Краснофлотец. 1945, август.

СЕВЕРОМОРСКАЯ АВИАЦИЯ В БОЯХ ЗА РОДИНУ Генерал-лейтенант авиации А. X. АНДРЕЕВ, командующий ВВС Северного флота трусливые сигналы: «Мы окру­ жены русскими истребителями. Нас истребляют». За безграничную храбрость, проявленную в боях с немецко- фашистскими захватчиками, в сентябре 1011 года Указом Пре- портов и один сторожевой ко­ рабль противника. Всего за ян­ варь месяц авиация Северного флота потопила 18 различных немецких транспортов и кораб­ лей общим водоизмещением 103.660 тонн. Каждый вылет В этом году День Сталинской авиации проходит после вели­ чайшей победы над Германией. Красная Армия и войска наших союзников поставили на колени фашистскую Германию. Гитле­ ровская военная машина раз­ вита . Красная Армия и Военно- Морской Флот отстояли вели­ т е завоевания нашего народа, спасли цивилизацию мира от фашистских погромщиков. ; Славен и почетен 0ыл рат­ ный труд советских летчиков в годы войны. Сталинские соколы в открытом бою разгромили не­ мецкий воздушный флот. На машинах, сдейавйых из совет­ ских материалов, руками совет­ ских рабочих наши летчики 'показывали чудеса отваги, ге- Е оизма и боевого мастерства, а годы войны наша авиаций выросла и количественно и ка­ чественно. Это видно и на при­ мере военно-воздушных сил Се­ верного флота, Являющихся со- стяярой частью сталинской авр-’ции. Военно-воздушные силы Се­ верного флота к началу Отече­ ственной войны насчитывали лишь небольшое число истре­ бителей, бомбардировщиков и разведчиков. У пас тогда не бы­ ло ни торпедоносцев, ни штур­ мовиков. Самолеты, имевшиеся в то время на вооружении, по своим боевым качествам усту­ пали немецким. Летчики, хотя и отлично владели техникой своего дела, но их боевой опыт был недостаточен, й вот нашей молодой североморской авиации пришлось столкнуться в 1941 году с авиацией немцев, имев­ шей на Севере до 250 боевых машин, расположенных на при­ фронтовых аэродромах в райо­ нах Луостари, Киркенес, Банак, Тромсэ и др. Несмотря на численное пре­ восходство противника, он не только не добился решающих успехов, а наоборот, потерял инициативу и потерпел пораже­ ние. Все его удары с воздуха разбивались о мужество и стой­ кость североморских летчиков. Сталинские соколы, руководи­ мые партией Ленина—-Сталина, с беспредельной храбростью защищали свою Родину. 24 июня, на третий день вой­ ны, Б. Ф. Сафонов сбил первый немецкий самолет. Вражеская машина упала в залив в районе местечка Зеленцы на глазах у наших катерников. Так открыл­ ся боевой счет североморской авиации. В июле 1941 года немцы дви­ нули свои отборные дивизии на Мурманск. Авиация против­ ника массированными ударами п-чт * цырь уничтожить нашу авиацию на аэродромах, разгро- 'мить Северный флот и назем­ ные войска, защищавшие Со­ ветское Заполярье. Но эти не­ мецкие планы были расстроены и сорваны совместными удара­ ми североморских кораблей, мо­ ряков-десантников и летчиков ныне Гвардейского Краснозна­ менного Печенгского авиацион­ ного полка имени Б. Ф. Сафо­ нова. Напряженные дни переживал наш флот в это время. Лет­ чики, не отдыхая, беспрерывно находились на аэродроме и про­ изводили до 10 боевых вылетов в сутки. Они прикрывали ко­ рабли и военные об’екты, со­ провождали своих бомбарди­ ровщиков. Когда противнику удалось потеснить наши вой­ ска в районе Титовки, бомбар­ дировщики Погодина и Осоки- на помогали морским пехотин­ цам в их героической борьбе. Всем памятны бои наших истребителей при отражении налетов на главную базу, когда горсточка наших истребителей во главе с Сафоновым дважды вступала в бой с немецкими самолетами и из 60 сбила 13. Полон героизма и мужества и бой 15 сентября 1941 года. Североморские истребители встретились с 67 бомбардиров­ щиками и 11 из них сбили. На­ ши «И-16» и «Чайки» учинили немцам настоящий разгром. Фашистские летчики, спасаясь бегством, передавали в эфир зиднума Верховного Совета СССР североморскому ассу Бо­ рису Феоктистовичу Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза, а его авиа­ ционный полк был награжден орденом Красного Знамени. 1942 год, как и предыдущий год, был полон героических дел наших летчиков. Морякам Се­ верного флота памятны эти дни. В конце апреля и в начале мая морские пехотинцы, выса­ дившись крупным десантом, перешли в наступление и сор­ вали хвастливые планы немцев на Севере, составленные на. ле­ то 1942 г. Наши летчики штур­ мовыми ударами по войскам противника помогли наступаю­ щим морским пехотинцам. Наряду с выполнением этих и ряда других задач северомор­ ские летчики прикрывали кон­ вои союзников, которые шли в Мурманск и Архангельск и до­ ставляли для Красной Армии танки, самолеты и другую тех­ нику и снаряжение. По 4 — 6 вылетов в день совершали тог­ да североморцы. Почти каждый вылет был связан с воздушным боем над морем, далеко от на­ ших баз. Случалось и так, что бой длился несколько часов подряд, и самолеты, израсходо­ вав весь боезапас и горючее, воввращались на аэродром, за­ правлялись и снова вступали в схватку с врагом. И какой бы сложной и трудной ни была об­ становка, наши летчики всегда храбро и самоотверженно вы­ полняли поставленную задачу. Летом 1942 года на арену боев вышла прославившая себя в боях на море торпедоносная авиация. 29 июля 1942 года лет­ чик Гарбуз впервые в истории нашей авиации топит торпедой вражеский транспорт водоизме­ щением 15.000 тонн. Вслед за Гарбузом умело применяет тор­ педу и летчик Попович. Их дей­ ствия явились началом широ­ кого наступления на море на­ шей североморской авиации. Особенно успешно разверну­ лись действия авиации на море в 1943 году. Только за 15 дней января североморскими летчи­ ками было потоплено 9 транс- рождал новых героев. Победа не приходила сама. Ее завое­ вывали летчики своим высоким мастерством, храбростью, от­ вагой и бесстрашием. Когда минно-торпедный полк удостоился наименования гвар­ дейского, «Правда» писала: «Сокрушительные удары по вражеским коммуникациям на­ носит 9 Гвардейский минно-тор­ педный полк. Полк еще молод, но молодость не мешает ему занимать первое место среди торпедоносной авиации Военно- Морского Флота». Летчики-торпедоносцы оп­ равдали эту высокую оценку. Ими было потоплено 69 транс­ портов, 4 танкера и 45 других кораблей водоизмещением 473.500 тонн. В боях полк заслу­ жил большую славу и стал Гвардейским Краснознаменным Киркенесским авиационным полком. В начале июня 1943 года впервые над водами Баренцова моря появились грозные штур­ мовики. Немцы, никогда не ис­ пытывавшие на Севере налетов «Ильюшиных», метались в стра­ хе и вначале не оказывали ор­ ганизованного противодейст­ вия. С того времени и до по­ следнего дня войны штурмови­ ки с успехом применялись на море и на суше. Они шли в бой со своим девизом: «Штурмови­ ки с боевого курса не сворачи­ вают». И всегда были верны этому сланному девизу. Менее чем за полтора года штурмови­ ки потопили 198 вражеских транспортов и кораблей общим водоизмещением 200.500 тонн. В воздушных боях и на аэродро­ мах ими уничтожено 92 самоле­ та противника, 1.400 солдат и офицеров, много немецкой тех­ ники. Заслуги штурмовиков высоко оценены Родиной. Часть награждена двумя орденами Красного Знамени н, как особо отличившаяся во время боев по очищению Советского Запо­ лярья, приказом Верховного Главнокомандующего получила наименование Печенгской. Удары торпедоносцев и штурмовиков по вражеским конвоям, бои наших истребите­ лей над морем и сушей показа­ ли силу североморской авиации, и с лета 1943 года наша авиа­ ция, обогащенная опытом, без­ раздельно установила свое гос­ подство в воздухе Заполярья. Немцы, сидевшие в северных портах и на аэродромах Норве­ гии, перевозившие свои грузы и подкрепления по северным морским коммуникациям, не имели в 1944 году и дня спо­ койной жизни. Их везде на­ стигали торпеды, бомбы, сна­ ряды и пули североморских летчиков. В дни, когда метеоро­ логические условия не позво­ ляли действовать крупным группам, в море вылетали сво­ бодные «охотники» — истроби- тели-бомбардировщики. Этот гибкий и в то же время весьма эффективный род авиационного оружия блестяще оправдал себя в августовских и сентябрьских боях. Крейсерские полеты капи­ тана Сахарова, капитана Стрельникова, старшего лейте­ нанта Митрофанова поЧти все­ гда оканчивались неизменным успехом. ТольКб в сентябре этими группами было потоплено свыше 20 немецких кораблей. Наиболее яркими были бои нашей авиации в период ос­ вобождения Аеченги и всего Советского Заполярья от фа­ шистской нечисти. Авиация активно взаимодей­ ствовала с кораблями щ назем­ ными войсками и обеспечивала действия десантных частей. В действиях на морских ком­ муникациях октябрь 1944 года был самым напряженным и эф­ фективным. Летчики на протя­ жении этого месяца потопшш 136 транспортов и кораб­ лей. 14 октября торпедонос­ цы потоинли 4 корабля против­ ника. 16 октября в Варангер- фиорде был разгромлен Конвой противника: потоплено 13 ко­ раблей, в том числе 3 транспор­ та. В воздушных боях над мо­ рем и над сушей североморцы сбили 57 самолетов противни­ ка. Таким образом, задача, по­ ставленная перед нашей авиа­ цией — сорвать морские пере­ возки врага, — была выполнена успешно. Конвои противника и в портах и в открытом море подвергались последовательным ударам. За свою успешную работу части ВВС СФ трижды по­ лучили благодарность Вер­ ховного Главнокомандующего Генералиссимуса Сталина. Три соединения и четыре авиацион­ ных части были награждены ордонами Красного Знамени. Три части получили наименова­ ние Печенгских и четыре ча­ сти — Киркенесских. Большую роль в проведении ударов по вражеским конвоям сыграло взаимодействие авиа­ ции с различными соединения­ ми флота. В июле, августе и сентябре прошлого года приобрели ши­ рокий размах совместные дей­ ствия торпедных катеров и авиации. 15 июля торпедные ка­ тера потопили 9 вражеских ко­ раблей. Авиация наводила кате­ ра и прикрывала их с вовдуха. 25 сентября летчики и катерни­ ки полностью уничтожили вра­ жеский конвой в составе 5 ко­ раблей. Летчики неоднократно указы­ вали катерникам местонахож­ дение врага и прикрывали их от воздействия кораблей охра­ нения и авиации противника. Ночью летчики искали немцев и освещали цель своим това­ рищам по оружию. В ожесто­ ченных схватках крепло боевое содружество североморцев. Ког­ да летчики на поврежденных самолетах, после успешных ударов по конвоям врага, были вынуждены садиться на воду, на помощь нм приходили тор­ педные катера. Так были спасе-4 ны десятки североморских лет­ чиков. Немало было случаев, ко­ гда катерники опасали летчиков непосредственно у побережья противника, под обстрелом с суши и с воздуха. Взаимодействие подводных лодок с авиацией получило свое начало в июле 1942 года, когда подводная лодка и первый наш торпедоносец Иван Гарбуз по­ топили два транспорта из со­ става фашистского конвоя. Пос­ ле этого десятка вражеских транспортов и кораблей пусти­ ли на дно славные подводники по данным воздушной развед­ ки. 25 — 26 мая 1944 года ком­ бинированными ударами под­ водных лодок н авиации был разгромлен конвой противника, состоявший из 14 вымпелов, из них 4 транспорта. Подлинную воинскую доблесть проявил в дни Великой Отече­ ственной войны инженерно- технический состав наших авиационных частей. Инжене­ ры, механики и авиационные специалисты, воины и офицеры авиабаз, аэродромных частей и других служб обеспечивали в суровых условиях Заполярье боевую деятельность летчиков, готовили и ремонтировали са­ молеты, беоперебоино обеспе­ чивали снабжение и обслужи­ вание, помогали летчикам вы­ полнять эадачи по разгрому немецких захватчиков Ь Совет­ ском Эаполярьи. В боях за Родину летчики покрыли свои знамена неувя­ даемой славой. Овладевая сталинской наукой побеждать, они |беспощадно громили врага. На их счету пущенных на дно 11 вражеских танкеров, 5 мино­ носцев, в подводных лодок, 19 тральщиков, 17 морских охотни­ ков, одИж торпедный катер и много других кораблей. За это время повреждено 228 кораблей, из них 110 транспортов. В воздушных боях нашей авиацией сбиты сотни немецких Самолетов, 121 фашистский са­ молет сожжен ва земле. Унич­ тожено 7 тысяч солдат и офицеров и много военной тех­ ники на суше. Таковы итоги боевой работы летчиков-северо­ морцев. Родина, Советское правитель­ ство достойно оценили под­ виги летчиков-североморцев. 53 ■летчикам присвоены зва­ ния Героя Советского Союза, а легендарному Сафонову это вы­ сокое звание присвоено дважды. Вся страна знает имена Героев Советского Союза Сгибнева, Баштыркова, Киселева. Адонкн- ич. Пирог™?а, Осыка, Писарева, Диденко, Бурматова и многих других прославленных летчи- ков-савероморцев. Орденами Со­ ветского Союза награждено свыше трех тысяч и медалями около двух с половиной тысяч человек. Все наши летные части на­ граждены орденами Красного Знамени, а штурмовая авиаци­ онная часть Героя Советского Союза майора Павлова на своем овеянном славой знамени несет два боевых ордена Красного Знамени. В боях за Советское Запо­ лярье истребительный полк Б. Ф. Сафонова и 9 минно-тор­ педный авиаполки заслужили гвардейские звания. Теперь, когда война окончена и наши летчики получили воз­ можность в упорной учебе со­ вершенствовать свои знания, боевую выучку, перед ними стоят большие эадачи: неустан­ но готовить и совершенствовать кадры авиации, крепить дис­ циплину н организованность в своих рядах, осваивать опыт воздушных боев. Эти задачи, поставленное перед флотом великим Сталиным, офицеры североморской авиации — лет­ чики, штурмана и техчи- ки — вместе со всем личным составом выполнят так же, как они выполняли все боевые за­ дачи по разгрому немецких захватчиков в Советском Запо­ лярья. День авиации северо­ морские авиаторы встречают напряженной учебой на благо своей Родины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz