Краснофлотец. 1945, декабрь.
Старшина в бою I. В ойна показала, как велика роль старшины в бою. Старшина связывает офицера е подчиненными ему краснофлот- цаш. Он подучает приказания с командного пункта и отвечает за и выполнение. Старшина — полноправный хозяин того боево го поста, где он расписан. Боль ше того, он обязан быть всегда готовым заменить вышестоящего командира. Старшина — вожак отделения, • на подводных лодках зача стую и командир отсека. Крас нофлотцы видят в нем старшего товарища, отличного специали ст» ■ бывалого моряка. В мину ту опасности старшина обязан сплотить их, подчинить своей воле; часто от его находчивости м смекалки зависит жизнь лич ного состава. Старшина завоевывает себе ав торитет среди подчиненных от личным знанием специальности. Ондолжен быть строг к себе, так как личный пример — основной метод воспитания краснофлотцев. Для старшины важно знать свои силы и быть уверенным в себе. Помню старшину группы рулевых на одной из лодок. Это был отличный командир и воспи татель, прекрасный специалист, хорошо державший лодку на за данной глубине вовремя атак. Авторитет его среди подчинен ных был высок. Но однажды после тсрпздного залпа из-за слу чайной оплошности с его сторо ны лодзд всплыла на поверхность и показала рубку. Лодку удалось быстро увести на глубину, однако враг успел ее обнаружить и на чал преследовать. Больше двух сот разрывов глубинных бомб насчитали мы в тот раз. Этот случай так подействовал на старшину рулевых, что он, до отого смелый и расчетливый, стая волноваться, нервничать и теряться, как только лодка всплывала на перископную глу бину. В первом же походе перед атакой он так раскачал лодку, что пришлось на время отстра нить его от ответственных вахт. Но нельзя впадать и в другую крайность. Зазнайство не менее опасно, чем нерешительность и боязливость. II. Некоторые старшины считают, что к погрешностям повседневной лизни можно относиться снисхо дительно. «На берегу сойдет как- нибудь, а вот в бою я себя по кажу», — думают они. Это не верно. Размагниченный, разбол танный человек не сумеет взять себя в руки в серьезный момент. Поэтому подготовку к бою надо иачинать на берегу, в мирной об становке. Все, что старшина делает на берегу, он делает для боя. Все время он должен подготавливать себя и подчиненных к бою. Где бы ни находилась лодка,—в бое вом ли походе, на учениях и ма неврах или просто на переходе,— командиры отделений обязаны держать себя н своих подчинен ных в состоянии постоянной бое вой готовности, без каких бы то в в было скидок на «условного» грага. Командир отделения руле вых должен всегда держать лодку на глубине с предельной точностью. Спора нет, это утом ляет рулевого, особенно тогда, когда точность не вынуждается боевой обстановкой. Зато, пребы вая в постоянном напряжении, командир отделения рулевых не только приучается веета лодку на ровном киле, что очень важно в боевых условиях, но, главное, воспитывает в себе н своих под чиненных необходимую собран ность и внутреннюю дисциплину. В противном случае рулевой, привыкший водить корабль «при близительно», не найдет в себе силы воли, чтобы в сложной бое вой обстановке провести лодку с нужной точностью. Надо, равумеется, щадить си лы своих подчиненных, но не в ущерб боевой выучке. Непра вильной следует считать прак тику некоторых командиров, по зволяющих горизонтальщикам править вахту сидя. Стар шина, проверяющий свою работу только по показаниям приборов, глубиномеру и диферентометру, никогда не проведет лодку точно. Чутье хорошего горизонтальщика в ногах: хорошо развитое чув ство равновесия точнее приборов. Обучение старшин нужно це ликом подчинить боевой действи тельности. Учить тому, что при годится на войне, приближенно к боевой обстановке, — такова за дача офицера, приступающего к воспитанию старшины. А стар шина, в свою очередь, обучая личный состав, никогда не дол жен забывать о бое — этой су ровой проверке всех качеств военного моряка. Теперь, в усло виях мирного времени, следует помнить уроки войны и всеми силами внедрять их л учебу. Боцман краснознаменной лод ки «С-101» мичман Орищенко был одним из лучших старшин, с которыми мне довелось плавать. Он в совершенстве знал спе циальность и изучил лодку до винтика. Умелый воспитатель краснофлотцев, он сочетал заботу о нуждах своих подчиненных со строгой требовательностью. Ни на минуту не забывал, что лодка предназначена для боя и, повы шая ее боевую готовность, прояв лял неистощимую инициативу. Орищенко ввел среди рулевых интересный и полезный обычай. Ежедневно после вахты каждый рулевой проверял свою работу по курсографу и сравнивал ее с ра ботой других рулевых. Часто у курсографа можно бы ло слышать такие разговоры: — Баринов на своей вахте стоял хорошо, а у тебя вон какие зигзаги... А погода была ведь одна и та же... Итот, кто сделал зигзаги, при лагал все усилия к тому, чтобы на следующей вахте провести лодку не хуже своих товарищей по отделению. Орищенко сумел сколотить дружный, квалифицированный коллектив, который под его ру ководством участвовал в тринад цати боевых походах и помог командиру одержать восемь побед над врагом. Орищенко воспитал из своих подчиненных прекрасных спе циалистов. Его ученики Безверх- ний, Потехин и Приходько стали отличными горизоЕталыциками. III. Какой бы полноценной п все сторонней ни была боевая подго товка в базе, она не в состоянии заменить морских походов. В море краснофлотец прочнее всего закрепляет зяаякя, полученные в учебном кабинете п н у стенки, а старшина приобретает необходи мые командные и волевые каче ства. Никогда нельзя сказать зара нее, как подействует нанеобстре лянный окинаж первая встреча е противником, первые глубинные бомбы, рвущиеся вблизи лодки. В пехоте это называют «поню хать пороху», у нас, подводни ков, — «чувство противники». Роль старшины здесь особенно ответственна. Он должен побо роть вполне понятное чувство страха не только в себе самом, но I' в своих подчиненных, заста вить их работать так же спокой- по, как на учениях. Приведу случай, происшедший на одной из лодок. Мытщательно готовили экипаж в базе, отраба тывали различные учебные за дачи, несколько раз выпускали лодку в норе в учебные походы. Экипаж был хорошо подготовлен как теоретически, так и практи чески. В первом же боевом по ходе лодка встретила большой караван противника, шедший в сопровождении сильного противо лодочного эекорта. Краснофлот цы, впервые столкнувшиеся с противником, конечно, волнова лись. Волновался и боцман, стоявший у горизонтальных ру лей. В тренировочных походах этот боцман проявил себя хорошим горизонталыциком, но после пер вого же боевого залпа он, расте рявшись, не сумел удержать лодку; лодка выскочила на по верхность на виду у вражеских кораблей охранения. Пришлось срочно уходить на глубину посреди разрывов глу бинных бомб. Но, когда командир приказал прекратить погружение, боцман доложил: — Заклинило рули глубины! Продули среднюю, затем бы струю—лодка продолжала прова ливаться. Так мы летели вниз, пока не легли на грунт, к сча стью, на небольшой глубине. Когда же мы разобрались в происшедшем, оказалось, что го ризонтальные рули вовсе не за клинивались. Потеряв самообла дание, боцман судорожно сжимал рукоятки рулей. Лопасти рулей уперлись в ограничители, а боц ману показалось, что рули закли нило. Глядя на боцмана, растерялись трюмные. Они не продули во время цистерну быстрого погру- жения. Поэтому^то лодка и про должала погружаться. Нужно отдать должное стар шинам этой лодки. Они первые овладели собой, успокоили эки паж. Краснофлотцы еправидись со всеми трудностями и благо получно вывели лодку из крити ческого положения. В дальней ших походах моряки этой лодки проявили себя с самой лучшей стороны. От степени выучки, от боевых качеств старшин во многом зави сит боевой успех любого корабля, а подводного в особенности. С особой тщательностью надо учить н воспитывать старшин, поощряя их рост, старательно учитывая богатый боевой опыт, приобретенный в годы Великой Отечественной войны. Капитан 2 ранга П. ЕГОРОВ. — Пипа, а что бельки молве :'ям тоже так холодно? — Нет, сыпок, ям гораздо теплев. Ведь они не жи вут в квартирах, воторые обсл уживает КЭ& Северного флота. Рис. В. Жаворонкова. ГРОШ ЦЕНА ТАКОЙ ЗАКАЛКЕ — Д закален и с одинаковым успехом могу нести вахту в пур гу, мороз и хорошую погоду, — бахвалился однажды перед това рищами краснофлотец Иван По номаренко. Несколько дней назад вместе со мной он заступил вах тенным у трапа. День был морозный. С норд- оста дул небольшой, но холодный ветер. Я предупредил Понома ренко: — Одень варежки, иначе бу дешь плохо править службу. — Варежки я оставил в куб рике. Да они ни к чему, мои ру ки привычные... Не простояли мы и десяти ми нут, как Пономаренко стал уси ленно тереть замерзшие руки, а потом глубоко засунул их в карманы. Только в крайних слу чаях, когда мимо него проходи ли офицеры, он нехотя вынимал руки из карманов. А когда с бе рега или стоявших по соседству кораблей шли краснофлотцы я старшины, Пономаренко пропу скал их беспрепятственно, даже пе сообщая дежурному. Почти всю вахту Пономаренко простоял около горячей трубы, мало обращая внимания на про ходящих. Несколько раз дежур ный по кораблю и офицеры дела ли ему замечания за нарушение устава. Когда мы сменились с вахты, я прямо сказал краснофлотцу Пономаренко: — Ты бахвалился, а сегодин доказал свою мнимую г&калку, несколько раз нарушил инструк цию и пропустил беспрепятст венно на корабль не знакомыхте бе старшин я краснофлотцев. Гда же твоя бдительность? Разве т « можно править вахту. Закалка — дело неплохое ■ нужное. Каждый моряк обязан вакалять свой организм, но не на словах, как это делает Понома ренко, а на деле и не в ущерб, а на пользу службе. Грош цена та кой закалке, которая идет за счет нарушения Корабельного устава н существующих ин струкций. Краснофлотец Ф. ИЗРАИЛОВ. На бытовые темы „Наши и ваши Личный состав нашего под разделения питается в столовой при части т. Яковлева. Когда мы приходим па обод, нам обычно говорят: — Вы прикомандированные, ваша очередь последняя. Сталл мы придеряягваться расписания. Приходим в уста новленное для нас время, а столовая — закрыта. Ждем, стучимся в дверь, примерно, этак о полчаса, пока дежурный покажется. А дежурный выйдет н говорит: — Пробу еще не сняли, подо ждите. Пока снимают пробу, кон чается положенное время, а нас опять из столовой гонят. — Освободите раздевалку. Сейчас налги придут. И так каждый день. Сколько же времени мы будем находить ся на положении «пасынков»? Краснофлотец Д. РОЖЕННО » Комбинации" содержателя Тюриковэ Старпгина взвода управления старший краснофлотец ТюрижОв был снят с должности за плохую работу. Однако через дв© недели его назначили на должность содержателя. Тюриков быстро вошел «в курс дела» и, освоившись с новой ра ботой, стал расхищать продук ты питания, предназначенные для личного состава. Так, на пример. в накладных на выдачу продуктов на камбуз, он неод нократно выписывал мясо илн мясные консервы, а выдавая рыбу. Сейчас выявился еще один факт, изобличающий гряз ные дела нашего «содержате ля». Тюришв купил себе за му ку и другие продукты яловые сапоги. v Обо всем отом "известнокоман диру части, по мер к расхити телю пока никаких не принято., с. кРЕштопоа -о -------------- По следам неопубликованных писем Военкор писал, что в Н-ском подразделении плохо оборудо вано караульное помещение, отсутствует сигнализация на постах. Как сообщил редакция лейте нант Байбородин, факты под твердились. Караул переведен в другое помещение и обеспе чен всем необходимым, соглас но Уставу гарнизонной службы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz