Краснофлотец. 1944, сентябрь.

Воздушная разведка давно стала летной профессией капитана И. Калейникова. В последнее время он ведет разведку дальних баз и коммуникаций противника. В. одном из полетов он встретил я сбил многомоторный немецкий морской самолет. Фото Г. Кресман. СОВМЕСТНЫМИ УДАРАМИ — СЕВЕРОМОРЦЫ ГРОМЯТ КОНВОИ И БАЗЫ ВРАГА 25 сентября североморские летчики во взаимодействии с тор­ педными катерами нанесли ряд последовательных ударов по врагу на его морских коммуникациях и в порту Киркенес. Совместная операция нашей авиации с моряками-катерниками явилась образ­ цом умелого взаимодействия. Вот некоторые подробности боевых операций этого дня. Наша разведка донесла, что в порт Киркенес направляется кон­ вой противника. В воздух поднялись штурмовики* ведомые стар­ шим лейтенантом Сурововым н лейтенантом Хилинсхим. «Ильюши­ ны» поягились над немецкими кораблями внезапно и с пикирова­ ния сбросили бомбы. Удар был по-североморски точным. На одном из тральщиков и самоходкой барже противника произошли взрывы. Вслед за штурмовиками конвой атаковали торпедные катера под командованием кайитаиа 2-го ранга Алексеева и капитан-лейтенан- та Решетько. После удара штурмовиков немцы; видимо, насторожились, по­ этому стоило только появиться нашим катерам в этом районе, как береговые батареи противника открыли сильный заградительный огонь, затем к ним прибавился огонь конзойных кораблей. Но ни­ что не могло остановить наших моряков. Торпедный катер капитан-лейтенанта Острякова умелым ма­ невром искусно поставил дымовую завесу. Стремительно выры­ ваясь из дымовой завесы, моряки торпедировали два немецких тральщика. Один из них на глазах североморцев пошел ко дну. О мужестве, высокой боевой выучке и настойчивости в дости­ жении победы моряков свидетельствуют яркие факты. Так, напри­ мер, торпедный катер старшего лейтенанта Киреева, выйдя из дымзавесы, подвергся сильному артиллерийскому обстрелу. Враже­ скими снарядами был пробит в нескольких местах воздушный бал­ лон торпедного аппарата, в машинном отсеке вывелю из строя электросеть, но, несмотря на это, катер не отвернул с боевого курса и послал торпеду в цель. Мотористы во главе со своим старшиной Шутовым под огнем противника устранили поврежде­ ние и прекратили доступ воды в катер. Когда торпедные катера легли на обратный курс, над ними поя­ вилась группа немецких самолетов. Наши летчики преградили вра­ жеской авиации путь к торпедным катерам, и в завязавшемся воз­ душном бою лейтенант Николаев сбил одного немца. Для нанесения удара по уцелевшим кораблям вражеского коы- воя вылетели бомбардировщики майора Бабернова. Во второй половине дня летчики-штурмовики, ведомые Героем Советского Союза капитаном Синицыным, старшими лейтенантами Тамаровым и Сурововым, нанесли новый удар по кораблям против­ ника, стоявшим на рейде в порту Киркенес. Сильный огонь вражеских зениток не помешал североморцам обрушить на врага большой груз бомб. Наши летчики подавили огонь двух зенитных батарей, вызвали три очага пожара на терри­ тории порта и потопили транспорт противника водоизмещением в две тысячи тонн. На двух других транспортах возникли взрывы, а на сторожевом корабле — большой пожар. Попытки одиночных вражеских истребителей атаковать наши самолеты успеха не име­ ли. Один «хтодевятый», приблизившийся к штурмопикам, был под­ бит лейтенантом Дмитрик. Более серьезные воздушные бои разгорелись в районе одного из вражеских аэродромов. Чтобы обеспечить действия кашей удар­ ной авиапии, истребители-краснознаменцы, под командованием ка­ питанов Самаркова и Корнеева, навязали воздушный бой шестер­ ке «Фокке-Вульфов». Смело атаковали врага летчики стзршие лейтенанты Власов и Богданов. От их метких очередей заго­ релись и упали в сопки два фашистских самолета. Одного немца подбил лейтенант Савченко. При выполнении задания один из наших самолетов был подбит над морем. Для спасения летчика вышли торпедные катера стар­ ших лейтенантов Макарова и Кузнецова. Над морем появились также вражеские истребители. Разгорелся новый воздушный бой между ними и нашими истребителями, в результате которого лей­ тенант Кириченко сбил «Фокке-Вульф-190». Почти в это же время в другом районе Баренцова моря выле­ тевшая на «свободную охоту» группа истребителей-бомбардиров- щиков, ведомая капитаном Стрельниковым, обнаружила в одном из фиордов мотобот противника. Летчики атаковали мотобот и пу­ стили его ко дну. В результате боевых действий одного дня летчики-североморцы и моряки торпедных катеров нанесли врагу большой урон. Потоп­ лены немецкий транспорт воде измещением 2.000 тонн, траль­ щик, самоходная баржа и мотобот, повреждены 2 транспорта, один сторожевой корабль и самоходная баржа. В воздушных боях сби­ то 4 и подбито 2 самолета противника. связист ГОЛУБЕВ В любую погоду, в темную по­ лярную ночь и при незаходящем солнце выходит на линию связи старший краснофлотец Голубев. — Связь восстановлена! — обыч­ но докладывает он командиру, вернувшись в свою часть из труд­ ного похода по сопкам и болотам с тяжелой катушкой кабеля за плечами. Если посмотреть на работу свя­ зиста Голубова, то на первый взгляд кажется, что в его руках все делается само собой, а Голу­ бев только для порядка проверяет и осматривает провода и линия связи, — настолько хорошо овла­ дел Голубев своей специаль­ ностью. Медаль «За боевые заслуги» и значок «Отличный связист» 'укра­ шают грудь старшего краснофлот­ ца Голубева* Это наглядное сви­ детельство его боевого мастер­ ства. Е. АГАФОНОВ. Личный пример В подразделении лейтенанта Дубинина большим авторитетом и любовью у рядового состава поль­ зуется сержант Жуков. Он вссгда с краснофлотцами, показывает личмый пример во всяком деле. Под руководством сержанта Жу­ кова отстраиваются новые теплые землянки. Вместе с бойцами не локладая рук трудится и сержант Жуков. — С таким командиром мы вы­ полним любую задачу. — говорят наши краснофлотцы о сержанте Жукове. Комсорг П. ВОЛКОВ. ТАМ, ГДЕ НАРУШАЮТ ПРАВА СТАРШИНЫ Участник дерзкой дневной торпедной атаки по вражеско­ му конвою старшина 2-й статьи И. Жиц. Фото Г. Кресман. Недавно краснофлотец-подвод­ ник Осипов отбыл взыскание на гауптвахте. На другой депь после возвращения Осипова на корабль главетарпгииа Клыков, составляя список суточного наряда, вклю­ чил в него и проштрафившегося краснофлотца. В тот же вечер краснофлотец Осипов стоял перед командиром БЧ-1 старшим лейтенантам Mapa- свьим. — На что же это похоже, — жаловался Осипов, — старшина овдотвгуть не дает. Не успел приг­ ни с гауптвахты и сразу в наряд! Исполняющий обязанности по­ мощника кошавдира подводной лодки старший лейтенант Мар&ев, не поиитвреоовавяпгесь, получил ли .краснофлотец разрешение стар­ шины на то, чтобы обратиться с жалобой к офицеру, выслушал Осипова. К немалому удивлению глав­ старшины Клыкова. Осипов вы­ шел от помощника сияющий. Старший лейтенант Мараев не только освобатил его от суточного наряда, но еще вручил ему билет па концерт в Дом военно-морского Флота. GaMoe примечательное в этом случае то обстоятельство, что приказание главстарпгнны Клы­ кова офицер отменил через по­ лову главстарпгины, не говоря уж о там, что краснофлотец обращался к оФпцору, не получив на то разрешения своего непос- рсдоствсиного начальника — стар- шиньг группы. Случай этот, к сожалению, не единичен. Тот же главстаршина Клык. в запретил увольнение на берег старшине 1-й статья Радо- чгагу за допущенные ем грубость и пререкания. Старший лейтенант Мараев одобрил репною* главнар- шины. Но через несколько минут РаДочин прошел мимо Клыкова с увольнительной запиской, подпи­ санной Марлевым. Напрасно К лыков пытался доложить, что не следует уволнвять Радочппа. — Не ваше дело! — оГк риал его старший лейтенант Мараев. Этот случай говорит о том, что старший лейтенант Мараев не только подорвал автори­ тет младшего кооиищ », но ж прямо нарушил Днсцишогг-’^ный устав Военно-Морского Флота, в котором подчеркивается, что старший начальник не имеет права отменять дисциплинарное взыскание, наложенное младшим, в тех случаях, когда тот не пре­ высил предоставленных ему нрав. Об авторитете старшины нема­ ло говорится на наших кораблях, его необходимо укреплять всеми мерами. Но старшего лейтенанта Мараева. невидимому, мало бес­ покоит этот вопрос. Иначе вряд ли пн стал бы подрывать этот авторитет. Старшина на корабле — пер­ вый начальник. Каждое его при­ казание должно быть законом для краснофлотца. Надо ли доказы­ вать, что оно будет действительно законом лишь в том случае, если нг, {чиненный твердо уверен в том, что это приказание не будет от"'’- нсяо никои из вышестоящих на­ чальников. А. АЛЕКСЕЕВ. С. БЕЛГОРОДСКИЙ. ДЕЙСТВОВАЛИ, КАН В БОЮ — Подавить станковый пулемет противника! — приказал пулемет­ чикам младший лейтенант Немкоз. Стрельба была учебной, но кра­ снофлотцы действовали так, как в настоящем бою. Они немедлен­ но оборудовали огневую позицию. По сигналу «открыть огонь» на­ водчик Лукичев первой очередью подавил пулеметную точку, а на- водч.ик Игнатов точными очере­ дями своего пулемета заставил 1замолчать противотанковую пуш- к\г и группу автоматчиков «гтро- тивиика». Все пулеметчики добились хо­ роших показателей в выполнении поставленной задачи. Комалдир подразделения младший лейте­ нант Николаев об’явил благодар­ ность старшему сержанту Шала­ нинову и наводчикам Лутачеву, Ипнатову, Сшшцьшу. Младший сержант И. БЕЛОВ. ТВОРЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ Экономия во всем — закон военного времени. На нашем ко­ рабле краспофлогпцы, старшины и офицеры с первых дней войны по­ няли это и стараются как молено экономнее, строже расходовать топжвэ я смазочные материалы. По наряду с бережливостью и строгая расходованием горючего н материалов всеми моряками над этим немало поработала творче- огеая мысль рационализаторов ко­ рабля. На корабельной технической конференции старшина 1-йстатьи Сухарев и старшина 2-й статья йрхаян предложили отработанный пар от вспомогательных механиз­ мов использовать для отоплешя. Для этой цели потребовалось сое­ динять магистраль отработанного пара с клапанной курской паро­ вого отопления. Работа нетруд­ ная, больших затрат не потребо­ вала, н ее сделали очень быстро. Такое щюстоо предложение по­ зволило на время стоянки выклю­ чить из состава действующих механизмов холодильник, конден­ сационно-воздушный и циркуля­ ционный насосы, а отработанный пар использовать на отопление корабля. Праща, это предложение не­ которыми краснофлотцами и стар­ шинами было встречено с недо­ верием. Они считали, что части­ цы мас.та, которые уносит с со­ бой отработанный пар, в короткое время создадут в трубопроводе парового отопления нагар. Этот нагар приведет к перегреву тру- бонрчвода или батарей и может вызвать трещины. Ощгако мы пошли на риск и осуществили p;tцданализаторокое предложение. И претильио сде­ лали, это пщ т ар дилось на прак­ тике. По инициативе главного стар­ шины Михина количество масла в картере пародганаме было умень­ шено. Па работе машины это не отразилось, а известной эконо­ мии смазочного масла нам уда­ лось достншуть. Для санитарно-бытовых нужд на корабле использовалась спе­ циальная санитарная донка, про- изво'.хигелыпостью до 30 тонн во­ ды в час. В такам количестве во­ ды мы не нуждались. Но как сде­ лать, чтобы брать TOjrf*o нужное количество воды, не затрачивая липшей энергии? Над этим вопросом долго думал старшина 2-й статьи Ирхш. Он предложил провести трубопровод от приемного кингстона циркуля­ ционной помпы к донке, подаю­ щей питьевую воду, пропюводн- тельаость которой равна одной тонне в час. Мы нашли приемле­ мым это предложение и осущест­ вили его на практике. Эти и другие рационализатор­ ские мероприятия позволили зна­ чительно снизить во время стоян­ ки корабля расход топлива и сма­ зочных масел. Так, например, ес­ ли принять расход угля и машин­ ного масла в январе 1942 года за 100 процентов, то в этом же ме­ сяце 1944 года он составил 59 процентов по утлю и 54 процента но машинному »ао*у. Таких успехов по экономии де­ фицитных материалов можно до­ биться на любом корабле, если направить на это творческую мысль краснофлотцев н старшин. Старший инженер-лейтенант Л ЕЛИСЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz