Краснофлотец. 1944, сентябрь.
С О О Б Щ Е Н И Е ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМИССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ Н РАССЛЕДОВАНИЮЗЛОДЕЯНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХСОБЩНИКОВ О РАЗРУШЕНИЯХ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРЫ В ГОРОДАХ ПЕТРОДВОРЕЦ, ПУШКИН И ПАВЛОВСК Всему миру известны величест венные памятники искусства « ар* хитектуры городов Петродворец (бывший Петергоф). Пушкин (быв шее Царское Село), Павловск. Лучшие зодчие иирдроё архзгтек- туры создавали в X V III—XIX ве ках дворцы, тюстрюйюи и 1парки этих городов-«музеев. Петродворец (Петергоф) был основан в 1706 году Петром Пер вым первоначально как место ос тановки по пути на остров Котлин, где. была начата постройка крело- сти Кронштадт. Здесь, на берегу Финского залива. были построены приставь и небольшой дом, полу чавший название «Петров двор». В 1714 году на берегу Финского залива было развернуто огромное строительство Петродеорца (Пе тергофа). По замыслу и под на блюдением самого Петра в Петро- даорце строились дворцы — Мон- плезир, Марли, Эрмитаж, цент ральная часть Большого дворца, большинство фо^анюд, парков, гранильная фабрика самоцветов. Французский архитектор Лебрен построил в Петродворце замеча тельные дворцы Марли и Эрмитаж, Верхние и Нижние парки; италь янец Растрелли создал Большой дворец; мастерству Джакомо Ква ренги принадлежал Александров ский дворец. Знаменитый зодчий Воронихин, вышедший из крепост ных, дополнил летний парк изящ ными пааильома(м;и. Замечательные дворцы и парки Петродеорца по-, лучили широкую известность как исключительные памятники миро вой архитектуры XV III—-XIX ве ков. войск над турками при реке К«- гуль в Молдавии; Башня-руина — в честь Кучук-КаАнарджирского мира, заключенного Россией с тур ками в 1774 году; Орловские во рота — в ознаменование побед русаках вовек под командовавшем графа Григория Орлова. В Царско сельское Адмиралтействе собрана исключительная по своей истори ческой ценности коллекция греб ных и парусных судов; здесь же в Адмиралтействе находился знаме нитый Готорпский глобус, сделан ный по распоряжению герцога Го- торпехого в средине XVII века и в 1713 году подаренный Петру Первому. Огромный глобус, внут ренняя поверхность которого пред ставляла звездное небо, вращался в соответствии с движением зем ного шара; внутри глобуса были помещены стол и скамья на 10 че ловек. Фонтаны Петродзорца были из вестны во всем мире. Большой каскад-.водопад фонтанной систе мы Петродеорца вместе с большим фонтаном дворца «Самсон» и ка налом, выходящим в море, пред ставляют собой исторический па мятник, посвященный победе рус ского оружия над шведами под Полтавой. Бронзовая фигура Сам сона, разрывающего пасть льва, отражала историческую победу Петра Первого над Швецией (лев—государственный герб Шве ции), которая открыла для Рос сия широкий выход в европейские страны. За время Октябрьской револю ции Петродворец стал местом, ку да ежегодно приезжали тысячи экскурсий и не только со всех концов Советского Союза, но и из многих зарубежных стран. До 150 тысяч выезжало в Петродаорец для отдыха в выходные дни. В течение двух веков создава лись художественные архитектур ные памятники, дворцы, парки. скульптуры в городе Пушкин (Царское Село), бывшем до 1917 года царской резиденцией. Веде- кие зодчие X V III—XIX веков Квасов, Земцов, Растрелли, Ква ренги, Ринальди, Воронихин. Фель- тен, Неелов. Камерой, Стасов, скульпторы — Гордеев. Мартос. Демут-Малиновский, Козловский, живописцы — Скотти, Щедрин, Гонзаго и другие своими произве дениями создали Царскому Селу заслуженную славу во вс$м мире. Памятники Царского Села тес но связаны с целым рядом круп нейших событий в истории Рос сии. В Екатерининский дворец б июля 1757 года были привезены ключи и знамена завоеванного русскими войсками прусского го рода Мемель. В дворцовых парках были воздвигнуты Чесменская ко л от а в память победы русского блата над турецким флотом в '770 году при бухте Чесме; Ка тульский обелиск — в ознаменова ние победы в этом же году русски! С Царским Селом связана дея тельность лучших представителей русской литературы: Ломоносова, Сумарокова, Жуковского, Карам зина. Лермонтова, Чаадаева, Тют чева, Гоголя. В Царскосельском лицее воспитывался великий рус ский поэт А. С. Пушкин. Великий Екатерининский дворец, воздвигнутый в городе Пушкин Варфоломеем Растрелли, Алексан дровский дворец. построенный также Джакомо Кваренги, каме роновы термы и камеронова гале рея, носящие имя их знаменитого создателя, являлись лучшими об разцами творчества мировой архи тектуры. Павловский дворец и парк в го роде Павловск с выдающимися памятниками архитектурного и са- дово-паркового искусства созда вались прославленными мастерами искусства и архитектуры Скотти, Щедриным, Меттенлайтером, Гон заго. В 1823 году архитектор К. Росси в левом крыле дворца построил и отделал известную всему миру библиотеку. Советский народ бережно хра нил города-музеи Петродворец. Пушкин и Павловок, в которых были сосредоточены памятники ис тории России, созданные творче ством и трудом народа. Ежегодно затрагивались огромные средства на благоустройство этих городов я их парков, на работу по ремонту и реставрации дворцов, фонтанов и других построек. Во дворцах были помещены бесценные сокровища русского и мирового искусства, редчайшие образцы мебели, фар фора, живописи, гобеленов и скульптуры русских и иностран ных мастеров. К моменту вторжения немецких захватчиков в ГЬетродворце после эвакуации оставалось еще 34.214 различных музейных экспонатов (картин, художественных изделий, скульптуры) и 11.700 ценнейших книг дворцовых библиотек. В ниж них помещениях Екатерининского и Александровского дворцов го рода Пушкин были сосредоточены гарнитуры мебели русской и фран цузской работы средины XV III ве ка и художественного фарфора конца XIX века и начала XX века, большое количество мраморных бюстов, мелкой скульптуры, до 35 тысяч томов книг дворцовой биб лиотеки. На основании документальных материалов, заявлений и свиде тельских показаний очевидцев, по казаний немецких военнопленных и тщательного расследования, про веденного специальной комиссией в составе: председателя Леш&- градской городской комиссии ге нерал-лейтенанта А. А. Кузнецова, председателя исполкома Ленки* градского городского Совета депутатов трудящихся П. Сг Попкова. главного г архитекто ра Ленинграда Н. В. Барано ва. митрополита Ленинградско го я Новгородского «Алексия, в»це-«резидентов Академии Наук СССР: академика А. А. Байкова и академика Л. А. Орбели, предсе дателя Союза Советские Писате лей Н. С. Тихонова, народной ар тистки СССР В. А. Мичуриной- Самойловой, члена-корреспондента Академии Архитектуры ССС£ А. И. Гегелло. профессора В. А. Мануйлова, начальника государ ственной инспекции по охране па мятников Ленинграда Н. Н. Беле- *хова. директора Государственного Эрмитажа академик» И. А ; Орбе ли, доктора искусствоведческих наук профессора М. В. Доброклон- ского, профессора М. В. Фарма- ковского, кандидата архитектур ных наук В. И. Пилявского, сек ретаря комиссии Л. И. Куприяно вой, а также ка основании лично го расследования фактов раз грабления и разруше*жя памяташ- ков искусства и архитектуры, про изведенного членами Чрезвычай ной Государственной Комиссии академиком А. Н. Толстым и Ни колаем Митрополитом Крутицким установлено: Немецкие громилы разграбили и разрушили памятиили искусства Петродеорца Ворзззнгись в Петродворец 23 сентября 1941 года, немецкие за хватчики сразу же -приступили к грабежу ценностей дворцов-музе ев и зьЕяоаили имущество дворцов в течение нескольких месяцев. балки, уничтожили двери и окон ные рамы, ободрали обшнвку по толка. В парковом павильоне Эрми таж гитлеровцы устроили пуле метно-артиллерийскую опневую Из доорцов — Большого. Map-1точку, уничтожив внутреннюю огг ли, Монплезир и Коттеджа они Делку здания « старинный под ем- разпрабили и вывезли в Германию I иьш механизм обеденного стола около 34.000 предметов музейных В неверной части парка, так на- экспонатов и среди них 4.950 пред-1 зьгваемой Александрии, они взо- метов уникальной мебели, — ан глийской. итальянской, француз ской и русской работы Екатери нинского. Александровского и Николаевского времени; много ред ких сервизов фарфора иностран ных и русских заводов XVIII и XIX вв. Немецкие варвары содра ли шелк, гобелены и другие деко ративные материалы, украшавнше стены дворцовых зал. В ноябре 1941 года немцы сняли бронзовую скульптуру Самсона рвали дачу Николая II, полностью уничтожили деревянный офицер ский домик. Александрийские во рота. павильоны фонтана Адама, павильон главных ворот Верхнего парка и Розовый павильон. Дворец Николая I — коттедж немцы заняли под медицинский пункт, а в Фермерском дворце раз местили свой штаб. Все внутрен нее убранство этих дворцов унич тожено. Немцы разрушили знаменитую работы скульптора Козлозского и I фонтанную систему петродэорцо- увезли ее. Жители Петродеорца Е. С. Андреева и М. Р. Барабанова ^ообщили комиссии, что в начале ноября 1941 года они видели ма шину. увозившую фигуру Самсона. rrpifKрытую брезентом. На уступах водяной • лестницы вых парков. Они подорвали пита ющую фонтаны линию на всем протяжении от плотины у «Розово го павильона» до Верхнего парка. Главная аллея Нижнего парка, идущая параллельно берегу Фин ского залива, на участке от кана- фонтана Самсона были расположе-1 ла до Александрии полностью вы нь» статуи реки Волхов в образе рублена; из деревьев немцы сдела- старика и реки Невы в образе женщины. Немцы вывезли и эти статуи так же, как и большую фонтанную фигуру «Бога морей Нептуна», стоявшую в центре ком позиции большого бассейна в Верхнем парке. Они вывезли в Германию художественные решет ки, ограждавшие парки. Разграбив музейные ценности. ли заминированный завал. В цент ральной части Верхнего парка вы копай противотанковым ров. После занятия Нового Петро- даорца части 291 немецкой пехот ной дивизии огнем тяжелых ору дий полностью уничтожили знаме нитый Английский дворец в Ста ром Петродворце, построенный по указу Екатерины II архитектором немецкие бандиты подожгли Боль-1 Кваренги. Немцы выпустили по шой дворец — гемиальное творе- дворцу 9.000 тяжелых артиллерий- иие зодчего Варфоломея Растрел-1 ских снарядов. Вместе с дворцом Ии. Во дворце полностью по-1 уничтожен живописный английский гибли Танцовальный зал, аудиенц- I парк и все парковые павильоны. зал. парадная лестница и церковь. лех0таый гк>лк 212-й не украшенная деревянной золочений мещсой диаизт( артиллерийски* 'чесменский опнем У'шчтожил так называемую Растрелли, 1 ронныя, чесменским | €^ 0^стветуЮ даяу Александра и Столовый залы, созданные Фель- тенам, дубовая лестница и дубо вый кабинет, отделанные тончай шей резьбой. При своем отступлении из Пет- родворца немцы с помощью мин замедленного действия разруши ли дворец Марли. Дворец имел тончайшую леяШую отделку и резьбу. Немцы разрушили петровский Монплезир. Они уничтожили все деревянные части пазильбнов и галерей, внутреннюю отделку ка бинетов, опален и китайских ком нат; во время оккупации среднюю, наиболее ценную в историко-ху дожественном отношении, часть дворца превратили в дот, в за падном павильоне дворца устрои- II», построенную при Николае I. В Старом Петродворце немцы уничтожили все церкви и в том числе Знаменскую, в которой хра нились военно-исторические ре ликвии эпохи Отечественной вой ны 1812 года. Разрушен храм- музей Серафямовского монастыря с замечательным иконостасом в стиле древнего северо-русского церковного зодчества. Установлено, что немецкие за хватчики преднамеренно, с целью разрушения, включали дворцы и парки, имеющие историческое зна чение. в систему немецкой оборо ны. Об этом свидетельствует най денный в одном кз помещений т конюшню и уборную. В поме- Фермерского дворца макет немец- щевдях Ассемблерного корпуса «их укреплений Пелродворцового немцы вазобоали полы, выпилили |оайона. На макете пок*эдр< важ нейшие здания, зеленые массивы с их лавправкой, водные зеркала, протоки и нанесены узлы сопротив ления. минные поля и друше фор тификационные сооружения не мецких захватчиков. Макет дает полное представление системы обороны немцев в Петродворце, в которую включены в качестве опорных узлов все дворцовые по стройки береговой полосы: Марля, Эрмитаж, Иллюминационный рец, Монплезир к другие. Гитлеррвскиг бандиты разрушили дворцы города Пушкин Разграбление и разрушение исторических и художественных дворцов г. Пушкин (Царское Се ло) производилось преднамеренно, по указанию высших германских властей. Захваченный в плен, в феврале 1944 года, катитан медицинской службы 61 пехотной дивизии Хельмут Антее показал: «Мне из вестно, что в 1941 году в Герма нии была создана специальная ко миссия «Куисткомиссион». В функ ции этой комиссии входило изы мать дворцовое имущество в ок купированных районах России л все нз’ятое перевозить в Германию, Эта комиссия в 1941 и 1942 годах все ценное имущество пушкинских дворцов грузила в эшелоны и вы возила в Германию. Сколько было вывезено ценностей этих двор цов. — я не знаю, но, во всяком случае, брали все. Как мне из вестно, в Екатерининском дворце в'городе Пушкин имелась комна та, стены которой были выложены янтарем. Янтарь был содран я вы везен в Германию». Значительную часть Екатеринин ского дворца немцы сожгли. В огне погибла знаменитая растрея- лиевокая трехсотметровая анфила да парадных зал. Погибли знаме нитые Антикамеры («Залы ожида ния»), отделанные Растрелли. Все стены Антикамер были покрыты золоченой резьбой, огромные по толки затянуты великолепными холстами работы художников сре дины XV III в.: Валлериаки. Гра дации, Вельского и других. Ие имея возможности снять эти ог ромные полотна, немцы изрезали замечательные произведения ис кусства ка куски. Страшную картину разрушения представляет собой Большой эвл— гениальное творение Растрелли. Уничтожены уникальные плафоны заботы Торелли, Джордано, Брюл лова и других крутейших италь янских и русских мастеров; содран и похищен старинный расписной китайский шелк XV III века со стен Китайской гостиной и спаль ни Александра I н желтый шелк с .тканым рисунком лебедей и фаза нов руссхой ручной работы XV III века, которым были обтянуты сте ны Малой столовой; погибли на борные паркеты из ценных пород дерева, выполненные по рисумам архитектора Ринальди. Разгромлена и разграблена изу мительная по своей вяутредаей отделке дворцовая церковь — од но из лучших произведений Раст релли. Иконостас церкви разбит, иконы вывезены, часть плафонов срезана, а часть уничтожена, по лы выломаны, лепные золоченtie украшения содраны. 1 1 •* • * ---------------- 1 •." i1' * (Окончание ом. на Н о Ы '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz