Краснофлотец. 1945, апрель.
я боадом делода*' Фото Г. Кресман. Просто и вместе с тем сложно ■— Вы опрашиваете, каким Образом тмяиушать, чтобы вас удлиненные ц старшины ува жали и чтобы начальство было Довольно вами? -г- говорил стар ший лейтенант Йлатко, обрЗща* ясь к рослому худощавому стар шине группы мотористов Павлу Васюндау — Очень1 просто и итень' сложно. Как? Прошу вас, научи те, — повторил с®ой вопрос старшина. Платюо оам хотел поговорить оо старшинами по этому вопро су. А тут подвернулся случай в непринужденной обстановке по говорить о взаимоотношениях начальник^ с подчиненными и товарищами. — Это вопрос интересный. Мно гие старшины решают его просто ^ правильно. Для вас же, как к не кажется, это трудное дело. Прежде всего надо помнить одну логину: если хочешь, чтобы Уважали тебя, надо уважать сво их товарищей, быть чутким, на ходить общий язык. Это главное условие, которое у вас, к сожа лению, отсутствует. Возьмите, к примеру, прошлый поход. Поче му обиделись на вас тогда стар шины? Знаете ли вы это? — Знаю. — краснея, ответил Васюнин. Поход, о котором упомянул старший лейтенант, был доволь но продолжительным и трудным. Море было сгожойное, но зато сильный мороз на лету оковывал брызги, холодный ветер обжигал лицо. Моряки сменялись с вах ты и сшешили в кубрик. Но в кубрике было так холодно, что за четыре часа люди не могли со греться и выходили снова на вер хнюю палубу под обжигающий ветер и трескучий мороз. Когда кто-нибудь из старшин просил Васютина дать пару в кубрик, тот заносчиво отвечал: — Пару сейчас не будет. Мы работаем по расписанию. Получив подобный ответ, мо ряки, махнув па все рукой, ухо дили на вахту сердитые и раз досадованные. — Помните это? — переотро- сил старший лейтенант Плат но. — Так вот, надо к людям от носиться более чутко. — Понятно, но я не мог на рушить расписание. — Надо было притти и доло жить мне или механику, и, ко нечно, никто бы не запретил дать пар в кубрик. Но вы ведь не сделали этого, даже не попыта лись, а нагрубили товарищам. Так ведь? — Все понятно, товарищ старший лейтенант. В следующий раз учту, — виновато улыбаясь, сказал Ваоюяин. После этого разговора старшина группы мотористов как будто стал вести себя скромней. Но по-, том снова к нему вернулся за- J носчивый тон, он не признавал корабельных порядков. Однажды во время утреннего чая главный старшина Дубравин сделал замечание Ваоюнииу за то, что он был не по форме оде тым. — А вам что, не все равно?— отозвался он на замечание Дуб- лавина. Дубравин возмутился. — Да, не все равно, я как старший, обязан требовать от вас соблюдения формы одежды, по тому что рядом с вами сидят ваши подчиненные, которые бе рут пример с вас. Действительно, мотористы все, как один, были без форменных воротничков. — Ну, это мы и без вас знаем, — возразил Васюнин. Старшины, которые до этого молча слушали разговор, сейчас обрушились на Павла Васюнина. — Нет, нужно вам указать,—» заговорил сигнальщик Курба тов. — Вы сами никого не при знаете И своих подчиненных приучаете нарушать корабель ный порядок. Казалось бы, Васюнина долж ны любить подчиненные: в обиду он их не даст, да и вольности кое-какие позволяет. Однако он все же не пользуется авторитетом у краснофлотцев. Оно и понятно, как может пользоваться авторитетом стар шина, который не знает морских порядков. Обедать Васюнин са дится с грязными руками, и все это он считает вполне естествен ным. Может ли такой старшина научить своих подчиненных мор ской культуре и порядку? Завоевать авторитет и уваже ние подчиненных и своих това рищей — дело и простое и вме сте с тем сложное. Старшина сам должен быть примерным во всем. Это прежде всего. Но этого-то как раз и нехватает старшине Ва сюнину. В. ПОПОВ. ПРАВИЛА РАДИООБМЕНА НЕРУШИМЫЙ ЗАКОН Случай . По спецШГпНости я — радист. Мне частенько приходится нести вахту и вот на-днях пришлось столкнуться с таким случаем, о котором стоит поговорить. Заступил я на приемную ра- диойахгу. Работу вел на строго определенной волне. Первона чально все было хорошо, но по том вдруг в наушниках слышу позьгеные по микрофону. Т ^ез несколько минут £ на- упгнвках раздались позывные еще нескольких станций. Это сильно затруднило мою работу, так как множество помех заглу шало слабый писк морзянки. Иногда знакомые звуки совсем исчезали, но вскоре появлялись снова. Отдельные олова приходи лось восстанавливать по смыслу. Трудности испытывали и другие (радисты, которые вели прием на одной волве со мною. Почему так произошло? Да потому, что радисты, име ющие установленные позывные, ipyoo нарушили правила радио обмена. Они, не прослушав эфира, сразу же включились в работу я создали для других станций большие трудности, из- за чего радиообмен проюдил крайне медленно. Помимо того, дао один ив ради стов по существу сорвал радиооб мен между несколькими станция ми, он допустил еще вольности, за которые заслуживает самою сурового наказания. Среди многочисленных и са мых разнообразных звуков, про- на вахте исходящих в эфире, неожиданно послышался хриплый голос — один из злополучных радеете* ватднул песенку: Оба комсомольцы, оба Пети. Оба яз отряда моржов.*. ч Эта выходке ие поправилась даже его приятелю, ведущему прием на одной волне. — Прекратите концерт! — резко оборвал он поющего. — Леша, так это пою я, твоя друг. — Потом будешь петь, щсей час мешаешь работать, — сер дито ответил тот же rt-^c, i Совет друга, видимо, содейсг вовал на радиегга и он прекратил пение. После этого прием у меня пошел Нормально. Этот возмутительный случай говорит о том, что некоторые радисты потеряли чувство ответ ственности за порученное дело, ослабили бдительность. Своей болтливостью в эфире эти горе- радисты дают врагу возможность запеленговать корабли в море, самолеты—в воздухе, батарея— на берег?. Правил радиообмена — неру шимый закон для радиста'. Он *х должен неукоснительно соблю дать везде и всюду. «Но не толь ко поможет быстро * четко про изводить обмев радиограммами, но исключи* для црага возмож ность заниматься пеленгацией радиоточес, ведущих между е*- бой радиообмен. С. ЕРАСОВ- Строители перевыполнили план Рабочие ордена Красной Звезды строительства на высокую пра вительственную награду отвечают новым под’емом, показывал об разцы высокой производительно сти труда. На объекте, где начальником т. Шкутко, «а март планом было на мечено выбрать 650 кубических метров скалы. Подсчитав ювои си лы и возможности, строители ре шили, что они могут сделать го раздо больше. Руководители строительства поддержали начинание рабочих, произвели ряд технических усо вершенствований — поставили ва гонетки на шариковые подшипни ки, исправили узкоколейку, при дав ей необходимый уклон. Строители работали с большие дод’емом. Их труд увенчался ус- т>ехом—плановое зададае перевы полнено. Подорвано в вывезено 850 кубических «метров скалы. Особенно хорошо работали брига ды *. Ананича и т. Каряусь, вы полнявшие (план На 121 процент, а также бригада бурильщиков Т* Шарикова, выполнившая плановое задание на 129 процентов. В апреле строители продолжают работать такими рке темпами и в таким же упорством, выполняя увеличенный план. В. ЧЕРКАССКИЙ. Г ладкий асфальт шоссе. С боков зеленые квадраты озимых, серые клочки вспа ханной с осени- земли, сосновые ■рощи, озера, холмы. Мирный ве сенний пейзаж. Но вот шоссе под нимается на пригорок, и перед шорам вдруг возникает новая кар тина. Далеко вправо и влево, на сколько охватит глаз, за огром ным противотанковым рвом тянут ся зигзаги белых надолб. Это так называемые «зубы дракона» — (первый ряд мезеритцких укреп лений одерского оборонительного четырехугольника. Проходим между четырьмя ря дами надолб. Вот разорвавшийся прямо среди .них снаряд обнажил корни этих драконовых зубов. Мы видим монолитный, ушедший на (полтора метра в аемлю железо бетонный фундамент, из которого как бы выросли белые острые треугольники — зубы. Ни свер нуть в сторону, rifo выдернуть та кой зуб невов'мож*1о. | 'Перед рвом и за надолбами опутанные колючей проволокой минные поля, окопы, траншеи. В километре, местами ближе, от этих заграждений тянется гряда холмов с темными круглыми вер хушками. Идем к одному из та ких холмов. На его вершине стоят четыре громадных стальных кол пака. В них амбразуры, смотровые Мезеритцние подземелья щели. Чернеют дула пушек. Се рой сталью блестят стволы пуле метов. Да это не дот, это целая крепость, форт! Опускаемся к входу в казематы. Небольшая площадка, железобе тонная стена с несколькими, дол жно быть, вентиляционными отвер стиями. За приоткрытой сталь ною дверью овальный проход. По узким витым лестницам спускаем ся вниз к форту № 717. Всюду на стенах черные электрические про вода, какие-то кнопки, рычаги, распределительные щиты. Здесь все было эдектрофицнровано. НчЧ- жимом кнопки или движением ры чага закрывались и открывались тяжелые двери, подавали к пуш кам и минометам боеприпасы, под нимались и опускались койки в казарме, вентилировались помеще ния. Целой системой рычагов и кнопок производилось управление боевой техникой форта. Стальные винтовые лестницы ведут наверх, к колпакам — бой ницам, наблюдательным щелям. Повсюду штабеля ящиков с пат ронами, снарядами, минами, бал лоны с горючей жидкостью для о№еметов. Если все это привести в движение, форт" может изрыгать из своей подземной утробы беско нечное количество дальнего и ближнего огня. Советские (войска прорвали ме зеритцкие укрепления в двух ме стах и, устремившись смело в бре ши, обошли основные форты, бло кировали их, заперли врага в его подземных сооружениях, а затем, деморализованного, вынудили к капитуляции. В этих укреплениях были взяты в плен тысячи враже ских солдат и офицеров. Спускаемся еще метров на 20 вниз. Подземная галерея, напо минающая тоннели метро. Только здесь темно, сыро. Местами из- под бетона сочится вода. На по лу — рельсы узкоколейки. Километра полтора или два идем абсолютно телньвм коридо ром и, наконец, входим в главную галерею. Здесь тускло мерцают электрические лампочки, у стены стоят станки, возле станков — ящики с инструментом, ящики деталей. Не цех, а целый завод! Беспрерывный ряд станков — токарных, строгальных, шлифо вальных — тянется вдоль тоннеля на протяжении 15 с лишним кило метров. Сюда, в мезеритцкие под земелья, перетащили немцы в 1943 г. о л т из авиамоторных за водов фирмы «Мерседес Бенц». Они не только пригнали сюда ты сячи невольников, но и, несмотря на абсолютную неприспособлен ность узкой галереи для произ водства, пустили сталки в ход. Завод производил важные детали авиамоторов. Совсем недавно в этих подзе мельях, у этих станков работали тысячи людей. Это были наши советские девушки с Украины, Смоленщины, Витебщины. Подземелье убивало людей. На ши врачи, осматривавшие главную галерею, определили, что год работы в этих условиях уносил не менее 10—15 лет жизни человека, превращал здорового рабочего в инвалида с туберкулезными бацил лами в легких и конечностями, пораженными ревматизмом. Судьба людей, работавших здесь, пока еще неизвестна. Либо все они увезены, либо умерщвле ны «где-нибудь поблизости. Оста лись лишь гледы их пребывания здесь. В многочисленных отсеках галереи мы видим грязные нары в два этажа. Значительная часть рабов, видимо, и «сила под землей. Мы вышли из подземелья, по* трясенные всем виденным. Подполковник Сорокин, нынеш ний комендант и начальник гар низона мезеритцких подземедай. дополнил наши наблюдения под робным рассказом о 36—40 кило метрах подземных сооружений с их галереями, тоннелями, отсека ми. фортами, дотами. Оказывается, виденное нами — это далеко не все. Километрах в 12 от основного тоннеля в боль ших отсеках под недостроенным дотом совсем недавно обнаружены хранилища музейных ценностей, награбленных немцами в Совет ском Союзе. Там же найдены ог ромные склады инструментов, электрооборудования, деталейцен ных машин. Все это было замуро вано глубоко под землей. 'На случай захвата оборонитель ных сооружений немцы подгото вили близлежащие озера к затоп лению всех подземелий, но выпол нить этого не успели. Не успели они и взорвать проходы и доты. В тоннелях и отсеках наши саперы обнаружили многие тонны взрыв чатки. :Не вое замурованные отсеки, не все ходы еще вскрыты и обследо ваны, и кто знает, какие еще мрач ные тайны хранят мезеритцкие подземелья! Б. АФАНАСЬЕВ. А. МАЛИБАШЕВ. Мезеритц, 9 апреля. (Спец. корр. ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz