Краснофлотец. 1945, апрель.

я боадом делода*' Фото Г. Кресман. Просто и вместе с тем сложно ■— Вы опрашиваете, каким Образом тмяиушать, чтобы вас удлиненные ц старшины ува­ жали и чтобы начальство было Довольно вами? -г- говорил стар­ ший лейтенант Йлатко, обрЗща* ясь к рослому худощавому стар­ шине группы мотористов Павлу Васюндау — Очень1 просто и итень' сложно. Как? Прошу вас, научи­ те, — повторил с®ой вопрос старшина. Платюо оам хотел поговорить оо старшинами по этому вопро­ су. А тут подвернулся случай в непринужденной обстановке по­ говорить о взаимоотношениях начальник^ с подчиненными и товарищами. — Это вопрос интересный. Мно­ гие старшины решают его просто ^ правильно. Для вас же, как к не кажется, это трудное дело. Прежде всего надо помнить одну логину: если хочешь, чтобы Уважали тебя, надо уважать сво­ их товарищей, быть чутким, на­ ходить общий язык. Это главное условие, которое у вас, к сожа­ лению, отсутствует. Возьмите, к примеру, прошлый поход. Поче­ му обиделись на вас тогда стар­ шины? Знаете ли вы это? — Знаю. — краснея, ответил Васюнин. Поход, о котором упомянул старший лейтенант, был доволь­ но продолжительным и трудным. Море было сгожойное, но зато сильный мороз на лету оковывал брызги, холодный ветер обжигал лицо. Моряки сменялись с вах­ ты и сшешили в кубрик. Но в кубрике было так холодно, что за четыре часа люди не могли со­ греться и выходили снова на вер­ хнюю палубу под обжигающий ветер и трескучий мороз. Когда кто-нибудь из старшин просил Васютина дать пару в кубрик, тот заносчиво отвечал: — Пару сейчас не будет. Мы работаем по расписанию. Получив подобный ответ, мо­ ряки, махнув па все рукой, ухо­ дили на вахту сердитые и раз­ досадованные. — Помните это? — переотро- сил старший лейтенант Плат­ но. — Так вот, надо к людям от­ носиться более чутко. — Понятно, но я не мог на­ рушить расписание. — Надо было притти и доло­ жить мне или механику, и, ко­ нечно, никто бы не запретил дать пар в кубрик. Но вы ведь не сделали этого, даже не попыта­ лись, а нагрубили товарищам. Так ведь? — Все понятно, товарищ старший лейтенант. В следующий раз учту, — виновато улыбаясь, сказал Ваоюяин. После этого разговора старшина группы мотористов как будто стал вести себя скромней. Но по-, том снова к нему вернулся за- J носчивый тон, он не признавал корабельных порядков. Однажды во время утреннего чая главный старшина Дубравин сделал замечание Ваоюнииу за то, что он был не по форме оде­ тым. — А вам что, не все равно?— отозвался он на замечание Дуб- лавина. Дубравин возмутился. — Да, не все равно, я как старший, обязан требовать от вас соблюдения формы одежды, по­ тому что рядом с вами сидят ваши подчиненные, которые бе­ рут пример с вас. Действительно, мотористы все, как один, были без форменных воротничков. — Ну, это мы и без вас знаем, — возразил Васюнин. Старшины, которые до этого молча слушали разговор, сейчас обрушились на Павла Васюнина. — Нет, нужно вам указать,—» заговорил сигнальщик Курба­ тов. — Вы сами никого не при­ знаете И своих подчиненных приучаете нарушать корабель­ ный порядок. Казалось бы, Васюнина долж­ ны любить подчиненные: в обиду он их не даст, да и вольности кое-какие позволяет. Однако он все же не пользуется авторитетом у краснофлотцев. Оно и понятно, как может пользоваться авторитетом стар­ шина, который не знает морских порядков. Обедать Васюнин са­ дится с грязными руками, и все это он считает вполне естествен­ ным. Может ли такой старшина научить своих подчиненных мор­ ской культуре и порядку? Завоевать авторитет и уваже­ ние подчиненных и своих това­ рищей — дело и простое и вме­ сте с тем сложное. Старшина сам должен быть примерным во всем. Это прежде всего. Но этого-то как раз и нехватает старшине Ва­ сюнину. В. ПОПОВ. ПРАВИЛА РАДИООБМЕНА НЕРУШИМЫЙ ЗАКОН Случай . По спецШГпНости я — радист. Мне частенько приходится нести вахту и вот на-днях пришлось столкнуться с таким случаем, о котором стоит поговорить. Заступил я на приемную ра- диойахгу. Работу вел на строго определенной волне. Первона­ чально все было хорошо, но по­ том вдруг в наушниках слышу позьгеные по микрофону. Т ^ез несколько минут £ на- упгнвках раздались позывные еще нескольких станций. Это сильно затруднило мою работу, так как множество помех заглу­ шало слабый писк морзянки. Иногда знакомые звуки совсем исчезали, но вскоре появлялись снова. Отдельные олова приходи­ лось восстанавливать по смыслу. Трудности испытывали и другие (радисты, которые вели прием на одной волве со мною. Почему так произошло? Да потому, что радисты, име­ ющие установленные позывные, ipyoo нарушили правила радио­ обмена. Они, не прослушав эфира, сразу же включились в работу я создали для других станций большие трудности, из- за чего радиообмен проюдил крайне медленно. Помимо того, дао один ив ради­ стов по существу сорвал радиооб­ мен между несколькими станция­ ми, он допустил еще вольности, за которые заслуживает самою сурового наказания. Среди многочисленных и са­ мых разнообразных звуков, про- на вахте исходящих в эфире, неожиданно послышался хриплый голос — один из злополучных радеете* ватднул песенку: Оба комсомольцы, оба Пети. Оба яз отряда моржов.*. ч Эта выходке ие поправилась даже его приятелю, ведущему прием на одной волне. — Прекратите концерт! — резко оборвал он поющего. — Леша, так это пою я, твоя друг. — Потом будешь петь, щсей­ час мешаешь работать, — сер­ дито ответил тот же rt-^c, i Совет друга, видимо, содейсг вовал на радиегга и он прекратил пение. После этого прием у меня пошел Нормально. Этот возмутительный случай говорит о том, что некоторые радисты потеряли чувство ответ­ ственности за порученное дело, ослабили бдительность. Своей болтливостью в эфире эти горе- радисты дают врагу возможность запеленговать корабли в море, самолеты—в воздухе, батарея— на берег?. Правил радиообмена — неру­ шимый закон для радиста'. Он *х должен неукоснительно соблю­ дать везде и всюду. «Но не толь­ ко поможет быстро * четко про­ изводить обмев радиограммами, но исключи* для црага возмож­ ность заниматься пеленгацией радиоточес, ведущих между е*- бой радиообмен. С. ЕРАСОВ- Строители перевыполнили план Рабочие ордена Красной Звезды строительства на высокую пра­ вительственную награду отвечают новым под’емом, показывал об­ разцы высокой производительно­ сти труда. На объекте, где начальником т. Шкутко, «а март планом было на­ мечено выбрать 650 кубических метров скалы. Подсчитав ювои си­ лы и возможности, строители ре­ шили, что они могут сделать го­ раздо больше. Руководители строительства поддержали начинание рабочих, произвели ряд технических усо­ вершенствований — поставили ва­ гонетки на шариковые подшипни­ ки, исправили узкоколейку, при­ дав ей необходимый уклон. Строители работали с большие дод’емом. Их труд увенчался ус- т>ехом—плановое зададае перевы­ полнено. Подорвано в вывезено 850 кубических «метров скалы. Особенно хорошо работали брига­ ды *. Ананича и т. Каряусь, вы­ полнявшие (план На 121 процент, а также бригада бурильщиков Т* Шарикова, выполнившая плановое задание на 129 процентов. В апреле строители продолжают работать такими рке темпами и в таким же упорством, выполняя увеличенный план. В. ЧЕРКАССКИЙ. Г ладкий асфальт шоссе. С боков зеленые квадраты озимых, серые клочки вспа­ ханной с осени- земли, сосновые ■рощи, озера, холмы. Мирный ве­ сенний пейзаж. Но вот шоссе под­ нимается на пригорок, и перед шорам вдруг возникает новая кар­ тина. Далеко вправо и влево, на­ сколько охватит глаз, за огром­ ным противотанковым рвом тянут­ ся зигзаги белых надолб. Это так называемые «зубы дракона» — (первый ряд мезеритцких укреп­ лений одерского оборонительного четырехугольника. Проходим между четырьмя ря­ дами надолб. Вот разорвавшийся прямо среди .них снаряд обнажил корни этих драконовых зубов. Мы видим монолитный, ушедший на (полтора метра в аемлю железо­ бетонный фундамент, из которого как бы выросли белые острые треугольники — зубы. Ни свер­ нуть в сторону, rifo выдернуть та­ кой зуб невов'мож*1о. | 'Перед рвом и за надолбами опутанные колючей проволокой минные поля, окопы, траншеи. В километре, местами ближе, от этих заграждений тянется гряда холмов с темными круглыми вер­ хушками. Идем к одному из та­ ких холмов. На его вершине стоят четыре громадных стальных кол­ пака. В них амбразуры, смотровые Мезеритцние подземелья щели. Чернеют дула пушек. Се­ рой сталью блестят стволы пуле­ метов. Да это не дот, это целая крепость, форт! Опускаемся к входу в казематы. Небольшая площадка, железобе­ тонная стена с несколькими, дол­ жно быть, вентиляционными отвер­ стиями. За приоткрытой сталь­ ною дверью овальный проход. По узким витым лестницам спускаем­ ся вниз к форту № 717. Всюду на стенах черные электрические про­ вода, какие-то кнопки, рычаги, распределительные щиты. Здесь все было эдектрофицнровано. НчЧ- жимом кнопки или движением ры­ чага закрывались и открывались тяжелые двери, подавали к пуш­ кам и минометам боеприпасы, под­ нимались и опускались койки в казарме, вентилировались помеще­ ния. Целой системой рычагов и кнопок производилось управление боевой техникой форта. Стальные винтовые лестницы ведут наверх, к колпакам — бой­ ницам, наблюдательным щелям. Повсюду штабеля ящиков с пат­ ронами, снарядами, минами, бал­ лоны с горючей жидкостью для о№еметов. Если все это привести в движение, форт" может изрыгать из своей подземной утробы беско­ нечное количество дальнего и ближнего огня. Советские (войска прорвали ме­ зеритцкие укрепления в двух ме­ стах и, устремившись смело в бре­ ши, обошли основные форты, бло­ кировали их, заперли врага в его подземных сооружениях, а затем, деморализованного, вынудили к капитуляции. В этих укреплениях были взяты в плен тысячи враже­ ских солдат и офицеров. Спускаемся еще метров на 20 вниз. Подземная галерея, напо­ минающая тоннели метро. Только здесь темно, сыро. Местами из- под бетона сочится вода. На по­ лу — рельсы узкоколейки. Километра полтора или два идем абсолютно телньвм коридо­ ром и, наконец, входим в главную галерею. Здесь тускло мерцают электрические лампочки, у стены стоят станки, возле станков — ящики с инструментом, ящики деталей. Не цех, а целый завод! Беспрерывный ряд станков — токарных, строгальных, шлифо­ вальных — тянется вдоль тоннеля на протяжении 15 с лишним кило­ метров. Сюда, в мезеритцкие под­ земелья, перетащили немцы в 1943 г. о л т из авиамоторных за­ водов фирмы «Мерседес Бенц». Они не только пригнали сюда ты­ сячи невольников, но и, несмотря на абсолютную неприспособлен­ ность узкой галереи для произ­ водства, пустили сталки в ход. Завод производил важные детали авиамоторов. Совсем недавно в этих подзе­ мельях, у этих станков работали тысячи людей. Это были наши советские девушки с Украины, Смоленщины, Витебщины. Подземелье убивало людей. На­ ши врачи, осматривавшие главную галерею, определили, что год работы в этих условиях уносил не менее 10—15 лет жизни человека, превращал здорового рабочего в инвалида с туберкулезными бацил­ лами в легких и конечностями, пораженными ревматизмом. Судьба людей, работавших здесь, пока еще неизвестна. Либо все они увезены, либо умерщвле­ ны «где-нибудь поблизости. Оста­ лись лишь гледы их пребывания здесь. В многочисленных отсеках галереи мы видим грязные нары в два этажа. Значительная часть рабов, видимо, и «сила под землей. Мы вышли из подземелья, по* трясенные всем виденным. Подполковник Сорокин, нынеш­ ний комендант и начальник гар­ низона мезеритцких подземедай. дополнил наши наблюдения под­ робным рассказом о 36—40 кило­ метрах подземных сооружений с их галереями, тоннелями, отсека­ ми. фортами, дотами. Оказывается, виденное нами — это далеко не все. Километрах в 12 от основного тоннеля в боль­ ших отсеках под недостроенным дотом совсем недавно обнаружены хранилища музейных ценностей, награбленных немцами в Совет­ ском Союзе. Там же найдены ог­ ромные склады инструментов, электрооборудования, деталейцен­ ных машин. Все это было замуро­ вано глубоко под землей. 'На случай захвата оборонитель­ ных сооружений немцы подгото­ вили близлежащие озера к затоп­ лению всех подземелий, но выпол­ нить этого не успели. Не успели они и взорвать проходы и доты. В тоннелях и отсеках наши саперы обнаружили многие тонны взрыв­ чатки. :Не вое замурованные отсеки, не все ходы еще вскрыты и обследо­ ваны, и кто знает, какие еще мрач­ ные тайны хранят мезеритцкие подземелья! Б. АФАНАСЬЕВ. А. МАЛИБАШЕВ. Мезеритц, 9 апреля. (Спец. корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz