Краснофлотец. 1944, сентябрь.
У Д А Р Ы ПО В РАЖ ЕСКИМ ПОРТАМ К И Б ЕР Г ЕН ЕС И ВАДСЭ Потоплено два н повреждено пять вражеских кораблей. В воздушных боях сбито четыре немецких самолета Группа североморских бомбардировщиков под командованием старшего лейтенанта Батракова днем 16 сентября нанесла бомбовый удар по пор- . т у Кибергенес. На подходе к цели немцы откры ли сильный зенитный огонь. Но летчики прицель но сбросйли бомбовый груз, вызвав большой взры на причале порта. Бомбами разрушены также складское помещение и два служебных здания. Спустя некоторое время воздушная разведка обааружила скопление судов в одном из вражс- с м х фиордов. В воздух поднялись штурмовики во главе с Героем Советского Союза капитаном Сяницыным и старшим лейтенантом Сурововым под прикрытием истребителей, ведомых Героем Советского Союза капитаном Тарасовым и капи танами Шиповым и Малиновским. Над вражеским фиордом наши летчики появи лись неожиданно, что позволило им с пикирова ния сбросить бомбы на транспорты противника. Почти одновременно на трех транспортах возник ли сильные взрывы. На отходе от цели немцы пыталась атаковать наши штурмовики, но решительными и смелыми действиями наших истребителей были отогнаны. В воздушном бою отличились лейтенант Алек сандров и младший техник-лейтенант Алзаев, сбившие по одному «Мессершмитту». В этот же день вылетел на «свободную охоту» торпедоносец лейтенант Литвак. Обнаружив в норе вражеский транспорт водоизмещением 3.000 тонн, тов. Литвак смело атаковал и торпе дировал его. Воздушный разведчик младший лейтенант Сенаторов наблюдал результаты этой атаки: от прямого попадания торпеды на транс порте возник большой пожар, затем транспорт стал медленно погружаться в воду и затонул. На другой день, 17 сентября, погода снова благоприятствовала успешным действиям наших летчиков. Две группы «Ильюшиных» под коман дованием Героя Советского Союза капитана Сини цына и капитана Евдокимова получили задание нанести бомбовый удар по скоплению вражеских судов в порту Вадсэ. Прорвав сплошную завесу зенитного огня, они сбросили бомбовый груз на стоявшие на рейхе суда, сильно повредив катер-охотник и два мото бота противника. Немцы вызвали свою истребительную авиа цию. Свыше десятка вражеских истребителей атаковали «Ильюшиных». Воздушный бой был скоротечным. Наши истребители прикрытия отогнали немцев,'причем одного «Ме-109» сбил (лейтенант Дмитрик. В короткой схватке молодой летчик младший лейтенант Старков вогнал в море «Фокке-Вульф». В результате проведенных боевых операций североморские летчики в течение двух дней по топили два вражеских транспорта общим водоиз мещением 5.000 тонн и сильно повредили два транспорта общим водоизмещением 8 .0 0 0 тонн, один катер-охотник и два мотобота противника. В порту Кибергенес разрушены причал, складское помещение и два служебных здания. В воздуш ных боях сбито четыре немецких самолета* Вшдушньш стрелок сержант А. Талтьгчаз з одном из воздуш ных боев сбил «Меосерагшггт-!09». За мужество и отвагу, прояв ленные в борьбе протяп немецких захватч!нсов. т. Талтынов на* граждан орденом Отечественной войны l -йстепени. Фото С. Бобрицкого. Мы готовы встретить зиму Кр&Г.ПОфЛ'ОГГЦЬЕ и старинны подразделения т. Боомапенюо не первый гщ живут на Севере и хорошо усвоили мудрую рус-оку» послюиицу: «Готовь саяи летом, а телегу — зимой». Поэтому вот забралее начали готовиться к по лярной агаме. Потроши крепкую н хорошо утепленную казарму. В ной размещены столовая, ленин ская комната, саниггаршъя часть е уютные кубриш для жилья. На строительстве казармы осо- бшно усердию поработали красно флотцы Мулштин, Татайников и Норфиров. Краснофлотцы Аялго- л»ин и Цагглодн в каладоад кубрике сложили аккуратную печку, оштукатурили вое помещения. Стрельбы прошли организованно Недавно з подразделении мано ра Макарова были проведена стрельбы из личного оружия с преодолением различного рода препятствий. Задолго до стрельб краснофлот цы под руководствам офицера Трушина прошли курс огневой подготовки, ознакомились с под борами наводки, научились пра вильно прицеливатвся и троивво дить выстрел. Несколько раз кра снофлотцы стреляли гао мишеням. * огонь сдешв их еще более уютным. Младший ( орж^нт Цыганков ттро- вел электрически (звет. Копа нехватило досо®, красно флотцы Боберов и Калбоичв ih > своей иш/ицдоативе приступили к расимлавке бревен и обеспечили строительство необходимым коли честв*>м пиломатериала. Краснофлотцы боевых постов, где комаедирами тт. Комеев, Ва ранов, Ларионов. ('уварю, уже заготовили дрова на зиму. Они приводят в порядок все хозяй ства постое с таким расчетом, чт«гбы в суровое * зимнее время не допытывать никаких ::атруд- 1101ШЙ. Г. КУРЕПКИН. чтчх>ы натренировать зрение, при способиться к своему оружию. Игч тга подгог чка склзаласым зачетных сгрельГыч, которые про- шли оргагН !»в>ттгю н дали высокие показатели. Сержанты Агеев и Адамсон, краснофлотцы Аитомен- ко, Тадоч и многие другие умело преодолевали препятствия и от лично стреляли. Они показали вы сокую выучку, способность бы стро ориентироваться на местно сти. Н. АЛЕКСАНДРОВ. ПО НЕМ ЕЦКИМ Д ОТАМ . ДЗОТАМ И Б А Т А Р ЕЯМ За три дня разбито 11 вражеских дзотов и дотов, повреждено два наблюдательных пункта Артиллеристы переднего края обороны живут напряженной жизнью. Оборудуются новые огне вые позиции. Каждое орудие нужно обложить толстым слоем камня. Для этой работы артилле ристы используют туман, дождь, сумерки. Когда наступает хорошая погода, по сигналу с команд ного пункта тяжелые орудия начинают стрельбу на разрушение немецких огневых точек. Только в течение трех дней артиллеристам* подразделения майора Аршинского разрушено де сять немецких огневых точек, среди них один особо прочный дот. В стрельбах на разрушение вражеских дзотов и дотов снова отличились орудийные расчеты старшего сержанта Батрина и сержанта Глазыче- ва. Эти расчеты уоорио готовились к предстоящим стрельбам. Каждый боец еще накануне стрельб хорошо уяснял себе стоящую перед ним задачу, хорошо продумал свои действия в предстоящие боевой день. Как только был разбит первый дэот, артилле ристы еше больше усилили темп огня. Одно не мецкое сооружение, которое потом оказалось крупным дотом, славные артиллеристы разруши ли до основания. Во время последней стрельбы по. орудиям Бат рина и Глазычева немцы выпустили из четцрек тяжелых батарей более 300 снарядов. Но северо морские орудия продолжали вести огонь без пе рерыва. Линия связи, которая шла от орудий на командный пункт, выходила из строя более пяти раз, но мужественные связисты Александр Серов, Петр Рудаков, Григорий Замараев и Киселев п >д разрывами вражеских снарядов восстанавливали связь. Сержант Ив. СВИСТУНОВ Артиллеристы офицера Губатенко получили задачу подавить артиллерийские и минометные батареи противника. Орудийные расчеты сержанта Решетникова, Фролова и Громоза заняли свои места. Наводчики Арсентьев и Травин замерли у оптических npn 6 t>- ров. Прозвучала команда «огонь». Земля задрожа ла от залпов, тяжелые снаряды полетели туда, где, зарывшись"глубоко в землю, сидел враг. Наблюдатели доложили о прямых попаданиях. В воздух взлетели камни и бревна. Немцы открыли ответный огонь. Однако севе роморцы быстро подавили вражескую артиллерию, перенесли огонь на минометные батареи и продол жали наносить удары по врагу. В результате проведенного огневого налета се вероморские артиллеристы подавили несколько тяжелых орудий, две минометные батареи, повре дили два наблюдательных пункта и один дот противника. Так ню дня в день североморские артилле ристы переднего края громят и добивают немецко- фашистских захватчиков на солках Заполярья. Краснофлотец П. БЛИНОВ. ГОВОРЯТ БЫВАЛЫЕ МОРЯКИ J Корабль любить надо На флоте вера! ко говорят о любвтг к морю, к своему кораблю. Но мне ии разу не приходилось слышать искренней, задушевной беседы, которая бы со всей под- нои^й раскрыла причины, побуж дающие моряка крепко, навсегда полюбить мо-ре и свой корабль. Я плаваю на военных кораб лях четырнадцать лет. Последние десять лет провел на сдаом из сторожевых кораблей Северного флота. Окажу прямо, любовь к м-орю у меня появилась не сразу, а как-то незаметно для самого себя. По сейчв’с, огляцываип. на зад я всггоминая годы, проведен ные на флоте, я понял, почему для меня корабль стал ро.хпьгм домом. Вот об этом-то я я соби раюсь рассказать тем. кто еще неявно нредотавлювт себе, за что же можно любить море и корабль. Когда я в 1931 году впервые попал на учебный корабль «Ком сомолец», перед главами раскрыл ся новый, невод* ИЫЙ мне мир. Высокие мачты, оиутанпые мно- гочмдаянымк вантами и реями. вдались величественными, а сам я терялся перед всей громадой корабля. Еще больше я поразился, ког да игл*, молодых, провели в ко тельное отделите. П омнлгрся , грд *.у всего >тсо!ба я де смог раз глядеть. Кругом переплетались тонкие я толсты» трубопроводы с бесчислввны-м множеством каяоих- то причудливых колес, шшггов, сложных устройств. Все это гу дело. шипело, двигалось, словно живое. Посредине отсека стоял огромный котел с тонкими, в ко торых бушевало пламя. Откровенно говоря, когда я вы брался снова на палубу, то по чувствовал себя так, как будто меня ошпарили кипятком. «Не ужели я, простой деревенский па рень. не имеющий почти никако го образования, смогу все это постичь?» — задал я себе во- цро\ Смущало меня также и мно гое другое: теснота в кубриках, узкие мной, череа которые с непривычки невозможно было щмтилцуться, я «рутьге трапы. встречающиеся почти на клкдум шагу. Вскоре начались замятия, на которых клапан за клакшсом, ма гистраль за магистралью пости гал я сложную науку ко тельного маониниста. И что вы думаете — освоил! 0 освоил так, лак надо, поскольку скоро меня поставили штатным соециали- стом. После школы и небашпой нрашски я попал на на -тоящий военный корабль, о котором дав но мечтал. С этого момента нача лась моя подлипшая морская жизнь. Как-то**само собой полу чалось. что после каждого похода в море я ощущал гебя более окроипшм. возмужалым, уверен ным в своих силах я спо*»опо- стях. Сложная техника, перед которой я первоначалыно оста навливался с недоумением, ока залась прострой и понягаой, ве-сь Kxirpaf6ib стал как-то шире, про сторнее. Появились и эаигуипевюьге друзья, к нооФорьсм я шривяпал 1 ся, и (»м привязались кя> мне. И дружба нагла ста.тл !Ю 1 КГ>млема от корабельной жягвш. Со времешя! я стал хоая 1 ином оложнопо котаилюго хозяйства, иначе говоря— жочаняадром груп пы. На корабле я учился жить, вышел, как говори?роя, в люди, стал нужным для Родилы челове ком1. Вспоминая минувшие годы юо- ра больной яьизпчг. скажу, что 1 гмедш) на корабле и нри^ореггаег- ся жшлисН'Ньсй опыт, потому что море — лучшая жизненная шко ла. Оно любит смелых, предпри имчивых, крепких духом и телом лютей. Па ецмибле у человека вырабать©аотся выдержка, напо ристость, быстрота, :;а что я и полюбил свой корабль, который для меня все равню. что дом род ной. Нет спору, сурово шипе Ба- ренцово море, т иавдиашивный if плгп’^оопный моряк всегда с ним совладает, оно по душе ему. Не случайно поэтому, что самые сильные и мужественные люда всегда щуг в моряки. Война застала мой корабль в заводском доке, где он стоял в ка питальном ремонте. Работы было непочатый край, а надо было ит- ти в море. Некоторые ш красно- фл^кгцев даже приуныли: — На чом воевать-то будем?— раиггерянно спрашивали они. — Надо скорее ремонтировать самим, — приказал комавдир. И вот под непрерывными б«ом- беж-ками врага началась матрос ская работа. Мы сами установи ли машины, нроложили все маги страли, произвели запрессовжу корпуса. Во^бы рвались радом, но «икго не ухоаил с корабля. Все работали леното и жадао. Эти на пряженные дни еще больше спло тили и без того дружный зкипаж. Каждый понял, что он не только доарождаегг корабль, который необходим Родине, но и щуиводот в порядок. Опой родной дом, с ко торым у него связана вся жизнь, где ему придется сражаться с врагом до победы, переносить все тяготы войны. Мы устраивались по-домашнему, надолго. И действительно, корабль скора) стал каждому ив краснофлотцев родным домом. Каждому пришлось вспомшвгь все, чему его учили в мирное время. После выхода корабля из ре монта началась напряженные боевые походы. Мы конвоирова ли караваны, искали подводные (Окончание см. на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz