Краснофлотец. 1945, июль.
УМЕЙ учить ИВОСПИТЫВАТЬ СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ! ОПЫТ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ ОДНОГО КОРАБЛЯ На корабле «Н» собрались на совещание старшины-коммунисты. Заслушав доклад о задачах воспитательной работы о молодыми моряками, старшины обме нялись овоим опытом, поговорили о недостатках, которые мешают правильно организовать вос питание молодежи. Здесь даны в кратком изложении выступле ния участников совещания. м ол оды м— МОРСКУЮ ЗАКАЛКУ Старший краснофлотец П. КУТУЗОВ 7 меня в отделении четыре молодых краснофлотца. С мо ре*» они почти незнакомы. Кра снофлотец Куликов во время первых походов страдал мор ской болезнью. А мне по опы ту известно, что это за бо лезнь в как от нее «лечиться». Беседуя с ним, я понял, что он не столько страдает откач ки, сколько внушает себе: «раз качщд — значит будет плохо!». Посоветовал ему больше быть на воздухе, веять себя в руки, не поддаваться слабости. Ни чего, мол, не сделается, еще здоровев будешь! Сейчас Куликов уже само стоятельно несет вахту и не обращает внимания на качку. Во время учения я поставил краснофлотца Лагойду навод чиком. Вскоре в воздухе по явились самолеты «противни ка». Одновременно вышли в атаку «вражеские» торпедные катера. Я приказал открыть огонь. Но Лагойда действовал так медленно, что авиация и торпедные катера успели скрыться, а он все еще не мог навести орудие. Припомнился мне один из штормовых походов, когда мы встретились с торпедоносцем I и, несмотря на плохую погоду, успешно отразили атаку вра га. Рассказал об этом Лагойде. Стыдно ему было! Усерднее взялся он ва учебу, в свободное время часто тренировался в наводке. Недавно на других учениях он действовал уже бо лее уверенно. Большов значение имеет для закалки моряка шлюпка. Она у нас не в почете. Главный старшина Еременко вышел ра за четыре в залив, на этом все тренировки и закончились. А почему бы систематически не организовать хождение на шлюпке на веслах и под паруса ми? Я думаю, что это принесло бы большую пользу для моло дежи. Да и старослужащим не мешает поразмять кости. Читают ли молодые красно флотцы художественную лите ратуру о море? Это не празд ный вопрос. «Морские расска зы» Станюковича, Новикова- Прибоя, Соболева учат людей понимать и любить море. А уж если человек полюбит море — морская наука и закалка пой дут у него успешно. Нам надо заинтересовать молодежь * кни гой о море. УМЕЛО и с п о л ь з о в я т ь с в о и ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРАВА Главный старшина И. ЕРЕМЕНКО Дисциплинарная практика у нас поставлена еще очень пло хо. Как правило, большинство взысканий (не говоря уже о по ощрениях) накладывают коман диры боевых частей. Не чувст вуется, что старшина — полно властный начальник. А ему да ны большие права, надо уметь ими пользоваться. Как только молодое пополне ние пришло на корабль, я ста рался получше изучить их навыки, характеры, поинтересо вался, кто и откуда призван. Когда узнаешь человека, смо жешь правильно подходить к его воспитанию. При наруше нии дисциплины некоторым и добрый совет поможет, а дру гого — наказать надо. Краснофлотец Фадеев неред ко нарушал воинскую дисцип лину. Беседы с ним ничего не давали. Тогда я наложил на не го строгое взыскание. Фадеев понял: расхлябанность к добру не поведет. Сейчас он — сов сем другой человек. Когда кра снофлотец Сатанин совершил небольшой проступок, я ему указал на это и посоветовал впредь не допускать таких яв лений. После этого у Сатанина не было ни единого замечания, а за усердную службу он имеет несколько поощрений. Много помогают мне в укреп лении воинской дисциплины коммунисты и комсомольцы. Коммунист Тюликов постоян но работает с Букиным как на боевом посту, так и в свободное время. Комсомолец Сергеев учит молодого краснофлотца Пан телеева: рассказывает ему, как содержать свое заведыва- ние, помогает разобраться в устройстве корабля, знакомит с инструкциями и уставами, со ветует, где лучше провести вре мя на берегу и т. д. НЕНУЖНОЕ ОПЕКУНСТВО Старшина 2 статьи Г. СОНОЛОВ Взявшись за обучение моло дежи, некоторые старшины считают, что им надо все вре мя рассказывать, указывать, стоять «над душой». Это невер но. Такое опекунство только вредит боевой выучке красно флотца. К чему, например, при вело оно молодых сигнальщи ков Бекетова и Авдеева? Они и до сегодняшнего дня не могут нести самостоятельную вахту. Их все время опекают, им мало доверяют. Не случайно, при выкнув чувствовать па своей спиной опекуна, Бекетов невни мательно нес службу. Однажды на учениях он далее фал отпу стил, который и болтался у тру бы. А в это время понадобилось поднять новый сигнал!.. Помощь нужна, но такая, ко торая развивает у молодежи инициативу, чувство ответ ственности за свою учебу. Пусть они сами больше поко паются, тогда и усвоят все бы стрее * и тверже. Надо лишь больше проверять. Недавно у нас проходил ре монт. Надо было сменить сило вой щит. Я поручил это Бореа- кову и Монахову. Об'яснил им, что и как сделать. Энергично взялись они за работу, монтаж силового щита провели быстрее установленного срока. Они до рожили доверием старшины, старались не ударить в грязь лицом, чувствовали себя хозяе вами своого дела. О ПРЯМОТЕ И ЧЕСТНОСТИ Старшина 1 статьи Н. ГОРИЗОНТОВ Воспитывать, растить моло дежь — почетная и ответствен ная задача. Я хотел бы обра тить внимание старшин на вос питание у молодых краснофлот цев одного качества: прямоты, честности. Был я однажды дежурным по низам. Посылаю краснофлотца Карачинина в распоряжение боцмана. Через час он вернул ся и доложил, что приказание выполнил. Когда же я прове рил, оказалось, что Карачинин у боцмана не был. По легко мыслию своему, он не понял, к чему может привести такой проступок — невыполнение при казания, да еще обман, осо бенно в военное время. Мало наказать за это бойца — надо и раз’яснить ему весь вред та кого поведения: провинился — говори прямо, не виляй, будь моряком! Раз такой факт прои зошел—значит в нашей работе но воспитапию есть еще сла бина. Вот другой случай. Красно флотец моего отделения Двор ников набедокурил на берегу. Когда я начал беседовать с ним, он пытался обелить себя. Так и хотелось сказать ему: говори прямо, не будь трусом! Правда, Дворников признался потом в своем проступке. Но это уже не то. В таких случаях старшине надо обязательно доводить де ло до конца, до полного при знания. Иначе такой боец сде лает но своему недомыслию ложный вывод: один раз «но мер прошел*, авось и следу ющий пройдет. Если мы по-партийному возь мемся воспитывать молодое по полнение, мы, безусловно, вы растим из него честных, муже ственных, закаленных моряков. ПО ПРИМЕРУ ГАЛКОВСКОГО Старший краснофлотец А. СОРОКИН Бывалый моряк, отличный сиг нальщик Галковский не раз во время замечал появление вра жеских подводных лодок, обна- ружил свыше десятка мин, предотвратив этим опасность, угро;кавшую кораблю. Весь свой боевой опыт Галковский умело передает молодым крас нофлотцам, ускоряя их выучку. Я думаю, что каждый из нас также накопил немалый опыт и может успешно воспитывать на нем молодежь. ■ А * г ’< ( . i && ; Старшина 2 статьи Соколов об’ясняет краснофлотцам Ьор- сакову и Монахову устройство радиоаппаратуры. Фото Л. Огурцова. УЧИ ДРУГИХ, УЧИСЬ САМ Старшина 1 стат Приятно видеть, как молодой краснофлотец становится по степенно полноправным членом экипажа! Краснофлотец Ни кулин не имел никакой спе циальности. Я сначала практи чески познакомил его с гиро компасом. Когда он хорошо за помнил названия различных частей, стал обучать его теории. Старшинам не следует забы вать, что они отвечают не толь ко за обучение, но и за полити ческое воспитание подчинен ных. Краснофлотец Глазунов до службы читал очень мало. На корабле тоже вначале не ин^ тересовался ни газетами, ни книгами. На досуге я читал бойцам небольшие рассказы, ьи А. АВЕРИН статьи из газет. Советовал, что им лучше всего прочесть. Моло дежь с увлечением взялась за книгу. Нельзя забывать и о своем росте. Что я могу сказать илн посоветовать бойцу, если сам толком ничего не знаю! Я ввел себе за правило: как бы занят ни был, обязательно час, а то два ежедневно выде ляю для работы над собой. Ре гулярно слежу за газетами, из учаю историю партии с привле чением первоисточников — про изведений Ленина и Сталина. Веду записи прочитанного. Не отрываюсь и от художествен ной литературы. БЕЗ УСЛОВНОСТЕЙ! Старшина 1 статьи А. ЧИСТОВСКИЙ Во время боевых учений ста рослужащие краснофлотцы, как, например, Шишко, делают все условно. Будучи на вахте у вентилятора, он зачастую не запускает агрегат. Ему подра жают и молодые краснофлотцы Семененко, Беляев, Ширяев и Клевакин. Такое же положение в отделении старшины 2 статьи Суковатого. Между тем, его иодадненные Дубчак и Карачи нин технику знают плохо. Их-то надо особенно часто трениро вать и притом без всяких ус ловностей. Плохо у нас пропагандирует ся боевая история кораблей. А рассказать молодежи есть о чем. Пройти 26.000 миль, откон воировать 188 транспортов без потерь, отразить десятки атак, повредить несколько подводных лодок нам удалось нелегко. Боевой путь корабля насыщен десятками поучительных эпизо дов. Бывали у нас и промахи. Обо всем этом должны узнать молодые краснофлотцы. Изучая историю корабля, его боевой путь, изучая опыт бывалых мо ряков, они поймут, что для до стижения успеха в боях надо упорно готовить себя в усло виях мирной обстановки. ГЛАВНОЕ—ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР Главный старшина П. КАЗАНЦЕВ Старшинам есть у кого по учиться примерности. Старши на Малышенко — образец для командиров отделений. Он — виртуоз в своем деле. Успевает одновременно и наблюдать, и сигнал подать, и следить за ра ботой молодых и, вместе с тем, отвечать на вопросы командира. Умело пропагандирует боевой опыт, требователен к себе и подчиненным. Каждый боец его отделения старается подражать своему старшине как в службе, так и в поведении на корабле и на берегу. Личный пример — главное. Об этом не должны забывать старшины-коммунисты. ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А СЛУЖБА СЛУЖБОЙ Старшина 1 статьи А. БАРАНОВ Правильно выстунали моло дые командиры отделений- Го ризонтов и Кутузов Но им не следует замазывать и свои грехи, которые тоже вредят воспитанию людей. Старшина Горизонтов служит четвертый год. А краснофлотец ого отделения Перепелов — седьмой. Этот старый служака зазнался, считает себя быва лым моряком и несколько «свысока» смотрит на своего старшину. Кто же здесь вино ват? Конечно, сам Горизонтов. Мало требует с Перепелова, считая ого своим «дружком». Разве не видят этого молодые бойцы? Было время, когда старший краснофлотец Хмарюк выпол нял обязанности старшины, а Кутузов был в его подчинении. Они дружили, часто на берог вместе ходили. Теперь эти друзья поменялись ролями: Кутузов стал командиром отде ления, а Хмарюк — его подчи ненным. И что вы думаете? Ку тузов потерял всякую власть над Хмарюком, спускает ему все проступки. Нельзя, мол, друзей обижать! Конечно, друж ба нужна, но не такая — гни лая — дружба, которая порож дает разболтанность и недис циплинированность. Хочется поднять еще один вопрос. Боевая история нашего корабля очень интересна. Ста рослужащие могли бы многое рассказать молодым. Поче му бы сейчас не организо вать на корабле фотовитрипу лучших людей, красочно офор мить боевой счет, написать ис торию корабля? Все это помо жет воспитанию молодежи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz