Краснофлотец. 1945, декабрь.

Старшина в бою I. В ойна показала, как велика роль старшины в бою. Старшина связывает офицера е подчиненными ему краснофлот- цаш. Он подучает приказания с командного пункта и отвечает за и выполнение. Старшина — полноправный хозяин того боево­ го поста, где он расписан. Боль­ ше того, он обязан быть всегда готовым заменить вышестоящего командира. Старшина — вожак отделения, • на подводных лодках зача­ стую и командир отсека. Крас­ нофлотцы видят в нем старшего товарища, отличного специали­ ст» ■ бывалого моряка. В мину­ ту опасности старшина обязан сплотить их, подчинить своей воле; часто от его находчивости м смекалки зависит жизнь лич­ ного состава. Старшина завоевывает себе ав­ торитет среди подчиненных от­ личным знанием специальности. Ондолжен быть строг к себе, так как личный пример — основной метод воспитания краснофлотцев. Для старшины важно знать свои силы и быть уверенным в себе. Помню старшину группы рулевых на одной из лодок. Это был отличный командир и воспи­ татель, прекрасный специалист, хорошо державший лодку на за­ данной глубине вовремя атак. Авторитет его среди подчинен­ ных был высок. Но однажды после тсрпздного залпа из-за слу­ чайной оплошности с его сторо­ ны лодзд всплыла на поверхность и показала рубку. Лодку удалось быстро увести на глубину, однако враг успел ее обнаружить и на­ чал преследовать. Больше двух­ сот разрывов глубинных бомб насчитали мы в тот раз. Этот случай так подействовал на старшину рулевых, что он, до отого смелый и расчетливый, стая волноваться, нервничать и теряться, как только лодка всплывала на перископную глу­ бину. В первом же походе перед атакой он так раскачал лодку, что пришлось на время отстра­ нить его от ответственных вахт. Но нельзя впадать и в другую крайность. Зазнайство не менее опасно, чем нерешительность и боязливость. II. Некоторые старшины считают, что к погрешностям повседневной лизни можно относиться снисхо­ дительно. «На берегу сойдет как- нибудь, а вот в бою я себя по­ кажу», — думают они. Это не­ верно. Размагниченный, разбол­ танный человек не сумеет взять себя в руки в серьезный момент. Поэтому подготовку к бою надо иачинать на берегу, в мирной об­ становке. Все, что старшина делает на берегу, он делает для боя. Все время он должен подготавливать себя и подчиненных к бою. Где бы ни находилась лодка,—в бое­ вом ли походе, на учениях и ма­ неврах или просто на переходе,— командиры отделений обязаны держать себя н своих подчинен­ ных в состоянии постоянной бое­ вой готовности, без каких бы то в в было скидок на «условного» грага. Командир отделения руле­ вых должен всегда держать лодку на глубине с предельной точностью. Спора нет, это утом­ ляет рулевого, особенно тогда, когда точность не вынуждается боевой обстановкой. Зато, пребы­ вая в постоянном напряжении, командир отделения рулевых не только приучается веета лодку на ровном киле, что очень важно в боевых условиях, но, главное, воспитывает в себе н своих под­ чиненных необходимую собран­ ность и внутреннюю дисциплину. В противном случае рулевой, привыкший водить корабль «при­ близительно», не найдет в себе силы воли, чтобы в сложной бое­ вой обстановке провести лодку с нужной точностью. Надо, равумеется, щадить си­ лы своих подчиненных, но не в ущерб боевой выучке. Непра­ вильной следует считать прак­ тику некоторых командиров, по­ зволяющих горизонтальщикам править вахту сидя. Стар­ шина, проверяющий свою работу только по показаниям приборов, глубиномеру и диферентометру, никогда не проведет лодку точно. Чутье хорошего горизонтальщика в ногах: хорошо развитое чув­ ство равновесия точнее приборов. Обучение старшин нужно це­ ликом подчинить боевой действи­ тельности. Учить тому, что при­ годится на войне, приближенно к боевой обстановке, — такова за­ дача офицера, приступающего к воспитанию старшины. А стар­ шина, в свою очередь, обучая личный состав, никогда не дол­ жен забывать о бое — этой су­ ровой проверке всех качеств военного моряка. Теперь, в усло­ виях мирного времени, следует помнить уроки войны и всеми силами внедрять их л учебу. Боцман краснознаменной лод­ ки «С-101» мичман Орищенко был одним из лучших старшин, с которыми мне довелось плавать. Он в совершенстве знал спе­ циальность и изучил лодку до винтика. Умелый воспитатель краснофлотцев, он сочетал заботу о нуждах своих подчиненных со строгой требовательностью. Ни на минуту не забывал, что лодка предназначена для боя и, повы­ шая ее боевую готовность, прояв­ лял неистощимую инициативу. Орищенко ввел среди рулевых интересный и полезный обычай. Ежедневно после вахты каждый рулевой проверял свою работу по курсографу и сравнивал ее с ра­ ботой других рулевых. Часто у курсографа можно бы­ ло слышать такие разговоры: — Баринов на своей вахте стоял хорошо, а у тебя вон какие зигзаги... А погода была ведь одна и та же... Итот, кто сделал зигзаги, при­ лагал все усилия к тому, чтобы на следующей вахте провести лодку не хуже своих товарищей по отделению. Орищенко сумел сколотить дружный, квалифицированный коллектив, который под его ру­ ководством участвовал в тринад­ цати боевых походах и помог командиру одержать восемь побед над врагом. Орищенко воспитал из своих подчиненных прекрасных спе­ циалистов. Его ученики Безверх- ний, Потехин и Приходько стали отличными горизоЕталыциками. III. Какой бы полноценной п все­ сторонней ни была боевая подго­ товка в базе, она не в состоянии заменить морских походов. В море краснофлотец прочнее всего закрепляет зяаякя, полученные в учебном кабинете п н у стенки, а старшина приобретает необходи­ мые командные и волевые каче­ ства. Никогда нельзя сказать зара­ нее, как подействует нанеобстре­ лянный окинаж первая встреча е противником, первые глубинные бомбы, рвущиеся вблизи лодки. В пехоте это называют «поню­ хать пороху», у нас, подводни­ ков, — «чувство противники». Роль старшины здесь особенно ответственна. Он должен побо­ роть вполне понятное чувство страха не только в себе самом, но I' в своих подчиненных, заста­ вить их работать так же спокой- по, как на учениях. Приведу случай, происшедший на одной из лодок. Мытщательно готовили экипаж в базе, отраба­ тывали различные учебные за­ дачи, несколько раз выпускали лодку в норе в учебные походы. Экипаж был хорошо подготовлен как теоретически, так и практи­ чески. В первом же боевом по­ ходе лодка встретила большой караван противника, шедший в сопровождении сильного противо­ лодочного эекорта. Краснофлот­ цы, впервые столкнувшиеся с противником, конечно, волнова­ лись. Волновался и боцман, стоявший у горизонтальных ру­ лей. В тренировочных походах этот боцман проявил себя хорошим горизонталыциком, но после пер­ вого же боевого залпа он, расте­ рявшись, не сумел удержать лодку; лодка выскочила на по­ верхность на виду у вражеских кораблей охранения. Пришлось срочно уходить на глубину посреди разрывов глу­ бинных бомб. Но, когда командир приказал прекратить погружение, боцман доложил: — Заклинило рули глубины! Продули среднюю, затем бы­ струю—лодка продолжала прова­ ливаться. Так мы летели вниз, пока не легли на грунт, к сча­ стью, на небольшой глубине. Когда же мы разобрались в происшедшем, оказалось, что го­ ризонтальные рули вовсе не за­ клинивались. Потеряв самообла­ дание, боцман судорожно сжимал рукоятки рулей. Лопасти рулей уперлись в ограничители, а боц­ ману показалось, что рули закли­ нило. Глядя на боцмана, растерялись трюмные. Они не продули во­ время цистерну быстрого погру- жения. Поэтому^то лодка и про­ должала погружаться. Нужно отдать должное стар­ шинам этой лодки. Они первые овладели собой, успокоили эки­ паж. Краснофлотцы еправидись со всеми трудностями и благо­ получно вывели лодку из крити­ ческого положения. В дальней­ ших походах моряки этой лодки проявили себя с самой лучшей стороны. От степени выучки, от боевых качеств старшин во многом зави­ сит боевой успех любого корабля, а подводного в особенности. С особой тщательностью надо учить н воспитывать старшин, поощряя их рост, старательно учитывая богатый боевой опыт, приобретенный в годы Великой Отечественной войны. Капитан 2 ранга П. ЕГОРОВ. — Пипа, а что бельки молве :'ям тоже так холодно? — Нет, сыпок, ям гораздо теплев. Ведь они не жи вут в квартирах, воторые обсл уживает КЭ& Северного флота. Рис. В. Жаворонкова. ГРОШ ЦЕНА ТАКОЙ ЗАКАЛКЕ — Д закален и с одинаковым успехом могу нести вахту в пур­ гу, мороз и хорошую погоду, — бахвалился однажды перед това­ рищами краснофлотец Иван По­ номаренко. Несколько дней назад вместе со мной он заступил вах­ тенным у трапа. День был морозный. С норд- оста дул небольшой, но холодный ветер. Я предупредил Понома­ ренко: — Одень варежки, иначе бу­ дешь плохо править службу. — Варежки я оставил в куб­ рике. Да они ни к чему, мои ру­ ки привычные... Не простояли мы и десяти ми­ нут, как Пономаренко стал уси­ ленно тереть замерзшие руки, а потом глубоко засунул их в карманы. Только в крайних слу­ чаях, когда мимо него проходи­ ли офицеры, он нехотя вынимал руки из карманов. А когда с бе­ рега или стоявших по соседству кораблей шли краснофлотцы я старшины, Пономаренко пропу­ скал их беспрепятственно, даже пе сообщая дежурному. Почти всю вахту Пономаренко простоял около горячей трубы, мало обращая внимания на про­ ходящих. Несколько раз дежур­ ный по кораблю и офицеры дела­ ли ему замечания за нарушение устава. Когда мы сменились с вахты, я прямо сказал краснофлотцу Пономаренко: — Ты бахвалился, а сегодин доказал свою мнимую г&калку, несколько раз нарушил инструк­ цию и пропустил беспрепятст­ венно на корабль не знакомыхте­ бе старшин я краснофлотцев. Гда же твоя бдительность? Разве т « можно править вахту. Закалка — дело неплохое ■ нужное. Каждый моряк обязан вакалять свой организм, но не на словах, как это делает Понома­ ренко, а на деле и не в ущерб, а на пользу службе. Грош цена та­ кой закалке, которая идет за счет нарушения Корабельного устава н существующих ин­ струкций. Краснофлотец Ф. ИЗРАИЛОВ. На бытовые темы „Наши и ваши Личный состав нашего под­ разделения питается в столовой при части т. Яковлева. Когда мы приходим па обод, нам обычно говорят: — Вы прикомандированные, ваша очередь последняя. Сталл мы придеряягваться расписания. Приходим в уста­ новленное для нас время, а столовая — закрыта. Ждем, стучимся в дверь, примерно, этак о полчаса, пока дежурный покажется. А дежурный выйдет н говорит: — Пробу еще не сняли, подо­ ждите. Пока снимают пробу, кон­ чается положенное время, а нас опять из столовой гонят. — Освободите раздевалку. Сейчас налги придут. И так каждый день. Сколько же времени мы будем находить­ ся на положении «пасынков»? Краснофлотец Д. РОЖЕННО » Комбинации" содержателя Тюриковэ Старпгина взвода управления старший краснофлотец ТюрижОв был снят с должности за плохую работу. Однако через дв© недели его назначили на должность содержателя. Тюриков быстро вошел «в курс дела» и, освоившись с новой ра­ ботой, стал расхищать продук­ ты питания, предназначенные для личного состава. Так, на­ пример. в накладных на выдачу продуктов на камбуз, он неод­ нократно выписывал мясо илн мясные консервы, а выдавая рыбу. Сейчас выявился еще один факт, изобличающий гряз­ ные дела нашего «содержате­ ля». Тюришв купил себе за му­ ку и другие продукты яловые сапоги. v Обо всем отом "известнокоман­ диру части, по мер к расхити­ телю пока никаких не принято., с. кРЕштопоа -о -------------- По следам неопубликованных писем Военкор писал, что в Н-ском подразделении плохо оборудо­ вано караульное помещение, отсутствует сигнализация на постах. Как сообщил редакция лейте­ нант Байбородин, факты под­ твердились. Караул переведен в другое помещение и обеспе­ чен всем необходимым, соглас­ но Уставу гарнизонной службы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz