Краснофлотец. 1944, сентябрь.
ДВА БОЕВЫХ Н Я ЛЕТЧИКОВ-СЕВЕРОМОРЦЕВ Потоплено 7 и повреждено 7 кораблей противника, В воздушных боях уничтожено 4 вражеских самолета. Хорошая летная погода «внесла аваотгелшос оживление в боевую деятельность североморских летчиков. В течение двух последогих дней ваша авиация нанесла ряд последотьатотьиых ударов по вражеским кораблям в самых различных райо нах Баренцева моря. В воздушных операциях принимали участие штурмовики, торпедоносцы, бомбардировщики и истребители. Рано утром четверка бомюадодировщишв, ве домая старшим лейтенантом Стрелыииковьгм, вылетела на «овободную охоту». Вскоре наши леттинои заметили два вражеоких тральщика. Первьрм вьшел в атаку и сАросш бомбовый груз на мраблет гцротявштка старший лейтенант Стрельников. Одна из бомб дрю^кила тьра.вьгй борт тральщика. Вслед па ведущим этот корабль был атакован младшим лейтенантом Григорьевым. Его бомбы также поразили цель. Оильчо поврежденный тральщик какрегаился и стал тонуть. Другая группа нашил бомбардировщиков под комащ'оватгием старшего лейтенанта Швайлах обнаружила в море немецкий мотобот. Паши леттаюи атаковали судгоо. Мотобот загорелся и затонул. На другой день прушга наших истребителей, ведомая гвардии капитаном Максимовичем, вы шла на прикрытие группы торпедных катеров, атаковавших вражеский конвой у берегов Се верной Норвегии. Когда торпедные катера капитана 3-го ранга т. Федорова завершили атаку и легли на курс лтхода, летчж гвардии капитан Максимович на метил. что сзади одного из напгих катеров сле дуют четыре немецких катера-охотника. Макси мович быстро атаковал ведущий немецкий охот ник и пушечно-иул-еметныгм огнем отогнал дру гие вражеские катера. К этому времени горючее у летчиков-гвар той- цев было почти на исходе. Одш/ко вблизи наших берегов над торпедяьгми катерами появилась группа «Мессертгомиттов» и «Фокке-'Вульф^в». ГвардеР* s!-истребители. несмотря на численное превосходство врага и етсояясающив запасы горю чего, атаковали немцев. В за/вязавшемся зоздупт'ом бою гвардия старший лейтенант Пхлоянзюков сбил два «Ме-109 >, третьего «ст»иевятого» ейгел капитан Сахаров. Огарнгий лейтенант Шевченко сбил «Фокке-Вульф-190 ». В этот же день ударные группы штурмови ков, торпедоносцев и бомбардировщиков атако вали остатки вражеского коивоя, разгр-омденного >тром североморскими катершгками. Первыми над конвоем появшиись штурмо вики, ведомые старшим лейтенантом Окотпщо- вььм. Сброшенными бомбами серьезно ловрежтен сторожевой корабль противника. Почти одновременно, вслед за первой группой но немецким кораблям нанесла удар вторая группа штурмовиков, которую вел'и старший лейтенант Тамарок и лейтенант ХшринсттиГ!. В результате точного бомбомет&нтся на стороже вом катере вкзиышул пожар, и он впкоре затонул. Во второй половине дня в другом районе группа шгурякшиков Героя Советского Союза ка питала Осьмьа атаковала стоявшие на рейде су.п противника. Штурмовики притшиьяи тлжелол повреждение немецкому транспорту водоизмеще нием 6— 8 тысяч тонн. В течение всего дня. с утра до поодней яичн. действовали на коммуникациях противника тор педоносцы. Норвым из них обнаружил, атаковал и торпедировал вражеский танкер лейтенант Батраков. Экипажа торпедоносцев гсачитана Волын- кша и леГгтеяанта Моисеева атаковали и пото пили д а транспорта противника водоипм'ещени- еч но 2 — 3 тысячи тонн каждый. Смелую и .решительную атаку провел Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Францев. Он с предельно короткой дистанции торпедировал и потопил вемецкий транспорт водоизмещением 2.1(00 тонн. В точение всего дня группы бомбаригровщч- коп под командованием летч?нкоз тт. Сахарова, Павлова и Савчук в «свободной охоте» н ан е сл и повреждения морскому охотнику, сторожевому катеру, самоходной барже и мотоботу против ника. В результате напряженной боевой работы североморские летчики в течение 14 и 15 сен тября потопили три транспорта, танкер, сторо- жевой катер, тральщик и мотобот против ника. За это же время повреждены: одига транспорт водоизмещением 6 — *8 тысяч тонн, два стороужовьрх корабля, одна самоходная баржа и три другм судна противника. В воэдуптых боях наши летчики сбили че тыре вражеских самолета. НЕМЦА-НА ДН01 :м1 В течение двух дней североморские летчти нанесли ряд сокрушительных ударов по кораэлэм противника. Летчик Мар кизский вэ время боя засиял од«т из арэжесюик кораблей, подожженных прямим попаданием (уу мбы. ! ТУРБИНЫ ОСВОЕНЬ| краснофлотцев }ьас проплавал 5—6 лет, но Т\*рбинистэм моего отделения пришлось столкнуться с нешако- мой системой турбин и вспомога тельных к ним механизмов. Надо было быстро счмюкть эту технику. — Как бьгть? — спрашивали ме ня краснофлотцы. Признаться, я и сам немного оробел. Хотя опыт и у меня, и у был. каждый из на кораблях по здесь встретились, казалось, непреодолимые трудно сти: отсутствовав чертежи исхе мы, по которым можно было бы изучить механизмы и разобраться д сложном сплетении магистралей. Оставался один выход: присту пить к практическому изучению турбин и магистралей. Сначала мы делали так: полезет кто-нибудь «з краснофлотцев, прэсмотрщ- маги страли н другим расскажет, а по том на каждый клапан вешал картонную бирку с шдписью. Затем мы стали в*ж*рьсаать наи более сложные машины и знако миться с их внутренним устрой ством, стараясь уяснить пришит работы, познать капризные сторо ны. Там. где краснофлотцам не удавалось разобраться самим, они спрашивали специалистов, слу-'' живших раньше ш этом корабле. Старшина 2-й статьи Тулузаров. старшие краснофлотцы Поляков, Стр;зкуев и другие во время ре монтных раб-гг внимательно на блюдали за действиями загюдскик рабои.ьХ, помогали им разбирать и собирать отдельные механизмы и ? j устранять повреждения. , Старший краонофлотещ Поляков вместе с рабочими праюводил ре монт рулевой машины. Он сам го товил полые подшипники, смотрел за тем, чтобы сделаны были пра вильные допуска, замеривал и све рял их по таблицам. Поляков на столько изучил рулевую машину, что стал вносить рационализатор ские предложения по улучшению работы отдельных ее деталей. Сейчас мы с пол:к>йответствен ностью можем сказать, что турби ны и вспомогательные к ним ме- ханизмы нами освоены. Но красно флотцы моего отделения не усп >- клишаются на этом, они продолжа ют изучать техя»жу, стоемясь к тому, чтобы до мельчайших под робностей знать устройство обслу живаемых машин. Старшина 2-йстатьи Ф. РОГОЖИН. Д линная стальная сигара прочного корпуса подвод ного корабля никотласг. на стапелях. Грохот пневматических молотков оглушал непривычного человека, когда старшина группы мотористов Юрий Елш, только что назначенный на эту долж ность, пришел впервые на свой сорабдь. Молоденький командир пятой боевой части приветливо встре тил нового старшину, который отныне должен был стать его сгравой рукой и первым помощ ником. Он показал ему дизельный отсек, в котором еще ничего не было, кроме жестких переплете ний шпангоутов. — Здесь вы хозяин, — сказал ему командир. Это было еще до войны. По «ичману Юрию Елину запомни лись эти дни напряженного тру да, когда у него на глазах рождался и обрастал мускулами машин и нервами проводов краса- вец-кораблг... Помногу часов не выходили тогда будущие подвод ники из отсеков, и старшина Елин, проверяя, как установлен в его заведывании новый меха низм. старался представить, как он будет вести себя в настоящем б ‘лвом походе... !f это время пришло.. Мичман Ш;нш Елин, старшина группы хозяин ^ мотористов Н-ской ПОДВОДНОЙ лодки, снова стоит на своем посту в дизельном отсеке. Здесь он действительно полный хозяин. Он чувствует в себе особую уве ренность, наблюдая, как плашо ползет вправо стрелка тахометра, как привычно для уха гудят ди зеля, как не спеша поднимается и опускается палуба отсека на свежей морской волне. Ему при ятно думать, что корабль, кото рый он когда-то строил собствен ными руками, ходит в боевые походы. И как ходит! На рубке подводной лодки в центре пяти конечной звезды красуется гор дая цифра побед — 8. Восемь вражеских кораблей нашли свою могилу от торпед, выпущенных подводным кораблем. который стал для мичмана родным д.эмом. Мичман Елин не без основания думает о своей нодводной лодке, как о родном доме. Если подсчи тать многие тысяча миль, кото рые ока прошла в море, то полу чается такая внушительная циф ра, о которой сам Елин однажды удивленно заметил: — Выходит, что мы дважды обогнули в?гь земной шар! Десятка тысяч миль остались за кормой подводной лодки. Сот 3EJ ни часов проработали ее дизель- моторы, не зная аварий. Не один раз попадал корабль в жестокие штормы и в еще более суровые испытания — разрывы глубинных бомб. Но воля к побе де всего коллектива, мастерство командира и могучая советская техника выводили подводный корабль из самых затруднитель ных положе:! ui. Однажды на по- 'О ОТСЕКА ходе обнаружилось, что лопнул! трубка змеевика. В один из под шипников вместо масла стала поступать вода. Всплыть было невозможно, а ремонт требовался немедленно. Елин взял в руки слесарный инструмент и при нялся за работу. Девять часов пришлось ему ремонтировать повреждение, но он ушел из от сека только тогда, когда мог доло жить командиру о ликвидации неисправности. Впрочем, это исключитель ный случай. В заведьгванин Ели на на походе обычно не слу чается никаких [фоисшествий. — У нашего старшьжны такое правило, — говорит командир отделения мотористов Бубнов: — лучше два раза разобрать я про ворить механизмы па берегу, чем один раз в море... В походе мотористам было приказано обеспечить форсирован ные хода. Вражеский конвой на ходился впереди на десятки миль, и. если его не нагнать, он мог бы скрыться где-нибудь в север ном фиорде. Командир подлодки сообщил об этом мотористам. — Догоним! — твердо окапал старшина группы Елин. Машинный телеграф передал приказание: «Полный вперед». За кормой лодки забурлила белая пена. Так началась погоня. Ио- нец ее известен. Немецкий кара ван был обнаружен ранним ут ром. Вражеский эсминец, шедший в голове немецкого конвоя, был настигнут североморской торпе дой. Старшина группы Елин сооб щил споим мотористам: — Наша взяла! Я вот лодка снова ошвартова на у пирса родной базы. В снова целые дни старшина мотористов проводит у машин и механизмов, разбираясь в сложной системе турбиприводов и ууло>в. Попутав он находит время обучать моло дых мотористов Коробквна и Гурьева. Войт — хорошая школа дм всях. Радом с молодыми красно флотцами в ной оттачивает слое нантерстоо подводника шпьрпны ! и бывалый ничмая Юрий Елин. Почетная грамота Наркома, выданная группе мотористов, командиром которой являете* мичман Елин, за отличную экпплоатацию вверенных меха низмов, является лучшим свиде тельством боевого мастерства подаодеиков-мотористов. Старший лейтенант А. ЖУРАВЛЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz