Краснофлотец. 1944, май.
с К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц мал 1944 г., Hi '«17 < 1889 ^' СТАРШИНА ПОЛНОВЛАСТНЫЙ КОМАНДИР Глубже изучать опыт войны г — Старшина, — говорит до кладчик, капитан 2то ранта т. Бровпин,— это первый помощник офицера во всей боевой деятель ности, в воинском и политическом воспитании краснофлотцев. Значительная часть старшин вашего соединения специальной теоретической подготовки не име ет. Опыт Отечественной войны, участие в боевых походах, прак тическая деятельность на кораб ле — вот что явилось для многих старшин основой командирского роста. Тот факт, что свыше 60 цро' центов старшинского состава име ют правительственные награды за успешное выполнение боевых за даний. говорит о том, что шшш лладшие командиры с честью оп равдывают оказанное им доверие. По партийным организациям предстоит сделать еще многое. Они должны систематически забо титься о политическом в куль турном росте старшинского соста ва. о повышении его масте!>сгва и командирских навыков. Добивать ся этого надо всемп средствами партийной и 'политической работы. Серьезное упущение Заместитель командира корабля т. Читпн и парторг корабля т. Иванов в своих выступлениях го ворили о недостатках в работе партийных организаций по поли тическому воспитанию eraригаа. Только недавно на многих ко раблях начали проводить полит информации для старший. Но как следует эта работа еще не нала жена. Политинформации прово дятся нерегулярно и содержание ах не на высоком уровне. Стар- ятгоокие кают-компании еще не пали центром плртпшго-нолитичс- «кой и культурно-массовой работы с младшими командирами. Это •серьезное упущение — У нас на >ворабде, — гово рят г. Чигин. — до сих пор не использог.ана для воспитания старшинского состава такая за мечательная книга, как «На- чалыник и подчиненные». НА СОБРАНИИ ПАРТИЙНОГО АКТИВА " СОЕДИНЕНИЯ МИНОНОСЦЕВ Ha-днях в соединении миноносце* со стоялось собрание партийного актива. Ак тив заслушал и обсудил доклад начальника политотдела о работе со старшинским соста вом. На собрании выступил начальник Полит* управления Севеоного флота генерал-майор береговой службы тов. Тории. Полновластный командир — Старшина не узкий спе циалист ~ бригадир, а полно властный командир (над своими подчиненными, — говорит стар шина 1-й статьи т. Проскура. — Поэтому для старшины недоста точно быть только хорошим зна током своей специальности. У нас же некоторые товарищи это забы вают. Нередко можно встретить старшину, который действительно похож скорее на бригадира, чем на волевого командира. Вместо требовательности такой старшина занимается уговариванием. А в бою это может привестик тяжелым последствиям. Вот здесь для партийных орга низаций много работы. Они должны помочь старшине овладеть качествами, которые необходимы боевому командиру. Об авторитете старшины О своем опыте партийно-поли тической работы со старшинским составом рассказал парторг кораб ля старшина 1-йстатьи т. Вольф- сон. — Одним из средств воепнта- яия стартины-коммуниста, — говорит он, — мы считаем актив ное участие в работе партийной организации. Здесь от парторга требуется большая чуткость. Как подойти к распределению •партийных поручений? Одному надо дать такую работу, которая повышала бы его знания, другому можно доверить серьезную про пагандистскую деятельность. Все зависит от индивидуальных спо собностей старшины и от его уровня развития. По во всех слу чаях иадо стремиться к тому, чтобы партийные поручения ук репляли авторитет старшины, чтобы участие старшины в пар тийной жизни способствовало его командирскому росту. Мы у себя на. корабле так и делаем. Партийный актив нашего корабля — это главным оГчдаом старшганский состав. Можда» при вести немало примеров, показы вающих, насколько это важно. Не будешь учиться— отстанешь от жизни — На ваших плазах, — гово рит мичман т. Холин, — растет и совершенствуется боевая техника кораблей. Появляются все новые виды вооружения, изменяются ме тоды ведения войну. D этих усло виях. если старшина не будет учиться, не будет повышать своя знания, он отстает от жизни. Учиться должен не только мо лодой старшина. Я вот много лет служу, имею немалый опыт, но чувствую, что знаний моих недо статочно. Жизнь так стремительно идет вперед, что надо много рабо тать, поспевая за нею. Важнейшей задачей партийных организаций должна стать посто янная забота о совершенствовании воинского мастерства старшины. Пак организовать это кло? Прежде всего здесь но должно быть самотека. Я помшо. как ка питан 3-го ранга т. Нагорный поручал старшинам делать слож ные чертежи. Мнотие не умели, а все же научились. Одно дело, когда читаешь но книжке, а дру гое — когда разбираешься но чертежу. ‘Так и запоминается лучше, и знание техники бывает более глубоким. Этим г хочу ска зать. что офицеры, имеющие теоретическую военно-морскую подготовку, могут оказать стар шина(М очень большую домощь. А то ведь иногда забывают про уровень нашей подготовки к на занятиях об'июняют такими ело вами, которые подчас даже не выговоришь. С политическое учебой полу чается обратная картина. Уж очень иногда упрощенными бы вают лекции к беседы. Посидишь на таком занятии и ничего нового не узнаешь, потому что все уже .читал в газетах. Я считаю, что по литическая учеба старшин должна быть более глубокой а содержа тельной. Главное — личный пример О личном примере старшины говорил мичман т. Рычков. Он приводил факты, показывающие, как некоторые старшины создают себе ложный авторитет пани братским отношением с подчинен ными. Иной старшина думает, что если он не будет требовательным, го краспофлотцы его станут ува жать. Это, конечно, яетгравильно. Наоборот, такой старшина ника ким авторитетом оолыюваться не будет. А у на*' есть подобные явле ния. Некоторые младшие коман диры кнчеч не отличаются от от сталого краснофлотца. В обраще нии невежливы, одеваются не ряшливо. Воспитание командир- окой культуры — важная задача каждой партийной организации. — Надо восстановить ежене дельные сгроевые собрания. — говорит старшина 1-й статья т. Севастьянов. — Такие собрания регулярно проводятся на гвардей ском миноносце «Гремящий». Здесь старшина дает конкретную опенку боевой деятельности и поведения запросы краснофлотцев, ри ’яся** ет им те, что непонятно. Такав собрания поднимают « н ор и й старшины, укрепляют двсцшшГ i Партийным организациям дует воотштанием старшин W пяться 'всерьез. Офицер— воспитатель младшего командира — Некоторые офицеры, — говорит капитал 3-го ранга т. Никифоров, — мало работают се старшинамп. Хуже того, видя я или иные недостатки старшины, они не помогают их исправить, в становятся на неправильный путь подмены младшего командира. Ни чего, кроме вреда, его не приносит. Нельзя забывать, что боеспособ ность любого корабля прежде все го определяется организованность* и порядком на боевых постах. А это в первую очередь зависит от старшин. Необходимо регулярно проиг днть занятия со старшинами не методике воспитания. Лучше все го, если этим делом займутся сами командиры кораблей и их помощ ники. Тов. Васильев в своем выступ лении подчеркнул значение ответ ственности старшины за свою дея тельность. Он рассказал о том, как работают со старшинами офицеры тт. Путря и Никифоров. Они систематически проводят со стар шинами занятия по специально сти, повседневно помогают им по вышать знания. Но главное не в этом. Воспита ние старшины должно быть по вседневным. сказываться во всем. Взять, например, рапорт старши ны своему офицеру. Рапорт не дол жен быть формальным. Стар шина должен в своем рапорте дать точную картину своего под разделения, состояния материаль ной части, дисциплины, должен доложить о настроениях и запро сах подчиненных. Когда старшина научится так докладывать, ов будет понимать свою ответствев- иость. , Такой стиль работы следует своих подчиненных, выслушивает перенять всем офицерам. О в о с п и т а н и и с т а р ш и н Товарищ Сталин ш протяже нии всей войны утит и прика зывает нам неустанно изучать боевой опыт, вое новое, что дает зойна в технике, та/ктике нашей великой борьбы с врагом. Обу чать и воспитывать наши кад- 1 )ы надо, следовательно, исходя из этих ,незыблемых положений товарища Сталина. Война показала, как велика г>оль младших командиров в бою, в достижении победы над врагом. Народный Комиссар Военно-Морского Флота адми- оал Кузнецов требует от нас так обучать и воспитывать старшин флота, чтобы они уме ли командовать, отлично знали сэою спениаль'нюсть, были бы хорошими воспитателями своих подчиненных. . Всю нашу воспитательную работу мы должны подчинить полному выполнению этих тре бований Наркома. Выступавшие. товарищи в прениях рассказывали о хоро ших старшинах—мастерах своей специальности. Это хорошо. Но немногие говорили о том, как старшины умеют командовать, начальствовать, как они воспи тывают подчиненных . в духе требований уставов. А уметь командовать — одно из (важней ших боевых качеств старшины. И* выступления начальника политического управления Северного флота генерал-майоре ' береговой службы тов. Торик Надо всемерно помочьмладшим командирам развивать это 'важ нейшее качество. Некоторые старшины пани- браггствуют со своими подчи ненными, «те опрашивают за проступки, стремятся не <пор тить отношений». Тем, кто стра дает этими недостатками, мы должны помочь нажить их. Вели мы не будем добиваться высо кой требовательности началь ников, умения командовать, то нельзя ждать успеха в решении поставленных задач. Кого мы должны поставить в пример многим вашим старши нам? Незабываем властный облик боцмана миноносца «И» Си- дельникова, «геройски погиб шего за напгу Родину, ва честь военно-морского флага при вы полнении кораблем боевого за дания. Блестящие командир ские качества его раскрылись в минуту опасности для кораб ля. В поступках и действиях Оиделыникова весь экипаж ми ноносца «Н» увидел подлинный образец того, каким должен быть младший командир. Я советовал бы офицерам, агитаторам рассказать всем старшинам, как умело и твердо командовал боцман Оидельни- ков в часы самой грозной опас ности для корабля. Вся наша воспитательная ра бота, проводимая офицерами в политашщратом, должна быть подчинена воспитанию такого младшего командира, как боц ман Сидельников. Партийным организациям следует всячески способство вать повышению авторитета старшин, окружать их заботой. Надо, чтобы партийные органи зации всемерно поощряли тре бовательных, знающих свое де ло, энергачных старшин, и, на против. вели борьбу о элемен тами панибратства и разбол танности. Кому принадлежи'» первая роль в подготовке и воспитании младшего командира? Конечно, старшему начальнику, офицеру. Неоднократно Нарком Военно- Морского Флота напоминал, что офицерам надо иметь «одной из своих важнейших забот — вос питание старшинского и сер жантского состава, как своей опоры по руководству личным составом». Мы должны укреплять чув ство партийнойответственности командиров и начальников — коммунистов за выполнение требований Народного Комис сара о воспитании старшин ского состава. Наш старшинский состав в своем подавляющем большин стве — коммунисты и комсо мольцы. Следовательно, роль партийных и комсомольских ор ганизаций' в воспиталин млад ших командиров чре&ычайио высока. Наши офицеры в лице партийных организаций имеют сильную опору и помощников в деле воспитания старшинского состава. Некоторые товарищи выска зывали опасения, что эта рабо та относительно новая и нельзя ли все формы и методы заранее изложить в их законченном виде, чтобы И й допустить ошибок. Мы с младшими коман дирами работу начинаем заново. Эта дорожка непроторена. И бу дет меньше беды, если партий ная организация, по-настоя щему взявшись за работу с младшими командирами, что- нибудь сделает не так. Ничего, поправим, лишь было бы дело. Гораздо хуже, если на некото рых кораблях не работают во все. Отсутствие всякой работы со старшинами —свидетельство самоуспокоенности в партийно* организации, неповоротливости. Работа с младшими команди рами сложна и многообразна. В чем может помочь парторга низация младшим командирам в области воинского воспита ния? Коммунисты обязаны раз’яс- нять основы воинской дисцип лины и воинского долга, про водя по егим темам беседы, лекции и доклады. На конкрет ном показе боевых дел передови ков старшин мы должны воспи тывать образцово дисциплини рованных младших командиров. Старшины-коммучгосты должны подать в этом (пример. Стар шины скажут большое спасибо партийной организации, поза ботившейся об их воинском вос питанпр. Разве партийная организация под руководством офицеров на может организовать обмен опы том работы младших команди ров, послушать старшин, пусть они и покритикуют и расскажу» о хорошей работе друг друг». Это будет большая помощь старшинам. Посмотрите на врут обязан ностей младшего командира. Он должен отвечать подчиненным на все вопросы, знать их забо ты, нужды. А бывает так: под чиненный, вместо того, чтобы обратиться к старшине, посеве* (Окончание см. на Э стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz