Краснофлотец. 1945, август.
СЕВЕРОМОРСКАЯ АВИАЦИЯ В БОЯХ ЗА РОДИНУ Генерал-лейтенант авиации А. X. АНДРЕЕВ, командующий ВВС Северного флота трусливые сигналы: «Мы окру жены русскими истребителями. Нас истребляют». За безграничную храбрость, проявленную в боях с немецко- фашистскими захватчиками, в сентябре 1011 года Указом Пре- портов и один сторожевой ко рабль противника. Всего за ян варь месяц авиация Северного флота потопила 18 различных немецких транспортов и кораб лей общим водоизмещением 103.660 тонн. Каждый вылет В этом году День Сталинской авиации проходит после вели чайшей победы над Германией. Красная Армия и войска наших союзников поставили на колени фашистскую Германию. Гитле ровская военная машина раз вита . Красная Армия и Военно- Морской Флот отстояли вели т е завоевания нашего народа, спасли цивилизацию мира от фашистских погромщиков. ; Славен и почетен 0ыл рат ный труд советских летчиков в годы войны. Сталинские соколы в открытом бою разгромили не мецкий воздушный флот. На машинах, сдейавйых из совет ских материалов, руками совет ских рабочих наши летчики 'показывали чудеса отваги, ге- Е оизма и боевого мастерства, а годы войны наша авиаций выросла и количественно и ка чественно. Это видно и на при мере военно-воздушных сил Се верного флота, Являющихся со- стяярой частью сталинской авр-’ции. Военно-воздушные силы Се верного флота к началу Отече ственной войны насчитывали лишь небольшое число истре бителей, бомбардировщиков и разведчиков. У пас тогда не бы ло ни торпедоносцев, ни штур мовиков. Самолеты, имевшиеся в то время на вооружении, по своим боевым качествам усту пали немецким. Летчики, хотя и отлично владели техникой своего дела, но их боевой опыт был недостаточен, й вот нашей молодой североморской авиации пришлось столкнуться в 1941 году с авиацией немцев, имев шей на Севере до 250 боевых машин, расположенных на при фронтовых аэродромах в райо нах Луостари, Киркенес, Банак, Тромсэ и др. Несмотря на численное пре восходство противника, он не только не добился решающих успехов, а наоборот, потерял инициативу и потерпел пораже ние. Все его удары с воздуха разбивались о мужество и стой кость североморских летчиков. Сталинские соколы, руководи мые партией Ленина—-Сталина, с беспредельной храбростью защищали свою Родину. 24 июня, на третий день вой ны, Б. Ф. Сафонов сбил первый немецкий самолет. Вражеская машина упала в залив в районе местечка Зеленцы на глазах у наших катерников. Так открыл ся боевой счет североморской авиации. В июле 1941 года немцы дви нули свои отборные дивизии на Мурманск. Авиация против ника массированными ударами п-чт * цырь уничтожить нашу авиацию на аэродромах, разгро- 'мить Северный флот и назем ные войска, защищавшие Со ветское Заполярье. Но эти не мецкие планы были расстроены и сорваны совместными удара ми североморских кораблей, мо ряков-десантников и летчиков ныне Гвардейского Краснозна менного Печенгского авиацион ного полка имени Б. Ф. Сафо нова. Напряженные дни переживал наш флот в это время. Лет чики, не отдыхая, беспрерывно находились на аэродроме и про изводили до 10 боевых вылетов в сутки. Они прикрывали ко рабли и военные об’екты, со провождали своих бомбарди ровщиков. Когда противнику удалось потеснить наши вой ска в районе Титовки, бомбар дировщики Погодина и Осоки- на помогали морским пехотин цам в их героической борьбе. Всем памятны бои наших истребителей при отражении налетов на главную базу, когда горсточка наших истребителей во главе с Сафоновым дважды вступала в бой с немецкими самолетами и из 60 сбила 13. Полон героизма и мужества и бой 15 сентября 1941 года. Североморские истребители встретились с 67 бомбардиров щиками и 11 из них сбили. На ши «И-16» и «Чайки» учинили немцам настоящий разгром. Фашистские летчики, спасаясь бегством, передавали в эфир зиднума Верховного Совета СССР североморскому ассу Бо рису Феоктистовичу Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза, а его авиа ционный полк был награжден орденом Красного Знамени. 1942 год, как и предыдущий год, был полон героических дел наших летчиков. Морякам Се верного флота памятны эти дни. В конце апреля и в начале мая морские пехотинцы, выса дившись крупным десантом, перешли в наступление и сор вали хвастливые планы немцев на Севере, составленные на. ле то 1942 г. Наши летчики штур мовыми ударами по войскам противника помогли наступаю щим морским пехотинцам. Наряду с выполнением этих и ряда других задач северомор ские летчики прикрывали кон вои союзников, которые шли в Мурманск и Архангельск и до ставляли для Красной Армии танки, самолеты и другую тех нику и снаряжение. По 4 — 6 вылетов в день совершали тог да североморцы. Почти каждый вылет был связан с воздушным боем над морем, далеко от на ших баз. Случалось и так, что бой длился несколько часов подряд, и самолеты, израсходо вав весь боезапас и горючее, воввращались на аэродром, за правлялись и снова вступали в схватку с врагом. И какой бы сложной и трудной ни была об становка, наши летчики всегда храбро и самоотверженно вы полняли поставленную задачу. Летом 1942 года на арену боев вышла прославившая себя в боях на море торпедоносная авиация. 29 июля 1942 года лет чик Гарбуз впервые в истории нашей авиации топит торпедой вражеский транспорт водоизме щением 15.000 тонн. Вслед за Гарбузом умело применяет тор педу и летчик Попович. Их дей ствия явились началом широ кого наступления на море на шей североморской авиации. Особенно успешно разверну лись действия авиации на море в 1943 году. Только за 15 дней января североморскими летчи ками было потоплено 9 транс- рождал новых героев. Победа не приходила сама. Ее завое вывали летчики своим высоким мастерством, храбростью, от вагой и бесстрашием. Когда минно-торпедный полк удостоился наименования гвар дейского, «Правда» писала: «Сокрушительные удары по вражеским коммуникациям на носит 9 Гвардейский минно-тор педный полк. Полк еще молод, но молодость не мешает ему занимать первое место среди торпедоносной авиации Военно- Морского Флота». Летчики-торпедоносцы оп равдали эту высокую оценку. Ими было потоплено 69 транс портов, 4 танкера и 45 других кораблей водоизмещением 473.500 тонн. В боях полк заслу жил большую славу и стал Гвардейским Краснознаменным Киркенесским авиационным полком. В начале июня 1943 года впервые над водами Баренцова моря появились грозные штур мовики. Немцы, никогда не ис пытывавшие на Севере налетов «Ильюшиных», метались в стра хе и вначале не оказывали ор ганизованного противодейст вия. С того времени и до по следнего дня войны штурмови ки с успехом применялись на море и на суше. Они шли в бой со своим девизом: «Штурмови ки с боевого курса не сворачи вают». И всегда были верны этому сланному девизу. Менее чем за полтора года штурмови ки потопили 198 вражеских транспортов и кораблей общим водоизмещением 200.500 тонн. В воздушных боях и на аэродро мах ими уничтожено 92 самоле та противника, 1.400 солдат и офицеров, много немецкой тех ники. Заслуги штурмовиков высоко оценены Родиной. Часть награждена двумя орденами Красного Знамени н, как особо отличившаяся во время боев по очищению Советского Запо лярья, приказом Верховного Главнокомандующего получила наименование Печенгской. Удары торпедоносцев и штурмовиков по вражеским конвоям, бои наших истребите лей над морем и сушей показа ли силу североморской авиации, и с лета 1943 года наша авиа ция, обогащенная опытом, без раздельно установила свое гос подство в воздухе Заполярья. Немцы, сидевшие в северных портах и на аэродромах Норве гии, перевозившие свои грузы и подкрепления по северным морским коммуникациям, не имели в 1944 году и дня спо койной жизни. Их везде на стигали торпеды, бомбы, сна ряды и пули североморских летчиков. В дни, когда метеоро логические условия не позво ляли действовать крупным группам, в море вылетали сво бодные «охотники» — истроби- тели-бомбардировщики. Этот гибкий и в то же время весьма эффективный род авиационного оружия блестяще оправдал себя в августовских и сентябрьских боях. Крейсерские полеты капи тана Сахарова, капитана Стрельникова, старшего лейте нанта Митрофанова поЧти все гда оканчивались неизменным успехом. ТольКб в сентябре этими группами было потоплено свыше 20 немецких кораблей. Наиболее яркими были бои нашей авиации в период ос вобождения Аеченги и всего Советского Заполярья от фа шистской нечисти. Авиация активно взаимодей ствовала с кораблями щ назем ными войсками и обеспечивала действия десантных частей. В действиях на морских ком муникациях октябрь 1944 года был самым напряженным и эф фективным. Летчики на протя жении этого месяца потопшш 136 транспортов и кораб лей. 14 октября торпедонос цы потоинли 4 корабля против ника. 16 октября в Варангер- фиорде был разгромлен Конвой противника: потоплено 13 ко раблей, в том числе 3 транспор та. В воздушных боях над мо рем и над сушей североморцы сбили 57 самолетов противни ка. Таким образом, задача, по ставленная перед нашей авиа цией — сорвать морские пере возки врага, — была выполнена успешно. Конвои противника и в портах и в открытом море подвергались последовательным ударам. За свою успешную работу части ВВС СФ трижды по лучили благодарность Вер ховного Главнокомандующего Генералиссимуса Сталина. Три соединения и четыре авиацион ных части были награждены ордонами Красного Знамени. Три части получили наименова ние Печенгских и четыре ча сти — Киркенесских. Большую роль в проведении ударов по вражеским конвоям сыграло взаимодействие авиа ции с различными соединения ми флота. В июле, августе и сентябре прошлого года приобрели ши рокий размах совместные дей ствия торпедных катеров и авиации. 15 июля торпедные ка тера потопили 9 вражеских ко раблей. Авиация наводила кате ра и прикрывала их с вовдуха. 25 сентября летчики и катерни ки полностью уничтожили вра жеский конвой в составе 5 ко раблей. Летчики неоднократно указы вали катерникам местонахож дение врага и прикрывали их от воздействия кораблей охра нения и авиации противника. Ночью летчики искали немцев и освещали цель своим това рищам по оружию. В ожесто ченных схватках крепло боевое содружество североморцев. Ког да летчики на поврежденных самолетах, после успешных ударов по конвоям врага, были вынуждены садиться на воду, на помощь нм приходили тор педные катера. Так были спасе-4 ны десятки североморских лет чиков. Немало было случаев, ко гда катерники опасали летчиков непосредственно у побережья противника, под обстрелом с суши и с воздуха. Взаимодействие подводных лодок с авиацией получило свое начало в июле 1942 года, когда подводная лодка и первый наш торпедоносец Иван Гарбуз по топили два транспорта из со става фашистского конвоя. Пос ле этого десятка вражеских транспортов и кораблей пусти ли на дно славные подводники по данным воздушной развед ки. 25 — 26 мая 1944 года ком бинированными ударами под водных лодок н авиации был разгромлен конвой противника, состоявший из 14 вымпелов, из них 4 транспорта. Подлинную воинскую доблесть проявил в дни Великой Отече ственной войны инженерно- технический состав наших авиационных частей. Инжене ры, механики и авиационные специалисты, воины и офицеры авиабаз, аэродромных частей и других служб обеспечивали в суровых условиях Заполярье боевую деятельность летчиков, готовили и ремонтировали са молеты, беоперебоино обеспе чивали снабжение и обслужи вание, помогали летчикам вы полнять эадачи по разгрому немецких захватчиков Ь Совет ском Эаполярьи. В боях за Родину летчики покрыли свои знамена неувя даемой славой. Овладевая сталинской наукой побеждать, они |беспощадно громили врага. На их счету пущенных на дно 11 вражеских танкеров, 5 мино носцев, в подводных лодок, 19 тральщиков, 17 морских охотни ков, одИж торпедный катер и много других кораблей. За это время повреждено 228 кораблей, из них 110 транспортов. В воздушных боях нашей авиацией сбиты сотни немецких Самолетов, 121 фашистский са молет сожжен ва земле. Унич тожено 7 тысяч солдат и офицеров и много военной тех ники на суше. Таковы итоги боевой работы летчиков-северо морцев. Родина, Советское правитель ство достойно оценили под виги летчиков-североморцев. 53 ■летчикам присвоены зва ния Героя Советского Союза, а легендарному Сафонову это вы сокое звание присвоено дважды. Вся страна знает имена Героев Советского Союза Сгибнева, Баштыркова, Киселева. Адонкн- ич. Пирог™?а, Осыка, Писарева, Диденко, Бурматова и многих других прославленных летчи- ков-савероморцев. Орденами Со ветского Союза награждено свыше трех тысяч и медалями около двух с половиной тысяч человек. Все наши летные части на граждены орденами Красного Знамени, а штурмовая авиаци онная часть Героя Советского Союза майора Павлова на своем овеянном славой знамени несет два боевых ордена Красного Знамени. В боях за Советское Запо лярье истребительный полк Б. Ф. Сафонова и 9 минно-тор педный авиаполки заслужили гвардейские звания. Теперь, когда война окончена и наши летчики получили воз можность в упорной учебе со вершенствовать свои знания, боевую выучку, перед ними стоят большие эадачи: неустан но готовить и совершенствовать кадры авиации, крепить дис циплину н организованность в своих рядах, осваивать опыт воздушных боев. Эти задачи, поставленное перед флотом великим Сталиным, офицеры североморской авиации — лет чики, штурмана и техчи- ки — вместе со всем личным составом выполнят так же, как они выполняли все боевые за дачи по разгрому немецких захватчиков в Советском Запо лярья. День авиации северо морские авиаторы встречают напряженной учебой на благо своей Родины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz