Краснофлотец. 1945, июль.

УМЕЙ учить ИВОСПИТЫВАТЬ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ! ОПЫТ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ ОДНОГО КОРАБЛЯ На корабле «Н» собрались на совещание старшины-коммунисты. Заслушав доклад о задачах воспитательной работы о молодыми моряками, старшины обме­ нялись овоим опытом, поговорили о недостатках, которые мешают правильно организовать вос­ питание молодежи. Здесь даны в кратком изложении выступле­ ния участников совещания. м ол оды м— МОРСКУЮ ЗАКАЛКУ Старший краснофлотец П. КУТУЗОВ 7 меня в отделении четыре молодых краснофлотца. С мо­ ре*» они почти незнакомы. Кра­ снофлотец Куликов во время первых походов страдал мор­ ской болезнью. А мне по опы­ ту известно, что это за бо­ лезнь в как от нее «лечиться». Беседуя с ним, я понял, что он не столько страдает откач­ ки, сколько внушает себе: «раз качщд — значит будет плохо!». Посоветовал ему больше быть на воздухе, веять себя в руки, не поддаваться слабости. Ни­ чего, мол, не сделается, еще здоровев будешь! Сейчас Куликов уже само­ стоятельно несет вахту и не обращает внимания на качку. Во время учения я поставил краснофлотца Лагойду навод­ чиком. Вскоре в воздухе по­ явились самолеты «противни­ ка». Одновременно вышли в атаку «вражеские» торпедные катера. Я приказал открыть огонь. Но Лагойда действовал так медленно, что авиация и торпедные катера успели скрыться, а он все еще не мог навести орудие. Припомнился мне один из штормовых походов, когда мы встретились с торпедоносцем I и, несмотря на плохую погоду, успешно отразили атаку вра­ га. Рассказал об этом Лагойде. Стыдно ему было! Усерднее взялся он ва учебу, в свободное время часто тренировался в наводке. Недавно на других учениях он действовал уже бо­ лее уверенно. Большов значение имеет для закалки моряка шлюпка. Она у нас не в почете. Главный старшина Еременко вышел ра­ за четыре в залив, на этом все тренировки и закончились. А почему бы систематически не организовать хождение на шлюпке на веслах и под паруса­ ми? Я думаю, что это принесло бы большую пользу для моло­ дежи. Да и старослужащим не мешает поразмять кости. Читают ли молодые красно­ флотцы художественную лите­ ратуру о море? Это не празд­ ный вопрос. «Морские расска­ зы» Станюковича, Новикова- Прибоя, Соболева учат людей понимать и любить море. А уж если человек полюбит море — морская наука и закалка пой­ дут у него успешно. Нам надо заинтересовать молодежь * кни­ гой о море. УМЕЛО и с п о л ь з о в я т ь с в о и ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРАВА Главный старшина И. ЕРЕМЕНКО Дисциплинарная практика у нас поставлена еще очень пло­ хо. Как правило, большинство взысканий (не говоря уже о по­ ощрениях) накладывают коман­ диры боевых частей. Не чувст­ вуется, что старшина — полно­ властный начальник. А ему да­ ны большие права, надо уметь ими пользоваться. Как только молодое пополне­ ние пришло на корабль, я ста­ рался получше изучить их навыки, характеры, поинтересо­ вался, кто и откуда призван. Когда узнаешь человека, смо­ жешь правильно подходить к его воспитанию. При наруше­ нии дисциплины некоторым и добрый совет поможет, а дру­ гого — наказать надо. Краснофлотец Фадеев неред­ ко нарушал воинскую дисцип­ лину. Беседы с ним ничего не давали. Тогда я наложил на не­ го строгое взыскание. Фадеев понял: расхлябанность к добру не поведет. Сейчас он — сов­ сем другой человек. Когда кра­ снофлотец Сатанин совершил небольшой проступок, я ему указал на это и посоветовал впредь не допускать таких яв­ лений. После этого у Сатанина не было ни единого замечания, а за усердную службу он имеет несколько поощрений. Много помогают мне в укреп­ лении воинской дисциплины коммунисты и комсомольцы. Коммунист Тюликов постоян­ но работает с Букиным как на боевом посту, так и в свободное время. Комсомолец Сергеев учит молодого краснофлотца Пан­ телеева: рассказывает ему, как содержать свое заведыва- ние, помогает разобраться в устройстве корабля, знакомит с инструкциями и уставами, со­ ветует, где лучше провести вре­ мя на берегу и т. д. НЕНУЖНОЕ ОПЕКУНСТВО Старшина 2 статьи Г. СОНОЛОВ Взявшись за обучение моло­ дежи, некоторые старшины считают, что им надо все вре­ мя рассказывать, указывать, стоять «над душой». Это невер­ но. Такое опекунство только вредит боевой выучке красно­ флотца. К чему, например, при­ вело оно молодых сигнальщи­ ков Бекетова и Авдеева? Они и до сегодняшнего дня не могут нести самостоятельную вахту. Их все время опекают, им мало доверяют. Не случайно, при­ выкнув чувствовать па своей спиной опекуна, Бекетов невни­ мательно нес службу. Однажды на учениях он далее фал отпу­ стил, который и болтался у тру­ бы. А в это время понадобилось поднять новый сигнал!.. Помощь нужна, но такая, ко­ торая развивает у молодежи инициативу, чувство ответ­ ственности за свою учебу. Пусть они сами больше поко­ паются, тогда и усвоят все бы­ стрее * и тверже. Надо лишь больше проверять. Недавно у нас проходил ре­ монт. Надо было сменить сило­ вой щит. Я поручил это Бореа- кову и Монахову. Об'яснил им, что и как сделать. Энергично взялись они за работу, монтаж силового щита провели быстрее установленного срока. Они до­ рожили доверием старшины, старались не ударить в грязь лицом, чувствовали себя хозяе­ вами своого дела. О ПРЯМОТЕ И ЧЕСТНОСТИ Старшина 1 статьи Н. ГОРИЗОНТОВ Воспитывать, растить моло­ дежь — почетная и ответствен­ ная задача. Я хотел бы обра­ тить внимание старшин на вос­ питание у молодых краснофлот­ цев одного качества: прямоты, честности. Был я однажды дежурным по низам. Посылаю краснофлотца Карачинина в распоряжение боцмана. Через час он вернул­ ся и доложил, что приказание выполнил. Когда же я прове­ рил, оказалось, что Карачинин у боцмана не был. По легко­ мыслию своему, он не понял, к чему может привести такой проступок — невыполнение при­ казания, да еще обман, осо­ бенно в военное время. Мало наказать за это бойца — надо и раз’яснить ему весь вред та­ кого поведения: провинился — говори прямо, не виляй, будь моряком! Раз такой факт прои­ зошел—значит в нашей работе но воспитапию есть еще сла­ бина. Вот другой случай. Красно­ флотец моего отделения Двор­ ников набедокурил на берегу. Когда я начал беседовать с ним, он пытался обелить себя. Так и хотелось сказать ему: говори прямо, не будь трусом! Правда, Дворников признался потом в своем проступке. Но это уже не то. В таких случаях старшине надо обязательно доводить де­ ло до конца, до полного при­ знания. Иначе такой боец сде­ лает но своему недомыслию ложный вывод: один раз «но­ мер прошел*, авось и следу­ ющий пройдет. Если мы по-партийному возь­ мемся воспитывать молодое по­ полнение, мы, безусловно, вы­ растим из него честных, муже­ ственных, закаленных моряков. ПО ПРИМЕРУ ГАЛКОВСКОГО Старший краснофлотец А. СОРОКИН Бывалый моряк, отличный сиг­ нальщик Галковский не раз во­ время замечал появление вра­ жеских подводных лодок, обна- ружил свыше десятка мин, предотвратив этим опасность, угро;кавшую кораблю. Весь свой боевой опыт Галковский умело передает молодым крас­ нофлотцам, ускоряя их выучку. Я думаю, что каждый из нас также накопил немалый опыт и может успешно воспитывать на нем молодежь. ■ А * г ’< ( . i && ; Старшина 2 статьи Соколов об’ясняет краснофлотцам Ьор- сакову и Монахову устройство радиоаппаратуры. Фото Л. Огурцова. УЧИ ДРУГИХ, УЧИСЬ САМ Старшина 1 стат Приятно видеть, как молодой краснофлотец становится по­ степенно полноправным членом экипажа! Краснофлотец Ни­ кулин не имел никакой спе­ циальности. Я сначала практи­ чески познакомил его с гиро­ компасом. Когда он хорошо за­ помнил названия различных частей, стал обучать его теории. Старшинам не следует забы­ вать, что они отвечают не толь­ ко за обучение, но и за полити­ ческое воспитание подчинен­ ных. Краснофлотец Глазунов до службы читал очень мало. На корабле тоже вначале не ин^ тересовался ни газетами, ни книгами. На досуге я читал бойцам небольшие рассказы, ьи А. АВЕРИН статьи из газет. Советовал, что им лучше всего прочесть. Моло­ дежь с увлечением взялась за книгу. Нельзя забывать и о своем росте. Что я могу сказать илн посоветовать бойцу, если сам толком ничего не знаю! Я ввел себе за правило: как бы занят ни был, обязательно час, а то два ежедневно выде­ ляю для работы над собой. Ре­ гулярно слежу за газетами, из­ учаю историю партии с привле­ чением первоисточников — про­ изведений Ленина и Сталина. Веду записи прочитанного. Не отрываюсь и от художествен­ ной литературы. БЕЗ УСЛОВНОСТЕЙ! Старшина 1 статьи А. ЧИСТОВСКИЙ Во время боевых учений ста­ рослужащие краснофлотцы, как, например, Шишко, делают все условно. Будучи на вахте у вентилятора, он зачастую не запускает агрегат. Ему подра­ жают и молодые краснофлотцы Семененко, Беляев, Ширяев и Клевакин. Такое же положение в отделении старшины 2 статьи Суковатого. Между тем, его иодадненные Дубчак и Карачи­ нин технику знают плохо. Их-то надо особенно часто трениро­ вать и притом без всяких ус­ ловностей. Плохо у нас пропагандирует­ ся боевая история кораблей. А рассказать молодежи есть о чем. Пройти 26.000 миль, откон­ воировать 188 транспортов без потерь, отразить десятки атак, повредить несколько подводных лодок нам удалось нелегко. Боевой путь корабля насыщен десятками поучительных эпизо­ дов. Бывали у нас и промахи. Обо всем этом должны узнать молодые краснофлотцы. Изучая историю корабля, его боевой путь, изучая опыт бывалых мо­ ряков, они поймут, что для до­ стижения успеха в боях надо упорно готовить себя в усло­ виях мирной обстановки. ГЛАВНОЕ—ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР Главный старшина П. КАЗАНЦЕВ Старшинам есть у кого по­ учиться примерности. Старши­ на Малышенко — образец для командиров отделений. Он — виртуоз в своем деле. Успевает одновременно и наблюдать, и сигнал подать, и следить за ра­ ботой молодых и, вместе с тем, отвечать на вопросы командира. Умело пропагандирует боевой опыт, требователен к себе и подчиненным. Каждый боец его отделения старается подражать своему старшине как в службе, так и в поведении на корабле и на берегу. Личный пример — главное. Об этом не должны забывать старшины-коммунисты. ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А СЛУЖБА СЛУЖБОЙ Старшина 1 статьи А. БАРАНОВ Правильно выстунали моло­ дые командиры отделений- Го­ ризонтов и Кутузов Но им не следует замазывать и свои грехи, которые тоже вредят воспитанию людей. Старшина Горизонтов служит четвертый год. А краснофлотец ого отделения Перепелов — седьмой. Этот старый служака зазнался, считает себя быва­ лым моряком и несколько «свысока» смотрит на своего старшину. Кто же здесь вино­ ват? Конечно, сам Горизонтов. Мало требует с Перепелова, считая ого своим «дружком». Разве не видят этого молодые бойцы? Было время, когда старший краснофлотец Хмарюк выпол­ нял обязанности старшины, а Кутузов был в его подчинении. Они дружили, часто на берог вместе ходили. Теперь эти друзья поменялись ролями: Кутузов стал командиром отде­ ления, а Хмарюк — его подчи­ ненным. И что вы думаете? Ку­ тузов потерял всякую власть над Хмарюком, спускает ему все проступки. Нельзя, мол, друзей обижать! Конечно, друж­ ба нужна, но не такая — гни­ лая — дружба, которая порож­ дает разболтанность и недис­ циплинированность. Хочется поднять еще один вопрос. Боевая история нашего корабля очень интересна. Ста­ рослужащие могли бы многое рассказать молодым. Поче­ му бы сейчас не организо­ вать на корабле фотовитрипу лучших людей, красочно офор­ мить боевой счет, написать ис­ торию корабля? Все это помо­ жет воспитанию молодежи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz