Краснофлотец. 1944, июнь.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 21 июня 1944 г., № 146 (1912)' ===== — «мП,. - - j Dviwu на Сепе/7нимтеатре бе изложенные выше причины, побудившие вывести линейные си­ лы из Германии за По­ лярный круг, сами по себе могут быть оценены как предусмотрительные и логичные соображения, однако по существу своему они сугубо оборонительны и сами по себе не могли быть решающими в 1942 г., когда у германского руко­ водства еще были надежды на успешное окончание войны. Поэтому Альтен-фиорд надо *рассматривать не только как убе­ жище, но и как маневренную базу, выдвинутую на наши внешние ком­ муникации для обеспечения дей­ ствий надводного флота Германии по союзным конвоям. Последний выход в Атлантику линейного корабля «Фюрст Бис­ марк», кончившийся его гибелью 27 мая 194! г., показал герман­ скому командованию (особенно после опубликования материалов •по этой операции), что система наблюдения и развертывания всех сил и средств английского флота делают прорыв в Атлантику пред­ приятием безнадежным. Вопрос остается открытым только в той части, под какой широтой и долго­ той будет потоплен очередной не­ мецкий рейдер, что в свою очередь зависит больше от погоды и вре­ мени суток, чем от самих немцев. Урок с «Фюрст Бисмарк» с уче­ том предшествовавшего урока с «Адмирал граф Шпее» (13 декабря 1939 г.) и вынужденное сидение в Бресте «Шарнгорст», «Гнейзенау» и «Принц Евгений» не прошли да­ ром. Новых попыток прорыва в Ат­ лантику не было, а началась смер­ тельная борьба за северные ком­ муникации, которая должна была решаться подводными лодками и авиацией, также базирующимися на северное побережье Норвегии. Теперь в эту же борьбу были включены и линейные силы, район операций которых ограничивался только Норвежским и Баренцовым морями. Однако, несмотря на интенсив­ ность и двустороннее движение конвоев между нашими и англий­ скими и американскими портами, надводные корабли германского флота вели себя не особенно реши­ тельно. Наряду со стремлением на­ рушить наши коммуникации в этот период совершенно от­ четливо можно на­ блюдать тенденцию не рисковать линей­ ными кораблями и крейсерами, так как потеря их уже не мо­ гла быть компенсиро­ вана ввиду прекраще­ ния строительства больших кораблей1. За все время этого этапа войны было только три значительных выхода больших кораблей в район коммуникаций. 5 июля 1942 г. «Адмирал Тир­ пиц» совместно с «Адмирал Шеер» рискнул выйти в опера­ цию под эскортом большого числа охраняющих эскадренных мино­ носцев и самолетов. Это был пе­ риод полярного дня, когда авиа­ ция в течение круглых суток об­ следовала всю зону операции и убедилась, что поблизости нет крупных английских сил. Все было немцами учтено, кроме искусства советского подводника Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Лунина, который, про­ рвав зигзагирующее охранение, торпедировал «Адмирал Тирпиц» и нанес ему настолько серьезные повреждения, что операция была сорвана. Линейный корабль малым ходом и под усиленным, дополни­ тельно вызванным охранением был отведен в одну из баз, а союзные конвои проследовали по назначе­ нию. Несколько месяцев о линейном корабле «Адмирал Тирпиц» не бы­ ло слышно и, несмотря на нали­ чие исправных «Шарнгорст», «Ад­ мирал Шеер» и крейсеров, урок настолько запомнился, что только через год и два месяца была про­ демонстрирована следующая опе­ рация крупных сил, о которой надо сказать особо. В промежутке внешние коммуникации Советского Союза с Соединенным Королев­ ством и США подвергались атакам только подводных лодок, авиации и одиночным безуспешным попыт­ кам предпринимать атаки со сто­ роны миноносцев. # ^Тщетно пытался британский флот вызвать немцев на боевое столкновение, неоднократно манев­ рируя в Норвежском море без со­ блюдения скрытности. Германские надводные корабли не появлялись. И . С. И С А В О В Корни одной операции аконец, после более чем годового переры­ ва, 11 сентября 1943 г., весь мир был широко оповещен Берлином о крупной операции гер­ манских линейных сил на Севере: «В ночь на 10 сентября гермал- ские корабли и крупные экспеди­ ционные силы произвели значи­ тельную операцию против воен­ ных об’ектов Шпицбергена. Гер­ манские корабли уничтожили укрепления береговой обороны, взорвали основные военные об’ек- ты и, в частности, радиостанцию, метеостанцию, портовые сооруже­ ния, электростанцию, водопровод, крупные нефтехранилища, склады с боеприпасами, продовольствием • и т. д ^ ах в ач ен о большое коли­ чество пленных. Все экспедицион­ ные силы вернулись на свои базы». В различных вариациях с насы­ щением героическими подробно­ стями подобные сообщения повто­ рялись месяцы, причем особенно настойчиво для внутригерманского вещания. Во всех случаях сообще­ ния заканчивались таким рефре­ ном: «наши силы потерь не имели», «все наши корабли благополучно возвратились в базу» и т. д. Несмотря на то, что в основном эти германские сообщения были рассчитаны на внутренний рынок, кое-кто за границей реагировал в том Же духе. Радио Стокгольма, правда, ссылаясь на германское информбюро, еще 2 января настоя­ щего года преподносило своим слушателям такие «истины»: «В сентябре неожиданным уда­ ром немецким военно-морским си­ лам удалось на долгие месяцы вы­ вести из строя английский опор­ ный пункт на Шпицбергене. Тщет­ но пытались англичане при по­ мощи подводных лодок-«малюток» атаковать тяжелые немецкие ко­ рабли, сосредоточенные в норвеж­ ских фиордах». Надо сказать, что в первый мо­ мент, еще 10—11 сентября, гер­ манская операция поставила мно­ гих перед головоломкой. Дело в том, что на Шпицбергене никогда не было оборонительных сооруже,- лий и крупных нефтехранйлищ или складов боеприпасов по той простой причине, что там никогда не было ни военного гарнизона, ни опорного пункта. Электростанция и прочие сооружения, обслуживав­ 1 В нашей прессе, говоря об авантюризме- морской стратегии немцев, часто относят это опреде­ ление ко всей повседневной боевой деятельности германского флота. Это не совсем верно. Германская морская стратегия, бесспорно, авантюристична по своему суще­ ству, что и предопределяет ее не­ состоятельность я конечное пора­ жение флота, так же как и всех вооруженных сил. Особенно ярко этот авантюризм сказывается в критические моменты принятия больших оперативных решений. Но в повседневной боевой деятельно­ сти этот авантюризм периодами сочетается с исключительной осто­ рожностью и расчетливостью. адмирал флота Из статьи «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» (За два с половиной года войны). (Окончание. Начало см. в №№ от 18 и 20 июня). шие угледобывающие предприя­ тия, были демонтированы или вы­ везены в первые дни войны. По­ этому борьба германских сил с ветряными мельницами сперва по­ казалась весьма подозрительной. Были опасения, не является ли это тонкой военной хитростью с целью завлечь в западню часть английского или советского флота. Но при ближайшем изучении всех обстоятельств и деталей этой «грандиозной» операции выясни­ лась фактическая сторона дела, которая сводится к следующему Выходу эскадры в составе «Ад­ мирал Тирпиц», «Шарнгорст», «Лютцов» и восьми эскадренных миноносцев предшествовала глу­ бокая воздушная разведка всего Северного театра. Ни конвоев, ни боевых сил союзников в море не оказалось. Приняв все меры скрыт­ ности, германская эскадра в тем­ ноте проскочила прибрежные воды и, появившись засветло перед быв­ шим рабочим поселком в Айс- фиорде на Шпицбергене, обстре­ ляла заброшенные деревянные ба­ раки и лачуги, а потом тем же по­ рядком возвратилась в норвежские шхеры. Вся забота германского коман­ дования сводилась к тому, чтобы ни с кем не иметь встреч. Понятна настойчивость, с которой повторя­ лось, что никаких потерь нет. Но для чего тогда нужна была вся эта операция, если только один расход жидкого топлива, столь драгоцен­ ного для Германии (не говоря уже о выпущенном боезапасе), обошел­ ся во много раз дороже стоимости разрушенных горняцких домиков, к тому же давно заброшенных? В данном случае мы имеем дело с крупной демонстрацией, вызван­ ной не столько стратегическими, сколько политическими соображе­ ниями, глубокомыслие которых может быть об’яснено только ло­ гикой тевтонского мышления, к тому же изнуренного четырехлет­ ними тяготами тотальной (для нем­ цев) и бессмысленной войны. Вот события и факты, вызвав­ шие к жизни эту «бум-операцию». Начатая с 1943 г., т. е. с прихо­ дом к командованию гросс-адмира- ла Дениц, «тотальная» подводная война в сентябре уже показала все германские возможности и начала затухать под прямым воздействием грандиозной системы активной противолодочной обороны, развер­ нутой нашими союзниками. Над­ водный флот больше года бездей­ ствовал, боясь новых потерь. Преимущество в воздухе, кото­ рое частично имела Германия в на­ чале войны, неуклонно утрачива­ лось, и как вооруженные силы, так и гражданское население «райха» начало это не только понимать, но и вещественно ощущать во время учащающихся налетов на инду­ стриальные центры Германии. Настоятельно требовалось хоть чем-нибудь скрасить общее унылое настроение, хоть на чем-нибудь продемонстрировать «торжество германского оружия». В этих условиях особенно ката­ строфичными оказались известия с Восточного фронта после провала того наступления, которое было возвещено, как «поворотное в ходе войны», как «реванш за Сталин­ град». Достаточно сопоставить следу­ ющие события и даты. 5 июля немецко-фашистские вой­ ска крупными силами танков и пе­ хоты пря поддержке многочислен­ ной авиации начали наступление на Орловско-Курском и Белгород­ ско-Курском направлениях. В оже­ сточенных боях наши войска измо­ тали и обескровили отборные ди­ визии немцев, сорвав немецкий план летнего наступ­ ления. Вслед за тем, Красная Армия сама развернула грандиоз­ ные наступательные операции. 5 августа нашими войсками были заня­ ты Орел и Белгород. 8 августа взят Харь­ ков, 30 августа — Таганрог. 10 июля началась высадка союз­ ников на о. Сицилия. 5 августа была занята Катания, 18 августа последние немецко-итальянские силы эвакуировались с Сицилии и появилась реальная угроза втор­ жения на Апеннинский полуостров. 7 августа морская правитель­ ственная комиссия США об’явила, что за первые 7 месяцев 1943 г. только на верфях США по­ строено 1.046 торговых судо£ общим водоизмещением в 10.485 тысяч тонн. j 8 августа английское адмирал­ тейство об’явило, что «за 46 меся­ цев войны (т. е. до 30 июня 1943 г.) захвачено, потоплено или повреж­ дено надводными кораблями, под­ водными лодками и самолетами, а также подорвалось на минах 9.945.683 тонны германских я итальянских судов, ^га цифра не включает потерь противника • результате действий советски^ кораблей и авиации». В этом, и только в этом — кор­ ни рекламной операции линейных сил на Шпицбергене и того, как она была обставлена, чтобы избе­ жать встреч с английским флотом или с советскими подводными лодками. \ Продолжение борьбы на дальних коммуникациях е успели еще герман­ ские газеты исчерпать тему о стратегическом значении «героичес­ кого рейда» на Шпиц­ берген, как стало из­ вестно, что линейный корабль «Адмирал Тирпиц» серьезно по­ врежден у себя в базе в результа­ те специальной операции, выпол­ ненной британским флотом, кото­ рый, очевидно, потерял надежду встретиться в море с флагманским кораблем германских линейных сил. После тщательной подготовки 23 сентября 1943 г. несколько ма­ лых подводных лодок специальной постройки форсировали систему охранения и противолодочных за­ граждений Альтен-фиорда, торпе­ дировали «Адмирал Тирпиц» и по­ вредили его настолько серьезно, что вплоть до настоящего времени он не может вернуться в строй. Последовала длительная пауза, в процессе которой выходов над­ водных кораблей не наблюдалось, а удлиняющиеся сумерки и насту­ пившая полярная ночь ограничива­ ли деятельность на коммуникациях подводных лодок и авиации про­ тивника. Конвои продолжали сле­ довать с ничтожными потерями, а чаще всего абсолютно без потерь. Только катастрофически ухуд­ шающееся для фашистской Гер­ мании положение на Восточном фронте, непрекращающиеся бом­ бардировки германской столицы и других гооодов и полная беспер­ спективность войны после Мо­ сковской и Тегеранской конфе­ ренций могли заста!вить немецкое командование выгнать в безнадеж­ ную операцию линейный корабль «Шарнгорст», который был по­ топлен у Нордкапа английским от­ рядом адмирала Фрезера 26 декаб­ ря 1943 г. Конец «Шарнгорста», уже опи- Ъанный в нашей прессе, сам по се­ бе — важный факт, меняющий стратегическое положение на Се­ верном театре. Нельзя, конечно, считать, что больше не будет раз­ личных авантюр. Остается угроза крейсерских операций наряду с воздушными я подводными, одна­ ко они могут парализоваться отно­ сительно меньшим составом сил, чем требовалось до сих пор. Главное в этой операции — не отдельные ошибки германского командования, а ее обреченность и бесцельность, так как линейный корабль был потоплен при первом же выходе и при этом погиб, не успев уничтожить или повредить ни один из транспортов конвоя. Особо важно отметить, что пре­ следование и потопление «Шарн­ горста» проходило в условиях по­ лярной ночи, т. е. в темное время, которое считалось до последнего времени наиболее благоприятным для рейдерских операций, рассчи­ танных на быстроту и скрытность. Так новая боевая техника со­ здает предпосылки для новых так­ тических приемов. Итоги К 1944 году а примере Северного театра особенно на­ г л е ю продемонстри­ рованы несостоятель­ ность германской мор­ ской стратегии и неиз­ бежность ее полного краха. Громадные усилия и затраты людей и средств в течение двух с половиной лет привели Германию к громадным потерям и жертвам, причем за это же время немцам пришлось от рекламированного на­ ступления на фронте перейти к обороне, а вместо разгрома наше­ го флота, его баз и наших комму­ никаций пришлось охранять свои транспорты. Вместо систематических опера­ ций в Атлантике немцы вынуж­ дены были ограничиться эпизоди­ ческими. и безуспешными рейдами в узком секторе полярного бассей­ на. & Не помогла концентрация глав­ ных сил флота в северных нор­ вежских шхерах. Не помогла мно­ гократная смена командования. Точно так же не помогли семи­ кратные охранения немецких тран­ спортов. Неуклонно тает германский бое­ вой флот, не сумев хотя бы дорого заплатить за свою гибель. Тает численность воздушных сил, по­ полнение которых возможно толь­ ко за счет других фротов . Так же тает транспортный тоннаж, не имеющий перспектив восполнения потерь. Без всякого шанса на успех си­ дят на своих исходных рубежах в глубоких блиндажах «герои Нар­ вика». С беспокойством следят они за исходом борьбы на море, от которой зависит их возможность добраться если не домой, то хотя бы до Нарвика. Стратегическая база в районе Вараягер-фиорда, казалось бы, та­ кая надежная и необходимая, как трамплин для предполагавшегося вторжения, сейчас превратилась в ловушку и с ^ д а е т все больше затруднений для ее хозяев. Северный флот, самый молодой из наших флотов, только летом 1933 г. получивший путевку • жизнь из рук товарища Сталкна, прибывшего лично для этого в Мурманск, успешно выполняя воз­ ложенные на него задачи, за время войны, несмотря на некоторые по­ тери, численно вырос и окреп. Но главное в том, что окреп и зака­ лился его личный состав в боях ■ в напряженной и сложной повсе­ дневной боевой деятельности, со­ пряженной с трудными полярными условиями плавания. Обогащенные опытом успешно! борьбы за фланг армии, опытом самостоятельных морских и воз­ душных операций, североморцы сейчас еще больше подготовлены для нанесения противнику после­ дующих ударов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz