Краснофлотец. 1944, январь.

Пулеметчик корабля «11» отражает атаку вражеских самолетов. Фото кинооператора В. Мищенко. Новая победа артиллеристов Стоит темная зимняя ночь. Широкий прожекторный луч скользит па морю. Враг обнаружен. Груженая самоходная баржа в сопровожде­ нии двух катеров, прижимаясь к берегу, игла в свой порт. Тишина ночи нарушается мощным за.тпом орудий нашей береговой батарея, и первые же снаряды ложатся рядом у цели. Заметались немецкие катера, пытаясь закрыть баржу дымо­ вой завесой, но наши артилле­ ристы помешали их маневриро­ ванию. Огромное пламя взмет­ нулось в чернее небо у враже­ ского берега. Это вспыхнула не­ мецкая баржа, груженая б(де-' припасами. Батарея перенесла огонь на катера. В эту ночь на дно Баренцова моря мы пустили баржу и один катер противника. Враг не про­ шел. В бою отлично действова­ ли краснофлотцы: снарядный Соколов, наводчик Котов, уста­ новщик Лапин, Андреев и дру­ гие. Командующий поздравил офи­ церский, сержантский и рядо­ вой состав нашей батареи о победой. Старший краснофлотец и. оносов. П О Д П А Р У С А Снорость 9 узлов, вместо заданных 6 За один рейс сэкономили 60 килограммов горючего Небольшое судно покачивается у стенки. С виду это обычный рыбацкий мотобог. Аккуратно скатанные тр у с а , стаксель и трисель только усиливают это впечатление. Но до блеска надра­ енная верхняя палуба, чистота я порядок во всех кубриках и, на­ конец, военно-морской флаг над рубкой—все это свидетельствует о том, что это военный корабль. Командир корабля старшина 1-й статьи Евгений Багнюк мо­ лодой, но знающий свое дело моряк. Подстать ему я весь остальной экипаж корабля — рулевой Иван Романов, моторист Алексей Шаклунов, краснофлот­ цы Ивонинский, Тетеревлев и другие. Осенью минувшего года моряки корабля прочитали письмо старо­ го кашитана-помора т. Варзугина о том, что рано на некоторых кораб­ лях отказались от парусов. — Наши паруса тоже лежат укрытые в чехлах, — заметил старшина мотористов Шаклунов, а ведь парус мотору — первый помощник. В тот же день чехлы с парусов были сняты, а на другое утро друзья с кораблей, стоявших борт к борту, с интересом наблю­ дали, как старшина 1-й статьи Багнюк проводил со .своим экипа­ жем первое парусное учение. Краснофлотцы и мотористы учи­ лись быстро раз----------------------- бирать и к(репить снасти, запомина­ ли’ все названия бегучего и стоя­ чего такелажа, по­ стигая старинное матросское искус­ ство управления парусами. В командирской каюте вскоре по­ явилось первое боевое расписание •по постановке па­ русов. Вот крат­ кая выдержка из этого расписания: «Рулевой Рома­ нов находится на дирик-фале, разби­ рает фал. 'Корабельный кок Ивонинский находится на шкоте триселя, приготовляет трисель к постанов­ ке. Краснофлотец Тетеревлев на­ ходится на гафель-гардели, раз­ бирает снасть». Эти три человека поднимают и ставят трисель, еще два красно­ флотца в то же время успевают управиться со стакселем — дело находится всем! Зато на походе, когда корабль идет под парусами, ими управляет только один чело­ век — вахтенный по верхней па­ лубе. Он и за воздухом наблюдает и шкоты подтягивает или потрав­ ливает. Однажды корабль старшины 1-й статьи Багнюка получил за­ дание — пройти в один из отда­ ленных портов. Когда корабль лег на генеральный курс, дул свежий ветер, бакштаг правого галса. Впереди лежали многие мили морских просторов. — Поставить паруса! Вот здесь и вспомнили красно­ флотцы о тренировках и парусных учениях у стенки. Командир засек время на секундомере. Через че­ тыре с половиной минуты паруса, наполненные ветром, гордо красо­ вались над вспененной пустыней моря. Корабль заметпо прибавил ход. В ночном походе. Сигнальщики старшина. 1-й статьи В. Шурахоа (оправа) и старшина 2-й статьи В. Казанов на вагто Фото Р. Диаманта. Старшина группы мотористов Шаклунов только улыбался. Он сам энергично помогал ставить стаксель, заменив моториста, за­ нятого на вахте в машине, и теперь с радостью наблюдал, как свежий бакштаг помогает мотору увели­ чивать скорость судна. Проходили часы, сменялись вахты, корабль приближался к цели значительно ранее намечен­ ного срока. Когда корабль ошвар­ товался у стенки, старшина мото­ ристов пришел в каюту комапди- ра: — Подсчитаем экономию. Мы шли со средней скоростью 8,5— 9 узлов, вместо заданных шести, м сэкономили за рейс 60 килограм­ мов горючего. Стоющее дело! Дело это, конечно, стоющее и не только потому, что дает экономию. Посмотрите на команду корабля. Каждый человек в команде — настоящий моряк. Не по первому году носят они матросские беско­ зырки с ленточками. Много штор­ мовых походов совершили онп в бурном Баренцевом норе. За кор­ мой их небольшого судна остались мпогие сотни пройденных миль, ему знакомы все изгибы суровых северпых берегов и бескрайние морские просторы. И теперь море для краснофлотцев — друг и брат. Из любой штормовой переделки они выйдут победителями. -------------------• — Этому помо­ гают паруса!— за­ мечает сам коман­ дир Евгений Баг­ нюк. Сейчас паруса на корабле пользу­ ются особой лю­ бовью и заботой. Они всегда нахо­ дятся в полной го­ товности. — На фалах! Паруса поднять!— Эту команду знают и любят красно­ флотцы неболь­ шого корабля. Лейтенант А. ЖУРАВЛЕВ. Командир БЧ-б корабля «II» инженер - калитан-лейтенант И. Хайн з а образцово© вьиюл- иение заданий командования награжден орденом Краевой Звезды и орденом Отечест­ венной войны 2-й степени. Боевое задание выполнено Группа бойцов во главе с лей­ тенантом Никитиным в течение пятнадцати дней работала в не­ посредственной близости от про­ тивника и, несмотря на боль­ шие трудпостн, успешно спра­ вилась со строительством об’ек- тов оборонительного рубежа. Наши краснофлотцы Ива­ нов, Светов, Яннк и другие по­ казывали образцы в работе и самоотверженно трудились кир­ кой и лопатой, не считаясь се временем. Даже в метель и пургу они выходили на работу. Сержант Кочетов, руководивший группой работающих «краст- флотцев, говорил: — Североморцы не боятся ме­ тели и холода. Нам поручено боевое задание, и мы его выпол­ ним. Изредка над головами красно­ флотцев со свистом проносились вражеские пули. Когда немцы освещали местность ракетами, приходилось ложиться. Иногда немцы, слыша удары кирок, от­ крывали минометный огонь. И» морские пехотинцы, ни на ми­ нуту не прерывая работы, за­ кончили ее точно в намеченный срок. А. БОРДЮГОВСКИЯ. 15 января 1944 г., Hi 14 (1780) П розвучал сигнал учебно- боевой тревоги. Красно­ флотцы разбежались по боевым постам. На корабле начались учения. Каждая боевая чаеть занималась своим делом. Сигнальщики получили задание начать тренировку по связи. — На луч-прожектор! — при­ казал командир отделения. В это время судовую сеть вы* ключилп и пришлое[> переходить на автономное питание. Сигналь* щики начали действовать. По пер­ вые же шаги успехом и ^ увенча­ лись. Света не было. Луч-прожек- тор не работал. В результате этого учебная тренировка сигнальщиков сорвалась. Этот прискорбный случай про­ изошел из-за того, что сигнальщик т. Дутов, в заведывании которого находится луч-прожектор, не про­ верил работу материальной части, * - ' побеспокоился своевременно привести ее в порядок. Фонарь не был смазан, замерз и отказал в работе. А ведь так могло получиться я в /юре. Разыгрался бон. Командир приказал немедленно передать' на nrnipa&aj т. Suj&u В любых условиях— бдительное наблюдение соседний корабль срочную свете' грамму. Начади работать, а луч- прожектор не действует. А может ведь быть, что от этой-то свето- граммы и зависит исход бол. Имущество сигнальщиков ко­ рабля сравнительно небольшое, но тем не мепее требует хозяйского глаза и впичательного ухода за ним. В условиях штормовой погоды на ходовой мостик нередко попа­ дает соленая морская вода, а по­ том неизбежно обмерзание мате­ риальной части. И тут уж сигналь­ щики не должны моргать и на­ деяться на с:авось». Раз попала на материальную часть вода — зна­ чит удаляй ее, протирай и смазы­ вай детали. • Случай с замерзаянем луч-про­ жектора явился серьезным уроком для наших сигнальщиков. П не только т. Дутов, но и другие крас­ нофлотцы поняли, что зимой надо «брать поправку» в уходе за ма­ териальной частью, стали особо внимательно относиться к своему заведыванию, содержать его в по­ стоянной готовности. В заведывании комсомольца Сорокина имеется четыре свето­ сигнальных фонаря, которые все­ гда работают безотказно. Сорокин заботлив и знает порядок. Он не ждет, когда ему прикажу? вы­ чистить материальную часть. По­ смотришь, другой раз, сигнала' «разойтись для осмотра и провора­ чивания механизмов» еще нет, а Сорокин уже на мостике хлопочет около своих ф<>на|К“й: где пружину поставит, где смазку положит, а иногда просто просмотрит их, про­ чистит и закроет специально сши­ тым чехлом, чтобы предохранить фонари от сырости, от ржавчины и обледенения. Четкость в работе техники в нашем деле пужна не меньше, чем в других боевых частях. Кажется, пустяк, когда болтается лампочка фонаря, а принимать сигналы трудно, подчас даже невозможно. Своей исключительной прилеж­ ностью, упорным трудом п уме­ нием Сорокин добился того, чтв материальная часть его заведыва- ния всегда работает четко, без скисаний и задержек. Неплохо уха­ живает за луч-прожектором и краснофлотец Дутов. Его техника теперь также в порядке. Есть в пашем заведывании би­ нокли, которые в условиях сурв- вой зимы требуют особого ухода. На то. чтобы они всегда находи­ лись на мостике, иначе прп изме­ нении температуры оптика будет потеть, тускнеть, и все это затруд­ нит наблюдение. В штормовую погоду и сильный снег сигнальщик должен иметь на оптику шитые покрышки, чтобы сохранить бинокль от соленой води и снега. Это очень важно. Вот часть тех требований, кото­ рые предъявляются сигнальщику по уходу и сбережению мате­ риальной части в зимних усло­ виях. Выполнение э т и требова­ ний поможет сигнальщикам обес­ печить четкую визуальную связь к бдительное наблюдение. Старший краснофлотец в. Спиридонов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz