Краснофлотец. 1944, ноябрь.
Североморцы е боях за Печенгу. Корректировщики Краснозна менного артиллерийского дивизиона лейтенант Н. Распутин и крас- иофлотец И. Лещев корректируют огонь по врагу. Фото Г. Кроемал. НЕ ИНФОРМАТОР, А ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ БОЙЦА Несколько слов о работе агитатора Глубокое идейное содержание, веиюретяюсгь и политическая за- оеирештсть каждой беседы— это первое трободшше к нашей аги- тацщонной деятельности. Прежде , чем разговаривать с краснофлот- цшш, агитатор должен иметь ясное представлдат;, что он им/ скажот. В партийн м руководстве работой атитагроров на эгу сто рону дела ладо обращать оснотаое ВЯИВШШ6. Очень часто критикуют агита тора за то, что он мало провел бесед. Имеют в виду при этом ко- лничесгсо. Но пе всегда парторги по-шютоящему заботятся о каче стве бесед. Такой формализм при водит к тому, что нередко бывает, когда о содержание проведанной беседы можно судить лишь но на званною темьг. * Руководя «агитациошой рабо той. партарг должен учнггь ага тащю®, чтобы онп могли полити чески обобщать отдельные- факты, умели вщеть гл&внсе в том во- пркюе, который разясняют обоим CJrymraTCwmM. Агитатор, понявший это, становится настоящим воспи тателем бойца. Для примера хо телось бы назвать агитатора па шей часта тлшстарншну т. Мак симова. S Недавно пр<взошел * татсой весьма. характерный для него случай. В коридоре мирно бесе довали старшина 2-й статьи т. Анисимов и краснофлотец т; Ступаков. Мшо прошел офи цер. Ни Анисимов, ни Сгупаков командира не приветствовали. Находившийся вблизи агитатор т. MaiKCHMOfB видел это и решил провести беседу на эту тему. Он назвал ее так: «Строго соблюдать . дисциплину и порядок». Тщатель- - но подготовился, подобрал и про чел литературу, составил кон спект. В беседе агитатор особо под черкнул, что в уставе нет второ степенных или маловажных тре бований — выпол нять надо каж дый пункт, ибо из этого и скла дывается воннекая дисвдшлнна. Окатанное т . Максимов псакрепил яркими и убедительными приме рами. Затем он перешел к главно му в своей беседе, разъяснив, что вош-ское приветствие имеет глу бокое зшчоиие, оно знаменует собой щшнадлсж^огть человека к радам Красной Армией пли Воон- яо-Моржого Флота. — Приветствием, — говорил ашг-атор, — мы вьцражюм ува- жетге востпю°.тужа.прх к своему званию. Чем обычно обясняют причину этих нарушений устава? 1 -Всегда одашм и тем же: «Я не за метил» е ж «Я не видел». Поии- mgct ли такой ираснофлютец, что подобными ccbLUKaiMiH он унижает собственное достоинство? Вед уне заметить» может только че ловек ракзхаЕябаганый, а расхля банность не к Л1ицу военного мо ряка. Беседа быдо содержательна. Агитатор назвал бойцов, которые не уважают флотекой чекэт®, и удачио подобранными прнмерадш доказал, что этому пороку под вержены, как прашло, люди во обще недасцйгатшэдованные. Умение обобщать факты и яв ления, дать им правильную оцен ку .проявилось в этой беседе очень ярко. А вот гфг.*т^яэош,7ояглгый при мер.' Алита гор старшина 2-й статьи тов. Викнтгнекий прово д а беседу о геротчеаджх делах Красной Армии. Он говорил и о возросшей силе наших вооружен^ ных сил, и о ,боевых успехах’ на фронтах Отечественной войны. Все это, конечно, нужш было сказать. Но тов. Виюпишакий, -называя множество фажпчхв, со- воршешюо не дал им полшмческой оценки. Он ни словом пе обмол вился о приказах Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Ясно, что так строить беседу нельзя. Задача агитатора — не только сообщить о тех ниш иных ■событиях, ®о и помочь сво»нм слу шателям оамъисшиггь эти события. Сейчас наши агитаторы полу чили новое замечательное оружие ндейнопполигического воспитания краснофлотцев. Это — приказ № 220 и доклад товарища Сталина о XXVII годовщине Вели кой Октябрьской социалистиче ской революции. В каждой строч ке этих исторических докумен тов — огромное идейное содер жание. Раз\$сяение и глубокое изучение сталинских документов обогатят нашу агитационную деятельность, сделают ее более целеустремленной и конкретной.4 Работа агитатора почетна и благодарна, но, чтобы она прино сила -конкретные результаты, агитатор должен глубоко и серь езно готовиться к каждой беседе, должен много работать над повы шением своего идейшнпожшйиче- акого. и культурного урошя. Только тогда он сможет успешно тралиться-с теми: задачами, ко торые на него возложены. Я ВАСИЛЬЕВ. j О Т В Е Ч А Е М НАШИМ ЧИ Т А Т Е Л ЯМ О частотной модуляции При радиотелефонной передаче необходимо, чтобы электромаг* нигаад анергия, излучаемая ан тенной передатчика, изменялась по тому же закону, что и зву ковая энергия, которая идет от || говорящего л-йЦа через мембрану микрофонд. Этот процесс в радио технике называется модуляцией. Модуляция бывает амплитудная и частотная. Правда, существует еще и фазовая модуляция, но она в радиотехнике не получила при менения. Наиболее распростра ненным ввдом модуляции в сов ременных радиоустановках яв ляется амплитудная, при кото рой амплитуда электромагнитной энергии, излучаемая антенной радиопередатчика, изменяется по Прошу редакцию газеты отве тить мне на вопрос: что за про цесс происходит во время час тотной модуляции? Младший сержант С. КРЮКОВ. я) 6) в) и ф а # А?**# Рисунок 1. попадающей на мембрану jrmcpo- фоиа , модулирующего устройства передатчика. Принцип частотной модуляции показан на рис. 2 и ааклю- чается в следующем: 11астота, генерируемая схемой, зависит от самоиндукции и емко сти колебательного контура. Та- • кпм образом, изменение величины самоиндукции или емкости коп- тура задающего генератора будет вызывать изменение частоты, ге нерируемой этим контуром,., и ес ли изменять емкость или самоин дукцию или то и другое вместе с частотой разговорной речи, то и частота колебательного контура будет изменяться по тому же за кону. Существует много практиче ских схем частотной модуляции, «о на; страницах газеты их труд но изложить. Схематична пере датчик с частотной иодуляп ней можно изобразить так, как пока зано на рисунке № 3. Колебание мембраны, на кото рую воздействует звуковая волна говорящего, .выбывает изменение закону низкой (звуковой) частоты (см. рис. 1). Этот вид моду- лшши наиболее применимый и появился в радиотехнике с мо- (колебание) тока в млкрофонн>й мента открытия и техни- • ческого использования ра дио. В настоящее время более широко начинает приме няться частотная моду ляция — процесс, при ко тором насгота£ электромаг нитной энергии, излучае- цши, что в свои очередь кэиешн ет величину еюеости в модулято- ре, которая включена параллель но контуру задающего генератор*.;, и будет влиять на величину его емкости, а значит и на частоту* генерируемую им. Таким образом, разговаривал перед микрофоном, мы вызываем изменение генерируемой частч/т по закону колебания тосва в ме * - рофонной цепи. В этом и за&им чается процесс частотной моду ляции. . Преимущестао частотной моду ляции перед амплитудной завило* Б) €ретЯ fptm* J Рисунок 3. . _ - микрофон, МД — модулятор. ЗГ — •мая йнтенной, изменяется задающий генератор, У — усилитель мощности, по закону звуковой волны, А — антенный контур. М Ржунок 2. чается в тогм, что она осуществ ляется в Телеграфном «режиме, ко торый близок к амплитудному. Радиолампы при этом использу ются полнее и работа произво дится с 6‘uce высоким ко- г>Фицисято(м полезного дей ствия. ' Частотная модуляция тто- згволяет значительно учень- дгить помехи. Приемники с частотной модуляциеЗ имеют очень высок^т: чув- стр . ительность. Инженер-майор С. АРШАНСКИЙ. Когда начинается откат ствола? Пока снаряд не вылетел из ствола, пороховые газы находятся в закрытом со всех сторон про странстве. При этом они будут действовать на снаряд и па ору дие. по в противоположных на правлениях: на снаряд — впе ред, а на орудие через затвор — назад. Для уя- пеняя этого проделайте следующий опыт. Возьмите два шарика: один большой, а другой маленький, положите их на стол и поместите между ними спи ральную пружину. Сожмите ее шаршиыми, а затем одновременно отпустите их. Оба шарикд под действием пружины разлетятся в разные стороны, причем ма ленький шарик отлетит значи тельно дальше большого. Представьте себе, что‘ малень кий шарик — это снаряд, а боль шой — это ствол, пружина — В редакцию газеты «Красно флотец». Прошу об'яснить спор ный вопрос, возникший на тех нической конференции нашего миноносца. Некоторые красно флотцы утверждают, что откат тела орудия начинается тогда, когда снаряд движется по ка налу ствола, а другие говорят, что откат происходит в то время, | когда снаряд только что ото- | рается от дульного среза. у Поэтому прошу об’яснить, в силу каких причин орудие отка тывается и когда. Краснофлотец Д. ЧАЙКА. I давление пороховых газов, а тол чок, который получает большой шарик, — отдача, и вы поймете, почему при выстреле происходит отдача, результатом которой в современной артиллерии является откат ствола. Таким образом, ствол не может не двигаться, если в пем двигает ся снаряд, так как и иа ствол, и на снаряд действует одновременно одна и та же сила — давление пороховых газов. \ После прохождения дна снаря да через дульный срез стволй га зы, вырываясь е большой ско ростью из канала, с одной сторо ны, сообщают снаряду дополни тельное ускорение, а с другой стороны увеличивают скорость отката ствола. В.тияние газов на ствол может быть наглщно выражено кривой скоростей отката, полученной при помощи особого прибора, н г- зываемого велосимеггром. Из этой кривой ввдио, что скорость отката непрерывно воз растает не только за времл на хождения снаряда в канале ство ла, но также и в течение некото рого времени после того, как сна ряд оторвался от орудия. Подполковник БЛИКОВ. Разгром немцев на Крайнем С е в ер е ' 4 'Доклад виие-адиирала ПЛАТОНОВА В воскресенье, 12 ноября, в офицерском клубе вице-адмирал Платонов «делал для старших офицеров флота доклад «Разгром немцев на Крайнем Севере». С огромным пнтерЛом прослу шали офицеры доклад об операции по овладению Печонтой и Кирке- несом. Тов. Платонов подробно пзлпжил слушателям обстановку на сухопутном и мороком театре военных действий перед началом наступления, весь ход операции проиллюстрировал картами и схе мами. Особое внимание было уде лено лиинахамаркзвой десантной операции, сыгравшей немаловаж ную роль в овладении советским* войсками Печенгой. Докладом вице-едкврала Пла тонова лекторий главной бази Северного флота начал цикл лек ций по "военным вопросам, кото рые будут прочитаны в ближай шее время. В. МИХАЙЛОВ 't,.\ х <
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz