Краснофлотец. 1945, июнь.

СТАРШИНА ПРОСКУРА И ЕГО ОТДЕЛЕНИЕ машинистов старшина Фото Г, Кресман. Мастера своего дела Котельная установка и вспо­ могательные " механизмы, кото­ рые обслуживает мое отделение, проработали безотказно много тысяч часов, перекрыв установ­ ленные нормативы в несколько раз. Как мыдобились такой большой живучести механиз­ мов? Секрет успеха, прежде всего, в любовном отношении к тех­ нике. Вот, к примеру, старший краснофлотец коммунист Агеев. Когда корабль возвращается из боевого похода, Агеев не ожи­ дает общего оигнала «присту­ пить к осмотру механизмов». Не считаясь со временем, он сразу же, как только корабль ошвартовался у стенки, начи­ нает тщательно осматривать свое заведывание. Заглянет во все уголки, приведет в порядок вседетали. А если обнаружит какую-либо неисправность, то тут же ее устраняет. У меня в отделении за всю войну не было ни одного слу­ чая, чтобы краснофлотец доло­ жил о готовности к походу, прежде чем он не проверил ра­ боту механизмов под паром. Старший краснофлотец Фу- фаев— хозяин турбовентилято­ ров — сложных и капризных механизмов. Внимательное на­ блюдение за работой турбовен­ тиляторов в походах, своевре­ менное устранение мелких не­ исправностей, тщательный уход дали Фуфаеву возможность не только обеспечить четкую и бесперебойную работу механиз­ мов,но и на много сотен часов продлить их деятельность. Не­ смотря на то, что турбовенти- ляторьг перекрыли в работе все установленные сроки, они сей­ час не нуждаются в ремонте и находятся в хорошем состоя­ нии. В безукоризненном состоя­ нии содержат свои заведывания и краснофлотцы Саунин, Ильин и Промтов. Я стараюсь, чтобы мои под­ чиненные не поверхностно, а глубоко знали устройство об­ служиваемых ими агрегатов. Этого удалось достигнуть путем всестороннего изучения техни­ ки. Каждый краснофлотец моего отделения без особого труда мо­ жет сделать чертеж нефтенасоса, турбовентилятора или системы магистралей. Понятно, что это дает возможность не просто об­ служивать технику, а глубоко вникать в ее работу, заранее предусматривать возможные скисания и своевременно при­ нимать меры к предотвращению поломок. Вот в чем, на мой взгляд, секрет нашей успешной работы. Старшина 1 статьи С. ПРОСКУРА. ОТЛИЧНАЯ ШКОЛА На корабле я совсем недав­ но. Командир миноносца оп­ ределил меня в БЧ-V, в отде­ ление нательных машинистов старшины 1 статьи Проскуры. Старшина встретил меня теп­ ло, как старого друга, и сразу же повел к себе в кубрик. — Вот здесь ваше место, — указал он на один из рунду­ ков, — а вот это ваши буду­ щие товарищи, — и познако­ мил меня с краснофлотцами своего отделения/ Затем Проскура рассказал мне о порядках на корабле, о славной боевой деятельности его экипажа в годы Отечест- военной войны. — Ну, а теперь пойдемте на боевой пост. Когда я спустился в котель­ ное отделение, меня поразили чистота и порядок, которые ца­ рили всюду. — Ваше заведывание—нефте- насосы и нефтеподогреватель.— сказал мне Проскура. — Вот они. И старшина подробно рас­ сказал об устройстве этих ме­ ханизмов и взаимодействии деталей. Казалось, что этот че­ ловек всю свою жизнь провел только у котлов и нефтенасо- сов, — так глубоки были его знания. Глядя на него, неволь­ но и самому хотелось стать вот таким же знатоком дела. Вскоре корабль вышел в боевой поход, который был для меня первым. Вот здесь-то я и увидел, как мастерски владеют техникой котельные машини­ сты. Я почувствовал, как мно­ гого еще мне нехватает, чтобы стать хорошим машинистом. — Вникай в каждую ме­ лочь, это пригодится, — сказал мне Проскура. — В бою, брат, секунда дорога, и если ты замешкаешься, это дорого обойдется. Так я постепенно проходил отличную школу — школу старшины Проскуры. Проскура обучает молодых краснофлот­ цев непосредственно у меха­ низмов. Он придает большое значение практическим заня­ тиям, но не забывает и о тео­ ретической учебе. Частенько со­ бирает он вде отделение, рас­ кладывает чертежи и нетороп­ ливо расспрашивает красно­ флотцев о принципах работы котельной установки. То, что узнаешь во время такой бесе­ ды, навсегда остается в памя­ ти. Краснофлотец Ь. ПРОМТОВ. ЧЕТЫРЕ ГОДА БЕЗ ПОЛОМОК Всю войну я провел на ко­ рабле, выполняя обязанности котельного машиниста. Много было у нас больших походов, многобыло схваток с врагом. Не раз приходилось бороться со свирепыми штормами грозного Баренцова моря. Но ни в одном, даже самом трудном плавании механизмы, которые я обслужи­ вав, не выходили из строя. Нелегко мне это далось. Поч­ ти девять лет я плаваю на ко­ раблях. Знаю специальность, как свои пять пальцев. Но все же периодически, снова и снова просматриваю чертежи, знаком­ люсь с технической литературой по котельным установкам, что­ бы как можно глубже изучить доверенную мнетехнику. У нас в отделении заведен такой порядок. Работая у меха­ низмов, мытщательно соблюда­ ем правила их обслуживания. Когда корабль после похода возвращается в базу, не дожи­ даясь приказа, проворачиваем механизмы, внимательно про­ сматриваем все детали, вплоть до последних болтиков и шу­ рупчиков, смазываем их, чтобы предотвратить ржавчину. Если удается обнаружить износив­ шиеся детали, немедленно до­ кладываем об этом старшине. Исправность питательного на­ соса, водоподогревателя, на­ порных и отливных магистра­ лей много значит в работе всей котельной установки. За их ра­ ботой надо особенно пристальн* следить. Когда я вижу, что ка­ кая-либо деталь начинает кап­ ризничать, то сраэу же, не от­ кладывая дела в долгий ящик, ремонтирую ее. В длительных штормовых по­ ходах боевая техника требует самого тщательного присмотра. Ржавчина может появиться в самых потаенных местах. Пре­ дотвратить порчу механизмов и их " преждевременный износ можно только внимательным уходом за всеми деталями уста­ новки, периодически протирая сухой ветошью детали, на ко­ торые попала забортная вода. Механизмы, не покрытые кра­ ской, я постоянно чищу, а по­ том смазываю турбинным мас­ лом или тавотом, во-время ме­ няю сальники, слежу за каж­ дым движением машины. Чуть услышу подозрительный стук или скрип, сразу же ищу при­ чину, принимаю меры, чтобы предостеречь механизмы от скисания. Агрегаты, которые я обслу­ живаю, отработали за четыре года по 3 — 4 нормы, поло­ женных по инструкции, и на­ ходятся сейчас в хорошем со­ стоянии. Старший краснофлотец А. АГЕЕВ. Котельный машинист жрьснофлотвй Н. Саунин. Фото Г. Кресман. Н орабль, выполнив боевое задание, возвращался в базу. За кормой уже остались десятки пройденных миль. Но впереди был самый опасный участок, который надо было миновать ускоренным хо­ дом. В непроницаемой для глаза свинцовой толще воды подстерегал коварный враг — немецкие подводные лодки. В такой обстановке главным оружием миноносца был его ход, всецело зависящий от лю­ дей, работающих глубоко внут­ ри корабля, у раскаленных то­ пок. Но только миноносец успел войти в опасную зону, в пер­ вом котельном отделении лоп­ нуло сразу пять трубок, дол­ гое время работавших без сме­ ны. Приказ командира был лако­ ничным: в кратчайший срок заглушить трубки и обеспечить нужный ход. Старшина первого котельно­ го отделения Сергей Проскура стоял около дышащего жаром котла, обдумывая создавшееся положение. Проскура на кораб­ ле слыл человеком веселым и неунывающим. Вот и сейчас, когда впереди предстояла трудная и опасная работа, Проскура пытливо по­ К О Т Л О Л А 3 Ы“ смотрел на стоявшего рядом краснофлотца и промолвил: — Вот и приехали. Что будем делать? — Пусть остывает, -потом приведем в порядок, — ответил краснофлотец. — Ну нет, брат, так не вый­ дет! Ждать мы не будем. Да ­ вай-ка облачайся в теплые брюки, фуфайку, будем лечить нашего старика на ходу! Краснофлотец недоуменно посмотрел на старшину и то­ ропливо побежал одеваться. Он знал, что на некоторых кораб­ лях уже глушили трубки в раскаленном котле. Но сейчас, когда предстояло это сделать, самому стало как-то не по се­ бе. «А вдруг не выдержу?» — думал он. Шутка ли, залезть в топку после того, как в ней несколько часов подряд буше­ вало пламя! Но Проскура и сам готовился к этой операции. Он обмотал лицо полотном, одел рукави­ цы и ждал, когда котел хотя немного остынет. Старшие краснофлотцы Агеев и Фуфаев вскрыли горловины парового люка и водяного коллектора, распахнули дверцу, прикрыва­ ющую лаз в топку, приготовили на всякий случай холодную воду. Через некоторое время, когда температура немного умень­ шилась, Проскура вместе с другими краснофлотцами за­ глушил трубки, и котел снова вошел в строй. Когда контр-адмирал Фокин узнал об этом, то в беседе с котельными машинистами в шутку назвал их котлолазами. С тех пор эта кличка так и осталась за котельными маши­ нистами. ...Проскура давно познако­ мился со своей нынешней спе­ циальностью. Он много лет ра­ ботал паропроводчиком, плавал машинистом на пароходах и был влюблен в свою профес­ сию. Эту любовь он принес с собой и на военный корабль, оборудованный мощными паро­ выми установками, сложной техникой. За долголетнюю службу на миноносце Проску­ ра, как он выражается сам, до шплинта изучил котельное от­ деление. . Проскура личным примером прививает своим подчиненным любовь к технике. О том, как добросовестно относится он к делу , убедительно говорит его карточка взысканий и поощре­ ний. За девять лет службы он не получил ни одного взыска­ ния, в то время как поощрений имеет 46. Свои знания старшина 1 статьи Проскура умело пере­ дает подчиненным Он учит их непосредственно у механизмов. — Но знать работу механиз­ мов практически—это еще не все. Чтобы глубоко понять принцип действия, скажем, нефтяного насоса, надо основа­ тельно изучить его теоретиче­ ски. Поэтому время от време­ ни я провожу теоретические занятия, на которых разбираю ошибки, допущенные подчи­ ненными, обобщаю опыт, — го­ ворит Проскура. За время войны миноносец наплавал десятки тысяч миль, провел 116 боевых операций, отконвоировал 380 транспортов, повредил 5 вражеских подвод­ ных лодок и уничтожил 3 са­ молета противника. Эти циф­ ры говорят о кипучей боевой деятельности корабля. Немалая доля * §том ратном труде при- йадл**шт котельным машини­ стам старшины 1 статьи Про­ скуры. В тяжелых штормовых похо­ дах скотлолазы» несли непре­ рывную ходовую вахту. Сергей Проскура ловко лазал по тес­ ному котельному отделению, забирался по узким трапикаи на кожух котла, тревожно всматривался в прыгающие стрелки приборов, стараясь не пропустить ни одного подо­ зрительного звука в работа­ ющих механизмах. Держать пар строго на мар­ ке, обеспечить четкую работу котельной установки — вот что составляет честь всего от­ деления. Котельные машини­ сты высоко оберегают эту честь. Они добились не только безупречного действия всех установок, но и намного про­ длили их жизнь, сохранив государству десятки тысяч рублей. Главная заслуга в этом принадлежит Сергею Про- скуре — отличному моряку, ко­ торый слывет на корабле луч­ шим старшиной. Старший лейтенант Г. БУТИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz