникой котельные машини сты. Я почувствовал, как мно гого еще мне нехватает, чтобы стать хорошим машинистом. — Вникай в каждую ме лочь, это пригодится, — сказал мне Проскура. — В бою, брат, секунда дорога, и если ты замешкаешься, это дорого обойдется. Так я постепенно проходил отличную школу — школу старшины Проскуры. Проскура обучает молодых краснофлот цев непосредственно у меха низмов. Он придает большое значение практическим заня тиям, но не забывает и о тео ретической учебе. Частенько со бирает он вде отделение, рас кладывает чертежи и нетороп ливо расспрашивает красно флотцев о принципах работы котельной установки. То, что узнаешь во время такой бесе ды, навсегда остается в памя ти. Краснофлотец Ь. ПРОМТОВ. ЧЕТЫРЕ ГОДА БЕЗ ПОЛОМОК Всю войну я провел на ко рабле, выполняя обязанности котельного машиниста. Много было у нас больших походов, многобыло схваток с врагом. Не раз приходилось бороться со свирепыми штормами грозного Баренцова моря. Но ни в одном, даже самом трудном плавании механизмы, которые я обслужи вав, не выходили из строя. Нелегко мне это далось. Поч ти девять лет я плаваю на ко раблях. Знаю специальность, как свои пять пальцев. Но все же периодически, снова и снова просматриваю чертежи, знаком люсь с технической литературой по котельным установкам, что бы как можно глубже изучить доверенную мнетехнику. У нас в отделении заведен такой порядок. Работая у меха низмов, мытщательно соблюда ем правила их обслуживания. Когда корабль после похода возвращается в базу, не дожи даясь приказа, проворачиваем механизмы, внимательно про сматриваем все детали, вплоть до последних болтиков и шу рупчиков, смазываем их, чтобы предотвратить ржавчину. Если удается обнаружить износив шиеся детали, немедленно до кладываем об этом старшине. Исправность питательного на соса, водоподогревателя, на порных и отливных магистра лей много значит в работе всей котельной установки. За их ра ботой надо особенно пристальн* следить. Когда я вижу, что ка кая-либо деталь начинает кап ризничать, то сраэу же, не от кладывая дела в долгий ящик, ремонтирую ее. В длительных штормовых по ходах боевая техника требует самого тщательного присмотра. Ржавчина может появиться в самых потаенных местах. Пре дотвратить порчу механизмов и их " преждевременный износ можно только внимательным уходом за всеми деталями уста новки, периодически протирая сухой ветошью детали, на ко торые попала забортная вода. Механизмы, не покрытые кра ской, я постоянно чищу, а по том смазываю турбинным мас лом или тавотом, во-время ме няю сальники, слежу за каж дым движением машины. Чуть услышу подозрительный стук или скрип, сразу же ищу при чину, принимаю меры, чтобы предостеречь механизмы от скисания. Агрегаты, которые я обслу живаю, отработали за четыре года по 3 — 4 нормы, поло женных по инструкции, и на ходятся сейчас в хорошем со стоянии. Старший краснофлотец А. АГЕЕВ. Котельный машинист жрьснофлотвй Н. Саунин. Фото Г. Кресман. Н орабль, выполнив боевое задание, возвращался в базу. За кормой уже остались десятки пройденных миль. Но впереди был самый опасный участок, который надо было миновать ускоренным хо дом. В непроницаемой для глаза свинцовой толще воды подстерегал коварный враг — немецкие подводные лодки. В такой обстановке главным оружием миноносца был его ход, всецело зависящий от лю дей, работающих глубоко внут ри корабля, у раскаленных то пок. Но только миноносец успел войти в опасную зону, в пер вом котельном отделении лоп нуло сразу пять трубок, дол гое время работавших без сме ны. Приказ командира был лако ничным: в кратчайший срок заглушить трубки и обеспечить нужный ход. Старшина первого котельно го отделения Сергей Проскура стоял около дышащего жаром котла, обдумывая создавшееся положение. Проскура на кораб ле слыл человеком веселым и неунывающим. Вот и сейчас, когда впереди предстояла трудная и опасная работа, Проскура пытливо по К О Т Л О Л А 3 Ы“ смотрел на стоявшего рядом краснофлотца и промолвил: — Вот и приехали. Что будем делать? — Пусть остывает, -потом приведем в порядок, — ответил краснофлотец. — Ну нет, брат, так не вый дет! Ждать мы не будем. Да вай-ка облачайся в теплые брюки, фуфайку, будем лечить нашего старика на ходу! Краснофлотец недоуменно посмотрел на старшину и то ропливо побежал одеваться. Он знал, что на некоторых кораб лях уже глушили трубки в раскаленном котле. Но сейчас, когда предстояло это сделать, самому стало как-то не по се бе. «А вдруг не выдержу?» — думал он. Шутка ли, залезть в топку после того, как в ней несколько часов подряд буше вало пламя! Но Проскура и сам готовился к этой операции. Он обмотал лицо полотном, одел рукави цы и ждал, когда котел хотя немного остынет. Старшие краснофлотцы Агеев и Фуфаев вскрыли горловины парового люка и водяного коллектора, распахнули дверцу, прикрыва ющую лаз в топку, приготовили на всякий случай холодную воду. Через некоторое время, когда температура немного умень шилась, Проскура вместе с другими краснофлотцами за глушил трубки, и котел снова вошел в строй. Когда контр-адмирал Фокин узнал об этом, то в беседе с котельными машинистами в шутку назвал их котлолазами. С тех пор эта кличка так и осталась за котельными маши нистами. ...Проскура давно познако мился со своей нынешней спе циальностью. Он много лет ра ботал паропроводчиком, плавал машинистом на пароходах и был влюблен в свою профес сию. Эту любовь он принес с собой и на военный корабль, оборудованный мощными паро выми установками, сложной техникой. За долголетнюю службу на миноносце Проску ра, как он выражается сам, до шплинта изучил котельное от деление. . Проскура личным примером прививает своим подчиненным любовь к технике. О том, как добросовестно относится он к делу , убедительно говорит его карточка взысканий и поощре ний. За девять лет службы он не получил ни одного взыска ния, в то время как поощрений имеет 46. Свои знания старшина 1 статьи Проскура умело пере дает подчиненным Он учит их непосредственно у механизмов. — Но знать работу механиз мов практически—это еще не все. Чтобы глубоко понять принцип действия, скажем, нефтяного насоса, надо основа тельно изучить его теоретиче ски. Поэтому время от време ни я провожу теоретические занятия, на которых разбираю ошибки, допущенные подчи ненными, обобщаю опыт, — го ворит Проскура. За время войны миноносец наплавал десятки тысяч миль, провел 116 боевых операций, отконвоировал 380 транспортов, повредил 5 вражеских подвод ных лодок и уничтожил 3 са молета противника. Эти циф ры говорят о кипучей боевой деятельности корабля. Немалая доля * §том ратном труде при- йадл**шт котельным машини стам старшины 1 статьи Про скуры. В тяжелых штормовых похо дах скотлолазы» несли непре рывную ходовую вахту. Сергей Проскура ловко лазал по тес ному котельному отделению, забирался по узким трапикаи на кожух котла, тревожно всматривался в прыгающие стрелки приборов, стараясь не пропустить ни одного подо зрительного звука в работа ющих механизмах. Держать пар строго на мар ке, обеспечить четкую работу котельной установки — вот что составляет честь всего от деления. Котельные машини сты высоко оберегают эту честь. Они добились не только безупречного действия всех установок, но и намного про длили их жизнь, сохранив государству десятки тысяч рублей. Главная заслуга в этом принадлежит Сергею Про- скуре — отличному моряку, ко торый слывет на корабле луч шим старшиной. Старший лейтенант Г. БУТИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz