Краснофлотец. 1944, май.

с К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц мал 1944 г., Hi '«17 < 1889 ^' СТАРШИНА ПОЛНОВЛАСТНЫЙ КОМАНДИР Глубже изучать опыт войны г — Старшина, — говорит до­ кладчик, капитан 2то ранта т. Бровпин,— это первый помощник офицера во всей боевой деятель­ ности, в воинском и политическом воспитании краснофлотцев. Значительная часть старшин вашего соединения специальной теоретической подготовки не име­ ет. Опыт Отечественной войны, участие в боевых походах, прак­ тическая деятельность на кораб­ ле — вот что явилось для многих старшин основой командирского роста. Тот факт, что свыше 60 цро' центов старшинского состава име­ ют правительственные награды за успешное выполнение боевых за­ даний. говорит о том, что шшш лладшие командиры с честью оп­ равдывают оказанное им доверие. По партийным организациям предстоит сделать еще многое. Они должны систематически забо­ титься о политическом в куль­ турном росте старшинского соста­ ва. о повышении его масте!>сгва и командирских навыков. Добивать­ ся этого надо всемп средствами партийной и 'политической работы. Серьезное упущение Заместитель командира корабля т. Читпн и парторг корабля т. Иванов в своих выступлениях го­ ворили о недостатках в работе партийных организаций по поли­ тическому воспитанию eraригаа. Только недавно на многих ко­ раблях начали проводить полит­ информации для старший. Но как следует эта работа еще не нала­ жена. Политинформации прово­ дятся нерегулярно и содержание ах не на высоком уровне. Стар- ятгоокие кают-компании еще не пали центром плртпшго-нолитичс- «кой и культурно-массовой работы с младшими командирами. Это •серьезное упущение — У нас на >ворабде, — гово­ рят г. Чигин. — до сих пор не использог.ана для воспитания старшинского состава такая за­ мечательная книга, как «На- чалыник и подчиненные». НА СОБРАНИИ ПАРТИЙНОГО АКТИВА " СОЕДИНЕНИЯ МИНОНОСЦЕВ Ha-днях в соединении миноносце* со­ стоялось собрание партийного актива. Ак­ тив заслушал и обсудил доклад начальника политотдела о работе со старшинским соста­ вом. На собрании выступил начальник Полит* управления Севеоного флота генерал-майор береговой службы тов. Тории. Полновластный командир — Старшина не узкий спе­ циалист ~ бригадир, а полно­ властный командир (над своими подчиненными, — говорит стар­ шина 1-й статьи т. Проскура. — Поэтому для старшины недоста­ точно быть только хорошим зна­ током своей специальности. У нас же некоторые товарищи это забы­ вают. Нередко можно встретить старшину, который действительно похож скорее на бригадира, чем на волевого командира. Вместо требовательности такой старшина занимается уговариванием. А в бою это может привестик тяжелым последствиям. Вот здесь для партийных орга­ низаций много работы. Они должны помочь старшине овладеть качествами, которые необходимы боевому командиру. Об авторитете старшины О своем опыте партийно-поли­ тической работы со старшинским составом рассказал парторг кораб­ ля старшина 1-йстатьи т. Вольф- сон. — Одним из средств воепнта- яия стартины-коммуниста, — говорит он, — мы считаем актив­ ное участие в работе партийной организации. Здесь от парторга требуется большая чуткость. Как подойти к распределению •партийных поручений? Одному надо дать такую работу, которая повышала бы его знания, другому можно доверить серьезную про­ пагандистскую деятельность. Все зависит от индивидуальных спо­ собностей старшины и от его уровня развития. По во всех слу­ чаях иадо стремиться к тому, чтобы партийные поручения ук­ репляли авторитет старшины, чтобы участие старшины в пар­ тийной жизни способствовало его командирскому росту. Мы у себя на. корабле так и делаем. Партийный актив нашего корабля — это главным оГчдаом старшганский состав. Можда» при­ вести немало примеров, показы­ вающих, насколько это важно. Не будешь учиться— отстанешь от жизни — На ваших плазах, — гово­ рит мичман т. Холин, — растет и совершенствуется боевая техника кораблей. Появляются все новые виды вооружения, изменяются ме­ тоды ведения войну. D этих усло­ виях. если старшина не будет учиться, не будет повышать своя знания, он отстает от жизни. Учиться должен не только мо­ лодой старшина. Я вот много лет служу, имею немалый опыт, но чувствую, что знаний моих недо­ статочно. Жизнь так стремительно идет вперед, что надо много рабо­ тать, поспевая за нею. Важнейшей задачей партийных организаций должна стать посто­ янная забота о совершенствовании воинского мастерства старшины. Пак организовать это кло? Прежде всего здесь но должно быть самотека. Я помшо. как ка­ питан 3-го ранга т. Нагорный поручал старшинам делать слож­ ные чертежи. Мнотие не умели, а все же научились. Одно дело, когда читаешь но книжке, а дру­ гое — когда разбираешься но чертежу. ‘Так и запоминается лучше, и знание техники бывает более глубоким. Этим г хочу ска­ зать. что офицеры, имеющие теоретическую военно-морскую подготовку, могут оказать стар­ шина(М очень большую домощь. А то ведь иногда забывают про уровень нашей подготовки к на занятиях об'июняют такими ело вами, которые подчас даже не выговоришь. С политическое учебой полу­ чается обратная картина. Уж очень иногда упрощенными бы­ вают лекции к беседы. Посидишь на таком занятии и ничего нового не узнаешь, потому что все уже .читал в газетах. Я считаю, что по­ литическая учеба старшин должна быть более глубокой а содержа­ тельной. Главное — личный пример О личном примере старшины говорил мичман т. Рычков. Он приводил факты, показывающие, как некоторые старшины создают себе ложный авторитет пани­ братским отношением с подчинен­ ными. Иной старшина думает, что если он не будет требовательным, го краспофлотцы его станут ува­ жать. Это, конечно, яетгравильно. Наоборот, такой старшина ника­ ким авторитетом оолыюваться не будет. А у на*' есть подобные явле­ ния. Некоторые младшие коман­ диры кнчеч не отличаются от от­ сталого краснофлотца. В обраще­ нии невежливы, одеваются не­ ряшливо. Воспитание командир- окой культуры — важная задача каждой партийной организации. — Надо восстановить ежене­ дельные сгроевые собрания. — говорит старшина 1-й статья т. Севастьянов. — Такие собрания регулярно проводятся на гвардей­ ском миноносце «Гремящий». Здесь старшина дает конкретную опенку боевой деятельности и поведения запросы краснофлотцев, ри ’яся** ет им те, что непонятно. Такав собрания поднимают « н ор и й старшины, укрепляют двсцшшГ i Партийным организациям дует воотштанием старшин W пяться 'всерьез. Офицер— воспитатель младшего командира — Некоторые офицеры, — говорит капитал 3-го ранга т. Никифоров, — мало работают се старшинамп. Хуже того, видя я или иные недостатки старшины, они не помогают их исправить, в становятся на неправильный путь подмены младшего командира. Ни­ чего, кроме вреда, его не приносит. Нельзя забывать, что боеспособ­ ность любого корабля прежде все­ го определяется организованность* и порядком на боевых постах. А это в первую очередь зависит от старшин. Необходимо регулярно проиг днть занятия со старшинами не методике воспитания. Лучше все­ го, если этим делом займутся сами командиры кораблей и их помощ­ ники. Тов. Васильев в своем выступ­ лении подчеркнул значение ответ­ ственности старшины за свою дея­ тельность. Он рассказал о том, как работают со старшинами офицеры тт. Путря и Никифоров. Они систематически проводят со стар­ шинами занятия по специально­ сти, повседневно помогают им по­ вышать знания. Но главное не в этом. Воспита­ ние старшины должно быть по­ вседневным. сказываться во всем. Взять, например, рапорт старши­ ны своему офицеру. Рапорт не дол­ жен быть формальным. Стар­ шина должен в своем рапорте дать точную картину своего под­ разделения, состояния материаль­ ной части, дисциплины, должен доложить о настроениях и запро­ сах подчиненных. Когда старшина научится так докладывать, ов будет понимать свою ответствев- иость. , Такой стиль работы следует своих подчиненных, выслушивает перенять всем офицерам. О в о с п и т а н и и с т а р ш и н Товарищ Сталин ш протяже­ нии всей войны утит и прика­ зывает нам неустанно изучать боевой опыт, вое новое, что дает зойна в технике, та/ктике нашей великой борьбы с врагом. Обу­ чать и воспитывать наши кад- 1 )ы надо, следовательно, исходя из этих ,незыблемых положений товарища Сталина. Война показала, как велика г>оль младших командиров в бою, в достижении победы над врагом. Народный Комиссар Военно-Морского Флота адми- оал Кузнецов требует от нас так обучать и воспитывать старшин флота, чтобы они уме­ ли командовать, отлично знали сэою спениаль'нюсть, были бы хорошими воспитателями своих подчиненных. . Всю нашу воспитательную работу мы должны подчинить полному выполнению этих тре­ бований Наркома. Выступавшие. товарищи в прениях рассказывали о хоро­ ших старшинах—мастерах своей специальности. Это хорошо. Но немногие говорили о том, как старшины умеют командовать, начальствовать, как они воспи­ тывают подчиненных . в духе требований уставов. А уметь командовать — одно из (важней­ ших боевых качеств старшины. И* выступления начальника политического управления Северного флота генерал-майоре ' береговой службы тов. Торик Надо всемерно помочьмладшим командирам развивать это 'важ­ нейшее качество. Некоторые старшины пани- браггствуют со своими подчи­ ненными, «те опрашивают за проступки, стремятся не <пор­ тить отношений». Тем, кто стра­ дает этими недостатками, мы должны помочь нажить их. Вели мы не будем добиваться высо­ кой требовательности началь­ ников, умения командовать, то нельзя ждать успеха в решении поставленных задач. Кого мы должны поставить в пример многим вашим старши­ нам? Незабываем властный облик боцмана миноносца «И» Си- дельникова, «геройски погиб­ шего за напгу Родину, ва честь военно-морского флага при вы­ полнении кораблем боевого за­ дания. Блестящие командир­ ские качества его раскрылись в минуту опасности для кораб­ ля. В поступках и действиях Оиделыникова весь экипаж ми­ ноносца «Н» увидел подлинный образец того, каким должен быть младший командир. Я советовал бы офицерам, агитаторам рассказать всем старшинам, как умело и твердо командовал боцман Оидельни- ков в часы самой грозной опас­ ности для корабля. Вся наша воспитательная ра­ бота, проводимая офицерами в политашщратом, должна быть подчинена воспитанию такого младшего командира, как боц­ ман Сидельников. Партийным организациям следует всячески способство­ вать повышению авторитета старшин, окружать их заботой. Надо, чтобы партийные органи­ зации всемерно поощряли тре­ бовательных, знающих свое де­ ло, энергачных старшин, и, на­ против. вели борьбу о элемен­ тами панибратства и разбол­ танности. Кому принадлежи'» первая роль в подготовке и воспитании младшего командира? Конечно, старшему начальнику, офицеру. Неоднократно Нарком Военно- Морского Флота напоминал, что офицерам надо иметь «одной из своих важнейших забот — вос­ питание старшинского и сер­ жантского состава, как своей опоры по руководству личным составом». Мы должны укреплять чув­ ство партийнойответственности командиров и начальников — коммунистов за выполнение требований Народного Комис­ сара о воспитании старшин­ ского состава. Наш старшинский состав в своем подавляющем большин­ стве — коммунисты и комсо­ мольцы. Следовательно, роль партийных и комсомольских ор­ ганизаций' в воспиталин млад­ ших командиров чре&ычайио высока. Наши офицеры в лице партийных организаций имеют сильную опору и помощников в деле воспитания старшинского состава. Некоторые товарищи выска­ зывали опасения, что эта рабо­ та относительно новая и нельзя ли все формы и методы заранее изложить в их законченном виде, чтобы И й допустить ошибок. Мы с младшими коман­ дирами работу начинаем заново. Эта дорожка непроторена. И бу­ дет меньше беды, если партий­ ная организация, по-настоя­ щему взявшись за работу с младшими командирами, что- нибудь сделает не так. Ничего, поправим, лишь было бы дело. Гораздо хуже, если на некото­ рых кораблях не работают во­ все. Отсутствие всякой работы со старшинами —свидетельство самоуспокоенности в партийно* организации, неповоротливости. Работа с младшими команди­ рами сложна и многообразна. В чем может помочь парторга­ низация младшим командирам в области воинского воспита­ ния? Коммунисты обязаны раз’яс- нять основы воинской дисцип­ лины и воинского долга, про­ водя по егим темам беседы, лекции и доклады. На конкрет­ ном показе боевых дел передови­ ков старшин мы должны воспи­ тывать образцово дисциплини­ рованных младших командиров. Старшины-коммучгосты должны подать в этом (пример. Стар­ шины скажут большое спасибо партийной организации, поза­ ботившейся об их воинском вос­ питанпр. Разве партийная организация под руководством офицеров на может организовать обмен опы­ том работы младших команди­ ров, послушать старшин, пусть они и покритикуют и расскажу» о хорошей работе друг друг». Это будет большая помощь старшинам. Посмотрите на врут обязан­ ностей младшего командира. Он должен отвечать подчиненным на все вопросы, знать их забо­ ты, нужды. А бывает так: под­ чиненный, вместо того, чтобы обратиться к старшине, посеве* (Окончание см. на Э стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz