Краснофлотец. 1945, апрель.
ОПЫТ ГРУППОВОДА Стрелка часов приближается к девяти. В ленинской комнате на очередное политзанятие собра лись молодые краснофлотцы. Входит руководитель. Приняв рапорт старшины о полном оборе слушателей, групповод точно во время начинает занятие. — Тема, которую мы изу чаем, — говорит он, — известна вам еще с прошлого занятия. Сегодня мы будем говорить о ре шениях Крымской конференции руководителей трех сошных дер- Ж<1В. ) В кратком вступлении грушо- вод рассказывает об огромном историческом значении решений, принятых на конференции в Крыму. Рассказывает просто, до ходчиво. Затем ставит вопрос: — В чем основной смысл ре шений Крымской конференции? Желающих ответить много. Но групповод сейчас смотрит на тех, кто руки не поднял. — Скажите, Гусе(в, как вы понимаете этот вопрос? — обра тился он к краснофлотпу, сидя щему в задних рядах. Так и есть. Гусев отвечает очень скупо. Значит, не готовил ся. Теперь его и упревать в этом не надо — сам видит, как плохо чувствуешь себя, когда не подго товишься к занятию. Можно быть уверенным, что в следующий раз Гусев так не поступит. Выступает Лещенко. Этот, сразу видно, читал рекомендован ный материал. Коротко, но содер жательно рассказывает он о том, что решения Крымской конферен ции направлены на быстрейший разгром гитлеровской Германии и установление прочного послевоен ного мира. После Лещенко просит слово краснофлотец Лодыгин. — Я хочу добавить, — гово рит он, — что конференция в Крыму подтвердила установление демократических порядков в осво божденных странах Европы, су* ровое и быстрое наказание воен ных преступников, возмещение убытков, причиненных фашист ской Германией и ее сателли тами, помощь народам, постра давшим от немецкой оккупации. Кто-то задал вопрос: — А как понимать слово «са теллиты»? Групповод предложил ответить желающим. Вызвался краснофло тец Анисимов. Он дал правиль ное определение, и групповоду осталось только подтвердить. •Затем перешли в следующему вопросу: «Почему Советскому Союзу в осуществлении демокра тического переустройства Европы принадлежит руководящая роль»? — Кто ответит? — обратился групповод к слушателям. И снова дружно поднимаются руки. Краснофлотцы выступают активно. В их ответах чувствует ся вдумчивость, серьезный под ход к изучаемому материалу. Так было в продолжение всего занятия. Из 22 присутствующих 15 человек приняли живое уча стие в обсуждении темы. Это занятие состоялось в под разделении лейтенанта Гребе- нюка. Руководил им лейтенант Коновалов. 1 * * * ( Высокая активность слушате лей этой группы — результат настойчивого воспитания чувства ответственности за изучение ма териала. Прежде всего надо ска зать о саком руководителе. Он к занятиям готовится всегда хоро шо. Кроме рекомендованной лите ратуры, читает много дополни тельной. Часто иллюстрирует Свои выступления художествен ными образами из книг, кино фильмов. Речь его полна ярких образов, народных пословиц и поговорок. Приведенные к месту, они оживляют занятие. Изучалась тема: «Доблесть и геройство советских женщин в тылу». Грушповод в кратком вступлении рассказал слушате лям о героизме русской жен щины в борьбе против иноземных захватчиков, сославшись на ис торические примеры. Напомнил, как еще во время нашествия на нашу Родину «псов-рыцарей» на борьбу с захватчиками подня лась и женщина. Все видели кинофильм «Александр Невский», и в сознании слушателей воз никли яркие, словно живые об разы русских героинь. Рассказы вая об Отечественной войне 1812 года, групповод сослался на при мер старостихи Василисы, от важной руководительницы бело русских партизан. Все это потребовалось группо воду для того, чтобы показать слушателям, что героизм русской женщины есть вековая традиция. После этого он удачно перешел к показу советской женщины в дни Великой Отечественной вой ны. Выли приведены яркие и волнующие факты. Готовясь1 сам, групповод иного помогает подготовке в занятиям и краснофлотцам. Он эаранео об'являет очередную тему, выве шивает список литературы. Со многими обязательно побеседует отдельно. За два-три дня до заня тия приходит в кубрик, прове ряет, что прочли краснофлотцы, какие у них возникли вопросы. На полке у групповода неболь шая библиотечка. Шеститомник избранных произведений В. И. Лепила, «Вопросы ленинизма» товарища Сталина, его книга «О Великой Отечественной войне Со ветского Союза», «Краткий курс истории ВКЩб)», периодические журналы. Этой библиотечкой пользуются также к слушатели. 1^>угптоводу много смотают коммунисты. Часто в ленинской комнате можно видеть грунту краснофлотцев. Кто-либо яз ком мунистов беседуегг об очередной теме политзанятий. При подго товке темы о приказе № 5 товарища Сталина провел с крас нофлотцами беседу сержант Ду наев. Ординарцев индивидуально помогал слушателям готовиться к занятию, посвященному героиче ской обороне Советского Запо лярья. Еа Севере Ординарцев с на чала войны. Рассказы бывалого воина молодые краснофлотцы слушали с ояромным увлечением. Он говорил им о легендарных подвигах североморских летчи ков, о смелых атаках наших подводников и катерников, о славных делах морских пехотин цев. Групповод правильно делает, что привлекает таких людей. Люди, занимающиеся в группе Коновалова, растут. Краснофло тец Едемский на первых полит занятиях отмалчивался, когда ему задавали вопросы, отговари вался, что ничего не знает. Те перь он активно выступает. То же можно сказать о Миневе, Лещенко и о многих других. Политическая учеба имеет свое влияние . м аа служебные дела. Повысилась днецяплпа. Произошли улучшения и в боевой подготовке. Недавно подразде ление выполняло стрельбы. Де сять человек получили благодар ность за отличные показатели. Ниже чем на «хороню» никто не стрелял. Во всем этом большое влияние хорошо налаженной политической учебы. Капитан И. КУЗНЕЦОВ. Н Я О Д Н И Х Л Ы Ж Я Х Д А Л Е К О НЕ УЕД ЕШ Ь В прошедших недавно соревно ваниях на командное первенство флота по лыжам физкультурники части инженер-полковника Ефи мова заняли четвертое место. Успех наш об’ясняется тем. что в нынешнем году лыжному ■спорту у нас уделили серьезное внимание. Еще задолго до сорев нований команды проходили тре нировки на лыжах. Это закаляло людей, воспитывало выносли вость, прививало им вкус к та кому увлекательному спорту, как лыжл. П все же это нас успокаивать не должно. Не следует забывать, например, что девутпкп-дыжпицы отстали от мужчин, а это снизило общий угатех. Другие виды спор та в нашей части не в чодо. Во лейбольной команды нет. А фут болисты последний раз играли в 1940 году. В 1943 году в одном Ш подразделений был полный комплект коньков, клюшек, ко стюмов, имелся »яч. Комсомоль цы расчистили озеро и сделали неплохой каток. Однако хоккей ную команду тогда не организо вали. потому что времени для тренировок игрокам не давали, а коньки роздали людям, не имею щим отношения в физкультуре. Не так уж много времепи остается и до открытия летнего сезона. Летние виды спорта и игры еще более разнообразны, чем зимние: волейбол, футбол, бег, прыжки в длину и в высоту, городки, занятия в бассейне. Обо всем этом у нас, к сожале нию, забыли. А ведь на одних лыжах далеко не уедешь. Почему так происходит? По тому, что комсомольские органи зации подразделений и части не занимаются физкультурной работой. В стороне от этого стоит и партийная организация. На собраниях, где обсуждается спор тивный вопрос, в графе «ооста- новили» обычно записывают: «Оборудовать волейбольную пло щадку». И все. Настала пора серьезно решить вопрос о развитии спорта в на шей части. У нас много отличных физкультурников. Нет только одного: руководства этим важным делом, которое в первую очередь должен обеспечить комсомол. Сержант Л. ГРУДИН. ОТ РЕДАКЦИИ: корреспои- денция сержанта J1. Грудина поднимает вопросы, имеющие большое значение для многих кораблей а частей флота. Редак ция просит физкультурников — активистов спорта высказаться на страницах газеты пс затрону тому вопросу — о внимании к самым различны?! вилам спорта, в частности, летнего и водного спорта. На олимпиаде краснофлогспой художественной самодеятель ности. Джазовая песенка «Кресало» в исполнений старшины 1 статьи Г. Малявина, М. Снпко, мичмана А. Тимощенко, старше* го краснофлотца П. Усачева я старшины 2 статьи В. Анкуди нова. Ф#© Л. Огурцова. ЗИ» Олимпиада КР9£НОфЛС?ТСКОф художественной Самодеятельибсти ТАЛАНТЫ И КУЛЬТУРА Олимпиада краснофлотской ху дожественной самодеятельности Северного флопа открылась хоро шим, жизнерадостным концертом. Закончилась олимпиада тактам же интересным концертом коллекти ва самодеятельности Учебного от ряда флота. Программа последнего вечера была богата хоровым пением. Хор коллектива, женский хор русской песни в сопровождении ансамбля баянистов, мужской вокальный ан самбль жзгюлкили более десяти песен. Наилучшее впечатление оставили «Песня о мести» и «Пес ня о Цусиме». Дирижер Раиса Эверс много поработала, чтобы подготовить такую большую хоро вую программу, с таким богатым разнообразием, какого не встречал зритель на других концертах олим пиады. По-настоящему волновали рус ские народные песни, исполнен ные старшиной 2 статьи Исаевым и старшим краснофлотцем Кузне цовым. Хорошие голоса легко и задушевно передали широту и сер дечность песен «Меж крутых бе режков» и «Ах ты, степь». Большинству коллективов само деятельности не удавалось худо жественное чтение. Отрывки или стихи звучали у исполнителей то по школьному наивно, то напы щенно, в стиле старой школы мело декламации. Представители Учеб ного отряда порадовали двумя удачными номерами художествен ного чтения. Старший краснофло тец Кузнецов прочитал монолог для эстрады «Вьавпел» н старший лейтенант Кривошенн прочитал юмористический рассказ «Порок сердца». Оба номера были испол нены просто, и в этом была их сила. Последний вечер был также бо гат и танцами. Молодежный, кавказский, цыганский, ритми ческий танцы, украинская и авральная плисяси подчеркнули, как много задора, силы, здо ровья у молодежи. Особенно сле дует отметить старшину 2 статьи Шамсутдиневу, исполнившую кавказский и цыганский тан цы. Она выделялась и в танцо- вальяом коллективе. Из группо вых номеров хорошее впечатление оставила «Авралыная пляс« 1 » в постановке Орловой. В шуточный танец коллектив вложил много геплоты, любовно отработал дета ли, по которьм зритель дорисо вывает эту сценку в условиях ко рабля. Всеобщее одобрение вызвала джазовая песенка «Кресало». Юмор в содержании песенки и умение передать тот же юмор в исполнении, в оформлении прида ло выступлению нужный тон. Перед зрителями в последний вечер олимпиады прошла еще од на группа талантливых моряков. Вечер показал, что при желании и умении в любой части или на ко рабле можно организовать хоро ший коллектив художественной самодеятельности. Но одно богатство талантов еще не решает успех коллектива само деятельности. Вечер Учебного от ряда, как и другие концерты в дни олимпиады, показал, что уровень культурного руководства затейни ками еще низок. Руководители недостаточно строго относятся к деталям, из которых и склады вается обще* впечатление о вы ступлении. В концерте Учебного отряда юнга Медведев исполнял песни «Всю-то я вселенную про ехал» и «(Коробейники». Хорошее песни в устах юнги прозвучали комически. Почему руководители не посоветовали юнге подобрать другой, более подходящий для него репертуар? Самодеятель ность—это вовсе не значит: «Кто во что горазд». Затейники — это народные таланты, которыми надо руководить, прививать им вкус к советскому искусству, поднимать их культуру. Или другой номер, об’явленный в программе Учебно го отряда, как художественный свист. Во-первых, никакого свиста не было, а тем более художест венного. Этот номер засорил в об щем хорошую программу. Виноват ли исполнитель? Нет, виноваты руководители, так некритически подошедшие к подбору номеров для программы. Несколько слов о ведущих про грамму. Р оль этих людей — кон ферансье — исключительно ответ ственна. Они — вывесюа концерта, они открывают и ведут вечер, они украшают концерт, иногда сгла живают шероховатости. А вот старший лейтенант Кривошенн ж мичман Мнренский, ведшие про грамму Учебного отрада, не укра шали, а отяжеляли концерт. Н о мера об ’являлись так плохо — слова «проглатывались», — что зрители даже восьмого ряда не всегда могли понять, что же сей час им предстоит смотреть или слушать. Для конферансье хоро шая дикция — первое условие, а об этом тоже не подумали руко водители. Устаревшая и нелепая шутка с петухом, которого не сут в починку, избитый прием хождения по рампе — все это све ло начнет коифератес, в нем не бы ло ничего творческого. А ведь смысл самодеятельности и со стоит 8 богатстве выдумки, в том, что люди творят, вносят свое, но вое, а не рабски, да еще неудачно копируют приемы актеров. О кон ферансе этого вечера моокно ска зать, что хорошая программа огла дила плохой конферанс. Немаловажное значение имеет и оформление сцены. Парчевый орнамент никак не гармонировал с общим убранством, он нарушал стиль. Культурный уровень зри теля вырос, и он требует, что бы все было на этом уровне, даже больше, чтобы и программа и оформление раээивали в нем вкус к изящному, помогали ему расти. Именно поэтому хочется сделать еще одно замечание: в программе Учебного отряда очень мало музыки. Единственный но мер — соло на баяне—как остро вок, затерялся в танцах и пении. Коллектив Учебного отряда дал в общем хороший концерт. Он вы деляется на олимпиаде, как ощия из лучших* М. АРСЕНЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz