Краснофлотец. 1944, сентябрь.
Воздушная разведка давно стала летной профессией капитана И. Калейникова. В последнее время он ведет разведку дальних баз и коммуникаций противника. В. одном из полетов он встретил я сбил многомоторный немецкий морской самолет. Фото Г. Кресман. СОВМЕСТНЫМИ УДАРАМИ — СЕВЕРОМОРЦЫ ГРОМЯТ КОНВОИ И БАЗЫ ВРАГА 25 сентября североморские летчики во взаимодействии с тор педными катерами нанесли ряд последовательных ударов по врагу на его морских коммуникациях и в порту Киркенес. Совместная операция нашей авиации с моряками-катерниками явилась образ цом умелого взаимодействия. Вот некоторые подробности боевых операций этого дня. Наша разведка донесла, что в порт Киркенес направляется кон вой противника. В воздух поднялись штурмовики* ведомые стар шим лейтенантом Сурововым н лейтенантом Хилинсхим. «Ильюши ны» поягились над немецкими кораблями внезапно и с пикирова ния сбросили бомбы. Удар был по-североморски точным. На одном из тральщиков и самоходкой барже противника произошли взрывы. Вслед за штурмовиками конвой атаковали торпедные катера под командованием кайитаиа 2-го ранга Алексеева и капитан-лейтенан- та Решетько. После удара штурмовиков немцы; видимо, насторожились, по этому стоило только появиться нашим катерам в этом районе, как береговые батареи противника открыли сильный заградительный огонь, затем к ним прибавился огонь конзойных кораблей. Но ни что не могло остановить наших моряков. Торпедный катер капитан-лейтенанта Острякова умелым ма невром искусно поставил дымовую завесу. Стремительно выры ваясь из дымовой завесы, моряки торпедировали два немецких тральщика. Один из них на глазах североморцев пошел ко дну. О мужестве, высокой боевой выучке и настойчивости в дости жении победы моряков свидетельствуют яркие факты. Так, напри мер, торпедный катер старшего лейтенанта Киреева, выйдя из дымзавесы, подвергся сильному артиллерийскому обстрелу. Враже скими снарядами был пробит в нескольких местах воздушный бал лон торпедного аппарата, в машинном отсеке вывелю из строя электросеть, но, несмотря на это, катер не отвернул с боевого курса и послал торпеду в цель. Мотористы во главе со своим старшиной Шутовым под огнем противника устранили поврежде ние и прекратили доступ воды в катер. Когда торпедные катера легли на обратный курс, над ними поя вилась группа немецких самолетов. Наши летчики преградили вра жеской авиации путь к торпедным катерам, и в завязавшемся воз душном бою лейтенант Николаев сбил одного немца. Для нанесения удара по уцелевшим кораблям вражеского коы- воя вылетели бомбардировщики майора Бабернова. Во второй половине дня летчики-штурмовики, ведомые Героем Советского Союза капитаном Синицыным, старшими лейтенантами Тамаровым и Сурововым, нанесли новый удар по кораблям против ника, стоявшим на рейде в порту Киркенес. Сильный огонь вражеских зениток не помешал североморцам обрушить на врага большой груз бомб. Наши летчики подавили огонь двух зенитных батарей, вызвали три очага пожара на терри тории порта и потопили транспорт противника водоизмещением в две тысячи тонн. На двух других транспортах возникли взрывы, а на сторожевом корабле — большой пожар. Попытки одиночных вражеских истребителей атаковать наши самолеты успеха не име ли. Один «хтодевятый», приблизившийся к штурмопикам, был под бит лейтенантом Дмитрик. Более серьезные воздушные бои разгорелись в районе одного из вражеских аэродромов. Чтобы обеспечить действия кашей удар ной авиапии, истребители-краснознаменцы, под командованием ка питанов Самаркова и Корнеева, навязали воздушный бой шестер ке «Фокке-Вульфов». Смело атаковали врага летчики стзршие лейтенанты Власов и Богданов. От их метких очередей заго релись и упали в сопки два фашистских самолета. Одного немца подбил лейтенант Савченко. При выполнении задания один из наших самолетов был подбит над морем. Для спасения летчика вышли торпедные катера стар ших лейтенантов Макарова и Кузнецова. Над морем появились также вражеские истребители. Разгорелся новый воздушный бой между ними и нашими истребителями, в результате которого лей тенант Кириченко сбил «Фокке-Вульф-190». Почти в это же время в другом районе Баренцова моря выле тевшая на «свободную охоту» группа истребителей-бомбардиров- щиков, ведомая капитаном Стрельниковым, обнаружила в одном из фиордов мотобот противника. Летчики атаковали мотобот и пу стили его ко дну. В результате боевых действий одного дня летчики-североморцы и моряки торпедных катеров нанесли врагу большой урон. Потоп лены немецкий транспорт воде измещением 2.000 тонн, траль щик, самоходная баржа и мотобот, повреждены 2 транспорта, один сторожевой корабль и самоходная баржа. В воздушных боях сби то 4 и подбито 2 самолета противника. связист ГОЛУБЕВ В любую погоду, в темную по лярную ночь и при незаходящем солнце выходит на линию связи старший краснофлотец Голубев. — Связь восстановлена! — обыч но докладывает он командиру, вернувшись в свою часть из труд ного похода по сопкам и болотам с тяжелой катушкой кабеля за плечами. Если посмотреть на работу свя зиста Голубова, то на первый взгляд кажется, что в его руках все делается само собой, а Голу бев только для порядка проверяет и осматривает провода и линия связи, — настолько хорошо овла дел Голубев своей специаль ностью. Медаль «За боевые заслуги» и значок «Отличный связист» 'укра шают грудь старшего краснофлот ца Голубева* Это наглядное сви детельство его боевого мастер ства. Е. АГАФОНОВ. Личный пример В подразделении лейтенанта Дубинина большим авторитетом и любовью у рядового состава поль зуется сержант Жуков. Он вссгда с краснофлотцами, показывает личмый пример во всяком деле. Под руководством сержанта Жу кова отстраиваются новые теплые землянки. Вместе с бойцами не локладая рук трудится и сержант Жуков. — С таким командиром мы вы полним любую задачу. — говорят наши краснофлотцы о сержанте Жукове. Комсорг П. ВОЛКОВ. ТАМ, ГДЕ НАРУШАЮТ ПРАВА СТАРШИНЫ Участник дерзкой дневной торпедной атаки по вражеско му конвою старшина 2-й статьи И. Жиц. Фото Г. Кресман. Недавно краснофлотец-подвод ник Осипов отбыл взыскание на гауптвахте. На другой депь после возвращения Осипова на корабль главетарпгииа Клыков, составляя список суточного наряда, вклю чил в него и проштрафившегося краснофлотца. В тот же вечер краснофлотец Осипов стоял перед командиром БЧ-1 старшим лейтенантам Mapa- свьим. — На что же это похоже, — жаловался Осипов, — старшина овдотвгуть не дает. Не успел приг ни с гауптвахты и сразу в наряд! Исполняющий обязанности по мощника кошавдира подводной лодки старший лейтенант Мар&ев, не поиитвреоовавяпгесь, получил ли .краснофлотец разрешение стар шины на то, чтобы обратиться с жалобой к офицеру, выслушал Осипова. К немалому удивлению глав старшины Клыкова. Осипов вы шел от помощника сияющий. Старший лейтенант Мараев не только освобатил его от суточного наряда, но еще вручил ему билет па концерт в Дом военно-морского Флота. GaMoe примечательное в этом случае то обстоятельство, что приказание главстарпгнны Клы кова офицер отменил через по лову главстарпгины, не говоря уж о там, что краснофлотец обращался к оФпцору, не получив на то разрешения своего непос- рсдоствсиного начальника — стар- шиньг группы. Случай этот, к сожалению, не единичен. Тот же главстаршина Клык. в запретил увольнение на берег старшине 1-й статья Радо- чгагу за допущенные ем грубость и пререкания. Старший лейтенант Мараев одобрил репною* главнар- шины. Но через несколько минут РаДочин прошел мимо Клыкова с увольнительной запиской, подпи санной Марлевым. Напрасно К лыков пытался доложить, что не следует уволнвять Радочппа. — Не ваше дело! — оГк риал его старший лейтенант Мараев. Этот случай говорит о том, что старший лейтенант Мараев не только подорвал автори тет младшего кооиищ », но ж прямо нарушил Днсцишогг-’^ный устав Военно-Морского Флота, в котором подчеркивается, что старший начальник не имеет права отменять дисциплинарное взыскание, наложенное младшим, в тех случаях, когда тот не пре высил предоставленных ему нрав. Об авторитете старшины нема ло говорится на наших кораблях, его необходимо укреплять всеми мерами. Но старшего лейтенанта Мараева. невидимому, мало бес покоит этот вопрос. Иначе вряд ли пн стал бы подрывать этот авторитет. Старшина на корабле — пер вый начальник. Каждое его при казание должно быть законом для краснофлотца. Надо ли доказы вать, что оно будет действительно законом лишь в том случае, если нг, {чиненный твердо уверен в том, что это приказание не будет от"'’- нсяо никои из вышестоящих на чальников. А. АЛЕКСЕЕВ. С. БЕЛГОРОДСКИЙ. ДЕЙСТВОВАЛИ, КАН В БОЮ — Подавить станковый пулемет противника! — приказал пулемет чикам младший лейтенант Немкоз. Стрельба была учебной, но кра снофлотцы действовали так, как в настоящем бою. Они немедлен но оборудовали огневую позицию. По сигналу «открыть огонь» на водчик Лукичев первой очередью подавил пулеметную точку, а на- водч.ик Игнатов точными очере дями своего пулемета заставил 1замолчать противотанковую пуш- к\г и группу автоматчиков «гтро- тивиика». Все пулеметчики добились хо роших показателей в выполнении поставленной задачи. Комалдир подразделения младший лейте нант Николаев об’явил благодар ность старшему сержанту Шала нинову и наводчикам Лутачеву, Ипнатову, Сшшцьшу. Младший сержант И. БЕЛОВ. ТВОРЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ Экономия во всем — закон военного времени. На нашем ко рабле краспофлогпцы, старшины и офицеры с первых дней войны по няли это и стараются как молено экономнее, строже расходовать топжвэ я смазочные материалы. По наряду с бережливостью и строгая расходованием горючего н материалов всеми моряками над этим немало поработала творче- огеая мысль рационализаторов ко рабля. На корабельной технической конференции старшина 1-йстатьи Сухарев и старшина 2-й статья йрхаян предложили отработанный пар от вспомогательных механиз мов использовать для отоплешя. Для этой цели потребовалось сое динять магистраль отработанного пара с клапанной курской паро вого отопления. Работа нетруд ная, больших затрат не потребо вала, н ее сделали очень быстро. Такое щюстоо предложение по зволило на время стоянки выклю чить из состава действующих механизмов холодильник, конден сационно-воздушный и циркуля ционный насосы, а отработанный пар использовать на отопление корабля. Праща, это предложение не которыми краснофлотцами и стар шинами было встречено с недо верием. Они считали, что части цы мас.та, которые уносит с со бой отработанный пар, в короткое время создадут в трубопроводе парового отопления нагар. Этот нагар приведет к перегреву тру- бонрчвода или батарей и может вызвать трещины. Ощгако мы пошли на риск и осуществили p;tцданализаторокое предложение. И претильио сде лали, это пщ т ар дилось на прак тике. По инициативе главного стар шины Михина количество масла в картере пародганаме было умень шено. Па работе машины это не отразилось, а известной эконо мии смазочного масла нам уда лось достншуть. Для санитарно-бытовых нужд на корабле использовалась спе циальная санитарная донка, про- изво'.хигелыпостью до 30 тонн во ды в час. В такам количестве во ды мы не нуждались. Но как сде лать, чтобы брать TOjrf*o нужное количество воды, не затрачивая липшей энергии? Над этим вопросом долго думал старшина 2-й статьи Ирхш. Он предложил провести трубопровод от приемного кингстона циркуля ционной помпы к донке, подаю щей питьевую воду, пропюводн- тельаость которой равна одной тонне в час. Мы нашли приемле мым это предложение и осущест вили его на практике. Эти и другие рационализатор ские мероприятия позволили зна чительно снизить во время стоян ки корабля расход топлива и сма зочных масел. Так, например, ес ли принять расход угля и машин ного масла в январе 1942 года за 100 процентов, то в этом же ме сяце 1944 года он составил 59 процентов по утлю и 54 процента но машинному »ао*у. Таких успехов по экономии де фицитных материалов можно до биться на любом корабле, если направить на это творческую мысль краснофлотцев н старшин. Старший инженер-лейтенант Л ЕЛИСЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz