Краснофлотец. 1945, апрель.

Опытный моряк притер молодому На' каждом корабле, в каждой части краснофдотцы-старослу- жащие являются теми, у кого учатся, по кому равняются моло­ дые краснофлотцы. Да ато я по­ нятно! С кото, как пе со старых я опытных моряков, брать при­ мер молодым. (Водь молодой кра­ снофлотец, прихода на корабль № Учебного отряда, обычно знает свою специальность толь­ ко теоретически1. Вот здесь-то и приходят- к ним на помощь бы­ валые воины-моряки. За лримером ходить недалеко. К нам на корабль пришел моло­ дой артэлектрик Леонтьев. Мно­ гочисленные приборы нейтраль­ ного поста с первого взгляда по­ казались молодому краснофлотцу сложными и непостижимыми. Эту растерянность молодого кра­ снофлотца подметили опытные •специалисты — старослужащие Быков и Филиппов. — Поможем, только старайся учйться! — сказали они Леон­ тьеву. Благодаря умелому л повсе­ дневному руководству старослу­ жащих молодой краснофлотец скоро и хорошо изучил обязан­ ности и технику в центральном посту. Когда го'ворят адово «старо­ служащий», то на корабле ото означает /прежде всего пример­ ность во всем том, что называет­ ся флотским порядком — и в форме одежды, и в обращении к старшим начальникам, и в не­ сении дежурной и вахтенной службы. Эти ценные качества у старослужащего приобретаются годами боевой службы на кораб­ ле, л, конечно, забота старшин и офицеров состоит в том, чтобы колодой краснофлотец видел, что именно за это старослужащему оказывается большое уважение и почет. В кубриках нашей боевой части краснофлотцы размещены так, что старослужащие зани­ мают более удобные места. При ваот&чииик суточного наряда по кораблю мы назначаем старо­ служащих на наиболее ответст- Вейные посты. Вот почему Вахтенным у трапа от нашей боевой частя обычно стоят ста­ рослужащие в<раснофлотцы тт. ;Уваров и иотасьев, которые от- личшо знают Корабельный устав. (Вахтенными .рассыльными у нас ранее назначались также крас'нофлотцы-староелужащие и вмёсте с ними несли вахту дуб­ леры — молодые краснофлотцы и юнги. Молодые краснофлотцы тт. Медведе'» й Житков допуще­ ны теперь к самостоятельному .несению вахты, (потому что они хорошо изучили весь корабль, а старослужащие от обязанности рассыльных освобождены. Говоря об укреплении автори­ тета старослужащих, нельзя не отметить, что этот авторитет 'лучше всего укрепляется на практической работе. Мы доби­ лись того, что. например, вл*е командиры орудийных расчетов выдвинуты на эти должности из старослужащих краснофлотцев, служба которых началась со дня закладки корабля. Та­ ков командир орудия старши­ на 1 статьи Мышкин, нередко именуемый в шутку «богом вой­ ны», таковы артиллеристы тт. !Волйясккй и Уваров, которые пользуются на корабле заслу­ женным авторитетом. Этот авто­ ритет приобретался во многих тяжелых боевых походах, в по­ вседневном боевом напряжении и отличны* знанием порученно­ го дела. Но уж если говорить откро­ венно!, то, к сожалению, еще не все наши старослужащие поня­ ли, что именно эта сторона их воинской жизни налагает особые обязанности, требует примерно­ сти везде и во всем и прежде всего в дисциплине. Что стоит, к примеру, поведение на корабле краснофлотца Гончарова, кото­ рый служит уже далеко не пер­ вый год, а флотскому норадку еще не научился. Гончаров уви­ ливает от работ и занятий- по специальности, отговариваясь тем, что ему нечему учиться, а когда началась проверка знаний, то оказалось, что даже матери­ альную часть артиллерист Гон­ чаров толком не знает. У отдельных наших старослу­ жащих появляются элементы за­ знайства или всезнайства, что одинаково плохо. Опыт показы­ вает, что такие всезнайки чаще всего теряются, оказавшись в сложной обстановке ка море. У нас был такой случай: комендор Сорокин нередко хвалился в куб­ рике, что ои достиг совершенства в своей артиллерийской специ­ альности, что он все знает. Од­ нажды корабль вышел на прак­ тические стрельбы. Здссь-то и случилось то, чего Сорокин не ожидал: пропуск в стрельбе по его вине, потому что он не смог даже в несложных условиях наводить оружие точно на цель. Правда, Сорокин извлек из этого суровый урок и заметно испра­ вился, но факт остается фактом. Старослужащий— опора стар­ шины и офицера во всей кора­ бельной жизни. Мне лично нема­ ло помогают в налаживании твердой дисциплины, в органи­ зации боевых постов, в проведе­ нии различных массовых меро­ приятий такие старослужащие, как тт. Филиппов, Власов, Ни­ кулин. Этим краснофлотцам я поручаю в часы боевой подго­ товки и учений занятия с моло­ дыми на отдельных участках. Тем самым освобождаются стар­ шины отделений, которым остается вести более вниматель­ ный контроль и в нужных слу­ чаях лишь исправлять допущен­ ные ошибки. Конечно, красно­ флотец-старослужащий не может полностью заменить старшину, да вряд ли к этому л надо стре­ миться, но добиваться! того, что­ бы старослужащий был первым помощником и опорой команди­ ру боевой части и старшине — обязанность каждого офицера, а сам старослужащий должен по­ ставить себя в отделении так, чтобы его слово было авторитет­ ным для молодото краснофлотца. Как этого добиться? Нам ду­ мается, что если старослужащий будет примером в соблюдении флотского порядка, в овладении настоящей морской культурой, если он кроме своей специаль­ ности будет в совершенстве знать устройство своего корабля, в лю­ бую погоду будет уметь ходить на шлюпке, не зазнаваться и по­ могать молодым краснофлотцам скорее стать настоящими моря­ ками, то такой краснофлотец безусловно скоро завоюет всеоб­ щее уважение па корабле. Старший лейтенант А. ЧЕРНЯВСКИЙ. Молодой краснофлотец П. Кли­ мов отлично овладел вверенной ему боевой техникой. Фото Г. Кресман. Краснофлотской самодеятельности— внимание и заботу Недавно колло'спгЬ красно­ флотской художественной само­ деятельности нашего подразде­ ления порадовал моряков инте­ ресной программой. Были постав­ лены комедия «Выполненное же­ лание» и водевили «Счастливый переплет» л «День ошибок». Все три комедийные постанов­ ки были тепло встречены крас­ нофлотцами, старшинами и офи­ церами. Особое одобрение -зрите­ лей заслужили старший красно­ флотец Трухов, краснофлотец Бу­ тузова, старший краснофлотец Прокофьев. Пеплохо исполняли свои роли краснофлотец Макси­ мов, младший сержант Дорови- цына, краснофлотцы Ходневаи и Лазарева. Первый успех наших само.- деятелей мог бы стать еще боль­ шим, если бы они имели воз­ можность по-настоящему подго­ товиться. Весь коллектив был собран только за десять дней до выступления, репетировать при­ ходилось то в одном, то в другом кубрике. Надо окружить творческий коллектив вниманием я заботой. в. ПОПОВ. Коммунисты на политзанятие! Вопросу о задачах коммуни­ стов в проведении политических занятий было посвящено состо­ явшееся на-днях собрание пар­ тийной организации подразделе­ ния, где парторгом т. Буренин. После доклада командира под­ разделений старшего лейтенанта Антосенко развернулись, ожкв- лааные прения. Коммунисты по- деловому об'суждаяи этот важ­ ный вопрос. Кандидат в члены ВКП(б) т. Кловцов в своем выступлении говорил об авангардной роли коммунистов на политзанятиях. Критикуя недостатки в этом де­ ле, он назвал таких коммунистов, как т. Каюков, который на заня­ тиях ведет себя пассивно, гото­ вится к ним плохо. В результате т. Кагоксв не только не показы­ вает пример беспартийным, но идет в чйсле отстающих. Этот же вопрос затронул вы­ ступивший (в прениях коммунист т. Петров. Он говорил, что пас­ сивны на занятиях как раз те, кто не занимается повышени­ ем своего идейно-политического уровня. В парторганизации та­ ких товарищей можно найти немало, а бюро решительных мер не принимает. Равве не является серьезным уроком тот факт, что недавно партийное собрание вы­ нуждено было воздержаться от приема (в члены ВКП{6) т. Овча- рова, который оказался совер­ шенно неподготовленным в по­ литическом отношении? Конечно, не все коммунисты так относятся к политической учебе. На собрании говорили о Петрове. Шенаеве, Кузьмине, Во- лосулове, Усове. Они могут слу­ жить примером для всех осталь­ ных. Эти товарищи повседненпо учатся, активно участвуют а партийной жипни и на дело помо­ гают командиру в воинском и ко­ литическом воспитании личного состава. На собрании принято решение, в котором намечены конкретные меры, направленные на повыше­ ние идейно-политического уровпи коммунистов, на повышение их роли в проведении политических занятий. Собрание нрад’явило требование к коммунисту Лукья­ нову, который является группо­ водом, чтобы он улучшил подго­ товку к занятиям и больше зани­ мался повышением своего уровня. Собрание не прошло бесследно. "Принятое решение выполняете* на деле. Уже на первом политза­ нятии, Которое состоялось после партийного собрания, заметно повысилась ведущая роль комму­ нистов. Например, содержатель­ но выступил кандидат партии т. Михайлов, который к занятию хорошо подготовился. Коммуни­ сты больше стали занимятыся са­ мообразованием). Старший краснофлотец А. СОКОЛОВ. В погоне за внешностью В части, где командиром офи­ цер т. Шатскзгх, выпускается «Бюллетень», Его задача—пропа­ гандировать боевой опыт и дости­ жения лучших людей части, под­ нимать животрепещущие вопросы боевой подготовлен, укрепления БОННСКОЙ дисциплины. Недавно вышел очередной но­ мер «Бюллетеня». Редколлегия поставила своей целью рассказать о печенгских боях, показать уча­ стников операций. Внешне «Бюл­ летень» оформлен очень хорошо. Лейтенант т. Воронов много по­ трудился над этим. Однако, придавая большое зна­ чение внешнему оформлению, ред­ коллегия мало забстгрся о <^оде$ь жашп «Бюллетеня». В тексте множество граагмат!Рческих ошибок. Статьи написаны бессодержатель­ но, в них нет конкретного показа людей. Нагаример, в одной замет­ ке рассказывается о лейтенанте Дубинсхом. Написано, что т. Лу­ бянский «воевал хорошо». А что подразумевается под этим «хоро­ шо», редколлегия не объяснила. В «Бюллетене» оказано о старшем лейтенавгге медицинской службы т. Крылове: «Он пользуется боль­ шим авторитетом». Чем заслужен этот авторитет, не показано. Выпуск «Бюллетеня»—хорошее дело. Н о (надо больше заботиться о его содержательности. Лейтенант СУЧКОВ, П И С Ь М О М А Т Е Р И — Опять не успел сегодня матери письмо иаписать, — ны­ ряя под одеяло, сказал Иван Бон­ даренко. — А что ты делал до отбоя?— спросил его сосед по койке крас­ нофлотец В4СИЛ.ИЙ Ястребов. — Как что? Ты же видел, четыре письма накатал девчатам. Надо все-таки ответить им, а то и так обижаются, что редко пи­ шу. — Странный ты человек, Ва­ ня, — вздохнув, произнес Ястре­ бов — Девушкам, которых и в глава не видел, находишь время писать, а матери одного письма не соберешься никак послать. Я тебя просто но понимаю. — Ну ладно, еще ты мне бу­ дешь морали читать, — недо­ вольно буркнул Бондаренко и, поворачиваясь на другой бок, до­ бавил: — завтра напишу и ма­ тери. А завтра Ваня весь день рабо­ тал — ремонтировал моторы. А к вечеру, умаявшись, лег спать, опять не написав письма. На сле­ дующий день, в воскресенье, он вместе с другими взял увольни­ тельную на берег н прогулял до вечера — побывал в Дом© флота на тайнах и вернулся на корабль перед самым отбоем. В понедоль- пик он отправился в соседнюю базу в командировку и так больше месяца не отвечал на полные тревоги и беспокойства письма матери. Вернувшись из командировки, он нашел сразу три письма на свое имя, написанные неровным почерком, все на разной бумаге— на обложках тетрадей, на срыве и даже на оберточном полукар- тоне. В последнем письмо мать писала своему сыну: «Дорогой мой, милый санок! Ну что же ты не отзываешься на мои письма. Что я передумала за это время, если бы ты знал. День и ночь плачу и молю бога, чтобы ты был жив, здоров и невредим. Напиши мне хоть два словечка, чтобы я успокоилась, знала бы, что ты жив, мой род­ ненький. Благословляю тебя на грудные дела и подвиги, возвра­ щайся скорей домой с победой, жду я и не дождусь того часа, когда cworv снова увЯдеть тебя и обнять, поцеловать хоть иерод смертью своей. Ведь мне уже семьдесят с лишним и, кажется, только и живу сейчас тем, чт* жду тебя и думаю о тебе». Вечером собрался, наконец, написать письмо Бовдареяко. Он писал своей матери, что жив и здоров, а не писал долго пото­ му, что был в трудном походе, находился в таком месте, откуда даже письма послать нельзя бы­ ло. И обрадованная мать, перечи­ тывая по нескольку раз дорогое для нее письмо, представляла своего сына в трудном боевом по­ ходе, может быть, борющимся одновременно и с врагом и е бу­ шующей морской стихией... А потом опять потянулись дни, недели, полные томитель­ ного ожидания и сомнений. Каж­ дый день выходит старая на­ встречу почтальону, с замираю­ щим сердцем спрашивает, нет ли ей письмишка и, получив отри­ цательный ответ, идет обратно в хату с надеждой, что завтра письмо наверняка будет... А. БОРДЮГОВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz