Краснофлотец. 1944, сентябрь.

ДВА БОЕВЫХ Н Я ЛЕТЧИКОВ-СЕВЕРОМОРЦЕВ Потоплено 7 и повреждено 7 кораблей противника, В воздушных боях уничтожено 4 вражеских самолета. Хорошая летная погода «внесла аваотгелшос оживление в боевую деятельность североморских летчиков. В течение двух последогих дней ваша авиация нанесла ряд последотьатотьиых ударов по вражеским кораблям в самых различных райо­ нах Баренцева моря. В воздушных операциях принимали участие штурмовики, торпедоносцы, бомбардировщики и истребители. Рано утром четверка бомюадодировщишв, ве­ домая старшим лейтенантом Стрелыииковьгм, вылетела на «овободную охоту». Вскоре наши леттинои заметили два вражеоких тральщика. Первьрм вьшел в атаку и сАросш бомбовый груз на мраблет гцротявштка старший лейтенант Стрельников. Одна из бомб дрю^кила тьра.вьгй борт тральщика. Вслед па ведущим этот корабль был атакован младшим лейтенантом Григорьевым. Его бомбы также поразили цель. Оильчо поврежденный тральщик какрегаился и стал тонуть. Другая группа нашил бомбардировщиков под комащ'оватгием старшего лейтенанта Швайлах обнаружила в море немецкий мотобот. Паши леттаюи атаковали судгоо. Мотобот загорелся и затонул. На другой день прушга наших истребителей, ведомая гвардии капитаном Максимовичем, вы­ шла на прикрытие группы торпедных катеров, атаковавших вражеский конвой у берегов Се­ верной Норвегии. Когда торпедные катера капитана 3-го ранга т. Федорова завершили атаку и легли на курс лтхода, летчж гвардии капитан Максимович на­ метил. что сзади одного из напгих катеров сле­ дуют четыре немецких катера-охотника. Макси­ мович быстро атаковал ведущий немецкий охот­ ник и пушечно-иул-еметныгм огнем отогнал дру­ гие вражеские катера. К этому времени горючее у летчиков-гвар той- цев было почти на исходе. Одш/ко вблизи наших берегов над торпедяьгми катерами появилась группа «Мессертгомиттов» и «Фокке-'Вульф^в». ГвардеР* s!-истребители. несмотря на численное превосходство врага и етсояясающив запасы горю­ чего, атаковали немцев. В за/вязавшемся зоздупт'ом бою гвардия старший лейтенант Пхлоянзюков сбил два «Ме-109 >, третьего «ст»иевятого» ейгел капитан Сахаров. Огарнгий лейтенант Шевченко сбил «Фокке-Вульф-190 ». В этот же день ударные группы штурмови­ ков, торпедоносцев и бомбардировщиков атако­ вали остатки вражеского коивоя, разгр-омденного >тром североморскими катершгками. Первыми над конвоем появшиись штурмо­ вики, ведомые старшим лейтенантом Окотпщо- вььм. Сброшенными бомбами серьезно ловрежтен сторожевой корабль противника. Почти одновременно, вслед за первой группой но немецким кораблям нанесла удар вторая группа штурмовиков, которую вел'и старший лейтенант Тамарок и лейтенант ХшринсттиГ!. В результате точного бомбомет&нтся на стороже­ вом катере вкзиышул пожар, и он впкоре затонул. Во второй половине дня в другом районе группа шгурякшиков Героя Советского Союза ка­ питала Осьмьа атаковала стоявшие на рейде су.п противника. Штурмовики притшиьяи тлжелол повреждение немецкому транспорту водоизмеще­ нием 6— 8 тысяч тонн. В течение всего дня. с утра до поодней яичн. действовали на коммуникациях противника тор­ педоносцы. Норвым из них обнаружил, атаковал и торпедировал вражеский танкер лейтенант Батраков. Экипажа торпедоносцев гсачитана Волын- кша и леГгтеяанта Моисеева атаковали и пото­ пили д а транспорта противника водоипм'ещени- еч но 2 — 3 тысячи тонн каждый. Смелую и .решительную атаку провел Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Францев. Он с предельно короткой дистанции торпедировал и потопил вемецкий транспорт водоизмещением 2.1(00 тонн. В точение всего дня группы бомбаригровщч- коп под командованием летч?нкоз тт. Сахарова, Павлова и Савчук в «свободной охоте» н ан е сл и повреждения морскому охотнику, сторожевому катеру, самоходной барже и мотоботу против­ ника. В результате напряженной боевой работы североморские летчики в течение 14 и 15 сен­ тября потопили три транспорта, танкер, сторо- жевой катер, тральщик и мотобот против­ ника. За это же время повреждены: одига транспорт водоизмещением 6 — *8 тысяч тонн, два стороужовьрх корабля, одна самоходная баржа и три другм судна противника. В воэдуптых боях наши летчики сбили че­ тыре вражеских самолета. НЕМЦА-НА ДН01 :м1 В течение двух дней североморские летчти нанесли ряд сокрушительных ударов по кораэлэм противника. Летчик Мар­ кизский вэ время боя засиял од«т из арэжесюик кораблей, подожженных прямим попаданием (уу мбы. ! ТУРБИНЫ ОСВОЕНЬ| краснофлотцев }ьас проплавал 5—6 лет, но Т\*рбинистэм моего отделения пришлось столкнуться с нешако- мой системой турбин и вспомога­ тельных к ним механизмов. Надо было быстро счмюкть эту технику. — Как бьгть? — спрашивали ме­ ня краснофлотцы. Признаться, я и сам немного оробел. Хотя опыт и у меня, и у был. каждый из на кораблях по здесь встретились, казалось, непреодолимые трудно­ сти: отсутствовав чертежи исхе­ мы, по которым можно было бы изучить механизмы и разобраться д сложном сплетении магистралей. Оставался один выход: присту­ пить к практическому изучению турбин и магистралей. Сначала мы делали так: полезет кто-нибудь «з краснофлотцев, прэсмотрщ- маги­ страли н другим расскажет, а по­ том на каждый клапан вешал картонную бирку с шдписью. Затем мы стали в*ж*рьсаать наи­ более сложные машины и знако­ миться с их внутренним устрой­ ством, стараясь уяснить пришит работы, познать капризные сторо­ ны. Там. где краснофлотцам не удавалось разобраться самим, они спрашивали специалистов, слу-'' живших раньше ш этом корабле. Старшина 2-й статьи Тулузаров. старшие краснофлотцы Поляков, Стр;зкуев и другие во время ре­ монтных раб-гг внимательно на­ блюдали за действиями загюдскик рабои.ьХ, помогали им разбирать и собирать отдельные механизмы и ? j устранять повреждения. , Старший краонофлотещ Поляков вместе с рабочими праюводил ре­ монт рулевой машины. Он сам го­ товил полые подшипники, смотрел за тем, чтобы сделаны были пра­ вильные допуска, замеривал и све­ рял их по таблицам. Поляков на­ столько изучил рулевую машину, что стал вносить рационализатор­ ские предложения по улучшению работы отдельных ее деталей. Сейчас мы с пол:к>йответствен­ ностью можем сказать, что турби­ ны и вспомогательные к ним ме- ханизмы нами освоены. Но красно­ флотцы моего отделения не усп >- клишаются на этом, они продолжа­ ют изучать техя»жу, стоемясь к тому, чтобы до мельчайших под­ робностей знать устройство обслу­ живаемых машин. Старшина 2-йстатьи Ф. РОГОЖИН. Д линная стальная сигара прочного корпуса подвод­ ного корабля никотласг. на стапелях. Грохот пневматических молотков оглушал непривычного человека, когда старшина группы мотористов Юрий Елш, только что назначенный на эту долж­ ность, пришел впервые на свой сорабдь. Молоденький командир пятой боевой части приветливо встре­ тил нового старшину, который отныне должен был стать его сгравой рукой и первым помощ­ ником. Он показал ему дизельный отсек, в котором еще ничего не было, кроме жестких переплете­ ний шпангоутов. — Здесь вы хозяин, — сказал ему командир. Это было еще до войны. По «ичману Юрию Елину запомни­ лись эти дни напряженного тру­ да, когда у него на глазах рождался и обрастал мускулами машин и нервами проводов краса- вец-кораблг... Помногу часов не выходили тогда будущие подвод­ ники из отсеков, и старшина Елин, проверяя, как установлен в его заведывании новый меха­ низм. старался представить, как он будет вести себя в настоящем б ‘лвом походе... !f это время пришло.. Мичман Ш;нш Елин, старшина группы хозяин ^ мотористов Н-ской ПОДВОДНОЙ лодки, снова стоит на своем посту в дизельном отсеке. Здесь он действительно полный хозяин. Он чувствует в себе особую уве­ ренность, наблюдая, как плашо ползет вправо стрелка тахометра, как привычно для уха гудят ди­ зеля, как не спеша поднимается и опускается палуба отсека на свежей морской волне. Ему при­ ятно думать, что корабль, кото­ рый он когда-то строил собствен­ ными руками, ходит в боевые походы. И как ходит! На рубке подводной лодки в центре пяти­ конечной звезды красуется гор­ дая цифра побед — 8. Восемь вражеских кораблей нашли свою могилу от торпед, выпущенных подводным кораблем. который стал для мичмана родным д.эмом. Мичман Елин не без основания думает о своей нодводной лодке, как о родном доме. Если подсчи­ тать многие тысяча миль, кото­ рые ока прошла в море, то полу­ чается такая внушительная циф­ ра, о которой сам Елин однажды удивленно заметил: — Выходит, что мы дважды обогнули в?гь земной шар! Десятка тысяч миль остались за кормой подводной лодки. Сот­ 3EJ ни часов проработали ее дизель- моторы, не зная аварий. Не один раз попадал корабль в жестокие штормы и в еще более суровые испытания — разрывы глубинных бомб. Но воля к побе­ де всего коллектива, мастерство командира и могучая советская техника выводили подводный корабль из самых затруднитель­ ных положе:! ui. Однажды на по- 'О ОТСЕКА ходе обнаружилось, что лопнул! трубка змеевика. В один из под­ шипников вместо масла стала поступать вода. Всплыть было невозможно, а ремонт требовался немедленно. Елин взял в руки слесарный инструмент и при­ нялся за работу. Девять часов пришлось ему ремонтировать повреждение, но он ушел из от­ сека только тогда, когда мог доло­ жить командиру о ликвидации неисправности. Впрочем, это исключитель­ ный случай. В заведьгванин Ели­ на на походе обычно не слу­ чается никаких [фоисшествий. — У нашего старшьжны такое правило, — говорит командир отделения мотористов Бубнов: — лучше два раза разобрать я про­ ворить механизмы па берегу, чем один раз в море... В походе мотористам было приказано обеспечить форсирован­ ные хода. Вражеский конвой на­ ходился впереди на десятки миль, и. если его не нагнать, он мог бы скрыться где-нибудь в север­ ном фиорде. Командир подлодки сообщил об этом мотористам. — Догоним! — твердо окапал старшина группы Елин. Машинный телеграф передал приказание: «Полный вперед». За кормой лодки забурлила белая пена. Так началась погоня. Ио- нец ее известен. Немецкий кара­ ван был обнаружен ранним ут­ ром. Вражеский эсминец, шедший в голове немецкого конвоя, был настигнут североморской торпе­ дой. Старшина группы Елин сооб­ щил споим мотористам: — Наша взяла! Я вот лодка снова ошвартова­ на у пирса родной базы. В снова целые дни старшина мотористов проводит у машин и механизмов, разбираясь в сложной системе турбиприводов и ууло>в. Попутав он находит время обучать моло­ дых мотористов Коробквна и Гурьева. Войт — хорошая школа дм всях. Радом с молодыми красно­ флотцами в ной оттачивает слое нантерстоо подводника шпьрпны ! и бывалый ничмая Юрий Елин. Почетная грамота Наркома, выданная группе мотористов, командиром которой являете* мичман Елин, за отличную экпплоатацию вверенных меха­ низмов, является лучшим свиде­ тельством боевого мастерства подаодеиков-мотористов. Старший лейтенант А. ЖУРАВЛЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz