Краснофлотец. 1944, сентябрь.

................'J осемьдесят пять лет J Т0МУ назад ft* Англии вОЙЛ™ появилась к н и г i одно- ®а(^ДЯНи1 го из величайших уче- [fcfff;., ных мира — Чарль­ за Дарвина — «Про­ исхождение видов-'. В ней Дарвид «а многочисленных примерах и фактах поюалал, что жизнь на Земле аазвивалась от маисе слож­ ных форм к более сложным и что животный и растительный мир. в котором мы сейчас живем, продолжает и дальше все время изменяться и представляет собой только один из э т б е с п р е р ы в ­ ного развития на Земле. Это беспрерывное развитие Дар- вии обуславливал борьбой за су­ ществование, выживанием наибо­ лее приспособленных организмов и наследственностью. Двенадцать лет спустя появи­ лась новая книга Дарвина: «Про­ исхождение человека». R нейДар­ вин доказал, что эволюция рас­ пространяется и на человека, что его происхождение не имеет в себе ничего таинственного и сверх- естественного. л об’ясчяется теми же природными силами, которые вызвали и эволюцию ЖИВОТНЫХ и растений. Он показал, что чело­ век также является результатом длшгельгюго процесса развития, чго он произошел от животных предков. Наши предки По строению своего тела чело­ век сейчас наиболее близок к обезьянам, к той группе обезьян, которая носит название человеко­ образных — к горилле, шимпанзе, орангутангу и гиббону. Скелеты человека и этих обезьян очень сходны между собой. Толь­ ко у обезьян позвоночник прямее, череп менее вместителен. Сходно устроены и конечности, только у обезьян руки длиннее. В по­ следнее время ученые установили по составу крови близкое родство человека и этих обезьян, и с каж­ дым днем ученые находят все но­ вые и новые подтверждения того вывода, к которому пришел Дар­ вин. что «от обезьян Старого Озе- та произошел человек — чудо и сла*ва мира». 8 своей книге Дарвин, раесмат- *лвая весь накопленный наукой материал, указывал на то. что шгклу высшими обезьянами и че­ ловеком, несмотря на вое сходство, существует разрыв, что цепь жи­ вых существ как бы прорвана в *т^м месте и что здесь надо лскать «недостающих звеньев», и «^сказал надежду, что изучение вымерших существ заполнит эту брешь и пополнит недостающяе звенья. Недостающие звенья Его гениальное пре&ввдекие оп­ равдалось. В 1891 roav на острове Ява врач Дюбуа обнаружил остан­ ки замечательного существа, ко­ торое он назвал «обезьяночеловек прямостоящий» — «питекантроп». Э то т «обезьянючеловек» держался уже ггрямо я ходил на двух ногах, как человек, а не оогрался на ру- ЮИ, юак дмлтот человекообразные обезьяны. $ 1 "'н у неге были крует- иее человеческих, но уже отлича­ лись от обезьяньих. Мозг был меньше, чем у человека, в полто­ ра раза, но значительно больше, тем у обезьяны. Затем в Китае, в древней пе- цере, на большой глубине были яайдены останки наших иско­ паемых предков, получивших на­ звание «сниатропов». Здесь были найдены не только останки чело­ века, но и кости животных, слу­ живших пищей, следы костров и очень грубо выделанные камен­ ные орудия. Жили синатропы при- блиоителыю около 700 тысяч лет назад. Они гораздо больше пите­ кантропов походили на теперсш- (жх людей. Ряд открытий, сделанных пои раскопках древних пещер, в том i числе и у нас. в Крыму и на Ка-в-1 казе, познакомили нас с н аш и * 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ближайшим предком, населявшим Европу, Африку и Азию, — неан­ дертальским человеком. Неандер­ тальцы возникли около 300 — 400 тысяч лет назад. ^ Последние их представители жили за 40 — 50 тысяч лет до нас. Неандертальцы были среднего роста, с непропор- циальио длинным туловищем, по­ крытым волосами. Ноги короткие, слегла кривые. Корпус слегка «Обезьяночеловек — прямо­ стоящий» — «питекантроп». согнутый. Крупная голова, широ­ кие плечи. Руки короткие, с очень широкими КИСТЯМИ и ТОЛСТЫМ]! пальцами. Большой палец отстоял так же, как и у нас, но только не был еще таким подвижным. Неандертальцы стояли уже на более высокой ступени развития, чем синатропы. Каменные орудия отделаны ими лучше. У них уже были каменные ручные рубила, остроконечники, скребки, ножи, служившие им для охоты на зве­ рей, для защиты от хищников, для разделки туш убитых зверей, для сдирания и выделки шкур. Холод заставил неандертальцев «окать убежища в пещерах; им яришлось выдерживать тяжелую борьбу с хозяевами пещер — пе­ щерными медведями и другими ди­ кими зверями. Трудной и тяжелой была жизнь в пещерах. Холод, сы­ рость, вечная темнота, едва разго­ няемая светом костра. Жить и бо­ роться в одиночку было невоз­ можно. я неандертальцы искали поддержки друг у друга, искали выхода в жизни группами, .сооб­ ществам. Совместная жизнь в пещерах сближала, сплачивала их. Охота за крупной, но труднодобы­ ваемой дичью — мамонтами, оле­ нями, носорогами -— потребовала и новых, более совершенных орудий, правильной организации сил и воз­ можности. сговориться, чтобы ок­ ружить, загнать и убить добычу. Еще на более высокой стулени стояли пришедшие на смену неан­ дертальцам кроманьонцы. Они умели выделывать не только ка­ менные орудия, которые сами по себе были отделаны лучше и чи­ ще, чем у неандертальцев. Они научились изготовлять из кости наконечники для стрел и копий, гарпуны, иглы, шила для удовлет­ ворения возросших потребностей. Они умели рисовать и оставили на стенах пещер, в которых жили, многочисленные рисунки зверей. Человека создал труд Дарвин оставил без ответа глав­ ный вопрос — v чем причина того, что человек из животного, 1 гз обезьяноподобного существа стал тем, чем он сейчас является, — мыслящим существом, властели­ ном земли и природы. В этом вопросе его теория была гениально дополнена и обогащена Энгельсом, показавшим, что труд — «первое основное условие человеческого существоваллия — и это в такой мере, что мы в извест­ ном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Если бы наши предки не научи­ лись работать руками, изготовлять себе орудия/ они погибли бы без следа, их. беззащитных, истреби­ ли бы хищные звери. Если бы они и выжили, но не научились труду, они все равно не стали бы людь­ ми, а остались бы обезьянами, по­ добными шимпанзе или горилле. Труд заставил усиленно развивать­ ся и мозг, и нервную систему. Труд породил речь человека. Труд за­ ставил с;!мих людей меняться, со­ вершенствоваться и непрерывно развивать4ювые способности. Обезьяна может сорвать плод с дерева, но она осталась обезья­ ной. Попугай может произносить слова, ; не попугаи не создали своего языка, потому что у тех нет в этом погреб:гости — им достаточно несколько звуков для общения между собой: предупреж­ дения об опасности и т. п. Живот­ ные живут нередко стадом, но это не имеет ничего общего с челове­ ческим существом. «Самое су­ щественное отличие человеческого существа от общества живот­ ных,— говорит Энгельс, — состо­ ит в том, что животные в лучшем случае накопляют, между тем, как люди производят». Труд—характернейший признак человека, человеческого общества. Только труд вознес человека над всеми животными, помог ему вый­ ти с честью из суровых испытаний и схваток с природой на протяже­ нии его истории и, в конце концов, сделал его властелином природы, дал ему господство над ней. Каким же образом шло очелове­ чение обезьяны? Рука человека Во времена, отдаленные от нашей эпохи примерно миллионом лет, в Южной Азии бродили в лесах стада обезьяноподобных существ. Они питались плодами, орехами, не были не очень строгими вегета­ рианцами — при случае питались и птицами, и зверьками, и яйцами; это обстоятельство помогло их зубам избежать специализации, подобно травоядным или хищным животным. Необходимость добы­ вать себе пищу, и в особенности опасаться от опасности, от хищных зверей, заставила их научиться избираться на деревья и, в кон­ це концов, жить на деревьях. Жизнь на деревьях производила отбор на цепкость, на ловкость. Передние конечности в резуль­ тате такого образа жизни приоб­ рели новые навыки, видоизмени­ лись, и если у морских животных передние конечности стали ла­ стами, у птиц — крыльями. у травоядных — копытами, то у этих обезьян — руками. Руки за- человек. крепили новые признаки; образ жизни содействовал тому, что ру­ ки стали выполнять все новые и новые функции. Бродя в поисках пищи, пересе­ ляясь на новые места, эти обезья­ ноподобные существа (дриоптеки, как их называют) забрели и в Ев­ ропу, и в Америку, в которых тогда был почти тропический климат. Но и Европе, и Северной Америке, и Азии предстояла труд­ ная полоса. Они пережили не­ сколько оледенений. Путь жизни на этих континентах шел через великие испытания, через волны холода и тепла. Эти испытания заставляли наиболее совершенное животное — предка человека — приспосабливаться к обстоятель­ ствам и. следовательно, разв*- О.чиха на мамонта. ваться с быстротой, с которой <м не развивался, если бы климат был всегда теплым. Мощные льды, надвигаясь с се­ вера, уничтожали на своем пут* все леса и вое живое. Многие обезьяны были вынуждены сойти с деревьев йперейти на безлесные равнины. Чтобы лучше выследить добычу и заметить опасность, та- ким обезьянам приходилось в е чаще и чаще становиться на ног't- они ведь не умели быстро бегать и не обладали мощными клыком и коттяни, чтобы догнать добычу, убегать от хищных зверей я ли сразиться с ними. Так происходи­ ло дальнейшее -разделение функ­ ций передних и задних конечно­ стей: ноги стали служить для ходьбы, руки освободились для другой работы. Руками эти обезья­ ны стали схватывать камни и пал­ ки и пользоваться ими как ору­ дием. Эли обезьяны стали усва»- вать прямую походку — без по­ мощи рук. «Этим был сделан ре­ шительный шаг для перехода от обезьяны к человеку», — говорят Энгельс. Решительный шаг был сделан— «рука стала свободной. — про­ должает Энгельс. — и могла со ­ вершенствоваться в ловкости ■ мастерстве, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и ушЮжалась от поко­ ления к поколению*. Что шло «а пользу руке, шло на пользу всему телу, всему орга­ низму первобытного человека. Благодаря процессу труда руки нашего предка постепенно приоб­ ретали более сложное устройство мускулов. Развитие труда содей­ ствовало более тесному сближе­ нию отдельных членов общества. Появилась потребность в члено­ раздельной речи для регулирова­ ния общей работы. Изготовление орудий труда, совместный труд, членораздельная речь содействовали постепенному превращению мозга этого обезьи: ноподобного существа в мозг че­ ловека, в БьюокорзэаитыЬ челове­ ческий мозг. А параллельное этой шло развитие и органов чувств: зрения, обоняния, слуха. У орла зре?ме острее нашего, но мы заме­ чаем в вещах гораздо больше, чем глаз орла. Обоняние у некоторых животных тоньше, но мы различа­ ем гораздо больше запахов и их оттенков. Введение человеком в пищу мя­ са способствовало укреплению я усилению ф!*зической силы чело­ века, сократило процесс пищева­ рения, сберегло время я энергию. Кроме того, мясная пища повлек­ ла за собой пользование огнем а приручеяве животных. Пользова­ ние огнем дало возможность жить в разных климатах, бороться с кли­ матическими невзгодами. Вместо того, чтобы жить в пещерах, чело­ век стал строить себе жилища, из­ готовлять одежду. Новые потребности вызывал* новые области труда. Совместная работа рук, органов речи и мозгл позволила людям выполнять все более сложные операции, ставить более трудные задачи и успешно разрешать их. Труд дал возмож­ ность человеку заставить служить природу его целям, доставил ему господство над прязтюдой. * * * Заканчдаая эту серию статей, рекомендуем читателям, желаю­ щим подробнее познакомиться с затронутыми вопросами, прочесть следующие книпи: Ч. Дарвин — «Происхождение человека». Ф. Эн­ гельс — «Диалектика природы» я «Анти-Дюринг», К. Тимирязев — «Жизнь растений». В. Мал«жо — «Настоящее и прошлое Земли», В. Львов—«Как родилась Земля». В. Лункеаич — «Подземный мир», Н. Камеиышпсов — «Земля и ее прошлое». Г. Гурев^ — «Наука к религия о вселенной», Я. Перель­ ман — «Згч*чательная астроно­ мия». Максвелл Рид — «Следы ш камне». /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz