Краснофлотец. 1944, июнь.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 21 июня 1944 г., № 146 (1912)' ===== — «мП,. - - j Dviwu на Сепе/7нимтеатре бе изложенные выше причины, побудившие вывести линейные си лы из Германии за По лярный круг, сами по себе могут быть оценены как предусмотрительные и логичные соображения, однако по существу своему они сугубо оборонительны и сами по себе не могли быть решающими в 1942 г., когда у германского руко водства еще были надежды на успешное окончание войны. Поэтому Альтен-фиорд надо *рассматривать не только как убе жище, но и как маневренную базу, выдвинутую на наши внешние ком муникации для обеспечения дей ствий надводного флота Германии по союзным конвоям. Последний выход в Атлантику линейного корабля «Фюрст Бис марк», кончившийся его гибелью 27 мая 194! г., показал герман скому командованию (особенно после опубликования материалов •по этой операции), что система наблюдения и развертывания всех сил и средств английского флота делают прорыв в Атлантику пред приятием безнадежным. Вопрос остается открытым только в той части, под какой широтой и долго той будет потоплен очередной не мецкий рейдер, что в свою очередь зависит больше от погоды и вре мени суток, чем от самих немцев. Урок с «Фюрст Бисмарк» с уче том предшествовавшего урока с «Адмирал граф Шпее» (13 декабря 1939 г.) и вынужденное сидение в Бресте «Шарнгорст», «Гнейзенау» и «Принц Евгений» не прошли да ром. Новых попыток прорыва в Ат лантику не было, а началась смер тельная борьба за северные ком муникации, которая должна была решаться подводными лодками и авиацией, также базирующимися на северное побережье Норвегии. Теперь в эту же борьбу были включены и линейные силы, район операций которых ограничивался только Норвежским и Баренцовым морями. Однако, несмотря на интенсив ность и двустороннее движение конвоев между нашими и англий скими и американскими портами, надводные корабли германского флота вели себя не особенно реши тельно. Наряду со стремлением на рушить наши коммуникации в этот период совершенно от четливо можно на блюдать тенденцию не рисковать линей ными кораблями и крейсерами, так как потеря их уже не мо гла быть компенсиро вана ввиду прекраще ния строительства больших кораблей1. За все время этого этапа войны было только три значительных выхода больших кораблей в район коммуникаций. 5 июля 1942 г. «Адмирал Тир пиц» совместно с «Адмирал Шеер» рискнул выйти в опера цию под эскортом большого числа охраняющих эскадренных мино носцев и самолетов. Это был пе риод полярного дня, когда авиа ция в течение круглых суток об следовала всю зону операции и убедилась, что поблизости нет крупных английских сил. Все было немцами учтено, кроме искусства советского подводника Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Лунина, который, про рвав зигзагирующее охранение, торпедировал «Адмирал Тирпиц» и нанес ему настолько серьезные повреждения, что операция была сорвана. Линейный корабль малым ходом и под усиленным, дополни тельно вызванным охранением был отведен в одну из баз, а союзные конвои проследовали по назначе нию. Несколько месяцев о линейном корабле «Адмирал Тирпиц» не бы ло слышно и, несмотря на нали чие исправных «Шарнгорст», «Ад мирал Шеер» и крейсеров, урок настолько запомнился, что только через год и два месяца была про демонстрирована следующая опе рация крупных сил, о которой надо сказать особо. В промежутке внешние коммуникации Советского Союза с Соединенным Королев ством и США подвергались атакам только подводных лодок, авиации и одиночным безуспешным попыт кам предпринимать атаки со сто роны миноносцев. # ^Тщетно пытался британский флот вызвать немцев на боевое столкновение, неоднократно манев рируя в Норвежском море без со блюдения скрытности. Германские надводные корабли не появлялись. И . С. И С А В О В Корни одной операции аконец, после более чем годового переры ва, 11 сентября 1943 г., весь мир был широко оповещен Берлином о крупной операции гер манских линейных сил на Севере: «В ночь на 10 сентября гермал- ские корабли и крупные экспеди ционные силы произвели значи тельную операцию против воен ных об’ектов Шпицбергена. Гер манские корабли уничтожили укрепления береговой обороны, взорвали основные военные об’ек- ты и, в частности, радиостанцию, метеостанцию, портовые сооруже ния, электростанцию, водопровод, крупные нефтехранилища, склады с боеприпасами, продовольствием • и т. д ^ ах в ач ен о большое коли чество пленных. Все экспедицион ные силы вернулись на свои базы». В различных вариациях с насы щением героическими подробно стями подобные сообщения повто рялись месяцы, причем особенно настойчиво для внутригерманского вещания. Во всех случаях сообще ния заканчивались таким рефре ном: «наши силы потерь не имели», «все наши корабли благополучно возвратились в базу» и т. д. Несмотря на то, что в основном эти германские сообщения были рассчитаны на внутренний рынок, кое-кто за границей реагировал в том Же духе. Радио Стокгольма, правда, ссылаясь на германское информбюро, еще 2 января настоя щего года преподносило своим слушателям такие «истины»: «В сентябре неожиданным уда ром немецким военно-морским си лам удалось на долгие месяцы вы вести из строя английский опор ный пункт на Шпицбергене. Тщет но пытались англичане при по мощи подводных лодок-«малюток» атаковать тяжелые немецкие ко рабли, сосредоточенные в норвеж ских фиордах». Надо сказать, что в первый мо мент, еще 10—11 сентября, гер манская операция поставила мно гих перед головоломкой. Дело в том, что на Шпицбергене никогда не было оборонительных сооруже,- лий и крупных нефтехранйлищ или складов боеприпасов по той простой причине, что там никогда не было ни военного гарнизона, ни опорного пункта. Электростанция и прочие сооружения, обслуживав 1 В нашей прессе, говоря об авантюризме- морской стратегии немцев, часто относят это опреде ление ко всей повседневной боевой деятельности германского флота. Это не совсем верно. Германская морская стратегия, бесспорно, авантюристична по своему суще ству, что и предопределяет ее не состоятельность я конечное пора жение флота, так же как и всех вооруженных сил. Особенно ярко этот авантюризм сказывается в критические моменты принятия больших оперативных решений. Но в повседневной боевой деятельно сти этот авантюризм периодами сочетается с исключительной осто рожностью и расчетливостью. адмирал флота Из статьи «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» (За два с половиной года войны). (Окончание. Начало см. в №№ от 18 и 20 июня). шие угледобывающие предприя тия, были демонтированы или вы везены в первые дни войны. По этому борьба германских сил с ветряными мельницами сперва по казалась весьма подозрительной. Были опасения, не является ли это тонкой военной хитростью с целью завлечь в западню часть английского или советского флота. Но при ближайшем изучении всех обстоятельств и деталей этой «грандиозной» операции выясни лась фактическая сторона дела, которая сводится к следующему Выходу эскадры в составе «Ад мирал Тирпиц», «Шарнгорст», «Лютцов» и восьми эскадренных миноносцев предшествовала глу бокая воздушная разведка всего Северного театра. Ни конвоев, ни боевых сил союзников в море не оказалось. Приняв все меры скрыт ности, германская эскадра в тем ноте проскочила прибрежные воды и, появившись засветло перед быв шим рабочим поселком в Айс- фиорде на Шпицбергене, обстре ляла заброшенные деревянные ба раки и лачуги, а потом тем же по рядком возвратилась в норвежские шхеры. Вся забота германского коман дования сводилась к тому, чтобы ни с кем не иметь встреч. Понятна настойчивость, с которой повторя лось, что никаких потерь нет. Но для чего тогда нужна была вся эта операция, если только один расход жидкого топлива, столь драгоцен ного для Германии (не говоря уже о выпущенном боезапасе), обошел ся во много раз дороже стоимости разрушенных горняцких домиков, к тому же давно заброшенных? В данном случае мы имеем дело с крупной демонстрацией, вызван ной не столько стратегическими, сколько политическими соображе ниями, глубокомыслие которых может быть об’яснено только ло гикой тевтонского мышления, к тому же изнуренного четырехлет ними тяготами тотальной (для нем цев) и бессмысленной войны. Вот события и факты, вызвав шие к жизни эту «бум-операцию». Начатая с 1943 г., т. е. с прихо дом к командованию гросс-адмира- ла Дениц, «тотальная» подводная война в сентябре уже показала все германские возможности и начала затухать под прямым воздействием грандиозной системы активной противолодочной обороны, развер нутой нашими союзниками. Над водный флот больше года бездей ствовал, боясь новых потерь. Преимущество в воздухе, кото рое частично имела Германия в на чале войны, неуклонно утрачива лось, и как вооруженные силы, так и гражданское население «райха» начало это не только понимать, но и вещественно ощущать во время учащающихся налетов на инду стриальные центры Германии. Настоятельно требовалось хоть чем-нибудь скрасить общее унылое настроение, хоть на чем-нибудь продемонстрировать «торжество германского оружия». В этих условиях особенно ката строфичными оказались известия с Восточного фронта после провала того наступления, которое было возвещено, как «поворотное в ходе войны», как «реванш за Сталин град». Достаточно сопоставить следу ющие события и даты. 5 июля немецко-фашистские вой ска крупными силами танков и пе хоты пря поддержке многочислен ной авиации начали наступление на Орловско-Курском и Белгород ско-Курском направлениях. В оже сточенных боях наши войска измо тали и обескровили отборные ди визии немцев, сорвав немецкий план летнего наступ ления. Вслед за тем, Красная Армия сама развернула грандиоз ные наступательные операции. 5 августа нашими войсками были заня ты Орел и Белгород. 8 августа взят Харь ков, 30 августа — Таганрог. 10 июля началась высадка союз ников на о. Сицилия. 5 августа была занята Катания, 18 августа последние немецко-итальянские силы эвакуировались с Сицилии и появилась реальная угроза втор жения на Апеннинский полуостров. 7 августа морская правитель ственная комиссия США об’явила, что за первые 7 месяцев 1943 г. только на верфях США по строено 1.046 торговых судо£ общим водоизмещением в 10.485 тысяч тонн. j 8 августа английское адмирал тейство об’явило, что «за 46 меся цев войны (т. е. до 30 июня 1943 г.) захвачено, потоплено или повреж дено надводными кораблями, под водными лодками и самолетами, а также подорвалось на минах 9.945.683 тонны германских я итальянских судов, ^га цифра не включает потерь противника • результате действий советски^ кораблей и авиации». В этом, и только в этом — кор ни рекламной операции линейных сил на Шпицбергене и того, как она была обставлена, чтобы избе жать встреч с английским флотом или с советскими подводными лодками. \ Продолжение борьбы на дальних коммуникациях е успели еще герман ские газеты исчерпать тему о стратегическом значении «героичес кого рейда» на Шпиц берген, как стало из вестно, что линейный корабль «Адмирал Тирпиц» серьезно по врежден у себя в базе в результа те специальной операции, выпол ненной британским флотом, кото рый, очевидно, потерял надежду встретиться в море с флагманским кораблем германских линейных сил. После тщательной подготовки 23 сентября 1943 г. несколько ма лых подводных лодок специальной постройки форсировали систему охранения и противолодочных за граждений Альтен-фиорда, торпе дировали «Адмирал Тирпиц» и по вредили его настолько серьезно, что вплоть до настоящего времени он не может вернуться в строй. Последовала длительная пауза, в процессе которой выходов над водных кораблей не наблюдалось, а удлиняющиеся сумерки и насту пившая полярная ночь ограничива ли деятельность на коммуникациях подводных лодок и авиации про тивника. Конвои продолжали сле довать с ничтожными потерями, а чаще всего абсолютно без потерь. Только катастрофически ухуд шающееся для фашистской Гер мании положение на Восточном фронте, непрекращающиеся бом бардировки германской столицы и других гооодов и полная беспер спективность войны после Мо сковской и Тегеранской конфе ренций могли заста!вить немецкое командование выгнать в безнадеж ную операцию линейный корабль «Шарнгорст», который был по топлен у Нордкапа английским от рядом адмирала Фрезера 26 декаб ря 1943 г. Конец «Шарнгорста», уже опи- Ъанный в нашей прессе, сам по се бе — важный факт, меняющий стратегическое положение на Се верном театре. Нельзя, конечно, считать, что больше не будет раз личных авантюр. Остается угроза крейсерских операций наряду с воздушными я подводными, одна ко они могут парализоваться отно сительно меньшим составом сил, чем требовалось до сих пор. Главное в этой операции — не отдельные ошибки германского командования, а ее обреченность и бесцельность, так как линейный корабль был потоплен при первом же выходе и при этом погиб, не успев уничтожить или повредить ни один из транспортов конвоя. Особо важно отметить, что пре следование и потопление «Шарн горста» проходило в условиях по лярной ночи, т. е. в темное время, которое считалось до последнего времени наиболее благоприятным для рейдерских операций, рассчи танных на быстроту и скрытность. Так новая боевая техника со здает предпосылки для новых так тических приемов. Итоги К 1944 году а примере Северного театра особенно на г л е ю продемонстри рованы несостоятель ность германской мор ской стратегии и неиз бежность ее полного краха. Громадные усилия и затраты людей и средств в течение двух с половиной лет привели Германию к громадным потерям и жертвам, причем за это же время немцам пришлось от рекламированного на ступления на фронте перейти к обороне, а вместо разгрома наше го флота, его баз и наших комму никаций пришлось охранять свои транспорты. Вместо систематических опера ций в Атлантике немцы вынуж дены были ограничиться эпизоди ческими. и безуспешными рейдами в узком секторе полярного бассей на. & Не помогла концентрация глав ных сил флота в северных нор вежских шхерах. Не помогла мно гократная смена командования. Точно так же не помогли семи кратные охранения немецких тран спортов. Неуклонно тает германский бое вой флот, не сумев хотя бы дорого заплатить за свою гибель. Тает численность воздушных сил, по полнение которых возможно толь ко за счет других фротов . Так же тает транспортный тоннаж, не имеющий перспектив восполнения потерь. Без всякого шанса на успех си дят на своих исходных рубежах в глубоких блиндажах «герои Нар вика». С беспокойством следят они за исходом борьбы на море, от которой зависит их возможность добраться если не домой, то хотя бы до Нарвика. Стратегическая база в районе Вараягер-фиорда, казалось бы, та кая надежная и необходимая, как трамплин для предполагавшегося вторжения, сейчас превратилась в ловушку и с ^ д а е т все больше затруднений для ее хозяев. Северный флот, самый молодой из наших флотов, только летом 1933 г. получивший путевку • жизнь из рук товарища Сталкна, прибывшего лично для этого в Мурманск, успешно выполняя воз ложенные на него задачи, за время войны, несмотря на некоторые по тери, численно вырос и окреп. Но главное в том, что окреп и зака лился его личный состав в боях ■ в напряженной и сложной повсе дневной боевой деятельности, со пряженной с трудными полярными условиями плавания. Обогащенные опытом успешно! борьбы за фланг армии, опытом самостоятельных морских и воз душных операций, североморцы сейчас еще больше подготовлены для нанесения противнику после дующих ударов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz