Краснофлотец. 1944, ноябрь.

Североморцы е боях за Печенгу. Корректировщики Краснозна­ менного артиллерийского дивизиона лейтенант Н. Распутин и крас- иофлотец И. Лещев корректируют огонь по врагу. Фото Г. Кроемал. НЕ ИНФОРМАТОР, А ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ БОЙЦА Несколько слов о работе агитатора Глубокое идейное содержание, веиюретяюсгь и политическая за- оеирештсть каждой беседы— это первое трободшше к нашей аги- тацщонной деятельности. Прежде , чем разговаривать с краснофлот- цшш, агитатор должен иметь ясное представлдат;, что он им/ скажот. В партийн м руководстве работой атитагроров на эгу сто­ рону дела ладо обращать оснотаое ВЯИВШШ6. Очень часто критикуют агита­ тора за то, что он мало провел бесед. Имеют в виду при этом ко- лничесгсо. Но пе всегда парторги по-шютоящему заботятся о каче­ стве бесед. Такой формализм при­ водит к тому, что нередко бывает, когда о содержание проведанной беседы можно судить лишь но на­ званною темьг. * Руководя «агитациошой рабо­ той. партарг должен учнггь ага­ тащю®, чтобы онп могли полити­ чески обобщать отдельные- факты, умели вщеть гл&внсе в том во- пркюе, который разясняют обоим CJrymraTCwmM. Агитатор, понявший это, становится настоящим воспи­ тателем бойца. Для примера хо­ телось бы назвать агитатора па­ шей часта тлшстарншну т. Мак­ симова. S Недавно пр<взошел * татсой весьма. характерный для него случай. В коридоре мирно бесе­ довали старшина 2-й статьи т. Анисимов и краснофлотец т; Ступаков. Мшо прошел офи­ цер. Ни Анисимов, ни Сгупаков командира не приветствовали. Находившийся вблизи агитатор т. MaiKCHMOfB видел это и решил провести беседу на эту тему. Он назвал ее так: «Строго соблюдать . дисциплину и порядок». Тщатель- - но подготовился, подобрал и про­ чел литературу, составил кон­ спект. В беседе агитатор особо под­ черкнул, что в уставе нет второ­ степенных или маловажных тре­ бований — выпол нять надо каж­ дый пункт, ибо из этого и скла­ дывается воннекая дисвдшлнна. Окатанное т . Максимов псакрепил яркими и убедительными приме­ рами. Затем он перешел к главно­ му в своей беседе, разъяснив, что вош-ское приветствие имеет глу­ бокое зшчоиие, оно знаменует собой щшнадлсж^огть человека к радам Красной Армией пли Воон- яо-Моржого Флота. — Приветствием, — говорил ашг-атор, — мы вьцражюм ува- жетге востпю°.тужа.прх к своему званию. Чем обычно обясняют причину этих нарушений устава? 1 -Всегда одашм и тем же: «Я не за­ метил» е ж «Я не видел». Поии- mgct ли такой ираснофлютец, что подобными ccbLUKaiMiH он унижает собственное достоинство? Вед­ уне заметить» может только че­ ловек ракзхаЕябаганый, а расхля­ банность не к Л1ицу военного мо­ ряка. Беседа быдо содержательна. Агитатор назвал бойцов, которые не уважают флотекой чекэт®, и удачио подобранными прнмерадш доказал, что этому пороку под­ вержены, как прашло, люди во­ обще недасцйгатшэдованные. Умение обобщать факты и яв­ ления, дать им правильную оцен­ ку .проявилось в этой беседе очень ярко. А вот гфг.*т^яэош,7ояглгый при­ мер.' Алита гор старшина 2-й статьи тов. Викнтгнекий прово­ д а беседу о геротчеаджх делах Красной Армии. Он говорил и о возросшей силе наших вооружен^ ных сил, и о ,боевых успехах’ на фронтах Отечественной войны. Все это, конечно, нужш было сказать. Но тов. Виюпишакий, -называя множество фажпчхв, со- воршешюо не дал им полшмческой оценки. Он ни словом пе обмол­ вился о приказах Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Ясно, что так строить беседу нельзя. Задача агитатора — не только сообщить о тех ниш иных ■событиях, ®о и помочь сво»нм слу­ шателям оамъисшиггь эти события. Сейчас наши агитаторы полу­ чили новое замечательное оружие ндейнопполигического воспитания краснофлотцев. Это — приказ № 220 и доклад товарища Сталина о XXVII годовщине Вели­ кой Октябрьской социалистиче­ ской революции. В каждой строч­ ке этих исторических докумен­ тов — огромное идейное содер­ жание. Раз\$сяение и глубокое изучение сталинских документов обогатят нашу агитационную деятельность, сделают ее более целеустремленной и конкретной.4 Работа агитатора почетна и благодарна, но, чтобы она прино­ сила -конкретные результаты, агитатор должен глубоко и серь­ езно готовиться к каждой беседе, должен много работать над повы­ шением своего идейшнпожшйиче- акого. и культурного урошя. Только тогда он сможет успешно тралиться-с теми: задачами, ко­ торые на него возложены. Я ВАСИЛЬЕВ. j О Т В Е Ч А Е М НАШИМ ЧИ Т А Т Е Л ЯМ О частотной модуляции При радиотелефонной передаче необходимо, чтобы электромаг* нигаад анергия, излучаемая ан­ тенной передатчика, изменялась по тому же закону, что и зву­ ковая энергия, которая идет от || говорящего л-йЦа через мембрану микрофонд. Этот процесс в радио­ технике называется модуляцией. Модуляция бывает амплитудная и частотная. Правда, существует еще и фазовая модуляция, но она в радиотехнике не получила при­ менения. Наиболее распростра­ ненным ввдом модуляции в сов­ ременных радиоустановках яв­ ляется амплитудная, при кото­ рой амплитуда электромагнитной энергии, излучаемая антенной радиопередатчика, изменяется по Прошу редакцию газеты отве­ тить мне на вопрос: что за про­ цесс происходит во время час­ тотной модуляции? Младший сержант С. КРЮКОВ. я) 6) в) и ф а # А?**# Рисунок 1. попадающей на мембрану jrmcpo- фоиа , модулирующего устройства передатчика. Принцип частотной модуляции показан на рис. 2 и ааклю- чается в следующем: 11астота, генерируемая схемой, зависит от самоиндукции и емко­ сти колебательного контура. Та- • кпм образом, изменение величины самоиндукции или емкости коп- тура задающего генератора будет вызывать изменение частоты, ге­ нерируемой этим контуром,., и ес­ ли изменять емкость или самоин­ дукцию или то и другое вместе с частотой разговорной речи, то и частота колебательного контура будет изменяться по тому же за­ кону. Существует много практиче­ ских схем частотной модуляции, «о на; страницах газеты их труд­ но изложить. Схематична пере­ датчик с частотной иодуляп ней можно изобразить так, как пока­ зано на рисунке № 3. Колебание мембраны, на кото­ рую воздействует звуковая волна говорящего, .выбывает изменение закону низкой (звуковой) частоты (см. рис. 1). Этот вид моду- лшши наиболее применимый и появился в радиотехнике с мо- (колебание) тока в млкрофонн>й мента открытия и техни- • ческого использования ра­ дио. В настоящее время более широко начинает приме­ няться частотная моду­ ляция — процесс, при ко­ тором насгота£ электромаг­ нитной энергии, излучае- цши, что в свои очередь кэиешн ет величину еюеости в модулято- ре, которая включена параллель­ но контуру задающего генератор*.;, и будет влиять на величину его емкости, а значит и на частоту* генерируемую им. Таким образом, разговаривал перед микрофоном, мы вызываем изменение генерируемой частч/т по закону колебания тосва в ме * - рофонной цепи. В этом и за&им чается процесс частотной моду­ ляции. . Преимущестао частотной моду­ ляции перед амплитудной завило* Б) €ретЯ fptm* J Рисунок 3. . _ - микрофон, МД — модулятор. ЗГ — •мая йнтенной, изменяется задающий генератор, У — усилитель мощности, по закону звуковой волны, А — антенный контур. М Ржунок 2. чается в тогм, что она осуществ­ ляется в Телеграфном «режиме, ко­ торый близок к амплитудному. Радиолампы при этом использу­ ются полнее и работа произво­ дится с 6‘uce высоким ко- г>Фицисято(м полезного дей­ ствия. ' Частотная модуляция тто- згволяет значительно учень- дгить помехи. Приемники с частотной модуляциеЗ имеют очень высок^т: чув- стр . ительность. Инженер-майор С. АРШАНСКИЙ. Когда начинается откат ствола? Пока снаряд не вылетел из ствола, пороховые газы находятся в закрытом со всех сторон про­ странстве. При этом они будут действовать на снаряд и па ору­ дие. по в противоположных на­ правлениях: на снаряд — впе­ ред, а на орудие через затвор — назад. Для уя- пеняя этого проделайте следующий опыт. Возьмите два шарика: один большой, а другой маленький, положите их на стол и поместите между ними спи­ ральную пружину. Сожмите ее шаршиыми, а затем одновременно отпустите их. Оба шарикд под действием пружины разлетятся в разные стороны, причем ма­ ленький шарик отлетит значи­ тельно дальше большого. Представьте себе, что‘ малень­ кий шарик — это снаряд, а боль­ шой — это ствол, пружина — В редакцию газеты «Красно­ флотец». Прошу об'яснить спор­ ный вопрос, возникший на тех­ нической конференции нашего миноносца. Некоторые красно­ флотцы утверждают, что откат тела орудия начинается тогда, когда снаряд движется по ка­ налу ствола, а другие говорят, что откат происходит в то время, | когда снаряд только что ото- | рается от дульного среза. у Поэтому прошу об’яснить, в силу каких причин орудие отка­ тывается и когда. Краснофлотец Д. ЧАЙКА. I давление пороховых газов, а тол­ чок, который получает большой шарик, — отдача, и вы поймете, почему при выстреле происходит отдача, результатом которой в современной артиллерии является откат ствола. Таким образом, ствол не может не двигаться, если в пем двигает­ ся снаряд, так как и иа ствол, и на снаряд действует одновременно одна и та же сила — давление пороховых газов. \ После прохождения дна снаря­ да через дульный срез стволй га­ зы, вырываясь е большой ско­ ростью из канала, с одной сторо­ ны, сообщают снаряду дополни­ тельное ускорение, а с другой стороны увеличивают скорость отката ствола. В.тияние газов на ствол может быть наглщно выражено кривой скоростей отката, полученной при помощи особого прибора, н г- зываемого велосимеггром. Из этой кривой ввдио, что скорость отката непрерывно воз­ растает не только за времл на­ хождения снаряда в канале ство­ ла, но также и в течение некото­ рого времени после того, как сна­ ряд оторвался от орудия. Подполковник БЛИКОВ. Разгром немцев на Крайнем С е в ер е ' 4 'Доклад виие-адиирала ПЛАТОНОВА В воскресенье, 12 ноября, в офицерском клубе вице-адмирал Платонов «делал для старших офицеров флота доклад «Разгром немцев на Крайнем Севере». С огромным пнтерЛом прослу­ шали офицеры доклад об операции по овладению Печонтой и Кирке- несом. Тов. Платонов подробно пзлпжил слушателям обстановку на сухопутном и мороком театре военных действий перед началом наступления, весь ход операции проиллюстрировал картами и схе­ мами. Особое внимание было уде­ лено лиинахамаркзвой десантной операции, сыгравшей немаловаж­ ную роль в овладении советским* войсками Печенгой. Докладом вице-едкврала Пла­ тонова лекторий главной бази Северного флота начал цикл лек­ ций по "военным вопросам, кото­ рые будут прочитаны в ближай­ шее время. В. МИХАЙЛОВ 't,.\ х <

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz