Краснофлотец. 1945, август.
ВЫ ХРАБРО СРАЖАЛИСЬ ДРУЗЬЯ СТАЛИНСКИЕ СОКОЛЫ Взвились СОКОЛЫ-ПИЛОТЫ К небу, в солнечную ВЫСЬ —> Это наши самояеггы Вдаль морстаую полеслись. Мчит&сь славньге герои, Наша гордость и краса. Встретят ласковой варего Вас родные небеса. Вы от севера до юга — Всюду смерть несли врагам. Ни туман, ив дождь, ни вьюга Не страшны в полетах вам. Сколько «Фокке-Вульфов» сбитых Скрыла буйная волна, Сколько черных «Меюсершмиттзз» В море приняла она? И всегда врагах вдогонку, В облаках на перехват, Шел Сафонов, шел Адонкин, Нет пути врагу назад! * И с победой каждый вечер, После бод, в тишине, Наши соколы, как ветер, Проносились в вышине. А когда и на Востоке Довелось нам бой принять, Полетели в путь далекий Наши соколы опять. Пусть же льются бесконечно Песни гордые слова, Торжествуй и слаться вечно Наша Родина, Москва! А. БОРДЮГОВСКИЯ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ 7 П Р О Т И В 52 «Большой день» — так вошло в историю североморской авиа ции 16 сентября 1941 года. В этот день наши летчики дважды вели неравные бои с немецко- фашистскими захватчиками. Первая схватка произошла ут ром. Семерка наших «И-16» под командованием Бориса Феокти стовича Симонова патрулировала над левым флангом морекой пе хоты. Обнаружив, что к линии фронта идут 15 «Мессершмит- тов», Сафонов принял решение: первым атаковать врага. Североморцы смело пошли на встречу «Мессершмиттам». За вязался неравный бой. Он длил ся недолго. Сафонов вместе со своими боевыми соратниками рядом дерзких и стремительных атак сбили 6 немецких истреби телей. Остальные фрицы поспеш но скрылись. Наши самолеты по терь не имели. После короткого отдыха Сафо нов с друзьями вышел в новый боевой вылет. Вскоре они заме тили 52 фашистских самолета. Здесь были «Юнкерсы», «Хейн- келп», «Мессершмитты». Они шли бомбить передний край на шей обороны. По команде Сафонова наши истребители разбились по груп пам, вошли в облачность и с разных сторон атаковали врага- Эта тантика в сочетании с метким уничтожающим огнем помогла североморцам с успехом заканчивать каждую атаку. Буквально за несколько минут было сбито 6 немецких самоле тов. Фрицы не выдержали бога тырского напора сафоновцев, за метались и сбросили бомбы на свои войска. В воздух они дали паническую радиограмму: «Ок ружены советскими истребителя ми. Нас уничтожают». После замечательных побед североморских летчиков и осо бенно после «большого дня» командующий немецкой авиаци ей на Севере генерал-полковник Штумпф, впоследствии подпи савший акт о безоговорочной ка питуляции фашистской Герма нии, был вынужден издать при каз: «В бой с советскими истре бителями не вступать, если на нашей стороне нет очевидного численного превосходства». Это было вынужденное при знание врагом силы и военного мастерства североморских лет чиков. Эта сила и мощь наших соколов росла и крепла с каж дым днем на протяжении всей Великой Отечественной войны. Капитан Катунин во главе восьмерки штурмовиков вылетел для нанесения удара по враже скому каравану. В его задачу входило не только атаковать транспорты, но и, приняв огонь на себя, дезорганизовать оборо ну конвоя и подавить как можно больше зенитных точек против ника. — Вижу цель. Подтянуться. Приготовиться к атаке! — скомандовал капитан. Этот голос летчики не раз слышали перед атакой. Мягкий и вместе с тем уверенный, он всег да вселял в них веру в победу. — В атаку, друзья! — вновь прозвучала команда ведущего. Прямой наводкой вабила бере говая артиллерия. Вторя ей, за лаяли немецкие зенитные бата реи с берега и кораблей. Серые шапки разрывов сплошной сте ной встали на пути «Ильюши ных» и временами даже скры вали от глаз летчиков атакуемые корабли. Самолеты то и дело подбрасывало: близко рвались зенитные снаряды. Но летчики, верные славному девизу части: «Штурмовики с боевого курса не сворачивают», твердо шли за любимым командиром и партор гом. Все они с восхищением смотрели на своего ведущего Илью Катунина и видели, как уверенно он шел к цели через бушующее море огня- Вдруг машина капитана Еату- нина задымила, загорелась и, резко планируя, начала падать. Видя, что самолет подбит и не может дойти до своей террито рии, экипаж героев решил все же нанести удар по врагу... Об’ятый пламенем штурмовик, врезался в немецкий корабль, и транс порт гитлеровцев пошел на дно. ВО ИМЯ РОДИНЫ, ВО ИМЯ ЖИ8ИИ и счастья своего народа пожерт вовали собой летчик Илья Еа- тунин и стрелок Андрей Маркин. Имена этих героев будут веч но жить в нашем народе и звать к новым подвигам во славу лю бимого Отечества. Штурмовик Осыка ГЛАЗА ФЛОТА Воздушные разведчики летали круглые сутки, преодолевали ту маны, снежные заряды, авиа ционные и зенитные заслоны немцев и доставляли ценные сьедения. На протяжении всей Отечественной войны они были глазами нашего флота. Их пло дотворная и 1самоотверженная работа по разведке вражеских коммуникаций, аэродромов и пе реднего края давала возможность нашему командованию наверня ка проводить боевые операции по разгрому врага. Храбрые летчики Павлов н Моросанов проникали до враже ских баз в Западной Норвегии. Герой Советского Союза Елькин вдоль и поперек изучил Восточ ную и Центральную Норвегию, где было расположено много не мецких баз. Далеко за пределами нашего флота известны имена славных разведчиков Вербицкого, Суворова, Шейна, Селезнеча, Ав- цына, Туркова, Пинкратина. Бу такова, Быстрова, Овчинникова, Рубан, Воробьева. У пленного немецкого летчика спросили, кого он знает из на ших штурмовиков. — Осыка, — проговорил гит леровец. И, немного помолчав, добавил: — Он усы носит. У нас за ним специально охотились. Это заявление немецкого лет чика не случайно. Фашистам было ва что ненавидеть майора Демьяна Васильевича Осыку. Под руководством этого доблест ного офицера летчики потопили свыше трех десятков кораблей противника. Солиден счет и са мого Демьяна Осыка, который был участником почти всех са мых дерзких ударов по врагу. Ероме налетов на конвои, штурмовики, ведомые майором Осыка, неоднократно появлялись над базами и аэродромами врага. И всегда его «Ильюшины» про рывались к цели и метко пора жали ее. Майор Осыка — смелый, му жественный штурмовик, прекрас ный ведущий, умеющий в труд ную минуту боя найти правиль ное решение и победить врага. В боевом полете он настойчи» и смел. Был случай, когда, не н;>йдя караван противника в ука занном разведкой месте, Осыка упорно продолжал поиск. Он вни мательно осмотрел несколько вражеских фиордов и, когда об наружил немецкие транспорты, обрушил на них всю силу огня своих «Ильюшиных». Два фа шистских корабля отправили тогда на дно Баренцева моря на ши штурмовики. Один крупный транспорт был поврежден. Умело маскируясь, командир незаметно провел всю группу самолетов около вражеского порта и благо получно вернулся на свой аэро дром. За время воины он воспитал много замечательных летчиков, которые стали признанными ма стерами штурмового удара. Офицеры Гусев, Скопинцев, Бур мистров и много других—вот его воспитанники, которыми гордят ся все североморцы. С т ал ин ская а в и а ц и я в О т е ч е с т в е н н о й в о й н е В ходе Великой Отечествен- I ной войны советская авиация выполняла самые разнообраз ные задачи. В тесном взаимо действии с другими родами войск она разрушала враже скую оборону, подавляла огне вые точки врага, действовала против его танков, пехоты и резервов, бомбила днем и ночью военные и промышлен ные об’екты противника в ты лу, прикрывала от немецкой авиации наземные войска Кра- спой Армии, сопровождала наши подвижные части в наступле нии. Все эти задачи советские летчики выполняли самоотвер женно и умело. Вероломно напав на Совет ский Союз, немцы бросили про тив нашей страны огромное ко личество авиации. Из 5 воздуш ных флотов, имевшихся у гит леровской Германии, 4 действо вали на советско-германском фронте. Помимо этого, немецкая авиация была усилена финской, венгерской, румынской и Итальянской авиацией. Генерал-лолковник авиации Н. ШИМАНОВ. Несмотря на численное пре восходство врага, советские летчики оказывали самое оже сточенное сопротивление, нано сили противнику тяжелые по тери. А наше Главное Коман дование, искусно маневрируя имевшимися силами, добива лось превосходства в воздухе на решающих направлениях. Так, например, в исторической битве под Москвой советская авиация добилась почти дву кратного превосходства над врагом в численности самоле тов. Это дало возможность вы теснить авиацию противника с поля боя, нанести ей огромный урон, в результате чего она оказалась бессильной помешать контрнаступлению советских армий. Славной страницей боевой деятельности нашей авиации явилась Сталинградская битва. Только в воздушных боях про тивник потерял здесь свыше 500 самолетов. Кроме того, ог ромное количество вражеских машин было уничтожено на аэродромах и огнем нашей зе нитной артиллерии. Когда в но ябре 1942 года Красная Армия под Сталинградом перешла в решительное наступление и за вершила окружение 330-тысяч ной группировки противника, советская авиация своими мас сированными ударами содейст вовала полной изоляции окру женных вражеских войск и ускорила их окончательный разгром. Весной 1943 года на Кубани происходило ежедневно до 100 воздушных боев, в которых со ветские летчики неизменно оказывались победителями. В июле 1943 года наша авиация выиграла грандиозное воздуш ное сражение над Курским вы ступом, чем содействовала ус пешному наступлению Красной Армии. В битвах за Орел, Бел город, Харьков, в Донбассе, на левобережной Украине сталин ские соколы неутомимо громи ли врага с воздуха. В 1943 году фашистская авиа ция потеряла более 14 тысяч самолетов. Свое возросшее бое вое мастерство, свою воинскую зрелость наши летчики особен но ярко продемонстрировали в воздушных сражениях 1944 года, когда немецко-фашистские войска оказались отброшенны ми к границам Германии. Не мецкая авиация вновь понесла огромные потери в живой силе и технике. О размахе действий совет ской авиации весной 1945 года говорят следующие цифры: В январе и феврале было про ведено более 2.000 воздушных боев и подвергнуто ударам с воздуха 40 вражеских аэродро мов. В результате было уничто жено до 2.500 неметцсих самоле тов, сотни танков, тысячи авто машин, повозок и много другой вражеской техники. В марте на ши самолеты сбросили на враже скую территорию более 33.000 тонн бомб. На небольшом пространстве от Кенигсберга до Гдапьска оперировало несколько тысяч самолетов, в том числе большое количество тяжелых воздушных кораблей. Во время штурма Ке нигсберга советские летчики в течение трех суток совершили свыше 10.000 самолетовылетов. Грандиозное наступление Кра сной Армии на столицу фаши стской Германии — Берлин на чалось с массированных ударов авиации. В первый день боев наши воздушные силы произ вели более 17.000 самолетовыле тов. Для защиты Берлина с воз духа немцы создали крупный авиационный кулак, состояв ший более чем из тысячи само летов. Летчики Героев Совет ского Союза генерал-полковни ков авиации Руденко и Красов- ского разбили этот кулак и за воевали полное господстве в воздухе над Берлином. О том, с каким героизмом и мастерст вом сражались сталинские со колы, свидетельствует, напри мер, факт уничтожения одной нашей авиационной частью 138 вражеских самолетов в течение суток. Всого за время Великой Оте чественной войны советские летчики произвели более трех миллионов боевых вылетов. За три года войны немцы потеря-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz