Краснофлотец. 1945, апрель.

ОПЫТ ГРУППОВОДА Стрелка часов приближается к девяти. В ленинской комнате на очередное политзанятие собра­ лись молодые краснофлотцы. Входит руководитель. Приняв рапорт старшины о полном оборе слушателей, групповод точно во­ время начинает занятие. — Тема, которую мы изу­ чаем, — говорит он, — известна вам еще с прошлого занятия. Сегодня мы будем говорить о ре­ шениях Крымской конференции руководителей трех сошных дер- Ж<1В. ) В кратком вступлении грушо- вод рассказывает об огромном историческом значении решений, принятых на конференции в Крыму. Рассказывает просто, до­ ходчиво. Затем ставит вопрос: — В чем основной смысл ре­ шений Крымской конференции? Желающих ответить много. Но групповод сейчас смотрит на тех, кто руки не поднял. — Скажите, Гусе(в, как вы понимаете этот вопрос? — обра­ тился он к краснофлотпу, сидя­ щему в задних рядах. Так и есть. Гусев отвечает очень скупо. Значит, не готовил­ ся. Теперь его и упревать в этом не надо — сам видит, как плохо чувствуешь себя, когда не подго­ товишься к занятию. Можно быть уверенным, что в следующий раз Гусев так не поступит. Выступает Лещенко. Этот, сразу видно, читал рекомендован­ ный материал. Коротко, но содер­ жательно рассказывает он о том, что решения Крымской конферен­ ции направлены на быстрейший разгром гитлеровской Германии и установление прочного послевоен­ ного мира. После Лещенко просит слово краснофлотец Лодыгин. — Я хочу добавить, — гово­ рит он, — что конференция в Крыму подтвердила установление демократических порядков в осво­ божденных странах Европы, су* ровое и быстрое наказание воен­ ных преступников, возмещение убытков, причиненных фашист­ ской Германией и ее сателли­ тами, помощь народам, постра­ давшим от немецкой оккупации. Кто-то задал вопрос: — А как понимать слово «са­ теллиты»? Групповод предложил ответить желающим. Вызвался краснофло­ тец Анисимов. Он дал правиль­ ное определение, и групповоду осталось только подтвердить. •Затем перешли в следующему вопросу: «Почему Советскому Союзу в осуществлении демокра­ тического переустройства Европы принадлежит руководящая роль»? — Кто ответит? — обратился групповод к слушателям. И снова дружно поднимаются руки. Краснофлотцы выступают активно. В их ответах чувствует­ ся вдумчивость, серьезный под­ ход к изучаемому материалу. Так было в продолжение всего занятия. Из 22 присутствующих 15 человек приняли живое уча­ стие в обсуждении темы. Это занятие состоялось в под­ разделении лейтенанта Гребе- нюка. Руководил им лейтенант Коновалов. 1 * * * ( Высокая активность слушате­ лей этой группы — результат настойчивого воспитания чувства ответственности за изучение ма­ териала. Прежде всего надо ска­ зать о саком руководителе. Он к занятиям готовится всегда хоро­ шо. Кроме рекомендованной лите­ ратуры, читает много дополни­ тельной. Часто иллюстрирует Свои выступления художествен­ ными образами из книг, кино­ фильмов. Речь его полна ярких образов, народных пословиц и поговорок. Приведенные к месту, они оживляют занятие. Изучалась тема: «Доблесть и геройство советских женщин в тылу». Грушповод в кратком вступлении рассказал слушате­ лям о героизме русской жен­ щины в борьбе против иноземных захватчиков, сославшись на ис­ торические примеры. Напомнил, как еще во время нашествия на нашу Родину «псов-рыцарей» на борьбу с захватчиками подня­ лась и женщина. Все видели кинофильм «Александр Невский», и в сознании слушателей воз­ никли яркие, словно живые об­ разы русских героинь. Рассказы­ вая об Отечественной войне 1812 года, групповод сослался на при­ мер старостихи Василисы, от­ важной руководительницы бело­ русских партизан. Все это потребовалось группо­ воду для того, чтобы показать слушателям, что героизм русской женщины есть вековая традиция. После этого он удачно перешел к показу советской женщины в дни Великой Отечественной вой­ ны. Выли приведены яркие и волнующие факты. Готовясь1 сам, групповод иного помогает подготовке в занятиям и краснофлотцам. Он эаранео об'являет очередную тему, выве­ шивает список литературы. Со многими обязательно побеседует отдельно. За два-три дня до заня­ тия приходит в кубрик, прове­ ряет, что прочли краснофлотцы, какие у них возникли вопросы. На полке у групповода неболь­ шая библиотечка. Шеститомник избранных произведений В. И. Лепила, «Вопросы ленинизма» товарища Сталина, его книга «О Великой Отечественной войне Со­ ветского Союза», «Краткий курс истории ВКЩб)», периодические журналы. Этой библиотечкой пользуются также к слушатели. 1^>угптоводу много смотают коммунисты. Часто в ленинской комнате можно видеть грунту краснофлотцев. Кто-либо яз ком­ мунистов беседуегг об очередной теме политзанятий. При подго­ товке темы о приказе № 5 товарища Сталина провел с крас­ нофлотцами беседу сержант Ду­ наев. Ординарцев индивидуально помогал слушателям готовиться к занятию, посвященному героиче­ ской обороне Советского Запо­ лярья. Еа Севере Ординарцев с на­ чала войны. Рассказы бывалого воина молодые краснофлотцы слушали с ояромным увлечением. Он говорил им о легендарных подвигах североморских летчи­ ков, о смелых атаках наших подводников и катерников, о славных делах морских пехотин­ цев. Групповод правильно делает, что привлекает таких людей. Люди, занимающиеся в группе Коновалова, растут. Краснофло­ тец Едемский на первых полит­ занятиях отмалчивался, когда ему задавали вопросы, отговари­ вался, что ничего не знает. Те­ перь он активно выступает. То же можно сказать о Миневе, Лещенко и о многих других. Политическая учеба имеет свое влияние . м аа служебные дела. Повысилась днецяплпа. Произошли улучшения и в боевой подготовке. Недавно подразде­ ление выполняло стрельбы. Де­ сять человек получили благодар­ ность за отличные показатели. Ниже чем на «хороню» никто не стрелял. Во всем этом большое влияние хорошо налаженной политической учебы. Капитан И. КУЗНЕЦОВ. Н Я О Д Н И Х Л Ы Ж Я Х Д А Л Е К О НЕ УЕД ЕШ Ь В прошедших недавно соревно­ ваниях на командное первенство флота по лыжам физкультурники части инженер-полковника Ефи­ мова заняли четвертое место. Успех наш об’ясняется тем. что в нынешнем году лыжному ■спорту у нас уделили серьезное внимание. Еще задолго до сорев­ нований команды проходили тре­ нировки на лыжах. Это закаляло людей, воспитывало выносли­ вость, прививало им вкус к та­ кому увлекательному спорту, как лыжл. П все же это нас успокаивать не должно. Не следует забывать, например, что девутпкп-дыжпицы отстали от мужчин, а это снизило общий угатех. Другие виды спор­ та в нашей части не в чодо. Во­ лейбольной команды нет. А фут­ болисты последний раз играли в 1940 году. В 1943 году в одном Ш подразделений был полный комплект коньков, клюшек, ко­ стюмов, имелся »яч. Комсомоль­ цы расчистили озеро и сделали неплохой каток. Однако хоккей­ ную команду тогда не организо­ вали. потому что времени для тренировок игрокам не давали, а коньки роздали людям, не имею­ щим отношения в физкультуре. Не так уж много времепи остается и до открытия летнего сезона. Летние виды спорта и игры еще более разнообразны, чем зимние: волейбол, футбол, бег, прыжки в длину и в высоту, городки, занятия в бассейне. Обо всем этом у нас, к сожале­ нию, забыли. А ведь на одних лыжах далеко не уедешь. Почему так происходит? По­ тому, что комсомольские органи­ зации подразделений и части не занимаются физкультурной работой. В стороне от этого стоит и партийная организация. На собраниях, где обсуждается спор­ тивный вопрос, в графе «ооста- новили» обычно записывают: «Оборудовать волейбольную пло­ щадку». И все. Настала пора серьезно решить вопрос о развитии спорта в на­ шей части. У нас много отличных физкультурников. Нет только одного: руководства этим важным делом, которое в первую очередь должен обеспечить комсомол. Сержант Л. ГРУДИН. ОТ РЕДАКЦИИ: корреспои- денция сержанта J1. Грудина поднимает вопросы, имеющие большое значение для многих кораблей а частей флота. Редак­ ция просит физкультурников — активистов спорта высказаться на страницах газеты пс затрону­ тому вопросу — о внимании к самым различны?! вилам спорта, в частности, летнего и водного спорта. На олимпиаде краснофлогспой художественной самодеятель­ ности. Джазовая песенка «Кресало» в исполнений старшины 1 статьи Г. Малявина, М. Снпко, мичмана А. Тимощенко, старше* го краснофлотца П. Усачева я старшины 2 статьи В. Анкуди­ нова. Ф#© Л. Огурцова. ЗИ» Олимпиада КР9£НОфЛС?ТСКОф художественной Самодеятельибсти ТАЛАНТЫ И КУЛЬТУРА Олимпиада краснофлотской ху­ дожественной самодеятельности Северного флопа открылась хоро­ шим, жизнерадостным концертом. Закончилась олимпиада тактам же интересным концертом коллекти­ ва самодеятельности Учебного от­ ряда флота. Программа последнего вечера была богата хоровым пением. Хор коллектива, женский хор русской песни в сопровождении ансамбля баянистов, мужской вокальный ан­ самбль жзгюлкили более десяти песен. Наилучшее впечатление оставили «Песня о мести» и «Пес­ ня о Цусиме». Дирижер Раиса Эверс много поработала, чтобы подготовить такую большую хоро­ вую программу, с таким богатым разнообразием, какого не встречал зритель на других концертах олим­ пиады. По-настоящему волновали рус­ ские народные песни, исполнен­ ные старшиной 2 статьи Исаевым и старшим краснофлотцем Кузне­ цовым. Хорошие голоса легко и задушевно передали широту и сер­ дечность песен «Меж крутых бе­ режков» и «Ах ты, степь». Большинству коллективов само­ деятельности не удавалось худо­ жественное чтение. Отрывки или стихи звучали у исполнителей то по школьному наивно, то напы­ щенно, в стиле старой школы мело­ декламации. Представители Учеб­ ного отряда порадовали двумя удачными номерами художествен­ ного чтения. Старший краснофло­ тец Кузнецов прочитал монолог для эстрады «Вьавпел» н старший лейтенант Кривошенн прочитал юмористический рассказ «Порок сердца». Оба номера были испол­ нены просто, и в этом была их сила. Последний вечер был также бо­ гат и танцами. Молодежный, кавказский, цыганский, ритми­ ческий танцы, украинская и авральная плисяси подчеркнули, как много задора, силы, здо­ ровья у молодежи. Особенно сле­ дует отметить старшину 2 статьи Шамсутдиневу, исполнившую кавказский и цыганский тан­ цы. Она выделялась и в танцо- вальяом коллективе. Из группо­ вых номеров хорошее впечатление оставила «Авралыная пляс« 1 » в постановке Орловой. В шуточный танец коллектив вложил много геплоты, любовно отработал дета­ ли, по которьм зритель дорисо­ вывает эту сценку в условиях ко­ рабля. Всеобщее одобрение вызвала джазовая песенка «Кресало». Юмор в содержании песенки и умение передать тот же юмор в исполнении, в оформлении прида­ ло выступлению нужный тон. Перед зрителями в последний вечер олимпиады прошла еще од­ на группа талантливых моряков. Вечер показал, что при желании и умении в любой части или на ко­ рабле можно организовать хоро­ ший коллектив художественной самодеятельности. Но одно богатство талантов еще не решает успех коллектива само­ деятельности. Вечер Учебного от­ ряда, как и другие концерты в дни олимпиады, показал, что уровень культурного руководства затейни­ ками еще низок. Руководители недостаточно строго относятся к деталям, из которых и склады­ вается обще* впечатление о вы­ ступлении. В концерте Учебного отряда юнга Медведев исполнял песни «Всю-то я вселенную про­ ехал» и «(Коробейники». Хорошее песни в устах юнги прозвучали комически. Почему руководители не посоветовали юнге подобрать другой, более подходящий для него репертуар? Самодеятель­ ность—это вовсе не значит: «Кто во что горазд». Затейники — это народные таланты, которыми надо руководить, прививать им вкус к советскому искусству, поднимать их культуру. Или другой номер, об’явленный в программе Учебно­ го отряда, как художественный свист. Во-первых, никакого свиста не было, а тем более художест­ венного. Этот номер засорил в об­ щем хорошую программу. Виноват ли исполнитель? Нет, виноваты руководители, так некритически подошедшие к подбору номеров для программы. Несколько слов о ведущих про­ грамму. Р оль этих людей — кон­ ферансье — исключительно ответ­ ственна. Они — вывесюа концерта, они открывают и ведут вечер, они украшают концерт, иногда сгла­ живают шероховатости. А вот старший лейтенант Кривошенн ж мичман Мнренский, ведшие про­ грамму Учебного отрада, не укра­ шали, а отяжеляли концерт. Н о­ мера об ’являлись так плохо — слова «проглатывались», — что зрители даже восьмого ряда не всегда могли понять, что же сей­ час им предстоит смотреть или слушать. Для конферансье хоро­ шая дикция — первое условие, а об этом тоже не подумали руко­ водители. Устаревшая и нелепая шутка с петухом, которого не­ сут в починку, избитый прием хождения по рампе — все это све­ ло начнет коифератес, в нем не бы­ ло ничего творческого. А ведь смысл самодеятельности и со ­ стоит 8 богатстве выдумки, в том, что люди творят, вносят свое, но­ вое, а не рабски, да еще неудачно копируют приемы актеров. О кон­ ферансе этого вечера моокно ска­ зать, что хорошая программа огла­ дила плохой конферанс. Немаловажное значение имеет и оформление сцены. Парчевый орнамент никак не гармонировал с общим убранством, он нарушал стиль. Культурный уровень зри­ теля вырос, и он требует, что­ бы все было на этом уровне, даже больше, чтобы и программа и оформление раээивали в нем вкус к изящному, помогали ему расти. Именно поэтому хочется сделать еще одно замечание: в программе Учебного отряда очень мало музыки. Единственный но­ мер — соло на баяне—как остро­ вок, затерялся в танцах и пении. Коллектив Учебного отряда дал в общем хороший концерт. Он вы­ деляется на олимпиаде, как ощия из лучших* М. АРСЕНЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz