Краснофлотец. 1944, январь.
ш К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 14 января 1944 г., № 12 (1778{ шМ \ Корабль «II» в боевом походе. Готовность номер один. ___________________ Фото кинооператора В. Мищенко. На в а х т е с т о я т г в а р д е й ц ы Точно, — минута в минуту., — на мостике гвардейского эсминца «Гремящий» происходит смена очередной вахты. Ни на секунду ни позже, ни раньше! Это, если можно так выразиться, на корабле считается особым гвардейским шиком — заступать и сдавать вахту с абсолютной точностью. Вот почему командир отделения сигнальщиков старшина 2-й статьи Петр Листенев, поднявшись на мостик заранее, стоял возле трапа, дожидаясь, когда глаза •привыкнут к чернильной темноте ночного моря, и стрелки часов со вместятся на цифре 12. Ровно в двенадцать Листенев перебросил через голову узкий ремень и под нял бинокль к глазам. В непроглядной тьме ночи не 'различалось ни одного подозри тельного пятна или проблеска. Но Листенева не успокоила этакаж у - щяяся пустынность темного моря. Он продолжал вглядываться в чуть белеющие гребни горбатых валов. Вдруг он доложил: — Подводная лодка! Курсовой... У противоположного борта стоял с биноклем в руках другой сиг нальщик, Рулев. Он также вел на блюдение за морем. П со стороны этого борта в ночной мгле пока зался и исчез силуэт второго не мецкого подводного хищника. Опасность была своевременно об наружена с обоих бортов, и на эсминце сыграли боевую тревогу. «Гремящий» уже не первый день находился далеко в море, вы полняя важное задание. В сумер ках наступающей полярной ночи нелегко было нести вахту наблю дения. Штормовая волна долетала до мостика, и теплые шубы сиг нальщиков, стоявших на мостике, покрывались льдом и сковывали движения. В такие часы на мостик подни мались самые опытные мастера наблюдения гвардейцы Фокеев и Листенев. Они несли самую тяже лую четырехчасовую вахту для того, чтобы остальные сигналь щики могли сменяться через каж дые два часа. Ни одна мелочь не ускользала от их взгляда — рыбацкая вешка, одинокое бревно или пустая бочка — обо воем за меченном на пути корабля докла дывали сигнальщики. А на пути, конечно, встреча лись не только бревна. Сигналь щик Лужков, заступивший на вахту в конце короткого зимнего дня, обнаружил прямо по носу плавающую немецкую чйгну. На груди каждого сигналыцика- гвардейца сверкает орден или ме даль: у Фокеева и Лужкова — Красной Звезды, у Листенева— ме даль «За отвагу», у Никуличева и Семенова — медали «За боевые заслуги». Эти награды — знаки воинского мастерства сигнальщи ков гвардейского корабля. А. ЖУРАВЛЕВ. Рокотов знает каждого Жизнь и работа старшины 2-й статьи Петра Рокотова связана с кораблем еще с той поры, когда корабль только стройся . Рокотов полюбил свою морскую профессию. Корабль он знает до тонкости — от киля до клотика. Сейчас Роко тов 'кладовщик. И по долгу службы выработал он привычку ко всему относится прилежно, по- хозяйски. Тесно в маленькой корабельной кладовой. Но, несмотря на это, здесь, в заведывании Рокотом, каждая вещг. на учете и в полном порядке. Исключительно бережно хранит Рокотов обмундирование, обувь и материалы. Отсюда начи нается общий порядок в хозяйстве старшины 2-й статьи Рокогова. Чтобы удовлетворить запросы краснофлотцев, старшин и офице ров, нужно хорошо знать весь личный состав. Рокотов знает каждого не только по фамилии, но и по росту, по сложению, по запро сам. Когда он берет из вещевого склада тыла обмундирование, то принимает не просто по количе ству, указанному в накладной, а еще и прикидывает различные раз меры, нужные для личного со става корабля. Как бы хорошо кладовщик ни знал личный состав, все же пол ностью получить все нужные раз меры обмундирования не всегда удается. Поэтому и наладил Роко тов при кладовой работу по под гонке обмундирования. Как из вестно, хорошо сидящая шинель, бушлат или брюки носятся любов но, бережно. Это увеличивает срок их носки. Многие краснофлотцы на корабле носят фланелевки, брюки, ботинки значительно боль ше положенного срока. И в этом немалая заслуга кладовщика, за ботящегося о краснофлотском об мундировании. За образцовую и высокую дис циплинированность командир сое динения наградил Петра Рокогова медалью «За боевые заслуги». Краснофлотец Н. ТОЛПЕГИН. БОЛЬШИЕ ДЕЛА КОРАБЕЛЬНЫХ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ З а1 период Отечественной войны н а наш ем корабле р е а ли зованы десятки рационалн* затороких предложений , кото ры е д али большую экономию топлива, масла, электроэнер гии. Приведу несколько приме ров. Н а корей ле был большой расход воды, (которая шла на отопление палуб и дру ги е нужды. И это (получалось по* тому, что весь отработанный пар ш ел за борт. Мы переделали схему трубо проводов, ввели новые трубы и этим самым добились, что весь конденсат с т а л собираться в баластны е отсеки и использо ваться снова дл я отопления корабля; в душ ах были в с т а в лены сп еци альны е ниппеля с малым отверстием , благодаря чему при любом открытии к л а пана расход воды не увеличи вался . В р е зу л ь т а т е проведения этих мероприятий, расход воды сократился на пятьдесят* ш естьдесят процентов. При малом давлении пара дальние грелки, находящиеся в носовой части корабля, не на гревались, и приходилось по стоянно держать в маяшстралях повышенное давление свежего пара. И здесь нам помогла рацио нализация. Были выточены и вставлены в клапана грелок специальные ниппеля с отвер стиями большего сечения, чем раньше стояли, после чего все грелки стали работать нормаль но и при низком давлении пара. Не так давно м ы столкну лись с довольно неожиданным фа-ктом. Потребовалось отопить около 1.700 кубических метров дополнительно введенных в строй Ж1илых помещений ко рабля. Для этого нужно ставить добавочный котел. Решено было сделать отопле ние этих помещений водой, по догретой отработанным паром, использовав рефрежираторную систему. Это мероприятие дает экономию не менее 12 тонн топлива в месяц. Борьба за э к о н о м и ю топлива всегда была в центре внимания личного состава нашей части. Подогрев мазута для сжигания в котле производился свежим паром. В течение ноября и декабря прошлого года топливопровод был проведен так, чтобы на пути от цистерны до форсунки топливо стало подогреваться до 50—60 градусов за счет тепла .паровые труб и газоотвода. Те т »аыя перь свежий пар на обогрв# топлива больше не расходуется* Хорошее мероприятие провес дено по подогреву питательной воды. Изготовили сварной Ш труб подогреватель и устано* вили его в дымоходе. Вода * «отел пош ла подогретая, н .д е * сятки килограммов топлива н е нулоно з а тр а ги в а т ь на подогрев е е непосредственно в котле. Немало мы сделали для номии масла. Одно время pi ход масла на вспомогательны] диэель достигал 70 к г . в суткл# В период очередной переборке мехадшзмов маслос’емяыо к а навки были раоточваы и шн ставлены маслос’ем я с о кольц а особой конструкция. Расход масла сейчас на этих двигате лях достигает не более 25 — 3® кг . в сутки. Нами сделаны специальные устройства , позволяющие оп р ед ел я т ь расход топлива на ар - тел и механизмы за любой № резок времени с точностью до одного килограмма. Это дал*1 возможность ввести в систему •повахтенную запи сь расходов. Личный состав нашей боевой части понимает, что в военное время не сл ед у ет за груж ат ь су*» ‘доремонтные м астерские и з лишним ремонтом. Над^ больше д ел а ть самим , а н е н ад еяться на «дядю». - л По©тому большую половин/* того, что нужно было бы от* править в мастерские , мы д е л а ем сами. Собственная электрод сварка , оборудованная нашими электриками , значительно об л е гч а е т ремонт корабля. Б л аго д а р я ее внедрению ’ мы смогли своими силами заменить ли ст палубы и произвести дру ги е работы. Изготовление порпш евы г колец и дерезаливку подшипни ков мы также неплохо делаем своими силами. Сотни гвоздей , скоб и других предметов вы шло с наковальни наш его к у з неца тов. Лебедева. Т ак развертывается творче ская рационализаторская мысль личного состава, направленная на улучшение* работы м еханиз мов. корабля, на экономию, топлива, масел и электроэнер гии. Главную роль во всем этом деле играет командир боевой части ста/рший техник -лейте нант Рейнталь . Он сам актив ; ный рационализатор и в то же время организатор рационали заторской работы на корабле. Старшина 1-м статьи Л. СЕРГЕЕВ. В «Заявлении Советского Правительства о совет* ско-польоких отношени ях». опубликованием 11 ян варя срго года, говорится о восточ ных границах Полыни и указы вается. что эти границы могут быть установлены по соглашению с Советским Союзом, причем Со ветское Правительство 1ге считает неизменными границы 1939 года. «В эти границы могут быть вне сены исправления в пользу Поль ши в том -направлении, чтооы районы, в которых / преобладает польское' население, были пере даны Польше. В этом случае со- ветско тть£кая граница* могла бы пройти, примерно, по так -называе мой линии Керзона, которая была Щиинята в 1919 году Верховным Советом Союзных Держав и кото- предусматривает вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав Советского Союза». Что такое «линия Керзона»? Вопрос о восточных границах Польши обсуждался на мирной конференции в Париже, открыв шейся 1S января 1919 гот?\ я з&- ЛИНИЯ КЕРЗОНА кончившейся, как известно, за ключением Версальского мирного договора. На этой конференции была создана специальная комис сия по польским делам под руко водством французского посла в Берлине Жюля Камбона. При под готовке решения вопроса о поль ско-русской границе эта комиссия исходила из решения делегаций главных союзных держав — Ан глии, Франции, Соединенных Шта тов Америки, Италии, Японии, считавших необходимым включить в состав территории Польши лишь этнографически польские области. На основе вышеизложенного ре шения главных союзных держав территориальная комиссия Париж ской мирной конференции вырабо тала линию восточной границы Польши, которая была принята союзными державами уже после заключения Версальского мирного договора и опубликована в «Декла рация Верховного Совета Союзных и Об’единившихся Держав по по г н у врем-'ниой восточной границы С П Р А В К А • Польши» от 8 декабря 1919 года за подписью председателя Верхов ного Совета Ж. Клемансо. Позднее, в июле 1920 года, эта линия вос точной границы Польши была под тверждена на конференции союз ных держав в Спа и явилась осяо вой для ноты британского мини стра иностранных дел Керзона о советско-польской границе, па нравленной им Советскому Прави тельству 12 июля 1920 года. Решения Верховного Союзного Совета и конференции в Спа при определении линии советско-поль- ской границы исходили ия этногра фического принципа, в соответ ствии с которым на западе от на меченной линии должны были на ходиться лишь области, населен ные но преимуществу поляками, а на востоке — области, населенные в подавляющем большинстве укра инцами и белоруссами. Но польские правящие круги претендовали и на захват террито рий Западной Украины и Западной Белоруссии. ’ Пользуясь тяжелым экономическим и военным положе нием молодой Советской респуб лики в 1920 году, Польша напала на Советскую Россию. Получив, однако, мощный отпор всего совет ского народа и видя бесперспек тивность затеянной ею войны, Польша обратилась к союзным правительствам за посредниче ством в переговорах с Советским Правительством. Тогда министр иностранных дел Англии Керзон направил указанную выше ноту Советскому Правительству, в ко торой и изложил примерную ли нию советско-польской границы, ставшую известной под именем линии Керзона. В ноте Керзона го ворилось: «Линия эта приблизи тельно проходит так: Гродно — Яловка — Немиров — Брест- Литовск — Дорогу ек — Устилуг, восточнее Грубешова, через Кры- лов_ и далее западнее Равы-Рус- ской, восточнее Перемыпыя до Карпат». Севернее города Гродав указывалась граница между Поль ш е й и Литвой. Польское правительство : е со-’ гласилось, однако, с границей по линии Керзона и продолжало войну против Советской России. Поль зуясь тяжелым положением совет ской страны, Польша навязала нам во время мирных переговоров в Риге в марте 1921 года другую границу, захватив западные обла сти советской Украины и совет ской Белоруссии. Вта несправедли вость, допущенная Рижским до говором 1921 года в отношения украинцев, населяющих Западную Украину, и белорусоов, населяю щих Западную Белоруссию, была исправлена лишь в 1939 году, когда в соответствии с волей насе ления этих областей, выраженной в плейбиспнте, проведенном п» широких демократических нач.г лах, былз установлена новая со ветско-польская граница. (TA0C). v \1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz