Краснофлотец. 1945, апрель.

Культура офицера основа его авторитета Вот одна кз записей в дггевни- ке старшего лейтенанта Косола- пенко: «Жизнь замечательного летчи­ ка пашен апохи Ашполия Седова мюжет служить ярки» незабывае­ мым примером для нашей моло­ дежи, для всех советских людей. Что наиболее характерное в этом человеке? У него отвага, дер- . зость, презрение в бмерти под­ креплены исключительно точным расчетом, большим умом». Эта запись появилась после того, как Косолапенко прочел книгу Чалой «Анатолий Серов». У Еосолапенко с давших пор еа- ведено такое правило: после прочтения жаждой книги проду­ мывать ее содержание и в крат­ кой записи выразить мнение. Читает Косолйпенко много. За три года вюйны он прочел свыше ста книг. Здесь и русские клас­ сики — Пушкин, Толстой, Горь­ кий, Тургенев, Достоевский, Го­ голь, и писатели — Фурманов, Горбатов, Степанов. Читает он и мастеров европейской литерату­ ры: Диккенса, Гюго, Стендаля, Бальзака, Мопассана. Драйзера, Джека Лондона, Фейхтвангера. Как и у всякого читателя, у Кооолаиенко есть любимые про­ изведения. В его дневнике запи­ сано: «Л. Н. Толсиой. «Детс/гво, от­ рочество и юность». Я несколько рад возвращался к этому произ­ ведению и всегда читал с огром- пьгм наслаждением. Когда чи­ таешь-романы Л. Н. Толстого, ис­ пытываешь чарующую силу худо­ жественного олова. Какой вели­ кий художник!». Офицер Косолапеико живет далеко от базы. Найти хорошую гмигу не так легко. Но он ищет п находит. Как-то в газете по­ явилась рецензия на спектакль «Собака на сене». Косолапенко заинтересовался пьесой и решил во что бьг то ни стало се про­ читать. Он пошел в соседнюю часть за несколько километров и достал томик. Лопе де Вега. Как и всегда, после прочтения книги Косояапенко сделал в дневнике запись о книге и Об авторе. Замечательной чертой офицера Косолапенко является то, что он хорошо умеет использовать книгу как мощное оружие вос­ питания личною состава. Однажды Косолапенко высту­ пал с политинформацией на те­ му: «Советский Союз и демокра­ тическая Польша». Политинфор­ мация переросла в живую увле­ кательную беседу. Косолапенко рассказал о прошлом Польши. Он вспомнил прочитанную когда-то книгу Курска «Грипп свиреп­ ствует в Направо». В дневнике офицера были еапксаны выдерж­ ки из этой книги, которые .при­ несли ому большую пользу. Ко­ солапенко рассказал слушателям о бесправном положении поль­ ских крестьян в 1932 — 33 гг: 2.100 тысяч поляков владели землей менее 'чем по 5 га. Польша насчитывала семь с половиной миллионов безвемеаь' ных крестьян; годовой расход крестьянина на культурные нужды составлял 72 гроша. Приведенные цифры и факты явились ^ркой иллюстрацией, характеризующей положение польских крестьян, находивших­ ся под гнетом панско-помещичье­ го строя. — Если Курек, — говорил на политинформации Косолапенко,— не сумел ответить на мучитель­ ный в<щрос: что же дальше? — то на это ответила сама жизнь. Образование люблинского вре­ менной» правительства и прово­ димые им реформы в землеполь­ зовании отвечают коренным ин­ тересам польского народа и его чаяниям. Освободив Польшу от немецких захмтчиков, Кра'сная Армия помогла польскому наро­ ду стать на путь широкой демо­ кратизации страны. В этом ве­ личайшая историческая заслуга Красной Армии. Опыт офицера Косолапенко показывает, как художественная литература оживляет агитацион­ но-пропагандистскую работу. К месту приведенная выдержка из какой-либо книги усиливает воздействие на человека. О том, как влияет командир силой литературного слова на своих подчиненных, можно пока­ зать на таком примере. Красно­ флотец Сомов в первые дни службы казался неповоротливым, мало думающим. Косолапенко за­ метил в нем стремление к книге и умело направлял это стремле­ ние. Он подбирал литературу для чтения, следил, как Сомов ус­ ваивает прочитанное, раз’яснял. Сомов постепенно преображался. Теперь он комсорг подразделения, культурный, развитый, дисцип­ линированный воин, много рабо­ тает над собой. Ежемесячно со­ ставляет план, что ему прочи­ тать, изучить. В марте он само­ стоятельно изучи вторую главу «Краткого курса истории ВВП(б)», из художественных произведении прочитал «Анну КарениЦу», занимался геогра­ фией. Недавно в подразделении со­ стоялось комсомольское собра­ ние. Офицер (Косолапенко расска­ зал комсомольцам о том, как на­ до работать с книгой. Его вы­ ступление слушали с интересом, потому что каждое его слово было подкреплено богатейшим собственным опытом. Можно с уверенностью сказать, что и в высокой дисциплине, и в успехах боевой учебы, и в от­ личном выполнении боевых зада­ ний огромную роль сыграла кни­ га, которая стала первым помощ­ ником офицера-воспитателя. Капитан Ф. ВАХРУШЕВ. Почему скучно в день отдыха Краснофлотцы нашего корабля обсуждали напечатанные Ь газе* те «Краснофлотец» статьи «От­ дых моряка надо организовать» к «День отдыха и день скуки», В них правдиво отражены недо­ статки в организации отдыха моряков. Правильно, что художествен­ ная самодеятельность — хоро­ шее средство организации отды­ ха. Но .разве одна самодеятель­ ность может занять вое свобод­ ное время краснофлотцев? Я хочу рассказать об отдыхе моряков, которые служат т ми­ ноносцах, тральщиках и других надводных кораблях. Мы мель* ше, чем кто-либо. имеем вов- можность проводить свободное время на берегу. Возвращаемся в базу: небольшая группа красно­ флотцев идет в ДВМФ. А как организовать отдых ка корабле? Мы любим книги и рады бы их читать, но корабельная биб­ лиотека но сможет из-за недо­ статка книг удовлетворить за­ просы читателей. Если нет новых книг, можно и нужно организо­ вать обмен книгами между ко­ раблями. Радио на корабле работает плохо. Хотелось бы нам послу­ шать и передачи о боевых делах североморцев, но трансляцион­ ная линия к пирсу не иотяедёна. Раньше часто к нам приходи­ ли лекторы, чит!ли доклады о положении на франтах, о теку­ щем моменте, о литературе, на паучные темы. Теперь пропаган­ дисты политотдела — редкие гости. Моряки нашего эсминца спра­ ведливо обижаются на то, что организацией краснофлотского отдыха никто серьезно не за­ нимается. Концерт самодеятель­ ности мы, в конце концо®, под­ готовим и проведем сами, а вот многие другие формы культур­ ного отдыха на корабле должны организовать и 1 заместитель командира по политчасти и по­ литотдел. К . ГОРОДКОВ. олнцпмаде краснофлотский еди6ДбЯ)«лыгостя. Младший зет Алексее» {Г старший *фаонофло 1 На ■сержан с в fe* ен « ейб тец Горбачев ведут программу концерта коллектив» самодеятельности ВВС. Фото С Бобрищкого. НА ТРАДИЦИОННОМ ПРАЗДНИКЕ СЕВЕРА МУРМАНСК, 3 апреля. (По те­ лефону от наш. корр.). 1 апре­ ля в Мурманске ^открылся XI традиционный цраздншй 'Севера. На Кольском шоссе t празднично украшенных трибун собрались представители команд, судьи и гости — виднейшие спортсмены страны, чемпионы прошлогоднего праздника Севера — Лазарев и Борисов, чемпионы СССР 1945 года Смирнов и Болотова, чем­ пион Мурманской области севе­ роморец Олешев. Начинаются соревнования. На старте участники смешанной лыжной эстафеты 4X5 . Звучит команда. В воздух взвиваются разноцветные ракеты. Десятки лыж со скрипом скользят по снегу. Маршрут пролегает по пересеченной местности. Погода неблагоприятствует: снегу мало, местами из-под оттаивающего «покрова выступают камни. Но лыжники, взяв хороший темп удерживают его на протяжении всей эстафеты. Одновременно в ловкости и быстроте соревнуются лыжники, буксируемые оленями. Оли в полном походном обмундирова­ нии с винтовкой за сирной. Од­ ной рукой лыжник держит вож­ жи, в другой у него длинный шест — хорей. Первый день праздника за­ канчивается. Победителем сме­ шанной эстафеты вышла 1-я команда Красной Армии, по­ крывшая 20 километров за 1 чае 34 минуты 26 секувд. На втором месте — первая команда Север­ ного флота. Североморец Опарин показал время на дистанции 5 километров 20 минут 54 сек. Второй день праздника от­ крылся соревнованиями оленьих упряжек на дистанцию 5 км. На горных дистанциях раз­ вернулась борьба по скоростно­ му спуску между жонщинами- льккннцами. На первое месте вышла Овчинникова (Ленинград), на втором месте — Яковлева (Северный флот). В соревнованиях мужчин не слалому пер'вое место занял быв­ ший чемпион страны Ялокас, второе — горно-лыжняк Север- пото флота Старицкий. На третий день состоялись военизированные {гонки лыжников на дистанцию Г» и 10 километров. С. МОРОЗОВ. Комсомольцы изучают решения X I I I пленума ЦК ВЛКСМ Комсомольцы подразделения, где комсоргом т. Покровский, изу­ чают решения XIII «пленума ЦК ВЛКСМ. Здесь -проведено совеща­ ние комсоргов низовых организа­ ций, на котором обсудили вопрос о том, как приступить к выполне­ нию тех ^адач, которые поставил XIИ пленум. После этого состоя­ лись комсомольские собрания. Они прошли на высоком шейном уров­ не. Комсомольцы по-деловому критиковали 'недостатки в воспи­ тательной работе и наметили ряд конкретных мероприятий. П. ДРОГУНКОВ. Олимпиада краснофлотской художественной самодеятельности НА СЦЕНЕ— СЕВЕРОМОРСКИЕ КАТЕРНИКИ Из ©сего, что волнует и радует в концерте краснофлотской (худо­ жественной самодеятельности коллектива североморских катер­ ников, {наиболее сильное впечат­ ление оставили вокальные чгоме- ра. Хор «под управлением старшины 2 статьи ГТокатова — хорошо ис­ полнил рад песен. Неплохо подо­ брей и репертуар. Североморскую песню «Ой, волна полярная» сме­ няет шуточная «Нл солнечной по­ ляночке», за «Бородино» следует русская (народная «У колодца». Исполнением (песни «Бородино» краснофлотцы сумели вселить в «ас то чувство эмоциональной приподнятости, которое всегда вызывает героизм русских воинов. Звучало «Бородино» мощно и строго, как (перед битвой. Чувст­ вовалось — на сцене бывалые воины, которые в боях -познали цену мужества и отваги. Отрадное впечатление оста­ лось от (выступления старшего краснофлотца ‘Кочуриной с пес­ ней «У колодца». (Подкушюще /гросто и искренне «оет Кочурина. Хорошо пел «Дивлюсь я на небо» и «Иду по знакомой дорожке» старший краснофлотец Жданов. Старшина 1 статьи Сучюов по­ радовал зрителей художественным свистом. Подражание соловью изушгяет (поразительной точ­ ностью звуков. Как неплохие му­ зыкальные номера, надо отметить саратовские напевы, скрипку, дуэт баянов. Разнообразно представлен на вечере жанр художественного чтения. Краснофлотец Королев выступил со своим стихотворением «На торпедных катерах». Стихи рождены в жарких боях, прочита­ ны автором с чувством сильным и волнующим. Как чтец отлично выступил с литературным (монта- жем «Моряки в Отечественной войне» старший краснофлотец Ми- зик, но содержание монтажа име­ ет серьезный нз’ян. Руководители коллектива не проверили тща­ тельно текстовую часть монтажа. Когда слушаешь монтаж, хо­ чется сказать: «Вот где нужен ансамбль». Можно было бы сым­ провизировать неоколько сценок, иллюстрирующих текст монтажа. Тогда бы он лучше воспринимался слушателями. Танцовальная г рупп а — наибо­ лее слабое место (Программы . В пляске нет ни дин ам ики , ни я р к о г о рисунка. Все они чем-то напою- нают вольные движения. А кому, как toe моряпсам-катерникам, сле­ довало бы показать флотскую ли­ хость в плясках, удаль и одно- времешо легкость, культуру тав- ца. Комический лубок «Провожа­ ние» неудачен. Это единственная попытка дать в концерте юмор. Попытка явно не оправдала себя* В заключительном номере пред­ стал перед врителем весь коллек­ тив краснофлотской художествен­ ной самодеятельности. И, пожа­ луй, в этом номере наиболее ярко обнажились все недостатки кон­ церта. ‘Не было органической слитности со всем, «что мы про­ смотрели, содержание песни ме отвечало всей программе. Хочется посоветовать участни­ кам краснофлотской художест­ венной самодеятельности северо­ морских катерников: больше вы­ думки, товарищи, больше творче­ ского огня, больше организации! Вы можете сделать художествен­ ную самодеятельность достойной своей боевой славы. М. СТРЕМЛЕНСКИЙ._

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz