Краснофлотец. 1944, март.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 26 марта 1944 г ., H i 73 (1839) — Новая победа— торпедных катеров Североморцы-катерники потопили немецкий транспорт водоизмещением в 10 тысяч тонн Группа сввероморсних тор- ладных катеров вышла в море на пенсии кораблей противни ка По данным нашей разведии, ■ одном из районов вражесно- го побережья отстаивался крупный немецний транспорт. Туда и взяли направление на ши катера. Приблизившись к берегам противника, катера стали тщательно обследовать зали вы и бухточки. Вначале поис ки но давали никаких резуль татов. Около трех часов севе роморцы обшаривали враже- ское побережье. Над морем уже сгустились сумерки. Ви димость уменьшилась, но ка терники настойчиво продол жали поиски. Скоро торпедные натера по_- дошли н небольшой закрытой бухта. Краснофлотец Соловь ев, стоявший на боевом посту головного катера, первым до ложил своему командиру стар шему лейтенанту Романову: —' Вижу черное пятно на фоне берега. С* такой дистанции в темно те опознать транспорт было невозможно. Командир груп пы приказал пойти на сбли жение. Вскоре на головном катере старшего лейтенанта Романо ва в этом темном пятне -совер шенно точно опознали враже ский транспорт водоизмеще нием, примерно, в 10 тысяч тонн. Транспорт стоял ■ глу бине бухты. У кормы его был ошвартован небольшой бо- тишко. Последовали лаконичные негромкие команды. Торпеди сты, стоявши» в полной го товности на своих боевых по стах, быстро и умело приго товили торпеды к залпу. Натер лейтенанта Желвако- ва смело устремился в атаку. С короткой дистанции была выпущена торпеда. Раздался сильный взрыв. Однако тор педа, попавшая в кормовую часть судна, разнесла на кус ки бот, а огромному транспор ту только нанесла сильное по вреждение, он оставался на плаву. Последовал приказ повто рить атаку. Старший лейте нант Романов развернул свой катер и снова, сблизившись, о предельно короткой дистан ции выпустил вторую торпе ду. Теперь уж торпеда угоди ла прямо в середину судна. Раздался оглушительный взрыв. На глазах отходящих от цели катерников транспорт стал быстро погружаться. Когда катера были уже на отходе, немцы на берегу вспо лошились, и к небу начали взлетать осветительные ране ты. Враг открыл огонь. Но было уже поздно. Наши кате ра выскочили из вражеской бухты и благополучно возвра тились в свою базу. ? Бить врага, как бьют его наши славные гвардейцы О И ИЯ© т о ЮНГА НА ВАХТЕ Юнга Василий Фролов «есра; «У стал к моторам. Первое вре мя юеред «походом оя обычно опускался iBжормо&ой моторный отсек, садился у мотора и при- •сматг-ивался. как работает старшина 2-й статья Шмелев, это 'Командир отделения. Он выполнял »все ‘поручения командира. Иногда Шмелев отавагнл его со мютору. Как-то старшина группы мо тористов Парно захотел про верить практические знания Фролова и -перед «походом ска зал юнге: — Сегодня будешь самостоя тельно «готовить (мотор к за пуску. Фролов смело принялся ва дело. Все «приготовил и, открыв воэдух и (шкрутив рукоятку магнето, начал заводить мотор. На «первый -раз мотор 1 не завел ся. Он сделал это вторично. Мо- тог рявкнул и судорожно за бился. Старшина Парно похва лил Фролова. В машине звякнул телеграф. Отпелка «показывает «малый ^тнюд». Но юнга не дает ход. ~н смотрит «на (приборы: темпе ратура -масла ‘.недостаточная, моторы еще не прогрелись. По инструкции, если моторы не прогреты, не (положено давать ход, так как они могут заглох нуть. Но телеграф звякнул вто рично. Нужно давать ход. Фро лов «поднимает вверх два паль ца и «показывает старшине «а телеграф. — Врубай! — приказывает Парно. Катер шестнадцать часов был с (походе. Крен порой достигал 45 градусов. Во время похода лопнула во дяная магистраль, подводящая к мотору забортную воду. Стар ший краснофлотец Смага и старшина Парно занялись ре монтом магистрали.. К мотору стал юнга Василий Фролов Он успевал следить оа всем: за работой мотора и вспомогатель ных механизмов, успевал отка чивать воду и давать ток на рацию. В этом походе он пока зал себя хорошим мотористом. Толыко ‘несколько месяцев служит Фролов (на катере, а на груди его уже красуеися ме даль «За боевые заслуги». в. попов. Задание выполнено Связисты подразделения офи цера Голубцова получили от ветственное задание—построить новую линию связи. Для выполнения этой задачи в первую очередь необходимо было заготовить материал, раз нести по линии столбы, прово локу. Скалистые кручи и обры вы, по которым проходила ли ния, сильно затрудняли работу, но связисты Баданин, Арсенть ев, Шишевич я Куфтьцрев, иэ считаясь ни с чем, работали са моотверженно. Преодолевая все трудности и опасности, они успешно выпол нили поставленную перед ал ии задачу. Сержант К. БАБУШКИН . ©ражёокие истребители обычно действуют против наших самоле тов большими грушами. Они ред ко отваживаются поодиночке под ходить с нашим бомбардировщи кам и. торпедоносцам. И тут стрелок-радист, встречаясь один с несколькими истребителями, дол жен бить не по первому попавше муся, а умело выбирать цель, стре лять по тому, который в данный момеят наиболее опасен. Помню, пятерка торпедоносцев выполняла боевое задание. При подходе к вражеокому каравану мы встретили четыре «Ме-110». Они произвели две малоэффективных атаки с большой дистанции. Ка равана мы достигли без особых трудов. Но тут случилось нелад ное. Три самолета сбросили тор педы, а два — нет, в том числе и наш. Эти два торпедоносца решили зайти вторично. Нас снова встре тили четыре «мессера». Они раз делили наши самолеты и допыта лись взять в 'клещи. Однако, к ка равану мы все же прорвались и торпеды сбросили. При отходе пришлось вьцержать жаркий бой. Сначала «Мессершмигты» за ходили цепочкой, и я успевал пе реносить огонь с одного на другой. Потом немцы поняли, что так не выгодно, и пошли в атаку Одно временно. Один заходил сверху сзади, а другой сзади, ниже нас, на бреющем, зашел в мертвое пространство. Здесь потребовалось какое-то мгновенье, чтобы подумать, по которому вести огонь. Я пришел к тако!му выводу, что у верхних) меньше вероятности попадания. Он сам только в смотрит, как бы не врезаться в воду. И я выбрал вто рой, начал бить по нему через кинь. Мои нули ложились точно. Противник почувствовал это и на- чзл сворачивать с боевого курса. При развороте он удачно подста вил всю площадь машины. Я не преминул воспользоваться этим и поджег правый мотор. Экипаж вы бросился на парашюте, л самолет упал в воду. Второму «мессеру» Рассназ стрелка-раяиста Героя Советского Своза гварвии старшины Миханна БАДЮК; • ничего не оставалось делать, как уйти во-свояси. Правильный вы бор цели решил успех дела. Стрелкам-радистам необходимо хорошо знать тактику врага я действовать всеща хладнокровно и осмысленно. «Мессершмагт-110» имеет много снарядов и патронов и поэтому, как правило, открывает огонь с большой дистанции, чтобы вызвать на себя огонь советского стрелка-радиста, вымотать его, а потам, когда у него выйдет боеза пас, подойти ближе и расстрелять самолет. Надо иметь выдержку, эконо мить боезапас. Бьет немец с боль шой дистанции, ну и пусть бьет, все равно не попадет. Надо откры вать по нему огонь с дистанции наиболее действенного огня и рас стреливать его уверенно. Многое зависит от меткости ог ня стрелка-радиста. Мне неодно кратно приходилось наблюдать поведение врага. Если трасса идет прямо ему в лоб, он сразу же сво рачивает н уходит, и наоборот, ес ли трасса идет в стороне от него, то он смелеет и подходит вплот ную. В одиночном полете торпедонос ца или бомбардировщика стрелок- радист должен вдвойне зорко на блюдать за поведением врага и своевременно докладывать летчи ку. Иной раз вражеский истреби тель зайдет сзади в мертвый сек тор, сблизится и начнет поливать свинцом. Оторваться от него нельзя и вести по нему огонь невозможно. * Стрелок-радист обязан не допу: скать этого. Как только враже ский истребитель зашел в мертвый сектор и намеревается открыть огонь, сейчас же говори летчику, куда свернуть. В групповом полете в задачу стрелка-радиста (входит не только защита своего самолета, но и за* Гвардейская ювива. Вручение знамени часта Героя Совет скоро Союза Б. ф. Оафоаояа. Рисунок гуд. А. Меркулова из альбома «Северный флот в бояг з* Родину». щита самолета товарища. И о» того, как будешь защищать со седа, зависгг многое. Это ‘мне пришлось испытать на практике. Однажды т подходе к враже скому каравану нас встретила группа истребителей. Немцы успели произвести против торпе доносцев около семи атак. Одна из атак имела некоторый успех лишь вследствие того, что мы со стрел- ком-радистом соседнего самолета допустили прохлоп. А получилось это так. Два вра жеских истребителя начали пики ровать на торпедоносец, который шел параллельным с нами курсом. Я заметил их и открыл по ним огонь. Одновременно в мертаом секторе моего самолета появился «Мессершмитт», которого я не ви^ дел, да и все равно не мог бы ^ нему вести огонь, так как мешал стабилизатор. Тут должен был развернуться товарищ, которого я защищал, однако и он увлекся пя- кировавшим на него истребителем н упустил из вица того, который шея на мой торпедоносец. Немец кому летчику удалось тоща по дойти на короткую дистанцию я поджечь наш самолет. Торпедоносец вел Герой Совет ского Союза Балашов. На горящей машине он удачно торпедировал немецкий транспорт, а потом дотя нул до своего берега. В групповом полете торпедонос цев должна быть отработана взаимная выручка стрелков-ради стов. И каждый должен считать прямой обязанностью защиту coJ седнего самолета. 1 На стрелках-радистах лежи? двойная обязанность — защищать свой самолет, и соседа и одновре менно держать радиосвязь со свои ми истребителями и торпедонос цами. Все приказания, сообщения, замечания истребители получают только по радио. Своевременная я четкая передача приказания имеет исключительное значение во время воздушного боя. Ног некоторые примеры. Наши торпедоносцы шли в паре. Было девять истребителей прикры-1 тия, которые находились выше. Подошли мы к вражеоким берега* и заметили, что немцы дшг ни сколько красных ракет в нашг сторону; очевидно, с берега они указывали своим истребителям на правление советских самолетов. Скоро появились «Мессершмигты* и, снизнншись, начали преследо вать. А наши истребители сверху не ввдят врага. - Истребители противника ни же — передал я по ради®прикры-1 тию. Наши истребители появились внезапно. И, когда «мессер» напал выходить из атаки, его сбили. Помню второй случай: ва под ходе к цели я заметил «МессерJ шмигта-110», который шел сто3 роной и ждал, когда после атаки мы развернемся. Я передал ветре3 бителям, что оправа «стодесятый» скоро будет пикировать на им. И, действительно, когда мы выхол дили из атаки, он пошел на вас, В это время его «срубили» наша истребители. Нередко стрелку-радисту яряхо- дится сталкиваться с самый* неожиданными моментами. И че* хладнокровнее и расчетливее будде он выполнять свои обязанности, тем больше шансов на успех опс^ рации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz