Краснофлотец. 1944, сентябрь.

У Д А Р Ы ПО В РАЖ ЕСКИМ ПОРТАМ К И Б ЕР Г ЕН ЕС И ВАДСЭ Потоплено два н повреждено пять вражеских кораблей. В воздушных боях сбито четыре немецких самолета Группа североморских бомбардировщиков под командованием старшего лейтенанта Батракова днем 16 сентября нанесла бомбовый удар по пор- . т у Кибергенес. На подходе к цели немцы откры­ ли сильный зенитный огонь. Но летчики прицель­ но сбросйли бомбовый груз, вызвав большой взры на причале порта. Бомбами разрушены также складское помещение и два служебных здания. Спустя некоторое время воздушная разведка обааружила скопление судов в одном из вражс- с м х фиордов. В воздух поднялись штурмовики во главе с Героем Советского Союза капитаном Сяницыным и старшим лейтенантом Сурововым под прикрытием истребителей, ведомых Героем Советского Союза капитаном Тарасовым и капи­ танами Шиповым и Малиновским. Над вражеским фиордом наши летчики появи­ лись неожиданно, что позволило им с пикирова­ ния сбросить бомбы на транспорты противника. Почти одновременно на трех транспортах возник­ ли сильные взрывы. На отходе от цели немцы пыталась атаковать наши штурмовики, но решительными и смелыми действиями наших истребителей были отогнаны. В воздушном бою отличились лейтенант Алек­ сандров и младший техник-лейтенант Алзаев, сбившие по одному «Мессершмитту». В этот же день вылетел на «свободную охоту» торпедоносец лейтенант Литвак. Обнаружив в норе вражеский транспорт водоизмещением 3.000 тонн, тов. Литвак смело атаковал и торпе­ дировал его. Воздушный разведчик младший лейтенант Сенаторов наблюдал результаты этой атаки: от прямого попадания торпеды на транс­ порте возник большой пожар, затем транспорт стал медленно погружаться в воду и затонул. На другой день, 17 сентября, погода снова благоприятствовала успешным действиям наших летчиков. Две группы «Ильюшиных» под коман­ дованием Героя Советского Союза капитана Сини­ цына и капитана Евдокимова получили задание нанести бомбовый удар по скоплению вражеских судов в порту Вадсэ. Прорвав сплошную завесу зенитного огня, они сбросили бомбовый груз на стоявшие на рейхе суда, сильно повредив катер-охотник и два мото­ бота противника. Немцы вызвали свою истребительную авиа­ цию. Свыше десятка вражеских истребителей атаковали «Ильюшиных». Воздушный бой был скоротечным. Наши истребители прикрытия отогнали немцев,'причем одного «Ме-109» сбил (лейтенант Дмитрик. В короткой схватке молодой летчик младший лейтенант Старков вогнал в море «Фокке-Вульф». В результате проведенных боевых операций североморские летчики в течение двух дней по­ топили два вражеских транспорта общим водоиз­ мещением 5.000 тонн и сильно повредили два транспорта общим водоизмещением 8 .0 0 0 тонн, один катер-охотник и два мотобота противника. В порту Кибергенес разрушены причал, складское помещение и два служебных здания. В воздуш­ ных боях сбито четыре немецких самолета* Вшдушньш стрелок сержант А. Талтьгчаз з одном из воздуш­ ных боев сбил «Меосерагшггт-!09». За мужество и отвагу, прояв­ ленные в борьбе протяп немецких захватч!нсов. т. Талтынов на* граждан орденом Отечественной войны l -йстепени. Фото С. Бобрицкого. Мы готовы встретить зиму Кр&Г.ПОфЛ'ОГГЦЬЕ и старинны подразделения т. Боомапенюо не первый гщ живут на Севере и хорошо усвоили мудрую рус-оку» послюиицу: «Готовь саяи летом, а телегу — зимой». Поэтому вот забралее начали готовиться к по­ лярной агаме. Потроши крепкую н хорошо утепленную казарму. В ной размещены столовая, ленин­ ская комната, саниггаршъя часть е уютные кубриш для жилья. На строительстве казармы осо- бшно усердию поработали красно­ флотцы Мулштин, Татайников и Норфиров. Краснофлотцы Аялго- л»ин и Цагглодн в каладоад кубрике сложили аккуратную печку, оштукатурили вое помещения. Стрельбы прошли организованно Недавно з подразделении мано­ ра Макарова были проведена стрельбы из личного оружия с преодолением различного рода препятствий. Задолго до стрельб краснофлот­ цы под руководствам офицера Трушина прошли курс огневой подготовки, ознакомились с под­ борами наводки, научились пра­ вильно прицеливатвся и троивво­ дить выстрел. Несколько раз кра­ снофлотцы стреляли гао мишеням. * огонь сдешв их еще более уютным. Младший ( орж^нт Цыганков ттро- вел электрически (звет. Копа нехватило досо®, красно­ флотцы Боберов и Калбоичв ih > своей иш/ицдоативе приступили к расимлавке бревен и обеспечили строительство необходимым коли­ честв*>м пиломатериала. Краснофлотцы боевых постов, где комаедирами тт. Комеев, Ва­ ранов, Ларионов. ('уварю, уже заготовили дрова на зиму. Они приводят в порядок все хозяй­ ства постое с таким расчетом, чт«гбы в суровое * зимнее время не допытывать никаких ::атруд- 1101ШЙ. Г. КУРЕПКИН. чтчх>ы натренировать зрение, при­ способиться к своему оружию. Игч тга подгог чка склзаласым зачетных сгрельГыч, которые про- шли оргагН !»в>ттгю н дали высокие показатели. Сержанты Агеев и Адамсон, краснофлотцы Аитомен- ко, Тадоч и многие другие умело преодолевали препятствия и от­ лично стреляли. Они показали вы­ сокую выучку, способность бы­ стро ориентироваться на местно­ сти. Н. АЛЕКСАНДРОВ. ПО НЕМ ЕЦКИМ Д ОТАМ . ДЗОТАМ И Б А Т А Р ЕЯМ За три дня разбито 11 вражеских дзотов и дотов, повреждено два наблюдательных пункта Артиллеристы переднего края обороны живут напряженной жизнью. Оборудуются новые огне­ вые позиции. Каждое орудие нужно обложить толстым слоем камня. Для этой работы артилле­ ристы используют туман, дождь, сумерки. Когда наступает хорошая погода, по сигналу с команд­ ного пункта тяжелые орудия начинают стрельбу на разрушение немецких огневых точек. Только в течение трех дней артиллеристам* подразделения майора Аршинского разрушено де­ сять немецких огневых точек, среди них один особо прочный дот. В стрельбах на разрушение вражеских дзотов и дотов снова отличились орудийные расчеты старшего сержанта Батрина и сержанта Глазыче- ва. Эти расчеты уоорио готовились к предстоящим стрельбам. Каждый боец еще накануне стрельб хорошо уяснял себе стоящую перед ним задачу, хорошо продумал свои действия в предстоящие боевой день. Как только был разбит первый дэот, артилле­ ристы еше больше усилили темп огня. Одно не­ мецкое сооружение, которое потом оказалось крупным дотом, славные артиллеристы разруши­ ли до основания. Во время последней стрельбы по. орудиям Бат­ рина и Глазычева немцы выпустили из четцрек тяжелых батарей более 300 снарядов. Но северо­ морские орудия продолжали вести огонь без пе­ рерыва. Линия связи, которая шла от орудий на командный пункт, выходила из строя более пяти раз, но мужественные связисты Александр Серов, Петр Рудаков, Григорий Замараев и Киселев п >д разрывами вражеских снарядов восстанавливали связь. Сержант Ив. СВИСТУНОВ Артиллеристы офицера Губатенко получили задачу подавить артиллерийские и минометные батареи противника. Орудийные расчеты сержанта Решетникова, Фролова и Громоза заняли свои места. Наводчики Арсентьев и Травин замерли у оптических npn 6 t>- ров. Прозвучала команда «огонь». Земля задрожа­ ла от залпов, тяжелые снаряды полетели туда, где, зарывшись"глубоко в землю, сидел враг. Наблюдатели доложили о прямых попаданиях. В воздух взлетели камни и бревна. Немцы открыли ответный огонь. Однако севе­ роморцы быстро подавили вражескую артиллерию, перенесли огонь на минометные батареи и продол­ жали наносить удары по врагу. В результате проведенного огневого налета се­ вероморские артиллеристы подавили несколько тяжелых орудий, две минометные батареи, повре­ дили два наблюдательных пункта и один дот противника. Так ню дня в день североморские артилле­ ристы переднего края громят и добивают немецко- фашистских захватчиков на солках Заполярья. Краснофлотец П. БЛИНОВ. ГОВОРЯТ БЫВАЛЫЕ МОРЯКИ J Корабль любить надо На флоте вера! ко говорят о любвтг к морю, к своему кораблю. Но мне ии разу не приходилось слышать искренней, задушевной беседы, которая бы со всей под- нои^й раскрыла причины, побуж­ дающие моряка крепко, навсегда полюбить мо-ре и свой корабль. Я плаваю на военных кораб­ лях четырнадцать лет. Последние десять лет провел на сдаом из сторожевых кораблей Северного флота. Окажу прямо, любовь к м-орю у меня появилась не сразу, а как-то незаметно для самого себя. По сейчв’с, огляцываип. на­ зад я всггоминая годы, проведен­ ные на флоте, я понял, почему для меня корабль стал ро.хпьгм домом. Вот об этом-то я я соби­ раюсь рассказать тем. кто еще неявно нредотавлювт себе, за что же можно любить море и корабль. Когда я в 1931 году впервые попал на учебный корабль «Ком­ сомолец», перед главами раскрыл­ ся новый, невод* ИЫЙ мне мир. Высокие мачты, оиутанпые мно- гочмдаянымк вантами и реями. вдались величественными, а сам я терялся перед всей громадой корабля. Еще больше я поразился, ког­ да игл*, молодых, провели в ко­ тельное отделите. П омнлгрся , грд *.у всего >тсо!ба я де смог раз­ глядеть. Кругом переплетались тонкие я толсты» трубопроводы с бесчислввны-м множеством каяоих- то причудливых колес, шшггов, сложных устройств. Все это гу­ дело. шипело, двигалось, словно живое. Посредине отсека стоял огромный котел с тонкими, в ко­ торых бушевало пламя. Откровенно говоря, когда я вы­ брался снова на палубу, то по­ чувствовал себя так, как будто меня ошпарили кипятком. «Не­ ужели я, простой деревенский па­ рень. не имеющий почти никако­ го образования, смогу все это постичь?» — задал я себе во- цро\ Смущало меня также и мно­ гое другое: теснота в кубриках, узкие мной, череа которые с непривычки невозможно было щмтилцуться, я «рутьге трапы. встречающиеся почти на клкдум шагу. Вскоре начались замятия, на которых клапан за клакшсом, ма­ гистраль за магистралью пости­ гал я сложную науку ко­ тельного маониниста. И что вы думаете — освоил! 0 освоил так, лак надо, поскольку скоро меня поставили штатным соециали- стом. После школы и небашпой нрашски я попал на на -тоящий военный корабль, о котором дав­ но мечтал. С этого момента нача­ лась моя подлипшая морская жизнь. Как-то**само собой полу­ чалось. что после каждого похода в море я ощущал гебя более окроипшм. возмужалым, уверен­ ным в своих силах я спо*»опо- стях. Сложная техника, перед которой я первоначалыно оста­ навливался с недоумением, ока­ залась прострой и понягаой, ве-сь Kxirpaf6ib стал как-то шире, про­ сторнее. Появились и эаигуипевюьге друзья, к нооФорьсм я шривяпал 1 ся, и (»м привязались кя> мне. И дружба нагла ста.тл !Ю 1 КГ>млема от корабельной жягвш. Со времешя! я стал хоая 1 ином оложнопо котаилюго хозяйства, иначе говоря— жочаняадром груп­ пы. На корабле я учился жить, вышел, как говори?роя, в люди, стал нужным для Родилы челове­ ком1. Вспоминая минувшие годы юо- ра больной яьизпчг. скажу, что 1 гмедш) на корабле и нри^ореггаег- ся жшлисН'Ньсй опыт, потому что море — лучшая жизненная шко­ ла. Оно любит смелых, предпри­ имчивых, крепких духом и телом лютей. Па ецмибле у человека вырабать©аотся выдержка, напо­ ристость, быстрота, :;а что я и полюбил свой корабль, который для меня все равню. что дом род­ ной. Нет спору, сурово шипе Ба- ренцово море, т иавдиашивный if плгп’^оопный моряк всегда с ним совладает, оно по душе ему. Не случайно поэтому, что самые сильные и мужественные люда всегда щуг в моряки. Война застала мой корабль в заводском доке, где он стоял в ка­ питальном ремонте. Работы было непочатый край, а надо было ит- ти в море. Некоторые ш красно- фл^кгцев даже приуныли: — На чом воевать-то будем?— раиггерянно спрашивали они. — Надо скорее ремонтировать самим, — приказал комавдир. И вот под непрерывными б«ом- беж-ками врага началась матрос­ ская работа. Мы сами установи­ ли машины, нроложили все маги­ страли, произвели запрессовжу корпуса. Во^бы рвались радом, но «икго не ухоаил с корабля. Все работали леното и жадао. Эти на­ пряженные дни еще больше спло­ тили и без того дружный зкипаж. Каждый понял, что он не только доарождаегг корабль, который необходим Родине, но и щуиводот в порядок. Опой родной дом, с ко­ торым у него связана вся жизнь, где ему придется сражаться с врагом до победы, переносить все тяготы войны. Мы устраивались по-домашнему, надолго. И действительно, корабль скора) стал каждому ив краснофлотцев родным домом. Каждому пришлось вспомшвгь все, чему его учили в мирное время. После выхода корабля из ре­ монта началась напряженные боевые походы. Мы конвоирова­ ли караваны, искали подводные (Окончание см. на 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz