Краснофлотец. 1945, февраль.

т и Электрик ёорабдя *ЙГ» краснофлотец С. Судаков — отличник | боевой «подготовки. Фото Л. Огурцова. О НОЧНОМ НАБЛЮДЕНИИ витеросы успешной борьбы с враЖбСКИМЯ ПОДВОДНЫМИ лодками я безопасной проводки конвоев требуют непрерь£вщого улучше­ ния службы наблюдении на каж­ дом корабле, тщательного изуче­ ния и внедрения опыта в области наблюдения, накопленного за войну. Основная тяжесть наблюдения fe походе ложится на сигнальщи­ ков. В помощь им назначаются наблюдатели из других роевых частей. (Как правило, эти наблю­ датели и днем, & ночью, и в хо­ рошую видимость, я в плохую раньше ставились на одних и тех же местах я вели наблюдение одинаковым способом. Опыт вой­ ны подсказал нам, что это не со­ всем правильно. Днем в хорошую видимость наблюдатель должен располагать­ ся повыше, так как с высоты быстрее и лучше можно заметить я плавающую мину и бурунчик от перископа подводной лодки да и горизонт у наблюдателя рас­ ширяется. Ночью же при малой ишдшбости наблюдатели в но­ совых секторах должны нахо­ диться как можно ниже, ближе к поверхности воды. Мы, например, когда это позво­ ляют условия погоды, делаем так. Наиболее опытный наблюдатель ночью располагается в носовой части и ведет наблюдение лежа. В таком положении быстрее мож­ но обнаружить я силуэт враже­ ской подлодки, находящейся в надводном положении, л плаваю­ щий предает. Однажды мы сопровождали транспорты. Наш корабль шел головным. Ночь была темная, море относительно спокойное. Опытный наш наблюдатель стар­ ший краснофлотец Михаил Корот­ ков, лежа на баКе, наблюдал в носовом секторе. Рядом с ним стоя вел наблюдение другой краснофлотец, которому также было! поручено репетование до­ кладов Короткова. На подходах к порту назначе­ ния Коротков первым заметил в нескольких кабельтовых силуэт. Это была вражеская подлодка. Мы вышли в атаку, ватнали фа­ шистского пирата па глубину, ударом глубинных бомб сорвали атаку врага. Другой (раз, наблю­ дая в таком же положении, Ко­ ротков ночью обнаружил по курсу корабля плавающую мину. Таким образом, ночью чем ближе к воде располагаются наблюда­ тели', тем лучше. Во время снежных нарядов на­ блюдателя особое внимание дол­ жны обращать на просмотр моря у-кромок проходящих зарядов и в просветах между зарядами. Наблюдение в лунную ночь имеет свои особенности. Если в светлой части горизонта, па лун­ ной дорожке легко обнаружить силуэт или перископ подлодки, то в темной части горизонта это стоит большого труда, поэтому наблюдатели особенно тщательно должны просматривать эту часть водной поверхности. Наблюдать за морем должны не только е.киглалыцика и на­ блюдатели, но и все красно­ флотцы я старшины, находящие­ ся на верхней палубе. Каждый краснофлотец и старшина обязан повседневно тренироваться я при­ обретать навыки ночного наблю­ дения. Лейгеяант А. НОВИКОВ. Ценное начинание Сержант Колесов слывет в подразделении старшего техник- лейтенанта Аулова лучшим ра­ ционализатором. Долголетняя практика обогатила ого больши­ ми знаниями. Он основательно изучил приборы и станки, кото­ рые находятся в его ведении, и теперь упорно работает над тем. чтобы упростить отдельные сложные детали, увеличить их долговечность л добиться более четкой работы всех механизмов прибора или станка. Колесов помогает также моло­ дым изобретателям и рационали­ заторам. Он сплотил вокруг себя крепкий коллектив опытных краНнофлотцев-снециалистчи:, ко­ торые, помимо рационализа­ ции, своими силами ремонтиоу- ют сложные стаян;и. Недавне на одном из новейших токарных станков вышла из строя шестерня. без которой станок не мог работать. Из-за этой неисправности моряк* не в состоянии были выполнить в срок ответственные токарные работы. Сержант Колесов решил изготовить шестерню в своей ма­ стерской. Заготовив необходимые ян-, струменты и материалы, он при­ нялся за дело и в короткий срок изготовил сложную деталь. То- кдриый стано§ снова вошел в число действующих. Начинание сержанта Колесова заслуживает всяческой поддерж­ ки. Нужно создать группы ра­ ционализаторов и изобретателей на всех кораблях нашего флота Сержант fl. УРАЕВ. К Р А СНОФЛОТ Е Ц ОБ ЭКОНОМИИ ТОПЛИОН И НЕРАДИВЫХ ХОЗЯЙСТВЕННИКАХ Экойоалия к бережное расходо­ вание топлива — кровное дело людей, непосредственно обеспечи­ вающих теплом жилые помещения. Однако все их усилия не дадут должного эффекта, если сами жильцы и ответственные эа квар­ тирной хозяйство люди не будут по-настоящему бороться за сохра­ нение тепла. Каждому известны трудности транспортировки, свя­ занные с отдаленностью наших баз от железной дороги, но не каждый сознательно относится к этому, не каждый задумывается «ад тем, как и чем он может об­ легчить эти трудности. Д о сих пор тлеются еще слу­ чал халатного отношения комен­ дантов к своим прямым обязанно­ стям. В результате этого можно наблюдать непорвдкя н безалабер­ щину в домохозяйствах. В редакцию поступило письмо от жильцов дома № 8 по 1-й ли­ нии главной базы. В под’еэде это­ го дома в начале зимы ветром со­ рвало с петель наружную дверь. Врываясь в квартиры, по коридо­ ру гуляет ледяной ветер. В про­ ход наметаются * сугробы снега. Жильцы дома неоднократно обра­ щались к коменданту Болотову и начальнику ДОС т. Рожкову, но дверь до сих пор не отремонтиро­ вана. Наконец, после настойчивых просьб и заявлений, тов. Рожков пошел «навстречу» жильцам. Он приказал снять дверь с петель со­ всем и «отправить ее на ремонт». Однако радость жильцов была преждевременной. Снять-то дверь сняли, а поставить — до сих пор еще не поставили. Спрашивается, сколько же времени требуется т. Рожкову на такое простое дело, как ремонт двери? По коридору попрежнему гуляет ветер, жиль­ цы в квартирах мерзнут. Тут ни­ какие истопники им не помогут. Как говорится, улицу не нато­ пишь. Эго только один из печальных примеров, а их, к сожалению, не­ мало. В некоторых помещениях неисправна проводка парового ото­ пления, в окнах выбиты стекла и т. д. Нет настоящего хозяйского глаза, нет расторопности в ремон­ те и утеплении помещений. Сбережение тепла, способству­ ющее экономии топлива, есть об­ щее дело. В нем должен быть за­ интересован каждый, и за него на­ до rroeectH с е й ч а с решительную бооьбу'. Б. j АЛЕКСЕЕВ. ЭТОГО НАДО БЫЛО ОЖ И Д А ТЬ (Из боевого опыта) Младший лейтенант Глухов — хороший летчик и замечательный товарищ. Всегда, как только он дидел, что над его другом наки­ сала угроза, он смело шел на врага, принимал удар на себя с грудью прикрывал товарища. Друзья любили его за это и в свою очередь прикрывали млад- шепо-лейтснанта1 от атак враже­ ских истребителей. Но был у Глухова один недо­ статок. Бывало, возвращаются с задания наши летчики, ведущий Глухова лейтенант Матвеев по­ сле нескольких фигур высшего лилотаха зайдет в хвост его са­ молета. а он, (как ни а чек не бы­ вал», продолжает нтт* но прямой. Ни разу Глухое не попросил разрешения у командира занять­ ся отработкой фигур высшего пилотажа или провести учебный воздушный бой. Такое равноду­ шие раздражало лейтенанта Ма­ твеева я, но возвращении из оче­ редного вылета, он взволнованно говорил Глухову: —• Всем ты, Миша, хорош, а (вот нет у тебя души истребите­ ля. Как ты не полешь, что в каждом вылете летчик должен со­ вершенствовать свое мастерство. Как тебя не вмнует, что на хво­ сте твоего самолета висит дру­ гой? — А что мне волноваться, когда я знаю, что это ты при­ страиваешься ко мае. — ножи- мая плечами, отвечал Глухов. — Если немец подумает пристроить­ ся, тогда дело другое. Я сумею 1выйтя из-®од удара и сам ата­ кую его. — Ну, нет, — не соглашался Матвеев. —• Ксли от иод’ема и до посадки ты идешь по прямой и не стремишься отрабатывать своих летных качеств, у тебя неизбежно понизится техника пилотирования. — Н«смотрим, — угрюмо от­ вечал Глухов. Дальнейшие взлеты показа­ ли, что Матвеев был прав. Глу­ хов, действительно, начал замет­ но отставать, к у него появилавй какая-то самоуспокоенность. Да­ же в бою он стал реже нросмат^ д>ивать заднюю полусферу, хот* дрался попрежнему мужествен» и храбро. — Погибнешь, Миша, — гово­ рили ему друзья. — Повышай свою осмотрительность. Вот се­ годня ты даже не заметил, как Николай Запалеаов выбил немца яз-под хвоста твоей машины. А. ведь ты должен видеть костыль своего самолета так же отлично, (Ьа.. и впереди себя. Предостережения товарище! оказалась не «ланями. В одом m боев Глухов заметы, как со­ ветский самолет атаковали два немецких истребителя^ Он тотчас ■же поспешил на выручку товари­ щу и с хода атаковал врата. Глу­ хов видел, как первый фашист' ский самолет неуклюже перевер­ нулся и пошел вниз. Решив, что с этим гитлеровцем покопчено, ов спокойно вступил в бой С Друг** вражеским истребителем. За »се время он ни разу не обернулся назад и не просмотрел задней полусферы. А между тем, немец, которого он считал сбитым, на­ брал высоту и пошел в атаюу на самолет Глухова;. — Миша, «мессер» в хвосте! — воскликнули друзья, ведшие бой в стороне. Глухов быстро оглянулся на­ зад я увидел опившую траост пирата, Веля бы он постоялио тренировал себя, то сумел бы еще быстрым маневром выйти из- под огня. Но сейчас движения его были медлительны, неточны, м скоро Глухов почувствовал, как непослушным становится его са­ молет. «Я подбит. Прикройте!» — (передал оп по радио товарищам. — Этого надо было ожидать. Каждый летчик должен повсе­ дневно отрабатывать свое мастер­ ство, тогда он сможет выйти из- под любого удара, — сказал* друзья, возвратившись на аэро­ дром . И. СИЛЬКЕВИЧ. Узаботливых машинистов механизмывпорядке В равномерный шум машины ворвался звонок телеграфа. Пе­ реводя рычаг па задний ход и прислушиваясь, вахтенный стар­ ший краснофлотец Ковалев за­ метил, что ротор турбины высо­ кого давления имеет небольшие осевые толчки. Мы вскрыли упорный под­ шипник. Выяснилось, что упор­ ные сухаря слегка натянулись па передний ход и поэтому осевой зазор увеличился. При перемене ходов ротор имел большой осевой разбег и стучал гребнем в упор­ ные подушки. Этот недостаток быстро устранили, и турбина стала работать нормально. А но досмотри вахтенный, — могла бы произойти поломка машины. Припоминается случай из практики одного корабля, когда, подготавливая материальную часть к походу, машинисты не застопорили болт, крепящий звездочку муфты сцепления тур­ бины низкого давления. В море на ходу болт развернутся и упер- •я в полумуфту, которая, в свою очередь, расперла шестерню и т ­ ого давления. Произошла серьез­ ная авария: выплавился упорный подшипник, замяло лабиринтовые уплотнения. Корабль вышел из строя на долгое время. Можно привести много приме­ ров того, как бдительным несени­ ем вахты в походе и тщательным уходом за механизмами машини­ сты нашего корабля обеспечива­ ют сохранность материальной части. Осматривая свое заведыванне, краснофлотец Евтушенко обнару­ жил одну срезанную шпильку на муфте соединения валиков с тахометром. Тщательно просмот­ рев механизмы, он обнаружил еще ряд срезанных шпилек. Своевременно заменив их, мы предотвратили возможную ава­ рий. Заботливо следит за своими механизмами старший красно­ флотец Сятковекий. Однажды ма­ невровый клапан у него стал хо­ дить туже, чем положено. Оят- ковский на ходу осмотрел привод клапана и обнаружил, что сто­ пор, крепящий - гайку, ослаб. Тогда он сразу же сделал допол­ нительный-стопор, чем обеспечил нормальную работу маневрового клапана. Краснофлотец Головин получил новое заведывание с большим де­ фектом. Один из питательных ?*- сосов сильно стучал, я причины этого были неизвестны. Мы за­ меняли все пропускные (клапаны, проверили пружины и крепления поршней на штоке. Все казалось нормально, а насос продолжал стучать. 7 Тов. Головин часами прослу­ шивая работу пасоса, осматривал •Ka^-vm деталь, пока не добился своего. Оказалось, что паровой пор- шень имел небольшую слабину, хотя гайка была завернута доот- каоа. Отдав гайку, Головин за­ метил, что она не прижимала со­ бой поршень: нехватало резь­ бы. Тогда Головин поставил под гайку подкладку, и насос пошел без стука. Так, благодаря заботливому отношению машинистов к своим загадываниям и своевременному предупреждению всех возника­ ющих неисправностей, удлиняют­ ся орлики работы механизмов. Старшина 2-й статьи А. ЕФИМОВ. "

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz