Краснофлотец. 1944, январь.
Пулеметчик корабля «11» отражает атаку вражеских самолетов. Фото кинооператора В. Мищенко. Новая победа артиллеристов Стоит темная зимняя ночь. Широкий прожекторный луч скользит па морю. Враг обнаружен. Груженая самоходная баржа в сопровожде нии двух катеров, прижимаясь к берегу, игла в свой порт. Тишина ночи нарушается мощным за.тпом орудий нашей береговой батарея, и первые же снаряды ложатся рядом у цели. Заметались немецкие катера, пытаясь закрыть баржу дымо вой завесой, но наши артилле ристы помешали их маневриро ванию. Огромное пламя взмет нулось в чернее небо у враже ского берега. Это вспыхнула не мецкая баржа, груженая б(де-' припасами. Батарея перенесла огонь на катера. В эту ночь на дно Баренцова моря мы пустили баржу и один катер противника. Враг не про шел. В бою отлично действова ли краснофлотцы: снарядный Соколов, наводчик Котов, уста новщик Лапин, Андреев и дру гие. Командующий поздравил офи церский, сержантский и рядо вой состав нашей батареи о победой. Старший краснофлотец и. оносов. П О Д П А Р У С А Снорость 9 узлов, вместо заданных 6 За один рейс сэкономили 60 килограммов горючего Небольшое судно покачивается у стенки. С виду это обычный рыбацкий мотобог. Аккуратно скатанные тр у с а , стаксель и трисель только усиливают это впечатление. Но до блеска надра енная верхняя палуба, чистота я порядок во всех кубриках и, на конец, военно-морской флаг над рубкой—все это свидетельствует о том, что это военный корабль. Командир корабля старшина 1-й статьи Евгений Багнюк мо лодой, но знающий свое дело моряк. Подстать ему я весь остальной экипаж корабля — рулевой Иван Романов, моторист Алексей Шаклунов, краснофлот цы Ивонинский, Тетеревлев и другие. Осенью минувшего года моряки корабля прочитали письмо старо го кашитана-помора т. Варзугина о том, что рано на некоторых кораб лях отказались от парусов. — Наши паруса тоже лежат укрытые в чехлах, — заметил старшина мотористов Шаклунов, а ведь парус мотору — первый помощник. В тот же день чехлы с парусов были сняты, а на другое утро друзья с кораблей, стоявших борт к борту, с интересом наблю дали, как старшина 1-й статьи Багнюк проводил со .своим экипа жем первое парусное учение. Краснофлотцы и мотористы учи лись быстро раз----------------------- бирать и к(репить снасти, запомина ли’ все названия бегучего и стоя чего такелажа, по стигая старинное матросское искус ство управления парусами. В командирской каюте вскоре по явилось первое боевое расписание •по постановке па русов. Вот крат кая выдержка из этого расписания: «Рулевой Рома нов находится на дирик-фале, разби рает фал. 'Корабельный кок Ивонинский находится на шкоте триселя, приготовляет трисель к постанов ке. Краснофлотец Тетеревлев на ходится на гафель-гардели, раз бирает снасть». Эти три человека поднимают и ставят трисель, еще два красно флотца в то же время успевают управиться со стакселем — дело находится всем! Зато на походе, когда корабль идет под парусами, ими управляет только один чело век — вахтенный по верхней па лубе. Он и за воздухом наблюдает и шкоты подтягивает или потрав ливает. Однажды корабль старшины 1-й статьи Багнюка получил за дание — пройти в один из отда ленных портов. Когда корабль лег на генеральный курс, дул свежий ветер, бакштаг правого галса. Впереди лежали многие мили морских просторов. — Поставить паруса! Вот здесь и вспомнили красно флотцы о тренировках и парусных учениях у стенки. Командир засек время на секундомере. Через че тыре с половиной минуты паруса, наполненные ветром, гордо красо вались над вспененной пустыней моря. Корабль заметпо прибавил ход. В ночном походе. Сигнальщики старшина. 1-й статьи В. Шурахоа (оправа) и старшина 2-й статьи В. Казанов на вагто Фото Р. Диаманта. Старшина группы мотористов Шаклунов только улыбался. Он сам энергично помогал ставить стаксель, заменив моториста, за нятого на вахте в машине, и теперь с радостью наблюдал, как свежий бакштаг помогает мотору увели чивать скорость судна. Проходили часы, сменялись вахты, корабль приближался к цели значительно ранее намечен ного срока. Когда корабль ошвар товался у стенки, старшина мото ристов пришел в каюту комапди- ра: — Подсчитаем экономию. Мы шли со средней скоростью 8,5— 9 узлов, вместо заданных шести, м сэкономили за рейс 60 килограм мов горючего. Стоющее дело! Дело это, конечно, стоющее и не только потому, что дает экономию. Посмотрите на команду корабля. Каждый человек в команде — настоящий моряк. Не по первому году носят они матросские беско зырки с ленточками. Много штор мовых походов совершили онп в бурном Баренцевом норе. За кор мой их небольшого судна остались мпогие сотни пройденных миль, ему знакомы все изгибы суровых северпых берегов и бескрайние морские просторы. И теперь море для краснофлотцев — друг и брат. Из любой штормовой переделки они выйдут победителями. -------------------• — Этому помо гают паруса!— за мечает сам коман дир Евгений Баг нюк. Сейчас паруса на корабле пользу ются особой лю бовью и заботой. Они всегда нахо дятся в полной го товности. — На фалах! Паруса поднять!— Эту команду знают и любят красно флотцы неболь шого корабля. Лейтенант А. ЖУРАВЛЕВ. Командир БЧ-б корабля «II» инженер - калитан-лейтенант И. Хайн з а образцово© вьиюл- иение заданий командования награжден орденом Краевой Звезды и орденом Отечест венной войны 2-й степени. Боевое задание выполнено Группа бойцов во главе с лей тенантом Никитиным в течение пятнадцати дней работала в не посредственной близости от про тивника и, несмотря на боль шие трудпостн, успешно спра вилась со строительством об’ек- тов оборонительного рубежа. Наши краснофлотцы Ива нов, Светов, Яннк и другие по казывали образцы в работе и самоотверженно трудились кир кой и лопатой, не считаясь се временем. Даже в метель и пургу они выходили на работу. Сержант Кочетов, руководивший группой работающих «краст- флотцев, говорил: — Североморцы не боятся ме тели и холода. Нам поручено боевое задание, и мы его выпол ним. Изредка над головами красно флотцев со свистом проносились вражеские пули. Когда немцы освещали местность ракетами, приходилось ложиться. Иногда немцы, слыша удары кирок, от крывали минометный огонь. И» морские пехотинцы, ни на ми нуту не прерывая работы, за кончили ее точно в намеченный срок. А. БОРДЮГОВСКИЯ. 15 января 1944 г., Hi 14 (1780) П розвучал сигнал учебно- боевой тревоги. Красно флотцы разбежались по боевым постам. На корабле начались учения. Каждая боевая чаеть занималась своим делом. Сигнальщики получили задание начать тренировку по связи. — На луч-прожектор! — при казал командир отделения. В это время судовую сеть вы* ключилп и пришлое[> переходить на автономное питание. Сигналь* щики начали действовать. По пер вые же шаги успехом и ^ увенча лись. Света не было. Луч-прожек- тор не работал. В результате этого учебная тренировка сигнальщиков сорвалась. Этот прискорбный случай про изошел из-за того, что сигнальщик т. Дутов, в заведывании которого находится луч-прожектор, не про верил работу материальной части, * - ' побеспокоился своевременно привести ее в порядок. Фонарь не был смазан, замерз и отказал в работе. А ведь так могло получиться я в /юре. Разыгрался бон. Командир приказал немедленно передать' на nrnipa&aj т. Suj&u В любых условиях— бдительное наблюдение соседний корабль срочную свете' грамму. Начади работать, а луч- прожектор не действует. А может ведь быть, что от этой-то свето- граммы и зависит исход бол. Имущество сигнальщиков ко рабля сравнительно небольшое, но тем не мепее требует хозяйского глаза и впичательного ухода за ним. В условиях штормовой погоды на ходовой мостик нередко попа дает соленая морская вода, а по том неизбежно обмерзание мате риальной части. И тут уж сигналь щики не должны моргать и на деяться на с:авось». Раз попала на материальную часть вода — зна чит удаляй ее, протирай и смазы вай детали. • Случай с замерзаянем луч-про жектора явился серьезным уроком для наших сигнальщиков. П не только т. Дутов, но и другие крас нофлотцы поняли, что зимой надо «брать поправку» в уходе за ма териальной частью, стали особо внимательно относиться к своему заведыванию, содержать его в по стоянной готовности. В заведывании комсомольца Сорокина имеется четыре свето сигнальных фонаря, которые все гда работают безотказно. Сорокин заботлив и знает порядок. Он не ждет, когда ему прикажу? вы чистить материальную часть. По смотришь, другой раз, сигнала' «разойтись для осмотра и провора чивания механизмов» еще нет, а Сорокин уже на мостике хлопочет около своих ф<>на|К“й: где пружину поставит, где смазку положит, а иногда просто просмотрит их, про чистит и закроет специально сши тым чехлом, чтобы предохранить фонари от сырости, от ржавчины и обледенения. Четкость в работе техники в нашем деле пужна не меньше, чем в других боевых частях. Кажется, пустяк, когда болтается лампочка фонаря, а принимать сигналы трудно, подчас даже невозможно. Своей исключительной прилеж ностью, упорным трудом п уме нием Сорокин добился того, чтв материальная часть его заведыва- ния всегда работает четко, без скисаний и задержек. Неплохо уха живает за луч-прожектором и краснофлотец Дутов. Его техника теперь также в порядке. Есть в пашем заведывании би нокли, которые в условиях сурв- вой зимы требуют особого ухода. На то. чтобы они всегда находи лись на мостике, иначе прп изме нении температуры оптика будет потеть, тускнеть, и все это затруд нит наблюдение. В штормовую погоду и сильный снег сигнальщик должен иметь на оптику шитые покрышки, чтобы сохранить бинокль от соленой води и снега. Это очень важно. Вот часть тех требований, кото рые предъявляются сигнальщику по уходу и сбережению мате риальной части в зимних усло виях. Выполнение э т и требова ний поможет сигнальщикам обес печить четкую визуальную связь к бдительное наблюдение. Старший краснофлотец в. Спиридонов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz