Краснофлотец. 1945, август.

ВЫ ХРАБРО СРАЖАЛИСЬ ДРУЗЬЯ СТАЛИНСКИЕ СОКОЛЫ Взвились СОКОЛЫ-ПИЛОТЫ К небу, в солнечную ВЫСЬ —> Это наши самояеггы Вдаль морстаую полеслись. Мчит&сь славньге герои, Наша гордость и краса. Встретят ласковой варего Вас родные небеса. Вы от севера до юга — Всюду смерть несли врагам. Ни туман, ив дождь, ни вьюга Не страшны в полетах вам. Сколько «Фокке-Вульфов» сбитых Скрыла буйная волна, Сколько черных «Меюсершмиттзз» В море приняла она? И всегда врагах вдогонку, В облаках на перехват, Шел Сафонов, шел Адонкин, Нет пути врагу назад! * И с победой каждый вечер, После бод, в тишине, Наши соколы, как ветер, Проносились в вышине. А когда и на Востоке Довелось нам бой принять, Полетели в путь далекий Наши соколы опять. Пусть же льются бесконечно Песни гордые слова, Торжествуй и слаться вечно Наша Родина, Москва! А. БОРДЮГОВСКИЯ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ 7 П Р О Т И В 52 «Большой день» — так вошло в историю североморской авиа­ ции 16 сентября 1941 года. В этот день наши летчики дважды вели неравные бои с немецко- фашистскими захватчиками. Первая схватка произошла ут­ ром. Семерка наших «И-16» под командованием Бориса Феокти­ стовича Симонова патрулировала над левым флангом морекой пе­ хоты. Обнаружив, что к линии фронта идут 15 «Мессершмит- тов», Сафонов принял решение: первым атаковать врага. Североморцы смело пошли на­ встречу «Мессершмиттам». За­ вязался неравный бой. Он длил­ ся недолго. Сафонов вместе со своими боевыми соратниками рядом дерзких и стремительных атак сбили 6 немецких истреби­ телей. Остальные фрицы поспеш­ но скрылись. Наши самолеты по­ терь не имели. После короткого отдыха Сафо­ нов с друзьями вышел в новый боевой вылет. Вскоре они заме­ тили 52 фашистских самолета. Здесь были «Юнкерсы», «Хейн- келп», «Мессершмитты». Они шли бомбить передний край на­ шей обороны. По команде Сафонова наши истребители разбились по груп­ пам, вошли в облачность и с разных сторон атаковали врага- Эта тантика в сочетании с метким уничтожающим огнем помогла североморцам с успехом заканчивать каждую атаку. Буквально за несколько минут было сбито 6 немецких самоле­ тов. Фрицы не выдержали бога­ тырского напора сафоновцев, за­ метались и сбросили бомбы на свои войска. В воздух они дали паническую радиограмму: «Ок­ ружены советскими истребителя­ ми. Нас уничтожают». После замечательных побед североморских летчиков и осо­ бенно после «большого дня» командующий немецкой авиаци­ ей на Севере генерал-полковник Штумпф, впоследствии подпи­ савший акт о безоговорочной ка­ питуляции фашистской Герма­ нии, был вынужден издать при­ каз: «В бой с советскими истре­ бителями не вступать, если на нашей стороне нет очевидного численного превосходства». Это было вынужденное при­ знание врагом силы и военного мастерства североморских лет­ чиков. Эта сила и мощь наших соколов росла и крепла с каж­ дым днем на протяжении всей Великой Отечественной войны. Капитан Катунин во главе восьмерки штурмовиков вылетел для нанесения удара по враже­ скому каравану. В его задачу входило не только атаковать транспорты, но и, приняв огонь на себя, дезорганизовать оборо­ ну конвоя и подавить как можно больше зенитных точек против­ ника. — Вижу цель. Подтянуться. Приготовиться к атаке! — скомандовал капитан. Этот голос летчики не раз слышали перед атакой. Мягкий и вместе с тем уверенный, он всег­ да вселял в них веру в победу. — В атаку, друзья! — вновь прозвучала команда ведущего. Прямой наводкой вабила бере­ говая артиллерия. Вторя ей, за­ лаяли немецкие зенитные бата­ реи с берега и кораблей. Серые шапки разрывов сплошной сте­ ной встали на пути «Ильюши­ ных» и временами даже скры­ вали от глаз летчиков атакуемые корабли. Самолеты то и дело подбрасывало: близко рвались зенитные снаряды. Но летчики, верные славному девизу части: «Штурмовики с боевого курса не сворачивают», твердо шли за любимым командиром и партор­ гом. Все они с восхищением смотрели на своего ведущего Илью Катунина и видели, как уверенно он шел к цели через бушующее море огня- Вдруг машина капитана Еату- нина задымила, загорелась и, резко планируя, начала падать. Видя, что самолет подбит и не может дойти до своей террито­ рии, экипаж героев решил все же нанести удар по врагу... Об’ятый пламенем штурмовик, врезался в немецкий корабль, и транс­ порт гитлеровцев пошел на дно. ВО ИМЯ РОДИНЫ, ВО ИМЯ ЖИ8ИИ и счастья своего народа пожерт­ вовали собой летчик Илья Еа- тунин и стрелок Андрей Маркин. Имена этих героев будут веч­ но жить в нашем народе и звать к новым подвигам во славу лю­ бимого Отечества. Штурмовик Осыка ГЛАЗА ФЛОТА Воздушные разведчики летали круглые сутки, преодолевали ту­ маны, снежные заряды, авиа­ ционные и зенитные заслоны немцев и доставляли ценные сьедения. На протяжении всей Отечественной войны они были глазами нашего флота. Их пло­ дотворная и 1самоотверженная работа по разведке вражеских коммуникаций, аэродромов и пе­ реднего края давала возможность нашему командованию наверня­ ка проводить боевые операции по разгрому врага. Храбрые летчики Павлов н Моросанов проникали до враже­ ских баз в Западной Норвегии. Герой Советского Союза Елькин вдоль и поперек изучил Восточ­ ную и Центральную Норвегию, где было расположено много не­ мецких баз. Далеко за пределами нашего флота известны имена славных разведчиков Вербицкого, Суворова, Шейна, Селезнеча, Ав- цына, Туркова, Пинкратина. Бу­ такова, Быстрова, Овчинникова, Рубан, Воробьева. У пленного немецкого летчика спросили, кого он знает из на­ ших штурмовиков. — Осыка, — проговорил гит­ леровец. И, немного помолчав, добавил: — Он усы носит. У нас за ним специально охотились. Это заявление немецкого лет­ чика не случайно. Фашистам было ва что ненавидеть майора Демьяна Васильевича Осыку. Под руководством этого доблест­ ного офицера летчики потопили свыше трех десятков кораблей противника. Солиден счет и са­ мого Демьяна Осыка, который был участником почти всех са­ мых дерзких ударов по врагу. Ероме налетов на конвои, штурмовики, ведомые майором Осыка, неоднократно появлялись над базами и аэродромами врага. И всегда его «Ильюшины» про­ рывались к цели и метко пора жали ее. Майор Осыка — смелый, му­ жественный штурмовик, прекрас­ ный ведущий, умеющий в труд­ ную минуту боя найти правиль­ ное решение и победить врага. В боевом полете он настойчи» и смел. Был случай, когда, не н;>йдя караван противника в ука­ занном разведкой месте, Осыка упорно продолжал поиск. Он вни­ мательно осмотрел несколько вражеских фиордов и, когда об­ наружил немецкие транспорты, обрушил на них всю силу огня своих «Ильюшиных». Два фа­ шистских корабля отправили тогда на дно Баренцева моря на­ ши штурмовики. Один крупный транспорт был поврежден. Умело маскируясь, командир незаметно провел всю группу самолетов около вражеского порта и благо­ получно вернулся на свой аэро­ дром. За время воины он воспитал много замечательных летчиков, которые стали признанными ма­ стерами штурмового удара. Офицеры Гусев, Скопинцев, Бур­ мистров и много других—вот его воспитанники, которыми гордят­ ся все североморцы. С т ал ин ская а в и а ц и я в О т е ч е с т в е н н о й в о й н е В ходе Великой Отечествен- I ной войны советская авиация выполняла самые разнообраз­ ные задачи. В тесном взаимо­ действии с другими родами войск она разрушала враже­ скую оборону, подавляла огне­ вые точки врага, действовала против его танков, пехоты и резервов, бомбила днем и ночью военные и промышлен­ ные об’екты противника в ты­ лу, прикрывала от немецкой авиации наземные войска Кра- спой Армии, сопровождала наши подвижные части в наступле­ нии. Все эти задачи советские летчики выполняли самоотвер­ женно и умело. Вероломно напав на Совет­ ский Союз, немцы бросили про­ тив нашей страны огромное ко­ личество авиации. Из 5 воздуш­ ных флотов, имевшихся у гит­ леровской Германии, 4 действо­ вали на советско-германском фронте. Помимо этого, немецкая авиация была усилена финской, венгерской, румынской и Итальянской авиацией. Генерал-лолковник авиации Н. ШИМАНОВ. Несмотря на численное пре­ восходство врага, советские летчики оказывали самое оже­ сточенное сопротивление, нано­ сили противнику тяжелые по­ тери. А наше Главное Коман­ дование, искусно маневрируя имевшимися силами, добива­ лось превосходства в воздухе на решающих направлениях. Так, например, в исторической битве под Москвой советская авиация добилась почти дву­ кратного превосходства над врагом в численности самоле­ тов. Это дало возможность вы­ теснить авиацию противника с поля боя, нанести ей огромный урон, в результате чего она оказалась бессильной помешать контрнаступлению советских армий. Славной страницей боевой деятельности нашей авиации явилась Сталинградская битва. Только в воздушных боях про­ тивник потерял здесь свыше 500 самолетов. Кроме того, ог­ ромное количество вражеских машин было уничтожено на аэродромах и огнем нашей зе­ нитной артиллерии. Когда в но­ ябре 1942 года Красная Армия под Сталинградом перешла в решительное наступление и за­ вершила окружение 330-тысяч­ ной группировки противника, советская авиация своими мас­ сированными ударами содейст­ вовала полной изоляции окру­ женных вражеских войск и ускорила их окончательный разгром. Весной 1943 года на Кубани происходило ежедневно до 100 воздушных боев, в которых со­ ветские летчики неизменно оказывались победителями. В июле 1943 года наша авиация выиграла грандиозное воздуш­ ное сражение над Курским вы­ ступом, чем содействовала ус­ пешному наступлению Красной Армии. В битвах за Орел, Бел­ город, Харьков, в Донбассе, на левобережной Украине сталин­ ские соколы неутомимо громи­ ли врага с воздуха. В 1943 году фашистская авиа­ ция потеряла более 14 тысяч самолетов. Свое возросшее бое­ вое мастерство, свою воинскую зрелость наши летчики особен­ но ярко продемонстрировали в воздушных сражениях 1944 года, когда немецко-фашистские войска оказались отброшенны­ ми к границам Германии. Не­ мецкая авиация вновь понесла огромные потери в живой силе и технике. О размахе действий совет­ ской авиации весной 1945 года говорят следующие цифры: В январе и феврале было про­ ведено более 2.000 воздушных боев и подвергнуто ударам с воздуха 40 вражеских аэродро­ мов. В результате было уничто­ жено до 2.500 неметцсих самоле­ тов, сотни танков, тысячи авто­ машин, повозок и много другой вражеской техники. В марте на­ ши самолеты сбросили на враже­ скую территорию более 33.000 тонн бомб. На небольшом пространстве от Кенигсберга до Гдапьска оперировало несколько тысяч самолетов, в том числе большое количество тяжелых воздушных кораблей. Во время штурма Ке­ нигсберга советские летчики в течение трех суток совершили свыше 10.000 самолетовылетов. Грандиозное наступление Кра­ сной Армии на столицу фаши­ стской Германии — Берлин на­ чалось с массированных ударов авиации. В первый день боев наши воздушные силы произ­ вели более 17.000 самолетовыле­ тов. Для защиты Берлина с воз­ духа немцы создали крупный авиационный кулак, состояв­ ший более чем из тысячи само­ летов. Летчики Героев Совет­ ского Союза генерал-полковни­ ков авиации Руденко и Красов- ского разбили этот кулак и за­ воевали полное господстве в воздухе над Берлином. О том, с каким героизмом и мастерст­ вом сражались сталинские со­ колы, свидетельствует, напри­ мер, факт уничтожения одной нашей авиационной частью 138 вражеских самолетов в течение суток. Всого за время Великой Оте­ чественной войны советские летчики произвели более трех миллионов боевых вылетов. За три года войны немцы потеря-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz