Краснофлотец. 1944, март.

18 марта 1944 г., Кг 66 (1832) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц .-—'•с Воспитание молодых " краснофлотцев * Партийное собрание принесло пользу нание на необходимость строжай­ шего соблюдения военной тайны. Каждый день, вьгбрав свободную ...Наши сложные механизмы для краснофлотца Коровина, еще непо­ нятны. Ведь на ф.тот он пришел недавно и пока еще только осваи­ вается с новым для него делом. П уж кто-кто, а коммунист Вла- Ъиз мог бы научить его многому. Он п опыт имеет, и згнания, да к тому же и на. вахте они стоят вместе. Но вот недавно произошел такой случай. Не об’яеввв, как следует, Коровину правила ухода за меха­ низмами, Власов оставил его на вахте одного. Сам же ушел... по­ курить. Стоит Коровин у работающих " механизмов, л что делать — яе знает. В результате он выкачал горячую воду из бака в канализа­ цию, тогда ‘качс эта вода предназ­ началась для пополнения котлов. Пока Власов курил, вода в кот­ лах упала ниже водомерных сте­ кол. Спохватившись, начали по­ полнять 'КОТЛЫ холодной водой. А это, понятно, вызвало перерасход горючего. Да. хорошо еще, что дело обошлось благополучно. А ведь могла произойти авария... Об этом рассказал в своем до­ кладе парторг т. Чума'ков на пар­ тийном собрании, где обсуждался ионрос о задачах партийной орга­ низации в воспитании молодых краспофлотцев. С большевистской непримири­ мостью говорили 'коммунисты о не­ достатках в этом важном деле. Выступающие привели такой случай: недл!йго дежурный коман­ дир отдал приказание комсомольцу Вмченко-Рыйко. Вместо того, чтобы повторить приказание, он вступил с командиром в шор. А рядом стоял один из новичков — краснофлотец Минин. Плохой пример! Об опыте работы с молодыми .:ра^п/флотцамп рассказал собра­ нию 'коммунист т. Мисанов. В его подразделение прибыли повички. Он побеседовал с каждым о воин­ ской присяге, обратив особое вни- Яа ко н к ур с минуту, т. Мисанов раа’ясняет приказ 16 товарища Сталина, решения X сессии Верховного Со­ вета СССР. Хорошо т. Мисанов помогает мо; лодым краснофлотцам в овладении специальностью. Он обучает ради­ стов, занимается с ними непосред­ ственно у аппаратов. «Как пра­ вильно запустить передатчик», «В каком положениидолжны быть ру­ бильники и выключатели во время работы аппаратуры», «Неисправ­ ности я борьба с ними» — вот темы бесед, которые проводит т. Мисанов. Воспитывая у новичков чувство дисциплины и порядка, он не ос­ тавляет без внимания таиодной ме­ лочи. Как-то молодой краснофлотец Павлов вошел в помещение, где находились офицеры. — Здравствуйте, — небрежно сказал он. А собравшись уходить, кивнул головой: — Пу, я пойду, до свидания. Павлову, 'конечно, тут же один из офицеров сделал замечание. А т. Мисанов после этого собрал молодых краснофлотцев своего подразделения я провел специаль­ ную беседу об уставных требова­ ниях при обращении к старшим. С некоторыми позанимался от­ дельно, отрабатывая подход в tfS-1 г чальнику, приветствие, повторе­ ние приказаний. Партийное собрание принесло большую пользу. Оно помогло вскрыть недостатки, обобщить хо­ роший опыт. Сейчас уже есть кон­ кретные результаты. Молодые краснофлотцы Минин и Веретин, благодаря помощи коммунистов, за короткий срок значительно повы­ сили знания своей^специальяости. Теперь они могут самостоятельно подготовить к шуску механизмы, на которых работают, и вполне подготовлены « несению вахты. А. ЗАБРОДИН. Дорога домой Мама, мама! По тебе скучаю! За Полярным кругом, на войне С грустью и любовьювоиоминаю О родимой, дальней стороне. Знаю: тоже обо мне тоскуешь. Чуть придет свободный вечерок У окошка сядешь и горюешь — Жив ли он, здоров ли мой сынок? На коленях молишься ты богу За меня, голубушка моя, И гладишь с надеждой на дорогу: Не видать ли... Не иду ли я... Я иду, хотя тебе не видно, Я иду домой путем войны, Чтобы было матерям не стьцчо, По-матросски бьются их сыны. Я клянусь твоими сединами, Честью флотской, юностью моей: Мы восторжествуем над врагами, Сквозь огонь пройдем в шторми морэй. Ведь пока не истреблю врага я — Не могу вернуться я домой. Только в смерти немца, дорогая, Наша встреча, дом родимый мой! Николай КАСАБИН. Н. А. РкмскийиКорсаков. рвпП1,я С картины художника В. оерова. В Е Л И К И Й Р У С С К И Й К О М П О З И Т О Р _ = К 100 -ле тию со дня р о ж д е н и я — Н. А. Римского-Корсакова = ПОХОДНАЯ ПЕСНЯ Скрыла берег тьма ночная, Дышит штормом моря грудь. Пожелай мне, дорогая, В луть-дорогу что-нибудь. Хлещет ветер снежным градом, Океан седой сердит. Я стою — и пушка рядом В ночь яенасгную глядит. Пусть рычат валы и воют, — Мы сумеем путь пробить, Чтобы схваткой огневою Вр.икий берет разбудить. И олеснет над горным краем, Как победа, залпов свет. А пока прими, родная, С моря Баренца привет! Гр. ТРАПИН. На лыжне—рядовые бойцы Погода, благоприятствовавшая лыжникам на протяжении четы­ рех дней соревнований, на пятый день испортилась. Оттепель и свеже выпавший снег создала трудные условия для передвиже­ ния на лыжах. И все же на старт вышли 'бойцы стрелковых отделе­ ний. Как и положено, на нравом фланге стоит 'командир отделения, рядом с ним — пулеметчик с ручным пулеметом, два снайпера и рядовые бойцы. Каждый из них имеет полную походную выклад­ ку: вещевой мешок, противогаз, гранаты, винтовку,•боезапас. Де­ сять 'бойцов выходят со старта в трудный двадцатикилометровый путь. Они не только должны прийти к финишу, но и сохра­ нить после него свою боеспо­ собность — такова задача. Вытянувшись в цепочку, лыж­ ники скрываются в туманной да­ ла. Они поднимаются на гребни гор, спускаются на озера, лави­ руют да крутых с[слонах сопок. Пятый день общефлотских соревнований ни на минуту не прерывая дви­ жения. Снежные заряды сменяют друг друга, так что порой голов­ ной лыжвик совершенно скры­ вается из вида. Наконец, бойцы выходят на лед широкого озера. Командира отде­ ления встречает представитель судейской коллегии. — Справа противник. Дейст­ вуйте! И действительно, оправа на снежной ‘белизне озера видны си­ луэты вражеских стрелков. Это— мишени. Ч — К бою! — приказывает коадндир отделения. Бойцы сбрасывают винтовки и растягиваются на снегу, не сни­ мая лыж. Нстороагясь, лыжники выбирают цели, определяют иа- глаз расстояние. — Огонь! Отстрелявшись, отделение сно­ ва продолжает путь. Затек на пути встречается уча­ сток проволочного заграждения, который лыжники преодолевают ползком, потом, перебравшись че­ рез деревянную изгородь, лыжни­ ки выходят к окопу, который они забрасывают гранатами. 8а око­ пом стоят щиты. Их надо пора­ зить штыком. — . В атаку! — приказывает шиандир отделения. Гремит краснофлотское «ура»— и все отделение с винтовками на­ перевес, с обнаженными штыками устремляется вперед. Штыковой удар нанесен. Отделение снова выстраивается на лыжне и в полном составе подходит к лилии финиша. Тяжелый путь овойчев. Отделение сержанта Демина за: няло первое место в этом трудном соревновании на выносливость и майгерств». Лейтенант А. ЖУРАВЛЕВ. 18 ма/рта 1944 года испол­ няется сто лот со дня рожде­ ния великого русского компо­ зитора Николая Андреевича Р 1 шашго-Корсаш>ва. Рпмюкий \ Корсаков — один из наиболее любимых и попу­ лярных русских композиторов. Творчество его сложилось и развивалось на основе русско­ го народного искусства. Оно помошо Римокому^орсалоову выработать музыкальный язык, доступный самым широким кругам слушателей. РимскийJCopcа®ав -играет выдающуюся роль « истории развития нашей музыкальной культуры. Его можно назвать также и одним из самых пло­ довитых русских композиторов. Им создано необычайно много разнообразных по форме про­ изведений: написаш 14 опер, три симфонии (одна из них симфония-сюита «Ангар») и симфоньетта, ряд програ^ммных симфонических произведений: «Шехерезада», «Садко», «Сказ­ ка», замечательное «Испанское каприччио», неоколыко увер­ тюр, 79 романсов, фортепьян­ ный концерт, фантазия для скрипки и оркестра, ряд хоро­ вых и камерных сочинений. Велико значение Римского- Корсакова, как педагога. За долголетнюю педагогическую работу им .воспитано около 200 композиторов и музыкальных деятелей. В числе их можно назвать Глазунова, Лядова, Аренского, Ипполитова-Иваио- еа; наши советские композито­ ры старшего поколения Про­ кофьев и Мясковский также яв­ ляются ело учениками. Глубоко проникнув в харак­ тер народной мелодии, исполь­ зуя в операх подлинно народ­ ные песни, Н. А. Римский Корсалсо® создал ряд произве­ дений, почти ее этличимьгх от оригинальных народных напе­ вов (песни Леля из «Снегуроч­ ки», «Ой ты, темная дубравуш­ ка» из «Садюо»). Оперы Рим- саихго-Корсаяова—любимые про­ изоедения советского слушате­ ля. Наряду с операми Чайков­ ского они ведущие в репертуа­ ре музыкальных театров Со­ ветского Союза. Римский-Корсаков — замеча­ тельный мастер оркестрового письма. Такие его произведе­ ния, ка/в «Оадао», «Шехереза- да», «Ангар*, а также блестя­ щее «йецалзкое пвгрвччт»,ш- ляются жемчужинами мировой симфонической литературы. Наш великий русский компо­ зитор был моралям офицерам, выросшим и воюш№швпгимся в семье, которая изэекупв* в исто­ рии русского флота, додар вид­ нейших моряков: д ш еомпо - .. . [ .. Н. П. Рим- рсаков, драл* — В. А. Римский^Короажосв — известный модок. последователь Тихого океана. В «Летописи моей здузьькаль-< ной жизни» Н. А. Рямский-Кор- саков говорит о том ярком впе­ чатлении, которое оставило у него в памяти кругосветное зитора —* адмирал сжий-йо] пла!ванье на клипереу «Алмая» в 1862 — 65 тт. Здесь, на борту «Алмаза», тогдаеще гардемарин Римский-1йсйД®ов писал свою первую симфонию. Когда он закончил одну из \частей сим­ фонии, клипер стоял © Англии. Композитор послал только что написанное произведение ру­ ководителю кружка музыкаи- тов, вошедшего в историю под именем «Могучей кучки» М. Балакиреву. В теч'екиеодин­ надцати лет Римский-Корсаков был инспекторам военно-мор­ ских оркестров. В общей слойк - ности он прослужил на флоте 22 года. Несомненно, что многочис­ ленные образы водной стихии в его произведениях (оперы «Садко». «Сказка о царе Салта- /не», «Сказание <j^градеКитеже», .камерно-вокальный цикл «Мо-* ре») были навеяны непоотед- ствеиными впечатлениями Рим: ского-Корсакова — моряка. А’ ем,у многое пришлось видеть: и ураганы, и бури, и незабы­ ваемую красоту морских я океанских просторов. Все это он передал потом в прекрасных музыкальных картинах, доно­ сящих до нас плеск морокой волны, шум прибоя и явля­ ющихся образцами музыкаль­ ного маринизма. 'Римгокий-'Корсаков был в числе передовых людей своего времени. Еще в юности он ув­ лекается Белинским, Добролю- бавьим, знакомится о сочшге-* «иями Чернышевского, с гер- ценовски^ «Колоколом». Имен­ но на флоте, в среде морского офицерства, формировалась по­ литические взгляды компози­ тора. Недаром в своих воспо­ минаниях пишет он о мордобо^ ях, о линьках, о тяжелой доле матросов в ту пору. Революция 1905 года нашла у него самый живой отклик. Вместе с некото­ рыми русскими (музыкантами он показал себя энергичным и мужественным обществеянъш деятелем. (Римсжий-Корсаков *— один и крупнейших русских художни­ ков, выдвинувшихся в 60-е го­ ды, участник иавестнюй «Могу­ чей кучки». Творчество его представляет собой явление большого исторического значе­ ния и вошло в русскую музы­ кальную культуру наравне о произведениями Глинки, Боро' дина, Мусоргского н Чайюав- с®аго. Ряд крупных русских композиторов сложились под влиянием искусства Римского- Корсакова. Большое аив/чйвив имело влияние щ да ||увы- калыцую куяьтургу народов, входящих в •братскую семью народов OOQP. Отмечая столетнюю годовщи­ ну со дай роовдения великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, оЬветская общественность ч т и т память одного из веогиких русских ху­ дожников, своей жизнью и ра­ ботой способстаоваБшего поды­ му и расцвету русского на' цаонального иакусстаа. Юрий СЛОНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz