Краснофлотец. 1945, июль.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц • -4 НА С Т Р АЖ Е ВОЗДУШНЫХ РУБЕЖЕЙ 1 ишя ар- Славный боевой путь зенитчиков части полковника подполковника Шевчука Шевчука от- • метиливторую годовщину своей части. Офицеры, сержанты и краснофлотцы этой части выросли, окрепли и закалились во многих боях. Никогда не за­ будут зенитчики суровые дни, когда им приходилось отражать ожесточенные массированные налеты немецкойавиации на ко­ рабли и базы Северного флота. Все попытки врага нанести бом­ бовый удар по главнойбазе фло­ та неизменно разбивались о сте­ ну зенитного огня североморцев. Только одно подразделение ка­ питана Ибрагимова за время Ве­ ликой Отечественной войны 1.600 раз переходило в боевую готовность. Зенитчики Ибраги­ мова отразили 35 групповых на­ летов и 98 одиночных. Особенно отличились в боях с немецкими захватчиками артил­ леристы зенитной батареи офи­ цера т. Пророкова, сбившие 16 самолетов врага, и зенитчики офицера Новожилова, уничто­ жившие 8 самолетов. На батаре­ ях части воспитались такие ма­ стера зенитного огня, как капи­ таны Проро­ ков, Новожи­ лов и Леонен­ ко, старший лейтенант Зо­ лотов, сержанты Камаев, Бир- кин Мокшанов, Королев. Более двухсот зенитчиков на­ граждены орденами и медалями Советского Союза за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками. Среди награжденных много коммуни­ стов и комсомольцев. Они явля­ ются передовиками боевойи по­ литической подготовки. Это сер­ жанты Верещагин, Морозов, Богданов и Кучин, старший кра­ снофлотец Воронин, сержанты Пашин, Жигачев, Тимошин, Елизаров, Лучников и многие другие. Часть подполковника Шевчука отметила вторую годовщину своего существования в дни, когда Отечественная война по­ бедоносно закончена. Но севе­ роморские зенитчики-артиллери­ сты держат порох сухим! Новые задачи встали перед ними. Они глубоко изучают боевой опыт, настойчиво и упорно изо дня в день совершенствуют воинскую выучку и мастерство. Они ис­ пользуют для этого накопленный в годы войны боевойопыт. Майор А. ПАВЛИНОВ. Вопрос: Недавно на занятии у нас возник спор о том, на каком участке пути выпущенный из орудия снаряд имеет наиболь­ шую скорость. Одни доказывали, что самую большую скорость снаряд имеет в начале своего движения, в ка­ нале ствола. Другие утвержда­ ли, что наибольшую скорость снаряд получает в момент, ког­ да он находится на расстоянии 25—50 метров от дульного сре­ за. Просим редакцию помочь нам разобраться в этом вопро­ се. Младший сержант А. ЛИТВЯК. Ответ: Вопрос, поставленный крас­ нофлотцами на занятии, дей­ ствительно, интересен. Специ­ альная наука, которая назы­ вается внутренней баллисти­ кой (она изучает движение сна­ рядов внутри канала ствола), дает следующую картину про­ цесса, который происходит со снарядом при выстреле: Как только порох воспламе­ няется, в зарядной каморе на­ чинают накапливаться раска­ ленные упругие газы. Очень быстро они создают в канале ствола давление настолько сильное, что снаряд начинает двигаться по направлению к дульному срезу. Давление про­ должает усиливаться, так как увеличивается приток газов по мере сгорания порохового за­ ряда. Установлено, что наиболь­ шее давление снаряд испыты­ вает, когда он продвинется по каналу ствола на расстояние от 4 до 10 калибров. Сила, с кото­ рой выталкивается снаряд в эти мгновенья, очень велика. Так, например, дно 152-милли­ метрового снаряда испытывает давление около 400 тонн. Скорость движения снаряда по каналу ствола непрерывно возрастает, причем прирост скорости вначале происходит также очень быстро, но чем ближе снаряд подходит к дуль­ ному срезу, тем больше увели­ чивается заснаряднов про­ странство, .а так как порох к этому времёни полностью сго­ рает, то новых газов уже не по­ ступает, и давление на дно снаряда по мере увеличения за- снарядного пространства начи­ нает падать. Таким образом установлено, что наибольшую скорость сна­ ряд имеет в момент вылета из канала ствола. Эта скорость называется на­ чальной скоростью. У совре­ менных орудий она равна от 300 до 1.000 метров в секунду. Полковник Г. ОСТРИНОВ. На отдаленном посту На берегу моря, вдали от базы, расположен небольшой пост. Жизнь здесь бьет клю­ чом. Старшины и краснофлот­ цы честно несут службу, непре­ рывно повышают мастерство. Отделением молодых красно­ флотцев командует энергичный и знающий свое дело комму­ нист Ханков. С первых же дней службы новички увидели в своем командире отзывчивого и, вместе с тем, строгого началь­ ника. В беседе с молодыми Ханков рассказал им о службе, о том, как важно краснофлотцу обладать всесторонними зна­ ниями, строго соблюдать воин­ ский порядок. Много внимания Ханков уде­ лял обучению новичков спе­ циальности. И молодые красно­ флотцы настойчиво овладевали сложной техникой. Командир радовался их успехам, но не забывал и о дисциплине. Кра­ снофлотец Баженов в учебе успевал, а вот в обращении со старшими вел себя недостойно. Это стало известно начальнику станции, который заслуженно наказал молодого краснофлот­ ца. Этим дело не ограничилось. — На другой день, — говорит Ханков, — я вызвал Баженова и обстоятельно раз’яснил ему, в чем его вина. Баженов дал слово исправиться. Теперь его поведение намного улучши­ лось. Совсем недавно, когда Ханков отдавал Баженову приказание, тот ответил: — Хорошо, сделаю. — Не хорошо, & есть, — тут же поправил его Ханков. Теперь Баженов четко повто­ ряет приказания и выполняет их по всем правилам устава. Молодые краснофлотцы лю­ бят и уважают своего коман­ дира. — Ханков нас многому на­ учил, привил навыки, необхо­ димые для службы на флоте. Мы ему глубоко признатель ны, — говорят они. Краснофлотец А. ХАТАЕВСКИИ. В комсомольской организа­ ции, где комсоргом т. Плато­ нов, к&к-то решили завязать письменную связь с родите­ лями наших передовых ком­ сомольцев. Написали ряд пи­ сем, на которые начинают поступать ответы. Вот пись­ мо матери краснофлотца Коз­ лова Изотия: «Вчера я получила от вас письмо, в котором вы мне со­ общаете о моем сыне. Я рада и благодарна вам, дорогие мои, очень благодарю и ваше командование, которое так хо­ рошо учит Зотю. Надеюсь, что и впредь сын будет учиться еще лучше, станет еще более дисциплинирован­ ным краснофлотцем. До свидания, мои дорогие сыночки. Крепко жму ваши руки, желаю вам всем добро­ го здоровья и счастья. КОЗЛОВА Елизавета Александровна». С этим письмом ознакоми­ лись все комсомольцы нашей организации. Что можно ска­ зать сейчас о краснофлотце Козлове? Он всего пять ме­ сяцев как пришел к нам, но уже научился самостоятель­ но нести вахту по специаль­ ности электрика, изучил бое­ вую и техническую инструк­ цию, правильно выполняет их. Теперь, после письма ма­ тери, он проявляет еще боль­ ше старания и настойчивости в боевой подготовке. Старший краснофлотец М. ГОРБУНОВ. I и Из опыта войны — - и ПОДГОТОВКА РАЦИИ К ПОХОДУ Радиосвязь для торпедного катера в боевом походе имеет огромное значение. От того, как радист наладит работу рации, как он подготовит аппаратуру к по­ ходу, зависит взаимодействие катеров при выходе в атаку, слаженность и организованность проведения всей боевой опера­ ции. Об этом наглядно свиде­ тельствует одна из наиболее трудных и блестящих операций, осуществленных торпедными ка­ терами 19 августа 1944 года, когда было потоплено 14 вра­ жеских кораблей. Задолго до выхода в море ра­ дисты всех катеров тщательно подготовили аппаратуру к дей­ ствию. В бою все рации работа­ ли четко и без перебоев. Особен­ но замечательно действовала ] ция флагманского торпедного »атера. Радист старшина 2 статьи Ивашенко обеспечил бы­ струю связь флагмана с другими катерами. Команды, подаваемые флагманом, принимались ради­ стами без всяких перебоев. Командиры катеров все время были в курсе обстановки, что помогло им принимать правиль­ ные решения при выходе в атаку и отрыве от противника. Практика работы показала, что большинство пропусков при приеме и передаче радиограмм происходило потому, что на ра­ диоприемник и передатчик пода­ валось неправильное питание с умформера. Умформер сам по себе не очень сложен, но если у него загрязнились коллекторы идп неправильно присоединены проводники к клеммам, то аппа­ ратура не только может отказать в работе, но, хуже того, совсем выйдет из строя. Вот поэтому-то перед выхо­ дом в море надо старательно прочищать коллекторы умфор­ мера и внимательно проверить, правильно ли присоединены про­ водники, набить тавотницы ва­ зелином илитавотом, так как плохая смазка движущихся ча­ стей может также отразиться на его работе. При длительной работе и не­ достаточно заботливом уходе умформер быстро выходит из строя. Припоминается такой случай. Вышел один торпедный катер в море. Поход был ответ­ ственным. Связь имела особен­ но большое значение. Однако, вскоре после выхода катера из базы рация лишилась питания: сгорела обмотка умформера. Ра­ дист старшина 2 статьи Гриша­ нов не удосужился проверить аппаратуру перед походом и не просматривал периодически се работу. В результате рация вы­ шла из строя. После проверки умформера я просушиваю микрофоны. Кое- кто из радистов пренебрежи­ тельно относится к этому, счи­ тая, что в микрофонах меньше всего можно ожидать неисправ­ ностей. Такое мнение ошибочно. Если в микрофон попадет вода, то отсыреет специальный поро­ шок, и звуковые сигналы будут передаваться в искаженном ви­ де или же адресат совсем не будет получать переданных ра­ диограмм. Когда осмотр приемника и пе­ редатчика закончен, я, как пра­ вило, стараюсь проверить их работу. Наблюдаю, не искрит ли умформер, нормально ли дей­ ствует микрофон, и одновремен­ но стараюсь наладить связь с базовой радиостанцией. Во время похода, помимо вы­ хода из строя микрофона или умформера, бывают и такие ка­ зусные случаи, что радист, не обладающий смекалкой и креп­ кими знаниями, не в силах об­ наружить неисправность. У меня, например, произошел однажды такой случай. Вышли мы в поисковую операцию. Я решил наладить связь с флагма­ ном. Передал одну радиограм­ му — ответа не получил, запро­ сил еще раз, но тщетно: флаг­ ман молчал. Я тщательно прове­ рил передатчик, силу анодного тока. Все было, как полагается. Ну, думаю, дело в антенне. Заме­ рил ток антенны. Оказалось — тоже все нормально. Около тридцати кинут искал я причину и, когда уже потерял всякую надежду найтиее, взгля­ нул случайно на шкалу настрой­ ки. Она была сдвинута на 10 градусов от волны, на которой работал флагман. Радисту торпедного катера труднее, чем на любом другом корабле, нести походную радио­ вахту. Иногда несколько часов подряд при трудных условиях плавания он вынужден держать связь с базой и соседними ко­ раблями. Плохая подготовка радиоаппаратуры в таком случав может сказаться на выполнении боевого задания. Об этом ни­ когда нельзя забывать нашим радистам. Радист старший нраснофлотец А. ГИТЕЛЬМАН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz