Краснофлотец. 1945, февраль.
т и Электрик ёорабдя *ЙГ» краснофлотец С. Судаков — отличник | боевой «подготовки. Фото Л. Огурцова. О НОЧНОМ НАБЛЮДЕНИИ витеросы успешной борьбы с враЖбСКИМЯ ПОДВОДНЫМИ лодками я безопасной проводки конвоев требуют непрерь£вщого улучше ния службы наблюдении на каж дом корабле, тщательного изуче ния и внедрения опыта в области наблюдения, накопленного за войну. Основная тяжесть наблюдения fe походе ложится на сигнальщи ков. В помощь им назначаются наблюдатели из других роевых частей. (Как правило, эти наблю датели и днем, & ночью, и в хо рошую видимость, я в плохую раньше ставились на одних и тех же местах я вели наблюдение одинаковым способом. Опыт вой ны подсказал нам, что это не со всем правильно. Днем в хорошую видимость наблюдатель должен располагать ся повыше, так как с высоты быстрее и лучше можно заметить я плавающую мину и бурунчик от перископа подводной лодки да и горизонт у наблюдателя рас ширяется. Ночью же при малой ишдшбости наблюдатели в но совых секторах должны нахо диться как можно ниже, ближе к поверхности воды. Мы, например, когда это позво ляют условия погоды, делаем так. Наиболее опытный наблюдатель ночью располагается в носовой части и ведет наблюдение лежа. В таком положении быстрее мож но обнаружить я силуэт враже ской подлодки, находящейся в надводном положении, л плаваю щий предает. Однажды мы сопровождали транспорты. Наш корабль шел головным. Ночь была темная, море относительно спокойное. Опытный наш наблюдатель стар ший краснофлотец Михаил Корот ков, лежа на баКе, наблюдал в носовом секторе. Рядом с ним стоя вел наблюдение другой краснофлотец, которому также было! поручено репетование до кладов Короткова. На подходах к порту назначе ния Коротков первым заметил в нескольких кабельтовых силуэт. Это была вражеская подлодка. Мы вышли в атаку, ватнали фа шистского пирата па глубину, ударом глубинных бомб сорвали атаку врага. Другой (раз, наблю дая в таком же положении, Ко ротков ночью обнаружил по курсу корабля плавающую мину. Таким образом, ночью чем ближе к воде располагаются наблюда тели', тем лучше. Во время снежных нарядов на блюдателя особое внимание дол жны обращать на просмотр моря у-кромок проходящих зарядов и в просветах между зарядами. Наблюдение в лунную ночь имеет свои особенности. Если в светлой части горизонта, па лун ной дорожке легко обнаружить силуэт или перископ подлодки, то в темной части горизонта это стоит большого труда, поэтому наблюдатели особенно тщательно должны просматривать эту часть водной поверхности. Наблюдать за морем должны не только е.киглалыцика и на блюдатели, но и все красно флотцы я старшины, находящие ся на верхней палубе. Каждый краснофлотец и старшина обязан повседневно тренироваться я при обретать навыки ночного наблю дения. Лейгеяант А. НОВИКОВ. Ценное начинание Сержант Колесов слывет в подразделении старшего техник- лейтенанта Аулова лучшим ра ционализатором. Долголетняя практика обогатила ого больши ми знаниями. Он основательно изучил приборы и станки, кото рые находятся в его ведении, и теперь упорно работает над тем. чтобы упростить отдельные сложные детали, увеличить их долговечность л добиться более четкой работы всех механизмов прибора или станка. Колесов помогает также моло дым изобретателям и рационали заторам. Он сплотил вокруг себя крепкий коллектив опытных краНнофлотцев-снециалистчи:, ко торые, помимо рационализа ции, своими силами ремонтиоу- ют сложные стаян;и. Недавне на одном из новейших токарных станков вышла из строя шестерня. без которой станок не мог работать. Из-за этой неисправности моряк* не в состоянии были выполнить в срок ответственные токарные работы. Сержант Колесов решил изготовить шестерню в своей ма стерской. Заготовив необходимые ян-, струменты и материалы, он при нялся за дело и в короткий срок изготовил сложную деталь. То- кдриый стано§ снова вошел в число действующих. Начинание сержанта Колесова заслуживает всяческой поддерж ки. Нужно создать группы ра ционализаторов и изобретателей на всех кораблях нашего флота Сержант fl. УРАЕВ. К Р А СНОФЛОТ Е Ц ОБ ЭКОНОМИИ ТОПЛИОН И НЕРАДИВЫХ ХОЗЯЙСТВЕННИКАХ Экойоалия к бережное расходо вание топлива — кровное дело людей, непосредственно обеспечи вающих теплом жилые помещения. Однако все их усилия не дадут должного эффекта, если сами жильцы и ответственные эа квар тирной хозяйство люди не будут по-настоящему бороться за сохра нение тепла. Каждому известны трудности транспортировки, свя занные с отдаленностью наших баз от железной дороги, но не каждый сознательно относится к этому, не каждый задумывается «ад тем, как и чем он может об легчить эти трудности. Д о сих пор тлеются еще слу чал халатного отношения комен дантов к своим прямым обязанно стям. В результате этого можно наблюдать непорвдкя н безалабер щину в домохозяйствах. В редакцию поступило письмо от жильцов дома № 8 по 1-й ли нии главной базы. В под’еэде это го дома в начале зимы ветром со рвало с петель наружную дверь. Врываясь в квартиры, по коридо ру гуляет ледяной ветер. В про ход наметаются * сугробы снега. Жильцы дома неоднократно обра щались к коменданту Болотову и начальнику ДОС т. Рожкову, но дверь до сих пор не отремонтиро вана. Наконец, после настойчивых просьб и заявлений, тов. Рожков пошел «навстречу» жильцам. Он приказал снять дверь с петель со всем и «отправить ее на ремонт». Однако радость жильцов была преждевременной. Снять-то дверь сняли, а поставить — до сих пор еще не поставили. Спрашивается, сколько же времени требуется т. Рожкову на такое простое дело, как ремонт двери? По коридору попрежнему гуляет ветер, жиль цы в квартирах мерзнут. Тут ни какие истопники им не помогут. Как говорится, улицу не нато пишь. Эго только один из печальных примеров, а их, к сожалению, не мало. В некоторых помещениях неисправна проводка парового ото пления, в окнах выбиты стекла и т. д. Нет настоящего хозяйского глаза, нет расторопности в ремон те и утеплении помещений. Сбережение тепла, способству ющее экономии топлива, есть об щее дело. В нем должен быть за интересован каждый, и за него на до rroeectH с е й ч а с решительную бооьбу'. Б. j АЛЕКСЕЕВ. ЭТОГО НАДО БЫЛО ОЖ И Д А ТЬ (Из боевого опыта) Младший лейтенант Глухов — хороший летчик и замечательный товарищ. Всегда, как только он дидел, что над его другом наки сала угроза, он смело шел на врага, принимал удар на себя с грудью прикрывал товарища. Друзья любили его за это и в свою очередь прикрывали млад- шепо-лейтснанта1 от атак враже ских истребителей. Но был у Глухова один недо статок. Бывало, возвращаются с задания наши летчики, ведущий Глухова лейтенант Матвеев по сле нескольких фигур высшего лилотаха зайдет в хвост его са молета. а он, (как ни а чек не бы вал», продолжает нтт* но прямой. Ни разу Глухое не попросил разрешения у командира занять ся отработкой фигур высшего пилотажа или провести учебный воздушный бой. Такое равноду шие раздражало лейтенанта Ма твеева я, но возвращении из оче редного вылета, он взволнованно говорил Глухову: —• Всем ты, Миша, хорош, а (вот нет у тебя души истребите ля. Как ты не полешь, что в каждом вылете летчик должен со вершенствовать свое мастерство. Как тебя не вмнует, что на хво сте твоего самолета висит дру гой? — А что мне волноваться, когда я знаю, что это ты при страиваешься ко мае. — ножи- мая плечами, отвечал Глухов. — Если немец подумает пристроить ся, тогда дело другое. Я сумею 1выйтя из-®од удара и сам ата кую его. — Ну, нет, — не соглашался Матвеев. —• Ксли от иод’ема и до посадки ты идешь по прямой и не стремишься отрабатывать своих летных качеств, у тебя неизбежно понизится техника пилотирования. — Н«смотрим, — угрюмо от вечал Глухов. Дальнейшие взлеты показа ли, что Матвеев был прав. Глу хов, действительно, начал замет но отставать, к у него появилавй какая-то самоуспокоенность. Да же в бою он стал реже нросмат^ д>ивать заднюю полусферу, хот* дрался попрежнему мужествен» и храбро. — Погибнешь, Миша, — гово рили ему друзья. — Повышай свою осмотрительность. Вот се годня ты даже не заметил, как Николай Запалеаов выбил немца яз-под хвоста твоей машины. А. ведь ты должен видеть костыль своего самолета так же отлично, (Ьа.. и впереди себя. Предостережения товарище! оказалась не «ланями. В одом m боев Глухов заметы, как со ветский самолет атаковали два немецких истребителя^ Он тотчас ■же поспешил на выручку товари щу и с хода атаковал врата. Глу хов видел, как первый фашист' ский самолет неуклюже перевер нулся и пошел вниз. Решив, что с этим гитлеровцем покопчено, ов спокойно вступил в бой С Друг** вражеским истребителем. За »се время он ни разу не обернулся назад и не просмотрел задней полусферы. А между тем, немец, которого он считал сбитым, на брал высоту и пошел в атаюу на самолет Глухова;. — Миша, «мессер» в хвосте! — воскликнули друзья, ведшие бой в стороне. Глухов быстро оглянулся на зад я увидел опившую траост пирата, Веля бы он постоялио тренировал себя, то сумел бы еще быстрым маневром выйти из- под огня. Но сейчас движения его были медлительны, неточны, м скоро Глухов почувствовал, как непослушным становится его са молет. «Я подбит. Прикройте!» — (передал оп по радио товарищам. — Этого надо было ожидать. Каждый летчик должен повсе дневно отрабатывать свое мастер ство, тогда он сможет выйти из- под любого удара, — сказал* друзья, возвратившись на аэро дром . И. СИЛЬКЕВИЧ. Узаботливых машинистов механизмывпорядке В равномерный шум машины ворвался звонок телеграфа. Пе реводя рычаг па задний ход и прислушиваясь, вахтенный стар ший краснофлотец Ковалев за метил, что ротор турбины высо кого давления имеет небольшие осевые толчки. Мы вскрыли упорный под шипник. Выяснилось, что упор ные сухаря слегка натянулись па передний ход и поэтому осевой зазор увеличился. При перемене ходов ротор имел большой осевой разбег и стучал гребнем в упор ные подушки. Этот недостаток быстро устранили, и турбина стала работать нормально. А но досмотри вахтенный, — могла бы произойти поломка машины. Припоминается случай из практики одного корабля, когда, подготавливая материальную часть к походу, машинисты не застопорили болт, крепящий звездочку муфты сцепления тур бины низкого давления. В море на ходу болт развернутся и упер- •я в полумуфту, которая, в свою очередь, расперла шестерню и т ого давления. Произошла серьез ная авария: выплавился упорный подшипник, замяло лабиринтовые уплотнения. Корабль вышел из строя на долгое время. Можно привести много приме ров того, как бдительным несени ем вахты в походе и тщательным уходом за механизмами машини сты нашего корабля обеспечива ют сохранность материальной части. Осматривая свое заведыванне, краснофлотец Евтушенко обнару жил одну срезанную шпильку на муфте соединения валиков с тахометром. Тщательно просмот рев механизмы, он обнаружил еще ряд срезанных шпилек. Своевременно заменив их, мы предотвратили возможную ава рий. Заботливо следит за своими механизмами старший красно флотец Сятковекий. Однажды ма невровый клапан у него стал хо дить туже, чем положено. Оят- ковский на ходу осмотрел привод клапана и обнаружил, что сто пор, крепящий - гайку, ослаб. Тогда он сразу же сделал допол нительный-стопор, чем обеспечил нормальную работу маневрового клапана. Краснофлотец Головин получил новое заведывание с большим де фектом. Один из питательных ?*- сосов сильно стучал, я причины этого были неизвестны. Мы за меняли все пропускные (клапаны, проверили пружины и крепления поршней на штоке. Все казалось нормально, а насос продолжал стучать. 7 Тов. Головин часами прослу шивая работу пасоса, осматривал •Ka^-vm деталь, пока не добился своего. Оказалось, что паровой пор- шень имел небольшую слабину, хотя гайка была завернута доот- каоа. Отдав гайку, Головин за метил, что она не прижимала со бой поршень: нехватало резь бы. Тогда Головин поставил под гайку подкладку, и насос пошел без стука. Так, благодаря заботливому отношению машинистов к своим загадываниям и своевременному предупреждению всех возника ющих неисправностей, удлиняют ся орлики работы механизмов. Старшина 2-й статьи А. ЕФИМОВ. "
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz