Краснофлотец. 1945, август.

В БОЯХ ЗАСЛУЖИЛИ ВЫ СЛАВУ! Щит э к и п а ж а Сложна работа стрелаа-ра- диста. Ему в полете надо все ви­ деть я все слышать, а когда по­ требуется — отбивать враже­ ские атаки. Необходима высокая боевая выучка, большая выдерж­ ка, хладнокровие, мужество- Всем этим в совершенстве обладает Михаил Бадюк. Однажды три торпедоносца вылетели на перехват немецкого каравана, который охраняли 15 сторожевиков и 7 «Ме-110». На флагманской машине стрел- ком-радистом шел Михаил Ба- днж. Он первым заметил на го­ ризонте неприятельские корабли и темные, едва заметные точки над ними. Это были немецкие истребители. — Как, Миша? У тебя все в порядке? Пробьемся? — спросил летчик своего стрелка-радиста. — Пробьемся, товарищ коман­ дир! — уверенно ответил Бадюк. Скоро начался воздушный бой. «Мессершмитты» чувствовали свое двойное превосходство и держались вызывающе, нагло. Но стрелки торпедоносцев друж­ ным сосредоточенным огнем от­ бивали все атаки немцев. Приль­ нув к прицелу, Бадюк коротки­ ми очередями бил по немецким истребителям. Гвардеец стрелял вепрерывно, тщательно целясь, и в то же время не забывая погля­ дывать по сторонам. Изрешечен­ ный его пулями, вспыхнул один «Мессершмитг». Тяжелый двух­ моторный истребитель неуклюже задрал хвост и врезался в воду. Потом упал еще один немец, сбитый другими стрелками, а за гим — еще один. Остальные «.Мессершмитты» стали отста­ вать и постепенно один за дру­ гим скрылись из виду. Наши торпедоносцы прорва­ лись сквозь ураганный зенитный о'онь, потопили два фашистских транспорта и благополучно воз­ вратились на свой аэродром. — Спасибо, товарищ Бадюк, хорошо дрался, — тепло прого­ ворил командир экипажа, пожи­ мая после полета руку своего боевого друга. ОН В НАШИХ СЕРДЦАХ Идет вечерняя поверка. Адъю­ тант эскадрильи поверяет нали­ чие личного состава по списку. — Старшина Семененко, — раздается его голос. — Погиб смертью героя в боях за свободу и независимость любимой Родины, — отвечает правофланговый. ...В полк Петр Семененко при­ был в начале войны. Это был скромный товарищ и волевой летчик. Он отлично владел своей машиной, был подлинным ма­ стером высшего пилотажа. После нескольких провероч­ ных полетов Борис Сафонов взял его в первый боевой вылет. В бою он видел, как смело и расчетливо дрался Петр Семе­ ненко. Чувствовалось, что моло­ дой летчик спокоен, уравновешен и обладает большой храбростью. Тремя последовательными атака­ ми он сбил «Юнкерса». После этого боя Борис Феок­ тистович Сафонов всем сердцем привязался к Петру Семененко. Он верил молодому летчику, как себе, и посылал его на самые трудные вылеты. Семененко всегда с честью оправдывал это За первые три месяца на самолете «И-16» сбил семь немецких самолетов и был назначен командиром звена- 13 декабря 1941 года стар­ шина Семененко провел свой по­ следний воздушный бой. Он встретился с 6 немецкими истре­ бителями. Долго и упорно драл­ ся североморец. Его меткие оче­ реди сразили насмерть один доверие, боев он «Мессершмитт». Два других бы- дч тяжело повреждены и вышли из боя. Но враг и после этого об­ ладал тройным превосходством. i Семененко не осталось ни од­ ного патрона, но он продолжал драться, стремясь тараном унич­ тожить врага. Одному фрицу удалось на мгновенье вайти в хвост совет­ скому истребителю и открыть огонь. Осколки снаряда пополи североморцу в голову. Нашли Петра Семененко вбли­ зи высоты «Н». Он сидел в са­ молете, склонив на прицел свою разбитую голову. Старшина по­ следним усилием уже слабеюще­ го тела удачно произвел посадку и сохранил машину. -ПО ЗАСЛУГАМКАЖДЫЙ НАГРАЖДЕН В боях с немецко-фашистскими захватчиками североморские летчики покрыли свои знамена неувядаемой славой. Дрались они храбро и отважно, умело и с достоинством защищали свободу и независимость любимой отчизны. Советское правительство высоко оценило заслуги летчиков- североморцев. Борис Феоктистович Сафонов стал дважды Героем Советского Союза, 53 сокола были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Помимо этого, офицеры, сержанты и краснофлотцы военно- воздушных сил нашего флота получили следующие награды: 2 ордена Ленина, 686 орденов Красного Знамени, 1 орден Нахимова 1-й степени, 1 орден Суворова 2-й степени, 15 орденов Ушакова 2-й степени, 15 орденов Нахимова 2-й степени, 1 орден Суворова 3-й степени, 1 орден Кутузова 3-й степени, 2 ордена Александра Невского, 288 орденов Отечественной войны 1-й степени, 351 орден Отечественной войны 2-й степени, > 1.268 орденов Красной Звезды, 213 медалей «За отвагу», 2.071 медаль «За боевые заслуги». ИСКУССТВО ШТУРМАНА СЕРЖАНТ СТАЛ НАПИТАНОМ Большой и сложный путь про­ шел североморский летчик Ни­ колай Бокий. Он прибыл на Се­ вер сержантом и сразу же начал вылетать на выполнение бое­ вых заданий командования. Первую свою победу Николай Бокий одержал 15 апреля 1942 года. После этого боя личный счет Николая Бокий продолжал не­ прерывно расти. Всего за время войны он сбил 14 немецких са­ молетов и стал одним из лучших ассов Севера. За храбрость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захват­ чиками, Николаю Андреевичу Бокий присвоено звание Героя Советского Союза. Он также на­ гражден тремя орденами Кра­ сного Знамени, военным кре­ стом Великобритании. Из сер­ жанта он вырос до гвардии ка­ питана, стал командиром гвар­ дейского подразделения. Разведчик шел на запад. Его окружали серые курчавые обла­ ка- Они в несколько ярусов висе­ ли над морем. Сквозь них изредка выглядывало * солнце, серебря своим светом водную поверх­ ность. Начали встречаться снеж­ ные заряды. Они становились все более и более частыми и време­ нами стеною преграждали путь самолету. Скоро они полностью закрыли море. — Может вернуться и доло­ жить, что погоды нет, — поду­ мал штурман Шейн и тут же ре­ шил: — Нет, задание нужно вы­ полнить во что бы то ни стало. Они прошли спсжные заряды, преодолели плотную и, казалось, непроницаемую дымку и вышли на вражеские коммуникации. Их настойчивость принесла успех. Всего на несколько се­ кунд разошлись сплошные ту­ чи и открыли немецкий караван, ^ o ro было достаточно, чтобы оп­ ределить курс движения кораб­ лей — противник выходил из порта. Данные Павла Шейна, как всегда, оказались безукоризнен­ ными. Крепко ударили тогда по немцам наши гвардейцы. Таких вылетов Павел Шейн совершил сотни. Трудна работа разведчика, тем более штурмана. Сложность ее увеличивается особенностями заполярной погоды. И вот здееь штурману нужно иметь зорки и глаз, отличные знании, болыпог опыт. Ошибись немного — и мо­ жет сорваться самая крупная операция. Вот почему надо, что­ бы разведчик по опыту был на­ голову выше всякого другого летчика, чтобы он никогда не ошибался. Павлу Шейну верят всегда. Уж если он говорит вначит ошибки быть не может. Герою Советского Союза Павлу Шейну поручались самые слож­ ные и ответственные задания, и он всегда выполнял их с досто­ инством и честью. Умение, сме­ лость, настойчивость — вот черты этого отважного разведчи­ ка, лучшего штурмана северомор­ ской авиации. ли 60.000 самолетов, подавля­ ющая часть которых была унич­ тожена в воздушных боях. Пройдут годы и десятилетия, но в памяти народа вечно будут жить славные подвиги летчиков Гастелло, Талалихина, Харито­ нова. Здоровцева, Пожрышкина, Алелюхина, Глинки, Кожедуба, Покрышвва, Речкалова и тысяч других героев. Родина высоко оценила само­ отверженные подвиги своих крылатых сынов. Свыше тысячи летчиков получили почетное пвание Героя Советского Союза. Сорока шести из них вручено по две медали «Золотая Звез­ да», а Александру Покрышки- ну — три. В дни войны звание Героя Советского Союза полу­ чили 9 девушек-летчиц. Главный Маршал авиации А. А. Новиков удостоен звания Героя Советского Союза. Командующий авиасоединени­ ем Герой Советского Союза ге­ нерал-полковник авиации Хрю­ кни награжден второй медалью «Золотая Звезда». Пяти командующим воздушными соединениями — генерал - пол­ ковникам авиации Горюнову, Красовсгсому, Паяшвину, Руден­ ко и Судец присвоено звание Героя Советского Союза За отличные боевые действия авиационные части Красной Ар­ мии 318 раз отмечены в прика­ зах Верховного Главнокоманду­ ющего товарища Сталина. Более 30 процентов всех боевых авиа­ ционных частей преобразованы в гвардейские, около 60 про­ центов летных частей награж­ дены орденами Советского Сою­ за и в ознаменование одержан­ ных побед получили собствен­ ные почетные наименования. Что же обеспечило несокру­ шимую силу и замечательные успехи советской авиации? Прежде всего то, что совет­ ский народ, благодаря мудрой и дальновидной политике боль­ шевистской партии, еще до вой­ ны создал мощную и перво­ классную авиационную промыш­ ленность, которая полностью удовлетворила потребности фронта в боевых машинах. Мы превзошли врага не только по количеству, но и по качеству. Еще задолго до войны това­ рищ Сталин вырастил и воспи­ тал могучую армию мужествен­ ных и умелых советских лет­ чиков. Товарищ Сталин выра­ стил замечательные кадры авиационных командиров, кото- ры° vveiOT не только искусно управлять боевыми действиями летных частей, но и умело го­ товить новое пополнение. Советская авиация вступила в войну, имея глубоко верную сталинскую доктрину, самые совершенные в мире сталин­ ские принципы применения во­ енно-воздушных сил. Главнейшая задача авиа­ ции — оказывать боевое содей­ ствие наземным войскам. Этому принципу товарищ Сталин под­ чинил и организационное по­ строение военно-воздушных сил, и их техническое оснаще­ ние, и их оперативно-тактиче­ ское использование. _ Выпестованная товарищем Сталиным блестящая плеяда конструкторов—товарищи Илью­ шин, Яковлев, Лавочкин, Ми­ коян, Сухой, Туполев, Петля- ков, Микулин, Швецов, Климов, Шпитальный, Березин, Волкбв, Ярцев, Нудельман, Суранов и другие — в дни войны дала фронту новые замечательные машины, оснащенные прекрас­ ным вооружением. Рождение каждого нового типа самолетов, мотора или конструкции авиа­ ционного вооружения тесней­ шим образом связано с именем товарища Сталина. Наша авиационная промыш­ ленность за время Отечествен­ ной войны резко увеличила вы­ пуск самолетов, значительно повысила мощность их моторов, улучшила летные качества и усилила огневую мощь воздуш­ ных кораблей. Наши заводы су­ мели в короткий срок освоить производство самолетов самых новейших конструкций. Наши авиационные заводы неоднократно были удостоены высоких правительственных наград. В июле 1945 года Пре­ зидиум Верховного Совета СССР наградил орденами 13 лучших авиационных заводов. За образ­ цовую работу по выпуску бое­ вых самолетов и моторов ордена и медали получили около четы­ рех с половиной тысяч рабочих, работниц, конструкторов, инже­ неров, партийных работников. Авиация — любимое детище советского наоода. В дни Вели­ кой Отечествешюй войны почин колхозника Ферапонта Голова- того, внесшего 100 тысяч руб­ лей на постройку самолета, на­ шел горячий отклик в сердцах всех советских людей. Рабочие, колхозники, интеллигенция, люди всех профессий вносили свой вклад и в фонд помощи Красной Армии, на строитель-' ство самолетов. В соответствии с пожелания­ ми трудящихся, самолеты пере­ давались лучшим летчикам и авиачастям, прославившимся в боях с немецкими захватчика­ ми. Всего за 1948 — 1945 годы частям военно-воздушных сил Красной Армии было передано свыше 2.500 самолетов. День Сталинской авиации —• один из популярнейших народ­ ных праздников в нашей стра­ не. В этом году Всесоюзный День Сталинской авиации мы встречаем в обстановке велико­ го торжества нашего правого дела. Разгромив гитлеровскую Гер­ манию, советский народ вместе со своими великими союзника­ ми успешно завершил борьбу за искоренение очага агрессии и на Дальнем Востоке. Империа­ листическая Япония безогово­ рочно капитулировала. Тем самым в историю борьбы народов за мир во всем мире вписана новая славная стра­ ница.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz