Краснофлотец. 1944, март.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 26 марта 1944 г ., H i 73 (1839) — Новая победа— торпедных катеров Североморцы-катерники потопили немецкий транспорт водоизмещением в 10 тысяч тонн Группа сввероморсних тор- ладных катеров вышла в море на пенсии кораблей противни ка По данным нашей разведии, ■ одном из районов вражесно- го побережья отстаивался крупный немецний транспорт. Туда и взяли направление на­ ши катера. Приблизившись к берегам противника, катера стали тщательно обследовать зали­ вы и бухточки. Вначале поис­ ки но давали никаких резуль­ татов. Около трех часов севе­ роморцы обшаривали враже- ское побережье. Над морем уже сгустились сумерки. Ви­ димость уменьшилась, но ка­ терники настойчиво продол­ жали поиски. Скоро торпедные натера по_- дошли н небольшой закрытой бухта. Краснофлотец Соловь­ ев, стоявший на боевом посту головного катера, первым до­ ложил своему командиру стар­ шему лейтенанту Романову: —' Вижу черное пятно на фоне берега. С* такой дистанции в темно­ те опознать транспорт было невозможно. Командир груп­ пы приказал пойти на сбли­ жение. Вскоре на головном катере старшего лейтенанта Романо­ ва в этом темном пятне -совер­ шенно точно опознали враже­ ский транспорт водоизмеще­ нием, примерно, в 10 тысяч тонн. Транспорт стоял ■ глу­ бине бухты. У кормы его был ошвартован небольшой бо- тишко. Последовали лаконичные негромкие команды. Торпеди­ сты, стоявши» в полной го­ товности на своих боевых по­ стах, быстро и умело приго­ товили торпеды к залпу. Натер лейтенанта Желвако- ва смело устремился в атаку. С короткой дистанции была выпущена торпеда. Раздался сильный взрыв. Однако тор­ педа, попавшая в кормовую часть судна, разнесла на кус­ ки бот, а огромному транспор­ ту только нанесла сильное по­ вреждение, он оставался на плаву. Последовал приказ повто­ рить атаку. Старший лейте­ нант Романов развернул свой катер и снова, сблизившись, о предельно короткой дистан­ ции выпустил вторую торпе­ ду. Теперь уж торпеда угоди­ ла прямо в середину судна. Раздался оглушительный взрыв. На глазах отходящих от цели катерников транспорт стал быстро погружаться. Когда катера были уже на отходе, немцы на берегу вспо­ лошились, и к небу начали взлетать осветительные ране­ ты. Враг открыл огонь. Но было уже поздно. Наши кате­ ра выскочили из вражеской бухты и благополучно возвра­ тились в свою базу. ? Бить врага, как бьют его наши славные гвардейцы О И ИЯ© т о ЮНГА НА ВАХТЕ Юнга Василий Фролов «есра; «У стал к моторам. Первое вре­ мя юеред «походом оя обычно опускался iBжормо&ой моторный отсек, садился у мотора и при- •сматг-ивался. как работает старшина 2-й статья Шмелев, это 'Командир отделения. Он выполнял »все ‘поручения командира. Иногда Шмелев отавагнл его со мютору. Как-то старшина группы мо­ тористов Парно захотел про­ верить практические знания Фролова и -перед «походом ска­ зал юнге: — Сегодня будешь самостоя­ тельно «готовить (мотор к за­ пуску. Фролов смело принялся ва дело. Все «приготовил и, открыв воэдух и (шкрутив рукоятку магнето, начал заводить мотор. На «первый -раз мотор 1 не завел­ ся. Он сделал это вторично. Мо- тог рявкнул и судорожно за­ бился. Старшина Парно похва­ лил Фролова. В машине звякнул телеграф. Отпелка «показывает «малый ^тнюд». Но юнга не дает ход. ~н смотрит «на (приборы: темпе­ ратура -масла ‘.недостаточная, моторы еще не прогрелись. По инструкции, если моторы не прогреты, не (положено давать ход, так как они могут заглох­ нуть. Но телеграф звякнул вто­ рично. Нужно давать ход. Фро­ лов «поднимает вверх два паль­ ца и «показывает старшине «а телеграф. — Врубай! — приказывает Парно. Катер шестнадцать часов был с (походе. Крен порой достигал 45 градусов. Во время похода лопнула во­ дяная магистраль, подводящая к мотору забортную воду. Стар­ ший краснофлотец Смага и старшина Парно занялись ре­ монтом магистрали.. К мотору стал юнга Василий Фролов Он успевал следить оа всем: за работой мотора и вспомогатель­ ных механизмов, успевал отка­ чивать воду и давать ток на рацию. В этом походе он пока­ зал себя хорошим мотористом. Толыко ‘несколько месяцев служит Фролов (на катере, а на груди его уже красуеися ме­ даль «За боевые заслуги». в. попов. Задание выполнено Связисты подразделения офи­ цера Голубцова получили от­ ветственное задание—построить новую линию связи. Для выполнения этой задачи в первую очередь необходимо было заготовить материал, раз­ нести по линии столбы, прово­ локу. Скалистые кручи и обры­ вы, по которым проходила ли­ ния, сильно затрудняли работу, но связисты Баданин, Арсенть­ ев, Шишевич я Куфтьцрев, иэ считаясь ни с чем, работали са­ моотверженно. Преодолевая все трудности и опасности, они успешно выпол­ нили поставленную перед ал­ ии задачу. Сержант К. БАБУШКИН . ©ражёокие истребители обычно действуют против наших самоле­ тов большими грушами. Они ред­ ко отваживаются поодиночке под­ ходить с нашим бомбардировщи­ кам и. торпедоносцам. И тут стрелок-радист, встречаясь один с несколькими истребителями, дол­ жен бить не по первому попавше­ муся, а умело выбирать цель, стре­ лять по тому, который в данный момеят наиболее опасен. Помню, пятерка торпедоносцев выполняла боевое задание. При подходе к вражеокому каравану мы встретили четыре «Ме-110». Они произвели две малоэффективных атаки с большой дистанции. Ка­ равана мы достигли без особых трудов. Но тут случилось нелад­ ное. Три самолета сбросили тор­ педы, а два — нет, в том числе и наш. Эти два торпедоносца решили зайти вторично. Нас снова встре­ тили четыре «мессера». Они раз­ делили наши самолеты и допыта­ лись взять в 'клещи. Однако, к ка­ равану мы все же прорвались и торпеды сбросили. При отходе пришлось вьцержать жаркий бой. Сначала «Мессершмигты» за­ ходили цепочкой, и я успевал пе­ реносить огонь с одного на другой. Потом немцы поняли, что так не­ выгодно, и пошли в атаку Одно­ временно. Один заходил сверху сзади, а другой сзади, ниже нас, на бреющем, зашел в мертвое пространство. Здесь потребовалось какое-то мгновенье, чтобы подумать, по которому вести огонь. Я пришел к тако!му выводу, что у верхних) меньше вероятности попадания. Он сам только в смотрит, как бы не врезаться в воду. И я выбрал вто­ рой, начал бить по нему через кинь. Мои нули ложились точно. Противник почувствовал это и на- чзл сворачивать с боевого курса. При развороте он удачно подста­ вил всю площадь машины. Я не преминул воспользоваться этим и поджег правый мотор. Экипаж вы­ бросился на парашюте, л самолет упал в воду. Второму «мессеру» Рассназ стрелка-раяиста Героя Советского Своза гварвии старшины Миханна БАДЮК; • ничего не оставалось делать, как уйти во-свояси. Правильный вы­ бор цели решил успех дела. Стрелкам-радистам необходимо хорошо знать тактику врага я действовать всеща хладнокровно и осмысленно. «Мессершмагт-110» имеет много снарядов и патронов и поэтому, как правило, открывает огонь с большой дистанции, чтобы вызвать на себя огонь советского стрелка-радиста, вымотать его, а потам, когда у него выйдет боеза­ пас, подойти ближе и расстрелять самолет. Надо иметь выдержку, эконо­ мить боезапас. Бьет немец с боль­ шой дистанции, ну и пусть бьет, все равно не попадет. Надо откры­ вать по нему огонь с дистанции наиболее действенного огня и рас­ стреливать его уверенно. Многое зависит от меткости ог­ ня стрелка-радиста. Мне неодно­ кратно приходилось наблюдать поведение врага. Если трасса идет прямо ему в лоб, он сразу же сво­ рачивает н уходит, и наоборот, ес­ ли трасса идет в стороне от него, то он смелеет и подходит вплот­ ную. В одиночном полете торпедонос­ ца или бомбардировщика стрелок- радист должен вдвойне зорко на­ блюдать за поведением врага и своевременно докладывать летчи­ ку. Иной раз вражеский истреби­ тель зайдет сзади в мертвый сек­ тор, сблизится и начнет поливать свинцом. Оторваться от него нельзя и вести по нему огонь невозможно. * Стрелок-радист обязан не допу: скать этого. Как только враже­ ский истребитель зашел в мертвый сектор и намеревается открыть огонь, сейчас же говори летчику, куда свернуть. В групповом полете в задачу стрелка-радиста (входит не только защита своего самолета, но и за* Гвардейская ювива. Вручение знамени часта Героя Совет скоро Союза Б. ф. Оафоаояа. Рисунок гуд. А. Меркулова из альбома «Северный флот в бояг з* Родину». щита самолета товарища. И о» того, как будешь защищать со­ седа, зависгг многое. Это ‘мне пришлось испытать на практике. Однажды т подходе к враже­ скому каравану нас встретила группа истребителей. Немцы успели произвести против торпе­ доносцев около семи атак. Одна из атак имела некоторый успех лишь вследствие того, что мы со стрел- ком-радистом соседнего самолета допустили прохлоп. А получилось это так. Два вра­ жеских истребителя начали пики­ ровать на торпедоносец, который шел параллельным с нами курсом. Я заметил их и открыл по ним огонь. Одновременно в мертаом секторе моего самолета появился «Мессершмитт», которого я не ви^ дел, да и все равно не мог бы ^ нему вести огонь, так как мешал стабилизатор. Тут должен был развернуться товарищ, которого я защищал, однако и он увлекся пя- кировавшим на него истребителем н упустил из вица того, который шея на мой торпедоносец. Немец­ кому летчику удалось тоща по­ дойти на короткую дистанцию я поджечь наш самолет. Торпедоносец вел Герой Совет­ ского Союза Балашов. На горящей машине он удачно торпедировал немецкий транспорт, а потом дотя­ нул до своего берега. В групповом полете торпедонос­ цев должна быть отработана взаимная выручка стрелков-ради­ стов. И каждый должен считать прямой обязанностью защиту coJ седнего самолета. 1 На стрелках-радистах лежи? двойная обязанность — защищать свой самолет, и соседа и одновре­ менно держать радиосвязь со свои­ ми истребителями и торпедонос­ цами. Все приказания, сообщения, замечания истребители получают только по радио. Своевременная я четкая передача приказания имеет исключительное значение во время воздушного боя. Ног некоторые примеры. Наши торпедоносцы шли в паре. Было девять истребителей прикры-1 тия, которые находились выше. Подошли мы к вражеоким берега* и заметили, что немцы дшг ни­ сколько красных ракет в нашг сторону; очевидно, с берега они указывали своим истребителям на­ правление советских самолетов. Скоро появились «Мессершмигты* и, снизнншись, начали преследо­ вать. А наши истребители сверху не ввдят врага. - Истребители противника ни­ же — передал я по ради®прикры-1 тию. Наши истребители появились внезапно. И, когда «мессер» напал выходить из атаки, его сбили. Помню второй случай: ва под­ ходе к цели я заметил «МессерJ шмигта-110», который шел сто3 роной и ждал, когда после атаки мы развернемся. Я передал ветре3 бителям, что оправа «стодесятый» скоро будет пикировать на им. И, действительно, когда мы выхол дили из атаки, он пошел на вас, В это время его «срубили» наша истребители. Нередко стрелку-радисту яряхо- дится сталкиваться с самый* неожиданными моментами. И че* хладнокровнее и расчетливее будде он выполнять свои обязанности, тем больше шансов на успех опс^ рации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz