Краснофлотец. 1944, сентябрь.
................'J осемьдесят пять лет J Т0МУ назад ft* Англии вОЙЛ™ появилась к н и г i одно- ®а(^ДЯНи1 го из величайших уче- [fcfff;., ных мира — Чарль за Дарвина — «Про исхождение видов-'. В ней Дарвид «а многочисленных примерах и фактах поюалал, что жизнь на Земле аазвивалась от маисе слож ных форм к более сложным и что животный и растительный мир. в котором мы сейчас живем, продолжает и дальше все время изменяться и представляет собой только один из э т б е с п р е р ы в ного развития на Земле. Это беспрерывное развитие Дар- вии обуславливал борьбой за су ществование, выживанием наибо лее приспособленных организмов и наследственностью. Двенадцать лет спустя появи лась новая книга Дарвина: «Про исхождение человека». R нейДар вин доказал, что эволюция рас пространяется и на человека, что его происхождение не имеет в себе ничего таинственного и сверх- естественного. л об’ясчяется теми же природными силами, которые вызвали и эволюцию ЖИВОТНЫХ и растений. Он показал, что чело век также является результатом длшгельгюго процесса развития, чго он произошел от животных предков. Наши предки По строению своего тела чело век сейчас наиболее близок к обезьянам, к той группе обезьян, которая носит название человеко образных — к горилле, шимпанзе, орангутангу и гиббону. Скелеты человека и этих обезьян очень сходны между собой. Толь ко у обезьян позвоночник прямее, череп менее вместителен. Сходно устроены и конечности, только у обезьян руки длиннее. В по следнее время ученые установили по составу крови близкое родство человека и этих обезьян, и с каж дым днем ученые находят все но вые и новые подтверждения того вывода, к которому пришел Дар вин. что «от обезьян Старого Озе- та произошел человек — чудо и сла*ва мира». 8 своей книге Дарвин, раесмат- *лвая весь накопленный наукой материал, указывал на то. что шгклу высшими обезьянами и че ловеком, несмотря на вое сходство, существует разрыв, что цепь жи вых существ как бы прорвана в *т^м месте и что здесь надо лскать «недостающих звеньев», и «^сказал надежду, что изучение вымерших существ заполнит эту брешь и пополнит недостающяе звенья. Недостающие звенья Его гениальное пре&ввдекие оп равдалось. В 1891 roav на острове Ява врач Дюбуа обнаружил остан ки замечательного существа, ко торое он назвал «обезьяночеловек прямостоящий» — «питекантроп». Э то т «обезьянючеловек» держался уже ггрямо я ходил на двух ногах, как человек, а не оогрался на ру- ЮИ, юак дмлтот человекообразные обезьяны. $ 1 "'н у неге были крует- иее человеческих, но уже отлича лись от обезьяньих. Мозг был меньше, чем у человека, в полто ра раза, но значительно больше, тем у обезьяны. Затем в Китае, в древней пе- цере, на большой глубине были яайдены останки наших иско паемых предков, получивших на звание «сниатропов». Здесь были найдены не только останки чело века, но и кости животных, слу живших пищей, следы костров и очень грубо выделанные камен ные орудия. Жили синатропы при- блиоителыю около 700 тысяч лет назад. Они гораздо больше пите кантропов походили на теперсш- (жх людей. Ряд открытий, сделанных пои раскопках древних пещер, в том i числе и у нас. в Крыму и на Ка-в-1 казе, познакомили нас с н аш и * 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ближайшим предком, населявшим Европу, Африку и Азию, — неан дертальским человеком. Неандер тальцы возникли около 300 — 400 тысяч лет назад. ^ Последние их представители жили за 40 — 50 тысяч лет до нас. Неандертальцы были среднего роста, с непропор- циальио длинным туловищем, по крытым волосами. Ноги короткие, слегла кривые. Корпус слегка «Обезьяночеловек — прямо стоящий» — «питекантроп». согнутый. Крупная голова, широ кие плечи. Руки короткие, с очень широкими КИСТЯМИ и ТОЛСТЫМ]! пальцами. Большой палец отстоял так же, как и у нас, но только не был еще таким подвижным. Неандертальцы стояли уже на более высокой ступени развития, чем синатропы. Каменные орудия отделаны ими лучше. У них уже были каменные ручные рубила, остроконечники, скребки, ножи, служившие им для охоты на зве рей, для защиты от хищников, для разделки туш убитых зверей, для сдирания и выделки шкур. Холод заставил неандертальцев «окать убежища в пещерах; им яришлось выдерживать тяжелую борьбу с хозяевами пещер — пе щерными медведями и другими ди кими зверями. Трудной и тяжелой была жизнь в пещерах. Холод, сы рость, вечная темнота, едва разго няемая светом костра. Жить и бо роться в одиночку было невоз можно. я неандертальцы искали поддержки друг у друга, искали выхода в жизни группами, .сооб ществам. Совместная жизнь в пещерах сближала, сплачивала их. Охота за крупной, но труднодобы ваемой дичью — мамонтами, оле нями, носорогами -— потребовала и новых, более совершенных орудий, правильной организации сил и воз можности. сговориться, чтобы ок ружить, загнать и убить добычу. Еще на более высокой стулени стояли пришедшие на смену неан дертальцам кроманьонцы. Они умели выделывать не только ка менные орудия, которые сами по себе были отделаны лучше и чи ще, чем у неандертальцев. Они научились изготовлять из кости наконечники для стрел и копий, гарпуны, иглы, шила для удовлет ворения возросших потребностей. Они умели рисовать и оставили на стенах пещер, в которых жили, многочисленные рисунки зверей. Человека создал труд Дарвин оставил без ответа глав ный вопрос — v чем причина того, что человек из животного, 1 гз обезьяноподобного существа стал тем, чем он сейчас является, — мыслящим существом, властели ном земли и природы. В этом вопросе его теория была гениально дополнена и обогащена Энгельсом, показавшим, что труд — «первое основное условие человеческого существоваллия — и это в такой мере, что мы в извест ном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Если бы наши предки не научи лись работать руками, изготовлять себе орудия/ они погибли бы без следа, их. беззащитных, истреби ли бы хищные звери. Если бы они и выжили, но не научились труду, они все равно не стали бы людь ми, а остались бы обезьянами, по добными шимпанзе или горилле. Труд заставил усиленно развивать ся и мозг, и нервную систему. Труд породил речь человека. Труд за ставил с;!мих людей меняться, со вершенствоваться и непрерывно развивать4ювые способности. Обезьяна может сорвать плод с дерева, но она осталась обезья ной. Попугай может произносить слова, ; не попугаи не создали своего языка, потому что у тех нет в этом погреб:гости — им достаточно несколько звуков для общения между собой: предупреж дения об опасности и т. п. Живот ные живут нередко стадом, но это не имеет ничего общего с челове ческим существом. «Самое су щественное отличие человеческого существа от общества живот ных,— говорит Энгельс, — состо ит в том, что животные в лучшем случае накопляют, между тем, как люди производят». Труд—характернейший признак человека, человеческого общества. Только труд вознес человека над всеми животными, помог ему вый ти с честью из суровых испытаний и схваток с природой на протяже нии его истории и, в конце концов, сделал его властелином природы, дал ему господство над ней. Каким же образом шло очелове чение обезьяны? Рука человека Во времена, отдаленные от нашей эпохи примерно миллионом лет, в Южной Азии бродили в лесах стада обезьяноподобных существ. Они питались плодами, орехами, не были не очень строгими вегета рианцами — при случае питались и птицами, и зверьками, и яйцами; это обстоятельство помогло их зубам избежать специализации, подобно травоядным или хищным животным. Необходимость добы вать себе пищу, и в особенности опасаться от опасности, от хищных зверей, заставила их научиться избираться на деревья и, в кон це концов, жить на деревьях. Жизнь на деревьях производила отбор на цепкость, на ловкость. Передние конечности в резуль тате такого образа жизни приоб рели новые навыки, видоизмени лись, и если у морских животных передние конечности стали ла стами, у птиц — крыльями. у травоядных — копытами, то у этих обезьян — руками. Руки за- человек. крепили новые признаки; образ жизни содействовал тому, что ру ки стали выполнять все новые и новые функции. Бродя в поисках пищи, пересе ляясь на новые места, эти обезья ноподобные существа (дриоптеки, как их называют) забрели и в Ев ропу, и в Америку, в которых тогда был почти тропический климат. Но и Европе, и Северной Америке, и Азии предстояла труд ная полоса. Они пережили не сколько оледенений. Путь жизни на этих континентах шел через великие испытания, через волны холода и тепла. Эти испытания заставляли наиболее совершенное животное — предка человека — приспосабливаться к обстоятель ствам и. следовательно, разв*- О.чиха на мамонта. ваться с быстротой, с которой <м не развивался, если бы климат был всегда теплым. Мощные льды, надвигаясь с се вера, уничтожали на своем пут* все леса и вое живое. Многие обезьяны были вынуждены сойти с деревьев йперейти на безлесные равнины. Чтобы лучше выследить добычу и заметить опасность, та- ким обезьянам приходилось в е чаще и чаще становиться на ног't- они ведь не умели быстро бегать и не обладали мощными клыком и коттяни, чтобы догнать добычу, убегать от хищных зверей я ли сразиться с ними. Так происходи ло дальнейшее -разделение функ ций передних и задних конечно стей: ноги стали служить для ходьбы, руки освободились для другой работы. Руками эти обезья ны стали схватывать камни и пал ки и пользоваться ими как ору дием. Эли обезьяны стали усва»- вать прямую походку — без по мощи рук. «Этим был сделан ре шительный шаг для перехода от обезьяны к человеку», — говорят Энгельс. Решительный шаг был сделан— «рука стала свободной. — про должает Энгельс. — и могла со вершенствоваться в ловкости ■ мастерстве, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и ушЮжалась от поко ления к поколению*. Что шло «а пользу руке, шло на пользу всему телу, всему орга низму первобытного человека. Благодаря процессу труда руки нашего предка постепенно приоб ретали более сложное устройство мускулов. Развитие труда содей ствовало более тесному сближе нию отдельных членов общества. Появилась потребность в члено раздельной речи для регулирова ния общей работы. Изготовление орудий труда, совместный труд, членораздельная речь содействовали постепенному превращению мозга этого обезьи: ноподобного существа в мозг че ловека, в БьюокорзэаитыЬ челове ческий мозг. А параллельное этой шло развитие и органов чувств: зрения, обоняния, слуха. У орла зре?ме острее нашего, но мы заме чаем в вещах гораздо больше, чем глаз орла. Обоняние у некоторых животных тоньше, но мы различа ем гораздо больше запахов и их оттенков. Введение человеком в пищу мя са способствовало укреплению я усилению ф!*зической силы чело века, сократило процесс пищева рения, сберегло время я энергию. Кроме того, мясная пища повлек ла за собой пользование огнем а приручеяве животных. Пользова ние огнем дало возможность жить в разных климатах, бороться с кли матическими невзгодами. Вместо того, чтобы жить в пещерах, чело век стал строить себе жилища, из готовлять одежду. Новые потребности вызывал* новые области труда. Совместная работа рук, органов речи и мозгл позволила людям выполнять все более сложные операции, ставить более трудные задачи и успешно разрешать их. Труд дал возмож ность человеку заставить служить природу его целям, доставил ему господство над прязтюдой. * * * Заканчдаая эту серию статей, рекомендуем читателям, желаю щим подробнее познакомиться с затронутыми вопросами, прочесть следующие книпи: Ч. Дарвин — «Происхождение человека». Ф. Эн гельс — «Диалектика природы» я «Анти-Дюринг», К. Тимирязев — «Жизнь растений». В. Мал«жо — «Настоящее и прошлое Земли», В. Львов—«Как родилась Земля». В. Лункеаич — «Подземный мир», Н. Камеиышпсов — «Земля и ее прошлое». Г. Гурев^ — «Наука к религия о вселенной», Я. Перель ман — «Згч*чательная астроно мия». Максвелл Рид — «Следы ш камне». /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz