Краснофлотец. 1944, январь.

ш К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 14 января 1944 г., № 12 (1778{ шМ \ Корабль «II» в боевом походе. Готовность номер один. ___________________ Фото кинооператора В. Мищенко. На в а х т е с т о я т г в а р д е й ц ы Точно, — минута в минуту., — на мостике гвардейского эсминца «Гремящий» происходит смена очередной вахты. Ни на секунду ни позже, ни раньше! Это, если можно так выразиться, на корабле считается особым гвардейским шиком — заступать и сдавать вахту с абсолютной точностью. Вот почему командир отделения сигнальщиков старшина 2-й статьи Петр Листенев, поднявшись на мостик заранее, стоял возле трапа, дожидаясь, когда глаза •привыкнут к чернильной темноте ночного моря, и стрелки часов со­ вместятся на цифре 12. Ровно в двенадцать Листенев перебросил через голову узкий ремень и под­ нял бинокль к глазам. В непроглядной тьме ночи не 'различалось ни одного подозри­ тельного пятна или проблеска. Но Листенева не успокоила этакаж у - щяяся пустынность темного моря. Он продолжал вглядываться в чуть белеющие гребни горбатых валов. Вдруг он доложил: — Подводная лодка! Курсовой... У противоположного борта стоял с биноклем в руках другой сиг­ нальщик, Рулев. Он также вел на­ блюдение за морем. П со стороны этого борта в ночной мгле пока­ зался и исчез силуэт второго не­ мецкого подводного хищника. Опасность была своевременно об­ наружена с обоих бортов, и на эсминце сыграли боевую тревогу. «Гремящий» уже не первый день находился далеко в море, вы­ полняя важное задание. В сумер­ ках наступающей полярной ночи нелегко было нести вахту наблю­ дения. Штормовая волна долетала до мостика, и теплые шубы сиг­ нальщиков, стоявших на мостике, покрывались льдом и сковывали движения. В такие часы на мостик подни­ мались самые опытные мастера наблюдения гвардейцы Фокеев и Листенев. Они несли самую тяже­ лую четырехчасовую вахту для того, чтобы остальные сигналь­ щики могли сменяться через каж ­ дые два часа. Ни одна мелочь не ускользала от их взгляда — рыбацкая вешка, одинокое бревно или пустая бочка — обо воем за­ меченном на пути корабля докла­ дывали сигнальщики. А на пути, конечно, встреча­ лись не только бревна. Сигналь­ щик Лужков, заступивший на вахту в конце короткого зимнего дня, обнаружил прямо по носу плавающую немецкую чйгну. На груди каждого сигналыцика- гвардейца сверкает орден или ме­ даль: у Фокеева и Лужкова — Красной Звезды, у Листенева— ме­ даль «За отвагу», у Никуличева и Семенова — медали «За боевые заслуги». Эти награды — знаки воинского мастерства сигнальщи­ ков гвардейского корабля. А. ЖУРАВЛЕВ. Рокотов знает каждого Жизнь и работа старшины 2-й статьи Петра Рокотова связана с кораблем еще с той поры, когда корабль только стройся . Рокотов полюбил свою морскую профессию. Корабль он знает до тонкости — от киля до клотика. Сейчас Роко­ тов 'кладовщик. И по долгу службы выработал он привычку ко всему относится прилежно, по- хозяйски. Тесно в маленькой корабельной кладовой. Но, несмотря на это, здесь, в заведывании Рокотом, каждая вещг. на учете и в полном порядке. Исключительно бережно хранит Рокотов обмундирование, обувь и материалы. Отсюда начи­ нается общий порядок в хозяйстве старшины 2-й статьи Рокогова. Чтобы удовлетворить запросы краснофлотцев, старшин и офице­ ров, нужно хорошо знать весь личный состав. Рокотов знает каждого не только по фамилии, но и по росту, по сложению, по запро­ сам. Когда он берет из вещевого склада тыла обмундирование, то принимает не просто по количе­ ству, указанному в накладной, а еще и прикидывает различные раз­ меры, нужные для личного со­ става корабля. Как бы хорошо кладовщик ни знал личный состав, все же пол­ ностью получить все нужные раз­ меры обмундирования не всегда удается. Поэтому и наладил Роко­ тов при кладовой работу по под­ гонке обмундирования. Как из­ вестно, хорошо сидящая шинель, бушлат или брюки носятся любов­ но, бережно. Это увеличивает срок их носки. Многие краснофлотцы на корабле носят фланелевки, брюки, ботинки значительно боль­ ше положенного срока. И в этом немалая заслуга кладовщика, за­ ботящегося о краснофлотском об­ мундировании. За образцовую и высокую дис­ циплинированность командир сое­ динения наградил Петра Рокогова медалью «За боевые заслуги». Краснофлотец Н. ТОЛПЕГИН. БОЛЬШИЕ ДЕЛА КОРАБЕЛЬНЫХ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ З а1 период Отечественной войны н а наш ем корабле р е а ­ ли зованы десятки рационалн* затороких предложений , кото­ ры е д али большую экономию топлива, масла, электроэнер­ гии. Приведу несколько приме­ ров. Н а корей ле был большой расход воды, (которая шла на отопление палуб и дру ги е нужды. И это (получалось по* тому, что весь отработанный пар ш ел за борт. Мы переделали схему трубо­ проводов, ввели новые трубы и этим самым добились, что весь конденсат с т а л собираться в баластны е отсеки и использо­ ваться снова дл я отопления корабля; в душ ах были в с т а в ­ лены сп еци альны е ниппеля с малым отверстием , благодаря чему при любом открытии к л а ­ пана расход воды не увеличи ­ вался . В р е зу л ь т а т е проведения этих мероприятий, расход воды сократился на пятьдесят* ш естьдесят процентов. При малом давлении пара дальние грелки, находящиеся в носовой части корабля, не на­ гревались, и приходилось по­ стоянно держать в маяшстралях повышенное давление свежего пара. И здесь нам помогла рацио­ нализация. Были выточены и вставлены в клапана грелок специальные ниппеля с отвер­ стиями большего сечения, чем раньше стояли, после чего все грелки стали работать нормаль­ но и при низком давлении пара. Не так давно м ы столкну­ лись с довольно неожиданным фа-ктом. Потребовалось отопить около 1.700 кубических метров дополнительно введенных в строй Ж1илых помещений ко­ рабля. Для этого нужно ставить добавочный котел. Решено было сделать отопле­ ние этих помещений водой, по­ догретой отработанным паром, использовав рефрежираторную систему. Это мероприятие дает экономию не менее 12 тонн топлива в месяц. Борьба за э к о н о м и ю топлива всегда была в центре внимания личного состава нашей части. Подогрев мазута для сжигания в котле производился свежим паром. В течение ноября и декабря прошлого года топливопровод был проведен так, чтобы на пути от цистерны до форсунки топливо стало подогреваться до 50—60 градусов за счет тепла .паровые труб и газоотвода. Те­ т »аыя перь свежий пар на обогрв# топлива больше не расходуется* Хорошее мероприятие провес дено по подогреву питательной воды. Изготовили сварной Ш труб подогреватель и устано* вили его в дымоходе. Вода * «отел пош ла подогретая, н .д е * сятки килограммов топлива н е нулоно з а тр а ги в а т ь на подогрев е е непосредственно в котле. Немало мы сделали для номии масла. Одно время pi ход масла на вспомогательны] диэель достигал 70 к г . в суткл# В период очередной переборке мехадшзмов маслос’емяыо к а ­ навки были раоточваы и шн ставлены маслос’ем я с о кольц а особой конструкция. Расход масла сейчас на этих двигате­ лях достигает не более 25 — 3® кг . в сутки. Нами сделаны специальные устройства , позволяющие оп­ р ед ел я т ь расход топлива на ар - тел и механизмы за любой № резок времени с точностью до одного килограмма. Это дал*1 возможность ввести в систему •повахтенную запи сь расходов. Личный состав нашей боевой части понимает, что в военное время не сл ед у ет за груж ат ь су*» ‘доремонтные м астерские и з ­ лишним ремонтом. Над^ больше д ел а ть самим , а н е н ад еяться на «дядю». - л По©тому большую половин/* того, что нужно было бы от* править в мастерские , мы д е л а ­ ем сами. Собственная электрод сварка , оборудованная нашими электриками , значительно об­ л е гч а е т ремонт корабля. Б л аго ­ д а р я ее внедрению ’ мы смогли своими силами заменить ли ст палубы и произвести дру ги е работы. Изготовление порпш евы г колец и дерезаливку подшипни­ ков мы также неплохо делаем своими силами. Сотни гвоздей , скоб и других предметов вы ­ шло с наковальни наш его к у з ­ неца тов. Лебедева. Т ак развертывается творче­ ская рационализаторская мысль личного состава, направленная на улучшение* работы м еханиз­ мов. корабля, на экономию, топлива, масел и электроэнер­ гии. Главную роль во всем этом деле играет командир боевой части ста/рший техник -лейте­ нант Рейнталь . Он сам актив ; ный рационализатор и в то же время организатор рационали ­ заторской работы на корабле. Старшина 1-м статьи Л. СЕРГЕЕВ. В «Заявлении Советского Правительства о совет* ско-польоких отношени­ ях». опубликованием 11 ян­ варя срго года, говорится о восточ­ ных границах Полыни и указы­ вается. что эти границы могут быть установлены по соглашению с Советским Союзом, причем Со­ ветское Правительство 1ге считает неизменными границы 1939 года. «В эти границы могут быть вне­ сены исправления в пользу Поль­ ши в том -направлении, чтооы районы, в которых / преобладает польское' население, были пере­ даны Польше. В этом случае со- ветско тть£кая граница* могла бы пройти, примерно, по так -называе­ мой линии Керзона, которая была Щиинята в 1919 году Верховным Советом Союзных Держав и кото- предусматривает вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав Советского Союза». Что такое «линия Керзона»? Вопрос о восточных границах Польши обсуждался на мирной конференции в Париже, открыв­ шейся 1S января 1919 гот?\ я з&- ЛИНИЯ КЕРЗОНА кончившейся, как известно, за­ ключением Версальского мирного договора. На этой конференции была создана специальная комис­ сия по польским делам под руко­ водством французского посла в Берлине Жюля Камбона. При под­ готовке решения вопроса о поль­ ско-русской границе эта комиссия исходила из решения делегаций главных союзных держав — Ан­ глии, Франции, Соединенных Шта­ тов Америки, Италии, Японии, считавших необходимым включить в состав территории Польши лишь этнографически польские области. На основе вышеизложенного ре­ шения главных союзных держав территориальная комиссия Париж­ ской мирной конференции вырабо­ тала линию восточной границы Польши, которая была принята союзными державами уже после заключения Версальского мирного договора и опубликована в «Декла­ рация Верховного Совета Союзных и Об’единившихся Держав по по­ г н у врем-'ниой восточной границы С П Р А В К А • Польши» от 8 декабря 1919 года за подписью председателя Верхов­ ного Совета Ж. Клемансо. Позднее, в июле 1920 года, эта линия вос­ точной границы Польши была под­ тверждена на конференции союз­ ных держав в Спа и явилась осяо вой для ноты британского мини­ стра иностранных дел Керзона о советско-польской границе, па нравленной им Советскому Прави­ тельству 12 июля 1920 года. Решения Верховного Союзного Совета и конференции в Спа при определении линии советско-поль- ской границы исходили ия этногра­ фического принципа, в соответ­ ствии с которым на западе от на­ меченной линии должны были на­ ходиться лишь области, населен­ ные но преимуществу поляками, а на востоке — области, населенные в подавляющем большинстве укра­ инцами и белоруссами. Но польские правящие круги претендовали и на захват террито­ рий Западной Украины и Западной Белоруссии. ’ Пользуясь тяжелым экономическим и военным положе­ нием молодой Советской респуб­ лики в 1920 году, Польша напала на Советскую Россию. Получив, однако, мощный отпор всего совет­ ского народа и видя бесперспек­ тивность затеянной ею войны, Польша обратилась к союзным правительствам за посредниче­ ством в переговорах с Советским Правительством. Тогда министр иностранных дел Англии Керзон направил указанную выше ноту Советскому Правительству, в ко­ торой и изложил примерную ли­ нию советско-польской границы, ставшую известной под именем линии Керзона. В ноте Керзона го­ ворилось: «Линия эта приблизи­ тельно проходит так: Гродно — Яловка — Немиров — Брест- Литовск — Дорогу ек — Устилуг, восточнее Грубешова, через Кры- лов_ и далее западнее Равы-Рус- ской, восточнее Перемыпыя до Карпат». Севернее города Гродав указывалась граница между Поль­ ш е й и Литвой. Польское правительство : е со-’ гласилось, однако, с границей по линии Керзона и продолжало войну против Советской России. Поль­ зуясь тяжелым положением совет­ ской страны, Польша навязала нам во время мирных переговоров в Риге в марте 1921 года другую границу, захватив западные обла­ сти советской Украины и совет­ ской Белоруссии. Вта несправедли­ вость, допущенная Рижским до­ говором 1921 года в отношения украинцев, населяющих Западную Украину, и белорусоов, населяю­ щих Западную Белоруссию, была исправлена лишь в 1939 году, когда в соответствии с волей насе­ ления этих областей, выраженной в плейбиспнте, проведенном п» широких демократических нач.г лах, былз установлена новая со­ ветско-польская граница. (TA0C). v \1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz