Краснофлотец. 1945, апрель.

И В САМООБРАЗОВАНИИ НУЖНА ДИСЦИПЛИНА Из опыта парторга Нет слов, в условиях корабля I хочется оказаться невеждой пе­ нелегко организовать политиче- ред лицом товарищей! ское самообразование коммуни­ стов. Напряженная боевая жизнь, походы, длительный отрыв от базы — вое это создает извест­ ные трудности. Но если взяться за дело по-настоящему, проявить побольше настойчивости, резуль­ таты будут. Многое зависит от парторга. В этом я убедился на собственном опыте. Помню, что и у нас были неудачи. Партийная организа­ ция нашего корабля состоит преимущественно из молодых коммунистов, молодых не только по партийному стажу, но и по возрасту. Товарищи оерьеано политической учебой раньше не занимались и поэтому просто не могли приучить себя к необхо­ димости постоянно учиться. Не было навыков самостоятельной работы. Это выяснилось после того, как мы индивидуально побесе­ довали с каждым коммунистом. Беседовали очень подробно — что читал человек раньше, что читает теперь, где учился, какое имеет образование. Раз’ясняли важность и значение политиче­ ской учебы, посоветовали, с чего начать самообразование. Прошел месяц. Я, как парторг, был. убежден, что после наших бесед положение изменится. Но напрасно. Некоторые, правда, взялись за книгу, стали регуляр­ но читать. Другие занимались время от времени. Были и такие, кто, открыв учебник, тут же на первых страницах захлоппул его и больше туда не заглядывал. Опрашиваешь у таких: поче­ му? Времени нет, говорят. Книг вег, оправдываются другие. Многие ссылались на то, что самому учиться трудно. Встре­ тишь, мол, непонятное, кое-как ответишь себе, а правильно или кет — неизвестно. Из всего этого можно было сделать один вывод: отсутство­ вала дисциплина в самообразо­ вании. Именно — дисциплина. Она, как и во всяком деле, в учебе нужна, как воздух. Получив такой урок, мы взя­ лись за организацию политиче­ ской учебы по-другому. Всем ком­ мунистам было об'явлено, что на такой-то день назначено теоре­ тическое собеседование по 1-й главе «Краткого курса истории ВВН(б)». Поговорили отдельно с каждым. И вот уже в период подготов­ ки к собеседованию заметно бы­ ло большое оживление. По вече­ рам, в свободное от вахты время, коммунисты брзлись за книгу. Один за другим стали приходить то за книгой, то просили раз’яс- нения, консультация. Люди ув­ леклись. загорелись жаждой учебы. Это было заметно во всем. Самарин, жаловавшийся когда- то, что не может достать учеб­ ник, обзавелся книгой. Достал «Краткий курс» и Лаптев. У Третьякова, оказывается, на­ шлось время для учебы, 3 ведь раньше он только и ссылался на Перегруженность. 'B чем же причина такой рез­ кой перемены? Я думаю, r том, Что товарищи почувствовали 1свою ответственность. Ведь каж­ дый понимал, что на собеседова­ нии придется выступить, а кому Наконец, настал день собесе­ дования. Пришли все во-время. Почти каждый имел конспект. Видно, что готовились к собесе­ дованию добросовестно и тща­ тельно. Об этом говорит и высо­ кая .активность собравшихся. Из шестнадцати выступило 13 че­ ловек. Выступления были содер­ жательны и интересны. Черняев, натример, который до этого не отличался активностью, говоры о народничестве. Познания его оказались довольно-таки глубо­ кими. Косенко никогда раньше не выступал. А да собеседовании о(н очень толково рассказал о распространении марксизма в России. Серьезными были также выступления Макарова, Шули- кова, Андреева и других молодых коммунистов. Собеседования, которые с тех пор мы стали проводить регуляр­ но, хороши уже тем, что они дис­ циплинируют людей, заставляют их постоянно заботиться о повы­ шении своего идейно-политиче- ского уровня. Посмотришь те­ перь: в каждом кубрике читают политическую и художественную литературу, и мало кто говорит, что «боевые походы мешают учебе». Было бы желание! й вот еще что хочется отме­ тить. Политическое самообразо­ вание прямо-таки заметно отра­ жается на служебной и партий­ ной деятельности молодых ком­ мунистов. Главстарпгина Самарин вывел свое отделение в число передо<вых. У него теперь хоро­ шо налажено воспитание лично­ го состава. Макаров и Зыблев, являющиеся агитаторами, на­ много улучшили свою агитацион­ ную работу, их беседы стали более содержательными. Политическое самообразование коммунистов — не самоцель, а важнейшее и жизненно необхо­ димое средство для повседневной боевой жизни и старшины, и рядового краснофлотца. Вот по­ чему мы считаем, что занимать­ ся этим партийная организация должна повседневно. Парторг корабля «Н» Г. КОРНИЛОВ. Л О Г О В О Б А Н Д И Т О В И Р А Б О Т О Р Г О В Ц Е В Продвигаясь в глубь гитлеров­ ской Германии, Красная Армия открывает вое новые и новые преступления фашистов. В каж­ дом немецком поместье, в каждом немецком доме наши бойцы об­ наруживают следы, уличающие немцев. Воя Германия, как ги­ гантская губка, пропитана кровью и мукой истребленных ею людей разных стран и наций. В одном немецком поместье красноармейцы нашли «рабочую карточку» советской девушки Валентины Палий, уроженки ст. Крымской, Краснодарского края. Ее немцы угнали на фашистскую каторгу. На фотокарточке — умное, тоскливое лицо, устало опущен­ ные плечи. На груди картонка с № 534. В верхней части рабочей карточки надпись на русском явыке: «Владельцу сего разре­ шается выход из помещения единственно ради работы». Ниже написано по-немецки: «Рабочая карточка для советской рабочей силы из старых русских обла­ стей». На левой стороне кар­ точки оттиски пальце® и еще одна надпись нгГрусском и не­ мецком языках: «Владелец этого удостоверения может выходить из лагеря только под конвоем». Красноармейцы долго смотре­ ли на наполненные горем глаза девушки. Сколько ей лет? 19— 20? Кто она? Учительница? Агроном? Сколько дней мучилась Валя? Где она теперь? Что сделал с ней удравший из этого по­ местья немецкий рабовладелец? Па дорогах, ведущих из Гер­ мании в Советский Союз, Валю трудно встретить. Вообще деву­ шек возвращается меньше, чем пожилых женщин с детьми. Нем­ цы девушек угнали еще дальше. Особенно много возвращается де­ тей. И вот по дорогам войны ти­ хонько передвигаются маленькие, бледные, рабкие дети. Встречные красноармейцы подхватывают де­ тей на руки, целуют, кормят — одного не могут сделать — под­ везти. Красноармейцам путь — к Берлину. И ребятишки пони­ мают это. Глотая слезы, не соус- кая напряженных глаз с красно­ армейцев, стоя на обочинах до­ рог, они долго-долго машут тон­ кими ручонкам*. Отца у этих детей отняли немцы в военной форме. А кто отнял у них мать? Сестру? Кто заставлял 7— 8-летних детей ра­ ботать на своих полях? Кто по­ купал и продавал их, как живот­ ных, на площади? На одном дворе наши артилле­ ристы увидели 9-летного маль­ чика, который, не обращая вни­ мания на приехавших, возился с детским велосипедом. — Немец? — спросил кто-то. Мальчик гневно выпрямился, увидел, что перец ним советские артиллеристы, и угрюмо ответил: — Смоленский. Потом, пообедав вместе с ар­ тиллеристами, Толик Афанасьев серьезно, без улыбки и без слез рассказал, что он из Смоленска, с улицы Красной. Его отец в первые же дни войны ушел на фронт, а мальчика с матерью и сестренкой угнал® в Германию. Страшно было слушать, каким безразличным, тусклым голосом рассказывал этот ребенок о том, как их долго никто не покушал: «Мы были бледные и худые», как они, бесприютные, сидели зимой в лесу, у костра, как там умерла сестренка. — А у меня штанов не было. И сапог. И шапки. Меня мама грела. Потом их увидел и пригнал на свой двор какой-то немец и сразу заставил работать. Толик отка­ зался. Немец бросился к нему с плеткой. Толик вырвался и убе­ жал. Три дня искали его с соба­ ками, на четвертый нашли ё лесу в снегу. Мальчик заболел горячкой. Это спасло его от рас­ правы. Пока он лекал бее созна­ ния, пропала мать. А вот этому юноше, дневник которого нашел в немецком дому красноармеец Василий Худяков, не пришлось вернуться домой. «23 марта 1943 г. Вот она, Германия! Немцы схватили меня в выбросили за пределы моей Родины. Сердце рвется от гнева. 29 марта 1943 г. Как же все это произошло? Все ли я сделал, чтобы не попасть в немецкий канкан? Гонят еще 20 дешгчат ■ 5 парней. Плач, стоны... Неуже­ ли не удастся вырваться? Чув­ ствую сильную боль в животе. Наверное, надорвался. 7 апреля 1943 г. Хозяйка во­ зила меня в Хальоберг. Водила на какую-то биржу. Тут быта еще такие же, как я, русские, белорусы, украинцы. Здесь тор­ говля! людьми. 10 апреля 1943 г. Вот я и у нового хозяина. Какая поотьплая морда. Мое новое житье хуже прежнего. Не на что сесть. Не на чем спать. Холодно. Печки нет. Мне 17 лет. Долго ли еще здесь страдать? 13 апреля 1943 года. Побег не удался. Лагерь. Побои...». Никаких следов етого юноапи обнаружить не удалось. Где-то он сейчас? Герр Цессия из города Што.тьп отобрал себе на рынке 30 самых молодых девушек, почти девочек. Он их бил прутьями «за непо­ слушание», выворачивал руки, сажал раздетых в холодный под­ вал. А когда этот Цессия удрал от разговора с вооруженными рус­ скими, у него на дворе нашли маленький клочок бумаги: «До­ рогие, хоть бы дожить, увидеть Девичья рука. А девушек Цес­ сии угнал с собой. Немцы остаются немцами и в мундире я без мундира. Седьмой день олимпиады был посвящен смотру краснофлотской самодеятельности ОВР’а. Как и во все предыдущие дни, первым выступил смешанный хор. Он немногим отличается от просмот­ ренных ранее. За все эти дни мы не слышали, к сожалению, хора, который отвечал бы всем требо­ ваниям вокальной культуры. Обычно это наспех сколоченные, произвольно, но с больщим ста­ ранием поющие коллективы. К их числу принадлежит и хор, прослушанный в седьмой день олимпиады. В нем были хо­ рошие мужские голоса, но отсут­ ствие .ровности звука и хорошей дикции снижало общее впечатле­ ние. Баянисты не всегда выдер­ живали ритмический рисунок, например, при исполнении «Пес­ ни о Сталине» (муз. Блантера). Другую песню «В белых просто­ рах» (мус. Фрадкина) несколько исказили запевалы Минько и Швецова, преподнесшие се в ка­ ком-то цыганском стиле. Гораздо удачнее выступил хор Олимпиада краснофлотской художественной самодеятельности ВЕЧЕР ПЕСЕН И МУЗЫКИ во втором отделении концерта. Громкими аплодисментами встре­ тили зрители песню Соловьева- Седова «Пичиго не говорила». Просто и с огоньком запевал краснофлотец Заржищшй. Это — истинный представитель кора­ бельной художественной самодея­ тельности. В концерте он пел соло, танцовал, выступал в опер­ ном отрывке, исполнял шуточные куплеты, показал танод в своей постановке. Кстати, из-за такой пере 1 рузки не обошлось без казу­ сов. Заржицкий соло пел басом, в хоре запевал тенором, а в куп­ летах — вообще на все голоса. У Заржицкого много молодости, задора и есть безусловная ода­ ренность. Высокой оценки заслуживает шуточная песня К. Листова «Флотский борщ», исполненная Варжнцким и Мипько. Такие посредственность, простоту, юмор находим мы в исполнении каж­ дого куплета этой шуточной песни. Отсюда и успех ее у зри­ теля. Из остальных солистов следует отметить краснофлотца Бугаенко, выступившего с народ­ ной песней «!Вот мчится тройка почтовая», краснофлотца Шве­ цову и обладающую небольшим, но приятным голосом красно­ флотца Жигииас. Хорошее впечатление остав­ ляет струнный оркестр под руко­ водством старшины 2 статьи Пе­ черица. 0 Печерице надо сказать то же, что и о Заржицком. Это — талантливый организатор, само­ учка-композитор. Руководимый им коллектив имеет большие воз­ можности творческого роста. Его следует всячески поддерживать. Произведения самого т. Пече­ рица, исполненные в концерте песни обычно но всегда удаются j (^Краснофлотский марш», «Лн- и профессиональным певцам. Не- рическая! песня», «Косынка»), характеризуют его, как способ­ ного музыканта, которому нужны серьезная учеба и помощь. Танцевальный коллектив под­ готовил две массовых пляски — русскую л украинскую в поста­ новке старшины 2 статьи Вин­ тера. Зрители хорошо встретили работу краснофлотских плясунов. Но видно, что это только первые их шаги. Как и в других концертах, разговорный жанр был представ­ лен довольно слабо. Рассказ «Крещеный кот», прочитаигый Станкевичем, рассказ «Пушка», вытащенный ив.каких-то старых архивов, стихи — вот и все. Для большого вечера краснофлотской художественной самодеятель­ ности соединения этого, конечно, недостаточно. Организаторы концерта сумели создать хор, оркестр, группу танцоров. Уже одно это показы­ вает, что они сумеют создать еще более яркий, многообразный са­ модеятельный коллектив. Б. БОГОЛЕПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz