Краснофлотец. 1944, сентябрь.

С О О Б Щ Е Н И Е ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НОМИССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ Н РАССЛЕДОВАНИЮЗЛОДЕЯНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХСОБЩНИКОВ О РАЗРУШЕНИЯХ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРЫ В ГОРОДАХ ПЕТРОДВОРЕЦ, ПУШКИН И ПАВЛОВСК Всему миру известны величест­ венные памятники искусства « ар* хитектуры городов Петродворец (бывший Петергоф). Пушкин (быв­ шее Царское Село), Павловск. Лучшие зодчие иирдроё архзгтек- туры создавали в X V III—XIX ве­ ках дворцы, тюстрюйюи и 1парки этих городов-«музеев. Петродворец (Петергоф) был основан в 1706 году Петром Пер­ вым первоначально как место ос­ тановки по пути на остров Котлин, где. была начата постройка крело- сти Кронштадт. Здесь, на берегу Финского залива. были построены приставь и небольшой дом, полу­ чавший название «Петров двор». В 1714 году на берегу Финского залива было развернуто огромное строительство Петродеорца (Пе­ тергофа). По замыслу и под на­ блюдением самого Петра в Петро- даорце строились дворцы — Мон- плезир, Марли, Эрмитаж, цент­ ральная часть Большого дворца, большинство фо^анюд, парков, гранильная фабрика самоцветов. Французский архитектор Лебрен построил в Петродворце замеча­ тельные дворцы Марли и Эрмитаж, Верхние и Нижние парки; италь­ янец Растрелли создал Большой дворец; мастерству Джакомо Ква­ ренги принадлежал Александров­ ский дворец. Знаменитый зодчий Воронихин, вышедший из крепост­ ных, дополнил летний парк изящ­ ными пааильома(м;и. Замечательные дворцы и парки Петродеорца по-, лучили широкую известность как исключительные памятники миро­ вой архитектуры XV III—-XIX ве­ ков. войск над турками при реке К«- гуль в Молдавии; Башня-руина — в честь Кучук-КаАнарджирского мира, заключенного Россией с тур­ ками в 1774 году; Орловские во­ рота — в ознаменование побед русаках вовек под командовавшем графа Григория Орлова. В Царско­ сельское Адмиралтействе собрана исключительная по своей истори­ ческой ценности коллекция греб­ ных и парусных судов; здесь же в Адмиралтействе находился знаме­ нитый Готорпский глобус, сделан­ ный по распоряжению герцога Го- торпехого в средине XVII века и в 1713 году подаренный Петру Первому. Огромный глобус, внут­ ренняя поверхность которого пред­ ставляла звездное небо, вращался в соответствии с движением зем­ ного шара; внутри глобуса были помещены стол и скамья на 10 че­ ловек. Фонтаны Петродзорца были из­ вестны во всем мире. Большой каскад-.водопад фонтанной систе­ мы Петродеорца вместе с большим фонтаном дворца «Самсон» и ка­ налом, выходящим в море, пред­ ставляют собой исторический па­ мятник, посвященный победе рус­ ского оружия над шведами под Полтавой. Бронзовая фигура Сам­ сона, разрывающего пасть льва, отражала историческую победу Петра Первого над Швецией (лев—государственный герб Шве­ ции), которая открыла для Рос­ сия широкий выход в европейские страны. За время Октябрьской револю­ ции Петродворец стал местом, ку­ да ежегодно приезжали тысячи экскурсий и не только со всех концов Советского Союза, но и из многих зарубежных стран. До 150 тысяч выезжало в Петродаорец для отдыха в выходные дни. В течение двух веков создава­ лись художественные архитектур­ ные памятники, дворцы, парки. скульптуры в городе Пушкин (Царское Село), бывшем до 1917 года царской резиденцией. Веде- кие зодчие X V III—XIX веков Квасов, Земцов, Растрелли, Ква­ ренги, Ринальди, Воронихин. Фель- тен, Неелов. Камерой, Стасов, скульпторы — Гордеев. Мартос. Демут-Малиновский, Козловский, живописцы — Скотти, Щедрин, Гонзаго и другие своими произве­ дениями создали Царскому Селу заслуженную славу во вс$м мире. Памятники Царского Села тес­ но связаны с целым рядом круп­ нейших событий в истории Рос­ сии. В Екатерининский дворец б июля 1757 года были привезены ключи и знамена завоеванного русскими войсками прусского го­ рода Мемель. В дворцовых парках были воздвигнуты Чесменская ко­ л от а в память победы русского блата над турецким флотом в '770 году при бухте Чесме; Ка­ тульский обелиск — в ознаменова­ ние победы в этом же году русски! С Царским Селом связана дея­ тельность лучших представителей русской литературы: Ломоносова, Сумарокова, Жуковского, Карам­ зина. Лермонтова, Чаадаева, Тют­ чева, Гоголя. В Царскосельском лицее воспитывался великий рус­ ский поэт А. С. Пушкин. Великий Екатерининский дворец, воздвигнутый в городе Пушкин Варфоломеем Растрелли, Алексан­ дровский дворец. построенный также Джакомо Кваренги, каме­ роновы термы и камеронова гале­ рея, носящие имя их знаменитого создателя, являлись лучшими об­ разцами творчества мировой архи­ тектуры. Павловский дворец и парк в го­ роде Павловск с выдающимися памятниками архитектурного и са- дово-паркового искусства созда­ вались прославленными мастерами искусства и архитектуры Скотти, Щедриным, Меттенлайтером, Гон­ заго. В 1823 году архитектор К. Росси в левом крыле дворца построил и отделал известную всему миру библиотеку. Советский народ бережно хра­ нил города-музеи Петродворец. Пушкин и Павловок, в которых были сосредоточены памятники ис­ тории России, созданные творче­ ством и трудом народа. Ежегодно затрагивались огромные средства на благоустройство этих городов я их парков, на работу по ремонту и реставрации дворцов, фонтанов и других построек. Во дворцах были помещены бесценные сокровища русского и мирового искусства, редчайшие образцы мебели, фар фора, живописи, гобеленов и скульптуры русских и иностран­ ных мастеров. К моменту вторжения немецких захватчиков в ГЬетродворце после эвакуации оставалось еще 34.214 различных музейных экспонатов (картин, художественных изделий, скульптуры) и 11.700 ценнейших книг дворцовых библиотек. В ниж­ них помещениях Екатерининского и Александровского дворцов го­ рода Пушкин были сосредоточены гарнитуры мебели русской и фран­ цузской работы средины XV III ве­ ка и художественного фарфора конца XIX века и начала XX века, большое количество мраморных бюстов, мелкой скульптуры, до 35 тысяч томов книг дворцовой биб­ лиотеки. На основании документальных материалов, заявлений и свиде­ тельских показаний очевидцев, по­ казаний немецких военнопленных и тщательного расследования, про­ веденного специальной комиссией в составе: председателя Леш&- градской городской комиссии ге­ нерал-лейтенанта А. А. Кузнецова, председателя исполкома Ленки* градского городского Совета депутатов трудящихся П. Сг Попкова. главного г архитекто­ ра Ленинграда Н. В. Барано­ ва. митрополита Ленинградско­ го я Новгородского «Алексия, в»це-«резидентов Академии Наук СССР: академика А. А. Байкова и академика Л. А. Орбели, предсе­ дателя Союза Советские Писате­ лей Н. С. Тихонова, народной ар­ тистки СССР В. А. Мичуриной- Самойловой, члена-корреспондента Академии Архитектуры ССС£ А. И. Гегелло. профессора В. А. Мануйлова, начальника государ­ ственной инспекции по охране па­ мятников Ленинграда Н. Н. Беле- *хова. директора Государственного Эрмитажа академик» И. А ; Орбе­ ли, доктора искусствоведческих наук профессора М. В. Доброклон- ского, профессора М. В. Фарма- ковского, кандидата архитектур­ ных наук В. И. Пилявского, сек­ ретаря комиссии Л. И. Куприяно­ вой, а также ка основании лично­ го расследования фактов раз­ грабления и разруше*жя памяташ- ков искусства и архитектуры, про­ изведенного членами Чрезвычай­ ной Государственной Комиссии академиком А. Н. Толстым и Ни­ колаем Митрополитом Крутицким установлено: Немецкие громилы разграбили и разрушили памятиили искусства Петродеорца Ворзззнгись в Петродворец 23 сентября 1941 года, немецкие за­ хватчики сразу же -приступили к грабежу ценностей дворцов-музе­ ев и зьЕяоаили имущество дворцов в течение нескольких месяцев. балки, уничтожили двери и окон­ ные рамы, ободрали обшнвку по толка. В парковом павильоне Эрми­ таж гитлеровцы устроили пуле­ метно-артиллерийскую опневую Из доорцов — Большого. Map-1точку, уничтожив внутреннюю огг ли, Монплезир и Коттеджа они Делку здания « старинный под ем- разпрабили и вывезли в Германию I иьш механизм обеденного стола около 34.000 предметов музейных В неверной части парка, так на- экспонатов и среди них 4.950 пред-1 зьгваемой Александрии, они взо- метов уникальной мебели, — ан­ глийской. итальянской, француз­ ской и русской работы Екатери­ нинского. Александровского и Николаевского времени; много ред­ ких сервизов фарфора иностран­ ных и русских заводов XVIII и XIX вв. Немецкие варвары содра­ ли шелк, гобелены и другие деко­ ративные материалы, украшавнше стены дворцовых зал. В ноябре 1941 года немцы сняли бронзовую скульптуру Самсона рвали дачу Николая II, полностью уничтожили деревянный офицер­ ский домик. Александрийские во­ рота. павильоны фонтана Адама, павильон главных ворот Верхнего парка и Розовый павильон. Дворец Николая I — коттедж немцы заняли под медицинский пункт, а в Фермерском дворце раз­ местили свой штаб. Все внутрен­ нее убранство этих дворцов унич­ тожено. Немцы разрушили знаменитую работы скульптора Козлозского и I фонтанную систему петродэорцо- увезли ее. Жители Петродеорца Е. С. Андреева и М. Р. Барабанова ^ообщили комиссии, что в начале ноября 1941 года они видели ма­ шину. увозившую фигуру Самсона. rrpifKрытую брезентом. На уступах водяной • лестницы вых парков. Они подорвали пита­ ющую фонтаны линию на всем протяжении от плотины у «Розово­ го павильона» до Верхнего парка. Главная аллея Нижнего парка, идущая параллельно берегу Фин­ ского залива, на участке от кана- фонтана Самсона были расположе-1 ла до Александрии полностью вы­ нь» статуи реки Волхов в образе рублена; из деревьев немцы сдела- старика и реки Невы в образе женщины. Немцы вывезли и эти статуи так же, как и большую фонтанную фигуру «Бога морей Нептуна», стоявшую в центре ком­ позиции большого бассейна в Верхнем парке. Они вывезли в Германию художественные решет­ ки, ограждавшие парки. Разграбив музейные ценности. ли заминированный завал. В цент­ ральной части Верхнего парка вы­ копай противотанковым ров. После занятия Нового Петро- даорца части 291 немецкой пехот­ ной дивизии огнем тяжелых ору­ дий полностью уничтожили знаме­ нитый Английский дворец в Ста­ ром Петродворце, построенный по указу Екатерины II архитектором немецкие бандиты подожгли Боль-1 Кваренги. Немцы выпустили по шой дворец — гемиальное творе- дворцу 9.000 тяжелых артиллерий- иие зодчего Варфоломея Растрел-1 ских снарядов. Вместе с дворцом Ии. Во дворце полностью по-1 уничтожен живописный английский гибли Танцовальный зал, аудиенц- I парк и все парковые павильоны. зал. парадная лестница и церковь. лех0таый гк>лк 212-й не­ украшенная деревянной золочений мещсой диаизт( артиллерийски* 'чесменский опнем У'шчтожил так называемую Растрелли, 1 ронныя, чесменским | €^ 0^стветуЮ даяу Александра и Столовый залы, созданные Фель- тенам, дубовая лестница и дубо­ вый кабинет, отделанные тончай­ шей резьбой. При своем отступлении из Пет- родворца немцы с помощью мин замедленного действия разруши­ ли дворец Марли. Дворец имел тончайшую леяШую отделку и резьбу. Немцы разрушили петровский Монплезир. Они уничтожили все деревянные части пазильбнов и галерей, внутреннюю отделку ка­ бинетов, опален и китайских ком­ нат; во время оккупации среднюю, наиболее ценную в историко-ху­ дожественном отношении, часть дворца превратили в дот, в за­ падном павильоне дворца устрои- II», построенную при Николае I. В Старом Петродворце немцы уничтожили все церкви и в том числе Знаменскую, в которой хра­ нились военно-исторические ре­ ликвии эпохи Отечественной вой­ ны 1812 года. Разрушен храм- музей Серафямовского монастыря с замечательным иконостасом в стиле древнего северо-русского церковного зодчества. Установлено, что немецкие за­ хватчики преднамеренно, с целью разрушения, включали дворцы и парки, имеющие историческое зна­ чение. в систему немецкой оборо­ ны. Об этом свидетельствует най­ денный в одном кз помещений т конюшню и уборную. В поме- Фермерского дворца макет немец- щевдях Ассемблерного корпуса «их укреплений Пелродворцового немцы вазобоали полы, выпилили |оайона. На макете пок*эдр< важ­ нейшие здания, зеленые массивы с их лавправкой, водные зеркала, протоки и нанесены узлы сопротив­ ления. минные поля и друше фор­ тификационные сооружения не­ мецких захватчиков. Макет дает полное представление системы обороны немцев в Петродворце, в которую включены в качестве опорных узлов все дворцовые по­ стройки береговой полосы: Марля, Эрмитаж, Иллюминационный рец, Монплезир к другие. Гитлеррвскиг бандиты разрушили дворцы города Пушкин Разграбление и разрушение исторических и художественных дворцов г. Пушкин (Царское Се­ ло) производилось преднамеренно, по указанию высших германских властей. Захваченный в плен, в феврале 1944 года, катитан медицинской службы 61 пехотной дивизии Хельмут Антее показал: «Мне из­ вестно, что в 1941 году в Герма­ нии была создана специальная ко­ миссия «Куисткомиссион». В функ­ ции этой комиссии входило изы­ мать дворцовое имущество в ок­ купированных районах России л все нз’ятое перевозить в Германию, Эта комиссия в 1941 и 1942 годах все ценное имущество пушкинских дворцов грузила в эшелоны и вы­ возила в Германию. Сколько было вывезено ценностей этих двор­ цов. — я не знаю, но, во всяком случае, брали все. Как мне из­ вестно, в Екатерининском дворце в'городе Пушкин имелась комна­ та, стены которой были выложены янтарем. Янтарь был содран я вы­ везен в Германию». Значительную часть Екатеринин­ ского дворца немцы сожгли. В огне погибла знаменитая растрея- лиевокая трехсотметровая анфила­ да парадных зал. Погибли знаме­ нитые Антикамеры («Залы ожида­ ния»), отделанные Растрелли. Все стены Антикамер были покрыты золоченой резьбой, огромные по­ толки затянуты великолепными холстами работы художников сре­ дины XV III в.: Валлериаки. Гра­ дации, Вельского и других. Ие имея возможности снять эти ог­ ромные полотна, немцы изрезали замечательные произведения ис­ кусства ка куски. Страшную картину разрушения представляет собой Большой эвл— гениальное творение Растрелли. Уничтожены уникальные плафоны заботы Торелли, Джордано, Брюл­ лова и других крутейших италь­ янских и русских мастеров; содран и похищен старинный расписной китайский шелк XV III века со стен Китайской гостиной и спаль­ ни Александра I н желтый шелк с .тканым рисунком лебедей и фаза­ нов руссхой ручной работы XV III века, которым были обтянуты сте­ ны Малой столовой; погибли на­ борные паркеты из ценных пород дерева, выполненные по рисумам архитектора Ринальди. Разгромлена и разграблена изу­ мительная по своей вяутредаей отделке дворцовая церковь — од­ но из лучших произведений Раст­ релли. Иконостас церкви разбит, иконы вывезены, часть плафонов срезана, а часть уничтожена, по­ лы выломаны, лепные золоченtie украшения содраны. 1 1 •* • * ---------------- 1 •." i1' * (Окончание ом. на Н о Ы '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz