Краснофлотец. 1944, март.

2 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 18 марта 1944 г., ,Ni 66 (1332)’ Боевой день североморских летчиков Потоплен транспорт в 7.000 тонн, поврежден транспорт в 6.000 тонн, потоплено и повреждено около двух десятков мелких немецких судов. В воздушных боях сбито 4 самолета противника вия, благополучно возвратились на овюи аэродром. СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ УДАР В оперативной сводке Оовин- формбюро за 16 марта сообща­ лось: «В Бареяцовом море потоп- лев транспорт водоизмещением: в 7.000 тоня, четыре шхуны, пять дрифтерЗотов (моторные рыболов­ ные суда), деа мотобота и три сторожевых катера .противника». Вот некоторые подробности бое- въи операций детчяков-северо- иорцев в этот дейь. ПЕРВАЯ АТАКА ГВАРДЕЙЦЕВ- ТОРПЕДОНОСЦЕВ Рано утром в крейсерский по­ лет на вражеские морские комму­ никации аылетелп летчики-торпе­ доносцы гвардии младший лейте­ нант Гарбуз и гвардии лейтенант Францев. Экипаж гвардии 'младшего лей­ тенанта Гарбуза, крейсируя у ■вражеских берегов, обнаружил транспорт противника •водоизме­ щением в 6.000 тонн, шедший в охранении 2 сторожевых "кораб­ лей. Гвардеец т. Гарбуз смелопошел в атаку на транспорт и с неболь­ шой дистанции сбросил торпеду, которая попала в цель. Весь эки­ паж торпедоносца наблюдал на транспорте взрыв большой силы и огромный пожар. Транспорту причинены серьезные повреяце- ния. Гвардии лейтенант Францев тем Бременем обнаружил враже­ ский мотобот, который пробирал­ ся у самого берега в свой порт. Пушечно-пулеметным огнем эки­ паж торпедоносца расстрелял и пустил на дно немецкий мотобот. ТРАНСПОРТ ПОШЕЛ КО ДНУ •Несколько позже в крейсерский пОлет вылетел летчик-торпедоно­ сец гвардии капитал Гусев. Пого­ да не баловала североморцев. В море на их пути вставали снеж­ ные заряды и туман, временами пришлось вести машину слепым полетом. Лишь при подходе к бе­ регам врага погода несколько прояснилась, хотя и здесь дымка затрудняла видимость. Скнарев предупредил командира экипажа, что они подходят к району, где, по данным разведки, возможен вражеский караван. И действительно, через несколько иипут острый глаз гвардейца Лвардии капитан П. П. Гусев. уловил движущийся конвой, и Гу­ сев крикнул: — Штурман, вижу конвой! Атакуем со стороны солнца! Крупный конвой противника в составе 4 транспортов и 8— 9 ко­ раблей эскорта направлялся. в один из северных портов. Обна­ ружил советский торпедоносец, немцы открыли ожесточенный огонь со всех кораблей. Умело маневрируя, гвардейцы бесстрашно прорывались к вра­ жеским судам. Капитан Гусе» поймал в прицел самый крупный транспорт я сбросил торпеду. Раздался огромным взрыв. Столб черного дыма и пламени поднял­ ся к небу. Удар был настолько метким и сильным, что немецкий транспорт водоизмещением в 7.000 тоня сразу же стал погру­ жаться на дно. Когда наш торпедоносец лег на курс отхода, штурман т. Скнарев увидел 4 вражеских Истребителя и доложил: — Вижу самолеты противни­ ка. Оиверни в море. Североморцы умело уклонились от преследования и, преодолевая ШТУРМОВИКОВ Штурмовики также воспользо­ вались летной погодой н в тот же день дважды вылетали на штур­ мовку скопления мелких судов противника в одном из его пор­ тов. Группы грозных «Илюшиных», ведомые старшим лейтенантом Катуяиным и лейтенантом Шей­ ниным, надежно прикрываемые истребителями, внезапно атакова­ ли вражеский (порт и обрушили на скопление мелких вражеских судов свой смертоносный груз. iB результате бомбо-штурмового удара наши летчики потопили 4 шхуны, 5 дрифтерботов и 1 мото­ бот. Истребители прикрытия пу­ шечно-пулеметным огнем потопи­ ли 3 сторожевых катера про­ тивника и 3 катера повредили. Над вражеским тральщиком противолодочную службу нес многомоторный самолет «Блом- фасс-138». Наш летчик-штурмо­ вик т. Васия стремительно атако­ вал его и вогнал в море. Траль­ щик 'выбросился на берег. Четверка североморских истре­ бителей, сопровождавшая наших штурмовиков, была перехвачена 12 «Мессершмиттами». Ведущий лейтенант т. Еузанов смело при­ нял неравный бой. Умело взаимо­ действуя со штурмовиками и сме­ ло атакуя врага, истребители лейтенанты Кузанов и Лапши, младший лейтенант Белозеров сбили по одному «Ме-109» каж­ дый. Четвертый «Ме-109» сбил воздушный стрелок т. Гусев. От­ лично дрался в этом бою молодой летчик младший лейтенант т. Зи­ нин. Умело атакуя вр^га, он под­ бил 2 вражеских истребителя. Североморские летчики— гвар­ дейцы-торпедоносцы, штурмовики, истребители — своими грозными ударами по морским коммуняка циям и базамврага практически и по-деловому претворяют в жизнь приказ нашего Верховного Главно- ТОРПЕДОНОСЦЫИДУТ ОАТАКУ П одробно с ти потопления н ем е ц ко го транспор та Штурман гвардии капитал тяжелые метеорологические уело- командующего товарища Сталина. ПОСЛЕ УДАРА Наши воздушны» разведчики обнаружили на морских коммуяшищгопс большой вра­ жеский канвой. Немцы пробирались в одну из своих оеввряых бае. В воздух поднялись североморские штурмовики и торпедоносцы и нанесла сокрушительный удар по фашист­ скому конвою. НА СНИМКЕ: один из кораблей, подозджешый нашими летчиками. В семнадцать тридцать в зем­ лянке торпедоносцев раздался те­ лефонный звонок: экипажам гвар­ дии капитана Гусева и гвардии лейтенанта Францева приказано немедленно явиться на аэродром. Воздушный разведчик обнару­ жил в море вражеский караван. Два танкера и транспорт шли под охраной десятка военных кораб­ лей. — Ваша задача — атаковать конвой, — сказал торпедоносцам гвардии майор Литвинов. — Но, если непогода разыграется, лучше вернуться. Нечего лезть на рожон. Моторы двух машин уже рабо­ тали, когда летчики, штурманы и стрелки-радисты вышли с команд­ ного пункта. Уже в том, как была проведена подготовка к вылету, сказались гвардейская четкость, организованность, порядок. Машины легли на обычный курс. Под крылом промелькнули заснеженные сопки. Море закрыто стеной снежного заряда и тумана. Ведущий гвардии капитан Петр Петрович Гусев принял смелое ре­ шение — пробить эту стену. Две машины на большой скорости вре­ зались в сплошной туман я снеж­ ный заряд. — Где Францев? — спросил Гусев у своего стрелка-радиста гвардия старшины Шелкопляса. — На своем месте! Гвардии лейтенант Евгений Иванович Францев — опытный североморский пилот. Он умело держал свою машину в левом пе­ ленге ведущего. Чем дальше в море, тем гуще заряды. Видимость вое уменьшает­ ся. «Только бы не„проскочить мимо каравана» — одной думой заняты гвардейцы. Ведущий решил повернуть к береговой черте. Но нельзя было дать врагу обнаружить себя рань­ ше, чем будут сброшены торпеды. И вскоре торпедоносцы снова взяли курс в открытое море. Уже наступал вечер. — Пожалуй, надо вернуться, пока совсем не стемнело, — заме­ тил штурман ведущего, гвардии капитан Окнарев. Несколько дней назад экипаж гвардии капитана Петра Гусева ходил на «свободную охоту». В та­ ких же сумерках Гусев атаковал транспорт. И сегодня капитан Гу­ сев твердо решил не возвращаться домой до тех пор, пока не найдет вражеский караван. Несколькораз во время полета он менял курс, заходил в заряды и сворачивал к берегу. Его беспокоило одно — не потерять бы ведомого, н он по­ стоянно оправлялся у штурмана: — Где Фраицев? И ответ был неизменным: — Идет! Наконец, полоса тумана обры­ вается, и внизу открывается мор­ ская ширь, a att ней мелкими точками — корабли врага. Но с высоты бросать торпеду нельзя, а снижаться поздно. С миноносца, который шел сзади каравана, взвились две ра­ кеты — красная и зеленая. Эго был сигнал к открытию огня. Се всех кораблей охранения потяну­ лись к самолетам красные, зеле-5 ные, белые трассы. Вокруг саиол лета Францева сразу обрачзовалось' колыцо разрывов снарядов. л Ведущий принял новое реше^ ние: он повел машину мористей, где стеною шел снежный заряд. Здесь можно было перестроиться ж снова итги в атаку. Войдя далеко в снежный заряд, капитан Гусе» сделал разворот. — Приготовиться к атаке! —- передал Гусев. Самолеты легли на боевой курс.- На подходе их снова встретил* разноцветные трассы снарядов к пулеметных очередей, которые скрещивались, преграждая путь’ машинам. Капитап Гусев напрягая зрение, стараясь выбрать добычу покрупней. Его внимание привлек головной транспорт водоизыеще* нием около 8 тысяч тонн. i Штурман гвардии капитал Скнарев понял замысел командира и начал наводить машину на транспорт. — Левей, левей! — повторяя он летчику. Теперь только бы выдержать' курс, только бы не сдала машина. Наконец, торпеда оторвалась. С той же дистанции бросил торпеду; и Францев. Над самыми кораблями охране­ ния ториедоносцы сделали разво^ рот. Огонь противника не ослабе-' вал. Трассы попрежнему чертили туманный воздух и двигались за машинами. Когда корабли охранения быля уже позади, на пути торпедонос-1 цев попала какая-то шхуна, кот»1 рая также открыла огонь. — Влево и ниже, влево я ниже! — дважды повторяя штур­ ман Скнарев. — Где Францев? — снова спра* * шивал его Гусев, делая разворот. Он получил тот же неизменный ответ, что ведомый идет на своем месте. Почти в это же время недалека от машины гвардии лейтенанта Францева разорвался вражеский снаряд, и самолет сразу‘стал про­ валиваться. Вода внизу казалась черной, и трудно было разобрать, далеко она или нет. Однако летчик умело выровнял машину и до са­ мого аэродрома не терял своего места в строю. На развороте капитан Гусев увидел над транспортом большое пламя и густой дым. Гусев спро­ сил у'экипажа, все ли видят этот огонь. Штурман ответил, что <*н наблюдал еще два взрыва. Убедившись _в точности торпе3 дирования, ведущий взял курс на, родной аэродром. Над сопками раз-* далась пулеметная очередь, возз?7 стившая о победе торпедоносцев. Эта боевая операция была одна из наиболее трудных по навита1 ционным условиям. Однако гвавл дейцы еще раз показали свое яал стерство, умение бить врага в любых условиях. Лейтенант Ям. БАЛИН. ...бить врага, как бьют его наши славные гвардейцы... И. СТАЛИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz