Краснофлотец. 1945, июль.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц • -4 НА С Т Р АЖ Е ВОЗДУШНЫХ РУБЕЖЕЙ 1 ишя ар- Славный боевой путь зенитчиков части полковника подполковника Шевчука Шевчука от- • метиливторую годовщину своей части. Офицеры, сержанты и краснофлотцы этой части выросли, окрепли и закалились во многих боях. Никогда не за будут зенитчики суровые дни, когда им приходилось отражать ожесточенные массированные налеты немецкойавиации на ко рабли и базы Северного флота. Все попытки врага нанести бом бовый удар по главнойбазе фло та неизменно разбивались о сте ну зенитного огня североморцев. Только одно подразделение ка питана Ибрагимова за время Ве ликой Отечественной войны 1.600 раз переходило в боевую готовность. Зенитчики Ибраги мова отразили 35 групповых на летов и 98 одиночных. Особенно отличились в боях с немецкими захватчиками артил леристы зенитной батареи офи цера т. Пророкова, сбившие 16 самолетов врага, и зенитчики офицера Новожилова, уничто жившие 8 самолетов. На батаре ях части воспитались такие ма стера зенитного огня, как капи таны Проро ков, Новожи лов и Леонен ко, старший лейтенант Зо лотов, сержанты Камаев, Бир- кин Мокшанов, Королев. Более двухсот зенитчиков на граждены орденами и медалями Советского Союза за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками. Среди награжденных много коммуни стов и комсомольцев. Они явля ются передовиками боевойи по литической подготовки. Это сер жанты Верещагин, Морозов, Богданов и Кучин, старший кра снофлотец Воронин, сержанты Пашин, Жигачев, Тимошин, Елизаров, Лучников и многие другие. Часть подполковника Шевчука отметила вторую годовщину своего существования в дни, когда Отечественная война по бедоносно закончена. Но севе роморские зенитчики-артиллери сты держат порох сухим! Новые задачи встали перед ними. Они глубоко изучают боевой опыт, настойчиво и упорно изо дня в день совершенствуют воинскую выучку и мастерство. Они ис пользуют для этого накопленный в годы войны боевойопыт. Майор А. ПАВЛИНОВ. Вопрос: Недавно на занятии у нас возник спор о том, на каком участке пути выпущенный из орудия снаряд имеет наиболь шую скорость. Одни доказывали, что самую большую скорость снаряд имеет в начале своего движения, в ка нале ствола. Другие утвержда ли, что наибольшую скорость снаряд получает в момент, ког да он находится на расстоянии 25—50 метров от дульного сре за. Просим редакцию помочь нам разобраться в этом вопро се. Младший сержант А. ЛИТВЯК. Ответ: Вопрос, поставленный крас нофлотцами на занятии, дей ствительно, интересен. Специ альная наука, которая назы вается внутренней баллисти кой (она изучает движение сна рядов внутри канала ствола), дает следующую картину про цесса, который происходит со снарядом при выстреле: Как только порох воспламе няется, в зарядной каморе на чинают накапливаться раска ленные упругие газы. Очень быстро они создают в канале ствола давление настолько сильное, что снаряд начинает двигаться по направлению к дульному срезу. Давление про должает усиливаться, так как увеличивается приток газов по мере сгорания порохового за ряда. Установлено, что наиболь шее давление снаряд испыты вает, когда он продвинется по каналу ствола на расстояние от 4 до 10 калибров. Сила, с кото рой выталкивается снаряд в эти мгновенья, очень велика. Так, например, дно 152-милли метрового снаряда испытывает давление около 400 тонн. Скорость движения снаряда по каналу ствола непрерывно возрастает, причем прирост скорости вначале происходит также очень быстро, но чем ближе снаряд подходит к дуль ному срезу, тем больше увели чивается заснаряднов про странство, .а так как порох к этому времёни полностью сго рает, то новых газов уже не по ступает, и давление на дно снаряда по мере увеличения за- снарядного пространства начи нает падать. Таким образом установлено, что наибольшую скорость сна ряд имеет в момент вылета из канала ствола. Эта скорость называется на чальной скоростью. У совре менных орудий она равна от 300 до 1.000 метров в секунду. Полковник Г. ОСТРИНОВ. На отдаленном посту На берегу моря, вдали от базы, расположен небольшой пост. Жизнь здесь бьет клю чом. Старшины и краснофлот цы честно несут службу, непре рывно повышают мастерство. Отделением молодых красно флотцев командует энергичный и знающий свое дело комму нист Ханков. С первых же дней службы новички увидели в своем командире отзывчивого и, вместе с тем, строгого началь ника. В беседе с молодыми Ханков рассказал им о службе, о том, как важно краснофлотцу обладать всесторонними зна ниями, строго соблюдать воин ский порядок. Много внимания Ханков уде лял обучению новичков спе циальности. И молодые красно флотцы настойчиво овладевали сложной техникой. Командир радовался их успехам, но не забывал и о дисциплине. Кра снофлотец Баженов в учебе успевал, а вот в обращении со старшими вел себя недостойно. Это стало известно начальнику станции, который заслуженно наказал молодого краснофлот ца. Этим дело не ограничилось. — На другой день, — говорит Ханков, — я вызвал Баженова и обстоятельно раз’яснил ему, в чем его вина. Баженов дал слово исправиться. Теперь его поведение намного улучши лось. Совсем недавно, когда Ханков отдавал Баженову приказание, тот ответил: — Хорошо, сделаю. — Не хорошо, & есть, — тут же поправил его Ханков. Теперь Баженов четко повто ряет приказания и выполняет их по всем правилам устава. Молодые краснофлотцы лю бят и уважают своего коман дира. — Ханков нас многому на учил, привил навыки, необхо димые для службы на флоте. Мы ему глубоко признатель ны, — говорят они. Краснофлотец А. ХАТАЕВСКИИ. В комсомольской организа ции, где комсоргом т. Плато нов, к&к-то решили завязать письменную связь с родите лями наших передовых ком сомольцев. Написали ряд пи сем, на которые начинают поступать ответы. Вот пись мо матери краснофлотца Коз лова Изотия: «Вчера я получила от вас письмо, в котором вы мне со общаете о моем сыне. Я рада и благодарна вам, дорогие мои, очень благодарю и ваше командование, которое так хо рошо учит Зотю. Надеюсь, что и впредь сын будет учиться еще лучше, станет еще более дисциплинирован ным краснофлотцем. До свидания, мои дорогие сыночки. Крепко жму ваши руки, желаю вам всем добро го здоровья и счастья. КОЗЛОВА Елизавета Александровна». С этим письмом ознакоми лись все комсомольцы нашей организации. Что можно ска зать сейчас о краснофлотце Козлове? Он всего пять ме сяцев как пришел к нам, но уже научился самостоятель но нести вахту по специаль ности электрика, изучил бое вую и техническую инструк цию, правильно выполняет их. Теперь, после письма ма тери, он проявляет еще боль ше старания и настойчивости в боевой подготовке. Старший краснофлотец М. ГОРБУНОВ. I и Из опыта войны — - и ПОДГОТОВКА РАЦИИ К ПОХОДУ Радиосвязь для торпедного катера в боевом походе имеет огромное значение. От того, как радист наладит работу рации, как он подготовит аппаратуру к по ходу, зависит взаимодействие катеров при выходе в атаку, слаженность и организованность проведения всей боевой опера ции. Об этом наглядно свиде тельствует одна из наиболее трудных и блестящих операций, осуществленных торпедными ка терами 19 августа 1944 года, когда было потоплено 14 вра жеских кораблей. Задолго до выхода в море ра дисты всех катеров тщательно подготовили аппаратуру к дей ствию. В бою все рации работа ли четко и без перебоев. Особен но замечательно действовала ] ция флагманского торпедного »атера. Радист старшина 2 статьи Ивашенко обеспечил бы струю связь флагмана с другими катерами. Команды, подаваемые флагманом, принимались ради стами без всяких перебоев. Командиры катеров все время были в курсе обстановки, что помогло им принимать правиль ные решения при выходе в атаку и отрыве от противника. Практика работы показала, что большинство пропусков при приеме и передаче радиограмм происходило потому, что на ра диоприемник и передатчик пода валось неправильное питание с умформера. Умформер сам по себе не очень сложен, но если у него загрязнились коллекторы идп неправильно присоединены проводники к клеммам, то аппа ратура не только может отказать в работе, но, хуже того, совсем выйдет из строя. Вот поэтому-то перед выхо дом в море надо старательно прочищать коллекторы умфор мера и внимательно проверить, правильно ли присоединены про водники, набить тавотницы ва зелином илитавотом, так как плохая смазка движущихся ча стей может также отразиться на его работе. При длительной работе и не достаточно заботливом уходе умформер быстро выходит из строя. Припоминается такой случай. Вышел один торпедный катер в море. Поход был ответ ственным. Связь имела особен но большое значение. Однако, вскоре после выхода катера из базы рация лишилась питания: сгорела обмотка умформера. Ра дист старшина 2 статьи Гриша нов не удосужился проверить аппаратуру перед походом и не просматривал периодически се работу. В результате рация вы шла из строя. После проверки умформера я просушиваю микрофоны. Кое- кто из радистов пренебрежи тельно относится к этому, счи тая, что в микрофонах меньше всего можно ожидать неисправ ностей. Такое мнение ошибочно. Если в микрофон попадет вода, то отсыреет специальный поро шок, и звуковые сигналы будут передаваться в искаженном ви де или же адресат совсем не будет получать переданных ра диограмм. Когда осмотр приемника и пе редатчика закончен, я, как пра вило, стараюсь проверить их работу. Наблюдаю, не искрит ли умформер, нормально ли дей ствует микрофон, и одновремен но стараюсь наладить связь с базовой радиостанцией. Во время похода, помимо вы хода из строя микрофона или умформера, бывают и такие ка зусные случаи, что радист, не обладающий смекалкой и креп кими знаниями, не в силах об наружить неисправность. У меня, например, произошел однажды такой случай. Вышли мы в поисковую операцию. Я решил наладить связь с флагма ном. Передал одну радиограм му — ответа не получил, запро сил еще раз, но тщетно: флаг ман молчал. Я тщательно прове рил передатчик, силу анодного тока. Все было, как полагается. Ну, думаю, дело в антенне. Заме рил ток антенны. Оказалось — тоже все нормально. Около тридцати кинут искал я причину и, когда уже потерял всякую надежду найтиее, взгля нул случайно на шкалу настрой ки. Она была сдвинута на 10 градусов от волны, на которой работал флагман. Радисту торпедного катера труднее, чем на любом другом корабле, нести походную радио вахту. Иногда несколько часов подряд при трудных условиях плавания он вынужден держать связь с базой и соседними ко раблями. Плохая подготовка радиоаппаратуры в таком случав может сказаться на выполнении боевого задания. Об этом ни когда нельзя забывать нашим радистам. Радист старший нраснофлотец А. ГИТЕЛЬМАН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz